В творчестве Н. А


Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Щетинина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА:

    раскрыть перед учащимися особеннос-ти той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некра-сова;

    охарактеризовать его произведения, напи-санные о народе и для народа;

    вызвать эмоцио-нальный отклик на его стихи;

ЗАДАЧИ:

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной не-нависти к угнетателям и огромной любви и со-чувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На се-годняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, кото-рые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические справки.

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем эпиграф:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Учитель.

Записываем эпиграф:

О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта - звать народ к пробуждению.

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острей-шей, давным-давно назревшей была необходимость освобож-дения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё истори-ческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амп-луа».

«Родина» - новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, - отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узна-ешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комна-ту, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впе-чатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание обществен-ной несправедливости.

Ученица-«историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сдела-ло всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарован-ными правами», власть помещика тяготела над крестьяна-ми. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и бар-щина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Тему женской доли продолжает еще одно известное сти-хотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из са-мых любимых революционной молодёжью романсов.

Ученица читает «Тройка».

Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.

1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?

Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.

2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.

а/Эпитеты: бьется игриво

из-под брови полукруглой

смотрит бойко

лукавый глазок

взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

б/олицетворение: бьется лента

в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь

г/сравнение: черных как ночь

д/метонимия:лукавый глазок(вместо взгляд)

3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?

Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

а/Эпитеты: перетянешь уродливо

выражение тупого терпения

бессмысленный, вечный испуг

сон непробудный (длительный, непрерывный)

муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)

б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести

5/Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?

Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…

Предпоследняя строфа:не гляди же с тоской на дорогу…

6 -Какую роль играет этот прием повтора?

Образует кольцевую композицию.

7 -Каким размером написано стихотворение?

(Рассматриваем на примере предпоследней строфы)

Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-

И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/

И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-

Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/

Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

6/Как они рифмованы?

Женская рифма чередуется с мужской.

…ши Перекрестная рифма

Вывод. -Какова тема стихотворения?

(Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.)

В чем заключается его основная мысль?

Вызывает сочувствие к несчастью других.

В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества.

Учитель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда», отрывок из которого вы учили в 7 классе.

Чтение стихотворения учителем.

Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес.)

Какую особенность можно отметить в этом стихотворении?

(Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)).

Как расположены противопоставленные темы?

(Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости).

Чтение стихотворения «Забытая деревня».

О чем это стихотворение?

(Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает).

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2. Можно истолковать эти строки и так.)

Учитель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину лю-бящий её поэт.

Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам.

Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Домашнее задание.

Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.

Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Творчество великого русского поэта Некрасова - это целая эпоха в общественном развитии русского общества 60-70-х годов XIX века. Многогранно творчество поэта, который призывает «не робеть за отчизну любезную» и знает, что родной народ завоюет себе счастье. Некрасов пророчески предвидел «пору прекрасную». Его произведения вошли в сокровищницу русской классической литературы. Проблемы, волнующие не только Некрасова, но и российское общество, были раскрыты во многих произведениях поэта. Наследник Пушкина и Лермонтова, Некрасов сблизил поэзию с жизнью народа. Некрасов поднялся на поэтическую высоту в начале сороковых годов, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русских людей. Николай Алексеевич был по- этом-реалистом. Стихи его, первые в русской поэзии, с резкой прямотой раскрыли перед читателями картины народной жизни. Поэт изображал убогую русскую деревню, ее боль и нищету. В произведениях нашли отклик страдания простого человека, потому в них чувствовалась ненависть к угнетателям.
Стихи Некрасова имели успех, потому что они выразили то, что до него не сделал никто. Он первый произнес всенародный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.
Поэт революционной крестьянской Демократии тосковал по революционной буре, которая разрушила бы мир бесправия.
Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это трудное время поэт максимально приблизился к проблемам Родины и народа. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что темы «родина», «земля» для него - важнейшие темы. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы описания русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его. Поэт не сделал ни одной попытки, чтобы отречься на короткое время «от песни, навеянной метелями и вьюгами родимых деревень.»
Поэт благоговел перед Родиной. Он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: «опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом...» Из той пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной природе выросла поэзия, которая составляет теперь наше богатство.
Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье Родины. Некрасов угадывал великую роль России: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее У ней...» Поэт посылает проклятье угнетателям народа - «владельцам роскошных палат».
Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стонал мужик, как стоном стелется его беспрестанная тоска над бесконечным простором лугов и полей. Скорбь по тяжелой жизни крестьян выливается у поэта в захватывающий лиризм, в сочувствие к порабощенному народу. Ряд отдельных эпизодов у Некрасова превращается в широкую картину крепостной действительности. «Забытая деревня» - это заглавие относится не столько к деревне, сколько ко всей стране.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много она впитала в себя человеческих слез и горя: в ней есть и слезы матери о сыне, и жалобы обиженных и оскорбленных, но есть и чисто русский размах натуры, который зовет на подвиг во имя освобождения народа от тирании.

Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на тридцатые годы девятнадцатого века, то есть на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет от рабства и царей.

Друг! этот край… моя отчизна!

Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова.

Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! народа в стихотворении трагичен и масштабен.

Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе… Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов: Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал…

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков: …

Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах… Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства.

Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков: …Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал…

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии: Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он. по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи… Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ: Что же значит сочинение с аллсоч. ру 2005 твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?.. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Брмил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский. Вера в сильный русский характер, любовь к народной России сближает Лермонтова и Некрасова. рисует образ крестьянской России в стихотворении «Родина».

«Родина» - это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне, не придворной России, а народной, крестьянской, могучей и страдающей: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой. Поэт говорит о своей любви к родной природе: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Радует поэта и искреннее веселье народа на праздниках: И в праздник, вечером росистым. Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Родина для Лермонтова - это народная Россия. Поэт бесконечно уважает русский народ, восхищается его подвигом в войне 1812 года.

Тема героизма и патриотизма народа звучит в стихотворении «Бородино». Это стихотворение явилось открытием в русской поэзии. Лермонтов не только показал битву так, как ее мог видеть и запомнить рядовой солдат, но и рассказал о ней языком простого солдата. Речь рассказчика выразительна и глубоко эмоциональна, он как бы вновь переживает сражение: Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… В словах рассказчика - гордость за родную землю, за таких же, как он, простых солдат, отстоявших родину в войне 1812 года.

Интересно, что солдат ни разу не упомянул своей роли в сражении, он ведет как бы от лица всех участников битвы. Используя этот прием, поэт создает обобщенный образ народа, передает атмосферу духовного единства на поле битвы. Тема истории народа звучит и в поэме Лермонтова « про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Обращение к этой теме свидетельствует об интересе поэта к историческому прошлому своей родины, к познанию русского характера. Автор воспевает мужественность, решительность, храбрость, чувство собственного достоинства. В поэме Лермонтов использует традиции народной поэзии. Автор часто употребляет выражения, характерные для народного устного творчества: «статный молодец», «речи ласковые». Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества.

Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». .. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Тема родины и тема народа сливаются в творчестве поэтов. Это свидетельствует о том, что Лермонтов и Некрасов считают своей родиной именно народную Россию.

Все свое они посвятили служению народным интересам, так как видели в этом главную задачу поэзии. Так, Лермонтов в стихотворении «Поэт» осуждает поэта, изменившего народным интересам. Автор утверждает, что голос поэта должен звучать как «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Некрасов также в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» он говорит: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался: Я лиру посвятил народу своему.

Выть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен… Таким образом, оба поэта видели смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии Некрасова и Лермонтова . Литературные сочинения!

Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт.

Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

Тема Родины в лирике Некрасова

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень силь­ны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в ско­ром будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крес­тьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянст­ва. Он стремится показать глубину страданий всей народной Рос­сии. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции рус­ской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для на­родной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утвержда­ет, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует об­разы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей ро­диной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную за­дачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества имен­но в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова …В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде.

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова целиком и полностью посвящена России и русскому народу. Великий поэт развил и укрепил мотивы народности и гражданственности, продолжая традиции Пушкина. Всю свою жизнь Некрасов писал только о России, о ее великом и многострадальном народе.

Тема Родины и тема народа в лирике Некрасова неразрывны. Поэт создает в своих стихотворениях страшные, но правдивые картины жизни простого человека на Руси. Народная Россия противопоставляется автором миру жестоких помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение «Родина» посвящено родным поэту волжский просторам. Но воспоминания Некрасова о своем детстве вызывают у поэта отвращение. Он рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными. О несчастном простом народе Некрасов говорит так:

… Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

Название этого стихотворения подчеркивает, что такая жизнь была характерна для всей крепостнической России. В душе Некрасова сталкиваются любовь к Отчизне и ненависть к царящей в ней несправедливости. Примером этому может служить стихотворение «На Волге». Поэт говорит о своей еще детской любви к великой русской реке, считает Волгу «колыбелью». Некрасов никогда не расстался бы с Волгой,

Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Перед глазами поэта встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу «рекою рабства и тоски». Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений Некрасова.

Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Деревенские просители у дома богатого сановника – это воплощение всего униженного и бесправного русского народа. Русскому мужику нигде нет защиты, он не может найти правды и справедливости. Автор прямо обвиняет владельцев «роскошных палат». Вельможам нет дела до судьбы простых людей, и поэтому русскому народу приходится только стонать и терпеть. Некрасов показывает, что маленький эпизод, увиденный поэтом, является отражением происходящего в России:

… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал.
Где бы сеятель твой и хранитель.
Где бы русский мужик не стонал?

Поэт вновь вспоминает о Волге и стонущих на ее берегах бурлаках. Русская земля переполнена народным горем. Некрасова волнует, сумеет пи русский народ изменить свою жизнь, или ему суждено и дальше страдать и терпеть.

Человек труда находится в рабском положении, он не получает счастья от своей работы. Эта мысль ярко звучит в стихотворении «Железная дорога». Некрасов показывает истинных строителей железной дороги, которых согнал на строительство страшный царь-голод. Толпа мертвецов за окнами вагона заставляет проникнуться любовью и уважением к труженикам и ненавистью к угнетателям. Для поэта строители дороги – это его братья. Некрасов не скрывает своих чувств. Авторские симпатия и боль слышны в описании высокорослого больного белоруса. Поэт призывает:

Благослови же роботу народную
И научись мужика уважать.

Это стихотворение пронизано авторской верой в великое будущее России и ее народа. Терпение и рабская покорность простого человека вызывают гнев Некрасова. Но автор убежден в том, что русский народ сумеет преодолеть все беды и горести, выстоит и победит о борьбе со своим несчастьем. Будущее России Некрасов называет прекрасной порой. Народная Русь проложит «широкую и ясную» дорогу к счастью.
Великий русский поэт и гражданин Некрасов мог с полным правом сказать о себе: «Я лиру посвятил народу своему».

Патриотизм поэта, его любовь к простому народу проявляются в каждой строке стихотворений Некрасова. Его поэзия – пример служения России и русскому народу, которым автор посвятил всю свою жизнь, все силы своей благородной и честной души.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...