Что нужно знать о "повести о петре и февронии". Князь Петр уезжает в Муром и снова заболевает


Да, если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, действительно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой, простите, «сносит крышу» настолько, что все остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестает существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всем мире для него есть только она, как и для нее — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и еще дольше), но недаром она показана как греховная: на ее основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и ее главная слабость. «Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это, конечно, не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Петр попытается ее обмануть, но и то, что в конечном счете она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.

Слуга князя Петра приходит в дом к деве Февронии

Кстати, интересно, почему это предназначение чувствует только Феврония? На этот вопрос непросто ответить… Но послушайте, разве и мы все всегда в равной степени чувствуем то, что хочет сказать нам Господь? Это умение дается трудом и с трудом. Каждый идет своим путем, и древнерусская повесть как нельзя лучше это показывает. Феврония — прямо и уверенно, Петр — через ошибки и покаяние, изживая неверные, неправильные (греховные) представления и душевные качества. Путь Февронии — это путь полного доверия Божественному промыслу о себе, путь Петра оказывается путем преодоления своеволия. Но в конечном-то счете они оба понимают, что именно предназначены друг другу: когда она просит его у бояр и он соглашается оставить все, когда он посылает за ней перед смертью и она откладывает недоделанную работу.

Между прочим, выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и оттого, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

Второй приход Петра к Февронии демонстрирует признаки искреннего покаяния (стыд и твердую решимость больше не обманывать), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха). В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью, побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию, а заодно — между делом и мимоходом — блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.
Кстати, не странно ли, что в традиционном русском сказании появляется такая активность жены, чуть ли ни все устраивающей за своего мужа?

Исцеленный князь Петр увозит Февронию в Муром, где они сидят на пиру с князем Павлом и его супругой

Мне кажется, композиция повести дает ответ и на этот вопрос. Петр появляется в тексте жития значительно раньше Февронии и за это время успевает совершить славный и трудный подвиг змееборца, т. е. выступает в роли активного, доминирующего героя. Да, создается впечатление, что, только появившись, Феврония «отодвигает» его на второй план, но не стоит абсолютизировать и этот момент: инициатором одновременной смерти в конце (опять-таки, активным героем) снова оказывается Петр. И Феврония во время посмертного чуда соединения тел в общем гробе перемещается к нему (как и должно быть — жена к мужу), а не наоборот.

В результате можно увидеть, скорее, итоговое равновесие — кажется, в наибольшей степени важное для автора текста, ибо именно равновесие — основа идеальной гармонии.

Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) как раз и проявляет себя в таком гармоничном взаимном служении (и взаимном дополнении). И это не для того, чтобы, как говорят, хорошая жена исправляла плохого мужа, или наоборот. Там, где присутствует святость, вести беседу в обыденных категориях «хороший-плохой» не получится. Поэтому перед нами скорее рассказ о гармонии, а не о взаимном уравновешивании.

Такая гармония, такая любовь позволяет сосуществовать без тяжких потрясений и без эффектных сцен. В отличие от любви-страсти, преодолевающей разлуку, часто сметая все на своем пути, любовь-предназначение в принципе не предполагает разлуки. Две частицы мироздания, предназначенные друг другу, так прочно входят в совпадающие друг с другом пазы, образуя единое целое, что разлучить их не может никакая сила: ни муромские бояре, ни сама смерть. Одновременная смерть — столь же яркий признак этого единства в любви.

Вроде бы, это инвариант традиционного сказочного финала «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Но в то же время это важная составляющая любви-предназначения. Характерно, что Тристан и Изольда умирают все-таки не совсем одновременно, а друг за другом.

Что происходит по ту сторону смерти — вопрос, конечно, во многом гипотетический. Тристан и Изольда похоронены в разных могилах (=снова разлучены), но ветвь терновника соединяет эти могилы. А все-таки остается вопрос, преодолевается ли таким способом эта последняя разлука или, напротив, с особенной силой подчеркивается и констатируется.

Обретение тел Петра и Февронии в едином гробе

Тела Петра и Февронии пытаются положить в разные гробы, но сделать с ними то же самое, что сделали с Тристаном и Изольдой — похоронить в разных могилах, — оказывается невозможным, и без всяких вопросов и сомнений в вечность они уходят вместе…

И все же совершенно без вопросов и сомнений с историей святых супругов — не получается: вот почему при таком единении душ и тел в «Повести о Петре и Февронии» — ни слова о плоде любви, придающем браку полноту и завершенность? Ни слова о детях… Действительно, женщина спасается чадородием, основа семьи — дети, но при том, что летопись упоминает о двух сыновьях святых супругов, в «Повести…» такого упоминания нет…

Мне думается, умолчание это не случайно. Тем более что тема детей возникает-таки в «Повести…»: в самом начале Феврония жалуется княжескому отроку на то, что в ее доме «горница без очей» (в доме нет ребенка), но и в финале очей у горницы так и нет…
С другой стороны, дети как сюжетный поворот в общем-то довольно сложно вписываются и в сказочный канон (сказка часто заканчивается рассказом о свадьбе героев и не интересуется тем, что было дальше), и в канон житийный (тяготевший, скорее, к монашескому благочестию). Дети — это начало нового сюжета: вспомните традиционный сказочный зачин «Было у отца три сына». Он имеет определенную параллель и в житиях святых: упоминание о родителях святого, у которых рождается ребенок. Так что и здесь при желании можно усмотреть определенную художественную логику.
Древнерусская литература к теме любви подходит очень целомудренно. Любовь — это семья (недаром, в отличие от западного средневековья, у нас супружеская неверность как литературная тема появляется только в XVII веке, причем первоначально — через переводы). Любовь — это и долг, и обязанности, и труд, если хотите. Почему обязательно между влюбленными должна «пробежать искра»? Как-то гораздо убедительнее в плане изображения истинной любви кажется мне эпизод одновременной смерти и общего гроба — желание и по смерти быть вместе, рядом друг с другом. Вместе — по-настоящему и окончательно навсегда. Там, где только и есть Истинная Жизнь…

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза....

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза. Смирение, кротость и другие православные добродетели получили признание на их примере.

В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы представителями христианской православной церкви.

История о них была записана на бумаге в то же время, в XVI веке.

У муромского князя Павла, правившего в то время в городе, был младший брат Петр.

Однажды князь Петр начал болеть, его тело вдруг оказалось все в язвах и фурункулах. Он искал спасения от неизвестной болезни у врачей на Руси и в заморских странах, но никто не мог помочь знатному человеку.

Тогда князь послал гонцов во все земли с просьбой найти того, кто его излечит. И вот посланник князя заехал в одно русское село. Там он встретил девушку, поразившую в разговоре его своими мудрыми рассуждениями. Парень предложил ей попробовать исцелить князя.

Девица попросила, чтобы князь прибыл к ним в село, но предупредила, что вылечиться он сможет, если только умеет держать слово и добр к окружающим.

Звали девушку Февронией. Она в качестве награды за исцеление князя попросила его жениться на ней.

Когда князя Петра привезли в село, девица подула на хлебную закваску и повелела князю помыться в бане и затем намазать закваской все язвы и струпья, а один струп оставить.

Петр выполнил все ее наставления – сходил в баню и после мытья там же намазался целительной смесью, кроме одного струпа. Сразу же он почувствовал облегчение, кожа его очистилась, боли больше не было.

Однако девушка по имени Феврония не только казалась, но и поистине была очень мудрой. Она понимала, что князю Петру надо прежде всего исцелить душу, избавив ее от пороков, и тогда только излечится его тело. Феврония помнила, что Господь болезни насылает в наказание за грехи и поэтому, предвидя возможный обман князя по низости помыслов, наказала ему оставить один струп.

Петр поразился такому скорому выздоровлению и богато наградил девушку. Однако жениться на ней, как ранее обещал, он не захотел, так как она происходила из незнатной семьи. Феврония все дары отослала назад князю.

Петр вернулся в родной город полным сил и здоровья, лишь с одной оставшейся небольшой болячкой. Но через некоторое время от этого последнего струпа опять по его телу расползлись язвы и фурункулы.

На этот раз Петр усмирил свою и гордость и вернулся к мудрой девушке с твердым намерением сдержать слово и взять ее в жены. Князь отправил к ней посланника с мольбами о прощении. Феврония же не держала на сердце обиды и согласилась исцелить князя окончательно и стать его нареченной.

Точно так же Феврония подула на хлебную закваску и отдала князю. Петр, на этот раз окончательно излечившись, сдержал слово и сделал девушку княгиней, взяв ее в супруги.

Когда правивший в Муроме Павел скончался, Петр вместо него стал княжить в городе. Бояре с радостью приняли нового князя, но их знатные жены строили козни простолюдинке Февронии.

Накрученные своими злыми супругами, бояре возвели напраслину на скромную Февронию и поставили князю условие, чтобы он изгнал девушку из города. Князь послушался и повелел ей уйти, взяв с собой только одну любимую вещь. Феврония сказала, что хочет забрать с собой только его, своего любимого мужа.

Князь Петр помнил, что Господь заповедовал быть с супругой в горе и в радости и отправился в изгнание вместе с женой. Они отплыли из Мурома на двух кораблях.

По наступлении сумерек они высадились на суше. Князь сильно тревожился об их дальнейшей судьбе. Супруга успокаивала Петра, призывая надеяться на милость Божию.

И она была права. Уже через день бояре из Мурома прислали послов, прося князей вернуться, так как после того, как они отплыли, знать не смогла выбрать другого правителя, все передрались и сейчас хотели опять спокойствия и мира.

Будущие святые не стали злобствовать на обидевших их бояр и возвратились. Они правили Муромом мудро и справедливо многие годы, уважая Божьи заповеди и сея вокруг добро. Заботились о горожанах, оказывали помощь неимущим, были словно любящие родители для своих родных детей.

Не смотря на социальное положение человека, они любого одаривали любовью и душевным теплом, препятствовали злым поступкам и жестокости, не корпели над деньгами и любили и почитали Бога. Горожане ценили и уважали их, стремящихся помочь всем и каждому, насытить и облачить, исцелить болезных и дать наставления заблудшим.

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония в одно время приняли постриг, взяв имена Давид и Ефросиния. У Господа они молили о возможности умереть в один день и подданным велели упокоить их в одном гробу, в котором была лишь тонкая стенка.

Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили.

Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях.

Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни.

Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу.

После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы.

И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье. И рассказ о взаимной любви и верности супругов живет в веках.

В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.

В 2008 году 8 июля, День семьи, любви и верности, признали национальным праздником на государственном уровне. В православных церквях в этот летний день проводят службу в честь святых Петра и Февронии Муромских и снова рассказывают историю их любви благодарным потомкам.

Наверно, каждый из нас слышал имена Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности.

Муром уже несколько столетий хранит сказание о жизни и смерти чудотворцев Петра и Февронии. Они провели на Муромской земле всю свою жизнь. И там же хранятся сейчас их .

История их необычной жизни, с течением времени, была приукрашена сказочными событиями, а имена стали символом супружеской преданности и подлинной любви.

Сказание о Петре и Февронии, было увековечено в шестнадцатом веке, иноком Еразмом, известном в мирской жизни под именем Ермолая Прегрешного. Он создал прекрасную повесть, посвященную настоящей вечной любви, прощению, мудрости и истинной вере в Бога.

После того, как церковь приняла решение о канонизации князей, митрополит Макарий распорядился увековечить их имена на бумаге. В результате чего была написана «Повесть о Петре и Февронии».

Это произошло в 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы святые муромские супруги.

Петр был меньшим братом благоверного Павла, который княжил в то время в Муроме. Как-то раз в их семье приключилась беда: блудный змей, обернувшись Павлом, повадился ходить к супруге князя. И наваждение это длилось долго.

Бедная женщина не смогла противостоять силе демона и уступила ему. После чего рассказала князю о свиданиях со змеем. Павел приказал жене узнать у дьявольского посланника секрет его смерти. Оказалось, что демон погибнет от плеча Петра и Агрикова меча.

Павел поделился с братом тайной змея, после чего Петр задумался, как ему погубить супостата. И лишь одно останавливало его: не знал он, о каком мече идет речь.

Петр всегда любил ходить в одиночестве по церквям. И вот однажды, решил он сходить в церковь, находившуюся за городом, в женском монастыре. Во время молитвы, явился к нему отрок и предложил показать Агриков меч. Князь же, желая убить змея, ответил, что хочет знать, где хранится меч и последовал вслед за ним. Отрок подвел князя к алтарю и указал на трещину в стене, где и лежало оружие.

Обрадованный Петр забрал меч, а после отправился к брату, чтобы рассказать ему о чуде, которое с ним произошло. С того самого дня ждал он подходящего момента, чтобы рассчитаться со змеем.

Вот однажды, зашел Петр в опочивальню к супруге Павла и застал там змея, принявшего обличие его брата. Удостоверившись в том, что это не Павел, Петр вонзил в него меч. Змей умер, приняв свой истинный образ, но его кровь попала на тело и одежду Петра. С тех самых пор, начал князь болеть, а тело его покрылось ранами и язвами. Он пытался исцелиться у разных врачей на своей земле, но никому из них, не под силу оказалось избавить князя от болезни.

Жизнь святой Февронии

Петр смирился со своей болезнью, отдавши свою судьбу в руки Всевышнего. Господь же, любя раба своего, направил его в земли Рязани.

Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц.

Увидев вошедшего юношу, она посетовала, что плохо, если в доме нет ушей, а в горнице очей. Отрок, не понял, загадочных речей девушки, и спросил ее о хозяине дома. Ее ответ поразил его еще больше, она сказала, что мать и отец ушли, чтобы поплакать взаймы, а брат отправился в глаза смерти смотреть. Молодой человек опять не понял слов девушки и сказал ей об этом, попросив разъяснить загадочные речи.

Удивившись тому, что он не может понять столь простых слов, девушка объяснила ему, что будь у нее пес, он бы услышал, что кто-то идет и предупредил об этом, ведь собака — это уши дома. Очами же, она назвала ребенка, который мог бы увидеть гостя и также предупредить девушку. Отец же с матерью, как оказалось, ушли на похороны оплакивать покойника, чтобы, когда они умрут, пришли оплакивать их. Вот и есть плачь взаймы. А брат, будучи древолазом, пошел собирать мед. Ему придется лазить по высоким деревьям и смотреть себе под ноги, чтобы не упасть. Вот и получается, что он смерти в лицо глядит.

Подивился отрок мудрости девушки и спросил, как ее зовут. «Февронья», — ответила девушка.

Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется.

Выслушав отрока, девушка велела привезти князя к ней, предупредив, что излечиться он сможет, только если верен своим словам и добр сердцем.

Знакомство святых

Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро.

Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания.

Девушка взяла закваску из хлеба, дунула на нее и отдала князю, велев сходить в баню, а после смазать этой смесью все язвы, а одну оставить.

Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом.

Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть.

Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?»

Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости.

Слушать акафист Петру и Февронии

Чудесное исцеление Петра

Князь исполнил все так, как наказывала ему девушка: сначала помылся, потом смазал все струпья кроме одного закваской из хлеба. Выйдя из бани, он больше не ощущал боли, и кожа его была свободна от струпьев.

Мудрая же Феврония, следовавшая опыту своих предков, не случайно назначила ему такое лечение. Спаситель так же, излечивая больных, врачуя телесные раны, лечил при этом душу. Так и девушка, зная, что болезни даются Всевышним как наказание за какие-то грехи, назначила лечение для тела, исцеляя в действительности, душу князя. А так как Феврония предвидела, что Петр обманет ее, движимый своей гордыней, она и велела ему оставить одну язву.

Князь был поражен столь быстрым исцелением и в благодарность отправил девушке богатые дары. Взять же простолюдинку в жены Петр отказался, так как ему мешала гордость и княжеское происхождение. Феврония же ничего не взяла из даров.

Петр возвращался в Муром выздоровевшим, и только один струп оставался на его теле, напоминая о недавней болезни. Но стоило ему вернуться в свою вотчину, как болезнь вновь настигла его: от оставшегося на теле струпа, пошли новые язвы. И через некоторое время, князь вновь покрылся язвами и струпьями.

Повторное исцеление и свадьба

И снова пришлось Петру возвратиться к девушке для исцеления. Подойдя к ее дому, он послал к ней слугу со словами прощения и мольбой об исцелении. Феврония же без злобы и обиды, просто ответила, что князь может исцелиться, только если станет для нее мужем. Петр же решил взять ее в жены и пообещал на сей раз это искренне.

Тогда Феврония, как и в первый раз, назначила князю точно такое же лечение. Теперь, излечившись, князь незамедлительно женился на девушке, сделав Февронию княгиней.

Вернувшись в Муром, зажили они счастливо и честно, во всем следуя слову Божьему.

После того как умер Павел, Петр занял его место, возглавив Муром. Все бояре любили и уважали Петра, надменные же жены их не приняли Февронию. Они не хотели, чтобы ими правила обычная крестьянка, а потому уговаривали своих мужей на нечестные поступки.

По наветам своих жен, бояре клеветали на Февронию, пытаясь опорочить ее, и даже подняли бунт, предложив девушке уйти из города, забрав все, что ей хочется. Но Феврония желала забрать только своего возлюбленного, что очень порадовало бояр, так как каждый из них метил на место Петра.

Супружеская верность

Святой Петр не стал нарушать Божьей заповеди и расставаться с супругой. Тогда он принял решение оставить княжество и все имеющиеся сокровища и отправиться вместе с ней в добровольное изгнание.

Петр и Феврония отправились по реке на двух кораблях.

Один молодой человек, находившийся вместе со своей женой в одном судне с княгиней, залюбовался Февронией. Девушка сразу поняла, о чем он мечтает и попросила налить в ковш и выпить воды сначала с одной, потом с другой стороны корабля.

Мужчина выполнил ее просьбу, а Феврония спросила, отличается ли вода из двух ковшей. Мужчина ответил, что одна вода ничем не отличается от другой. На что Феврония промолвила, что и женское естество также не отличается и покорила его за то, что он мечтает о ней, позабыв свою собственную супругу. Обличенный мужчина все понял и раскаялся в душе.

Когда наступил вечер, они вышли на берег. Петр очень переживал о том, что теперь с ними будет. Феврония же, как могла, утешала мужа, говоря о милости Бога, заставляя его поверить в счастливый исход.

В это самое время, повар сломал пару маленьких деревьев, для того, чтобы с их помощью приготовить еду. Когда ужин закончился, Феврония благословила эти веточки, пожелав чтоб к утру они превратились во взрослые деревья. Утром все именно так и произошло. Она хотела, чтобы видя это чудо, ее супруг укрепился в вере.

На следующий день из Мурома прибыли послы, чтобы уговорить князей вернуться обратно. Оказалось, что после их отъезда, бояре не смогли поделить власть, пролили много крови, а теперь вновь хотят жить спокойно.

Житие благоверных супругов

Святые супруги без всякой злобы и обиды приняли приглашение вернуться и управляли Муромом долго и честно, во всем следуя законам Бога и творя добрые дела. Они помогали всем нуждающимся людям, с заботой относясь к своим подданным, как нежные родители относятся к своим детям.

В независимости от положения, они ко всем относились с одинаковой любовью, пресекали всякую злобу и жестокость, не стремились к богатству мирскому и радовались любви Божьей. И любили их люди, так как никому они не отказывали в помощи, кормили голодных и одевали нагих, исцеляли от болезней и наставляли на путь истинный заблудших.

Блаженная кончина

Когда супруги состарились, то одновременно приняли монашество, выбрав себе имена Давид и Ефросиния. Они вымолили у Бога милости предстать пред ним вместе, а людям велели, похоронить их в общем гробу, разделенном тонкой стенкой.

В тот день, когда Господь решил призвать к себе Давида, благочестивая Ефросинья вышивала образа святых на воздухе, чтобы пожертвовать свое рукоделие в храм Пресвятой Богородицы.

Давид отправил к ней гонца с известием о том, что пришел его час и обещался ждать ее, чтобы вместе отойти ко Всевышнему. Ефросиния попросила дать ей время, чтобы она могла закончить работу для святого храма.

Князь второй раз послал гонца, чтобы сказать, что он не сможет ждать ее долго.

Когда же в третий раз прислал Давид послание своей любимой жене, о том, что уже умирает, Ефросиния оставила незаконченную работу, обмотала иглу ниткой и воткнула ее в воздух. А блаженному супругу своему отправила известие, что умрет вместе с ним.

Супруги помолились и отошли к Богу. Это произошло 25 июня по старому календарю (или 8 июля по новому стилю).

Любовь сильнее смерти

После того, как супруги умерли, люди решили, что так как они приняли подстриг в конце жизни, то будет неправильно хоронить их вместе. Петра было решено похоронить в Муроме, Феврония же была упокоена в женском монастыре, находившимся за пределами города.

Для них сделали два гроба и оставили на ночь для отпевания в разных храмах. Высеченный же из каменной плиты гроб, сделанный по их желанию еще при жизни супругов, остался пустым.

Но придя в храмы на следующее утро, люди обнаружили, что гробы пусты. Тела же Петра и Февронии были найдены в гробе, который они подготовили заранее.

Неразумные люди, не поняв произошедшего чуда, вновь попытались разлучить их, но и на следующее утро Петр и Феврония оказались вместе.

После того, как чудо повторилось, никто уже не стал пытаться похоронить их отдельно. Князей погребли в едином гробе, возле храма святой Богородицы.

С тех пор, туда постоянно приходят люди, нуждающиеся в исцелении. И если они обращаются за помощью с верой в сердце, святые дарят им здоровье и семейное благополучие. А история вечной любви Петра и Февронии Муромских передается от поколения к поколению.

Изначально, гроб святых находился в Богородице-Рождественском соборе города Мурома. Потом, когда к власти пришли коммунисты, они отдали останки князей в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен.

Но уже в конце восьмидесятых годов святыня была возвращена Церкви.

В 1989 году мощи вернули Церкви. А с 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.

День 8 июля — Праздник Петра и Февронии

Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник, посвященный безграничной любви и вечной преданности.

В 2008 году День семьи, любви и верности , официально утвердился в качестве народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является вечным образцом верности и любви для всех семей.

Именно поэтому, этот праздник называют еще – День Петра и Февронии Муромских.

Узнать подробнее о Свято-Троицком монастыре, где в настоящее время хранятся чудотворные мощи благоверных князей Петра и Февронии, можно узнать .

И еще один удивительный праздник отмечается на муромской земле. 23 августа 2004 года впервые был проведен День благотворительности и милосердия. Он состоялся по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алесксия II в Муромском мужском епархиальном монастыре (г. Муром Владимирской области).

В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся удивительным милосердием и аскетической жизнью в миру. А спустя десять лет именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой. В том же году праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Поэтому не случайно выбор дня для учреждения нового для нашей страны общественно-церковного праздника пал на 23 августа – день обретения мощей святой праведной .

О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, можно прочитать .

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе , или же через забронировать отель.

Если вы окажетесь в Муроме, обязательно воспользуйтесь необычными экскурсиями от творческих жителей этого города. Вы сможете узнать очень много всего интересного!

В начале XVI века, еще во времена царя Иоанна Грозного, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам-книжникам искать по всем русским городам и деревням истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтичных рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы. Священнику Ермолаю было доверено написать подробное сочинение о жизни и любви Петра и Февронии.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик - сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом - оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому - князю Андрею Боголюбскому - в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось - они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы - это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы - короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он - образец настоящей христианской семьи. и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом - о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои - Петр и Февронья.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом. Но этот текст не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической житийной традиции. Высказанные в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мысли о значении человеческого достоинства созвучны идеям гуманистов. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» часто называют житием, однако вместо религиозных подвигов здесь рассказ о любви крестьянской девушки и муромского князя. В произведении использованы два мотива: сказание об огненном летающем змее и сказка о мудрой деве.

В «Повести о Петре и Февронии» нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев.

Автор описывает реальные события, позволившие причислить к лику святых, а затем и канонизировать князя Петра и княгиню Февронию. В построении повести есть много деталей, характерных для сказочного повествования.

Змей – воплощение зла, нечистой силы. Данный образ широко используется во многих русских народных сказках и былинах. Змей, искушающий жену Петра, посылается дьяволом, и этот момент напоминает о грехопадении Евы, тоже искушаемой змеем-дьяволом.

Но в сказках борьба со змеем – основа повествования, весь сюжет основан на том, чтобы показать победу сказочного богатыря над змеем. В данном же произведении победа над змеем только знакомит читателя в начале повести с князем Петром и показывает его как храброго и сильного воина.

Премудрая красавица Феврония тоже отчасти сказочная героиня. Она мудра, умеет творить чудеса, угадывать чужие мысли. Появление крестьянской девушки, исцелившей Петра от струпьев, которыми покрылось его тело от брызнувшей на него крови змея, вводит в повествование традицию сказок о прекрасной деве, поражающей своей чистотой и мудростью. Автор как-то особенно показывает ее в своем произведении: «за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». Этот зверек в фольклоре служит символом брака, и его можно считать мудрой загадкой самого автора. В то же время эту подробность можно истолковать как погруженность героини в мир природы.

Согласие Февронии исцелить Петра при условии женитьбы на ней может быть истолковано двояко: как желание сказочной героини добиться счастья и как предвидение святой своей будущей судьбы.

Неоднократно автор использует такой сказочный прием, как загадывание сказок. Именно с загадки начинается знакомство одного из молодых дружинников с княгиней Февронией, когда тот приходит просить исцеления для Петра. Феврония не придает мистического значения отгадыванию загадок, показывает себя мудрой девушкой, умеющей говорить иносказательно. Петр не сумел распознать последнюю маленькую хитрость Февронии. Выполняя все предписания своей врачевательницы, он обрекал себя на возвращение в рязанское Ласково.

Многие эпизоды «Повести о Петре и Февронии…» говорят об уме этой женщины, ее способностях быть и верной женой, и мудрой княгиней.

После свадьбы князь Петр и княгиня Феврония проживут долгую и счастливую жизнь, даря окружающим добро, любовь, теплоту и щедрость своих душ. Как в сказке, они умрут в один день, положив начало своему бессмертному существованию в памяти благодарных людей.

Любовь в «Повести о Петре и Февронии» – меньше всего всепоглощающая человеческая страсть. Любовь Февронии к князю Петру непобедима именно потому, что она уже побеждена внутренне ею самой, подчинена ее уму. Тема любви тесно связана с темой человеческой мудрости, одной из основных в древнерусской литературе. «Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством».

Для жития традиционен и финал повести, когда Петр и Феврония перед смертью принимают монашество под именем Давида и Ефросиньи. Они остались верны друг другу в мирской и монашеской жизни не только «до гроба», но и «за гробом»: «и после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества Святой Богородицы… Припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Легенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с западноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэтичностью. В повести нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев.

Целый ряд моментов «Повести о Петре и Февронии» роднит ее с разными типами народной волшебной сказки. Это и близость героини к миру природы, и ее иносказательная речь. Загадки и разгадки автор разносит во времени: только в ответ на недоумение юноши Феврония разъясняет: уши дому – собака, а глаза – ребенок; плакать взаймы – значит пойти на похороны; смотреть в лицо смерти через ноги – бортничать, т. е. собирать мед на деревьях.

Автор связывает свою повесть с житийными легендами о муромских святых. Необычны чудеса в повести: боярские жены жалуются на крохоборство муромской княгини, видя в этом следствие ее крестьянского происхождения. Но крохи в руке Февронии претерпевают особое изменение: крошки хлеба превращаются в ладан и фимиам, использующиеся в православном богослужении. По благословению Февронии за одну ночь превращаются в цветущие деревья воткнутые ею в землю прутья. Автор, таким образом, пытается показать животворящую силу ее любви. Троекратный призыв мужа выполнить обещание принять смерть вместе выполняет функцию чуда.

Повествователь заканчивает повесть молитвой к Петру и Февронии: «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!.. Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Повествователь показывает, что Феврония в силе своей любви, в своей мудрости оказывается выше своего мужа. Однако не только любви свойственна мудрость, но и мудрости присуща любовь. Между чувством, умом и волей нет конфликта, нет борьбы, нет противоречия..

Восхитителен и предсмертный жест Февронии, вышивавшей в то время «святой воздух» – покрывало для сосудов с причастием. Она «у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним». В тех условиях, когда деталям в литературе уделяется не так уж много места, жест Февронии драгоценен так же, как и то золотое шитье, которое она шила для святой чаши.

Фольклорная стихия привнесла в текст повести бытовую конкретность, несвойственную современным ей литературным памятникам.

Мудрость – это не просто умение логически мыслить и размышлять, а нечто такое, что дается самим Богом. Это сочетание человеческого разума и Божьего замысла, нечто, что может действовать только на благо человека, хотя он сам этого часто не понимает. Именно так действовала Феврония. В повести говорится, что у нее был дар прозорливости, т. е. предвидения, а значит, она имела мудрость от Бога. Вот как об этом пишет автор: «В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его».

Недаром Февронию и Петра называют святыми и чудотворцами. Возможно, когда она просила князя взять ее в жены, она и сама еще не знала, что это будет для блага их обоих, но ее мудрость подсказывала ей, как действовать. Зато потом Петр живет с Февронией как у Христа за пазухой и все больше ценит свою супругу. Петр очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее: «Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить…»

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...