Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей


Закон взаимодействия противоположностей выражает самую суть процесса развития. На то есть несколько причин, Прежде всего, надо заметить, что противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, мужское и женское, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое, доброе и злое – играют фундаментальную роль в жизни природы, космоса и деятельности человечества, развивающегося общества. Анализ этих пар бинарных оппозиций, их своеобразное осмысление и разрешение составляют внутренний мотив развёртывания любого мифа и целых мифологических систем у различных народов. Во-вторых, научный анализ окружающего мира с самого момента зарождения рациональной человеческой мысли приводил к следующему важному выводу: вся структура и динамика как космического целого, так индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей. Эти пары очерчивают крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Это противоположности плоскости и точки, покоя и движения, ассоциации и диссоциации атомов, ассимиляции и диссимиляции веществ, наследственности и изменчивости, личного и общественного, войны и мира, доброго и злого, достойного и недостойного. Здесь нетрудно видеть, что эти базовые пары категорий лежат в фундаменте всего спектра наук – от логики и физики до политологии и педагогики. В-третьих, философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и познании. Начиная с Платона, философский разум в отличие от рассудка связывался со способностью к диалектическому мышлению. Диалектическое мышление исследовало различные взаимоотношения, в которых могут находиться основополагающие противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского внимания..

Учение о совпадении противоположностей станет одной из самых ярких черт философии Николая Кузанского , а их антиномическая интерпретация в «Критике чистого разума » принесут славу И. Канту . Наконец Гегель предпримет свою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, их взаимоотрицании и синтезе. Философия не могла обойти проблему противоречий и ещё по одной причине. Дело в том, что возникновение и разрешение противоречий составляет самую суть движения нашего логического мышления.

Наконец, с Х1Х в., когда предметом научного изучения стали сложно-организованные развивающиеся системы, стало понятно, что их теоретическое познание невозможно без выявления источников и движущих сил их развития в виде тех или иных конституирующих противоположных систем и тенденций. Экономику нельзя понять без противоречий присущих самому товару. Историю любого общественного организма нельзя реконструировать без выявления противоборства политических сил и социальных групп, имеющих полярные общественные интересы.



Закон единства и борьбы противоположностей показывает, что все в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, в чем состоит источник развития.

Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством . Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета , означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие.



Различие представляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает, поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия , как борющаяся, противоположная сторона предмета.

Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия . Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.

Противоположности – это различные стороны одного и того же пред-мета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают, взаимоисключают друг друга. Например, противоположностями являются полюса магнита, процессы ассимиляции и диссимиляции, в историческом процессе антагонистические (непримиримые) классы, производительные силы и производственные отношения, производство и потребление, анализ и синтез, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, возможность и действительность и т.д. .

В вещах и процессах объективной реальности противоположности проникают друг в друга, образуют множество сочетаний и переходов. Стоит проявить одну из них, как тут же о себе даёт знать другая. Отношения между ними носят диалектический характер, они способны переходить друг в друга, меняться местами. Когда противоположности одновременно исключают, предполагают и обуславливают друг друга, тогда речь идёт о диалектическом противоречии, которое

Каждая противоположность предполагает «своё другое»состояние. Так, устойчивость предполагает изменчивость и, наоборот, изменчивость предполагает устойчивость. Усиление или ослабление одной из них ведёт к изменению её роли и таким образом меняет удельный вес и значение другой противоположности.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, характери-зующееся их единством и борьбой.

Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.

Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.

Единство противоположностей – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления.

С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы , так как они противоположны.

Источником самодвижения, саморазвития всего сущего является борьба внутренних противоположностей. Подтверждением этому служит открытие в естествознании энергии ядра. Источником общественного развития является борьба противоположных классов, противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

В своем развитии противоречие проходит следующие этапы:

1. Становление противоречия (этап тождества ). На этом этапе развития преобладает единство противоположностей, борьба только намечается, находится в не проявленном состоянии.

2. Развитие или развёртывание противоречия (этап различия ). На этом этапе развития противоречия борьба противоположностей развёртывается и обостряется.

1. Разрешение противоречия (этап противоположности ). Разрывается единство противоположностей (происходит скачок), борьба же не прекращается, а достигает наивысшей степени и предмет переходит в другое качественное состояние.

Таким образом, главную, ведущую роль в процессе развития и в диалектической взаимосвязи единства и борьбы противоположностей играет борьба. В.И.Ленин по поводу этого писал: «Единство противоположностей условно, временно, преходяще. Борьба взаимоисключающих противопо-ложностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение ». (Полн. собр.соч. т.29, с. 317).

Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развивается до конфликта. Конфликт – это та стадия развития противоречия, где оно должно разрешиться. Развитие различия, противоположности, противоречия на разных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта.

В настоящее время существуют многочисленные классиыикации противоречий в бытии и в познании. Выделяются внешние и внутренние; формально-логические от которых надо избавляться, ибо из них следует всё, что угодно). И диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и производные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т.д.

К внутренним противоречиям относятся: внутривидовые, внутриго-сударственные, внутрисемейные, внутрисистемные противоречия. Их особенность заключается в том, что они имеют единое основание . К внешним противоречиям относят те, которые возникают между явлениями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обществом и человеком, человеком и другим человеком.

Основное противоречие характеризуется тем, что его временный интервал равен времени существования носителя или носителей этого противоречия. Примером основного противоречия является противоречие жизни и смерти, раба и господина, рабочего и капиталиста, производства и потребления.

Однако главным в т исследовании противоречий развития являются не классификации, которых может быть огромное количество, а прежде всего сами механизмы разрешения противоречий.

Сформулируем основные ключевые тезисы относительно сущности и механизмов разрешения диалектических противоречий:

1. Под диалектическим противоречием следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе. Они-то и выступают источником и движущей силой её развития.

2. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных, так и в духовных измерениях, причем нигде и никогда не существуют в единичном виде(разве что в голове познающего субъекта!). Они представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством-основанием для разрешения других, более общих системных противоречий.

3. Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями. Возможна победа одной из противоположностей над другой, что, впрочем, никогда не оставляет неизменной и саму победившую противоположность, ибо вся система переходит в новое качество., Типичный пример – победа в военном конфликте какой-то одной из сторон. Друго весьма типияный способ разрешения противоречий – диалектическое снятие обеих сторон противоречия в рамках новой системы.(или нового качественного состояния системы, возникшей в результате разрешения противоречия. Борьба рабов и рабовладельцев завершилась крахом рабовладельческой системы и появлением новых субъектов исторического творчества в рамках феодальных отношений. Волновая и корпускулярная теории света, долго время боровшиеся друг с другом, оказались снятыми в рамках единой корпускулярно-волновой теории.

Закон изменения системных свойств, при изменении количественных характеристик системы (переход количества в качество). Во всех системах изменение количественных характеристик системы приводит к появлению нового качества, новых свойств, в том числе и системных.

Закон иерархичности систем. Всякая образующая система включается в качестве подсистемы в существующую или формирующуюся систему более высокого порядка (надсистему). Возможно деление сложной системы на целостные системы и уровни

Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.

Система - множество взаимосвязанных элементов или компонентов, обладающая общими интегрирующими свойствами, отсутствующими у ее составляющих . Системы могут быть природными – солнечная система, атмосфера, моря, реки, молекулы, атомы и другие; биологические – биосфера, биоценоз, человек, животные, растения, бактерии, клетки и другие; социально-экономические системы (СЭС) - страны, корпорации, организации, общества и другие; разнообразные технические и технологические системы, системы управления. Имеются также абстрактные системы в виде информационных, математических моделей и построений, существующих только теоретически или в виде компьютерных программ и виртуальных миров в сознании человека или памяти компьютера.

Ниже представлены формулировки этих законов и наглядные примеры их применения. Первые 8 законов наиболее общие и применимы для всех систем, остальные для самоорганизующихся технических и природных систем и всех биологических и социально-экономических систем. Согласно закону 4 единства противоположностей, могут быть системы, для которых какой либо закон не выполняется, но это редкие исключения. Нумерация законов отражает их общность и важность, по мнению автора, но она не принципиальна для данной работы.

2. Важнейшие, фундаментальные общие системные законы и примеры их применения.

1.Закон целостности и появление системных свойств. Целая система больше чем сумма составляющих ее частей. Система всегда имеет свойства, отсутствующие у ее элементов, частей и подсистем. Не элементы порождают систему, а наоборот, членение системы порождает компоненты и элементы. Полный набор частей автомобиля еще не транспортное средство. Набор всех органов не имеет свойств живого организма. Все сотрудники, помещения и оборудование по отдельности это еще не организация, способная решать определенные задачи. Этот закон позволяет определить, является ли какое либо множество элементов системой, по наличию интегрирующих свойств.

Примером первой части закона может быть рождение человека, который сразу становится членом семьи и гражданином, появление новой организации или новой технологии, которые сразу включаются в соответствующие над структуры. Примером деления может быть раздел корпорации на отдельные предприятия, распад страны на независимые государства.



Это один из важнейших законов материалистической диалектики свойственный не только системам. Так с ростом числа солдат появляются различные по системным свойствам военные формирования – отделение, взвод, рота, полк, дивизия, армия.

Все элементарные частицы являются одновременно корпускулами и волнами. В механике сила действия равна силе противодействия. В сложных, эволюционирующих системах обычно имеется целая цепочка противоположностей, и их взаимодействие является двигателем эволюции. Так в стабильном биоценозе растения поедают травоядные, которых поедают хищники, а останки растений и животных превращаются бактериями в органические вещества потребляемые растениями. Часто недостатки человека являются продолжением достоинств, а любовь сопровождает ненависть.

Иногда этот закон называют принципом дополнительности противоположных свойств в системах. Это также важнейший закон материалистической диалектики, свойственный не только системам. Мы намерено заменили слово «борьба» на «взаимодействие», ибо борьба есть антагонистическое взаимодействие, существующее не во всех системах. Так в системах торговли продавец и покупатель вовсе не борются.

Этот закон занимает особое место в составе материалистической диалектики. Не случайно его часто называют ядром диалектики. Это объясняется тем, что раскрыть сущность общих связей и развития невозможно в без выявления источника движения, развития. Причем речь идет не только об отдельных явлениях, процессах, но и мир вообще. Люди, осваивая окружающий мир, множество раз задавались вопросом о том, где следует искать причины, источник изменений, движения, развития. Религия решает эти вопросы, исходя из признания акта божественного сотворения мира и объяснение всего происходящего в мире, волей. Бога. Идеализм (и объективно и и субъективный) ищут ответы на эти вопросы в идеальном, духовном начале всего сущегосущого.

Материалистическая диалектика решает проблему общей структуры мира, общих связей и развития, исходя из признания материального единства мира. Если мир, как говорил. Гераклит, не создан никем из богов и никем из людей, то и источник движения, развития должно находиться в нем самом, как источник самодвижения, саморазвития. Ответ на этот вопрос и дает прежде закон единства и взаимодействия противоположных остеей.

Суть этого закона заключается в том, что вечная изменение, движение, развитие представляют собой процесс взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон, тенденций, взаимодействие которых, с одной стороны, характеризует ту или др.. Нину систему как таковую, с ее качественной определенностью, а с другой - приводит к изменению, развитие, переход в иное состояние, в другую с новыми качественными характеристикам.

В процессе познавательной и практической деятельности человек осознал, что во всех явлениях, процессах, системах имеют место противоположные, взаимоисключающие свойства, стороны, тенденции, в то же время взаемообу умовлюють друг друга и только вместе характеризуют ту или иную систему как целостность, то есть они находятся в единстве. Да, жизнь организма составляет, с одной стороны, рождение, развитие новых клеток, а с другой - отмирание старых. Только взаимодействие этих взаимоисключающих тенденций - рождения и умирания - обеспечивает существование организма как целостности. В круглой капельке воли на промасленной бумаге взаимодействуют силы притяжения и отталкивания, что и предопределяет ее шарообразную форму. В результате взаимодействия этих же сил - притяжения и отталкивания - облако плывет над землей на определенной высотсоті.

Таким образом, противоположности - это наличие в предметах, явлениях, процессах взаимоисключающих и взаемообумовлюючои друг друга свойств, сторон, тенденций, взаимодействие которых характеризует их с точки зрения их хньои качественной определенности, целостности. Противоположности имеют место во всех сферах действительности, в отношениях, в предметах, явлениях. Это мы наблюдаем даже в таких отношениях, как плюс-минус, большое - я ле, тяжелое-легкое, длинное - короткое, прямое - кривое, начало - конец т.д.. Значительно более сложные противоположности характеризуют системы как тенденции их развития: дифференциация и интеграция , создание и руйнув. Ання тощощо.

Противоречие - это взаимодействие противоположностей, что обусловливает существование, функционирование явлений, процессов (единство), а также их изменение, движение, развитие (противодействие,"борьба"). Противоречие выступает как внутренний и импульс, побудитель изменений, движения, развитияу.

Например, внутренним импульсом любой жизнедеятельности является потребность. Как отмечалось ранее, она выступает прежде всего как противоречие между необходимостью существования, функционирования организма и ограниченностью или и отсутствием внутренних средств, возможностей обеспечения этой необходимости. Живой организм - сложная энергетическая система, все время нуждается в пополнении запаса энергии. Это достигается путем об мину веществ с условиями существования. Обострение этих противоречий заставляет организм вступать в определенные связи и отношения с окружающим миром в поисках необходимых средств для обеспечения своего существования. Итак, жизнь - это непрерывный процесс разрешения и воспроизведения этих противоречий, удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей. Если потребности организма не удовлетворяются, он гинн гине.

В любой жизнедеятельности проявляются две противоположные тенденции, которые, однако, взаимообуславливают друг друга: изменчивость и наследственность. Изменчивость выражает необходимость приспосабливаться к условиям, постой йно меняются. В этом процессе приспособления возникает система условных рефлексов, позволяющих организму ориентироваться в этой сложной меняющейся ситуации. В то же время в процессе жизнедеятельности возникают устойчивые особенности, которые сохраняют взаимосвязь между различными ступенями становления и функционирования организма. Они фиксируются в системе безусловных рефлексов, инстинктов. Только взаимодействие изменчивости и наследственности обеспечивает поступательное развитие, сохранение жизни. Вопрос о единстве и взаимодействии противоположностей следует рассматривать в связи с конкретной действительностью, потому что всегда идет о противоречиях в реальных явлениях, процессах, системастемах

Противоречия бывают самые разные: внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные. Деление на внутренние и внешние противоречия не следует абсолютизировать. Они меняются местами зале ежно от того, в какой системе связей проявляются. Например, внутренние противоречия развития какого-либо государства являются внешними по отношению семейных, межличностных противоречий. Семейные противоречия могут висту пати как внешние по отношению внутренних противоречий духовной жизни человека. В то же время внутренние и внешние противоречия взаимодействуют и влияют друг на друга, на их протекания, обострения, способы водоворот ишеннрішення.

Можно еще сказать, что внешние противоречия - это противоречия между различными системами, которые, однако, входят в более общую систему. Человек и природа, имея свои внутренние противоречия, составляют две стороны и общей экологической системы и их внешние противоречия выступают в то время как внутренние противоречия этой всеобьеднуючои системми.

Выделяют также антагонистические и неантагонистические противоречия неантагонистический следует считать такие противоречия, решение которых не приводит к разрушению их основания и ликвидации противоположностей (м изменчивость и наследственность, условные и безусловные рефлексы и др.). Решение и воспроизведения этих противоречий обеспечивает поступательность развития при сохранении его основови.

Антагонистические противоречия - это противоречия, решение которых приводит к разрушению их единства и и основы этого единства, к конфликту, к уничтожению одной из противоположностей или обоих. Эти противоречия в особенно наглядно проявляются в общественной жизни в форме революций, войн, восстаний. Они могут проявляться в рамках семьи"ї.

Когда совместная жизнь становится невозможным и семья распадается, либо решаются эти противоречия-трагически, смертью одной или обеих сторон. Это же иногда наблюдается в межличностных отношениях, когда противоречия и обостряясь до предела, приводят к взаимной ненависти, к разрыву отношений или к трагическому конфликту.

В становлении и развитии противоречий можно заметить определенную последовательность. Сначала возникает различие, которая затем перерастает в несоответствии, а затем - в противостояние и несовместимость. На уровне отличным ности и несоответствия разрешения противоречий происходит при сохранении противоположностей, их взаимодействие осуществляется на одной и той же основе. На уровне противостояния, несовместимости, решения супер чности приводит к переходу к новой единства противоположностей, их взаимодействия на новой основе. Так, разрешения противоречий в рамках рабовладельческого общества привело к уходу с исторической арены основных социальных сил этого общества - рабов и рабовладельцев - с их интересами и взаимными отношениями. Разрешение противоречий этого общественного строя обусловило переход к феодализму с его новым и социальными субъектами - крепостными и феодаламалами.

В процессе развития неантагонистические противоречия могут превращаться в антагонистические и наоборот. Антагонистические и неантагонистические могут быть как внутренними, так и внешними. Антагонизм - это не са ами противоречия, а одна из форм, способов проявления суперечностеей.

Процесс развития - это процесс взаимосвязи многих противоречий. Поэтому его можно представить как линейное развитие. Взаимосвязь многих противоречий обусловливает возможности альтернативных направлений ро озвитку. Какой из них станет реальным, зависит от множества внутренних и внешних связей и отношений, от множества обстоятельств. Однако анализ множества противоречий, особенностей их развития и решения дает предвидеть основную направленность этого процессцесу.

Жизнь общества составляет сложный, противоречивый процесс, в котором взаимодействуют несколько линий развития. Как отмечалось, исходным импульсом жизнедеятельности является потребность. Животный способ жизнедеятельности - зад доволення потребностей в непосредственном взаимодействии с природой путем приспособления и уборки, осуществляется на основе системы условных и безусловных рефлексов, инстинктов - на каком-то этапе развития предка л. Иудины перестал соответствовать возможностям обеспечения его существования. Необходимость удовлетворения потребностей наткнулась на невозможности ее осуществления старым способом. Возникла несоответствие между потребностями и возм ивостямы их удовлетворения. Решение этого противоречия стало возможным путем опосредования потребностям процессом производства, в котором производство орудий труда и извлечения при их помощи средств к жизни стало особой потребностью. Удовлетворенная потребность всегда уступает место новой потребности, а новая потребность требует совершенствования орудий труда, стимулирует развитие самого человека и так без концаз кінця.

Однако переход к опосредования удовлетворения жизненных потребностей процессом производства оказался несоответствующим стадных отношений. Обострение этого противоречия, что привело к несовместимости, обусловило возникнет ния системы общественных отношений (экономических, брачно-семейных и др.), которые, возникнув как результат становления процесса производства, превратились в социальные формы, в которых и с помощью которых обеспе печуеться осуществления производства и жизнедеятельности вообщелі.

Но опосредования удовлетворения жизненных потребностей процессом производства и системой общественных отношений оказалось несоответствующим животного способа ориентации - системы условных и безусловных рефлексов, и инстинктов. Разрешение этого противоречия нашло свое выражение в возникновении нового типа ориентации в условиях опосредования удовлетворения жизненных потребностей - общественного сознания, концентрированным выражением которой стало производство, реализация и воспроизводство целей. Жизнь человека в ее становлении, стало процессом сознательного, целенаправленного воздействия на природу. Этот процесс оказался несовместимым с простым приспособлением и сбором. Познание свойств, связей, законов природы обусловили переход к сознательному, основанного на свободе способа преобразования мира и самого человека. Сознание и свобода, возникнув как результа т несоответствия жизнедеятельности человека животному образа жизни, превратились в предпосылки поступательного становления и развития обществьства.

Таким образом, жизнь человека составляет сложный процесс взаимосвязи множества противоречий, каждая из которых, взаимодействуя с другими противоречиями, обусловливает переход от низших к высшим формам общественной жизни

Не случайно закон единства и взаимодействия противоположностей рассматривается как важнейший закон диалектики. Более того, сама диалектика в своей сути рассматривается как учение о единстве противоположностей, о их взаимодействие, как учение о противоречиях. Именно противоречия является источником движения, развитияку.

Тождество - совпадением сторон и свойств. Различают абсолютное (абстрактное) и конкретное тождество.

Абсолютное тождество предполагает полное совпадение всех сторон и свойств объектов. В объективной реальности абсолютное тождество не существует, однако существует конкретное тождество, т.е. тождество, включающее в себя моменты различия.

Различие - это такое отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением сторон и свойств. Различия бывают несущественные и существенные, они могут переходить друг в друга. Из существенных различий вырастают противоположности.

Противоположности ~ это различия, доведенные до крайности. Диалектические противоположности не существуют друг без друга, предполагают друг друга, взаимообусловливают друг друга и в то же время взаимоисключают друг друга, находятся в борьбе. Примеры: положительный и отрицательный элекрические заряды, северный и южный магнитный полюса, притяжение и отталкивание, мужское и женское начало.

Единство и взаимодействие диалектических противоположностей составляет противоречие. Любой объект включает в себя пары таких противоположностей. Существование и развитие объектов обусловлено их неоднородностью, противоречивостью.

Внутренние противоречия выступают в качестве источников, движущих сил саморазвития этих объектов. Противоречия в процессе своего развития проходят определенные стадии от зарождения до разрешения противоречий.


Глава 8. ВСЕОБЩИЕ СВЯЗИ БЫТИЯ

Основные законы диалектики, описывающие процесс развития, имеют всеобщий характер, служат проявлением всеобщих связей бытия. Всеобщие связи бытия также находят свое выражение во взаимосвязях парных диалектических категорий, которые не были упомянуты в основных законах диалектики. Это единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Связи указанных диалектических противоположностей составляют неосновные законы диалектики.

Всеобщность связей, присущих бытию, находит отражение в диалекти­ческом принципе всеобщей связи и взаимной обусловленности всех предметов и явлений.



Универсальные связи бытия

Всеобщие связи бытия являются универсальными связями действительности. К ним прежде всего относится взаимосвязь единичного и общего.

Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты и свойства, принадлежащие отдельным предметам и явлениям (существует поговорка: «В одно перо и птица не родится»).

Общее - это сходные, повторяющиеся черты и свойства, присущие всем отдельным предметам и явлениям определенной группы. Общее отражено в любом родовом понятии ("дом", "студент", "атом" и т.д.).

Проблема объективно реального существования единичного и общего и их взаимосвязи особенно остро была поставлена в средневековой схоластической философии. Представители схоластики разделились на номиналистов и реалистов.

Номиналисты считали, что реально в объектном мире существуют только единичные вещи, а общее принадлежит уму человека, существует лишь в понятиях и словах людей. Номиналисты выражали материалистическую тенденцию средневековой философии.

Реалисты средневековья утверждали, что реально объективно в окружа­ющем мире существует общее (общие понятия - "универсалии") и общее реальнее единичных вещей. Средневековые реалисты являлись объективными идеалистами.

И номиналисты, и реалисты отрывали единичное от общего. С точки зрения материалистической диалектики, единичное и общее существует в мире реально объективно как взаимосвязанные противоположные стороны отдельных предметов и явлений. Иначе говоря, каждый отдельный предмет является носителем и единичного, и общего.

Наряду с понятиями единичного и общего широко используются связанные с ними понятия особенного и всеобщего.

Особенное - это общее для отдельной подгруппы из более общей группы предметов и явлений. Всеобщее - это общее, присущее всем предметам и явлениям действительности. Философия изучает всеобщее.



Универсальными связями бытия, взятыми так сказать "по вертикали", служат взаимосвязи явления и сущности.

Явление -- это внешняя, сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов.

Сущность - это внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона вещей и процессов.

Сущность - это подводное течение, а явление - пена на поверхности. Сущность глубже, явление богаче. Диалектика сущности и явления: явление существенно, сущность является.

Между сущностью и явлением нет совпадения, поэтому существую наука, которая за явлениями и через явления отыскивает сущность. Познание идет от явления, данного через органы чувств, к сущности, раскрываемой мышлением.

С сущностью тесно связано понятие закона. Закон - это объективная, существенная, общая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений. Законы бывают частные, общие и всеобщие. Всеобщие законы изучает философия.

Структурные связи бытия

Среди всеобщих связей выделяются структурные связи бытия, которые определяют организацию, строение мира.

Прежде всего структурные связи выражаются во взаимосвязи целого и частей.

Целое - это объединение отдельных предметов, ведущее к образованию в данной совокупности предметов новых свойств и закономерностей.

Часть - это отдельные предметы в совокупности предметов, образующих целое.

Диалектика целого и части: взаимодействие частей ведет к целому, целое - это нечто большее, чем сумма частей. Каждая часть своей связью оказывает влияние на другие части и на все целое.

Различают неорганическое и органическое целое. Неорганическое целое образуют предметы неживой природы (атомы, молекулы, кристаллы), а орга­ническое целое образуют предметы живой природы и общества. Органическое целое имеет способность к прогрессивному саморазвитию.

Диалектическому пониманию взаимосвязи целого и части противостоит:

1) механицизм, который сводит свойства целого к простой сумме свойств
частей;

2) редукционизм, который сводит высшие, сложные формы целостности
к низшим, более простым формам (например, биологические формы - к физи­
ческим формам).

Система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент - это такая часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой.

Структура -~ это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы. Понятие структуры близко к понятиям "строение" и "организация".

Иерархия - это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем и сама как подсистема входит в состав большой системы.

Спецификой систем является наличие у них интегративных качеств, которые не свойственны отдельным элементам. Так, человек как система обладает сознанием, которое не свойственно отдельным частям его тела.

Упорядоченность бытия еще со времен Аристотеля связывалась с формой и содержанием. Каждая вещь или явление имеют свое содержание и форму.

Форма - это внутренняя и внешняя структура содержания, это способ существования содержания.

У Аристотеля и Фомы Аквинского вопрос о соотношении формы и материи решался так: форма выступает определяющим и организующим началом мира, отдельных вещей; высшая форма - Бог.

Диалектика формы и содержания, открытая Гегелем, такова: содержание оформлено, а форма содержательна. Ведущей, более активной стороной этого единства является содержание. Форма обладает относительной самостоятельностью, а в ряде случаев активно воздействует на содержание.

Гегель выделял три соотношения между содержанием и формой:

1) форма соответствует содержанию, тогда содержание развивается;

2) форма не соответствует содержанию, тогда содержание чахнет;

3) форма частично соответствует, а частично не соответствует содер­
жанию, тогда оно развивается неравномерно.

В материалистической диалектике: материя - это содержание бытия, а движение, пространство и время - это форма, способ существования материи.

Учет закономерностей взаимосвязи формы и содержания имеет существенное методологическое значение в научно-техническом творчестве, в литературе и искусстве.

Связи детерминации

Связи детерминации имеют всеобщий характер и объединяют взаимодействия причины и следствия, случайности и необходимости, возможности и действительности. Детерминировать - значит определять.

Детерминизм - это философское направление, признающее объективный и всеобщий характер причинности и закономерности явлений. Материалистическое понимание мира и научное познание опирается на принцип детерминизма.

Детерминизму противостоит индетерминизм, который отвергает причинность и закономерность тех или иных явлений.

В смене обусловливающих друг друга явлений обусловливающее явление называется причиной, а обусловленное явление называется следствием.

Структура причинно-следственных связей включает в себя два важных момента:

1) временной - причина предшествует следствию,

2) генетический - причина порождает следствие (ср. пословцу: "Что
посеешь, то пожнешь").

С точки зрения материалистической диалектики, причинно-следственные связи имеют следующие основные черты:

1) объективный характер, т.е. существуют вне и независимо от сознания;

2) всеобщий характер, т.е. любое явление причинно обусловлено
(ср.поговорку: " Нет дыма без огня ");

3) необходимый характер, т.е. определенная причина вызывает соответ­
ствующее следствие (ср. поговорку:" Посеешь ветер - пожнешь бурю");

4) необратимый характер, т.е. изменения не приводят к исходному
состоянию;

5) нелинейный характер, т.е. причинно-следственные связи имеют ха­
рактер взаимодействия: следствие воздействует на свою причину.

При реализации причинно-следственных связей важную роль играют условия. Условия - это совокупность факторов, которые необходимы для появления следствия, но не порождают его (ср. поговорку: "Куй железо, пока горячо").

Причину надо отличать от повода.

Причинность может носить как необходимый, так и случайный характер.

Необходимость -- это связь явлений, обусловленная внутренними причинами, вытекающая из внутренней природы вещей.

Случайность - это связь явлений, обусловленная внешними причинами, факторами. Случайность - это пересечение необходимых связей.

Диалектика необходимости и случайности: случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (Ф. Энгельс).

Материалисты признают объективный характер необходимости. Но не все материалисты признавали существование случайности, считали ее непознанной необходимостью (например, Демокрит, Спиноза, Гольбах). Так, механистический (лапласовский) детерминизм исходил из существования

только необходимости.

Применительно к человеку и обществу ставится вопрос о соотношении свободы и необходимости. Для Спинозы и марксистов свобода - это познанная и осознанная необходимость внешних, объективных условий. По Канту, свобода есть добровольное подчинение человека необходимому нравственному закону. В экзистенциализме свобода понимается как внутренняя необходимая забота человеческого существования и ответст­венность выбора (Бердяев, Хайдеггер, Сартр).

Разное понимание соотношения между необходимостью и случайностью привело в философии к возникновению фатализма и волюнтаризма.

Фатализм абсолютизирует необходимость, понимает ее как неизбежность (рок, судьба людей, общества).

Волюнтаризм, наоборот, недооценивает роль необходимости, все явления сводит к случайной роли волевых действий субъектов.

Наука доказывает объективный характер и необходимости, и случай­ности, рассматривает их в качестве основы динамических и статистических закономерностей.

В основе динамических закономерностей лежат однозначные необхо­димые связи. В основе статистических закономерностей лежат неодно­значные случайные связи между явлениями (в совокупностях атомов, молекул, людей).

Случайные события оцениваются с помощью теории вероятности. Вероятность это количественная характеристика меры возможности появления какого-либо случайного события.

Понять процесс появления нового помогают категории "возможность" и "действительность".

Возможность это предпосылки возникновения нового, это

потенциальная действительность.

Действительность это осуществленная возможность. В более широком значении: действительность - все существующее.

Диалектическая взаимосвязь: все, что существует в действительности когда-то было возможностью; сама действительность является возможностью новой действительности.

Различают реальные и формальные (абстрактные) возможности (ср. поговорку: "Синица в руках и журавль в небе"). Реальные возможности вытекают из объективной действительности; для их реализации уже существуют необходимые условия. Для реализации формальных возможностей требуются существенные изменения окружающих условий. Реальные и формальные возможности могут переходить друг в друга (см. кн.: «Материалистическая диалектика как система» /Под ред. А.П.Шептулина. М, 1983).

Таким образом, парные диалектические категории выражают наиболее общие и существенные взаимосвязи бытия и познания. Вместе с основными диалектическими законами неосновные законы диалектики вскрывают объективно существующую универсальную диалектическую связь, которая находит свое отражение в сознании и познании людей.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...