В творчестве Н. А


Демократическое движение в России в середине XIX века породило и «третьего», после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.

Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был «кающимся дворянином», то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.

Некрасов писал, что самое главное - это любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой - неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. «Родина - мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился»; «О матушка-Русь! ты приветствуешь сына»; «Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» - слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:

Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна…

Да, только здесь могу я быть поэтом!

Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, «гордым» русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении «Зеленый Шум»:

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема «родины» в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол «власть имущих» - все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг, -

С душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова «любовь к родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Его стихи - «свидетели живые за мир пролитых слез». В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: «Несжатая полоса» (1854), «Забытая деревня» (1855), «На Волге» (1860), «В полном разгаре страда деревенская» (1864), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт призывал «не робеть за отчизну любезную», так как верил, что народ завоюет себе счастье. «Я верую в народ», - говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.

В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Н. А. Некрасов
Долгим и удивительно насыщенным был творческий путь выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова.
Стихотворением “В дороге” начался этот путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков-правдоискателей – завершился. Й все это время, в течение всей своей творческой жизни, поэт исследовал “много шумную” и беспокойную народную Россию, пытался постичь ее удивительный, сложный и интересный мир:
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа…
… … … … … … … … … … … … … … … …
Случалось, тут целые дни пролетали –
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом, – он вошел в историю литературы как действительно народный поэт.
“Зрелище бедствий народных” еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. “… Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит… ” – говорил он в своих стихах и называл свою Музу “печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков”.
“Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь… – подтверждает А. Григорьев. – Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины”. Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он скорбит о безрадостности и безотрадности крестьянской жизни, которая вся состоит из “глухого извечного гула подавленных страданий “:
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор
В томящий летний зной защита и прохлада.
Бесправное существование губит на корню свежие силы народные, и поэт с горечью понимает, что сам народ не может выбрать правильный путь борьбы и освобождения от оков. Потому в своих произведениях стремится указать на все тяготы, несправедливости быта и жизни русского мужика и направить развитие мысли народной в верное русло.
Герои стихотворений и поэм Некрасова живут неповторимой и насыщенной жизнью. Живут, работают, радуются, невзирая на тяготы и лишения, уготованные им жестокой судьбой. В поэзии Некрасова что ни мужик, то незаурядная личность, единственный в своем роде характер. Сблизившись душой с народом, поэт сумел не просто писать о народе, но и “говорить народом”. Жизнь рабочих и крестьян на страницах его произведений выступает невероятно яркой, многоцветной и разноликой. Крестьянский мир предстает перед нами открытым, во всей своей откровенности и непосредственности. Поэт даже говорит от имени самого народа и словами, языком самого народа. И в этой речи сливается все многообразие русских характеров:
Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает, подымается
Народная молва.
И все же в этом ярком многоголосом мире Некрасов сумел рассмотреть отдельные яркие образы крестьян, как в “Саше”, “Песни Еремушки”, “Железной дороге” и многих других произведениях. И в каждом произведении удивляет невероятная сила характеров изображенных им русских людей, их оптимизм, их жизненная энергия. Как легко герои Некрасова справляются с любыми трудностями, как упорно продолжают верить в светлое будущее!
Читая стихотворения Некрасова и проникаясь глубоким уважением к их героям – простым людям из народа, крестьянам-труженикам, мы понимаем, что духовная сила человека всегда основана на тесной связи с родиной. Чем глубже, крепче эта связь, тем значительнее человек. И силы жить и выживать в тяжелых условиях (голод, угнетение, страдания) людям дает именно любовь к родине и вера в ее светлое будущее. Некрасов уверен, что в душе каждого мужика живет стремление к освобождению “от оков”, но поэта волнует также вопрос о том, смогут ли люди подняться на эту нелегкую борьбу за свое счастье. И он верит, что смогут:
Когда над Русью безмятежной
Восстал немолчный скрип тележный.
Печальный, как народный стон!
Русь поднялась со всех сторон.
Все, что имела, отдавала
И на защиту высылала
Со всех проселочных путей
Своих покорных сыновей.
Поэт видит и открывает нам страдания родной земли, слезы матерей и жен, гибель тружеников-мужиков от голода, холода, болезней, смерть детей. Но при этом он видит Россию будущего – восставшую, освободившуюся от гнета, от векового рабства и унижения:
Прибитая к земле слезами
Рекрутских жен и матерей
Пыль не стоит уже столбами
Над бедной родиной моей.
Некрасов верит в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Поэтому ему представляется и даже отчетливо видится счастливая судьба русского народа и его родины – великой, могучей Руси.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Тема судьбы родины и народа в творчестве Н. А. Некрасова

Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт.

Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

Тема Родины в лирике Некрасова

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень силь­ны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в ско­ром будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крес­тьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянст­ва. Он стремится показать глубину страданий всей народной Рос­сии. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции рус­ской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для на­родной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утвержда­ет, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует об­разы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей ро­диной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную за­дачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества имен­но в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова …В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде.

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

1. Горькая судьба народа.
2. Образ родного дома.
3. Запустение родимого края.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Дж. Б. Шоу

Лирические произведения Н. А. Некрасова наполнены особой мелодикой, они позволяют нам заглянуть в душевный мир самого поэта. И мы видем, что одно из главных мест в нем занимает образ родины. Наверное, не только каждый поэт, но и писатель обращался к теме родины. И всякий из них замечал в ней едва уловимые оттенки, близкие его духу и сердцу.

В творчестве Н. А. Некрасова есть одно стихотворение, которое имеет и такое название «Родина». С первых же строк мы понимаем, что лирический герой описывает знакомые ему места. Это говорит нам о том, что он не лукавит, несмотря на то что не сразу раскрывает тайну знакомых мест: «И вот опять знакомые места...».

Только в следующей строке становится понятно, что этот уголок находится там, где протекала жизнь отцов. То есть лирический герой не отрывает свою родину от мира предков. Ведь это они подарили ему жизнь и научили ненавидеть рабство, насилие, гнет. Тогда становится понятно, что человек, находящийся под бременем крепостного права, не может быть свободен духом. И для описания такой картины лирический герой использует очень живописные краски.

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата мелкого и грязного тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов...

Так образ родины для Некрасова непосредственно связан судьбой народа. Они существуют в неразрывном единстве. Для поэта, который видел тиранию с детства, навсегда запечатлелся в душе образ отца-помещика, стремящегося и сыну передать свои отрицательные черты. Поэтому и лирический герой не выставляет себя святым в произведении. В стихотворении он говорит о том, что сам иногда бывал помещиком. Но такое признание несет в себе очень важный момент. Раз лирический герой поднимает такую тему, значит, он осознает то, что поступал когда-то плохо. Поэтому у него остается шанс исправиться и принести тем людям, в цепях, облегчение. Себе в помощники он берет поэтическое творчество, способное на расстоянии влиять на души людей и объяснять им, что хорошо, а что плохо в этом мире.

В произведение органично вливается русская природа, словно предсказывающая то, о чем хочет сказать в своих стихах поэт. Тогда в повествовании появляется образ матери, который является не менее значимым в творчестве Н. А. Некрасова. Ее жизнь также полна тревог и печали потому, что ее мужем является тот помещик, крестьяне которого завидуют псам. Поэтому она мрачна, как и темный сад.

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! Знаю, знаю я!..

Так лирический герой старается в образ родины вместить всех ее обитателей. Это не только отрывочные пейзажные зарисовки. Это судьбы людей, которые и формируют представление о России. Возможно, поэтому лирический герой с молоком матери впитал и ту ненависть к жизни, которая подавляла человеческое достоинство.

Но еще большее негодование лирического героя вызывает тот факт, что мать смогла его научить видеть правду, но сама не стала менять свою судьбу. Возможно, он хотел сказать, что судьба народа зависит от каждой личности. И если она также будет пассивно относится к своим угнетателем, то никогда не сможет сбросить с плеч это бремя. Так на примере одной личной судьбы поэт делает обобщение. Он показывает, чтоб образ матери становится частью жизни всего народа. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них не только свою душу, но и судьбу освободил от рабства.

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...

Ведь душа народа неподвластна никому из мучителей. Она остается и сохраняется в самом человеке. И лирический герой не скупится на строки, чтобы показать все ее великолепие. Сразу возникает непременная соотнесенность: родина должна иметь такую же душу. Ведь воспевая образ матери, Некрасов тем самым показывает нам образ родины. Они обе страстны, прекрасны и горды. Им обеим удалось перенести много горя на своих плечах. Но самое главное, каждая из них умеет прощать.

И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И после описания матери в понимании лирического героя снова формируется обобщенный образ. Ведь его родной человек был не первым, кто жил в таком жестоком и темном мире. Но лирический герой замечает, что несмотря на то что она повторила судьбу своей матери, смогла, пусть и мертвая, тронуть сердце своего палача.

Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и сторгую улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Когда же эта прекрасная душа уходит, то и дом покидает особый дух, дававший ему жизнь и новое дыхание. Так лирический герой показывает, что Родина жива и богата духом и душевной красотой людей. Именно они, а не какие-то умозрительные размышления и тирания, становится основой жизни русского народа, живущего своими традициями и сохранившего память поколений.

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?

Но и в прежние времена в этом доме была какая-то тревога, которая пугала ребенка. Тогда он убегал к няне. Детям свойственно очень тонко все чувствовать, поэтому именно данный образ выбирает для описания той атмосферы лирический герой.

...Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал...

Лирический герой показал, что судьба родины неразрывно связана с судьбой самого народа и с каждой личностью в отдельности. И эту картину непременно обрамляет природа, которая чутко чувствует и реагирует на все тревоги человека. Она сочувствует ему и готова помочь в невзгодах. И лирический герой приходит к выводу, что для каждого из нас родина начинается в родном краю, в своем доме. Именно дом закладывает нравственные основы каждой личности.

Для Н. А. Некрасова родина имеет весьма печальное одеяние. Нивы выжжены, ручеек засох. Это не говорит о том, что лирический герой не верит в свою родину и в ее силы. Просто он старается правдоподобно описать тот образ, который запечатлел в своем сердце.

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада, —

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем...

В таком же запустении и сам дом лирического героя. Он тоже, как и природа, был лишен самого главного — мудрого и теплого взгляда, способного сохранить чистоту не только души, но и самого сердца.

И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторит звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Так в лирике Некрасова перед нам представлена картина одного из поместий, который становится хорошим наглядным материалом для описания восприятия автором своей родины. Она предстает в неразрывном единстве с человеком и его жильем, и природой. Но пока все это находится в запустении. Поэтому в такой же тоске пребывает и сама родина. Она ждет тех, кто как лирический герой сможет вернуть ей прежний облик. Но в нем непременно должны быть люди, свободные не только сердцем, но и духом.

Так, в произведении «Родина» появляются обличительные нотки. Лирический герой не приемлет ни для себя, ни для родины крепостное право, деспотизм и тиранию. Ему глубоко чуждо преклонение крестьян перед помещиком. Поэтому в его жизни и в его родном крае этого быть просто не должно.

Несмотря на то что Н. А. Некрасов идет от частного случая, основанного на своих детских воспоминаниях, мы понимает, что он показывает судьбу всей России. Это та родина, за которую он готов сражаться с помощью самого главного и весьма действенного оружия — поэтического творчества.

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Щетинина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА:

    раскрыть перед учащимися особеннос-ти той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некра-сова;

    охарактеризовать его произведения, напи-санные о народе и для народа;

    вызвать эмоцио-нальный отклик на его стихи;

ЗАДАЧИ:

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной не-нависти к угнетателям и огромной любви и со-чувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На се-годняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, кото-рые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические справки.

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем эпиграф:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Учитель.

Записываем эпиграф:

О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта - звать народ к пробуждению.

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острей-шей, давным-давно назревшей была необходимость освобож-дения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё истори-ческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амп-луа».

«Родина» - новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, - отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узна-ешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комна-ту, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впе-чатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание обществен-ной несправедливости.

Ученица-«историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сдела-ло всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарован-ными правами», власть помещика тяготела над крестьяна-ми. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и бар-щина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Тему женской доли продолжает еще одно известное сти-хотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из са-мых любимых революционной молодёжью романсов.

Ученица читает «Тройка».

Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.

1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?

Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.

2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.

а/Эпитеты: бьется игриво

из-под брови полукруглой

смотрит бойко

лукавый глазок

взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

б/олицетворение: бьется лента

в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь

г/сравнение: черных как ночь

д/метонимия:лукавый глазок(вместо взгляд)

3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?

Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

а/Эпитеты: перетянешь уродливо

выражение тупого терпения

бессмысленный, вечный испуг

сон непробудный (длительный, непрерывный)

муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)

б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести

5/Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?

Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…

Предпоследняя строфа:не гляди же с тоской на дорогу…

6 -Какую роль играет этот прием повтора?

Образует кольцевую композицию.

7 -Каким размером написано стихотворение?

(Рассматриваем на примере предпоследней строфы)

Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-

И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/

И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-

Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/

Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

6/Как они рифмованы?

Женская рифма чередуется с мужской.

…ши Перекрестная рифма

Вывод. -Какова тема стихотворения?

(Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.)

В чем заключается его основная мысль?

Вызывает сочувствие к несчастью других.

В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества.

Учитель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда», отрывок из которого вы учили в 7 классе.

Чтение стихотворения учителем.

Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес.)

Какую особенность можно отметить в этом стихотворении?

(Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)).

Как расположены противопоставленные темы?

(Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости).

Чтение стихотворения «Забытая деревня».

О чем это стихотворение?

(Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает).

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2. Можно истолковать эти строки и так.)

Учитель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину лю-бящий её поэт.

Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам.

Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Домашнее задание.

Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.

Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...