Эссе на тему общественное мнение правит людьми. Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "доброта и жестокость"
Тема
"Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один" (У. Блэкстоун)
Творчество следующих авторов использовано в аргументации:
- рассказ А. П. Чехова
"Человек в футляре
";
- повесть А. И. Куприна "Олеся
".
Введение:
Как человек взаимосвязан с обществом и почему мы связываем два этих понятия в одну систему? С самого детства мы начинаем проходить процесс социализации и приобретать жизненно необходимые навыки. Эти навыки помогают нам приспособиться к жизни в обществе и определить своё место в нём же, поэтому мы и говорим, что возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Без существования одного невозможно и существование другого.
В социальном смысле человек - существо, возникающее, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Он выполняет в нём определённые роли и получает соответствующий социальный статус, определяющий его личность и делающий из человека представителя определённого образа жизни. Существование человека отдельно от общества невозможно, это приведёт его к деградации, лишению сознания, индивидуальности. И если в узком смысле общество-это только круг людей, объединенных общими целями и интересами, то в широком смысле - это часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Также как общество влияет на человека, человек оказывает влияние на общество, вкладывает свои умения в его развитие, которое также способствует научному прогрессу. Без подобного взаимодействия не было бы науки и искусства, а люди были бы лишены множества открытий и изобретений. Однако человек является не только объектом изучения психологии, биологии и социологии, но ещё и литературы. Не раз вечная проблема взаимодействия человека и общества затрагивается в произведениях великих авторов.
Аргумент:
Так, например, на неё обращает внимание А. П. Чехов в своём рассказе "Человек в футляре". Главный герой - Беликов, живёт замкнуто, в своём мирке, при этом портя жизнь и себе, и другим. Он лишён целей и стремлений, но помимо этого он подчиняет правилам "футляра" окружающих его людей, превращая их жизнь в такую же серую и невзрачную. Автор показывает, что неспособность человека жить в гармонии с обществом приводит к деградации и замкнутости, а в случае Беликова и вовсе к смерти.
Но общество может оказывать и неблагоприятное влияние на человека. В повести А. И. Куприна "Олеся" главная героиня, живущая в лесу, сохранившая свою естественность и чистоту души стала объектом ненависти местных жителей. Они, подверженные предрассудкам и считающие девушку ведьмой, ненавидели её. И даже тогда, когда Олеся пришла в церковь на молитву, общество едва не погубило девушку. Попытка стать частью общества привела героиню к разочарованию и трагедии. Но нужно ли было Олесе превращаться в таких же обыденных людей, как жители Полесья?
Заключение:
В заключение мне хочется добавить, что хотя человек и не способен существовать без общества, порой оно бывает жестоко к человеку. Поэтому необходимо устанавливать правильный круг общения и не подвергаться влиянию тех, кто будет способствовать не прогрессу личности, а её деградации.
Темы итогового сочинения 2017 - 2018
"Человек и общество". Цель данного направления - показать неразрывную связь человека с обществом. Стоит задуматься, какое влияние оказывают на нас окружающие люди, как отражается на нашем мышлении и поведении общение с ними. Оценивая кого-либо, мы не можем не обращать внимание на его положение в обществе. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений общества и человека. Лишается ли чего-то человек отвергающий общество? Почему общество может отвергать людей?
Данное направление ориентировано на две точки зрения: рассмотреть роль отдельно взятого человека в социуме и значимость общества в жизни человека. Люди, по разным причинам, часто отвергают окружение, также и окружение нетерпимо к тем, кто не считается с установившимися в нём правилами . Причинами для подобного отторжения могут быть личные принципы, заблуждения, страх или даже помешанность.
Многие авторы поднимали проблему взаимоотношений между обществом и человеком, актуальную и по сей день. Данное направление нацеливает на рассуждение о том, что же побуждает человека отгородиться от общества, или, напротив, подчиниться общественным законам. Каждый человек - важная часть общества, любой может внести свой вклад. Так как же взаимосвязан человек и социум? Действительно ли так важно быть его частью?
Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Человек и общество" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.
- Как социум влияет на решения человека?
- Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
- К чему приводит неравенство в обществе?
- Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
- Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
- В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
- В одиночестве человек - либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
- Как общество влияет на человека?
- Меняются ли общественные нормы?
- Человек человеку — волк. (Плавт)
- Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
- Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
- К чему ведет равнодушие общества к человеку?
- Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
- Как общество влияет на мнение личности?
- Почему общество должно помогать обездоленным?
- Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
- Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
- Что такое равноправие в обществе?
- Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
- Может ли человек существовать вне общества?
- Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
- Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две - лучше»?
- Что такое толерантность?
- Работать для народа - вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
- Все дороги ведут к людям. (А. Де Сент-Экзюпери)
- Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
- Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
- Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
- Для чего нужны общественные организации?
- Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
- Несет ли общество ответственность за каждого человека?
- Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
- Какого человека можно назвать опасным для общества?
- Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
- Почему важно сохранять индивидуальность?
- Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Тютчев)
- Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский) - Может ли человек изменить общество?
- Кто такой мизантроп?
- Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
- В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? (Г. К. Лихтенберг)
- Ноль - это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
- Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
- Какова роль личности в истории?
- Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества?
- Почему человек стремится быть оригинальным?
- Человек ответственен перед обществом?
- Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»? Чего не хватает современному обществу?
- Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом (Д. М. Кэйдж)
Нужны ли обществу лидеры? - Если каждый - это целый мир, что ж один не может без другого? (Л. И. Болеславский)
- Что происходит с человеком, оторванным от общества?
Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей. (У. Джеймс) - Нужны ли общественные нормы поведения?
- Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
- Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. (Т. Драйзер)
- Самая прекрасная жизнь - это жизнь, прожитая для других людей (Х. Келлер)
- Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
- Можно ли назвать любого человека личностью?
Направление "Человек и общество " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.
Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.
Сочинение на тему: Человек и общество
Человек и общество - так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.
Человек, индивид, личность - в такой последовательности принято выстраивать "путь", который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания. Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь. Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.
Общество - сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.
Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.
Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому - в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.
Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.
Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:
Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа - Чипка сдружился с сомнительными личностями - Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.
Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.
Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери. Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства. Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.
Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.
Однако только от самого человека зависит - внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.
Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"
На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности - у нас в крови. Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом. Вспомним такие понятия, как "стая", " стадо", "прайд", "косяк", "рой", "табун" - все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.
Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного - ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.
Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.
Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.
И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.
Первый - путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей. Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.
Второй путь изменения человеком общества - радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.
Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века. Отнять у богатых и раздать бедным - цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее - благородно. Но такой ли ценой?
У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний. Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела - значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора. (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).
Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.
Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.
Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.
Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.
Человек и общество - неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.
Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:
- Человек для общества или общество для человека?
- Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
- Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
- Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
- Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
- «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
- Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
- Люди, обладающие характером — это совесть общества. Ралф Эмерсон
- Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
- Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?
Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:
Е. Замятин «Мы»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество»
:
"Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Человек и общество"
Направление | Примерный список литературных произведений | Носители проблемы |
---|---|---|
Человек и общество | А. С. Грибоедов "Горе от ума" | Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу |
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" | Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества. | |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени. | |
И. А. Гончаров "Обломов" | Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип. | |
А. Н. Островский. «Гроза» | Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого. | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре». | Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого | |
А. И. Куприн "Олеся" | Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством. | |
В. Быков «Облава» | Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий. | |
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий. | |
Р. Брдбери. «И грянул гром» | Ответственность каждого человека за судьбу всего общества. | |
М. Карим «Помилование» | Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени. |
«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?
К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.
Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.
Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
Человек создан для общества.
Он не способен и не имеет мужества
жить один. (У. Блэкстоун)
Хотим ли мы это признавать или нет, но каждый из нас рождается и воспитывается в коллективе, изменяется, развивается, приобретает те или иные навыки, взгляды, психологию благодаря влиянию других людей. А изоляция привела бы к полной деградации личности или отсутствию личности как таковой в человеке. Почему так происходит, не сложно понять: общество - социальное явление, исторически развивающееся. И человек, включенный в общество, так или иначе «вынужден» перенимать культуру, язык, мораль и взгляды этого объединения людей, становясь носителем их языка, морали и культуры. Как сказал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Можно ли жить в обществе людей и не зависеть от их мнения, морали, взглядов, правил, законов, то есть быть свободным? На эти и другие вопросы и отвечает литература, рассматривая человека и общество в единстве.
Ф.М. Достоевский в философском романе «Преступление и наказание» создает образ Родиона Раскольникова, «попытавшегося» противопоставить себя людям, тому социальному окружению, которое, по мнению героя, ломает человека, делает его жертвой, слабой и бессильной. Спасти человека от общественного безумия - именно эта задача приводит Раскольникова к совершенно безнравственной теории о «сильных мира сего», могущих совершать преступления, переступать через общественные законы, то есть жить в обществе и «быть свободным» от него. К таким свободным личностям герой романа отнес и себя. И просчитался: явно безнравственная теория о внутренней и внешней свободе, независимости от людей привела его к нравственным страданиям.
Вспомним Робинзона Крузо (Даниэль Дефо «Остров сокровищ»), оказавшегося на необитаемом острове в силу внешних обстоятельств. Вот, казалось бы, она, такая желаемая свобода! Не получилось «быть свободным от общества». Даже ежедневный труд по обустройству жилища, выращиванию продуктов, добыванию пропитания и одежды не спас героя от одиночества. Желание быть среди людей, желание общения с ними стали для него главной мечтой в новой жизни. Научиться быть свободным от всех он так и не смог.
Конечно, социальные общества многообразны. Их стремления, взгляды, законы тоже. И в литературе противостояние героя обществу - любимая тема
писателей-классиков. Чацкий, Печорин, Базаров, Рудин, даже Ларра с его безнравственностью и себялюбием. Судьба этих героев трагична. Хотя бы потому, что, живя в обществе, они отринули это общество, попытавшись обрести «свободу». Но в том - то и смысл, что каждый из нас, являясь частью общего, должен не отрицать это общее, а бороться за его «чистоту» и нравственность. Как сказал Д. Медведев, общество только тогда станет прогрессивным во всех смыслах, когда каждый из нас станет работать над собой, а не противостоять всем.
(414 слов).
- Индейка тушеная в мультиварке: пикантная, с овощами, в сметане, со сливками и грецкими орехами
- Типы речи: описание, повествование и рассуждение
- мученицы татианы. Московская церковь св. мученицы татианы Храм мученицы татьяны при мгу расписание
- Милотичи: возвращение русского села Моравов Александр Викторович
- Почему нельзя плакать перед зеркалом
- Рекомендации: чем смазывать пирожки, чтобы были румяные и аппетитные
- Актеры человек паук тетя мэй Тетя мэй в человеке пауке
- Постановка звуков у детей Занятия по постановке звуков к г х
- Критерии подготовки акта о списании автотранспортных средств
- Горбуша в духовке - вкусные и несложные рецепты запеченной рыбы Филе горбуши запеченная с овощами
- Что означает татуировка ящерица
- Расшифровываем натальную карту дома
- От чего помогает тутовник
- Фотоотчет «День рождения Самуила Яковлевича Маршака в группе
- Дыхание при высоком давлении Правильное дыхание при высоком давлении
- Брянский государственный университет им
- Задания для проверки орфографической и пунктуационной грамотности
- Макроэкономический календарь
- Интересные приметы про пауков
- К чему снятся свадебные туфли К чему снятся свадебные туфли на каблуке