Конспект занятия по рисованию дымковская игрушка. Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в старшей группе «Дымковская красавица


Олеся Рехина

Цель : продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка» ; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом .

Материал : белые силуэты матрёшек , краски, кисточки, стаканчики с водой, влажные салфетки, ватные палочки, деревянная матрёшка , картинки с изображением матрёшек , дидактическая игра «Собери матрёшку » , проектор

Предварительная работа : беседа об истории русской народной игрушке- «матрёшка » , рассматривание иллюстраций , настоящих изделий матрёшек , игры с матрёшками .

Ход занятия

Утренний круг приветствия :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей) . Даша знает одну интересную загадку и сейчас она вам её загадает, а вы попробуйте отгадать, о ком же эта загадка :

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская .

(дети отгадывают «матрёшка » )

Молодцы! Конечно, это матрёшка .

Педагог показывает детям картинки на проекторе с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку , раскрывает её и выставляет всех матрёшек , дети рассматривают их и держат в руках . Педагог комментирует.

Посмотрите, какие они красавицы!

Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами . Матрёшка является одним из символов нашей страны. А как называется наша страна (Россия) . Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Матрёшку сделать непросто . Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшки , лишь потом их размер становится всё больше и больше.

Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки . Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки .

Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки . На матрёшках нарисованы и фартучки , и косыночки, и красивые узоры. Наташа, расскажи нам пожалуйста стишок про матрёшку .

Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят.

И матрёшки , как живые,

Шлют улыбки всем подряд.

Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица!

Ребята, скажите, а матрёшки все одинаковые ? Или нет? (на проекте разные матрешки 2 шт )

Чем они отличаются? (узорами, рисунками на сарафанах) на матрёшке – цветы , листья, завитки, ягоды.

Ещё какие они (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрёшка ? (из дерева)

Что у нее на голове (косынка)

А на туловище (сарафан)

Художники разукрашивали их розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками.

А хотите сами побыть матрёшками ?

Физминутка.

Мы, матрешки , вот такие крошки.

(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.

(Руки на поясе, движение «ковырялочка» , завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки , вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас розовые щечки

(Растирание руками щек)

Мы, матрешки , вот такие крошки

(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.

(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков» )

А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и разукрасить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты) .

Для начала я предлагаю вам немного размять наши пальчики перед выполнением задания :

Пальчиковая гимнастика «Матрёшки »

Мы – красивые матрешки - Разноцветные одежки

Раз – Матрешка , Два – Милашка,

Мила – три, Четыре – Маша

Но разукрашивать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) . Это восковыми мелками, красками, кисточками и ватными палочками.

А теперь посмотрите разные способы рисования .

У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем разукрашивать своим способом, называется способ рисования «монотипия» - это когда листочек бумаги сгибается пополам и на половину бумаги пятнами наносится разноцветная краска, а другой половинкой припечатывается на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок похожий на узор (показ воспитателя, дети выполняют работу с «монотипией» ) .

Пока сохнет фартучек, кисточкой набираем любую краску и раскрашиваем платочек.

На лице у матрёшки подрисовываем щёчки , губки.

Затем, если платочек подсох, берём ватную палочку, для рисования другим способом - "тычком". Палочкой, набираем краску другого цвета, чтобы не сочеталось с платком и на поверхности платка нарисовать точки , как горошинки.

Также ватной палочкой нарисовать бусы у матрёшки .

Теперь, когда все закончили работу, даже в группе стало светлее , и как будто наша группа превратилась в большую мастерскую, а мы стали настоящими художниками-мастерами, но разукрашивали мы свои матрёшки необычными способами. Какими? (Дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ работ.)

Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие . Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают .

Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу . До свидания, ребята! До скорой встречи!





Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе

Знакомство с дымковской игрушкой

Сапрыгина Анна Николаевна

Цель:

Познакомить детей с народным промыслом - дымковская игрушка.

Задачи:

Познакомить детей с историей происхождения дымковской игрушки.

Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Учить расписывать бумажный силуэт дымковской игрушки.

Учить детей самостоятельно выбирать приёмы и элементы росписи, сочетания цветов.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

Совершенствовать навыки работы акварелью - рисовать всей кистью, её концом.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Использование ЭОР:

Презентация для детей по теме занятия.

Оборудование:

- Игрушка Петрушка

- Дымковские игрушки

Вырезанные силуэты Дымковских игрушек

Краски, кисти, палитра

Ход занятия.

Организационный момент. Дети занимают свои места.

1. В группе появляется игрушка.

Я весёлая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка).

Я самый весёлый на свете,

За это и нравлюсь я детям.

Я пришёл к вам не один,

Я привёл своих друзей.

Петрушка достаёт по одной игрушке из коробки.

Ребята, посмотрите, какие красивые друзья - игрушки у нашего Петрушки.

Вы узнали их? (Это лошадка, петушок, уточка, барашек).

Петрушка обращается к детям:

Ребята, вам понравились мои друзья? (Да).

Чем они вам понравились? (Красивые, яркие).

Действительно, это очень красивые игрушки. Мой верный друг Карандаш познакомил меня с этими игрушками.

Называют их Дымковские.

Хотите узнать, почему их так назвали и откуда они к нам пришли? (Да).

Карандаш приглашает нас в путешествие в город мастеров, где появились такие прекрасные игрушки.

Вы согласны отправиться в путешествие? (Согласны).

Тогда садитесь поудобнее, мы отправляемся.

2. Слобода Дымково.

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково.

Зимой, когда топятся печи, летом, в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь, в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром.

Дымковская игрушка изготавливается из красной глины.

Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, конь или олень.

Затем поделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и белили игрушку, затем расписывали красками.

Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна и точки.

Зато краски яркие какие! Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, голубые цвета.

Обратите внимание на наших гостей - Дымковских игрушек и рассмотрите их узоры. Назовите основные цвета, которыми они украшены.

Мой друг Карандаш хочет познакомить вас с элементами Дымковской росписи.

Все игрушки не простые, а волшебно - расписные. Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски - простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Многие игрушки объединены сюжетом. Ими интересно играть, придумывая собственные сюжеты. Да и отдельные игрушки настолько яркие и красочные, что так и просятся в руки. Но необходимо помнить о том, что эти изделия очень хрупкие, и играть с ними нужно очень осторожно. А есть игрушки, которыми можно только любоваться.

Ребята, вам понравилась история карандаша? (Да)

Из чего сделаны эти игрушки? (Игрушки сделаны из глины).

Кто из вас запомнил, как изготавливали эти игрушки? (Лепили фигурки из глины, затем обжигали в печи, белили и раскрашивали).

Какими узорами украшали игрушки? (Кружочки, точки, клеточки, полоски).

А какие цвета использовали мастера для украшения? (Красный, жёлтый, зелёный и др.).

Хотите попробовать стать Дымковскими мастерами и помочь мне раскрасить вот эти игрушки? Петрушка показывает вырезанные из бумаги игрушки: петушок, олень, конь, уточка. (Хотим).

Тогда я предлагаю сначала немного отдохнуть, а затем приступить к работе.

Петрушка проводит физкультминутку:

А сейчас, ребятки,

Я зову всех на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Дети занимают свои места.

Я превращаю вас, ребята, в славных мастеров Дымковской игрушки и предлагаю выбрать понравившуюся вам игрушку и расписать её, используя уже известные вам приёмы Дымковской росписи.

Во время самостоятельной работы Петрушка следит за соблюдением последовательности работы, техникой выполнения узора, в случае необходимости индивидуально показывает, даёт советы по использованию цвета в узоре.

По окончании все работы вывешиваются на стенде. Петрушка вместе с детьми рассматривает выполненные работы.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в город мастеров.

Что нового вы узнали, с чем познакомились? (Мы познакомились с дымковской игрушкой и узнали, как её расписывать).

У вас, ребята, получились очень красивые игрушки.

Карандаш прощается с вами и говорит: До новых встреч в городе мастеров, друзья!

Петрушка прощается с ребятами.

Наше занятие окончено. До свидания!

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Дымковская игрушка»

Цель: знакомство с народной игрушкой и приемами её росписи.

Образовательная:

Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.

Развивающая:

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к рисованию.

Воспитательная:

Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

Материалы и оборудование: иллюстрации и картинки дымковской игрушки, стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А путешествовать мы будем на ковре - самолёте. Давайте, все встанем на него, возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова.

Солнце в небе золотится,

Наш ковёр взлетает ввысь.

По мгновенью волшебства, Прилетим мы вот сюда!

Воспитатель: - А теперь открываем глаза. Ребята посмотрите, как красиво вокруг. Как вы думаете куда мы попали? А попали мы, в село Дымково.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: - В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки?

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

Воспитатель: - Ребята - это стихи о Дымковской игрушке, давайте назовём их.

Дети перечисляют: - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель: - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Воспитатель: - Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Воспитатель показывает детям изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

Воспитатель: - Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.

Воспитатель: - Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

Воспитатель: - Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

Воспитатель: - Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

Воспитатель: - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?

Дети: - Белый цвет.

Воспитатель: - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети перечисляют: - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно.

Воспитатель: - У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

Физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Воспитатель: - Садитесь удобнее, начинаем работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

Воспитатель: - Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы.

Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками. Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

Воспитатель: - А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение! Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

МОУ Белышевская школа

Программное содержание :

· Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).

· Учить видеть красоту глиняной игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.

· Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

· Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором, закрепить навыки построения композиции узора для украшения игрушек (расположение узора вертикальными рядами).

· Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

· Совершенствовать навыки работы с гуашью.

· Закрепить цветосочетание характерное для дымковской росписи.

· Использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).

· Воспитывать интерес к народному творчеству.

· Развитие музыкально-художественной деятельности.

· Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

Предварительная работа:

Разучивание стихов о дымковских игрушках, разучивание потешек, частушек. Предварительно рассказать о работе дымковских мастеров. Выставка дымковских игрушек.

Материал:

Русские народные костюмы для детей и воспитателя; предметы народного творчества – гжель, хохлома, дымка, филимоновские игрушки, самовар, картинки с изображением предметов народного творчества, рушники, прялки; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки бумажные, силуэты коней из бумаги, фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Восп.: Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Всех на ярмарку приглашаю,

Веселья и покупок желаю!

Дети заходят в группу под русскую народную музыку.

Восп.: Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были весёлые: с плясками, частушками, шутками, пряниками да пирогами.. А главное с игрушками. Вот и я приглашаю вас, на ярмарку.

Дети подходят к выставке игрушек.(На столах расставлены изделия народного творчества)

Восп.: Не стесняйтесь, подходите поближе, знакомьтесь.

Дети ходят и рассматривают игрушки.

Восп.: Ребята, посмотрите, как много здесь красивых игрушек.

Обратите внимание какие они все красивые, разные, потому что расписывали их разные мастера.

Вам нравятся?

Восп.: Подойдите ко мне.

Я стою у стола с дымковскими игрушками. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).

Восп.: Посмотрите на узоры этих игрушек. Давайте их рассмотрим. Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Восп.: Правильно, дымковские. Их делают в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Эти игрушки лепили из глины - барышень, нянь, индюков, коней, козликов и т. д. Зимой после праздников эти игрушки ставили между оконными стёклами. Они украшали дома. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Дальше обжигает в печи, белит её. Расписывали только побеленные, на белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Краски яркие, блестящие. Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.

Восп.: А я знаю, что у нас ребятишки знают стихи про дымковские игрушки. Выходите, расскажите.

Дети выходят и читают стихи.

1 реб.: Вот индюк нарядный,

Весь такой ладный…

…Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

Наши руки - крендельки,

Щечки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок пошли.

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он:

Здравствуй! –

На ногах его сапожки,

На ушах висят серёжки,

На головке гребешок,

Вот какой он, петушок!

Восп.: Молодцы! Ставьте гости ушки на макушки,

Вам сейчас споют частушки.

Дети поют частушки.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Мой милёночек хороший,

Но росточком очень мал.

Провожал меня до дома,

Я чихнула, он упал.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Восп. :Побывали мы с вами на ярмарке. По дороге на ярмарку встретились мне Дымковские мастера, попросили меня помочь им расписать игрушки. Хотите мне помочь?

Восп.: А вы знаете, что в мастерской у каждого мастера есть своё место, свои краски, свои кисточки и каждый занят своим делом, не мешает никому. А теперь и я приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки и предлагаю вам стать на некоторое время мастерами. А мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

Из чего делают дымковские игрушки?

Какие еще нужны материалы?

Какие нужны инструменты для работы?

Я открываю дверь, дети проходят и садятся за столы.

Восп.: Мастеров сейчас на месте нет, но они для вас оставили все свои инструменты и каждому по одному изделию, которое вы должны будете украсить, а потом на ближайшей ярмарке они будут ими торговать. Поэтому сегодня должны все постараться. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Дети: Хорошо.

Восп.: Ребята, для того, чтобы у вас получились красивые узоры, мы сейчас разогреем наши пальчики.

Провожу с детьми пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим, рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),

Мы капусту солим, солим (небольшими щепотками левой и правой руки),

Мы морковку трем, трем (потираем ладошки),

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем левую и правую руки в кулачки).

Восп.: Прежде, чем мы будем украшать изделия, давайте вспомним, какими узорами украшают свои игрушки дымковские мастера?

Дети: кольца, круги, точки, полоски…

Восп.: Хорошо, а напомните мне какие – же цвета любят дымковские мастера?

Дети: красный, оранжевый, черный, зеленый, синий….

Восп.: Да, мастера любят такие яркие краски, от них настроение поднимается.

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Напоминаю детям как нарисовать круги (нарисовать контур круга слитным движением, потом закрасить его по форме или прямыми линиями), кольца и точки рисовать концом кисти.

Предлагаю детям приступить к работе.

Во время выполнения задания, слежу за последовательностью выполнения рисунка, за техникой рисования, напоминаю, если нужно. При затруднениях советую ребенку посмотреть внимательно на образец. В середине провожу физкультминутку.

Физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

После того, как дети украсили свои работы, я предлагаю разложить их на одном столе и затем подвожу итог:

Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Что больше всего здесь понравилось?

Что особенного в этой работе? Чем отличается от других эта работа?

Восп.: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети выходят на середину группы и танцуют танец под русскую народную песню « Заинька» .

Восп.: Вот и закончилась наша ярмарка.

Мария Курилова

Цель : учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию .

Задачи :

Образовательные : продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) . Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии) . Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная) . Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.

Развивающие : развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Материал и оборудование : дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки , таблицы с изображением элементов дымковской росписи , рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке , об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи . Разучивание стихов по теме.

Индивидуальная работа : учить Диму Ф. рисовать волнистые линии , продолжать учить Рому Р. рисовать концом кисти .

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте :

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети : - О дымковских игрушках .

Воспитатель : - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках . Назовите их.

Дети перечисляют : - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель : - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?

Дети перечисляют цвета : - Синий, красный, оранжевый…

Воспитатель : - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?

Дети : - Белый цвет.

Воспитатель : - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети перечисляют : - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).

Воспитатель : - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг , прямую и волнистую линию…

Дети выполняют задание.

Воспитатель : - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня . Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза , и какой краской?

Дети. - Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка".

Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?

Дети. - Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

Воспитатель. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву ?

Дети. - Можно использовать коричневую краску.

Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня?

Дети. - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца .

Воспитатель :- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его , как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

Физкультминутка :

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка » .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка !

Дети : - Да! Игрушки яркие, праздничные.

Воспитатель : - Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках .

1 ребенок :

Чем знаменито Дымково ?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

2 ребенок :

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3 ребенок :

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

5 ребенок :

Что за конь!

Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачем верст за двести!

Подведение итогов :

В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок . Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель : - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

На этом занятие окончено .

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...