Пьер признается в любви наташе. Пьер Безухов, Наташа Ростова, Князь Андрей Болконский — положительные герои романа «Война и мир


Лев Николаевич Толстой в своем знаменитом романе "Война и мир" в качестве основной мысли выделял "мысль народную". Эта тема наиболее многогранно и ярко отразилась в отрывках из произведения, в которых описывается война. Что же касается "мира", в его изображении преобладает "мысль семейная". Она также играет очень важную роль в интересующем нас произведении. Тема любви в романе "Война и мир" во многом помогает автору раскрыть эту мысль.

Любовь в жизни персонажей романа

Практически все персонажи произведения подвергаются испытанию любовью. К нравственной красоте, взаимопониманию и истинному чувству приходят не все из них. Кроме того, это происходит не сразу. Героям приходится пройти через ошибки и страдание, искупающее их, очищающее и развивающее душу.

Жизнь Андрея Болконского с Лизой

Тема любви в романе "Война и мир" раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. Его путь к счастью был тернистым. В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным внешней красотой, он решает жениться на Лизе. Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо. В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того, как сделал все, что мог. Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть связанным семейными узами.

Болконскому со своей женой не приносила спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился. Супругу свою Андрей не любил. Он ее, скорее, презирал, относясь к ней как к ребенку из глупого пустого света. Болконского угнетало ощущение того, что его жизнь бесполезна, что он стал идиотом и придворным лакеем.

Душевный перелом Андрея

У этого героя впереди было гибель Лизы, душевный перелом, тоска, усталость, разочарованность, презрение к жизни. В то время Болконский напоминал дуб, который стоял презрительным, сердитым и старым уродом между улыбающимися березами. Это дерево не желало подчиняться обаянию весны. Однако вдруг в душе Андрея поднялась путаница молодых надежд и мыслей, неожиданная для него самого. Как вы, вероятно, догадались, тема любви в романе "Война и мир" получает дальнейшее развитие. Герой уезжает из имения преображенным. Опять перед ним на дороге дуб, но теперь он не уродливый и старый, а покрытый зеленью.

Чувство Болконского к Наташе

Тема любви в романе "Война и мир" очень важна для автора. По мысли Толстого, это чувство - чудо, которое возрождает нас к новой жизни. к Наташе, девушке, столь непохожей на вздорных и пустых женщин света, появилось у Болконского не сразу. Оно обновило его душу, перевернуло ее с невероятной силой. Андрей стал теперь совершенно другим человеком. Он будто вышел на свет из душной комнаты. Правда, даже чувство к Наташе не помогло Болконскому смирить свою гордыню. Ему так и не удалось простить Наташе ее "измены". Только после того как он получил смертельную рану, он переосмыслил свою жизнь. Болконский после душевного перелома понял страдания, раскаяние и стыд Наташи. Он осознал, что был жесток, разорвав отношения с ней. Герой признался, что любит ее еще больше, чем прежде. Однако уже ничто не могло удержать Болконского в этом мире, даже пламенное чувство Наташи.

Любовь Пьера к Элен

Тема любви в романе Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере Пьера. Судьба Пьера Безухова чем-то похожа на судьбу Андрея, его лучшего друга. Подобно ему, увлекшемуся в юности Лизой, Пьер, только что возвратившийся из Парижа, влюбился в Элен, которая была кукольно красива. При раскрытии темы любви и дружбы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" следует отметить, что чувство к Элен было у Пьера по-детски восторженным. Пример Андрея не научил его ничему. Безухову пришлось на собственном опыте убедиться в том, что внешняя красота далеко не всегда является внутренней, душевной.

Несчастливый брак

Этот герой ощущал, что между ним и Элен не существует преград, что эта девушка была ему страшно близка. Над Пьером имело власть ее мраморное прекрасное тело. И хотя герой понимал, что это нехорошо, он все-таки поддался чувству, которое эта развратная женщина внушила ему. В итоге Безухов стал ее мужем. Однако брак не был счастливым. Чувство мрачного уныния, разочарования, презрения к жизни, к себе и к жене охватило Пьера спустя некоторое время после жизни с Элен. Ее загадочность обернулась глупостью, душевной пустотой и развратом. Об этом стоит упомянуть, если вы пишете сочинение. Тема любви в романе Толстого "Война и мир" освещается с новой стороны во взаимоотношениях между Пьером и Наташей. О том, как эти герои, наконец, обрели свое счастье, мы сейчас и поговорим.

Новая любовь Пьера

Безухов, встретив Наташу, подобно Андрею, был поражен ее естественностью и чистотой. В его душе чувство к этой девушке начало робко расти уже тогда, когда Наташа и Болконский полюбили друг друга. Пьер был рад за них, однако эта радость смешивалась с грустью. Доброе сердце Безухова, в отличие от Андрея, поняло Наташу и простило ее за случай с Анатолем Курагиным. Несмотря на то что Пьер старался презирать ее, он смог увидеть, насколько она измучена. И тогда душу Безухова впервые переполнило чувство жалости. Он понял Наташу, возможно, потому, что ее увлечение Анатолем напоминало его собственное увлечение Элен. Девушка поверила в то, что Курагин обладал внутренней красотой. В общении с Анатолем она, подобно Пьеру с Элен, ощущала, что между ними нет преграды.

Обновление души Пьера Безухова

Путь жизненных исканий Безухова продолжается после размолвки со своей супругой. Он увлекается масонством, затем участвует в войне. Безухова посещает полудетская идея о том, чтобы убить Наполеона. Он видит, как горит Москва. Далее ему уготованы тяжелые минуты ожидания своей смерти, а затем плен.

Душа Пьера, очистившаяся, обновленная, прошедшая через страдания, сохраняет любовь к Наташе. Вновь повстречав ее, он обнаруживает, что эта девушка также сильно изменилась. Безухов не узнал в ней прежнюю Наташу. В сердцах героев проснулась любовь, к ним вдруг вернулось "давно забытое счастье". Ими овладело, по выражению Толстого, "радостное сумасшествие".

Обретение счастья

Жизнь проснулась в них вместе с любовью. Сила чувства вернула Наташу к жизни после длительной душевной апатии, которая была вызвана гибелью князя Андрея. Девушка думала, что с его смертью ее жизнь кончена. Однако любовь к матери, возникшая в ней с новой силой, показала Наташе, что любовь все еще жива в ней. Сила этого чувства, составляющего сущность Наташи, была способна вызывать к жизни людей, которых любила эта девушка.

Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова

Тема любви в романе Льва Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.

Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала - Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.

Знакомство героев и развитие их отношений

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Хотя Пьер старше Наташи на 7 лет, их сближает непосредственность и доброта.

Узнав о том, что Наташа изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать «о её низости, глупости и жестокости». Именно Пьер, узнав, что Элен способствовала позору Наташи, пытается восстановить её репутацию. Противник всякого насилия, Пьер вызвал на дуэль Долохова, чуть не задушил Анатоля. Поступок Безухова вполне объясним. Он тайно любит Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой, и что эта любовь останется с ним навеки.

Любовь Наташи и Пьера



В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».

Почему Княжна Марья полюбила Николая?

Когда княжна Марья встретила Николая Ростова в Воронеже, эта встреча возбудила в ней «не радостное, но болезненное чувство: внутреннего согласия ее не существовало более, и опять поднялись желания, сомнения, упреки и надежды». Это связано с тем, что движущая сила развития княжны Марьи - борьба между желанием по-христиански служить Богу и людям и мечтаниями о личном счастье. Внутренне же княжна Марья стремится к гармонии, к уравновешиванию этих двух начал, которые на протяжении всей ее жизни раздирали ее душу. Однако весь облик княжны Марьи преображается, когда она видит Николая. Настолько, что с этого момента и до конца романа Толстой уже ни разу не скажет, что княжна Марья некрасива. Чувство преображает человека, делает его прекрасным. Если же у человека только красивая внешность и нет чувства, то даже в красивом лице появляются неприятные или фальшивые черточки (неприятное лицо Элен, целующей Пьера; зверское выражение лица у Анатоля, обнимающего Бурьен; удивительно похожий на сестру идиот Ипполит). Неодухотворенная красота - уродство, одухотворенная некрасивость - прекрасна. Толстой показывает лицо княжны Марьи ставшее прекрасным под влиянием любви: «Как вдруг, когда зажигается свет внутри расписанного и резного фонаря, неожиданною поражающею красотой выступает на стенках та сложная, искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною, бессмысленной: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи».

Княжна Марья нравилась Николаю больше чем Соня, потому что он видел «бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров», которых не имел сам. Николай не замечал внешней некрасивости княжны Марьи, он видел духовную красоту, преобразившую ее внешность. Княжна Марья принимала ограниченность Ростова, его такт и душевное чутье делали для нее незаметной узость его мышления. Ростову не хватало душевных богатств, он приобретает их в княжне Марье. Княжна Марья, всю жизнь мучавшаяся из-за тирании отца, нуждалась в нежности и заботе, и Николай дает ей и эту нежность, и эту заботу. Они идут к личному счастью. Мировые проблемы их не волнуют. Что касается толстовских женщин, то они всегда равнодушны к общественным и философским вопросам. Толстой всегда считал, что женщина должна нести в мир любовь, этим ограничивается ее жизненная задача. Николай Ростов изредка пытается заниматься мужским делом - думать о политике. Но при этом всякий раз обнаруживается его несостоятельность. Лишь в сфере личных отношений раскрываются его лучшие свойства.




Б ы в а е т , ч т о л ю б о в ь п р о й д е т с а м а ,
Н и с е р д ц а н е з а т р о н у в , н и у м а .
Т о н е л ю б о в ь , а ю н о с т и з а б а в а ,
Н е т , у л ю б в и б е с с л е д н о с г и н у т ь п р а в а :
О н а п р и х о д и т , ч т о б ы ж и т ь н а в е к ,
П о к а н е с г и н е т в з е м л ю ч е л о в е к .
Н и з а м и

Это единственный у нас пример настоящей любви не реальных людей, а книжных героев потому, что есть такие грани переживаний, для описания которых простому человеку "слов не хватает". Есть такие моменты переживаний, которые остаются незамеченными, а выдающийся писатель все это понятно, всесторонне описывает и события, и переживания их сопровождающие. Л.Н.Толстой с документальной точностью выступает в роли душевого осцилогрофа, который посекундно фиксирует, раскрывает волнения, движения, страсти и выдает уже в вербальной форме. В любви и влюбленности все люди переживают одно и то же, а вот детально и понятно, так, чтобы не только для души, а и для понимания своей жизни это могут только выдающиеся писатели.
Наташа Ростова и Пьер Безухов это любимые герои Л.Н.Толстого и он их описывает особо тщательно, без прикрас, а иногда даже с использованием резких формулировок, но зато с документальной точностью, по принципу "достоверность дороже симпатий". Счастливые, любящие семьи как Наташа и Пьер были, есть и будут. А благодаря "учебнику любви" Л.Н.Толстого их может быть больше.
Наташа Ростова прошла обычный путь по лестнице любви: сначала у нее была подростковая влюбленность в Бориса, потом пылкая "первая любовь" к Андрею Болконскому, увлеченность Анатолем Курагиным, завершающий трагический аккорд с Андреем Болконским. И только после того как она успешно проходит "курсы молодого бойца" ей становится "по силам" настоящая любовь - роль Матери - Жены.
Наташа - "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка", ":грациозный поэтический бесенок:", "капризна", "всех тормошит, и всеми любима", а еще подвижная и непосредственная, она безоглядно была во власти своих чувств. При ее темпераменте неизбежна детская влюбленность в Бориса Друбецкого. Эта чувственная вспышка вызвала в ней мгновенное затмение разума, полный паралич всех других чувств. Она ввергла Наташу в глубокие переживания, и в этих страданиях душа развивается. Это первый значимый шаг из детства в юность, а взрослость пока далеко, где-то за горизонтом.
Наташа совершенно не задумывается над тем, для чего она живет, не придается мыслям ни о высоких идеалах, ни о "добром небе", ни о добродетели, ни даже о завтрашнем дне. Наташа всегда поступает так, как подсказывает ей сердце, мало задумывается о последствиях своих поступков, а потому нет ни фальши, ни поддельности. Любуясь своей героиней, Л.Н.Толстой выделяет в ней "простоту, добро и правду" Душа ее развивается, и уже может вместить в себя и даже требует более глубокого чувства к князю Андрею, в которого, она влюбляется и взаимно. Бурное чувство, объяснения в любви с князем Андреем и помолвка с годовым испытанием. Но темперамент Наташи не терпит душевного штиля такой продолжительности и вот ее уже бес попутал. Познакомившись и сблизившись в отсутствие князя Андрея с Анатолем Курагиным, Наташа, находясь во власти чувств, решается на отчаянный шаг - побег из родительского дома.
После неудавшегося побега Наташа тяжело переживает свой "низкий, глупый и жестокий" поступок, что-то уже похожее на взрослость. Разрыв с Болконским, его ранение и последовавшая смерть привели Наташу к глубокому внутреннему кризису. Она предалась отчаянию и скорби, замкнулась в себе. Все это, вечные метания созревающих душ.
Горе, расставания с близкими это неизбежная часть жизни, каким бы большим, ни было горе оно переживаемо. Наташа начинает постепенно обретать вкус к жизни, а встреча с Пьером, вернувшимся из плена, его заботливое внимание и глубокое искреннее чувство к ней окончательно исцеляют ее.
Пьер: массивный, толстый молодой человек с умным робким, наблюдательным и естественным взглядом. Фигура Пьера Безухова, может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. И улыбка у Пьера не такая, как у других: Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое - детское, доброе.
Пьер также проходит все ступени взросления. Он участвует в кутежах, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное начало одерживает верх над разумом: он по "большой любви" женится на светской красавице Элен. Но Пьер быстро осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его - легкомысленная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Участвует в дуэлях, опять страдает.
Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Он умен, любит предаваться мечтательному философствованию, исключительно добр и рассеян, одновременно его отличают слабость воли, отсутствие инициативы. Главная черта героя - искание успокоения души, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.


Русские народные сказки с любовным сюжетом заканчиваются свадьбой с послесловием: " ...жили они долго, счастливо и умерли в один день". А Л.Н.Толстой в "Войне и мире" пошел дальше этих сказок и раскрыл секрет этих долготы и счастья.
Один человек еще не человек, только в паре он обретает гармоничную целостность.
Фейербах
После замужества в Наташе совершилось поразительное превращение, ее жизнь меняет курс на 180 градусов. Наташа реализует свою главную жизненную роль, для которой была предназначена. Эта ее роль была предопределена семейным воспитанием. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, семьи, которую Л.Н.Толстой в романе считает гармоничной, полноценной, где царит полное взаимопонимание и существуют теплые отношения между родителями и детьми. Именно семья привила Наташе и любовь к искусству, и тягу к культуре, и ту народную органичность, которую, Л.Н.Толстой считает неотъемлемой частью духовного мира истинно русского человека. Именно семья сформировала Наташу как личность. На момент окончания романа у них с Пьером было четверо детей.
Для описания своей любимицы Л.Н.Толстой не жалеет резких выражений. Наташа "то, что называют, опустилась": перестала заботиться о своих манерах, словах, одежде - обо всей внешней стороне жизни. Она забросила пение, отказалась от всех своих прежних увлечений, занятий. Она отдала всю себя семье, мужу, детям - почти растворилась в них, стала их частью. Наташа вся пропиталась естественностью, стала жить почти природной жизнью.
Она опустилась, но опустилась в такую глубину, рассказывая о которой Л.Н.Толстой не перестает удивляться. Наташа стала "красивой и плодовитой самкой", в которой "видно было только лицо и тело, а "я" не было видно"? Ее "я" до конца растворилось в "мы". Наташа стала не просто естественным человеком, а ключевым "органом семьи", воплощением вечной "жено-матери" - берегиней. В этом своем растворении в "мы" она так слилась с мужем, что стала понимать его помимо слов, почти телепатически. Они разговаривали, "с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга... без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом".
Это был способ, противный всем законам логики - "противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах... Наташа до такой степени привыкла говорить с мужем этим способом, что верным признаком того, что что-нибудь было неладно между ей и мужем, для нее служил логический ход мыслей Пьера. Когда он начинал доказывать, говорить рассудительно и спокойно и когда она, увлекаясь его примером, начинала делать то же, она знала, что это непременно поведет к ссоре".
Здесь можно вспомнить легенду о платоновских андрогинах, понять и представить, что значит найти свою половинку, что легенда родилась, столь долго живет не из простой фантазии.
Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье ("одно сердце и одна душа") и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества, которое, овладев человеком, гасит и поглощает все индивидуальное в нем... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни.
К.Г.Юнг
Перед нами поразительное до сих пор еще не до конца раскрытое явление. Передавая друг другу несколько мыслей сразу, в одну и ту же секунду, они не затрудняют этим свое понимание, а, наоборот, делают его более полным и быстрым. А когда они говорят по правилам логики, не о многих предметах сразу, а об одном, это не облегчает им понимание, а, наоборот, срывает его.
И парадоксальное понимание друг друга стоит у Наташи и Пьера на родственных основах. Их "глубокое погружение" друг в друга, их многоярусный обмен разными мыслями и чувствами сразу - плод слияния родственных душ.
Любовь Пьера к Наташе открыла в нем новые качества - появилась загадочная проницательность. "Он без малейшего усилия, сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви". "Может быть, - думал он, - я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда-либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что... я был счастлив".
Любовь это не столько чувство, приводящее к браку, сколько раскрытие действенной светлой энергии и других способностей в совместной жизни. Любовь перестает быть отдельно взятым чувством, а становится всеобщим состоянием души, тела, ума, поведения. Как живительная дождевая влага пропитывает иссушенную истрескавшуюся землю, так и любовь пропитала жизни Наташи и Пьера, весь уклад их бытия.
Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.
Э. Фромм.
Эта любовь - естественное состояние не похожа ни на ранние Наташины чувства, ни на бурные чувства Пьера к Элен.
Если обыкновенные писатели описывают разные стороны, хитросплетения любви предшествующие свадьбе, то выдающиеся писатели описывают настоящую любовь, когда уже рождаются дети. А переживания, страсти предшествующие созданию семьи это только предтеча главного чувства в жизни так ярко и всесторонне описанные Л.Н. Толстым в романе "Война и мир".

Е Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

Пьер Безухов, Наташа Ростова, Князь Андрей Болконский - положительные герои
Романа «Война и мир»

Отличительными чертами положительных героез Толстого являются настойчивые поиски правды, честность, преодоление эгоизма и индивидуализма, сближение с народом. Отечественная война дала возможность героям романа проявить свои лучшие качества и принять участие во всенародном подвиге. Личные интересы были подчинены задачам, стоящим перед страной.

Пьер Безухов

Пьер Безухов - центральный образ романа. Некоторые черты декабриста в нем проступают еще на вечере Анны Павловны Шерер в 1805 году, когда Пьер называет французскую революцию «великим делом» (т. 1, ч. 1, гл. 4). В 1809 году у Пьера была попытка преобразования масонства. Пьер наметил программу деятельности ордена: воспитание юношества, преодоление суеверий, захват власти (т. 2, ч. 3, гл. 7).

Основное внимание в романе отводится Отечественной войне. Поэтому и эволюция героев романа связана с изменением во времени исторической обстановки. В начале романа Безухов является бонапартистом. Затем он вступает в борьбу с французским вторжением и остается в занятой неприятелем Москве с целью убить Наполеона. Чтобы принять такое решение
И приступить к его выполнению, надо быть нравственно сильным и волевым человеком.

Толстой противопоставляет Пьера окружающей дворянской среде. Поэтому он представлен незаконным сыном Безухова. Его манеры не соответствуют этикету гостиной. У него умный, наблюдательный взгляд. На вечере у Анны Павловны умные рассуждения Пьера о Наполеоне особенно впечатляют на фоне болтовни Ипполита (т. 1, ч. 1, гл. 4).

Пьер Безухов никогда не думает о личных интересах. При встрече Пьера и Бориса в доме умирающего старика Безухова, когда Борис интересуется наследством, Пьер стыдится за Бориса. В повседневной жизни Пьер может прояврсть и безволие. Например, он дал слово Андрею Болконскому порвать с кругом Курагина, а сам поехал на развлечения к Анатолю прямо от Болконского.

Мировоззрение Пьера Безухова менялось с течением времени. Масонство не оправдало его надежд на совершенствование жизни. Попытка освободить крестьян от крепостной зависимости в своих имениях встретила противодействие управляющего (т. 2, ч. 2, гл. 10).

События войны 1812 года полностью захватили Пьера Безухова На его средства формируется полк. Пьер осознал свою связь с народом и народный характер войны. «Ему стало понятно то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят» (т. 3, ч. 2, гл. 20).

Именно на поле Бородинского сражения Пьер в большом масштабе соприкоснулся с подвигом народа.. Это еще больше раскрыло к действию его положительную натуру порядочного человека. Пьер разыскал в Москве около горящего дома оставленного ребенка, вступился за. честь простой женщины, выброшенной на улицу (т. 3, ч. 3, гл. 33). Период плена еще больше сблизил Пьера с народом.

Наташа Ростова

Образ Наташи Ростовой производит очень сильное впечатление. Могучий талант Л. Н. Толстого раскрыл читателю формирующуюся душу юной девушки. Простота, правдивость, ум сочетаются в ней с большой внутренней энергией. Моральная сила помогает ей преодолеть заблуждения. Образ Наташи Ростовой раскрывается окончательно в 1812 году.

С помощью Наташи автор объясняет читателю, как женщина из передовой дворянской семьи откликается на всенародный подъем эпохи Отечественной войны. Личная трагедия в жизни Наташи состояла в разрыве с Андреем Болконским, бегстве с Анатолем Курагиным, покушении на самоубийство. Именно в это время общая мысль «о спасении России от вражеского нашествия» вернула ей волю. Это ярко проявляется в эпизоде вывоза раненых из Москвы, когда Наташа Ростова настояла на том, чтобы освободить телеги от богатого имущества семьи и вывезти на них солдат (т. 3, ч. 3, гл. 16).

Мобилизацию ее душевных сил мы видим в самоотдаче при уходе за Андреем Болконским после тяжелого ранения (т. 4, ч. 1, гл. 14). Наташа Ростова не говорила громких фраз, не думала о своем патриотизме, а делала дело, которого требовали обстоятельства. Облик Наташи в черной одежде символизирует горе тысяч русских женщин, перенесших французское нашествие.

Мы встречаемся с Наташей Ростовой в эпилоге романа. Прошло семь лет после главных событий. Ее сфера деятельности - семья. Наташа Ростова - жена и мать. Мы наблюдаем духовную близость супругов, Толстой обращает внимание на уважение, которым должно пользоваться материнство..

Князь Андрей Болконский

В самом начале романа помыслы Андрея Болконского состоят в достижении власти через воинский подвиг. В лице Бонапарта он видит образец героя. Слава геройского подвига стала его единственной мечтой. Аустерлицкое сражение в 1805 году завершает этот этап эволюции его характера.

В Шенграбинеком деле Андрей Болконский проявил мужество и храбрость. В бою на батарее Тушина Андрей Болконский сумел оценить роль простых людей в сражении.

После сражения под Аустерлицем Андрей Болконский решил не возвращаться на воинскую службу. Неудачи в попытках улучшения жизни крестьян, участие в реформах Сперанского настроили его скептически. Измена Наташи Ростовой также была потрясением для Андрея.

До начала войны 1812 года жизненная концепция Болконского не оформилась. Но при отступлении русской армии он относится с ненавистью не только к французам, но и к царскому генералитету, безразличному к судьбе страны. Он заботится о людях своего полка. Накануне Бородина Андрей Болконский осознает, что цели, которые ранее его волновали, стали ему безразличны.

Л. Н. Толстой понимал, что именно в войне 1812 года находятся истоки событий 1825 года. Андрей Болконский вполне мог стать одним из дворян, выступивших против царя в 1825 году. В романе он еще далек от идеи декабристов. Но это так и было с будущими дворянами-декабристами в этот период.

В образе Андрея Балконского мы находим пример высокой чести и доблести, верности воинскому долгу, верности людям, с которыми связывает его судьба.

Заключение

Положительные герои в романе «Война и мир » показаны всесторонне и в развитии. Каждый положительный герой отмечен сложным сочетанием особенностей характера и восприятия мира. К положительным героям относятся и Николай Ростов, и княжна Марья, и некоторые другие второстепенные персонажи. Для большинства из них озарение патриотическим чувством привело в действие их лучшие качества. Читатель, прослеживая судьбы положительных героев, получает представление об истоках движения декабристов.

Какое право имеет человек забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить снова?

Княжна Марья огорчилась, увидев, как изменилась Наташа, встретив Пьера. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», - думала княжна Марья...»

Но и она, со своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что «не имела права упрекать ее даже в душе своей».

Для Толстого красота и величие жизни - прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. Потому-то он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. Это естественное качество человека, и нельзя его осуждать, иначе жизнь бы остановилась.

Наташу возродило новое горе - гибель Пети.

После смерти князя Андрея она чувствовала себя отторженной от своей семьи: мать, отец, Соня, конечно, сочувствовали ей, но разделить ее горе в полной мере они не могли. В ее жизни произошло непоправимое; их жизнь шла, как прежде, - это разделяло ее с родными.

Но вот беда обрушилась на семью - и прежде всего на мать.

Наташа, всецело погруженная в свое горе, не сразу поняла, что случилось. Она теперь избегала даже княжны Марьи, которая раньше, чем она, «была вызвана жизнью» из их общего «мира печали». Княжне Марье нужно было заботиться о Николушке, о восстановлении Лысых Гор, о московском доме. Наташе все это было чуждо: еще недавно «признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти» - им обеим, а теперь княжна Марья занята устройством этого самого будущего!

Наташа бесконечно повторяла в уме последние свои разговоры с князем Андреем - теперь она иначе отвечала на его вопросы, говорила ему нежные слова, которых не успела сказать. И мысль о том, что «никогда, никогда уже нельзя поправить» сказанного раньше, - эта мысль приводила Наташу в отчаяние.

«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие?» - думала Наташа, идя на зов матери. Но, увидевотца, она поняла. «Что-то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что-то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней».

Когда близкий человек умер на наших глазах, мы все-таки с трудом заставляем себя верить, что его нет больше. Но когда мы разлучены с ним и помним его живым, веселым, полным сил, а приходит известие о его смерти, - поверить невозможно, и старая графиня исступленно кричит те самые слова, которые кричали матери и жены во все войны: «Неправда, неправда... Он лжет... Убили!.. ха-ха-ха-ха!... неправда!»


Из четырех детей одна Наташа здесь, рядом. А самый любимый, младший, убит. Только одна Наташа может - нет, не утешить, не вернуть мать к жизни, но хотя бы охранить ее от безумия.

Наташа «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». (Курсив мой. - Н. Д.)

В предпоследнем варианте романа Толстой заставлял Наташу с детства любить одного Пьера, все: и детское увлечение Борисом, и короткая страсть к Анатолю, и влюбленность в князя Андрея - все было ненастоящее.

А в окончательном тексте Наташа любит Андрея со всей силой, на какую она способна, постигает ему самому неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана; войдя в его жизнь, она живет ею - поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало. Но - проснулась любовь к матери, проснулась и жизнь.

Пьер, вернувшись из плена и узнав, что жена умерла и он свободен, не бросился сразу искать Наташу. «О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего».

Оба они слишком чистые люди, чтобы после всего горя, всех потерь и чувства вины, охватившего не только Наташу перед памятью князя Андрея, но и Пьера перед памятью Элен, - чтобы после всего этого искать нового счастья.

Оно пришло случайно - и Пьер не сразу узнал Наташу в женщине с печальными глазами, сидевшей возле княжны Марьи, к которой он приехал. «В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен».

Это были не подобные обстоятельства! Тогда Пьер не понимал и не стремился понимать, что чувствует, о чем думает его избранница, и тем более Элен не интересовалась знать, что происходит в душе Пьера. Теперь, узнав Наташу в этой побледневшей и похудевшей женщине без тени улыбки, Пьер почувствовал, «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире».

Первая любовь принесла Пьеру горькие муки стыда, потому что в ней не было духовного начала и она делала его хуже в собственных глазах. Любовь к Наташе наполнила его гордостью, потому что он чувствовал над собой суд нравственный, духовный.

Говоря о смерти Элен, он взглянул на Наташу и заметил «в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене». Он сказал правду: «Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть... без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль ее, - кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи». Он сказал правду, и эта правда совпала с тем, чего ждала от него Наташа. Она полюбит в нем то самое, что он сам в себе уважает, - Пьер еще не знает этого, но чувствует, потому он с такой радостью признает над собой Наташин суд.

А она еще вся в своем горе, еще не готова к освобождению от него. Но для нее естественно именно Пьеру рассказать все подробности, все тайны последних дней ее любви к Андрею. Пьер «слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая».

Когда Наташа вышла из комнаты, Пьер «не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире».

Эти два человека - Наташа и Пьер - созданы друг для друга. Созданы Толстым в его воображении, и сначала он увидел их стариками, вместе прожившими долгую и трудную жизнь. Еще в первом задуманном им романе о вернувшемся с каторги декабристе они были мужем и женой, хотя носили тогда другую фамилию - Лабазовы. Возвращаясь от исторической эпохи шестидесятых годов к истокам декабризма, Толстой увидел их молодыми, Наташу - ребенком. Но он знал, с первых страниц своего романа, знал, что эти двое суждены друг другу.

И вот они встретились - казалось, после исповеди Наташи уже нельзя ни о чем другом говорить...

«- Вы пьете водку, граф? - сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего».

Княжна Марья, только что впервые услышавшая рассказ Наташи о любви к ее брату, потрясена не меньше Пьера. Но она - хозяйка дома, и ужин подан, и простые эти бытовые слова вдруг возвращают всех к тому, что, «кроме горя, есть и радости».

Для Пьера - радость и «редкое наслаждение» рассказать Наташе все свои приключения во время плена. Для Наташи радость - слушать его, «угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера».

А ведь они оба еще молоды - вся жизнь впереди. Наташе - двадцать один год, Пьеру - двадцать восемь. С этой их встречи могла бы начинаться книга, а она идет к концу, потому что Толстой хотел показать, как формируется, создается человек. И Наташа, и Пьер прошли на наших глазах через соблазны, страдания, лишения - оба они выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к любви.

Пьер сейчас на год старше, чем был князь Андрей в начале романа. Но сегодняшний Пьер - гораздо более зрелый человек, чем тот Андрей. Князь Андрей в 1805 году твердо знал только одно: что он недоволен той жизнью, какую ему приходится вести. Он не знал, к чему стремиться, он не умел любить. Вот что знает теперь Пьер: «Говорят: несчастия, страдания... Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо».

Но и Наташа, возродившись к новому счастью, взяла с собой горький опыт прежних ошибок и страданий. «Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.

В Петербург? - повторила она, как бы не понимая».

Совершенно так же она в свое время не понимала, зачем уезжает князь Андрей: проснувшаяся в ней сила жизни требует немедленного и полного счастья.

«- Только для чего же в Петербург! - вдруг сказала Наташа и сама же поспешно ответила себе: - Нет, нет, это так надо... Да, Мари? Так надо...»

Любовь, соединившая этих людей теперь, когда они оба имеют душевный опыт, обогатит их обоих и, может быть, она сделает их более счастливыми, чем если бы они нашли друг друга несколько лет назад, когда Пьер еще не прошел плена, а Наташа - заблуждений, стыда, горя.

«Радостное, неожиданное сумасшествие», овладевшее Пьером во время его пребывания в Петербурге, очень похоже на состояние другого героя Толстого - Константина Левина, когда он сделал предложение Кити. Так же все люди кажутся Пьеру красивыми, добрыми и счастливыми, так же она представляется ему существом неземным: «совсем другое, высшее».

Но потом, всю свою жизнь вспоминая это свое состояние, Пьер «не отрекался... от этих взглядов на людей и вещи». В этот период «счастливого безумия» он научился видеть в людях их лучшие стороны и, «беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их».

Это умение пригодится ему в той трудной, долгой и прекрасной жизни, которую он проживет не бесполезно и не одиноко - рядом с ним всегда теперь будет Наташа.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...