Руны бога семаргла. Значения и функции



Поговори со мною рядом, у нашего костра. Иль просто помолчим. Уже ноябрь, уже предзимье на исходе, а мне тепло с тобой. Костер горит, какая ночь.. Смотри, как пляшут огоньки, и слышно, как потрескивает хворост, и искры мотыльками улетают в небо. И кажется, что словно время здесь течет другое… Так веет здесь теплом, таким родным, что греет сердце, как колыбельная и руки мамы. Скажи, а почему пламя так притягивает взгляд? что хочется смотреть…смотреть бесконечно…и такой покой в душе, тепло и радость… Возьму с собою огонек, и в сердце сберегу…Расскажи... а откуда появился огонь на земле? Расскажи мене сказку о живом огне….

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.В начале времен, когда Сварог ударил магическим молотом по 6ел-горюч камню Алатырю. Разлетелись божественной искры, высеченные из камня, которые разгорелись, и из пламени родился Огненный Бог Семаргл. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался выжженный след.
Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни. И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.
Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Черный Змей.
Сварог и Сварожич - это Отец и Сын....


Симаргл покровитель Чертога Небесного Змея во Сварожьем Круге.
Так Чертог был назван потому, что именно там было сражение со змеем темных сил, который был побеждён.
Симаргл, сын Сварога - бог огня, тепла, кузнечного дела, домашнего очага, бог Луны, страж огненной лунной дорожки к Ирию.
Он хранитель священного живого Огня возрождения.
Покровитель всех огненных обрядов и огненных очищений.
Хранитель духовных истоков, защитник, и неутомимый охотник за тёмными духами и демонами.
Он - бог, не позволяющий тьме окутать всё. Это Симаргл, вместе со Сварогом, участвовал в битве света и тьмы, которая навсегда очертила границы славянского мира, отделив Правь, Явь и Навь.
Симаргл охранитель посевов, ростков жизни земной. Он вестник и посредник между миром людей и миром богов.
С огнем славяне связывают возникновение людей. В древних сказаниях говорится о том, что боги сначала сотворили Мужчину и Женщину, между которыми разгорелось первое пламя любви, с тех пор из пламени любви и пошел род людской.
Симаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Симаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов его супруги Купальницы, которая зовет его на свидание в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, у Симаргла и Купальницы родились их дети - Кострома и Купало.
Таков он, всесильный Симаргл - он щит и меч мира людей - он может охранять, согревать, оберегать, лечить, а может и сжигать все на своем пути.


В древне-славянских сказаниях Симаргл является в разных обликах. Иногда он представал перед людьми в виде молодого воина, окаймлённого языками чистого Ирийского пламени. Также он может воплотиться в образе огнекрылого Змея с головой сокола. А еще он в сказках являлся огненным соколом, сказочной птицей Рарох, с искрящимися крыльями, и сиянием, вырывающимся из клюва. Но чаще Симаргла видели в облике священного огненного волка Симуран, с крыльями сокола, за которым оставался пламенный шлейф.


Крылатый огненный Волк Симуран, охраняет ростки жизни, и сражается с хворями в человеке, способный сжигать все болезни своим огненным дыханием. В древних сказаниях говорится, что это он, Симаргл, вместе с огненным волком, принёс с Неба на Землю побег Древа Жизни. Он хранитель первозданного огня, который питает жизнью весь мир.
Но не стоит искать огненного волка во внешнем мире, он прежде всего живет в душе каждого человека, защищает его. Если человек заболевает, то поднимается температура, а это значит, что волк Симуран верно пришёл на помощь, и сражается с хворью, поэтому и говорят, что не всегда надо спешить сбивать температуру, а дать возможность внутренним силам человека победить в битве за здоровье.

Огонёк лучины в светёлке, лампадка, свеча, огонь в теплой печи родного дома, костры, пылающие факелы, жаркое пламя в кузне, пламя пожаров и маленькие искорки - всё это стихия Симаргла.
Из языков пламени Симаргла рождаются саламандры, сказочные ящерицы, которые по воле богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху.
Огонь славяне считали младшим братом Солнца, и от того его величали Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
Огонь Симаргла очищает от страхов и тревог, болезней и врагов.
Самым чистым и живым славяне считали огонь, зажжённый энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий.
На живом огне куются праведные мечи, а так же очищали жилища и старые предмеры быта славян. Прыганье через костёр и хождение по углям так же очищает тела и души людей от всех огорчений.
Посредством огня волхвы передавали заклинания и освещали обереги, на огне приготавливали снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
А с помощью огня, высеченного огнивом, или добытого от Солнца, согревали жилища и приготовляли пищу.
А ещё огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считался одновременно страшным, и чудотворным. Такой огонь славяне зажигали в святилищах с неугасимым алтарным огнём.
Но это не всё.


Главное, что наши предки свято берегли, - это чтобы Огонь загорался в пламенный сердцах. Потому что Сварожич Симаргл - это не только огонь очага, это духовный огонь в сердце, это сила, способная пробудить скрытые силы в человеке…
Принять Симаргла - это почувствовать божественный огонь в сердце, расправить крылья души, пробудить святую силу духа. И главное, это Огонь неугасимой Любви и Веры, который так важно сберечь, верно пронести по жизни, не растерять, не погасить, что придаст новые силы и согреет, и осветит в любую погоду.
Когда сидим у открытого огня, то на душе легко, спокойно, улетают тревоги, и вспоминается всё самое родное и близкое. Возможно, у огня мы встречаемся душой с нашими предками и богами, и душа наполняется новыми силами.


Древние славяне славили Симарга в день Бога Купала, и в день Перуна, и чтили во все дни, когда народный календарь говорил об огне и кострах. В день 14 апреля, когда на Руси расставались с зимой, ритуальное пламя сжигало Марену, а Симаргл своей силой растапливал последний снег. А так же отмечали праздник, посвященный богу Огня в день Осеннего Равноденствия, и в Летнего солнцестояния, в ту пору, когда Симаргл встречался с супругой Купальницей, и родились Кострома и Купала. В эти дни славяне приносили дары, зажигая большие костры. У костров собирались юноши и девушки, пели песни, играли, прыгали через пламя костров. Молили бога огня, о здоровье, счастье, защите, любви. В каждом доме помещали подвески, напоминающие гребни петуха. В старинных заговорах обращались к Семарглу с просьбой о помощи: «Спалить с раба Божьего хвори и печали, как жгешь и палишь ты в поле травы-муравы, чащи и трущебы, у сырого дуба подземельные коренья!»

" Семаргл Сварожнч! Велик Огневожич!
Спали боль-хворобу, очисти утробу,
у чада людины, у всякой тварины,
у стара и млада, Ты, Божья Услада.
Огнем очищая, мощь Душ отворяя,
спаси чадо Бога, да сгинет хвороба.
Тебя прославляем, к себе призываем,
ныне и присно и от Круга до Круга!
Тако бысть, тако еси, тако буди!"

Имя бога Огня было так свято в народе, что его избегали произносить вслух, а заменяли иносказаниями.

Символом Симаргла славяне считали руну Волка, а также изображение крылатого Волка или изображение огненного сокола Рарога, что означало мужество, веру и преданность.
А также Символы Огня - любое плетение, в том числе и сплетение волос, горящая свеча, лучина и крылья.

И поехал Симаргл сын Сварожич по той дорожке, где ему «женату быть». И наехал на широкий двор. Теремом назвать - мал будет, городом назвать - велик будет.
Его крыша - само небо синее,
вокруг маковки - лунный путь лежит,
хоровод плетут звезды частые.
И тут к Симарглу вышли из терема двенадцать дев. Среди них была сама королевична - Девана Перуновна.
- Ай, удалый ты, сын Сварожич! - сказала Девана. - Ты, пожалуй ко мне во высок чертог!
И зашел Симаргл в терем Деванушки, сел за стол белодубовый, стал есть и пить и так прохлаждался до вечера. А ближе к вечеру он сказал Деване:
- Ой Деванушка, дева лунная! Где, скажи, твоя, дева, спаленка? Где твоя кроватка тесовая? На земле скажи, иль на небе ли - где Луна в облаках-тучах прячется?
Повела Девана Сварожича в свою спальню. И увидел тут Семаргл кроваточку - хорошо кроватка украшена - с одного бока её - по-звериному, а е другого - по-змеиному. И подумал он, что кроватка подложная.
Схватил он Девану за белые руки и бросил на ту кроватку. Обернулась кроватка, и Девана с кроваточки упала прямо в тёмный погреб. И тот провал вёл не просто в погреб - то был путь из Яви в Навь.
Тогда Симаргл вышел из терема и пошел по звёздной дорожке, и нашел он дверь, ведущую в Навь. Он сорвал пудовые замки и раскрыл железные ворота. И выпустил из Нави царей и царевичей, могучих витязей, волхвов и кудесников.
- Выходите из царства смерти! Выходите из нор Деваны! И идите дорогой лунной по домам своим!
Поехал Симаргл по третьей дорожке, на которой ему «богату быть». И наехал в поле на крест. А под тем крестом оказались несметные богатства, да не злато-серебро, а сама Звездная, книга Ясная - Злата Книга Вед.

Семаргл (Симаргл) – славянский Бог Огня, один из стихийных Богов, живущих в мире Яви. Семаргл был не только Богом огненной стихии. Славяне считают Семаргла Богом, оберегающим посевы. По поверьям, именно Бог Огня сжигает последний снег на полях, после чего славяне начинают обрабатывать землю. Семаргл – один из Богов-воинов, защитников Яви. Его огненный меч помогает побороть всякое зло, а силу огня славяне призывают в обрядах очищения. Здесь огонь родственен с солнцем – так же боится его всякое худо.

Семаргла часто представляют в образе крылатого пса. Именно такие изображения Бога встречаются на старинных украшениях. Ещё одно воплощение Бога – огненная птица Рарог.

Оберег – символ Бога Семаргла

Со славянским Богом Огня, Семарглом, связывают несколько символов. Прежде всего, изображения крылатого пса , которые встречаются на старинных русальных браслетах и других оберегах. Ещё один вариант изображения Семаргла – огненная птица Рарог .

Есть и знак, посвященный Богу Огня. Он называется Огонь Небесный и напоминает искры костра. Обереги Семаргла носят для защиты от зла, особенно от нечистой силы . Славяне верили, что символ Бога Огня способен прогнать нечисть подобно тому, как это делает костер. Второе значение символа – оберег для защиты от неудач, стихийных бедствий, особенно от пожаров .

Атрибуты Бога Семаргла

Животное – крылатый пес.

Птица – Рарог (птица с огненными крыльями)

Геральдика, предметы – костер, пламя свечи.

Треба (подношение) – свечи, выпечка, масло.

Семаргл в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Семаргла изображен один из его символов – Огонь Небесный.

Номер Резы – 17.

Реза Бога Семаргла появляется в раскладе, когда жизнь спрашивающего стала слишком размеренной, скучной, когда человек начал бояться перемен. Семаргл приходит, чтобы принести вместе с собой бурю событий и чувств. От спрашивающего потребуется храбрость, сила, бесстрашие. Нужно суметь встретиться с огненной стихией в своей жизни, но не дать ей сжечь всё вокруг.

Подробнее о значении Резы Бога Семаргла в гадании в статье «Реза Рода Семаргл »

В славянских обрядах к Семарглу обращаются с просьбами об очищении. Этого Бога вспоминают во время обрядов на многих славянских праздниках. Каждый раз, когда в обряде разжигают костер, сжигающий всё старое, худое, здесь присутствует сила Семаргла.

Праздники, где чествуют Семаргла, Бога славян

Семаргла вспоминают в Купальскую ночь , когда огонь становится одной из значимых очищающих сил. Вспоминают его и во время Весеннего Равноденствия, сжигая чучело Морены Зимы. Но есть особый день, посвященный именно Богу Огня.

14 апреля – день Семаргла. Считается, что в этот день Бог Огня сжигает последние снега на полях, чтобы после оберегать семена до появления всходов.

Обширный и богатый пантеон славянских божеств можно разделить на две основные группы – боги солнечные и боги функциональные. Каждый из богов имел свои обязанности и сферы влияния. Семаргл (по другой версии написания Симаргл) относится ко второй группе богов, наравне со Стрибогом, Велесом, Перуном и другими. Его основная сфера ответственности – стихия огня.

Семаргл считается покровителем первородного огня, самым старшим из Сварожичей (сыновей бога Сварога). По одной из легенд огненный бог самым первым появился на свет из «божественной искры», которую Сварог высек божественным молотом из магического камня Алатырь.

Согласно мифам и сказаниям, бог Семаргл долгое время выступал в качестве защитника Прави (божественной обители) от сил тьмы и зла. Когда он появлялся на поле боя, силы других богов усиливались многократно.

Также Семаргл объединил богов в битве против Чернобога, а воинская доблесть огненного божества нисколько не уступала прославленному брату – громовержцу Перуну. Впоследствии наши предки стали устанавливать идолы Семаргла на капищах справа от алтарей Перуна – в знак почтения к силе и мощи бога огня.

О происхождении имени бога Семаргла есть несколько гипотез. Одна из них гласит, что оно представляет собой симбиоз двух имен – «Сима» и «Регл». Так звали древних богов, покровительствовавших огню и имевших ассирийские корни. Им в древности поклонялись славяне в причерноморских землях.

Вторая теория на сегодняшний день считается наиболее достоверной. Согласно ей, имя Семаргла было позаимствовано славянами у древнеиранского божества Симурга, представлявшего собой огненную птицу.

Еще одна экзотическая версия уходит корнями в индоарийский эпос, где прообразом Семаргла выступает огненный бог Агни , которого именовали «семипламенным». Из сочетания этих слов и могло появиться имя славянского божества. Однако эту версию нельзя считать полностью достоверной, она происходит исключительно из единичных исследовательских суждений.

Функции славянского божества

Одна из главенствующих функций бога Семаргла – хранение и поддержание жизнеродящего огня Инглия. За это он получил еще одно имя – Огнебог. Славяне почитали его в частности, как хранителя домашнего очага.

Семаргл являлся богом-вестником, передающим послания других божеств в Явь (человеческий мир). Возможность сообщать вести из одного мира в другой отличала его от большинства других божеств пантеона. В какой-то степени эта способность делает бога огня схожим с греческим Гермесом.

Также Семаргл считается покровителем плодородия и, по преданиям, мог вылечить тяжело болеющего человека.

Если начинался жар и лихорадка, то славяне верили, что это именно огненный бог прогоняет болезнь из тела, помогая скорее прийти в себя и выздороветь.

Есть еще одна достаточно интересная трактовка образа Семаргла, согласно которой он выступает как божество, ответственное за смерть . Возможное объяснение этому заключается в том, что огненный бог покровительствовал плодородию и времени, когда собирали урожай, а земля и все живое на ней погружалось в долгий холодный сон до весны. Этот период ассоциировался со смертью – неизбежным элементом круговорота всего живого.

Особо Семаргл благоволит людям, родившимся в чертоге змея – согласно славянскому гороскопу, это период времени с 24 ноября по 17 декабря.

Бог огня считался покровителем чистоты и новой жизни. Так, огонь у славян символизировал очищение, поэтому существовали традиции сжигать старые вещи, желая избавиться от прошлого и подготовить себя к чему-то новому.

Внешний вид и атрибуты

На славянских артефактах, датируемых 9-11 веком Семаргл изображался в виде собаки с крыльями, напоминающей грифона , часто с пламенем, исторгаемым из пасти. Обычно такие изображения находились в кругах из сакральных символов и использовались в качестве амулетов.

  • По поверьям, бог огня имел способность менять свой внешний вид и представать перед людьми в различных ипостасях. Он мог явиться как в образе молодого или средних лет человека в доспехах, по некоторым преданиям, его окружали языки пламени.
  • Еще один образ, соответствующий Семарглу – огненный крылатый пес. А у восточных славян, в том числе у чехов, он мог изображаться похожим на дракона.
  • Священное животное огненного божества – сокол. С ним ассоциировались мистические птицы Финист и Рарог, символизирующие воинское сражение и победу.

Место Семаргла в обители богов – Чертог Небесного Змея , который находится в круге Сварога. Бог огня – покровитель чертога, где он и поддерживает священный небесный огонь.

К другим атрибутам, посвящаемым этому божеству, относятся костры, факелы и свечи, которые размещали на молельнях и капищах. В качестве требы (подношения) он принимал только бескровные жертвы – хлеб, масло и свечи из воска.

Важно ! Существуют изображения, на которых в руках бога Семаргла находится огненный меч. Некоторые исследователи считают, что впоследствии, после крещения Руси, этот символ стал атрибутом архангела Михаила.

Символы

Основной символ, используемый в качестве оберега, посвященного богу Семарглу – это непосредственно изображение крылатого пса. Его чеканили на металлических амулетах в окружении орнамента из растительных элементов, трав и листьев. Такой талисман считался надежной защитой от любых бед и невзгод. Другой часто изображаемый символ – огненная птица Рарог . Ее изображали на своих знаменах воины – считалось, что божественный сокол принесет победу в сражении.

Еще один талисман Семаргла называется «небесный огонь». Он представляет собой косой крест, напоминающий букву «Х» с поперечными прямыми чертами в центре лучей. Этот амулет использовали в следующих целях:

  • защита от нечистой силы и сглаза;
  • предотвращение пожаров;
  • защита владельца от неудач и козней врагов;
  • предохранение от стихийных бедствий.

Семарглу была посвящена руна Волка . Она выглядит как квадрат с лучами, уходящими под углом в стороны. Такую руну носили на себе в качестве талисмана те, кто хотел получить смелость, отвагу и благородство. Она обладает уникальной и очень сильной энергетикой и также использовалась в качестве защитного символа.

С богом Семарглом также ассоциировались любые изображения огня, они могли быть вырезаны на предметах обихода, вышиты на одежде или отчеканены на украшениях.

Как сделать и зарядить оберег?

Славянские обереги предпочтительнее всего делать из природных материалов , амулет бога огня не будет исключением. Лучше всего подойдет металл, дерево, кость или натуральная ткань.

Внимание ! Подобные амулеты наши предки не делали для себя, оберег следовало получить в дар от близкого, дорогого человека. Считалось, что такая защита будет гораздо сильнее.

Для того чтобы талисман имел силу, его необходимо очистить и зарядить. Очищение производилось при помощи воды, соли и огня :

  1. Подготовленный амулет помещают под холодную проточную воду (лучше всего подойдет родник или ручей, но в критической ситуации можно использовать любую емкость с чистой водой).
  2. Далее в воду нужно бросить несколько кристаллов соли.
  3. Через несколько часов талисман извлекают из воды, тщательно протирают белой натуральной тканью и проводят над пламенем свечи, представляя образ бога-покровителя.

Далее требовалось зарядить амулет энергией бога. Для этого нужно в одиночестве прийти в спокойное место, развести костер или поставить восковую свечу и произнести желаемую цель вслух, обратившись к Семарглу с просьбой о помощи и защите. После этого оставляют небольшое подношение в виде хлеба или воска. По славянским поверьям, требы для солнечных и огненных богов кидали прямо в огонь , где они должны полностью сгореть до пепла.

После такого несложного ритуала оберег наполнится силой и будет готов к использованию.

Праздники, связанные с божеством

Семаргла чествуют трижды в год :

  • 14 апреля – день огненного бога;
  • 7 июля – Купальская ночь;
  • День весеннего равноденствия.

Для каждого праздника предусмотрены свои традиции. Так, 14 апреля, в день, посвященный только богу Семарглу, считалось, что огненный покровитель топит снег на полях и начинает заботиться об урожае. Славяне стремились помочь богу в этом – на полях разжигали костры и тщательно следили, чтобы они не погасли как можно дольше.

В некоторых областях из домов выносили угли и раскладывали на земле в тех местах, где позднее будут посевы.

Интересно : существовала примета для девушек, что в день Семаргла нужно подшутить над девятью молодцами – если сделать это, то будущий муж никогда не будет изменять.

В Купальскую ночь разжигались костры, молодые люди прыгали через них, водили хороводы и приносили требы божествам. Считалось, что купальский огонь находится под надзором Семаргла, он обладает очистительной силой и защищает от любого зла. Парни и девушки прыгали через костры, взявшись за руки – если в прыжке руки не разъединились, это считалось добрым знаком и предсказывало скорую свадьбу.

В День весеннего равноденствия прощались с зимой и сжигали в огне чучело Зимы-Морены. В этот праздник также возносились молитвы Семарглу – крестьяне просили у него тепла и доброго урожая.

Образ огненного бога прослеживается во многих культурах и, как правило, обладает схожими чертами и свойствами. У славян он принял образ крылатого огненного пса Семаргла , хранителя огня и защитника людей и богов. И по сей день в традиционных праздниках можно увидеть отголоски тех времен, когда наши предки почитали огненного бога.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео, в котором подробно рассказывается о славянском боге Семаргле:

Славянская культура изобилует образами, которые отошли на второй план с приходом христианства. Пантеон языческих богов был многоликим. Сегодня его главными представителями считаются , и . Божеством, о котором не рассказывают в школьном курсе истории, оказался Семаргл.

История происхождения

Ряд исследователей трудился над восстановлением утраченных легенд, повествующих о том, что значил бог Семаргл для славян. Одни утверждали, что корни мифов о нем ведут к иранским повествованиям, другие напоминали о древнеперсидском божестве по имени Симург. Последний был гибридом собаки и птицы. Схожий облик имел и Семаргл. Артефакты, найденные археологами, доказывают связь между двумя образами. Теория, выдвинутая учеными, гласит: славяне, жившие неподалеку от иранской границы, переняли традиции у соседей, и поклонение Семарглу было одной из них.

В 9 веке политическая ситуация на Руси не была гармоничной. захватил власть, убив . Он заручился поддержкой единомышленников: хазар, иранцев и евреев. Дополнение божественного пантеона новым ликом стало продуманным политическим действием, объединившим тех, кто был угоден князю. Перун, как покровитель войска, стал главным богом.

Ученые, выясняя биографию божества и способности, которыми оно было наделено в славянской мифологии, отмечали, что информации по этому вопросу практически нет. Лишь пара-тройка записей подтверждает его существование в древних легендах наших предков. Славяне считали Семаргла посредником между людьми и Перуном. Он всегда был в боевой готовности, способен противостоять силам зла, и эта характеристика аналогична описанию Симурга иранцами. Они считали, что бог оберегает Древо жизни, хранящее на своих ветвях семена всех известных миру растений.


Семаргла часто изображали как крылатую собаку, напоминавшую грифона. Артефакты, на которые нанесен его образ, изготовлены в период с 9 по 12 век. Они изображают Семаргла в окружении из орнамента, что автоматически делало вещь оберегом. Амулеты, на которых был нарисован затейливый узор в виде трав и ветвей, хранились в семьях славян даже после принятия христианства. Об этом свидетельствует изображение, найденное на воротах одного их храмов в Суздали.

Значения и функции

Семаргл считался огненным божеством. Его называли огнебогом за то, что он хранил первозданное пламя. Передавая вести из мира смертных в мир богов, он становился своеобразным курьером и выступал во имя людей против темных сил. Славяне считали, что благодаря Семарглу остается под защитой первозданное небесное пламя, которое он бережно передавал союзникам, когда требовалось отразить атаку противника. Он увеличивал силу воинов, на чьей стороне выступал, и был сосредоточением божественной власти.


По легенде Семаргл, старший , объединил силы главных богов, чтобы выступить против Чернобога. Он заступался за мир Прави и мало чем уступал Перуну, приходившемуся братом божеству. Значение Семаргла нельзя преуменьшить, ведь он был олицетворением храброго воина, доблестного защитника и вестника.

Существует специфичная трактовка, в которой Семаргл предстает практически богом смерти. Он покровительствует плодородию, времени сбора урожая, приходящегося на осень, когда все живое умирает или погружается в сон до весны. Семаргл напрямую связан с землей. Поклонники называли своего кумира богом Луны, так как верили, что он еженощно покидает мир, чтобы, вооружившись пламенеющим мечом, обходить с дозором вверенные его защите земли. Удивительно, но этот образ напоминает архангела , который с подобным мечом стоит во главе небесного воинства.


Славяне старались не упоминать имени Семаргла вслух, памятуя о том, что он живет в мире смертных и без призывов знает о происходящем в их жизни. Его дух призывали, чтобы укрепить семейный очаг и защитить от болезней.

Семаргл в культуре

На изображениях, наносимых на одежду и украшения, Семаргл изображался в виде гибрида пса и орла. В писаниях о Заратустре он упоминался под именем Симурга, что в переводе означало «жар-птица». Упоминания о нем или его прообразе находятся в персидских поэмах, датированных 11 веком. Ритуалы, связанные с восхвалением бога или жертвоприношением ему, проходили при использовании огня.


Его числом считалась семерка. В имени Семаргл усматривали связь с этой цифрой, делая вывод, что такое название у нее появилось в честь божества. Учитывая, что в славянском пантеоне шесть богов, можно допустить, что седьмым изображали Семаргла.

В книге «Русколань – древняя Русь» Семаргл изображен в облике коня с золотой гривой и серебристой шерстью. Автор А.И. Асова ассоциирует божеством с Симургом, популярным в Иране, и , почитаемым в Древней Греции

Символы Рарог и Огонь Небесный – знаки огненного Бога Семаргла, потому и в их изображении видны яркие искры и языки пламени. Семаргл – один из самых близких к людям славянских Богов. Огонь почитали, прежде всего, как оберегающую и очищающую силу.

Изображение знака Рарог

Рарог – огненный сокол, воплощение Бога Семаргла. Изображают Рарога в виде птицы. Иногда крылья Рарога состоят из языков пламени. Такую птицу изображали на своих стягах славянские воины.

Изображение знака Огонь Небесный

Огонь Небесный – ещё один знак Семаргла. Встречается он в северной домовой резьбе, в росписи утвари. Есть несколько вариантов изображения Небесного Огня. Один из них встречаем на славянских Резах Рода. Этот же символ изображают на славянских оберегах, посвященных Богу Семарглу.

Сила знаков Рарог и Огонь Небесный

Чем помогут обереги Семаргла, какое действо совершают?

Огонь издревле почитали очищающей силой. В праздник Купало и в иные славянские праздники прыгают через костры, чтобы очиститься от худа, проводят меж горящими кострами домашний скот, одежду хворого человека сжигают в огне, чтобы он скорее выздоровел, чтобы худо более не возвращалось в семью. Отсюда и значение оберегов Рарог и Огонь Небесный:

  • Очищение от худа, от наведенного зла;
  • Защита от неудач и бедствий.

Кому подходят знаки Семаргла?

Сила огня помогает людям, но стихия это непредсказуемая. Потому обереги Семаргла носить советуют взрослым людям, способным справиться с их огненной силой. Знаки Рарог и Огонь Небесный очищают от худа, они же придают смелость, уверенность в себе. Важно, чтобы смелость не превратилась в безрассудство.

Связь славянских символов с Богами

Сила славянских символов традиционно связана с Родными Богами. Каждый знак обращается к одному из славянских Богов, отсюда и значение каждого символа. Хотите узнать сразу про все знаки Богов? Читайте большую статью: «Славянские символы. Традиционная символика славян». В ней коротко описываем значение каждого символа, о котором можно узнать больше в статье, посвященной этому знаку.

Выбор редакции
Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...

О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...

Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...

Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...
Мясо индейки относится к числу диетических продуктов. В нем содержится огромное количество витаминов, полезных микро- и макроэлементов....
Повествование, описание и рассуждение – три кита, на которых держатся наши тексты. Не поверите, но, если не брать во внимание диалоги,...
Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм...