Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания.


Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила - поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Введите e-mail адрес:

В школах детей часто просят написать рассказ, причем многие из них сами любят делать это в свободное время. Сочиняя и рассказывая истории, дети учатся организовывать и упорядочивать свои мысли, а также использовать письменную речь для общения с читателями. Написание собственных рассказов способствует развитию навыков чтения и пониманию ребенком художественных произведений, написанных другими людьми.

Но наряду с удовольствием, которое доставляет написание рассказов, их сочинение может служить для ребенка настоящим вызовом. Знакомя его с тем, как авторы создают рассказы, и смыслом его различных частей, предлагая ему визуальные или письменные подсказки, которые вдохновляют на сюжетные идеи, заставляя его составлять план рассказа, прежде чем приступать к записи, вы тем самым помогаете ребенку придумывать полноценный творческий рассказ.

1. Начните с совместного прочтения нескольких любимых рассказов. Поговорите с ребенком об авторе каждого из них. Если на обложке есть соответствующая информация, прочтите ее вместе. Помогите ребенку понять, что автор и есть тот человек, который непосредственно создал или адаптировал рассказ и принимал решения о развитии в нем сюжетных линий.

2. Во время чтения периодически останавливайтесь и просите ребенка самому додумывать, что будет происходить дальше, как будет развиваться сюжет, и просите его объяснять вам, почему он так считает. Таким образом вы поможете ребенку уловить суть написания рассказов и то, как читатели понимают их, что очень важно при написании собственного произведения.

3. Во время чтения и по его окончании обсудите с ребенком разные части рассказа, задавая следующие вопросы.

  • Что является завязкой рассказа? Его кульминацией? Его развязкой?
  • Какие персонажи присутствуют в рассказе?
  • Что тебе в них нравится?
  • Где происходит история, описанная в рассказе?
  • Каковы перипетии сюжета? Чем все заканчивается?
  • Что ты думаешь о развязке? Есть ли связь в тексте или образах между завязкой и развязкой рассказа?

4. Когда вы прочитаете несколько рассказов, поговорите с ребенком о том, может ли он придумать историю, подобную прочитанным. Например, если в его любимой книге есть рассказ о первом дне в школе, попросите ребенка написать рассказ о своем первом день. Или же, если его любимая история - это какая-то сказка, посоветуйте ребенку написать ее собственный вариант. Используйте вопросы, описанные выше как пособие, чтобы помочь ребенку распланировать рассказ. Например, вы можете спросить его, что произойдет в начале, середине и конце его рассказа, или о месте, где будут разворачиваться события.

5. Если рассказы, которые вы читаете, не вдохновляют ребенка, вы можете поискать готовые начала историй в форме сценариев или даже отдельных фраз, которые уже кто-то придумал до вас. Например, началом истории может послужить следующее предложение «Однажды я проснулся и обнаружил, что моя собака разговаривает со мной». Затем ребенку необходимо попытаться развить сюжет на его основании. Ищите начало ваших историй на различных сайтах.

Вы также можете:

  • Предложить три несвязанных между собой слова, например, «поезд, принцесса и баскетбол» и попросить ребенка написать рассказ, который будет опираться на них.
  • Помочь ребенку записать любимые семейные истории или описать некоторые семейные события, например, анекдот, который передается из поколения в поколение или незабываемые каникулы, проведенные у бабушки с дедушкой.

6. После того как ребенок выбрал тему, помогите ему создать сценарный план, раскадровку. Это способ, который помогает писателю упорядочить события истории с помощью картинок (похожих на комикс).

7. Вы можете сделать раскадровку, попросив ребенка нарисовать серию картинок, описывающих основные события рассказа на бумаге для заметок на клейкой основе, а затем расположить их по порядку. Поговорите с ребенком о том, какой смысл содержит придуманный им порядок картинок, и поскольку вы будете использовать бумагу для заметок на клейкой основе, при необходимости ребенок сможет с легкостью их перемещать.

Фоторассказ - это способ использования фотографий для создания рассказов. Пусть ребенок вырежет фотографии из журналов или сам сделает фотографии с помощью цифровой камеры. Затем он может расположить их по порядку и написать к ним заголовки, примерно так же, как и в раскадровке.

8. После того как ребенок определится с порядком событий в своем рассказе, попросите его написать по несколько предложений или даже по абзацу для каждого изображения, которое иллюстрирует определенную часть рассказа.

9. Попросите ребенка прочитать вам рассказ. При этом не следует задавать ему те же вопросы, которые вы задавали в пункте 3. Поощряйте ребенка добавлять любую недостающую информации или деталь, чтобы рассказ стал смешнее и интереснее. Если вы использовали раскадровку, попросите его добавить недостающие связующие звенья между различными частями рассказа, например, рассказывая о том, как персонажи перемещаются из одного места в другое или сколько времени проходит между событиями.

Натали Бауман
Памятка для родителей «Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?»

Придумывание рассказа -трудная задача для любого ребенка , поэтому на первых порах ему потребуется помощь взрослых. Когда ребенок учится придумывать рассказы по картинкам , он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого необходимо начать учить ребенка сочинять рассказ -договаривание фраз . Взрослый задает начала фраз, а ребенок их заканчивает . Например : «Жил - был (говорит мама) …. (ребенок заканчивает ) . В один прекрасный день он (слова мамы, ребенок завершает фразу ) … И решил Вася…. Вдруг…. Вася подумал…» и так далее. Эти начала фраз помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно. Нужно быть готовым к тому, что не сразу все получится! Необходимо будет несколько раз повторить ребенку и объяснить , то что вы от него хотите. Когда он все поймет, вы заметите логику в его коротких ответах.

Скоро вы заметите, что ребенок стал сам без проблем связывать предложения в тексте, вы можете только поправлять его.

Второй этап - рассказывание по вопросам . Необходимо рассматривать с ребенком картинки в их последовательности, обсуждать, что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумать название рассказу .

После этого ребенок рассказывает , а вы помогаете ему уточняющими вопросами : «С кем это всё случилось? Расскажи , с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал Вася? А что ему ответила мама? Почему папа рассердился ? Что сделал папа? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок не знает , как продолжать - продолжите сами, подсказав свою идею, а он разовьет ее дальше сам. Главное - не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов - поясняющих фраз : «Расскажи , с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» Эти три фразы очень важны, т. к. любой рассказ всегда состоит из трех частей :

Зачин (место и время действия, герои) ;

Развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация - если говорить научным языком ) ;

Конец рассказа (финал, развязка) .

Желаю вам успехов!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно говорить?» МБДОУ детский сад № 26 станица Варениковская, 2015 г. Памятка «Развитие речи ребёнка» Знакомьте детей.

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть с игрушкой?». Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она вы ступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» (первая младшая группа) 2–3 года С какого возраста ребенок может различать и называть цвет Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту ребенок должен уметь.

Консультация для родителей младшей группы «Как научить ребенка рисовать?» Уважаемые коллеги! Перед тем, как представить вашему вниманию данную консультацию, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Два года.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.

Консультация для родителей старших дошкольников «Как научить ребенка читать» Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование букв.

Круглый стол для родителей «Как научить ребенка учиться» 1. Упражнение «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать» Дети растут очень быстро. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим,.

Милосердов Максим

Сегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.

Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.

Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.

Технику создания сюжета достаточно примитивна. Она восходит к приемам семантического анализа - когда берутся несколько предметов, описываются их признаки, затем признаки перемешиваются и возникает предмет с новыми характеристиками.

Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.

Техника создания сюжета для сказки

Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.

ШАГ 1:

Назовите героя

Радуга! - Сказала Юля.

Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?

Солнце!

ШАГ 2:

Опишите героев

Я: - Какая радуга?

Юля: - Разноцветная, быстро исчезает, появляется после дождя.

Я: - Хорошо. А Солнце?

Юля: - Теплое, греет.

Я: - А еще каким оно бывает? Помнишь, мы ездили путешествовать, и закат всегда был разным.

Юля: - Да! Точно! На закате оно разноцветное - оно то красное было, то розовое, даже зелено-синее.

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

Я: - Так что общего у Солнца и Радуги?

Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.

Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.

ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.

У Радуги появились разноцветные банты!

ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.

Я: - У Радуги не было бантов?

Юля: - Получается, что так.

ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.

Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.

Сюжет готов!

Теперь переходим к технике структурирования сюжета.

Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.

Посмотрите любой фильм, и вы увидите, что сначала автор описывает героев, показывает их в повседневной жизни, давая им характеристику. Это начало истории, введение зрителя в сюжет. Затем происходит событие 1, заставляющее героя захотеть что-то сделать, разрывающее привычное течение жизни героя. Герой начинает действовать и приходит к событию 2, в котором цель достигается, а сам герой меняется. После этого следует конец фильма - последствия события 2. Итак, герой достиг цели, но ведь он изменился, как же он будет жить теперь?

Эти же пункты содержатся в любом литературном произведении - в рассказе, сценарии, повести, анекдоте... Знание того, что эти ключевые пункты существуют и понимание того, зачем они нужны, необходимо для того, чтобы уметь связно составить рассказ, написать сочинение, проанализировать литературное произведение. Поэтому нужно как можно раньше учить ребенка находить ключевые пункты в текстах.

Техника структурирования сюжета

Если вы пишите с ребенком сказку, предложите ребенку придумать конец этой сказки. Поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.

У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.

ШАГ 1:

Опишите конец истории.

Юля: - С тех пор радуга появляется после дождя, а потом исчезает.

ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.

Юля: - Радуга решила утащить у Солнца лоскутки, чтобы сделать из них бантики.

Я: - Хорошо, а почему она решила это сделать?

Юля: - Потому что была шалуньей.

Я: - Отлично. Она сама это решила сделать?

Юля: - Нет! Ей помогал Дождик!

Я: - Правильно, ведь радуга появляется после дождя.

ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).

Я: - И что у нас получается?

Юля: - Жило-было Солнце, жили-были Дождик и Радуга, они были шалуны.

Я: - А Солнце чем занималось? И что у него было?

Юля: - Солнце светило, грело землю, у него было разноцветное одеяло, в которое оно заворачивалось вечером, и поэтому закаты были разноцветными.

ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.

В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.

В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.

ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.

Я: - Радуга и Дождик утащили лоскутки, а что произошло дальше? Почему у Радуги они остались, а у Дождика нет?

Юля: - Дождик их рассыпал, а Радуга сделала банты.

Я: - А что сделало Солнце?

Юля: - Оно стало собирать свои лоскутки, которые превратились в лужи, а Радуга убежала.

Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.

ШАГ 6

Напишите план истории.

План мы написали подробный.

1. Описание героев

Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)

Радуга (какая была)

Дождик (какой был)

2. Событие 1

Что сделали Радуга и Дождик

Какие лоскутки набрал Дождик

Какие лоскутки набрала Радуга

Что произошло с лоскутками

3. Событие 2

Что обнаружило Солнце

Что сделала Радуга

4. Конец

Что получилось после этого

ШАГ 7:

Напишите историю по плану.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.

Юля: - Дождик и Радуга были лучшими друзьями...

Я: - Можем мы это где-то раньше написать, чтобы короче получилось?

Юля: - А! Здесь!

Я: - Точно! Что еще мы хотим сказать про них?

Юля: - Что они были шалунами.

Я: - Давай посмотрим, где это можно сказать короче.

В результате Юля написала вот такую сказку.

Солнце, Радуга и Дождик

Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.

Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.

Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.

С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название.

Вот, собственно, и все.

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу. Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Таким образом, в процессе занятий вы сможете обратить внимание на лексикон ребенка, на умение создавать логическую цепочку, на грамотность и красоту его речи.

Как утверждают педагоги и детские психологи, родители, разглядывая со своим малышом иллюстрации в детских книжках, должны учить ребенка составлять по рисункам небольшие рассказы. Это очень полезно для развития малыша - это занятие развивает устную речь младенца, заставляет его вникать в смысл изображения и обогащает его словарный запас. Но далеко не все родители имеют педагогическое образование, поэтому многие из них не знают, как же учить ребенка составлять рассказы по картинкам правиль но. Научиться этому не сложно - для этого всего лишь достаточно воспользоваться следующими советами.

Прежде всего, родителям следует знать, что учить малыша составлять рассказы по картинкам нужно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Но это не значит, что необходимо ждать того возраста, когда малыш начнет составлять длинные распространенные предложения. Достаточно того, что, например, ваш наследник может связать, к примеру, два рисунка, на одном из которых изображен мальчик, который упал, а на втором - тот же персонаж, который плачет. Даже если ваш отпрыск скажет примерно следующее - мальчик упал и мальчик плачет, этого для начала будет достаточно.

Составлять рассказ по картинке можно уже, начиная с 3-х лет. Первые занятия должны быть с 2-3 сюжетными картинками. В 4 года можно предлагать 4-5 картинок, а потом и 6. В 5-7 лет просим ребенка составлять рассказ уже по 6-8 картинкам. Идеально, если картинки отражают реальный опыт детей, а со временем можно брать и сказочные сюжеты. До сюжетных картинок малышей можно просто просить описать картинку: кто на ней, что делает, какого цвета тот или иной элемент и т.д.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Покажите ребенку картинку с изображением сло-на. Пусть он внимательно посмотрит на нее и попро-бует описать, то есть рассказать, что он видит. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он само-стоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле.
Варианты описаний: «Не знаю» - 0 баллов.

«Слон. Не знаю больше» - 1 балл.
«Слон. Он маленький. Он сидит» - 2 балла.
«Это слоненок, он сидит. У него хобот. Уши. Че-тыре ноги. Хвост» - 3 балла.
«На картинке нарисован слоненок. Он сидит. Свой хобот подогнул внутрь, наверно, он кушает» - 4 балла.
«На картинке нарисован слоненок. Он сидит. У сло-ненка большие уши и длинный хобот. Свой хобот он подогнул вовнутрь. Бровки малыша приподняты. Он чем-то удивлен. Это добрый и веселый слоненок» - 5 баллов.
Результат
0-1 балл - низкий уровень. У ребенка плохо раз-вита речь. Вам необходимо ему много читать, застав-лять его пересказывать.
2-3 балла - средний уровень. Речь ребенка раз-вита удовлетворительно.
4 балла - хороший уровень. Речь развита хорошо. Однако следует расширять активный словарный запас.
5 баллов - высокий уровень. Речь развита отлич-но. Необходимо давать ребенку как можно больше творческих заданий.

Родителям, которые будут заниматься с малышом, необходимо понимать, что, как результат, их ребенок должен научиться рассматривать иллюстрацию и, при помощи взрослого, рассказывать, что же он увидел. Взрослый должен помогать малышу называть предметы правильно и учить ребенка правильно склонять слова и составлять предложения из 3-4 слов.

Занимаясь с ребенком, не говорите слишком много. Рассматривая с ребенком изображение девочки, которая вышла на прогулку, вы должны говорить примерно следующее: "Девочка вышла на прогулку. Она гуляет по парку. У нее в руках воздушный шарик". Такой текст ребенку будет понятен, и он легко сможет его повторить. Но если ваша речь будет перенасыщена подробностями - например, вы скажете, что у девочки в правой руке есть большой нежно-голубой шарик, то ваш малыш просто устанет от такого рассказа.

Для того чтобы занятия проходили успешно, и малышу было интересно, рассматривайте те картинки, которые ребенком наиболее любимы.

Показывая малышу новое для него изображение, особенно, если оно сюжетное, не спешите и не подгоняйте малыша - дайте ему время спокойно рассмотреть весь рисунок. Если ребенку трудно сразу составить небольшой рассказ самостоятельно, то помогите ему и задайте несколько вопросов - например, спросите его, кто или что изображено на предложенном ему для просмотра рисунке.

Если ребенок составляет рассказ неверно - неправильно понимает сюжет изображения, неверно называет предметы, то тогда вам тоже следует ему помочь и попытаться составить рассказ вместе.

Следите, чтобы ребенок правильно выполнял данное ему задание и не рассказывал вам содержание той сказки, иллюстрацию из которой вы ему показываете, а составлял рассказ именно по тому, что изображено на конкретной картинке.

Не позволяйте малышу фантазировать и рассказывать о том, чего на рисунке нет. Конечно, прекрасно, когда у ребенка есть хорошо развитая фантазия, но вам необходимо научить его преображать то, что он видит, в слова и логически связанные между собой несложные фразы

Когда картинки описаны отдельно, можно проговорить полностью весь рассказ самому, а ребенок должен следить за ним. Будьте готовы, что ребенок может не согласиться с какой-то вашей формулировкой. Со временем полный рассказ будет повествовать сам малыш. Не забудьте его похвалить за содержательную историю. Не заставляйте ребенка, если сейчас он не готов составлять рассказ по картинке. Важно заинтересовать этим занятием, не принуждать.

КАК СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ

1) Описание рисунка, где изображен один персонаж. Вопросы к ребенку:
■ Кто изображен на рисунке?
■ Что он делает?
■ В какой позе он нарисован?
■ Какое у него лицо (морда)?
■ Его возраст.
Во что он одет, какого цвета его одежда?
■ Какое время года изображено на рисунке?
■ Твое отношение к этому персонажу (нравится, хо-тел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...