Электроэнергетика и электротехника перспективы. Электроэнергетика и электротехника кем работать и что выбрать в наше время


В последние десятилетия наиболее бурный рост наблюдается в электроэнергетической и электротехнической промышленностях. Эти отрасли вносят колоссальный вклад в создание и совершенствование материальной базы для научно-технического прогресса за счет постоянного обновления орудий и средств производства. Особенно это касается электронного и электротехнического машиностроения, предприятия которого превращают местности, где они располагаются, в районы высокой технокультуры, привлекательные для высококвалифицированных кадров, обеспеченные экспериментальными базами, НИИ и лабораториями.

Кроме того, изготовление электронных и электротехнических изделий стимулирует появление широкого выбора технических приспособлений, методик и инновационных материалов.

Что изучает электротехника

Эта научная отрасль имеет своим предметом изучение использования на практике в народном хозяйстве различных электрических явлений, ее цель – рассматривать принципы функционирования электроагрегатов и электротехнических машин. Объектом для науки «Электротехника», которая выделилась из физики совсем недавно (в конце 19 столетия), является добыча, перераспределение, применение и преобразование электрической энергии.

Подотраслями электротехнической науки являются:

  • электроника;
  • электроэнергетика;
  • электромеханика;
  • электротехнологии;
  • системы управления, телевизионные коммуникации и преобразование сигналов.

Электротехника и электроника отличаются между собой тем, что первая направлена на изучение перераспределения электрической энергии, а вторая – работает с таким важным производственным ресурсом, как информация.

Изучение научных предметов электротехника и электроника производят различными методами, среди которых наиболее часто применим метод анализа и сравнения.

Полученные научные знания имеют большую практическую ценность – они применяются электротехникой для автоматизирования производственно-технологических процессов в народном хозяйстве.

Постоянно пополняется перечень отраслей и подотраслей, где используется электроэнергия, и внедряется электротехника.

Что такое электроэнергетика

Электроэнергетика и электротехника тесно взаимосвязаны. Электроэнергетикой называют подотрасль энергетики, которая занимается получением, перемещением и распределением электрической энергии потребителям.

Электроэнергия гораздо предпочтительнее других видов энергии. Например, ее довольно легко переправлять на большие дистанции, делить между источниками потребления, также ее без особых усилий можно преобразовать в энергию механических и химических связей, тепла и света. Электрическая энергия производится и потребляется практически одновременно, потому что скорость ее передачи потребителям мало отличима от скорости света.

Главным недостатком электроэнергии является невозможность ее накопления (аккумуляторные батареи не в счет, потому что способны создать временный запас энергии лишь для маломощных агрегатов).

Современная всем привычная жизнь просто остановится без электроэнергии. Развитие этой отрасли способствует дальнейшему совершенствованию информационно-компьютерных технологий, повышению выработки электричества, созданию и внедрению новых электроприборов.

Какие специалисты нужны

Любая отрасль не может функционировать без квалифицированных кадров. Предприятиям, занимающимся выработкой электроэнергии, необходимы работники, имеющие специальность в области электроэнергетики и электротехники. Такие специалисты обладают соответствующими знаниями и могут самым рациональным способом использовать их в практическом производстве. Профессии электроэнергетика и электротехника всегда востребованы, потому что в мире требуется все больше и больше электроэнергии с каждым годом. Следовательно, требуется вводить в строй все новые электроустановки и в дальнейшем их обслуживать.

Также необходимо разрабатывать балансы рационального производства/потребления/распределения электроэнергии и применять новые информационные технологии. Поэтому люди, работающие в данной сфере, должны постоянно повышать уровень своей квалификации, совершенствовать знания и навыки, проходить регулярные стажировки и профпереподготовки.

Для работников этой области необходим технический склад мышления для того, чтобы проводить многоступенчатые математические расчеты и подвергать анализу графические материалы в виде схем и графиков. Необходимо уметь быстро концентрировать внимание, быть открытым новым идеям, не бояться самостоятельной работы и нести повышенную ответственность за результаты своей деятельности.

Где учат будущих электроэнергетиков

Молодых специалистов по специальности электротехника и электроника выпускают соответствующие технические ВУЗы, конкурсы туда в наше время достаточно высоки. Изучаемые там дисциплины помогают сформировать базу знаний технолога о предметах, которые нужны для успешной работы на электротехнических предприятиях и в области электроники:

  • электро,- и магнитные цепи;
  • трансформаторы;
  • электромашины;
  • приборы для электрических измерений;
  • приборы на основе полупроводниковых технологий;
  • приборы для преобразования, усиления электрических импульсов;
  • средства на основе микропроцессоров и цифровых технологий.

Обучающие программы созданы таким образом, что дают теоретические знания об азах электротехники и электроники для конструирования новейших моделей электрооборудования, а также прививают практические умения, которые дают возможность проводить безошибочное техобслуживание электротехники и электроники различного уровня сложности, дается информация об автоматизации технологий в полиграфии и некоторых смежных отраслях народного хозяйства.

После получения диплома новоиспеченные специалисты умеют, знают и понимают:

  • основополагающие законы электротехнической и электронной наук;
  • принципы протекания процессов в различных цепях (электронных, магнитных, электрических);
  • методы построения математических моделей;
  • построение планов экспериментов и их реализация.

Интересно. Будущих студентов и молодых специалистов, только закончивших ВУЗ по специальности электроэнергетика и электротехника, волнует вопрос: кем можно работать, и какова возможная зарплата.

Работники, имеющие профессии в области энергетики, всегда могут рассчитывать на большой выбор мест работы, карьерные перспективы (возможна также работа за рубежом) и зарплату от 20 до 70 тысяч рублей, в зависимости от опыта, предприятия и сложности работы. Такие профессионалы могут работать на:

  • электростанциях;
  • заниматься научной деятельностью;
  • организациях по перераспределению электроэнергии;
  • в научных лабораториях и испытательных центрах;
  • на других промышленных объектах.

Сферы использования электроэнергии постоянно растут, поэтому электротехника и электроэнергетика уже неотделимы от современной жизни. Их развитию способствуют высококлассные специалисты, имеющие квалификацию в этих областях.

Видео

Сегодня трудно представить какую-либо область деятельности, где не стояла бы задача обеспечения электроэнергией. Эту задачу выполняют энергосистемы различных уровней – от Единой энергосистемы России (объединяющей в себя устройства по производству электроэнергии – электростанции, устройства транспортировки электроэнергии – электросети, устройства распределения электроэнергии и выдачи ее потребителям – электроподстанции и электрощиты) до энергосистемы города, предприятия, жилого комплекса и т.п.

Именно энергосистемами и составляющими их устройствами и занимается инженер- электроэнергетик. Он работает со всеми этапами жизненного цикла энергосистем и энергоустройств: занимается их проектированием, созданием, эксплуатацией и обслуживанием и даже утилизацией – выводом отдельных элементов из эксплуатации без ущерба для энергосистемы в целом и для потребителей.

Понятно, что инженер-электроэнергетик – профессия очень важная и ответственная: она обеспечивает саму возможность существования на территории современных, не архаичных форм жизни и деятельности. Энергетическая система образует инфраструктуру (структуру, лежащую в основе) любого поселения, любого современного вида деятельности. А инженер-электроэнергетик отвечает за то, чтобы эта инфраструктура нормально работала.

Но будет ли эта профессия также и интересной? Ведь основные законы электротехники были открыты аж в XIX веке! Не получается ли так, что инженер-электроэнергетик лишь повторяет уже отработанные решения, приспособляя их к конкретным условиям?

Как раз сейчас электроэнергетика переживает сразу три инновационные волны, и каждая из них содержит в себе инженерный вызов – задачу, которая не имеет однозначного и отработанного решения, а иногда и попросту до сих пор не решенную.

Первая инновационная волна – это новые источники энергии, в первую очередь, возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Возобновляемая энергетика привлекает своей относительной экологической чистотой, а также неисчерпаемостью. Но у ВИЭ, особенно солнечных и ветровых, есть одна особенность, затрудняющая их использование, – неравномерность выработки, зависящая от природных условий. Как включить ВИЭ в единую энергосистему без потери качества электроэнергии и без риска для энергосистемы – это вызов для инженеров-электроэнергетиков, пока что не нашедший ответа.

Вторая инновационная волна – новые системы управления энергосистемой, основанные на так называемых технологиях «умных сетей» (SmartGrid). Развитие компьютерных сетевых технологий сделало возможным включить в контур управления энергосистемой не только крупные объекты (электростанции, линии электропередачи, подстанции), но буквально все электроприборы вплоть до электрочайников и стиральных машин. Более того, каждый потребитель электроэнергии сможет подключить в сеть ВИЭ или аккумулятор (например, электромобиль) и взять на себя роль производителя энергии. Как обеспечить управляемость такой энергосистемы, если число объектов управления стремится к бесконечности? При этом, разумеется, энергосистема должна сохранять устойчивость и обеспечивать высокое качество электроэнергии. Еще один крупный вызов для инженеров-электроэнергетиков.

Наконец, третья инновационная волна связана с новыми физическими принципами, лежащими в основе устройств преобразования энергии. Речь идет о силовой электронике, позволяющей осуществлять практически преобразования электроэнергии практически без потери мощности. Создание энергосистем, использующих новые технологии и новые материалы (в том числе, алмазную силовую электронику) – это также вызов для инженеров-электроэнергетиков.

Здесь перечислены только уже оформившиеся инновационные волны и вызовы в электроэнергетике. А ведь есть еще только зарождающиеся инновационные волны. Например, волна, связанная с преобразованием электроэнергии в энергию химических связей и обратно с целью транспортировки и хранения электроэнергии. Сейчас мы находимся только на стадии обнаружения вызовов в этой области. А отвечать на них–дело электроэнергетиков будущего.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Электроэнергетика и электротехника вместе представляют собой область науки и техники. Она занимает огромное место в мире, так как без электрической энергии современный мир представить себе сложно.

Отсюда выходит, что специальность 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» на рынке труда является чуть ли не самой востребованной. Выпускники данного профиля могут рассчитывать на широкий выбор предприятий для дальнейшей работы.

Данная специальность располагает широким спектром профилей, такие как электрические станции, электромеханика, электроснабжение, электрооборудование, гидроэлектростанции и некоторые другие.

Условия поступления

Окончив специальность «Электроэнергетика и электротехника», молодой специалист должен обладать универсальными навыками и практическими компетенциями в данной сфере науки и техники, а также уметь создавать и эксплуатировать электротехнические устройства, работать с потоками электрической энергии.

Какие же предметы нужно сдавать абитуриенту для поступления на данную специальность? Профильным здесь является математика. Дополнительно поступающий должен сдавать:

  • русский язык;
  • физика, информатика и ИКТ или химия (на выбор абитуриента);
  • на усмотрение вуза - иностранный язык.

Будущая профессия

Электроэнергетика и электротехника представляет собой базовую отрасль промышленности, поскольку осуществляет производство электрической энергии. Тут можно говорить, что будущие выпускники смогут найти себя в разных предприятиях, организациях и промышленных компаниях. Готовый специалист будет обладать такими навыками и умениями:

  • по получению и распределению электрической энергии;
  • по управлению потоком электроэнергии;
  • по созданию и эксплуатированию электропроводных систем;
  • по работе электрическими машинами и преобразователями.

Куда поступать

На сегодня квалифицированная подготовка осуществляется в таких приоритетных вузах Москвы и России:

Срок обучения

Специальность 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» предполагает обучение на очной, заочной и вечерней формах. Продолжительность обучения на очной форме бакалавриата составляет 4 года, а заочная и вечерняя - 5 лет.

Основный дисциплины, которые входят в курс обучения

Программа обучения включает в себя следующий набор основных предметов:

  • электроэнергетические станции;
  • электроснабжение;
  • электрические и электронные аппараты;
  • автоматизированное проектирование электротехнических устройств;
  • теоретические основы электротехники;
  • релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем;
  • общая энергетика;
  • силовая электроника.

Приобретаемые навыки и умения

В процессе обучения студент приобретает необходимые профессиональные навыки и умения:

  • по работе с электрической энергией и контролю потока;
  • по созданию и проектированию электромашин и оборудования;
  • по эксплуатации средств построения электротехнических систем;
  • по созданию электротехнических изделий;
  • по развитию электроэнергетики и электротехнике;
  • по созданию и проектированию электроэнергетических и электротехнических систем;
  • по формулированию задач в данной области.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускник данной специальности может претендовать на работу в разных сферах деятельности. Это могут быть разнообразные производственно-технологические организации, которые занимаются производством, передачей и распределением электроэнергии.

В основном выпускники занимают должности инженеров-программистов, разработчиков электротехнических систем, инженеров по электроприводу и другие. Востребованы специалисты в сферах электроэнергетики, промышленности, машиностроении, а также транспорте.

В России существует достаточно больших и перспективных организаций, где всегда нужны специалисты по электроэнергетике и электротехнике. Тут сразу можно говорить и про ООО «Газпром», ОАО «Ленэнерго» или ЗАО «Росэлектропром Холдинг». Эти и другие крупные предприятия имеют множество партнеров, что позволяет говорить о необходимости специалистов для работы и на этих предприятиях.

Заработок составит от 20-35 тысяч гривен в зависимости от предприятия и должности.

Преимущества обучения в магистратуре

Каждый выпускник бакалавриата имеет возможность поступить в магистратуру («Электроэнергетика и электротехника» - 13.04.02). Продолжение обучения всегда предполагает углубленную программу, которая позволить расширить круг перспектив.

В магистратуре студент проходит обучение уже в управлении электроэнергетическими системами, а также их сопровождение и усовершенствование. Здесь он изучит проектирование и исследование электроприводов.

Магистры данной специальности востребованы за рубежом, не говоря уже про Россию. Они могут быть нужны как в качестве преподавателей, так и научных сотрудников. Предприятия в первую очередь будут брать на работу высококлассных специалистов, окончивших магистратуру.

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАКАЛАВРИАТ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

13.03.02 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает:

совокупность технических средств, способов и методов осуществления процессов: производства, передачи, распределения, преобразования, применения и управления потоками электрической энергии;

разработку, изготовление и контроль качества элементов, аппаратов, устройств, систем и их компонентов, реализующих вышеперечисленные процессы.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, являются:

для электроэнергетики:

электрические станции и подстанции;

электроэнергетические системы и сети;

системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства, транспортных систем и их объектов;

установки высокого напряжения различного назначения, электроизоляционные материалы, конструкции и средства их диагностики, системы защиты от молнии и перенапряжений, средства обеспечения электромагнитной совместимости оборудования, высоковольтные электротехнологии;

релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем;

энергетические установки, электростанции и комплексы на базе возобновляемых источников энергии;

для электротехники:

электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование;

электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии;

электромагнитные системы и устройства механизмов, технологических установок и электротехнических изделий, первичных преобразователей систем измерений, контроля и управления производственными процессами;

электрическая изоляция электроэнергетических и электротехнических устройств, кабельные изделия и провода, электрические конденсаторы, материалы и системы электрической изоляции электрических машин, трансформаторов, кабелей, электрических конденсаторов;

электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях;

электротехнологические установки и процессы, установки и приборы электронагрева;

различные виды электрического транспорта, автоматизированные системы его управления и средства обеспечения оптимального функционирования транспортных систем;

элементы и системы электрического оборудования автомобилей и тракторов;

судовые автоматизированные электроэнергетические системы, преобразовательные устройства, электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их систем автоматизации, контроля и диагностики;

электроэнергетические системы, преобразовательные устройства и электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их системы автоматизации, контроля и диагностики на летательных аппаратах;

электрическое хозяйство и сети предприятий, организаций и учреждений; электрооборудование низкого и высокого напряжения;

потенциально опасные технологические процессы и производства;

методы и средства защиты человека, промышленных объектов и среды обитания от антропогенного воздействия;

персонал.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

научно-исследовательская;

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

монтажно-наладочная;

сервисно-эксплуатационная;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

изучение и анализ научно-технической информации;

применение стандартных пакетов прикладных программ для математического моделирования процессов и режимов работы объектов;

проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ результатов;

составление обзоров и отчетов по выполненной работе;

сбор и анализ данных для проектирования;

участие в расчетах и проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

проведение обоснования проектных расчетов;

расчет схем и параметров элементов оборудования;

расчет режимов работы объектов профессиональной деятельности;

контроль режимов работы технологического оборудования;

обеспечение безопасного производства;

составление и оформление типовой технической документации;

монтаж, наладка и испытания объектов профессиональной деятельности;

проверка технического состояния и остаточного ресурса, организация профилактических осмотров, диагностики и текущего ремонта объектов профессиональной деятельности;

составление заявок на оборудование и запасные части;

подготовка технической документации на ремонт;

организация работы малых коллективов исполнителей;

планирование работы персонала;

планирование работы первичных производственных подразделений;

оценка результатов деятельности;

подготовка данных для принятия управленческих решений;

участие в принятии управленческих решений.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

способностью использовать методы анализа и моделирования электрических цепей (ОПК-3).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-исследовательская деятельность:

способностью участвовать в планировании, подготовке и выполнении типовых экспериментальных исследований по заданной методике (ПК-1);

способностью обрабатывать результаты экспериментов (ПК-2);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования (ПК-3);

способностью проводить обоснование проектных решений (ПК-4);

производственно-технологическая деятельность:

готовностью определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности (ПК-5);

способностью рассчитывать режимы работы объектов профессиональной деятельности (ПК-6);

готовностью обеспечивать требуемые режимы и заданные параметры технологического процесса по заданной методике (ПК-7);

способностью использовать технические средства для измерения и контроля основных параметров технологического процесса (ПК-8);

способностью составлять и оформлять типовую техническую документацию (ПК-9);

способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-10);

монтажно-наладочная деятельность:

способностью к участию в монтаже элементов оборудования объектов профессиональной деятельности (ПК-11);

готовностью к участию в испытаниях вводимого в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-12);

способностью участвовать в пуско-наладочных работах (ПК-13);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью применять методы и технические средства эксплуатационных испытаний и диагностики электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-14);

способностью оценивать техническое состояние и остаточный ресурс оборудования (ПК-15);

готовностью к участию в выполнении ремонтов оборудования по заданной методике (ПК-16);

готовностью к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт (ПК-17);

организационно-управленческая деятельность:

способностью координировать деятельность членов коллектива исполнителей (ПК-18);

способностью к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-19);

способностью к решению задач в области организации и нормирования труда (ПК-20);

готовностью к оценке основных производственных фондов (ПК-21).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з.е.

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Программы бакалавриата, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа, и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы бакалавриата обеспечивается возможность обучающимся освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ бакалавриата

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...