Дательный падеж (датив). Дательный падеж: правила образования, использование, интересные факты и исключения


На вопрос Нужна табличка: какие предлоги с какими падежами употребляются (русский язык). Кто знает, где найти?! заданный автором Nieva лучший ответ это В учебнике русского языка за 3 кл, там начинается эта тема... . Корреляция падежа и предлогаПадежные формы имен существительных, числительных и местоимений выражают различные отношения, для передачи которых приспособлены и предлоги. Между значениями предлога и падежа наблюдаются семантические корреляции. За каждым падежом закрепляется свой круг предлогов.С родительным падежом сочетается наибольшее количество предлогов: без, близ, вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, в виде, ввиду, во время, в деле, в знак, во избежание, во имя, вместо, в области, в отношении, в продолжение, в свете, в силу, вследствие, в случае, в течение, в целях, до, за исключением, за счёт, из, из-за, из-под, кругом, мимо, накануне, напротив, около, от, позади, поперёк, после, посреди, прежде, относительно, с, сбоку, сзади, снизу, по линии, по мере, по поводу, по причине, посредством, путём, у и др.Дательного падежа требуют предлоги благодаря, вопреки, вслед, к, навстречу, наперекор, подобно, по направлению к, согласно, соответственно, соразмерно и т. п.Винительный падеж обслуживают предлоги в, включая, за, исключая, на, не считая, несмотря на, о, по, под, про, с, сквозь, спустя, через и др.С творительным падежом употребляются предлоги в связи с, вслед за, за, кончая, между, над, наравне с, наряду с, перед, под, сообразно с, соразмерно с, согласно с и т. д.Предложным падежом имени управляют в, на, о, по, при, по вопросу о и др.Большая часть предлогов употребляется с формой имени в одном падеже. Это касается прежде всего производных предлогов: благодаря (дат. п.) , по причине (род. п.) и т. д. Но некоторые из первообразных предлогов могут употребляться с двумя и тремя падежами. Двупадежными являются предлоги в, на, о (вин. и предл. п.) , за, под (вин. и тв. п.) , между (род. и тв. п.) .Трёхпадежные предлоги: по (вин. , дат. и предл. п.) , с (род. , вин. и тв. п.) , например: идти п о дороге (дат. п.) , по колено в снегу (вин. п.) , скучать по другу (предл. п.) .

Ответ от Кирилл Шкиряк [новичек]


Ответ от Ксюша [новичек]


Ответ от Екатерина Серебренникова [новичек]
hk,ghk,


Ответ от Наталия ляпунова [новичек]
в про


Ответ от Гульнара Курбиева [новичек]
Падежные формы имен существительных, числительных и местоимений выражают различные отношения, для передачи которых приспособлены и предлоги. Между значениями предлога и падежа наблюдаются семантические корреляции. За каждым падежом закрепляется свой круг предлогов.С родительным падежом сочетается наибольшее количество предлогов: без, близ, вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, в виде, ввиду, во время, в деле, в знак, во избежание, во имя, вместо, в области, в отношении, в продолжение, в свете, в силу, вследствие, в случае, в течение, в целях, до, за исключением, за счёт, из, из-за, из-под, кругом, мимо, накануне, напротив, около, от, позади, поперёк, после, посреди, прежде, относительно, с, сбоку, сзади, снизу, по линии, по мере, по поводу, по причине, посредством, путём, у и др.Дательного падежа требуют предлоги благодаря, вопреки, вслед, к, навстречу, наперекор, подобно, по направлению к, согласно, соответственно, соразмерно и т. п.Винительный падеж обслуживают предлоги в, включая, за, исключая, на, не считая, несмотря на, о, по, под, про, с, сквозь, спустя, через и др.С творительным падежом употребляются предлоги в связи с, вслед за, за, кончая, между, над, наравне с, наряду с, перед, под, сообразно с, соразмерно с, согласно с и т. д.Предложным падежом имени управляют в, на, о, по, при, по вопросу о и др.Большая часть предлогов употребляется с формой имени в одном падеже. Это касается прежде всего производных предлогов: благодаря (дат. п.) , по причине (род. п.) и т. д. Но некоторые из первообразных предлогов могут употребляться с двумя и тремя падежами. Двупадежными являются предлоги в, на, о (вин. и предл. п.) , за, под (вин. и тв. п.) , между (род. и тв. п.) .Трёхпадежные предлоги: по (вин. , дат. и предл. п.) , с (род. , вин. и тв. п.) , например: идти п о дороге (дат. п.) , по колено в снегу (вин. п.) , скучать по другу (предл. п.) .


Ответ от Thomas St [активный]
В школу ходить надо, будет знать)


Ответ от Денис Шипицын [новичек]
Значение предложного падежа весьма разнообразно. Отвечая на вопросы о ком? о чем? , он употребляется только с предлогами и может быть как приглагольным, так и приименным. Предложный приглагольный употребляется: а) с предлогом о (об, обо) : говорить о работе, думать о литературе, писать о лагере, жалеть об утрате, заботиться обо всем; б) с предлогом по (в значении после) : по прошествии трех лет, по окончании школы, по прочтении рукописи, по получении известия и т. д. ; в) с предлогом при (для указания на место, предмет, учреждение, обстоятельство, состояние) : жить при школе, создать при университете, числиться при поликлинике, присутствовать при встрече и т. д. ; г) с предлогом в (во) для указания на место или па предмет, внутри которого кто-либо или что-либо пребывает, находится: жить в Москве, водиться в море, сидеть в помещении, хранить в погребе, играть во дворе, служить во флоте, подметить во взгляде и т. д. ; д) с предлогом на для обозначения площади или поверхности, где кто-либо или что-либо находится, пребывает, происходит: на Западе, на берегу ручья, сидеть на полу, лежать на сене; для указания на место, предмет, учреждение, область, коллектив, в которых кто-либо пребывает, действует, или где что-либо делается: работать на пристани, быть на службе, учиться на педагогическом факультете, присутствовать на собрании; для обозначения лица или предмета, которые служат объектом проявления деятельности: сосредоточить внимание на решении задач, остановиться на мысли; для указания на состояние, обстоятельства или условия, сопровождающие действие: быть на отдыхе, быть на пенсии, стоять на вахте, оставаться на море; для указания на предмет, являющийся орудием действия или материалом для производства действия, а также для указания па время действия: ездить на велосипеде, играть на рояле, жарить на масле и т. д

Почему в русском языке глагол УЧИТЬ требует дательного падежа, а не винительного? УЧИТЬ МАТЕМАТИКЕ. (Преподавать математику - винит.)

Дело в том, что дательный падеж может иметь и функцию прямого объекта, как с глаголом учить: учить чему.

Дательный падеж может выражать:

1) Значение адресата (особенно с глаголами речи и передачи материального объекта): написать декану / другу
2) Значение прямого объекта: учиться чему?
3) Субъектное значение: Брату 20 лет.
4) Причина: Собака рада хозяину.

А при употреблении с предлогами:
1) Объект: любовь к кому
2) Место: ехать по дороге
3) Направление: к отцу
4) Время: к вечеру
5) Причина: по рассеянности, благодаря помощи
6) Инструмент: по телефону
7) Распределительное значение: съесть по яблоку
8) Определительное значение: учебник по русскому языку

Вопрос студента (владеющего несколькими языками) был о том, откуда взялся дательный именно с таком варианте (учить математике) - какова логика или происхождение этого дательного? Так он сравнивает с другими языками и очень аналитично подходит к изучению иностранного языка, пытается понять и объяснить себе конструкции. Есть же ещё другой вариант: учить русский язык, учить слова (с винительным падежом).
- Это просто разные лексико-семантические варианты глагола "учить" с разным управлением.
Объяснить логически не всегда возможно, ведь даже в других падежных языках формы падежей зачастую не совпадают с формами русского языка.
Например, в немецком Ich gratuliere dir zum Geburtstag, где после глагола поздравлять - дательный падеж.
И если сравнить ещё современные языки и посмотреть древние языки, можно увидеть, что падежи имеют различные функции. Например, в латыни есть дательный заинтересованности (обозначает лицо или предмет, в интересах которого совершается действие: Non scholae, sed vitae discimus. - Мы учимся не для школы, а для жизни (на русский переводится предлогами для, ради).

May be you"ll find helpful this video:

Posts from This Journal by “падежи” Tag

  • О творительном предикативном

    "Д.Э. Розенталь "Говорите и пишите по-русски правильно": "Сравните у А.С. Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца…

  • Падежи в русских мультфильмах

    Преподаватели используют: "Апельсин" ("Мы делили апельсин") - родительный падеж; "Как львёнок и черепах пели песню" -…


  • Стихотворение на творительный падеж

    Стихотворение на творительный падеж прилагательных и конструкцию "что называют чем (каким)". НАТАЛИЯ КРАНДИЕВСКАЯ Небо называют -…

  • ЖИВОПИСЬ НА УРОКАХ РКИ

    В этом семестре у нас на уроках было много разговоров о живописи. Мы занимаемся по пособию "Я пишу по-русски" (базовый уровень). Там во…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    У меня вопрос по поводу отсутствия в русском языке артиклей. Были ли они когда-то или нет, связана ли с их отсутствием такая достаточно обширная…

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

В именительном -винительном падеже (а не согласуется с существительным , как числительные и неопределенно-количественные слова в косвенных падежах): По скольку яблок получит каждый? . Вопрос о статусе этой формы остается нерешенным в русской грамматике (ср. также просторечный оборот до скольки́ (до скольки́х ) в родительном падеже). См. также Числительное / п. 6.2.5 .

У слов сколько , столько , несколько , много , а также числительных от пять до десять и некоторых других встречаются варианты падежных форм после предлога по : по три яблока (*по трем ); по пяти яблок vs. по пять яблок ; по скольку яблок vs. по сколько яблок ; [разве можно есть] по стольку яблок vs. по столько яблок ; по многу раз vs. по много раз . Одна из этих форм – дательный , другая совпадает с формой именительного -винительного .

В таблице 2 представлено распределение вариантов окончаний слов сколько , столько и много в количественно-дистрибутивной конструкции по данным Основного корпуса:

Таблица 2. Сколько , столько , много : варианты окончаний дательного падежа в количественно-дистрибутивной конструкции

сколько

столько

много

по …-о

по …-у

Во-первых, он выделяется семантически: дательный имеет самостоятельную семантику – а именно, семантику получателя, в том числе выгодополучателя (Бенефактива) и получателя информации (Адресата), см. Семантические роли , – которая обнаруживается даже в отсутствие управляющего глагола и благодаря которой дательный может выступать конституирующим элементом различных эллиптических конструкций , Мне, пожалуйста, рыбу ; Вам письмо ; Вам кого? и т.д. (этим дательный падеж похож на творительный , который тоже имеет самостоятельную семантику, а именно – инструментальную).

2.1. Общая характеристика

2.1.1. Типы употреблений дательного падежа : управляемый (словарно заданный), конструктивно обусловленный, свободно присоединяемый

Субстантивная словоформа в дательном падеже может зависеть от:

  • глагола: дать (что-л.) соседу ; клясться отцу , помогать брату ;
  • существительного (письмо другу , салют победителям , помощь семье ;
  • прилагательного (верный слову , равный километру );
  • наречия (назло врагу );
  • предикатива (ему стыдно ; ему мало одного дня ), в том числе предикативной фраземы (ему не по себе );
  • предлога (по дороге , к дому , согласно расписанию );

В русском языке есть как непроизводные, так и производные предлоги , требующие дательного падежа (подробнее см. Предлог): к , по и благодаря , вопреки , наперекор , вслед , навстречу , наперерез , подобно , по направлению к , по отношению к , согласно , соразмерно , сообразно , соответственно , сродни.

Предложно-падежная форма может входить в модель управления глагола (готовиться к экзамену ) или другого слова (близок к нулю ), но может выступать и в качестве совбодной (ср. заголовки: По заслугам ; По совести ; Наперекор обстоятельствам ; Навстречу съезду ).

Управляемый (словарно заданный) дательный падеж входит в модель управления конкретного слова и определяется его семантикой: например, глаголы передачи типа давать , дарить (что кому) содержат в своей семантике указание на лицо -получателя (т.е. имеют валентность Реципиента (см. Семантические роли)), глаголы речи типа признаться (кому в чем) , пообещать (кому что) – указание на лицо -адресата (т.е. имеют валентность Адресата (см. Семантические роли)) и т.д. Есть случаи, когда дательный падеж выражает семантически вырожденные отношения и не связывается с какой-либо семантической ролью (сродни увлечению ), но, тем не менее, закреплен за данным словом как единицей словаря (в концепции академической грамматики этот случай соответствует комплетивным отношениям (см. п. )).

Конструктивно обусловленный дательный падеж употребляется в составе конструкции, ни один из элементов которой не имеет словарной валентности, выражаемой дательным падежом : Ему двадцать лет ; Ему не спится ; Ему сегодня не спать (глагол спать как словарная единица не требует дательного падежа , ср.: Он не спит ; однако в безличной и инфинитивной конструкциях, независимо от семантики глагола , Субъект выражается дательным падежом); Неудачно прыгнув с трамплина, сломал себе ногу (при глаголе сломать дательный падеж не выражает валентности); Нельзя все делать самому . К конструктивно обусловленным падежам относятся также детерминанты, присоединяемые ко всему предложению: Дураку семь верст не крюк (посл.).

Примеров беспредложного свободно присоединяемого дательного , который не заполняет валентность предикатного слова и не является элементом конструкции, а является факультативным распространителем слова, практически нет. На роль свободно присоединяемого могли бы претендовать присубстантивный дательный (рубашка сыну ) и приглагольный дательный выгоды (купи мне молока ), но в данной грамматике они рассматриваются как конструктивные.

Предложно-падежные формы имеют те же типы употребления, что и беспредложные:

  • управляемые (стремиться к успеху , обращение к народу , склонен к простуде );
  • конструктивно обусловленные – в составе конструкции (в пропорции пять к одному ) и в качестве детерминанта, присоединяемого к предложению (К вечеру все успокоилось );
  • свободно присоединяемые к слову формы – атрибутивные (контрольная по математике , дорога к дому ) и обстоятельственные (ходить по комнате ; звонить по вечерам , спуститься к реке , пропустить занятие по болезни ; лететь навстречу ветру ; собраться согласно расписанию ).

Основные семантические роли, выражаемые дательным падежом в предложении:

Между семантическими ролями, выражаемыми в русском языке дательным падежом , существует очевидная смысловая связь. Семантика Реципиента (получателя чего-л.) тесно связана с семантикой Посессора (обладателя): Реципиент – потенциальный (будущий) Посессор, а также с семантикой Бенефактива – «получателя» пользы. Реципиент семантически связан также с Адресатом – получателем информации, в перифразах глаголов речи широко используются глаголы передачи, ср. дать слово / клятву / обещание кому , передать информацию (при этом есть языки, где Реципиент и Адресат кодируются разными падежами , на этом основании и разводят эти две роли, несмотря на то, что они семантически очень близки и во многих языках, как и в русском, кодируются одинаково). Благодаря такой семантической однородности можно считать, что дательный (в отличие от абстрактных и синтаксичных именительного и винительного) имеет достаточно конкретное и «самостоятельное» значение, которое обнаруживается у него и вне глагольных контекстов (ср. Все лучшее – детям ).

Конструктивно обусловленному дательному (см. ) обычно также может быть приписана семантическая роль (из набора ролей, свойственных валентному дательному) – благодаря тому, что конструкция обычно соотносится с некоторой денотативной ситуацией, в которой референт дативной именной группы имеет определенную роль.

Следует заметить, однако, что семантическая роль может быть приписана форме дательного падежа далеко не всегда (это касается как управления, так и конструкций). Чем дальше от «ядерных» классов предикатов и основных семантических ролей, тем более затруднена семантическая интерпретация дательного падежа .

2.1.3. Синтаксические свойства дательного падежа .

Субстантивная словоформа в дательном падеже в традиционной грамматике считается косвенным дополнением.

Однако есть классы предикатов и классы конструкций, в которых дативная именная группа, выражающая семантический Субъект, обладает свойствами подлежащего (см., например, [Тестелец 2001: 317–359]). Некоторые авторы (см., например, [Циммерлинг 2009]; [Циммерлинг 2010]) называют предложения с такими именными группами «дативными предложениями», ср. Детям холодно , а дативные именные группы с подлежащными свойствами – неканоническим подлежащим, ср., в частности, [Циммерлинг 2012] (см. Подлежащее).

Каноническое подлежащее, кроме морфологического свойства – выражаться именительным падежом – и синтаксического свойства – контролировать согласовательные признаки сказуемого, – обладает также рядом других синтаксических и коммуникативно-прагматических свойств, таких как контроль рефлексива , контроль целевых придаточных, контроль деепричастных оборотов, линейное расположение в крайней левой линейной позиции и тяготение к коммуникативному статусу темы.

Дативные именные группы с субъектным значением, не обладая каноническим морфологическим оформлением и не являясь контролером согласования, могут, тем не менее, обладать рядом неосновных свойств подлежащего :

Подлежащные дативные именные группы могут быть как словарно заданными (см. ) (Ему обидно ), так и конструктивно обусловленными (см. ) (Как нам быть? ).

2.2. Классы предикатов со словарно заданным дательным падежом

2.2.1. Реципиент (Получатель)

Реципиент, или Получатель (см. Семантические роли) является участником ситуации передачи. Основные участники прототипической ситуации передачи – Передающий субъект (выражаемый именительным падежом), Передаваемый объект (выражаемый винительным падежом) и Получатель (выражаемый дательным падежом), ср.: Сестра дала брату яблоко . Данная «падежная рамка» относится только к глаголам в действительном залоге , при словах других частей речи (прилагательном , существительном), а также при страдательных формах глагола Субъект или Объект выражаются другими поверхностными падежами (см. Залог). Однако дативный способ выражения Реципиента сохраняется. Семантическая роль Реципиента иногда обозначается как «датив», хотя исходно датив – это синтаксический термин (впрочем, сам этот термин связан с идеей передачи и происходит, как было сказано выше, от донативных глаголов).

Семантическую роль Реципиента имеют глаголы и отглагольные существительные со значением передачи, дарения, предоставления и т.д. кому-л. каких-л. предметов, ценностей:

  • глаголы: вернуть, возвратить, воздать, возместить, вручить, выдать, выделить (кому путевку), выплатить, дарить, даровать, дать, доставить, жаловать, жертвовать (кому что ), забронировать, завещать, загнать, задать, компенсировать, ниспослать, одолжить, отдарить, отдать, отправить, передать, переслать, подарить, подать, подкинуть, подложить, поднести, пожертвовать, послать, предоставить, презентовать, принести, присвоить, прислать, продать, раздарить, раздать, разослать, сбагрить, сбыть, сдать, слать, толкнуть (в знач. ‘продать’), уплатить, уступить (в знач. ‘продать’);
  • существительные: дар, взятка, плата, подарок, подношение (кому) .

(1) Есть же такие культовые объекты, которые не могут быть переданы Церкви

(2) Вот, скажем, предоставили Гренаде кредит― 160 тыс. советских рублей. [«Аргументы и факты» (2003)]

(3) Первые заработанные 50 рублей Дзержинский жертвует партии. [Р. Б. Гуль. Дзержинский (Начало террора) (1974)]

(4) Юбилейный― к 115-му дню рождения артиста показ "большого Чаплина" на телеканале культура― настоящий пасхальный подарок зрителю . [ «Экран и сцена» (2004)]

(5) Возвращение государству личного карабина ― один из самых любимых в Швейцарии праздников. [«Известия» (2003)]

2.2.2. Адресат

Получателя информации можно считать разновидностью Реципиента, но чаще его обозначают специальным термином – Адресат (см. Семантические роли).

К сфере передачи информации относятся:

  • глаголы речевого сообщения: адресовать, вещать, возвестить, возразить, врать, выбалтывать, выдать, выкать, выпалить, выразить, говорить, грубить, дерзить, диктовать, доложить, доложиться, донести, жаловаться, зачитать, зачитывать, заявить, звонить, излагать, излить душу, изложить, исповедаться, крикнуть, кричать, лгать, льстить, молиться, наобещать, написать, наплести, напророчить, настучать, нахамить, нахвалиться, нахвастать, нахвастаться, нашептать, наябедничать, обещать, обещаться, обрисовать, объяснить, ответить, ответствовать, отвечать, отписать, перезвонить, пересказать, поддакивать, поддакнуть, подсказать, пожаловаться, пожелать, поклясться , помолиться, попенять, посвятить, послать привет, посулить, похвастать, похвастаться, предложить, предписать, предречь, предсказать, представить, представиться, предъявить (обвинение), прекословить, приврать, пригрозить, признаться, присягать, проболтаться, проговориться, продиктовать, прокричать, проповедовать, прорицать, пророчить, просигнализировать, прошептать, радировать, разбалтывать, разболтать, разъяснить, рапортовать, расточать (похвалы), сболтнуть, сбрехнуть, сказать, соврать, сознаться, сообщать, строчить, сулить, телеграфировать, телефонировать, толковать, трезвонить, хамить, черкнуть, шептать ;
  • глаголы речевого побуждения: велеть, воспретить, запретить, запрещаться, насоветовать, отсоветовать, порекомендовать, поручить, посоветовать, предложить, приказать, присоветовать, рекомендовать, скомандовать, советовать ;
  • глаголы передачи сигналов, этикетных действий и других адресованных действий: аплодировать, кивать, кланяться, корчить рожи, махать, махнуть, моргать, моргнуть, отвешивать поклоны, откозырять, отсалютовать, подать сигнал, подмигивать, подмигнуть, поклониться, помахать, посвистеть, просигналить, рукоплескать, салютовать, свистнуть, сделать знак, сигнализировать, сигналить, скорчить рожу, скроить рожу, строить глазки, хлопать, улыбаться, улыбнуться .

Валентность Адресата есть также у существительных со значением речи: благодарность , донос , звонок , знак , обещание , ответ , совет , пожелание , поклон , предписание , признание (кому) , в том числе у существительных со значением текста: записка , письмо , повестка , послание , телеграмма …(кому) .

(6) Крючков зачитал депутатам письмо Андропова, направленное в Политбюро еще 24 января 1977 года, которое называлось «О планах ЦРУ по приобретению агентуры среди советских граждан». [А. Яковлев. Омут памяти. (2001)]

(7) Представители клиента изложили дизайнерам главные особенности своего бизнеса и собственные ожидания от творческой работы. [«Бизнес-журнал» (2004)]

(8) В бункере прокатывается смешок офицеров. ― Командуйте дивизиону построение, ― приказывает генерал Андрееву . ― Буду благодарить всех перед строем. [И. Ф. Стаднюк. Ключи от неба (1956)]

(9) Первоначально было принято решение изъять его из производства следственной части ГСУ при ГУВД г. Москвы и передать для дальнейшего расследования в прокуратуру Тверской области, о чём даны указания прокурору г. Москвы . [«Совершенно секретно» (2003)]

(10) И Чонкин отвечал ему охотно и обстоятельно, пока не спохватился, что выбалтывает первому встречному совершенно секретную Военную Тайну. [В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (1969-1975)]

(11) Следующий кандидат в ректоры, Леонид Мельников, которого Дмитрий Трубецков назвал своим преемником, тоже обещал делегатам расцвет университета. [«Богатей» (2003)]

(12) ― Слишком много ты жаловался кесарю на меня, и настал теперь мой час, Каифа! [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

(13) Наши учителя никогда не льстили молодым . [В. Смехов. Театр моей памяти (2001)]

(14) Однако, вопреки обыкновению и страхам Василия Ивановича, грубить хозяину Федор не стал. [Б. Васильев. Были и небыли. (1988)]

(15) Березкин оглянулся на немецкие дома, подмигнул Глушкову и побежал. [В. Гроссман. Жизнь и судьба (1960)]

(16) Публика рукоплескала солистам ГАБТа Екатерине Головлевой и Константину Толстоброву в «Тоске», дирижерам Павлу Клиничеву и Владимиру Андропову. [«Российская музыкальная газета» (2003)]

(17) Вопросы писателю сыпались со всех сторон. Большинство из них были наивными, ученическими, с большим налетом «литературности». [Н. Пеньков. Была пора (2002)]

(18) Мы отдаём себе отчёт в том, что наезд Касьянова на Кудрина с Грефом ни в коей степени не направлен против президента. Наоборот, это, скорее, послание президенту . [«Еженедельный журнал» (2003)]

(19) У Джобсона и Кука алкоголизм― сознательный ответ бытию , которое по разным причинам не удовлетворяет. [«Экран и сцена» (2004)]

(20) Резервисты казанской команды (отдельное "спасибо " Мршичу и Симпкинсу ) в мастерстве мало отличались от тех, кто стартовал, а по уровню азарта и рвения их даже превосходили . [«Известия» (2003)]

(21) Пришествие бездарного Коммода и кровавые распри воевод после его гибели – вот знак христианам , что скоро придёт их черёд упорядочить обветшавшее наследие Цезаря и Августа! [ «Знание - сила» (2003)]

(45) Liquid Computing позволит ИТ-персоналу отвечать сиюминутным запросам бизнеса ". [«Computerworld» (2004)]

(46) Так, если ты обладательница смуглой кожи, тебе подходят тёплые и тёмные тона [«Даша» (2004)]

(47) Сейчас интересы государства, как совокупности чиновников, бандитов, магнатов, абсолютно противоречат интересам общества в целом , интересам России как таковой . [«Завтра» (2003)]

(48) Шаблоны― это подкладной инструмент с вырезами, очертания которых соответствуют контурам выколачиваемых изделий . [«Народное творчество» (2004)]

(49) Покупатель покупателю рознь . [«За рулем» (2003)]

(50) Согласно этому принципу , пользователь может "строить" систему требуемой ему функциональности, настраивать её в соответствии с изменениями условий и особенностями деятельности вуза, использовать без каких бы то ни было преобразований данные одной подсистемы в данные другой. [«Информационные технологии» (2004)]

(51) Представлена схема движения товара из сферы торговли в сферу потребления и адекватные этим процессам издержки. [«Вопросы статистики» (2004)]

(52) Такие модели совершенно чужды Галилею, Декарту, Спинозе, Ньютону . [«Знание – сила» (2003)]

(53) В 1920-1930-е годы старые вещи уничтожаются как чуждые советскому строю и идеологии, как "признак обывательщины". [«Неприкосновенный запас» (2004)]

2.2.5. Экспериенцер

  • глаголы: вериться, взгрустнуться, вздуматься, видеться (кому каким), вспомниться, встретиться, втемяшиться, запомниться, захотеться, импонировать, казаться, легчать, мерещиться, надлежать (мод.), надоесть, наплевать, наскучить, нездоровиться, неймется, неможется, не терпится, нравиться, обрыднуть, опостылеть, опротиветь, осточертеть, показаться, полегчать, полюбиться, померещиться, попасться, послышаться, почудиться, приглянуться, пригрезиться, приедаться, прийтись (Ему придется уйти ), пристать (Ему не пристало участвовать в таких делах ), приходиться, припомниться, прискучить, присниться, причудиться, сдаваться (Сдается мне, что Р ), следовать (мод.), слышаться, удаться (Вам не удастся меня запугать ), хотеться, чихать (Ему чихать на все это ), чудиться и др;
  • прилагательные: близок , важен , виден , дорог , знаком , известен , мил , ненавистен , непривычен , нужен , приятен , противен , симпатичен , слышен , тягостен , угоден и др.

ПРИМЕЧАНИЕ . При предикатах рад (кому) , радуется (чему) дательный падеж выражает Стимул, а Экспериенцер выражается именительным падежом .

(54) Если европейцам вздумается пойти по стопам наших «героев», то испанцам найдется что припомнить англичанам, французам немцам, итальянцам французам... [«Лебедь» (2003)]

(55) Ехавшим на празднование секретарям и членам бюро наскучило стоять на ветру, и они вновь сели в машины. [В. Гроссман. Жизнь и судьба (1960)]

(56) Высокая, плохо сохранившаяся плоская женщина со сросшимися на переносье бровями, назвавшись сестрой Чиграшова, строго сказала, что Виктору Матвеевичу нездоровится , и попросила в ближайшую неделю брата не беспокоить. [С. Гандлевский. НРЗБ (2002)]

(57) И Аркадию Лукьяновичу подумалось , что университетские, академические и прочие учреждения нынешней интеллигенции представлялись ему теперь по воспоминаниям более хрупкими, неустойчивыми, готовыми в любой момент обрушиться и придавить находящихся там обитателей. [Ф. Горенштейн. Куча (1982)]

(58) Никанору Ивановичу полегчало после впрыскивания, и он заснул без всяких сновидений. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

(59) Спектакль залу понравится . Яйца кидать не будут и тем более не полезут на сцену. [«Время МН» (2003)]

2.2.6. Посессор (Обладатель)

  • глаголы: достаться, принадлежать, хватить, хватать; обойтись, стоить (Х стоил кому чего) ;
  • предикативы: достаточно, мало, много ;

(61) Считанным счастливчикам настоящий Даль доставался от прабабушек-прадедушек. [«Известия» (2001)]

(62) Добровольцам дешевле обойдутся такси, театры и купание в бассейнах, а также товары в магазинах, которые присоединятся к этой программе. [«За рулем» (2004)]

(63) Современным мастерам не хватает знания отечественной народной культуры. [«Народное творчество» (2004)]

(64) ― Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? [В. М. Гаршин. Attalea Princeps (1879)]

(65) ― Ему и половинки много , ― вмешалась жена, очень вовремя вернувшаяся с тарелками. ― Сейчас такой мужик пошел, от одной рюмки с копыт валится. [А. Щербаков. Пах антилопы (2002)]

2.2.7. Носитель свойства

(67) Он не поддался соблазну приукрасить экономическое положение страны, хотя, конечно же, не обошел вниманием те существенные сдвиги, которые произошли за последние годы. [«Санкт-Петербургские ведомости» (2003)]

(68) К сожалению, оказалось, что повсеместно доминирует наиболее патогенный и почти не поддающийся лечению генотип 1b. [«Вопросы вирусологии» (2002)]

(69) А вот человекообразные обезьяны предпочитают выражать свои чувства не взглядами, которые у них трудно поддаются истолкованию , а движениями головы, например, покачиваниями или кивками. [ «Знание – сила» (2003)]

2.3. Конструктивно обусловленный дательный падеж : конструкции и детерминанты

2.3.1.1. Дательный падеж при инфинитиве

(70) А на чём мне ещё ездить , когда я первую "Волгу "почти сорок лет назад купил? [«Автопилот» (2002)]

(71) Она сказала / что мальчик он талантливый / но ему ещё работать / работать и работать. [Беседа в Воронеже (2001)]

(72) Успокаивающие слова Дорна ничего не могут поправить: Аркадиной уже не оправиться от удара. [«Экран и сцена» (2004)]

(73) Коробову ли не знать , через какие невероятные коллизии прошло и вследствие этого какую роль сыграло для становления внутрикрымского поэтического «мы» такое четверостишие Грачева. [«Октябрь» (2001)]

(74) Купцу бы уйти , а он всё на собачку смотрит. [Г. Г. Белых. Лапти (1929)]

(75) Директор привычно и презрительно хамит: «не хватает на пирожки с мясом, ешьте с ливером». Не Курочкину бы говорить про мясо. [А. Архангельский. Послание к Тимофею (2006)]

2.3.1.2. Дательный падеж при безличном пассиве

2.3.2. Конструкции со смещением

В конструкциях со смещением есть слово с валентностью, которая при этом слове не выражается, а выражается при другом слове формой дательного падежа . Поэтому речь и может идти о смещении: именная группа смещается от того слова, с которым она связана семантически (но при котором выражалась бы иной, не-дативной формой), к другому слову, ср.: Положи ему в карман записку (в его карман) или относится (в качестве детерминанта) ко всему предложению, ср. Ему здесь не место ; при этом она получает дативную кодировку (и – иногда – связанные с ней дополнительные коннотации).

ПРИМЕЧАНИЕ . Этот конструктивно обусловленный и чрезвычайно распространенный тип выражения Посессора следует отличать от т.н. «словарно заданного Посессора» (ср. принадлежать кому ), свойственного весьма немногочисленной группе предикатов (см. ).

2.3.2.2. Конструкции с реляционными именами

В таких конструкциях участвуют реляционные имена (существительные со значением отношения), у которых есть валентность второго члена отношения (брат , друг , товарищ , соперник и т.п.), а также функциональные имена с элементом реляционной семантики (начальник предполагает подчиненного, судья предполагает подсудимого и т.д.). В стандартном случае валентность на второе лицо , участвующее в отношении, выражается родительным падежом (друг Пети ; начальник Иванова ) или притяжательным местоимением (мой помощник , наш товарищ ):

(76) Он тебе отец; Я тебе не судья / не товарищ / не помощник / не начальник; Ты мне не друг после этого; Я ей родня, она и жалует меня; Гусь свинье не товарищ (ср. не чета, не ровня).

(77) ― Я не знаю никаких Грачевых, и Грачев мне не указ, ― произнес Минкин уже менее уверенно. [Д. Быков. Орфография (2002)]

(78) Но и тут "единороссы" не конкуренты коммунистам и особенно― ЛДПР . [«Итоги» (2003)]

(79) Конец – делу венец. (посл.)

2.3.2.3. Лексикализованные конструкции со смещением

К конструкциям с внешним Посессором и реляционными именами примыкают сильно лексикализованные конструкции типа:

(80) Посмей только на мою площадь! Я тебя в милицию сдам! Хуже ― в дурдом! Там тебе самое место! [И. Грекова. Перелом (1987)]

(81) Старикам здесь не место!

(93) Он обшивал ребятишек, шил платья жене и костюмы себе . [А. Солженицын. В круге первом (1968)]

(94) И Винитар в угрюмом молчании варил воинам медовуху и кашу, а потом мыл котлы. [М. Семенова. Волкодав: Знамение пути (2003)]

(95) Мать заняла для него у соседки пятнадцать рублей. Купила Сучкову билет на поезд. [С. Довлатов. Наши (1983)]

2.3.4.2. Конструкции несоответствия

Аналогичное происхождение имеет дательный в конструкциях со значением несоответствия:

(96) Мне пиджак мал; Ребенку этот стул высок.

В конструкциях Стул высокий ; Пиджак маленький просто характеризуется значение параметра какого-либо предмета; это, так сказать, «минимальная» ситуация. В конструкциях же Ребенку этот стул высок описывается расширенная ситуация: появляется «потребитель», который собирается использовать данный предмет и которого данное значение параметра не устраивает. В таких конструкциях дательный выражает семантику, близкую к малефактивной.

2.3.4.3. Экспрессивный («риторический») дательный

Конструкции с экспрессивным дательным характерны для разговорной речи.

(104) Интерьерными журналами не интересуюсь, чтобы не было соблазна следовать "моде ", стараюсь идеи культивировать в себе. [«Домовой» (2002)]

(105) Следуя заветам Ильича, на многочисленные сборы Володя брал с собой кучу учебников и учился, учился и учился. [«Дело» (2002)]

(106) Он следует выбору своего сердца. [В. Отрошенко. Эссе из книги «Тайная история творений» (2001)]

(107) Строго следуйте предписаниям врача и точно выполняйте лечебные процедуры. [«Здоровье» (1999)]

(108) Следуя обычаю , быстро нагнулась она поднять венок или то, что мелькнуло в воздухе, как венок. [А. С. Грин. Ива (1923)]

(109) Если следовать логике реформы, больших дивидендов они не получат. [«Красноярский рабочий» (2003)]

Поддаться уговорам, – эллиптические предложения).

3.1.3. Субъектное значение

Субъектное значение – это значение отношения производителя действия или носителя состояния к этому действию или состоянию:

(110) Раз только, когда Ольге нездоровилось и она невзначай чихнула, старуха Мясоедова сообщила соседям, что, видимо , помер в заключении Марк, что, видимо , он приходил на свои девятины попрощаться с родным домом, бродил по комнате и чихал. [В. Пьецух. Шкаф (1997)]

(111) И ей хорошо, и военным весело; они уже не так злятся на сокращение армии; не их же отставили? [А. Архангельский. 1962. Послание к Тимофею (2006)]

(112) Даже непрофессионалу видно ― запах абсолютно не тот, причем гораздо менее интересный. [Красота, здоровье, отдых: Косметика и парфюм (форум) (2004)]

(113) В одной компании корреспонденту "Автопилота" сказали , что новым клиентам следует делать заказ не меньше чем за неделю. [«Автопилот» (2002)]

С точки зрения семантики предиката это Субъект физиологического, эмоционального, перцептивного или модального состояния соответственно.

3.1.4. Определительное (характеризующее) значение

Кроме перечисленных абстрактных значений у дательного падежа выделяется определительное, или характеризующее, значение, которое обусловлено лексико-семантическим классом управляющего слова и потому является более конкретным. Определительный дательный выражает характеристику предмета, действия, состояния или целой ситуации: цена деньгам , памятник Пушкину , зерно птицам.

ПРИМЕЧАНИЕ . Различают также разные виды обстоятельственно-характеризующих значений – локативное (подойти к дому, ходить по дорожкам ); темпоральное (

Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.

Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».

Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).

В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции - это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).

Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При особо стоит обратить внимание на дательный в котором зависят от самого имени имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, мамам, дядям).

Существительные второго склонения (мужской и средний род с и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, по ночам, по тканям).

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...