Эссе на тему общественное мнение правит людьми. Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "доброта и жестокость"


Тема "Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один" (У. Блэкстоун)
Творчество следующих авторов использовано в аргументации:
- рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре ";
- повесть А. И. Куприна "Олеся ".

Введение:

Как человек взаимосвязан с обществом и почему мы связываем два этих понятия в одну систему? С самого детства мы начинаем проходить процесс социализации и приобретать жизненно необходимые навыки. Эти навыки помогают нам приспособиться к жизни в обществе и определить своё место в нём же, поэтому мы и говорим, что возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Без существования одного невозможно и существование другого.

В социальном смысле человек - существо, возникающее, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Он выполняет в нём определённые роли и получает соответствующий социальный статус, определяющий его личность и делающий из человека представителя определённого образа жизни. Существование человека отдельно от общества невозможно, это приведёт его к деградации, лишению сознания, индивидуальности. И если в узком смысле общество-это только круг людей, объединенных общими целями и интересами, то в широком смысле - это часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Также как общество влияет на человека, человек оказывает влияние на общество, вкладывает свои умения в его развитие, которое также способствует научному прогрессу. Без подобного взаимодействия не было бы науки и искусства, а люди были бы лишены множества открытий и изобретений. Однако человек является не только объектом изучения психологии, биологии и социологии, но ещё и литературы. Не раз вечная проблема взаимодействия человека и общества затрагивается в произведениях великих авторов.

Аргумент:

Так, например, на неё обращает внимание А. П. Чехов в своём рассказе "Человек в футляре". Главный герой - Беликов, живёт замкнуто, в своём мирке, при этом портя жизнь и себе, и другим. Он лишён целей и стремлений, но помимо этого он подчиняет правилам "футляра" окружающих его людей, превращая их жизнь в такую же серую и невзрачную. Автор показывает, что неспособность человека жить в гармонии с обществом приводит к деградации и замкнутости, а в случае Беликова и вовсе к смерти.

Но общество может оказывать и неблагоприятное влияние на человека. В повести А. И. Куприна "Олеся" главная героиня, живущая в лесу, сохранившая свою естественность и чистоту души стала объектом ненависти местных жителей. Они, подверженные предрассудкам и считающие девушку ведьмой, ненавидели её. И даже тогда, когда Олеся пришла в церковь на молитву, общество едва не погубило девушку. Попытка стать частью общества привела героиню к разочарованию и трагедии. Но нужно ли было Олесе превращаться в таких же обыденных людей, как жители Полесья?

Заключение:

В заключение мне хочется добавить, что хотя человек и не способен существовать без общества, порой оно бывает жестоко к человеку. Поэтому необходимо устанавливать правильный круг общения и не подвергаться влиянию тех, кто будет способствовать не прогрессу личности, а её деградации.

Темы итогового сочинения 2017 - 2018

"Человек и общество". Цель данного направления - показать неразрывную связь человека с обществом. Стоит задуматься, какое влияние оказывают на нас окружающие люди, как отражается на нашем мышлении и поведении общение с ними. Оценивая кого-либо, мы не можем не обращать внимание на его положение в обществе. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений общества и человека. Лишается ли чего-то человек отвергающий общество? Почему общество может отвергать людей?

Данное направление ориентировано на две точки зрения: рассмотреть роль отдельно взятого человека в социуме и значимость общества в жизни человека. Люди, по разным причинам, часто отвергают окружение, также и окружение нетерпимо к тем, кто не считается с установившимися в нём правилами . Причинами для подобного отторжения могут быть личные принципы, заблуждения, страх или даже помешанность.

Многие авторы поднимали проблему взаимоотношений между обществом и человеком, актуальную и по сей день. Данное направление нацеливает на рассуждение о том, что же побуждает человека отгородиться от общества, или, напротив, подчиниться общественным законам. Каждый человек - важная часть общества, любой может внести свой вклад. Так как же взаимосвязан человек и социум? Действительно ли так важно быть его частью?

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Человек и общество" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Как социум влияет на решения человека?
  2. Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
  3. К чему приводит неравенство в обществе?
  4. Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
  5. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
  6. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  7. В одиночестве человек - либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
  8. Как общество влияет на человека?
  9. Меняются ли общественные нормы?
  10. Человек человеку — волк. (Плавт)
  11. Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  12. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  13. К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  14. Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  15. Как общество влияет на мнение личности?
  16. Почему общество должно помогать обездоленным?
  17. Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  18. Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  19. Что такое равноправие в обществе?
  20. Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
  21. Может ли человек существовать вне общества?
  22. Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  23. Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две - лучше»?
  24. Что такое толерантность?
  25. Работать для народа - вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
  26. Все дороги ведут к людям. (А. Де Сент-Экзюпери)
  27. Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  28. Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
  29. Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
  30. Для чего нужны общественные организации?
  31. Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
  32. Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  33. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  34. Какого человека можно назвать опасным для общества?
  35. Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  36. Почему важно сохранять индивидуальность?
  37. Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Тютчев)
  38. Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  39. Может ли человек изменить общество?
  40. Кто такой мизантроп?
  41. Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  42. В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? (Г. К. Лихтенберг)
  43. Ноль - это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
  44. Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  45. Какова роль личности в истории?
  46. Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  47. Почему человек стремится быть оригинальным?
  48. Человек ответственен перед обществом?
  49. Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»? Чего не хватает современному обществу?
  50. Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом (Д. М. Кэйдж)
    Нужны ли обществу лидеры?
  51. Если каждый - это целый мир, что ж один не может без другого? (Л. И. Болеславский)
  52. Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей. (У. Джеймс)
  53. Нужны ли общественные нормы поведения?
  54. Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  55. Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. (Т. Драйзер)
  56. Самая прекрасная жизнь - это жизнь, прожитая для других людей (Х. Келлер)
  57. Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
  58. Можно ли назвать любого человека личностью?

Направление "Человек и общество " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Человек и общество

Человек и общество - так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.

Человек, индивид, личность - в такой последовательности принято выстраивать "путь", который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания. Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь. Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.

Общество - сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.

Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.

Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому - в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.

Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.

Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:

Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа - Чипка сдружился с сомнительными личностями - Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.

Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.

Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери. Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства. Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.

Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.

Однако только от самого человека зависит - внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.

Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности - у нас в крови. Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом. Вспомним такие понятия, как "стая", " стадо", "прайд", "косяк", "рой", "табун" - все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.

Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного - ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.

Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.

Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.

И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.

Первый - путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей. Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.

Второй путь изменения человеком общества - радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.

Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века. Отнять у богатых и раздать бедным - цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее - благородно. Но такой ли ценой?

У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний. Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела - значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора. (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.

Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.

Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.

Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.

Человек и общество - неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.

Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:

  • Человек для общества или общество для человека?
  • Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
  • Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
  • Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
  • «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
  • Люди, обладающие характером — это совесть общества. Ралф Эмерсон
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?

Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:

Е. Замятин «Мы»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
"Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Человек и общество"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Человек и общество А. С. Грибоедов "Горе от ума" Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
И. А. Гончаров "Обломов" Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
А. Н. Островский. «Гроза» Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
А. П. Чехов. «Человек в футляре». Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
А. И. Куприн "Олеся" Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
В. Быков «Облава» Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
Р. Брдбери. «И грянул гром» Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
М. Карим «Помилование» Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.

«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?

К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.

Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Человек создан для общества.

Он не способен и не имеет мужества

жить один. (У. Блэкстоун)

Хотим ли мы это признавать или нет, но каждый из нас рождается и воспитывается в коллективе, изменяется, развивается, приобретает те или иные навыки, взгляды, психологию благодаря влиянию других людей. А изоляция привела бы к полной деградации личности или отсутствию личности как таковой в человеке. Почему так происходит, не сложно понять: общество - социальное явление, исторически развивающееся. И человек, включенный в общество, так или иначе «вынужден» перенимать культуру, язык, мораль и взгляды этого объединения людей, становясь носителем их языка, морали и культуры. Как сказал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Можно ли жить в обществе людей и не зависеть от их мнения, морали, взглядов, правил, законов, то есть быть свободным? На эти и другие вопросы и отвечает литература, рассматривая человека и общество в единстве.

Ф.М. Достоевский в философском романе «Преступление и наказание» создает образ Родиона Раскольникова, «попытавшегося» противопоставить себя людям, тому социальному окружению, которое, по мнению героя, ломает человека, делает его жертвой, слабой и бессильной. Спасти человека от общественного безумия - именно эта задача приводит Раскольникова к совершенно безнравственной теории о «сильных мира сего», могущих совершать преступления, переступать через общественные законы, то есть жить в обществе и «быть свободным» от него. К таким свободным личностям герой романа отнес и себя. И просчитался: явно безнравственная теория о внутренней и внешней свободе, независимости от людей привела его к нравственным страданиям.

Вспомним Робинзона Крузо (Даниэль Дефо «Остров сокровищ»), оказавшегося на необитаемом острове в силу внешних обстоятельств. Вот, казалось бы, она, такая желаемая свобода! Не получилось «быть свободным от общества». Даже ежедневный труд по обустройству жилища, выращиванию продуктов, добыванию пропитания и одежды не спас героя от одиночества. Желание быть среди людей, желание общения с ними стали для него главной мечтой в новой жизни. Научиться быть свободным от всех он так и не смог.

Конечно, социальные общества многообразны. Их стремления, взгляды, законы тоже. И в литературе противостояние героя обществу - любимая тема

писателей-классиков. Чацкий, Печорин, Базаров, Рудин, даже Ларра с его безнравственностью и себялюбием. Судьба этих героев трагична. Хотя бы потому, что, живя в обществе, они отринули это общество, попытавшись обрести «свободу». Но в том - то и смысл, что каждый из нас, являясь частью общего, должен не отрицать это общее, а бороться за его «чистоту» и нравственность. Как сказал Д. Медведев, общество только тогда станет прогрессивным во всех смыслах, когда каждый из нас станет работать над собой, а не противостоять всем.

(414 слов).

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...