Фас за реформу системы осаго. Фас: самым проблемным видом страхования является осаго Если ничего не помогает


В апреле портал 711 рассказывал о новой инициативе Российского союза автостраховщиков . Суть инициативы сводилась к тому, что в проблемных регионах, где страховые компании не хотят продавать ОСАГО, .

Казалось бы, такой агент действительно может решить проблему доступности полисов обязательной автогражданки в регионах с высокой убыточностью, откуда уходят страховые компании. Но в ходе изучения предложения РСА в Федеральной антимонопольной службе, представители ФАС выяснили принципиальные недостатки инициативы.

Выбор страховой компании через генератор случайных чисел

Главная особенность работы агента РСА заключается в том, что выбор страховой компании для автовладельца, обратившегося за полисом , происходит случайным образом. Одним из вариантов реализации принципа случайности предложено привязать компании к регистрационному номеру автомобиля.

К примеру, владелец машины с номером, заканчивающимся на цифры 01, получает полис от компании Росгосстрах, владелец с цифрами 02 — от компании РЕСО-Гарантия, а владелец с цифрами 03 — от компании Альфастрахование.

При таком варианте по порядку перебираются все компании, работающие в системе ОСАГО. И каждая из них якобы равноценно охватывает проблемный регион своей долей полисов ОСАГО.

ФАС против случайного выбора компании

ФАС высказалась категорически против подобной схемы продажи полисов ОСАГО. По мнению её представителей, у автовладельцев должна оставаться возможность самостоятельного выбора страховой компании.

Если же, такая возможность будет исключена после появления агента РСА, то возникает риск искусственного регулирования потока полисов. Когда структура, через которую идет оформление ОСАГО, в нашем случае это агент РСА, сможет распределять полисы по компаниями: хорошие полисы в хорошую компанию, плохие полисы в плохую.

Есть ли у страховщиков и РСА иные варианты?

По мнению участников страхового рынка, у страховых компаний, работающих в сегменте ОСАГО, пока нет решений и других вариантов, позволяющих учесть замечания ФАС.

Компании планирует объединиться и разработать новые варианты концепции агента РСА с привлечение специалистов регулятора страхового рынка — ЦБ РФ.

Что станет с агентом РСА?

Информации о том, что идея появления агента РСА уже этим летом, не поступало. РСА вместе с профучастниками союза продолжает готовить методологическую базу для решения вопроса доступности обязательного страхования в проблемных регионах, таких как Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская область.


Как сообщили, порталу 711 в РСА, некоторые регионы являются убыточными для страховщиков. В первую очередь, речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны "автоюристы": в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях.

Как следствие возникают серьезные проблемы с доступностью полисов ОСАГО. Усилия РСА направлены на устранение этой проблемы.

Так, для борьбы с автоюристами РСА разработал комплекс мер, а именно корректировка претензионного порядка работы страховых компаний, уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля, усовершенствование работы экспертов-техников и установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой.

"А для помощи страхователям и снятия нагрузки со страховщиков, продолжающих свою деятельность в убыточных регионах, РСА разработал принципы работы агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах. Концепция единого агента будет реализована в форме многостороннего агентского договора между страховыми компаниями. Все лидеры рынка уже заявили о готовности организовать дополнительные рабочие места в своих офисах для работы в рамках агентского договора", - сообщили в РСА порталу 711.

Глава РСА, И.Юргенс, отмечает, что предположительно новая система начнет работать уже в июне, после утверждения общим собранием членов союза, собрание пройдет 7 июня текущего года. В данный момент Российский союз автостраховщиков готовит нужную документацию, чтобы запустить систему в действие. Что касается возможных возражений ФАС, то РСА настаивает, что введение описанного выше механизма покупки ОСАГО - это не обязанность для автомобилистов, а опция, которой можно воспользоваться или отказаться вовсе. С введением агента РСА, клиент по-прежнему может обратиться в конкретную страховую компанию. Впрочем, он может прибегнуть и к услугам агента, а именно, прийти в любую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО.

Судя по многим комментариям, которые можно встретить в сети Интернет, становится ясно, что далеко не все автолюбители в России знают, куда жаловаться на страховую компанию, если их законные права были нарушены. И это происходит как по вопросам обязательного, так и добровольного страхования.

При этом люди, столкнувшись с подобными проблемами, грозятся подать в суд и разобраться с нерадивыми СК. Но не стоит забывать, что для такого развития событий потребуются не только деньги, но и время, и, к сожалению, нервы. Поэтому рассмотрим, куда жаловаться на страховую компанию, не доводя дело до суда.

Первые шаги

Иногда разобраться с ситуацией удается очень просто. Ведь страховая компания состоит из сотрудников. И если неправомерные действия кого-либо из них привели к нарушению прав автовладельца, то сама СК и является той первой инстанцией, куда жаловаться на страховую компанию. Росгосстрах, Ресо-гарантия или любая другая СК обязана дать письменный ответ. Если же вы получили отказ или вам не ответили вообще, то нужно жаловаться дальше. При этом лучше, если у вас останется уведомление об отправке жалобы в страховую компанию.

ЦБ РФ

Контролирует деятельность автостраховщиков в настоящее время единственное госучреждение, на которое возложены соответствующие обязанности. Ей же принадлежит и функция выдачи лицензий страховым компаниям. Этой организацией является Центральный Банк РФ. В его обязанности входит также установка тарифов ОСАГО и справочников запасных частей. Центральный Банк проверяет финансовую состоятельность страховых компаний. В случае необходимости он может приостановить лицензию, или вообще отозвать ее. Более того, ЦБ в последние годы еще и нередко назначает временное руководство в те компании, которые считает проблемными.

Как помогает страхователям?

Получается, что российские страховщики полностью зависимы от Центробанка. Таким образом, главной инстанцией, куда жаловаться на страховую компанию в случае необходимости, является именно он.

Если вы точно и правильно сформулируете и направите письменную претензию, то вскоре получите ответ и увидите меры, принятые в отношении страховой компании. Среди санкций СК может ожидать наложение немалого штрафа.

ФАС

Федеральная антимонопольная служба — это еще одно учреждение, которое наделено обязанностями контроля за страховщиками и еще одна инстанция, куда жаловаться на страховую компанию. ФАС нередко наказывает автостраховщиков, если последние нарушают закон, в том числе касающегося ОСАГО.

Наверное, большинству, если не всем автовладельцам, знакомо навязывание дополнительных услуг автогражданской ответственности. Стоит полистать сайты о страховании, и можно встретить солидные наложенные на страховщиков в связи с этим. Значительную сумму придется выложить той компании, которая будет уличена в продаже диагностических карт или навязывании страхования жизни при приобретении страхового полиса.

Конечно, обычно в СК не соглашаются на уплату штрафа и пытаются обжаловать решение в судебном порядке. Но в большинстве случаев такие дела являются заведомо проигрышными для них. Поэтому платить все-таки придется. Таким образом у страховых компаний появляется мощный стимул для того, чтобы наиболее выгодно оказывать услуги качественно, чем постоянно рисковать и быть уличенными в незаконных действиях.

Таким образом, еще одним вариантом того, куда жаловаться на является ФАС, если появляются проблемы при приобретении или пролонгации договора. Более того, именно в это государственное учреждение следует обращаться в случае, если вам навязывают дополнительные услуги при оформлении автокредита. В то же время не забудьте, что здесь, как, впрочем, и для других инстанций, следует найти доказательства, чтобы привлечь СК к ответственности.

РСА

Является профессиональным объединением Основная цель создания этой некоммерческой организации заключалась в контроле за деятельностью ее участников и исполнением страхового законодательства. Однако на практике ее деятельность оказалась несколько иной. РСА за те страховые компании, у которых отозвали лицензии. Это очень действенная помощь для многих автовладельцев. Но вместе с тем стоит учитывать, что руководство организации состоит из главных лиц самых крупных страховых компаний. Поэтому жалобы могут рассматриваться теми же компаниями, на которых они и подаются.

ВСС

Другая организация, под названием «Всероссийский союз страховщиков», имеет аналогичные с предыдущей проблемы. Исходя из главных задач, которые задекламированы этими организациями, становится понятным, куда можно пожаловаться на работу страховой компании. Вто же время возникает вопрос о том, насколько объективными будут рассмотрены поступающие жалобы.

Безусловно, они их примут. Однако в действенности таких мер влияния на страховые компании есть все основания сомневаться. Изучив практику, можно сделать вывод о том, что намного более эффективными окажутся жалобы в государственные инстанции, нежели письменные обращения в объединения страховых компаний.

Но чем-то помогают?

Тем не менее, нельзя не указать и о помощи, которую автовладельцы получают от профессиональных объединений страховщиков. И хотя главная поддержка — информационная, но даже она бывает очень действенной. На сайте, к примеру, указаны все законы и другие нормативные акты, касающиеся сферы автострахования. Здесь же можно найти и другую полезную информацию.

Можно посчитать, во сколько обойдется будущий Также на сайте находятся справочники, где указана стоимость запчастей. Это позволит рассчитать наиболее точно денежную сумму на все детали, необходимые для восстановительных работ, которые требуются автомобилю после аварии.

Но очевидно, что это не та инстанция, куда жаловаться на страховую компанию по ДМС или страхованию жизни следует, если эти услуги навязываются при покупке полиса.

Роспотребнадзор

Можно ли рассчитывать на помощь Роспотребнадзора, если между страховщиком и страхователем возникают спорные ситуации? Исходя из сути полиса, автовладелец является потребителем. Именно поэтому инстанция вправе им помогать. И такие факты были, когда организация вступалась за права автовладельцев.

Министерство финансов, в свою очередь, при проблемах с ОСАГО или навязывании дополнительных страховок имеет свои рекомендации относительно того, куда жаловаться на работу страховой компании. Жалобы, исходя из этих рекомендаций, следует подавать только в Центральный Банк. В то же время автовладельцы могут обращаться и в Роспотребнадзор.

Если ничего не помогает

Кроме того, есть еще одна мощная инстанция. Это прокуратура. Ее сотрудники обязаны реагировать на нарушения прав и свобод автовладельцев. Это та инстанция, куда жаловаться на страховую компанию по КАСКО или ОСАГО можно. Но только если доказательств вины компании нет, то обращаться туда бесполезно. Доказательствами могут стать, например, показания очевидцев нарушений. Кроме жалоб по КАСКО и ОСАГО, сюда можно жаловаться и по поводу некорректного поведения сотрудников СК, например, если было грубое обращение к клиентам. В этом случае обидчиков может ожидать солидный административный штраф.

Заключение

Таким образом, получается, что несмотря на официальную рекомендацию обращаться с жалобами на автостраховщиков лишь в Ценральный Банк РФ, существует немало инстанций, куда автовладельцы могут пожаловаться в случае нарушения их прав.

Выбирая, куда обращаться, исходите из того, какого рода нарушение было зафиксировано в отношении вас. Желательно также, чтобы жалоба была подкреплена доказательствами. Тогда отвертеться страховой компании уже не получится.

МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в целом поддержала разработанный Минфином проект поправок в закон об ОСАГО, сообщила ТАСС замглавы управления финансовых рынков ФАС Лилия Беляева. При этом страховщики выступают против предложенной Минфином конструкции "освобождения" тарифов.

ФАС, в частности, поддержала возможность введения трех категорий полисов ОСАГО, с учетом того, что страховщики не смогут навязывать автовладельцу определенную категорию, отметила Беляева. Напомним, что Минфин предлагал ввести полисы с лимитами 1 млн и 2 млн рублей (как по причинению вреда жизни и здоровью, так и по причинению вреда имуществу) в дополнение к существующему лимиту в ОСАГО в 400 тыс. рублей за вред автомобилю и в 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью. Кроме того, ФАС поддерживает предложенное Минфином расширение тарифного коридора по ОСАГО с учетом назначения транспортного средства (ТС) и целей использования (сейчас коридор базовой ставки тарифа ОСАГО устанавливается только для разных категорий ТС).

При этом ФАС усомнилась в возможности реализации ряда положений законопроекта, например, учитывать коэффициент "бонус-малус" (скидка за безаварийную езду и надбавка за совершенные аварии) для всех водителей, вписанных в страховку, а не только для собственника машины.

Минфин разработал проект поправок в закон об ОСАГО, которые должны стать первым этапом по "освобождению" цен на ОСАГО от госрегулирования (сейчас тарифы устанавливает ЦБ РФ). Минфин предлагает дать страховщикам больше свободы в определении значения базовой ставки тарифа внутри установленного ЦБ коридора, а также дать страховщикам возможность самостоятельно устанавливать ряд "персональных" коэффициентов для каждого водителя, зависящих от его стиля вождения и числа штрафов за нарушение ПДД. Кроме того, ведомство предлагает вернуться к идее заключать договоры ОСАГО на несколько лет (сейчас максимум - год) и ввести три категории полисов с разными лимитами возмещения пострадавшему в ДТП.

"Ингосстрах" резко против

Компания "Ингосстрах" считает "несвоевременными и в определенной степени губительными" большинство инициатив Минфина, изложенных в проекте поправок. Об этом говорится в заявлении компании, распространенном в среду.

Страховщик категорически против введения многолетних полисов, так как это серьезно повлияет на оценку страховых резервов и вызовет волну недовольства клиентов, так как корректировка тарифа по коэффициенту "бонус-малус" проводится ежегодно, отмечают в "Ингосстрахе".

Лимиты возмещения по жизни и здоровью могут составлять 2 млн рублей, как в других видах страхования, но только при полностью свободном тарифе, считают в "Ингосстрахе"

"В сложившейся ситуации внедрение этих мер приведет к окончательному краху системы ОСАГО", - говорится в заявлении. Чтобы этого не допустить, по мнению компании, нужно увеличить территориальные коэффициенты в убыточных регионах РФ, дать страховщикам возможность самим определять другие коэффициенты и затем провести полную либерализацию тарифов ОСАГО.

В Банке России ранее заявили ТАСС, что поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, но предложенный Минфином подход считают не оптимальным. Регулятор готовит свои замечания к законопроекту.

Сейчас тариф ОСАГО для автомобилей физлиц установлен ЦБ РФ в коридоре 3432-4118 рублей. Для расчета цены полиса базовая ставка тарифа умножается на восемь коэффициентов, которые также устанавливает ЦБ.

Предложения о реформировании системы ОСАГО озвучил сегодня заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров на форуме «Страховой бизнес в эпоху перемен. Стратегия. Тактика. Практика».

Форум, организованный Агентством страховых новостей при поддержке Всероссийского союза страховщиков, состоялся 1 ноября 2016 года, в г. Москве.

Помимо представителей ФАС России, в этом мероприятии приняли участие представители Верховного суда Российской Федерации, Минфина России, Банка России, других министерств и ведомств, а также ведущие аналитики страхового рынка, топ-менеджеры страховых организаций и других компаний.

Основные темы форума были посвящены вопросам регулирования страхового рынка «в пользу потребителей», поведенческого надзора на страховом рынке, а также вопросам тактики ведения страхового бизнеса и внедрения различных инноваций.

Андрей Кашеваров представил антимонопольное ведомство на площадке страхового форума, выступив с докладом на тему: «Актуальные аспекты антимонопольного регулирования страхового рынка» в рамках стратегической сессии «Страховой рынок 2.0: перезагрузка».

В начале своего выступления Андрей Кашеваров представил статистику о поступающих в антимонопольные органы с 2014 года жалобах граждан на действия страховщиков в Южном федеральном округе. Как отметил замглавы Службы, в том числе в связи с действием положений так называемого «четвертого антимонопольного пакета» количество таких жалоб граждан к настоящему времени существенно сократилось.

При этом, по его словам, исходя из анализа основных тематик жалоб граждан, в последнее время наиболее актуальной проблемой как в Южном федеральном округе, так и во многих других регионах страны, является невозможность приобретения полисов ОСАГО, в том числе в связи с большими очередями в офисах страховых организаций и якобы отсутствием у них бланков полисов ОСАГО; а также сокращение страховщиками объемов продаж полисов ОСАГО. Отдельно также было отмечено, что существенная часть таких жалоб поступали в соответствующие периоды времени преимущественно на ПАО СК «Росгосстрах» (от 37% до 68% от общего количества жалоб).

В связи с этим Андрей Кашеваров прокомментировал ряд текущих дел, возбужденных по признакам злоупотребления ПАО СК «Росгосстрах» доминирующим положением, а также сговора других крупных страховщиков в части необоснованного отказа в заключении договора ОСАГО по различным поводам.

Особое внимание при этом представитель ФАС России уделил сложившейся положительной судебной практике, подтверждающей правомерность выносимых антимонопольными органами решений о нарушении антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО, а также постановлений о привлечении к административной ответственности.

В продолжение своего доклада замглавы антимонопольного ведомства представил позиции ФАС России по некоторым законодательным инициативам регулятора страхового рынка.

В частности, Андрей Кашеваров озвучил мнение в отношении перехода к преимущественному восстановительному ремонту в системе ОСАГО, а также предложения по совершенствованию порядка определения размера расходов на такой ремонт.

Далее, говоря об изменениях тарификации в ОСАГО, Андрей Кашеваров сообщил, что ФАС России поддержал предложение Минфина России в части вариативности полисов ОСАГО в зависимости от лимита страховых выплат. Однако, было отмечено, что, к примеру, вопрос о введении новых коэффициентов страховых тарифов в настоящее время не может быть поддержан антимонопольным ведомством.

Важной частью выступления Андрея Кашеварова стало сообщение о разработанных ФАС России предложениях по изменению концепции ОСАГО в целом: «Мы предлагаем перейти от страхования ответственности владельца транспортного средства, как владельца источника повышенной опасности, к страхованию ответственности водителя, как лица, непосредственно способного причинить вред при использовании транспортного средства. Такой подход будет предпочтителен для страхователей, а также позволит, прежде всего, упростить и ускорить процедуру заключения договоров ОСАГО; упразднить необходимость проведения конкурсных процедур, в рамках госзаказа исключить необходимость контроля со стороны страховщиков за техническим состоянием транспортных средств», - сообщил Андрей Кашеваров.

В завершение своего выступления замглавы ведомства рассказал о разрабатываемых проектах Национального плана развития конкуренции, который предполагает, в том числе мероприятия, направленные на уменьшение участия государства в экономике в целях развития конкуренции, а также отдельной «дорожной карты» по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, предложения для включению в которую уже поступают в ведомство от крупнейших объединений финансовых организаций.

ФАС России провела анализ правоприменительной практики антимонопольных органов на рынках страховых услуг. Выяснилось, что самым проблемным рынком в течение последних трех лет являлся рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

На действия страховщиков только на этом рынке с 2013 по 2016 гг. в антимонопольные органы поступило 15 658 жалоб , тогда как на действия страховщиков на других рынках страхования - 2457 жалоб . Большую часть этих жалоб получают ФАС и Банк России.

Чаще всего граждане жалуются на навязывание им при заключении ОСАГО дополнительных услуг по добровольным видам страхования, а также услуги по проведению техосмотра транспортных средств; на проблему очередей при предоставлении этой услуги и некорректное применение коэффициента «бонус-малус» (скидка за аварийную езду).

Решая эти проблемы, антимонопольная служба выдала за период 2013–2016 годов 352 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 243 предупреждения (69%) из которых были исполнены страховщиками в установленные сроки.

В период с 2013 по 2016 год в 61 субъекте РФ было возбуждено и рассматривалось 324 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО, по результатам которых принято 241 решение о наличии нарушений.

Чаще других выявлялись нарушения, связанные с навязыванием клиентам дополнительных страховых и иных услуг, а также нарушением установленного порядка ценообразования на услуги ОСАГО; сговор как между самими страховщиками о навязывании различных услуг и сокращении объемов оказания услуг по ОСАГО, так и между страховщиками и операторами технического осмотра. Еще одной выявленной статьей недобросовестности некоторых страховщиков стало занижение размера страховой премии при участии в проводимых государственными органами торгах на право заключения договоров ОСАГО. В результате недобросовестной конкуренции эти страховые компании выигрывали тендеры.

Больше всего нарушений по «автогражданке» было выявлено в Приволжском и Южном федеральных округах.

  • Напомним, что в марте Госдума приняла , призванный решить сразу ряд накопившихся в этом виде страхования проблем. Согласно ему, возмещение по ОСАГО в большинстве случаев будет осуществляться в виде ремонта машины, хотя предусмотрена и денежная выплата.
  • Страховщики также предлагают ввести , что поможет снизить убыточность этого вида страхования. Пока это только обсуждаемая инициатива, но вероятно, что скоро РСА предложит ее на рассмотрение регулятора рынка (Банк России).
Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...