Какие заболевания лечит логопед и при каких симптомах к нему обращаться. Как лечит логопед? Нормы развития речи по возрастам


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о и .

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто? Логопед — врач? Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, и . Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “ ”, дефектолог — он же и . И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но... не хочет или балуется. Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко. И это не их случай, однако они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный. Безусловно не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере. В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков и удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики и грамматического строя. Исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. Могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3 книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся. Либо ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят. Безуслоно так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда. Он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить. Они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:"Он будет заниматься, если ему интересно ". Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны. Однако часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает». Логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию и поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка. У них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим... и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие. Многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники... Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома». То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы. Безусловно, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления. Размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

В процессе учебы будущий медик осваивает множество дисциплин, неведомых ранее. Правильно выражать свои мысли, говорить отчетливо и понятно для всех, на самом деле, очень сложная задача. Эти простые действия требуют скоординированной работы нервной системы, слухового анализатора, мышц и голосовых связок. Когда появляются проблемы, особенно в детском возрасте, последствия могут быть очень серьезными, вплоть до торможения умственного развития. Поэтому проблемой с речью должен заниматься опытный логопед.

Кто такой логопед

Логопед (логос - от греческого «слово», пед - «учить») - это доктор, который учит человека правильно разговаривать, высказывать свои мысли, борется с дефектами речи.

Специалист занимается устранением различных дефектов речи у детей и взрослых. Логопед должен обладать следующими качествами:

  • отзывчивость;
  • высокая эрудиция;
  • знание языка на высоком уровне;
  • должны отсутствовать любые дефекты в произношении слов;
  • уметь слушать пациента, не зависимо от уровня развития - будь то ребенок или взрослый;
  • усидчивость;
  • уделять большое внимание общению и устранению психологической травмы у ребенка или взрослого;
  • врач должен любить детей, так как именно эта возрастная группа больше всего страдает от дефектов речи.

К проблеме каждого пациента нужно подходить творчески и очень скрупулезно. Много времени следует потратить на построение контакта между врачом и пациентом. Специалист использует следующие методы в работе:

  • постоянное повторение слов, фраз, предложений в игровой форме;
  • изучение на память простых и сложных слов;
  • упражнения, повышающие внимание;
  • построение логической цепочки между предложениями;
  • создание ассоциаций для лучшего запоминания слов;
  • упражнения, заставляющие пациентов добавлять необходимые предложения в текст, написание писем;
  • чтение вслух на занятиях и дома;
  • дыхательная гимнастика;
  • выступление перед аудиторией, чтобы преодолеть страх и волнение;
  • прослушивание большого количества песен, фильмов, сказок с простыми словами.

Большое значение в избавлении от дефекта речи имеет время, потраченное на занятия. Чем дольше и интенсивнее занимается человек, тем лучше будет результат.

Какие заболевания лечит логопед

Проблемы с речью можно выявить уже в первый период жизни ребенка. С 1-2 лет малыш должен издавать характерные звуки для конкретного периода жизни. Если родители замечают, что звуки непонятные или вовсе отсутствуют, или ребенок не отзывается на имя, нужно немедленно обратиться к врачу.

Логопед-дефектолог занимается устранением следующих заболеваний:

  • афония - это отсутствие произношения звуков, когда пациент хочет разговаривать, создает в уме предложения, но не может их произнести;
  • дисфония характеризуется нарушенным произношением звуков. Голос человека становится охриплым, осиплым, говорить приходится шепотом;
  • дислалия возникает, когда ребенок не выговаривает определенные звуки, например, звук «р», «ш», «щ»;
  • логоневроз - это произношение саккадированой речи. Иными словами, заикание. Причинами такого дефекта могут стать травмы головы, перенесенный в прошлом страх, испуг или стресс;
  • тахилалия и брадилалия - состояние, когда нарушается скорость произношения слов;
  • дислексия связана с трудностями в чтении и правописании, проблемами с грамотностью и математикой, вниманием;
  • ринолалия, или гнусавость;
  • нарушение слуха, всегда приводит к проблемам с речью. Чем раньше пропал слух, тем тяжелее восстановить речь;
  • послеоперационные проблемы с произношением звуков.

В случае, когда проблема с речью связана с травмами, операциями, проблемами со слухом, логопед работает совместно с нейрохирургами, ЛОР-врачами, психотерапевтами.

Причины появления проблем с речью

Нарушения речи возникают вследствие следующих причин:

  • наследственность. Если родители не выговаривают звуки «р», «щ», шепелявят - очень большой процент появления такой же проблемы и у детей;
  • травмы во время родов. Повреждение головного мозга при родах. Использованием врачами акушерских щипцов, вакуум-экстрактора часто сказываются на здоровье ребенка. Возможно появление не только проблем с речью, но и угрожающих жизни состояний;
  • ДЦП (детский церебральный паралич) поражает нервные волокна, и мышцы. Часто такие дети страдают нарушением речи и умственной отсталостью;
  • травмы головы опасны образованием гематомы внутри черепа, что требует немедленной операции. После такой манипуляции появляются остаточные явления, нередко заикание, замедление речи, потеря памяти;
  • средний отит, неврит слухового нерва резко ухудшают слух. Вследствие этого у взрослых и детей появляются трудности со звукообразованием. Они не слышат себя. Из-за этого нарушена обработка информации в мозгу, и пациент начинает терять нормальную речь;
  • врожденная глухонемота может быть вызвана приемом матерью токсических таблеток, антибиотиков, вирусными заболеваниями во время беременности. Такие пациенты трудно поддаются лечению;
  • операции на гортани при онкологии часто заканчиваются полным удалением этого органа. Отсутствие голосовых связок сводит на нет возобновление возможности говорить. Но занимаясь с логопедом, можно тренировать пищеводное образование звуков. Для этого нужно поменять тип дыхания и приложить много усилий и времени;
  • стресс, внезапное ощущение страха может спровоцировать появление заикания;
  • короткая уздечка языка может слегка нарушить произношение звуков в детстве, но по мере роста пациента дефект становится заметнее и бороться с ним тяжелее;
  • инсульт провоцирует появление паралича лица, языка, как следствие искажение речи.

Для достижения результата пациент и логопед должны потратить немало усилий и времени. Важное место в этом длительном процессе занимает поддержка родственников, положительные эмоции и мотивация.

Когда нужно обращаться к логопеду с ребенком

Бывают родители, которые не замечают проблем со здоровьем у своих детей. Особенно часто так случается у первенцев, когда у отца и матери не было предыдущего опыта в воспитании ребенка.

К логопеду нужно обращаться в следующих случаях:

  • знакомые и родственники замечают отсутствие реакции ребенка на имя и звуки;
  • дитя, когда уже начинает говорить слова и предложения, не выговаривает некоторые звуки;
  • если у ребенка короткая уздечка языка, которая должна быть надрезана врачом;
  • когда дети не разговаривают до 3-5 лет или говорят только слогами;
  • неправильное строение речи в школьном возрасте, перепутывание слов, значений;
  • медленная или быстрая речь, непонятная для окружающих;
  • после перенесенных операций на языке, глотке, голосовых связках, гортани;

Родителям следует знать некоторые особенности развития речи в детском возрасте:

  • издавать первые звуки ребенок начинает в 6-10 месяцев.
  • на первом году жизни малыш должен четко выговаривать некоторые звуки, первые слоги, понимать незамысловатые просьбы родителей;
  • в полтора года от роду ребенок уже должен говорить «папа» и «мама»;
  • в два года дитя четко выговаривает некоторые легкие слова и имена: «Аня», «я», «ты», «мы». Также понимает указания и просьбы мамы;
  • до трех лет малышу понятно много общих значений, он может указать, где находится стол, что такое мяч, диван, кружка, посчитать до 10, знает свою фамилию;
  • в 4 годика ребенок слушает сказки, может указать и назвать много бытовых предметов, имена родственников, учит коротенькие стихи.

При возникновении малейшей проблемы, лучше обратиться к логопеду сразу же. В детском возрасте промедление на пару месяцев может сыграть злую шутку и отразиться на дальнейшем здоровье.

Когда взрослые идут за помощью к логопеду

Заставить взрослого человека прийти к логопеду-дефектологу очень трудно. Обычно в этом возрасте уже произошли необратимые изменения, которые трудно поддаются лечению. Но никогда не нужно отчаиваться, всегда есть шанс улучшить речь и обрести уверенность в себе.

Помощь логопеда взрослому человеку необходима в таких случаях:

  • перенесенные операции на голосовых связках, если возникает осиплость голоса, вовсе пропадает способность говорить;
  • остаточные явления после инсульта и черепно-мозговой травмы;
  • состояние после удаления гортани, когда полностью отсутствует возможность говорить;
  • заикание;
  • невозможность выговорить некоторые звуки;
  • невнятная, быстрая или медленная речь, когда человеку требуется пребывать среди большого количества людей (певцы, ведущие, актеры, руководители предприятий, политики).

В таких случаях логопеды используют различные методики. Для избавления от проблем с речью подходят иглоукалывание, вырабатывание пищеводного дыхания при удалении гортани, физиотерапия, рефлексотерапия.

Стоит отметить, что взрослым намного тяжелее избавиться от неуверенной речи, волнения и голосовых дефектов. Но логопед-дефектолог может предложить новые методики, используя которые, можно забыть о проблемах с речью.

Какие обследования назначает логопед

Обследования у логопеда специфические. Не обязательно сдавать анализы крови и биохимию для того, чтобы определить наличие проблем с речью.

Специалист, при осмотре ребенка, имеет свой план по изучению возможных проблем у малыша. Диагностическая программа состоит в следующем:

  • осмотр ротовой полости ребенка. При этом можно обнаружить короткую уздечку, патологию язычка, верхнего неба. Иногда возможны проблемы с носом, искривление перегородки, аденоиды;
  • ребенку дают возможность поиграть, прислушиваются к речи;
  • проверка слуха и внимания. Малышу дают звонкие игрушки и изучают реакцию. Шепотом говорят некоторые команды, просьбы и отмечают реакцию;
  • определяют зрительное внимание, показывая различные цветные картинки, игрушки;
  • умственные способности проверяют, предлагая ребенку посчитать количество игрушек, предметов, определить пору года, вспомнить название деревьев;
  • изучают понимание речи других людей. Врач поручает ребенку простые задания и смотрит за выполнением;
  • если ребенок учится в школе, то проверяют знание алфавита, сложных словосочетаний, тяжелых звуков и слогов;
  • проверка качества чтения, быстроты и внятности производимых звуков.

Проблема с взрослыми состоит в том, что за многие годы дефект речи лишь укрепился и побороть в себе эту проблему человеку очень трудно. Занятия должны проходить ежедневно, к тому же пациент должен самостоятельно заниматься дома. Только в таком случае можно побороть неуверенность и устранить дефект речи.

Ребенок будет правильно и всесторонне развиваться тогда, когда будет находиться в хорошем социальном и речевом окружении, получит образование и надлежащее воспитание с первых лет жизни.

Логопед дает следующие советы родителям:

  • часто разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы;
  • читать сказки, книги, образовательные журналы вместе с детьми;
  • на прогулке находить интересные предметы, значение которых ребенок не знает. Рассказывать о них;
  • говорить литературным языком, избегать употребления плохих слов;
  • задавайте вопросы правильно, например: «Что ты делаешь, а не что делаешь?»;
  • попросить ребенка, чтобы он описал предмет, слово, игру своими словами. Поправлять в случае неверного произношения;
  • ежедневно изучать по пару новых слов. Например, части тела, предметы вокруг себя.

Как только родители заметят, какой-либо дефект речи, следует немедленно обратиться к логопеду за помощью.

Занимается коррекцией нарушений речи как у детей, так и у взрослых.

В современной практике используются педагогические, психотерапевтические методы коррекции, аудирование (прослушивание аудиозаписей) и многое другое.

Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

Что входит в компетенцию врача Логопеда

Его задача - всесторонне оценить состояние речи ребенка.

Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это - «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка.

Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

Какими заболеваниями занимается Логопед

- нарушения произношения звуков (дислалия и дизартрия);
- нарушения ритма и темпа речи (заикание, реактивное заикание);
- расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
- недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
- неправильный прикус.

Какими органами занимается врач Логопед

Логопед корректирует дефекты речи.

Когда следует обращаться к Логопеду

- позднее развитие речи;
- нарушения понимания речи или дефектное звукопроизношение;
- заикание.

Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка.

По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа.

Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой.

Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я... а я... а я...”).

Личностные изменения ребенка.

Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Когда и какие анализы нужно делать

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Логопед

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят.

Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Малышам очень полезно заниматься лепкой. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

Выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.

Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Акции и специальные предложения

Медицинские новости

07.12.2018

Специалисты Орхусского университета (Дания) совместно с учеными Квинслендского университета (Австралия) утверждают, что дефицит витамина D в крови новорожденного, в последствии повышает риски развития шизофрении в зрелом возрасте

Специалисты Калифорнийского университета (США) разработали лекарственную форму для борьбы с болезнью Альцгеймера

16.05.2018

Специалистам удалось установить, что использование комплекса препаратов, которые содержат белковые молекулы, могут продлить период времени до наступления деменции.

Медицинские статьи

Диагноз «глиобластома» воспринимается пациентами как приговор, однако в настоящее время врачи способны продлить жизнь пациентам с этим агрессивным видом опухоли мозга.

Методика обработки зубов с сохранением пульпы при изготовлении коронок не часто практикуется врачами-ортопедами, так как осложнения от перегрева нерва во время обработки, приводили к воспалению и зубы начинали болеть под коронками

В период освоения физического мира у ребенка возникает потребность все делать самому, что, естественно, он делает не так, как «правильно», а экспериментируя и совершая ошибки. Взрослые или запрещают самостоятельные действия, или прерывают их прежде, чем ребенок...

Как удалить зубной камень в домашних условиях? Зубной камень это отвердевший зубной налёт, образующийся на поверхности зубов. В этой статье рассмотрим народные методы удаления зубного камня в домашних условиях.

Как выбрать зубную пасту и какая зубная паста лучшая? Тюбик зубной пасты - привычный гость на полочке в ванной. Все мы с самого детства знаем - чтобы зубы были здоровыми, их следует чистить пастой.

Логопедия означает в переводе с греческого “воспитание правильной речи” (logos – слово; paideia – воспитание, обучение). То есть логопед является специалистом, устраняющим и предотвращающим различные нарушения речи.

Когда надо обращаться к логопеду?

В два года рекомендуется показать ребенка логопеду, даже в том случае, если вы считаете, что у ребенка нет никаких проблем. Если даже ребенок в этом возрасте еще не разговаривает (что абсолютно нормально), он уже начинает произносить некоторые слова и звуки, проанализировав которые, логопед скажет вам, насколько правильно происходит у ребенка развитие речи. Также анализ игр ребенка позволяет определить уровень его речевого развития или перспектив этого развития – ведь моторика напрямую связана с развитием речи.

До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

Желательно до 8 лет исправить все речевые нарушения, наблюдающиеся у ребенка, иначе ко второму классу эти проблемы перерастут в плохие оценки по русскому языку – так как нарушения речи влекут за собой во многих случаях проблемы с чтением и письмом.

Может ли логопед помочь решить данные проблемы – с чтением и письмом?

Да, это непосредственная сфера наша деятельности: коррекция дисграфии и дислексии – самых распространенных речевых нарушений у детей школьного возраста. Дисграфия – невозможность обучиться правильному письму. А дислексия – неспособность обучиться чтению.

Можно ли решить проблему произнесения звука «Р» подрезанием уздечки?

Хотела бы предостеречь мамочек от этой процедуры. Да, действительно, ранее это часто практиковалось, но в настоящее время в этом нет необходимости. Профессиональный логопед, имеющий в своем распоряжении специальные приспособления – зонды – растянет ребенку уздечку. Данный комплекс мероприятий называется логопедический массаж.

Всегда ли удается исправить дефекты?

Если родители ребенка готовы работать, дефекты удается исправить на 100%. К сожалению, многие ожидают, что все проблемы логопед решит в своем кабинете, это не так! Дома с ребенком тоже понадобится выполнять специальные упражнения, и если вы готовы строго следовать указаниям логопеда, успех гарантирован.

У всех ли детей имеются те или иные нарушения речи?

Нет, множество детей не имеют никаких проблем с произнесением звуков. Главное, чтобы родители своим рвением стимулировать ранее развитие ребенка не испортили эту тенденцию. Возможно, мамочкам будет интересно, что раннее обучение чтению по неверной методике способно принести ребенку больше вреда, чем пользы: фонематический слух (способность воспринимать отдельные звуки в составе слова) формируется лишь к 5,5 годам. Обучая ребенка читать излишне рано, мамочки лишают ребенка возможности разобраться, что же такое отдельные звуки. Что влечет за собой последующую безграмотность: ребенок способен быстро прочитать большой текст, но на письме делает огромное количество ошибок, так как не понимает, что текст состоит из слов, а слова – из звуков.

Профессию логопеда многие люди попросту недооценивают. А ведь это очень важное и нужное для общества ремесло. Все о профессии логопеда будет рассказано в нашей статье.

Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед - отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал - это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед - это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. "Очередным бесполезным занятием" и "никому не нужным ремеслом" именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед - это как раз такой человек.

Необходимые для работы качества

Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед - это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

Получение профессии

Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

  • МГПУ - Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
  • МГГУ имени Шолохова - ведущий гуманитарный вуз страны.
  • РГПУ имени Герцена - еще один элитный педагогический вуз.
  • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности "логопедия".

Профессиональные обязанности

Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

  • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
  • постановка диагноза, определение основной проблемы;
  • набор методов и способов лечения;
  • проведение основных групп работ - так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача "домашних заданий", помощь в развитии основных речевых способностей);
  • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

Особенности профессии

Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно - уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок - нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек - стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

Доход

Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть - это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере - школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

История профессии

Logos - речь, Paideia - воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи - короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

Профессия логопеда родилась не так давно - в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

Первая группа преимуществ работы

Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд "духовных" и "материальных" преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

Вторая группа преимуществ работы

С "духовной" составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более "приземленным" достоинствам профессии стоит отнести:

  • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
  • Высокая "география" трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду - не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
  • У логопедов нет понятия "пенсионный возраст". Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Недостатки профессии

Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

  • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с "проблемными" пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

  • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
  • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

Таким образом, логопед - очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...