Общественно-экономическая формация. Общественная формация


ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и развитие народонас., общество и его главный компонент - народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о.-э. лежит определенный способ обществ. производства, а сущность ее образуют производств. отношения. Этот экон. базис детерминирует развитие народонаселения, входящего в структуру данной Ф. о.-э. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, раскрывающие учение о Ф. о.-э., дают ключ к пониманию единства и многообразия историч. развития народонас., являются одной из важнейших методологич. основ теории народонаселения.

В соответствии с марксистско-ленинским учением, выделяющим пять Ф. о.-э.: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, развитие народонас. также проходит через эти ступени историч. прогресса, определяющие изменения не только его количеств., но и качеств. характеристик.

Первобытнообщинная Ф. о.-э., свойственная всем без исключения народам, знаменовала возникновение человечества, становление народонас. Земли и ее регионов, начало его развития (см. Антропогенез). Первым социальным организмом стал род (родоплеменное образование). Материальное произ-во было самым примитивным, люди занимались собирательством, охотой, рыболовством, существовало естеств. разделение труда. Коллективная собственность обеспечивала каждому члену общества получение доли произведенного продукта, необходимого для его существования.

Постепенно сложился групповой брак, при к-ром мужчины, принадлежащие к данному роду, могли вступать в половые отношения с любой из женщин другого, соседнего рода. Однако никаких прав и обязанностей при этом мужчина и женщина не имели. Социальными нормами, регулирующими репродуктивное поведение коллектива, сезонность рождений, были разл. половые табу, самым сильным из к-рых являлся экзогамный запрет (см. Экзогамия).

По данным палеодемографии, ср. продолжительность жизни в период палеолита и мезолита составляла 20 лет. Женщины, как правило, умирали до завершения репродуктивного возраста. Высокая рождаемость в среднем лишь немного превосходила смертность. Люди погибали гл. обр. от голода, холода, болезней, стихийных бедствий и т. д. Темпы прироста числ. народонас. Земли равнялись 10-20% за тысячелетие (см. Демографическая история).

Совершенствование производит. сил протекало чрезвычайно медленно. В эпоху неолита появились земледелие и скотоводство (8-7-е тыс. до н. э.). Экономика из присваивающей стала постепенно превращаться в производящую, появился определ. излишек над необходимым продуктом - прибавочный продукт, что оказало сильное воздействие на экон. развитие общества, имело большие социальные и демографич. последствия. В этих условиях начинает складываться парная семья. Она пришла на смену групповому браку и потому характеризовалась такими его пережитками, как существование наряду с ´основными´ ´дополнительных´ жен и мужей.

В эпоху неолита изменился характер возрастной смертности: детская смертность оставалась высокой, у взрослых же пик смертности переместился на более старшие возрасты. Модальный возраст смерти перешагнул 30-летний рубеж, при этом общий уровень смертности оставался высоким. Период пребывания женщин в репродуктивном возрасте увеличился; ср. число детей, рожденных одной женщиной, повысилось, однако еще не достигло физиол. предела.

Самая длительная в истории человечества первобытнообщинная формация обеспечила в конечном итоге рост производит. сил общества, развитие обществ. разделения труда, завершилась возникновением индивидуального х-ва, частной собственности, что привело к распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, потом - обедневших соплеменников.

Частная собственность связана с появлением классового общества и гос-ва; в результате разложения первобытнообщинного строя складывалась первая в истории классовая антагонистич. рабовладельческая формация. Древнейшие рабовладельч. гос-ва образовались на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Классич. формы рабовладельч. строй достиг в Др. Греции (5-4 вв. до н. э.) и Др. Риме (2 в. до н. э.-2 в. н. э.).

Переход к рабовладельч. формации во многих странах вызвал коренные изменения в развитии народонас. Хотя значит. часть нас. составляли свободные мелкие зем. собственники, ремесленники, представители др. социальных групп, рабовладельч. отношения были господствующими, сказывались на всех социально-экон. отношениях, определяли все процессы развития народонас.

Рабы рассматривались только как орудия труда и были полностью бесправны. Чаще всего они не могли иметь семьи. Их воспроиз-во происходило, как правило, за счет невольничьего рынка.

Развитие семейно-брачных отношений, шедшее, т. о., почти полностью только в среде свободного нас., характеризовалось окончат. переходом от парной семьи к моногамной. У разл. народов этот переход, начавшийся еще в период разложения первобытнообщинного строя, протекал неодинаково. Моногамия утвердилась лишь в зрелом классовом обществе, когда сложилась семья, в к-рой безраздельно господствовал мужчина, а женщина оказалась в подчиненном и бесправном положении.

Определ. изменения произошли и в процессах рождаемости и смертности. Среди причин смертности первое место заняли болезни и потери в войнах. Нек-рое увеличение продолжительности жизни населения повлияло на показатели рождаемости. Ср. число детей, рожденных одной женщиной, оценивается в 5 чел.

В гoc-вах наиболее развитой, античной формы рабовладения впервые в истории возникает явление малодетности. Так, в Римской империи в последний период ее существования было отмечено значит. падение рождаемости среди зажиточных граждан, что побудило власти прибегнуть к мерам регулирования воспроиз-ва нас. (см. ´Закон Юлия и Папия Поппея´).

В нек-рых гос-вах возникали определ. противоречия между ростом числ. нас. и слабым развитием производит. сил. Они разрешались путем принудит. эмиграции, в результате к-рой в Средиземноморье возникли греч., финикийские и римские колонии.

С возникновением рабовладельч. гос-в в фискальных и воен. целях начали проводиться первые учеты нас.: регулярные цензы осуществлялись с 5 в. до н. э. по 2 в. н. э. в Др. Риме и его провинциях.

В 4-3 вв. до н. э. в рамках общих филос. теорий складываются первые воззрения на народонас., к-рые касались преим. проблемы соотношения между количеством ресурсов и числ. нас. (см. Платон, Аристотель).

Пришедший на смену рабовладельч. обществу феодализм как особая формация в своей классич. форме сложился в странах Зап. Европы и датируется здесь периодом примерно 5-17 вв. В других странах Европы и Азии феодализм характеризовался рядом особенностей. В то время как в Европе под влиянием роста произ-ва и нек-рых др. причин рабство исчезло, уступив место феод.-крепостнич. зависимости, во мн. странах Азии оно продолжало существовать, не играя, однако, важной роли. В Африке феод. отношения стали оформляться сравнительно поздно (и лишь в странах Средиземноморья); в Америке до прихода туда европейцев стадии феод. развития не достиг ни один из индейских народов.

Феодализм как классово антагонистич. формация означал разделение общества на два осн. класса - феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян, к-рые составляли подавляющее большинство нас. Будучи собственниками земли и имея право на значит. часть труда своих крепостных крестьян, а также на их продажу другому собственнику, феодалы были заинтересованы в численном росте крестьян. Господствовавшая при феодализме патриархальная семья складывалась из ряда кровнородственных по муж. линии индивидуальных семей и представляла собой как хоз. ячейку, так и осн. звено в физич. возобновлении нас. феод. общества. В репродуктивном отношении этот тип семьи оказался наиболее производительным из всех форм семейной организации когда-либо существовавших.

Однако высокая рождаемость, свойственная патриархальной семье, ´погашалась´ высокой смертностью, особенно среди закрепощенного нас. и трудовых слоев феод. города. Такая смертность была обусловлена низким развитием производит. сил, тяжелыми условиями жизни, эпидемиями и войнами. По мере развития производит. сил и особенно с.-х. произ-ва уровень смертности медленно снижался, что при сохранении высокой рождаемости привело к увеличению естеств. прироста нас.

В Зап. Европе сравнительно устойчивый прирост нас. начался примерно с рубежа 1-го и 2-го тыс., однако он сильно замедлялся частыми эпидемиями (см. ´Черная смерть´) и почти непрекращавшимися феод. междоусобицами и войнами. По мере развития феодализма и особенно в условиях его кризиса отд. вопросы развития народонас. все более привлекали внимание мыслителей той эпохи (см. Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла).

В результате разложения феодализма в Зап. Европе (16-17 вв.) началось формирование последней классово антагонистич. Ф. о.-э.- капиталистической, основанной на частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации наемного труда капиталом.

Классово антагонистич. структура капитализма пронизывает все происходящие в нем обществ. процессы, включая и развитие народонас. Капитал, совершенствуя произ-во, совершенствует и гл. производит. силу - рабочее нас. Однако многообразие способностей и конкретных видов труда рабочих служит лишь необходимым условием, а также средством увеличения стоимости, подчинено капиталу и ограничивается им в пределах, отвечающих его социальным целям. Получать большую массу прибавочной стоимости на стадии простой кооперации капиталистам позволяло увеличение числа одноврем. занятых рабочих как за счет воспроиз-ва рабочего нас., так и вовлечения в произ-во разорившихся мелких товаропроизводителей. На стадии мануфактуры с углублением разделения труда для увеличения массы прибавочной стоимости наряду с ростом числа рабочих все более важное значение приобретают качеств. характеристики работников, их способность к повышению производительности труда в условиях его углубляющегося разделения. На фабрике, особенно на стадии автоматизир. произ-ва, на первый план вместе с практич. навыками выступает наличие определ. теоретич. знаний, а для их приобретения требуется соответств. рост уровня образования работников. В условиях совр. капитализма, широко практикующего внедрение достижений научно-технич. прогресса для извлечения наибольшей прибыли, повышение уровня знаний большого числа рабочих становится важнейшим фактором функционирования и обеспечения конкурентоспособности эксплуатирующего их капитала.

Необходимым результатом и условием капиталистич. произ-ва является относительное перенаселение. Противоречие развития народонас., как противоречие между объективными и субъективными элементами процесса труда, при капитализме выступает как отношение рабочего нас. (носителя товара рабочая сила) к средствам занятости в форме постоянного капитала. Закон относит. перенас. является основным экон. законом народонас. при капитализме.

Производств. отношения капитализма определяют обществ. условия, в к-рых протекают демографич. процессы. В ´Капитале´ К. Маркс раскрывает закон обратного соотношения рождаемости, смертности и абс. размера семей рабочих их доходам. Этот закон был выведен при анализе положения разл. групп рабочих, к-рые образуют относит. перенас. в застойной форме. Эти группы характеризуются наименьшими доходами и наибольшей долей в естеств. приросте нас., т. к. для них в условиях использования детского труда дети более выгодны экономически, чем для др. слоев рабочих.

Специфич. производств. отношения капитализма обусловливают и процесс смертности рабочего нас. Капитал по самой своей природе безразличен к здоровью и продолжительности жизни рабочих, он ´...является расточителем людей, живого труда, расточителем не только тела и крови, но и нервов в мозга´ (Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 101). Прогресс медицины позволил снизить смертность трудящихся, однако его воздействие имеет предел, за к-рым осн. фактором уменьшения смертности становятся изменения в условиях труда и жизни нас. Капитал предъявляет противоречивые требования к смене поколений рабочих. Ему, с одной стороны, нужны молодые здоровые люди, а с другой - рабочие, прошедшие общеобразоват. и проф. подготовку, т. е. более старших возрастов; требуются умелые и квалифицир., т. е., как правило, более пожилые рабочие и в то же время представители новых профессий, т. е. более молодых возрастов. Для обеспечения нужд произ-ва капиталу необходима быстрая смена поколений занятых. В сер. 19 в. это требование выступало как экон. закон.

В период империализма и распространения гос.-монополистич. капитализма существенно усиливается противодействие этой быстрой смене со стороны пролетарского движения, борющегося против роста эксплуатации, интенсификации труда, безработицы, за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, за организацию системы проф. подготовки, улучшение мед. обслуживания и др. В то же время научно-технич. прогресс и рост значения проф. знаний и производств. опыта вынуждают капитал проявлять определ. заинтересованность в существ. увеличении продолжительности найма одних и тех же рабочих. Однако при всех условиях пределы этой продолжительности обусловлены способностью рабочего приносить как можно больше прибавочной стоимости.

В основе миграц. подвижности нас. при капитализме лежит движение рабочей силы вслед за движением капитала. Притяжение и выталкивание работников в отд. фазах цикла, отраслях, а также на отд. терр. определяются потребностями произ-ва прибавочной стоимости. На стадии империализма это движение приобретает междунар. характер.

Обществ. произ-во при капитализме реализует историч. тенденцию развития рабочего нас. Технич. прогресс предполагает перемену труда, совершенствование способностей, навыков, знаний работников, с тем чтобы они всегда были готовы к выполнению уже существующих и вновь возникающих функций. Такие требования к рабочей силе объективно выходят за пределы, допускаемые капиталом, и могут достаточно полно реализоваться лишь при отношении работников к средствам произ-ва как к своим собственным, а не при подчинении последним. Развитие рабочего класса при капитализме наталкивается на внеш. пределы, к-рые ставит процесс самовозрастания стоимости. Классовая борьба пролетариата направлена на ликвидацию непреодолимых при капитализме препятствий на пути свободного всестороннего развития трудящихся, на революц. смену капитализма социализмом.

Способ произ-ва, определяющий классовую структуру общества, историч. тип работника оказывают существ. влияние на семью. Уже в условиях капитализма свободной конкуренции семья из производительной превращается преим. в потребительскую ячейку общества, что подорвало экон. необходимость в больших патриархальных семьях. Лишь крест. семьи сохранили за собой производит. функции, на первый же план в капиталистич. обществе выступают два типа семьи: буржуазная и пролетарская. В основе выделения этих типов лежит специфика участия их членов в обществ. произ-ве - в экон. форме наемного труда или капитала, в результате чего различаются и внутрисемейные отношения.

С первым этапом развития капитализма связан быстрый рост нас. Определ. улучшение социально-экон. условий привело к сокращению смертности и изменению структуры ее причин. Снижение рождаемости, начавшееся в семьях буржуазии, постепенно распространяется и на семьи пролетариата, характеризовавшиеся первоначально ее высоким уровнем. В период империализма темпы роста нас. в экономически развитых капиталистич. странах сокращаются и остаются низкими (см. Народонаселение мира).

Развитие капитализма привело к резкому возрастанию обществ. интереса к народонас. (см. История демографической науки). Однако весь историч. опыт капиталистич. Ф. о.-э. убедительно показал, что решение проблем народонас., его подлинное развитие невозможны на путях капитализма.

Такое решение обеспечивает только коммунистическая Ф. о.-э., к-рая означает начало подлинной истории человечества, когда достигается свободное гармоничное развитие всех людей, практически осуществляется идеал обществ. устройства.

Науч. теорию коммунистич. Ф. о.-э. создали Маркс и Энгельс, она обогащена и развита применительно к изменяющимся историч. условиям Лениным, КПСС и др. коммунистич. и рабочими партиями, всесторонне подтверждена практикой СССР, др. стран социалистич. содружества.

Коммунистич. Ф. о.-э. имеет две фазы развития: первая - социализм, вторая - полный коммунизм. В связи с этим термин ´коммунизм´ часто употребляется для обозначения лишь второй фазы. Единство обеих фаз обеспечивается обществ. собственностью на средства произ-ва, подчинением всего обществ. произ-ва достижению полного благосостояния и всестороннего развития людей, отсутствием любых форм социального неравенства. Обеим фазам присущ также единый социальный тип развития народонас.

В системе свойственных коммунистич. Ф. о.-э. объективных законов действует экон. закон полной занятости (иногда он называется осн. экон. законом народонас. коммунистич. способа произ-ва), обеспечивается ее планомерная рациональность в соответствии с обществ. потребностями, со способностями и склонностями людей. Так, в ст. 40 Конституции СССР зафиксировано: ´Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей´.

Реальная полная и рациональная занятость в условиях экон. и общесоциального равенства оказывает определяющее влияние на процессы развития народонас. Члены общества имеют равный доступ к образованию и мед. помощи, осуществляющимися за счет обществ. фондов потребления, что является важнейшим фактором неуклонного качеств. совершенствования народонас. Обеспечивается свободное создание и развитие семьи при активной всесторонней помощи ей со стороны общества. обществ. источники благосостояния служат все более полному раскрытию созидат. способностей каждого человека. В экон. и общесоциальных программах первостепенное значение придается постоянному совершенствованию воспитания подрастающего поколения при особом внимании к его трудовому воспитанию. Осуществляется планомерный курс на наиболее рациональное расселение людей и создание комплекса благоприятных и в основном равных условий жизни во всех насел, пунктах.

Единство обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. имеет определяющее значение, поскольку они выделяются в рамках одной и той же формации с едиными для нее объективными закономерностями развития. Вместе с тем между двумя фазами коммунизма есть и различия, в т. ч. существенные, к-рые и позволяют отличать первую фазу от второй. Ленин писал о первой из них, что ´поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово ´коммунизм´ и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм´ (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 98). Такая ´неполнота´ связана со степенью развития производит. сил и производств. отношений в условиях первой фазы. Так, обществ. собственность на средства произ-ва существует в условиях социализма в двух формах (общенародной и колхозно-кооперативной); единое по своему характеру и целям общество трудящихся состоит из двух дружественных классов - рабочего класса и крестьянства, а также интеллигенции. Равное право всех членов общества на созданный их объединенным трудом продукт реализуется посредством распределения по труду в зависимости от его кол-ва и качества. Принцип социализма - ´от каждого по способностям, каждому - по труду´. Сохраняется, следовательно, определ. (постепенно и последовательно уменьшающееся) неравенство в потреблении при неравенстве труда. Труд для каждого индивида при социализме еще не стал первой жизненной потребностью, а является необходимым средством для получения жизненных благ.

Черты социализма как первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. обнаруживаются и в развитии народонас. Нас. при социализме (как и при полном коммунизме) - это трудящиеся; в данном, главном смысле оно социально однородно (см. Социальная однородность). Навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком и безработица, все имеют и реализуют равное право на труд, бесплатное образование и мед. обслуживание, на отдых, обеспечение в старости и т. д. Все равны и в возможностях образования семьи и получения в этом обществ. поддержки, в пользовании услугами детских учреждений, выборе места жительства по своему желанию. Общество материально и морально помогает людям, переезжающим на жительство в те насел. пункты, к-рые для осуществления планов экон. и социального развития нуждаются в притоке трудовых ресурсов извне. Вместе с тем, поскольку при социализме производит. силы общества еще не достигли уровня, требующегося для утверждения полного коммунизма, материальное положение разл. семей и индивидов еще не одинаково. Семья несет значит. часть затрат по воспроиз-ву рабочей силы, отсюда возможность неравенства и этих затрат, и их результатов. Участие семьи в материальном обеспечении воспроиз-ва рабочей силы с учетом неуклонно возрастающих требований к качеству работников влияет на избираемое семьей кол-во детей.

В документах КПСС сделан принципиальной важности вывод о том, что сов. общество находится ныне в начале исторически длит. периода - этапа развитого социализма. Этот этап, не выходя за рамки первой фазы коммунистич., Ф. о.-э., характеризуется тем, что ´...социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний´ [Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, Преамбула]. С построением развитого социализма осуществляется переход к преим. интенсивному типу обществ. воспроиз-ва, к-рый всесторонне сказывается и на воспроиз-ве нас., прежде всего на его социальных характеристиках. Уже в ходе построения социализма постепенно изживается противоположность между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, достигается всеобщая грамотность нас. В условиях развитого социализма постепенно преодолеваются существ. различия между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, обеспечивается высокая образованность нас. В СССР - обязательное ср. образование молодежи, осуществляется реформа общеобразоват. и проф. школ, призванная поднять обучение на качественно новый уровень, коренным образом улучшить трудовое воспитание и проф. ориентацию школьников на основе соединения обучения с производит. трудом, подготовку квалифициров. рабочих кадров в проф.-техн. уч-щах, дополнить всеобщее образование всеобщим проф. образованием. Если, по переписи нас. 1959, на 1000 чел. нас. страны приходился 361 чел. со ср. и высш. (полным и неполным) образованием, в т. ч. с высшим - 23 чел., то в 1981 соотв. 661 и 74, а среди занятого нас.- 833 и 106. В СССР работает более 1/3 всех врачей и 1/4 всех науч. работников мира. Новый этап в развитии экономики и социальной жизни нашел воплощение, в частности, в значит. расширении мер помощи семье, в увеличении гос. помощи семьям, имеющим детей, и молодоженам. Расширяются преимущества и льготы этим семьям, улучшаются их жилищно-бытовые условия, совершенствуется система гос. пособий на детей. Осуществляющиеся меры (предоставление частично оплачиваемого отпуска работающим матерям до достижения ребенком возраста 1 года, пособия матерям при рождении первого, второго и третьего ребенка и др.) улучшают материальное положение 4,5 млн. семей, имеющих детей. Зрелый социализм обеспечивает ускорение качеств. совершенствования народонас. В то же время отмечается определ. стабилизация количеств. показателей естеств. воспроиз-ва нас.

В развитом социалистич. обществе постепенно обеспечивается также более гармоничное расселение людей. В СССР высокими темпами осуществляется хоз. освоение ранее малонасел. территорий, прежде всего в вост. р-нах страны. При этом наряду с пром-стью, стр-вом, транспортом, связью пропорционально развиваются все отрасли обслуживания нас.: сеть учреждений образования, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, культуры и т. д. Значительно расширяются масштабы работ по обеспечению сел. поселений совр. бытовыми удобствами.

При переходе от первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. ко второй происходят крупные изменения. На высшей фазе коммунистич. общества, писал Маркс, ´...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни;...вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20). Полный коммунизм - бесклассовый обществ. строй с единой общенар. собственностью на средства произ-ва, высокоорганизов. общество свободных и сознат. тружеников, в к-ром реализуется принцип ´от каждого по способностям, каждому - по потребностям´.

В ходе совершенствования зрелого социализма постепенно начинают формироваться черты второй, высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. Создается ее материально-технич. база. Прогресс производит. сил общества направлен на достижение такого их уровня, при к-ром обеспечивается изобилие благ; этим создается необходимая основа для формирования обществ. отношений, присущих полному коммунизму. Вместе с развитием способа произ-ва складываются и черты нового человека - человека коммунистич. общества. В силу единства обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. становление определ. черт ее высшей фазы оказывается возможным еще до ее достижения. В документах 26-го съезда КПСС указано: ´...можно...предположить, что становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма´ (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 53).

На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся и новые условия развития народонас. Они не будут зависеть от материальных возможностей отд. семьи, отд. человека. Полная возможность для всех членов общества непосредственно опираться на его огромные материальные ресурсы позволит добиться коренного поворота в качеств. развитии народонас., всестороннего раскрытия творч. потенциала каждой личности, наиболее эффективного сочетания ее интересов с интересами общества. Коренное изменение обществ. условий должно оказать существ. воздействие и на воспроиз-во нас. Откроются все условия для достижения оптимума нас. по всем параметрам его развития. Именно коммунистич. общество способно эффективно контролировать числ. своего нас. с учетом всех обществ. ресурсов и потребностей. Это предвидел еще Энгельс, когда писал, что коммунистич. общество, наряду с произ-вом вещей, если это окажется необходимым, будет регулировать произ-во людей (см. [Письмо] Карлу Каутскому, 1 февр. 1881г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 124). На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся условия для полного обеспечения оптим. расселения людей по терр.

Разработка комплекса конкретных проблем народонас. в условиях высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. относится к числу важных задач науки о народонас. Актуальность этой задачи усиливается по мере укрепления зрелого социализма, раскрытия обусловленных им изменений в развитии народонас. Решение этой задачи опирается на фундаментальные положения о развитии народонас., выдвинутые и обоснованные в трудах классиков марксизма-ленинизма, в документах КПСС и братских партий, на успехи всей марксистско-ленинской обществ. науки.

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 5, 8, 11-13, 21-24; т. 3, гл. 13 - 15, там же, т. 23, 25, ч. 1; его же, Экономические рукописи 1857-59 гг., там же, т. 46, ч. 2; его ж е, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. III; Социализм, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М. 1974; Система знаний о народонаселении, М. 1976; Управление развитием народонаселения в СССР, М. 1977; Основы управления развитием народонаселения, М. 1982; Теория общественно-экономической формации, М. 1983.

Ю. А. Бжилянский, И. В. Дзарасова, Н. В. Зверева.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Всего формаций существует 5. Это: первобытнообщинное общество, рабовладельческая формация, феодальное общество, капиталистический строй и коммунизм.

a) Первобытнообщинное общество.

Энгельс так характеризует эту ступень развития общества: «здесь нет места для господства и порабощения… не существует еще никакого различия между правами и обязанностями… население в высшей степени редко… разделение труда - чисто естественного происхождения; оно существует только между полами». Все «наболевшие» вопросы решаются вековыми обычаями; бытует всеобщее равенство и свобода, бедных и нуждающихся - нет. Как говорит Маркс, условие существования этих общественно-производственных отношений - это «низкая ступень развития производственных сил труда и соответственная ограниченность людей рамками материального процесса производства жизни».

Едва начинают складываться племенные союзы, либо начинается меновая торговля с соседями, этот общественный строй сменяется следующим.

b) Рабовладельческая формация.

Рабы - суть те же орудия труда, просто наделенные способностью говорить. Появляется имущественное неравенство, частная собственность на землю и средства производства (и то и другое в руках господ), первые два класса - господ и рабов. Особенно ярко проявляется господство одного класса над другим через постоянное унижение и измывательство над рабами.

Как только рабство перестает себя окупать, как только исчезает рынок работорговли - этот строй буквально уничтожается, как мы видели это на примере Рима, павшего под напором варваров с востока.

c) Феодальное общество.

Основа строя - земельная собственность вместе с прикованным к ней трудом крепостных и собственный труд ремесленников. Характерно иерархическое землевладение, хотя разделение труда было незначительно (князья, дворяне, духовенство, крепостные - в деревне и мастера, подмастерья, ученики - в городе). От рабовладельческой формации отличается тем, что крепостные, в отличие от рабов, были собственниками орудий труда.

«Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни», а «государство здесь - верховный собственник земли. Суверенитет здесь - земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе».

Необходимые условия феодального производства:

1. натуральное хозяйство;

2. производитель должен быть собственником средств производства и быть прикрепленным к земле;

3. личная зависимость;

4. низкое и рутинное состояние техники.

Как только сельское хозяйство и ремесленное производство достигают такого уровня, что начинают не умещаться в существующих рамках (лен феодала, цех ремесленников) - появляются первые мануфактуры и это знаменует собой появление новой общественно-экономической формации.


d) Капиталистический строй.

«Капитализм - процесс производства материальных условий существования человеческой жизни и… процесс производства и воспроизводства самих производственных отношений, а тем самым и носителей этого процесса, материальных условий их существования и взаимных их отношений».

Четыре основные черты капитализма:

1) Концентрация средств производства в немногих руках;

2) Кооперирование, разделение труда, наемный труд;

3) Экспроприация;

4) Отчуждение условий производства от непосредственного производителя.

«Развитие производственных сил общественного труда - это историческая задача и оправдание капитала».

Основа капитализма - свободная конкуренция. Но цель капитала - получить как можно прибыли. Соответственно образуются монополии. О конкуренции уже никто не говорит - происходит смена строя.

e) Коммунизм и социализм.

Основной лозунг: «каждый по способностям, каждому - по потребностям». Позже Ленин добавил новые символические черты социализма. По его словам, при социализме «невозможна эксплуатация человека человеком… кто не работает, тот не ест… при равном количестве труда - равное количество продукта».

Отличие социализма от коммунизма в том, что организация производства основана на общей собственности на все средства производства.

Ну а коммунизм - это высшая ступень развития социализма. «Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением».

Впервые понятие общественно-экономической формации определил К. Маркс. Оно основывается на материалистическом понимании истории. Развитие человеческого общества рассматривается как неизменный и закономерный процесс смены формаций. При этом всего их выделяется пять. Основу каждой из них составляет определенный возникающие в процессе производства и в ходе распределения материальных благ, их обмена и потребления, формируют экономический базис, который в свою очередь определяет юридическую и политическую надстройку, структуру общества, быта, семьи и так далее.

Возникновение и развитие формаций осуществляется по особым экономическим законам, которые действуют вплоть до перехода на следующий этап развития. Одним из них является закон соответствия отношений производства уровню и характеру развития производительных сил. Любая формация в своем развитии проходит определенные этапы. На последнем происходит конфликт и и возникает необходимость в смене старого способа производства на новый и, как результат, одна формация, более прогрессивная, сменяет другую.

Так что же такое общественно-экономическая формация?

Это сложившийся исторически тип общества, в основе развития которого находится определенный способ производства. Любая формация - определенная специфическая ступень человеческого общества.

Какие общественно-экономические формации выделяются сторонниками этой теории развития государства и общества?

Исторически первой формацией является первобытнообщинная. Тип производства определялся сложившимися отношениями в родоплеменной общине, распределением труда между ее членами.

В результате развития между народами возникает рабовладельческая общественно-экономическая формация. Расширяется масштаб общения. Появляются такие понятия, как цивилизация и варварство. Для этого периода характерно множества войн, при которых в качестве прибавочного продукта изымалась военная добыча и дань, появлялась бесплатная рабочая сила в виде рабов.

Третьим этапом развития является возникновение феодальной формации. В это время происходили массовые переселения на новые земли крестьян, постоянные войны за подданных и землю между феодалами. Целостность экономических единиц должна была обеспечиваться военной силой, и роль феодала заключалась в сохранении их неприкосновенности. Война становилась одним из условий производства.

В качестве четвертого этапа развития государства и общества сторонники выделяют капиталистическую формацию. Это последняя стадия, которая основана на эксплуатации людей. Происходит развитие средств производства, появляются фабрики и заводы. Повышается роль международного рынка.

Последняя общественно-экономическая формация - коммунистическая, которая в своем развитии проходит социализм и коммунизм. При этом выделяется два вида социализма - построенный в основном и развитой.

Теория общественно-экономических формаций возникла в связи с необходимостью научного обоснования неуклонного движения всех стран мира к коммунизму, неизбежности перехода в эту формацию из капитализма.

Формационная теория имеет ряд недостатков. Так, она учитывает лишь экономический фактор развития государств, который имеет большое значение, но не является в полной мере определяющим. Кроме того, противники теории указывают на то, что ни в одной из стран общественно-экономическая формация в чистом виде не существует.

Теоретическое учение Карла Маркса, выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли. Одним из первых в истории социологии К. Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе.

Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественноэкономической формации.

Термин «формация» (от лат. formatio - образование) первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г. К. Фюксе- лем и затем, на рубеже XVIII - XIX вв., широко использовался его соотечественником, геологом А. Г. Бернером. Взаимодействие и смена экономических формаций были рассмотрены К. Марксом в приложении к докапиталистическим формациям в отдельном рабочем материале, который лежал в стороне от исследования западного капитализма.

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. Формация - это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждая из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда, исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.

Понятие общественной формации К. Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать как идеальный тип. В связи с этим М. Вебер совершенно справедливо считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, «мысленными конструкциями». Он и сам умело пользовался этим мощным познавательным инструментом. Это такой прием теоретического мышления, который позволяет на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. К. Маркс называл такие конструкции «чистым» типом, М. Вебер - идеальным типом. Суть их в одном - выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное объединить в непротиворечивую логическую модель.

Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

В данном определении зафиксированы следующие структурные и динамические элементы:

  • 1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран.
  • 2. Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом - экономикой.
  • 3. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее - экономических интересов господствующего класса).
  • 4. Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим.

Согласно социальной статике К. Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки.

Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Отсюда следует, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти - политика. То есть она реальна - с точки зрения влияния на общественную формацию - лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь.

Под производительными силами марксизм понимал:

  • 1. Людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду.
  • 2. Землю, недра и полезные ископаемые.
  • 3. Здания и помещения, где осуществляется процесс производства.
  • 4. Орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков.
  • 5. Технологию и оборудование.
  • 6. Конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории - личные и вещественные факторы производства.

Производительные силы формируют, выражаясь современным языком, социотехническую систему производства, а производственные отношения - социально-экономическую. Производительные силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).

Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Производственные отношения, образующие экономическую структуру общества, определяют поведение и действия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами, возникновение социальных движений и революции.

В «Капитале» К. Маркс доказывает, что производственные отношения определяются в конечном счете уровнем и характером развития производительных сил.

Общественно-экономическая формация - это совокупность стран на планете, которые в данный момент находятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходные механизмы, институты и учреждения, определяющие базис и надстройку общества.

Согласно формационной теории К. Маркса, в каждый исторический период, если сделать моментальный портрет человечества, на планете сосуществуют самые разные формации - одни в своем классическом виде, другие - в своей пережиточной форме (переходные общества, где наслоились остатки самых разных формаций).

Всю историю общества можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров. Маркс называл их способами производства. Всего исторических способов производства (они называется также общественно-экономическими формациями) пять.

История начинается с первобытнообщинной формации, при которой люди трудились сообща, нс было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов. Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ производства.

На смену рабовладению пришел феодализм - способ производства, основанный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. Он возник в конце V в. в результате разложения рабовладельческого, а в некоторых странах (в том числе у восточных славян) первобытно-общинного строя

Сущность основного экономического закона феодализма - производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты в виде отработочной, продуктовой и денежной. Главным богатством и средством производства является земля, которая находится в частной собственности у помещика и сдается крестьянину на временное использование (в аренду). Тот платит феодалу ренту, продуктами или деньгами, позволяя ему жить ему безбедно и в праздной роскоши.

Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий, который становится, наряду с собствснником-предпринимателем, главной фигурой на следующем - капиталистическом - этапе развития. Основным способом производства становится добывающая и обрабатывающая промышленность. Феодализм серьезно подорвал основу своего экономического благополучия - крестьянское население, значительную часть которого разорил и превратил в пролетариев, людей без собственности и статуса. Они заполнили города, где в это Рабочие заключают с работодателем контракт, или договор, который ограничивает эксплуатацию определенными нормами, согласованными с юридическими законами. Собственник предприятия не складывает деньги в сундук, и пускает свой капитал в оборот. Размеры получаемой им прибыли определяются ситуацией на рынке, искусством управления и рациональностью организации труда.

Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает людей к равенству на более высокой материальной основе. В планомерно организованном коммунистическом обществе не будет частной собственности, неравенства, социальных классов и государства как машины подавления.

Функционирование и смена формаций подчиняется общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. В то же время каждая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Единство исторического процесса не означает, что каждый социальный организм проходит все формации. Их проходит человечество в целом, «подтягиваясь» к тем странам и регионам, где победил наиболее прогрессивный в данную историческую эпоху способ производства и развились соответствующие ему надстроечные формы.

Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений, составляет содержание исторического прогресса.

Материалистической теория истории К. Маркса является потому, что определяющая роль в развитии общества принадлежит не сознанию, а бытию людей. Бытие определяет сознание, взаимоотношения людей, их поведение и взгляды. Фундаментом общественного бытия выступает общественное производство. Оно представляет одновременно процесс и результат взаимодействия производственных сил (орудия труда и люди) и производственных отношений. Совокупность нс зависящих от сознания людей производственных отношений составляет экономическую структуру общества. Она называется базисом. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка. Сюда относятся различные формы общественного сознания, в том числе религия и наука. Базис первичен, а надстройка вторична.

Материалистический подход в изучении цивилизаций

В рамках этого подхода цивилизация предстает как более высокий уровень развития, выходящий за пределы "естественного общества" с его природными производительными силами.

Л. Морган о признаках цивилизационного общества: развитие производительных сил, функциональное разделение труда, расширение системы обмена, появление частной собственности на землю, концентрация богатств, раскол общества на классы, образование государства.

Л. Морган, Ф. Энгельс выделяли три больших периода в истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Цивилизация - достижение некоего более высокого уровня по сравнению с варварством.

Ф. Энгельс о трех великих эпохах цивилизаций: первая великая эпоха - античная, вторая - феодализм, третья - капитализм. Становление цивилизации в связи с появлением разделения труда, отделением ремесла от земледелия, формированием классов, переходом от родового строя к государству, основанному на социальном неравенстве. Два типа цивилизаций: антагонистический (период классовых обществ) и неантагонистический (период социализма и коммунизма).

Восток и Запад как различные типы цивилизационного развития

"Традиционное" общество Востока (восточная традиционная цивилизация), его основные характеристики: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство государства, наличие деспотических государств. Влияние западной (техногенной) цивилизации.

Достижения и противоречия западной цивилизации, ее характерные черты: рыночная экономика, частная собственность, правовое государство, демократическое общественное устройство, приоритет личности и ее интересов, различные формы классовой организации (профсоюзы, партии и др.)- Сравнительные характеристики Запада и Востока, их основные черты, ценности.

Цивилизация и культура. Различные подходы к осмыслению феномена культуры, их связь. Основные подходы: деятельностный, аксиологический (ценностный), семиотический, социологический, гуманистический. Противопоставление понятий "цивилизация" и "культура" (О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Д. Белл, Н. А. Бердяев и др.).

Многозначность определений культуры, ее соотношение с понятием "цивилизация":

  • - цивилизация как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (Л. Тонной. П. Сорокин);
  • - цивилизация как конкретный этап общественного развития, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс);
  • - цивилизация как ценность всех культур (К. Ясперс);
  • - цивилизация как конечный момент в развитии культуры, ее "закат" и упадок (О. Шпенглер);
  • - цивилизация как высокий уровень материальной деятельности человека: орудия труда, технологии, экономические и политические отношения и учреждения;
  • - культура как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков), цивилизация как высшее проявление духовной сущности человека;
  • - культура - не цивилизация.

Культура, по мнению П. С. Гуревича, - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура как совокупность материальных и культурных достижений человечества во всех сферах общественной жизни; как специфическая характеристика человеческого общества, как то, что отличает человека от животных.

Важнейший компонент культуры - ценностно-нормативная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы человека, общества; это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знаний и информации, но и собственного жизненного опыта человека; значимость объектов окружающего мира для человека: класса, группы, общества, человечества в целом.

Культура занимает особое место в структуре цивилизаций. Культура - способ индивидуальной и общественной жизнедеятельности, выраженная в концентрированном виде степень развития как человека и общественных отношений, так и своего собственного бытия.

Отличия культуры от цивилизации, по мнению С. А. Бабушкина, заключаются в следующем:

  • - в историческом времени культура - более широкая категория, чем цивилизация;
  • - культура - это часть цивилизации;
  • - типы культуры не всегда совпадают с типами цивилизаций;
  • - они мельче, дробнее, чем типы цивилизаций.

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса

Общественно-экономическая формация - это общество, находящееся па определенной ступени исторического развития, использующее определенный способ производства.

Концепция линейного развития всемирно-исторического процесса.

Всемирная история - совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен "пройти" все общественно-экономические формации. Производственные отношения первичны, фундамент всех остальных общественных отношений. Множество социальных систем сведено к нескольким основным типам - общественно-экономическим формациям: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической .

Три общественные формации (первичная, вторичная и третичная) обозначены К. Марксом как архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая. В экономическую формацию К. Маркс включает азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способ производства.

Формация - определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.

Структура и основные элементы формации.

Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Базис - экономическая структура общества, совокупность производственных отношений. Материальные отношения - производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил. Единство производственных отношений и производительных сил образует специфический для каждой формации способ производства. Надстройка - совокупность идеологических (политических, правовых и др.) отношений, связанных с ними взглядов, теорий, представлений, т.е. идеология и психология различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения - государство, политические партии, общественные организации. В структуру общественно-экономической формации входят и социальные отношения общества, определенные формы быта, семьи, образа жизни. Надстройка зависит от базиса и влияет на экономический базис, а производственные отношения - на производительные силы.

Отдельные элементы структуры общественно-экономической формации взаимосвязаны и испытывают взаимовлияние. По мере развития общественно-экономических формаций происходит их смена, переход от одной формации к другой через социальную революцию, разрешение антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой. В рамках коммунистической общественно-экономической формации социализм перерастает в коммунизм.

  • См.: Гуревич А. Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1991. № 10 ; Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2.
Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...