Заделка пробоин с рваными краями в корпусе. Постановка жестких пластырей


В период эксплуатации суда по ряду причин могут получить повреждения корпусов в подводной части. Чаще всего это проис­ходит вследствие ударов судов о грунт, портовые сооружения и раз­личные подводные предметы, а также столкновений судов. Возмож­ны также повреждения в подводных частях судов и плавсредств в результате перенапряжения обшивки при сильной качке или при плавании во льдах. 116

Повреждения корпуса могут быть трех видов: пробоины, тре­щины и разошедшиеся швы; к повреждениям корпуса относится также выпадение заклепок (на старых судах клепаной кон­струкции) .

Пробоины в корпусе могут иметь самую различную конфигура­цию и площадь от нескольких квадратных сантиметров до десятков квадратных метров. Для пробоин характерно наличие рваных и загнутых краев, а также вмятин вокруг них, что затрудняет их за­делку и требует применения различных пластырей.

Трещины и разошедшиеся швы по своим размерам могут быть также различных размеров, но по ширине они в большинстве слу­чаев невелики, что облегчает их заделку.

Обследование повреждений корпуса. Если места повреждений неизвестны, водолазы обследуют корпус с подкильного конца или подкильного трапа. Детальное обследование места повреждения и снятия размеров, а также его заделку следует вести с рабочей беседки. При обследовании следует иметь в виду, что при поступ­лении в пробоину воды существует опасность затягивания или при­сасывания водолаза к пробоине. Поэтому водолаз должен вести осмотр и обследование пробоины со стороны, занимая положение, исключающее его затягивание или притягивание к пробоине.

При обследовании трещйк и разошедшихся швов водолаз уста­навливает их протяженность и направление, а также ширину с тем, чтобы потом правильно выбрать клинья для их заделки. Об­следование пробоин на ровных участках корпуса заключается в снятии их размеров и осмотре краев с целью установить воз­можность постановки пластыря и необходимость резки рваных и загнутых частей; размеры пробоин снимают с помощью водолазной линейки или какого-либо бруска, на котором водолаз делает за­рубки.

Если пробоина расположена на скуле судна в районе форштев­ня или ахтерштевня и для ее заделки необходимо ставить фигур­ный пластырь, водолаз, пользуясь шаблонами, снимает обводы кор­пуса вокруг пробоины. Также снимают шаблоны для постановки пластырей на пробоины, окруженные вмятинами. Наиболее удобны шаблоны из дерева в виде коробок или угольников (рис. 75); Ко- рЪбчатый шаблон представляет собой четырехугольную раму, сде­ланную по снятым размерам пробоины с расчетом ее перекрытия со всех сторон на 10-15 см. С двух сторон рамы, а если нужно по форме участка постановки пробоины с ее четырех сторон, прикреп­лены на одном гвозде подвижные рейки. Изготовленный шаблон на подкильных концах подводят на пробоину, и водолаз устанав­ливает его подобно тому, как будет установлен пластырь. После установки шаблона водолаз подводит рейки поочередно вплотную к обшивке судна и закрепляет гвоздями.- Готовый шаблон отво­дят на подкильных концах от борта и поднимают наверх.

Для снятия формы пластырей в районах ахтерштевня и форштев­ня применяют шаблоны-угольники, которые изготавливают из двух досок или брусков с набитыми на них рейками. Подгонка реек по-

еле установки шаблона-угольника на подкильных концах произво­дится так же, как для коробчатого шаблона. При значительном из­менении кривизны корпуса скрепляют два шаблона-угольника на расстоянии, равном ширине будущего пластыря.

Заделка трещин, разошедшихся швов и мелких пробоин. Для за­делки мелких повреждений корпуса судна используют деревянные тупоконечные и остроконечные пробки и клинья, размеры их уста­навливают по результатам обследования с таким расчетом, чтобы они при забивке входили не менее чем на 2/з длины в заделываемое повреждение.

Рис. 75. Шаблоны для снятия обводов корпуса:

а -коробчатый шаблон; б - шаблон-угольннк

Пробки и клинья малых размеров подают водолазу на пеньковом конце с балластом, в который их втыкают между прядями; боль­шие- предварительно балластируют. Водолаз вставляет пробку в пробоину и забивает ее кувалдой. Если пробка недостаточно креп­ко держится или вошла в пробоину менее чем на 2/3 своей длины, водолаз должен ее подать на поверхность для дополнительной обра­ботки. Также водолаз забивает один к другому клинья в трещины и разошедшиеся швы. Клинья рекомендуется предварительно обмо­тать тонким слоем смоляной пакли.

Забив клин или пробку, водолаз обрезает или отвязывает конец и отдает балласт. При необходимости пробки и клинья подбивают смоляной паклей и обмазывают неплотности салом или специальной замазкой. Сильно выступающие клинья и пробки можно для предо­хранения от выпадения на ходу судна опилить, что лучше делать через 2-3 ч после постановки, когда древесина набухнет.

Постановка полужестких пластырей. Полужесткие пластыри ста­вят на пробоины в большинстве случаев в качестве временной меры их заделки силами экипажей судов без участия водолазов. Полу­жесткие пластыри бывают разной конструкции, чаще других приме­няется так называемый пластырь-тюфяк. Он состоит из мягкой ча-

сТй - два прОШи-Гых Между собой слоя парусины с прокладкой слоя смоляной пакли - толщиной до 200 мм. К мягкой части крепятся доски толщиной 50-75 мм с промежутками, равными толщине до­сок, что необходимо для изгиба пластыря по обводам корпуса. Для крепления досок на них накладывают и прибивают гвоздями слой парусины, который затем пришивают к мягкой части. Поверх досок накладывают и крепят скобками два куска стального троса с огона­ми, к которым крепят подкильные концы.

На пробоину пластырь-тюфяк, так же как и другие типы мягких пластырей, заводят с палубы на подкильных концах. Работа водо­лаза при постановке полужесткого пластыря заключается в наблю­дении за правильным его расположением и прилеганием к корпусу, а также за надлежащей обтяжкой подкильных концов. После уста­новки пластыря и закрепления подкильных концов водолаз снимает с пластыря, балласт.

Постановка жестких пластырей. Жесткие пластыри бывают де­ревянные или металлические, в практике аварийно-спасательных работ чаще применяются деревянные, так как изготовление метал­лических более сложно и требует много времени.

Деревянный пластырь- имеет прямоугольную форму и изготов­ляется из досок по размерам пробоины, так чтобы пластырь пере­крывал всю пробоину. В зависимости от размеров и глубины поста­новки пластырь изготовляют из двух или трех слоев досок или брус­ков, толщина пластыря выбирается из табл. 6.

Таблица 6

Толщина пластыря, мм, при глубине постановки

пластыря, м

0,3X0,3 0,5X0,5 1,0X1,0 2,0X2,0 2,5X2,5 3,0X3,0 4,0X4,0 5,0X5,0

Двухслойный пластырь изготавливают из заранее нарезанных по размерам пробоины досок нужной толщины. На ровном месте укла­дывают первый слой досок, из них накладывают бруски и проби­вают гвоздями, сбитый щит переворачивают. На щит накладывают кусок парусины, который должен быть больше щита с каждой сто­роны примерно на 200 мм. Парусину прокрашивают суриком по площади прилегания к щиту и покрывают вторым слоем досок, при­бивая их гвоздями по периметру для скрепления с первым слоем; гвозди должны быть такой длины, чтобы они проходили через оба слоя и их можно было бы загнуть с обратной стороны.

По периметру готового щита укладывают смоленую паклю так, чтобы получился плотный валик шириной 70-130 мм, высотой 30- 40 мм. Валнк обертывают выступающими из-за щита краями пару­сины и прибивают гвоздями таким образом, чтобы по краям пла­стыря образовался мягкий борт. В готовом пластыре просверливают отверстия для крючковых болтов, прибивают к нему скобы для креп­ления концов и балластируют.

Жесткий пластырь устанавливают на пробоины, не имеющие за­гнутых наружу краев или вмятин по краям. Загнутые наружу края

пробоин и торчащие части набора водола­зы обрезают с помощью электрокислород­ной или бензокислородной резки. Крепле­ние пластыря является самой ответствен­ной операцией по заделке пробоины. Плот­ное прижатие пластыря может быть выпол­нено с помощью крючковых болтов и бол­тов с откидными головками, а также с по­мощью подкидных концов и оттяжек.

Для крепления пластыря крючковые болты заранее вставляют в пластырь по периметру пробоины. Количество болтов за­висит от размеров пластыря и условий его постановки, но не менее одного болта диаметром 20 мм на каждые 0,5 м2 пло­щади пластыря.

Забалластированный пластырь подают на концах водолазу, он наводит пластырь на пробоину и вставляет в нее болты. Пос­ле того как болты зацеплены, водолаз, по­очередно вращая барашковые гайки, доби­вается плотного прижатия пластыря к корпусу (рис. 76).

Если зацепить крючки болтов за кром­ки пробоин не удается, нужно установить изнутри корпуса отрезки труб или про­фильной стали, за которые и зацепить крючки болтов. В сложных случаях крепление пластыря крючковыми болтами осуществляет­ся одновременно двумя водолазами, один из которых работает изнутри корпуса.

Болт с откидной головкой на своем конце имеет не крюк,а от­кидную скобу - головку длиной 450-500 мм, которая при вводе болта в пробоину располагается вдоль него, а затем разворачи­вается перпендикулярно для удержания за края пробоины. Это ог­раничивает применение болтов с откидной головкой для постановки небольших пластырей площадью до 0,5 м2, за исключением случаев, когда пробоина при большой длине имеет ширину менее длины от­кидной головки болта.

Процесс постановки пластыря на одном или нескольких болтах

Рис. 76. Установка жест-"

кого пластыря: 1 - корпус судна; 2 - пла­стырь; 3 - крючковые болты; 4 - барашковая гайка; 5 - мягкий борт (валнк)

с откидными головками аналогичен постановке на крючковых болтах.

Крепление пластыря на подкильных концах и оттяжках, заводи­мых через пробоину внутрь корпуса судна, производится с помощью шкотов, которыми обтягиваются подкильные концы и оттяжки после установки пластыря на место.

Независимо от способа крепления пластыря водолаз должен тщательно осмотреть его по периметру с целью установления плот­ности прилегания к корпусу. При обнаружении неплотностей водо­лаз должен подбить пластырь паклей с помощью деревянного кли­на. В дальнейшем при от­качке воды из затопленного отсека судна водолаз на­блюдает за пластырем, вы­являет неплотности по току воды и устраняет их.

Постановка коробчатых пластырей. Коробчатые пла­стыри - разновидность жестких пластырей - бы­вают прямоугольные и фи­гурные. Прямоугольныё устанавливают на прямые участки корпуса, когда по каким-либо причинам нельзя обрезать выступающие кром­ки пробоин, а фигурные - на неровные обводы корпуса судна, а также при наличии вмятин и выпучин по краям пробоин.

Прямоугольный коробча­тый пластырь - пластырь-ящик - изготавливают по снятым разме­рам пробоин, а фигурный - по шаблонам, снятым при обследова­нии повреждений корпуса судна.

Коробчатый пластырь имеет дно и боковые стенки, которые у прямоугольного пластыря одинаковые по высоте, а у фигурно­го- с криволинейными обводами, согласно снятому шаблону. Для постановки фигурного пластыря в местах с большой кривизной об­шивки пластырь делают с дном, состоящим из двух частей, кото­рые скрепляются под углом в 90° друг к другу (рис. 77).

Толщина дна коробчатого пластыря выбирается в зависимости от его размеров и глубины постановки так же, как и простого жесткого пластыря, по табл. 6. Толщина боковых стенок должна быть не меньше чем толщина дна, но обычно их делают большими для удобства набивки мягкого валика.

Герметичность дна коробчатого пластыря и его стенок дости­гается прокладкой прокрашенной суриком парусины между слоями досок или последующей конопаткой паклей.

Рис. 77. Коробчатый фигурный пластырь:

1 - донья пластыря; 2 - металлические шины; 3 - подушка (валик); 4 - скова; 5 - стенки; 6 - металлическая обшивка

Для придания коробчатому пластырю необходимой жесткости, особенно при больших размерах и большой высоте стенок, исполь­зуют металлические шины.

Для установки коробчатого пластыря могут применяться те же средства, что и для установки обычных жестких пластырей, одна­ко из-за отстояния их доньев от обшивки на большое расстояние использовать крючковые болты и болты с откидными головками бывает затруднительно. Поэтому коробчатые пластыри, особенно фигурные, чаще устанавливают с помощью подкильных концов и оттяжек.

Суда морского флота, согласно Правилам Регистра, не снабжаются жесткими пластырями. В случае необходимости в судовых условиях наиболее просто и быстро можно изготовить жесткий пластырь в виде одно- или многослойного деревянного щита с мягкими подушками из пакли или войлока по периметру.

Расположение досок в пластыре зависит от формы и размеров пробоины. Пластырь с соотношением сторон меньше двух целесообразно изготавливать двухслойным, с взаимно перпендикулярным расположением досок в слоях.
Для закрытия узких и длинных пробоин целесообразнее применять одно- или двухслойные пластыри с параллельным располо­жением досок в слоях. Доски должны располагаться поперек пробоин.

Жесткие пластыри наиболее целесообразно использовать для закрытия пробоин, расположенных выше ватерлинии или вблизи нее, а также в случаях, когда возможно обнажение пробоин путем кренования и дифферентования судна. Это создает наиболее удобные условия при постановке пластыря и позволяет обойтись без помощи водолазов.

При узких пробоинах крепление пластыря осуществляется с помощью обыкновенных прямых болтов, пропущенных через доски пластыря и металлические планки, поставленные изнутри судна поперек пробоины через ее края.

При широких пробоинах пластырь закрепляется на пробоине при помощи крючковых болтов , взятых изнутри - за края пробоины и пропущенных также через пластырь. Дополнительно в центре пластыря (по оси пробоины) может быть установлено несколько обухов или рымов для крепления изнутри судна растяжек с талрепами. 2.3. Заделка пробоин бетонированием

Бетонирование является наиболее надежным способом заделки повреждений в корпусе судна. С помощью бетонирования представляется возможным не только устранить водонепроницаемость корпуса, но и частично восстановить его местную прочность в районе повреждения.
Бетонирование может производиться как в осушенном, так и в затопленном отсеках. Последнее представляет собой более трудную операцию, оно менее надежно. В связи с этим подводное бетонирование применяется только в случаях, когда не представляется возможным осушить отсек.

Составными частями раствора бетона являются: вяжущее вещество (цемент), заполнитель (песок), пресная или морская вода. При бетонировании повреждений в надводной части корпуса в дополнение к песку в качестве инертного заполнителя может добавляться при наличии гравий, щебень и т. п. (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Состав бетона для заделки повреждений в корпусе судна (объемные пропорции)

Тип и состав бетона

Инертные заполнители (гравий, щебень и т. п.)

Объемные пропорции

Примечания

Жирный бетон

Для бетонирования в подводной части корпуса. Для бетонирования в подводной и надводной частях корпуса. Для бетонирования в надводной части корпуса

Тощий бетон

Для верхних слоев бетонирования.

Для приготовления раствора бетона могут применяться обычный портландский цемент, пуццолановый портландцемент, глиноземистый (бокситовый) цемент, цемент Байдалина и цемент ВВЦ марок 400, 500, 600*(Марка цемента показывает предел прочности бетона, приготовленного из раствора 1:3, через 28 суток после затвердевания.).

Наибольшее применение получил портландцемент, как наиболее распространенный. Однако в ряде случаев целесообразно использовать другие цементы. Так, при подводном бетонировании лучше применять пуццолановый портландцемент, стойкий в водной среде.
Для выполнения бетонирования при низких температурах наилучшим является глинозе­мистый цемент, так как, во-первых, отвердевание приготовленного из него бетона сопровождается повышением температуры, во-вторых, в бетоне происходит быстрое возрастание прочности сразу же после схватывания раствора.
Таким быстросхватывающимся является цемент ВВЦ (водо­стойкий, быстросхватывающийся), бетон из которого примерно через 6 ч приобретает половину своей прочности. Еще более быстросхваты­вающимся цементом является цемент Байдалина. Однако приготовленный из него бетон через 2-3 месяца начинает растрескиваться. Этот вид цемента выгодно применять при выполнении бетонирования на короткий срок*.

Физико-механические свойства некоторых видов бетона, приготов­ленного из цементов марки 400 при соотношении с наполнителем 1:3, приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Сведения о бетонах

Наименование

Время схватывания, ч

Механическая прочность

(1x98066,6 Па)

не позднее

1 . Портландцемент-400

2. Пуццолановый

портландцемент-400

3. Глиноземистый

цемент-400

4. Цемент Байдалина

Примечание. В числителе - при затвердевании на воздухе, в знаменателе - в воде.

Ускорение процесса отвердевания бетона может быть достигнуто путем добавления в него специальных ускорителей твердения, в качестве которых могут использоваться:

жидкое стекло, которое добавляется в воду в процессе приготовления бетона в количестве 10-12% от ее объема;

хлористый кальций, который вводится непосредственно в цемент в - количестве 2 - 10% от его массы и тщательно с ним перемешивается;

сода техническая в количестве 5-6% от массы цемента, которая растворяется в воде в процессе приготовления бетона;

техническая соляная кислота, добавляемая в воду в количестве 1,0 - 1,5% от массы цемента.

Указанные ускорители твердения ускоряют процесс схватывания бетона примерно в два раза, однако в то же время и уменьшают его прочность. Лучшими из приведенных ускорителей являются техническая сода и техническая соляная кислота.

Для заделки небольших повреждений в качестве заполнителя лучше применять один мелкий песок. При больших объемах бетонирования помимо песка в качестве наполнителей используются гравий и щебень. При их отсутствии можно использовать мелкобитый кирпич и, в крайнем случае, шлак, но не более 25-30% от общего объема наполнителя.

Все употребляемые для приготовления бетона наполнители должны быть по возможности промыты в чистой воде и не иметь жирных примесей, которые нарушают прочность бетона. Для приготовления бетона можно использовать как пресную, так и морскую воду. Применение морской воды снижает прочность бетона примерно на 10%. Вода должна быть чистая, не загрязненная нефтью, маслами и жирами.

Приготовление раствора бетона производится на чистой палубе или в специальном ящике, по возможности ближе к месту его использования, и включает следующую последовательность операций:

на палубе или по всей площадке ящика равномерным слоем насыпается заполнитель;

поверх слоя заполнителя насыпается равномерный слой цемента;

поверх слоя цемента насыпается второй слой заполнителя;

все три слоя тщательно перемешиваются, а затем разгребаются по сторонам, образуя чащу;

в чашу наливается пресная или морская вода в количестве, равном примерно половине или немного меньше объема цемента; практически в смесь цемента и песка воду добавляют небольшими порциями по мере их перемешивания;

полученный раствор бетона перемешивается лопатами до тех пор, пока не получится совершенно однородная масса и раствор не примет вид густого теста.

В намеченном для бетонирования месте устанавливается опалубка, так называемый цементный ящик с двумя открытыми сторонами, который одной открытой стороной прилегает по периметру к месту повреждения, через вторую сторону производится заполнение его бетоном.
Для обеспечения плотности прилегания могут быть использованы прокладки, сделанные из войлока или смольной пакли. При небольших размерах повреждения (трещинах и т.д.) ящик может прямо заполняться бетоном.
При значительных размерах пробоины ее необходимо предварительно перекрыть арматурой, изготовленной из стальных трубок или прутков, расположенных в виде сетки с ячейками от 10 до 25 см и перевязанных в перекрестьях проволокой. Арматура прикрепляется к корпусу, и после этого ящик заполняется бетоном (рис. 2.12).

Для плотного соединения бетона с корпусом необходимо, чтобы он в месте бетонирования был тщательно зачищен от ржавчины и грязи и промыт мылом и каустической содой. Бетон к месту укладки должен подаваться непрерывно, чтобы каждый последующий слой раствора накладывался на еще не затвердевший слой. Если по каким-либо причинам в подаче бетона произойдет перерыв и раствор в цементном ящике затвердеет, то перед дальнейшей подачей свежего бетона поверх затвердевшего слоя необходимо положить металлическую сетку либо стальной лист или полоски.

Рис. 2.12. Принципиальная схема бетонирования пробоины:

1 - бетон; 2 - цементный ящик из мешков с песком; 3 - песок; 4 - мешки с песком, 5 - арматурная стальная сетка; 6 – решетка

Для предохранения свежего бетона от размыва водой, которая может просачиваться через пробоину, в цементном ящике устанавливают специальные отводные трубки. Сечение отводной трубки должно обеспечивать протекание фильтрационной воды без создания напора.
Способ установки трубки зависит от характера и места расположения пробоины (рис. 2.13). Однако во всех случаях она должна идти от нижней точки пробоины,- а ее наружный конец (поверхность отводимой воды) должен быть ниже уровня бетона.

После затвердения бетона трубка глушится пробкой. Закрепление деревянного щита или жесткого деревянного пластыря с мягкими бортами на пробоине осуществляется при помощи крючковых болтов, для чего в пластыре (щите) просверливаются специальные отверстия.

Рис. 2.13. Постановка цементного ящика на борту судна:

1 - мягкий пластырь; 2 - внутренняя опалубка; 3 - бетон; 4 - наружная опалубка; 5 - распорки; б - распорки внутренней опалубки; 7 - щит; 8 - отводная трубка; 9 -подпорки; 10 - упорные брусья

Постановка цементного ящика

Заделка мест повреждений корпуса судна бетоном отличается надежностью, долговечностью и герметичностью. Бетонированием удается заделывать также по­врежденные места, которые другими средствами выполнить было бы просто не­возможно. Практика показала, что восстановить герметичность затопленных отсе­ков после посадки судна на каменистый грунт удается только бетоном. Бетониро­ванием удается также заделать повреждения в труднодоступных местах судна, например, под фундаментами машин и механизмов, в форпиках и ахтерпиках и на скулах судна. Бетонированием можно достичь абсолютной непроницаемости по­врежденных участков, тогда как другие временные заделки не могут обеспечить этого. Бетонирование может производиться как в осушенном, так и в затопленном отсеках, хотя последнее представляет собой довольно трудную операцию и осу­ществляется только в случае невозможности осушения отсека.

Составные части раствора бетона - цемент, заполнители и вода.

Для заделки повреждений корпусов судов используют цементы марок 400, 500, 600, портландцемент.

При подводном бетонировании лучше использовать пуццолановый порт­ландцемент, стойкий в водной среде. Для бетонирования при низких температурах наилучшим является глиноземный цемент. В процессе схватывания в глиноземном цементе происходит выделение тепла, сопровождаемое повышением температуры до +100° С, что позволяет применять этот цемент даже при сильных морозах.

Нельзя применять отсыревший или подмоченный цемент. Ускорение про­цесса отвердевания бетона может быть достигнуто добавлением в него специаль­ных ускорителей отвердения:

Жидкое стекло - добавляют в воду в количестве 10-15% объема воды перед при­готовлением бетона. Для большего ускорения твердения дозировка жидкого стекла может быть доведена до 50%, однако через месяц прочность этого бетона снижается почти вдвое;

Хлористый кальций - добавляют к цементу в количестве 2-10 % его объема и тщательно перемешивают с ним. Твердение ускоряется почти в 2 раза;

Сода техническая - растворяется в воде в количестве 5-6 % массы цемента в процессе приготовления бетона;

Техническая соляная кислота - добавляется в воду в количестве 1-1,5% массы цемента при приготовлении бетона, ускоряет процесс схватывания бетона почти в 2 раза.

Заделка мелких повреждений (если пробоина не имеет выступающих внутрь рваных краев) производится специально предназначенным для этих целей аварий­ным имуществом. Способы устранения водотечности в этих случаях следующие.

Заделка разошедшихся швов. Разошедшиеся швы и трещины, неболь­шие узкие разрывы в обшивке могут за­делываться клиньями, подушками из пак­ли, заполняться специальными мастиками и замазками.



Заделка повреждений при помощи клиньев начинается с наиболее широкой части трещины, куда забивается самый толстый клин. По мере сужения трещины следует уменьшать и размеры клиньев. Клинья, предварительно обмотанные про­смоленной паклей, забиваются примерно на 2/3 своей длины. Пространство между клиньями и узкие места у концов разошедшегося участка шва забиваются прядями пакли. При заделке трещин рекомендуется по концам трещин делать сверловку, чтобы предотвратить продолжение трещины.

Водотечность через тонкие трещины - «слезящиеся» швы - может устранять­ся заполнением мастикой. Мастика подогревается до тестообразного состояния.

Заделка небольших пробоин. Заделка осуществляется изнутри судна при помощи деревянных щитов с подушкой по краям, жестких пластырей или подушек из пакли, если пробоина не имеет выступающих внутрь рваных краев - щит или пластырь на пробоине закрепляются притяжными. или крючковыми болтами, для чего в пластыре (щите) просверливаются специальные отверстия.

Наиболее трудной частью операции является установка пластыря на пробо­ине, так как он отжимается поступающей водой. Для облегчения работы пластырь устанавливается выше пробоины, слегка подпирается временным упором и затем по обшивке сдвигается на пробоину. На пробоине пластырь удерживается упором до тех пор, пока не будут закреплены болты. Значительно облегчают установку жесткого пластыря специальные струбцины. Пластырь со струбциной, зацепленной за шпангоуты, устанавливается выше пробоины. После этого вся конструкция по­степенно опускается на пробоину. При большом напоре воды, прежде чем присту­пить к заделке пробоины изнутри, необходимо завести мягкий пластырь снаружи.

В.2.2.1: Поступление воды в отсек. Действия при обнаружении поступления воды.
О: В обычных условиях эксплуатации поступление воды в отсек контролируется замерами в льялах грузовых помещений уровня воды - каждую вахту, о чем докладывается вахтенному офицеру и делается запись в журнале замеров; в МКО контроль поступления воды ведется визуально. В аварийных ситуациях, при получении пробоины визуально определяется район расположения пробоины: между какими шпангоутами она находится, ее размер, высота от главной палубы. Все вышеуказанное докладывается на мостик. На мостике ведутся расчеты по остойчивости и непотопляемости судна.

В.2.2.2: Какие средства применяются для заделки пробоины?
О: В зависимости от величины пробоины применяются: деревянные клинья, забиваемые и ручную с внутренней стороны корпуса; шшюминатор-ные пробки, имеющиеся в аварийном снабжении упорные аварийные брусья, раздвижные механические упоры; заводка пластыря на пробоину и откачка воды из отсека, постановка цементного ящика (установка, расклинивание опалубки, заливка цементного раствора с применением жидкого стекла). При пробоинах, превышающих размер пластыря, заделкой их занимаются специальные аварийно-спасательные службы (АСПТР) с применением кессонов.

В.2.2.3: Типы пластырей, применяемые для заделки небольшой пробоины.Оснащение пластыря.
О: Пластыри подразделяются на кольчужные, шпигованные и облегченного типа. Для тренировки экипажа, предусматривается учебный пластырь. Пластыри изготовляют в виде квадрата из нескольких слоев брезента, окаченных ликтросом. По углам квадрата-и по середине каждой стороны в ликтрос вделывают металлические коуши, за которые крепят соответствующие снасти для подводки пластыря на место пробоины.

В.2.2.4: Порядок заводки пластыря на пробоину. О: Пластырь подносится к месту пробоины на палубу, разворачивается. Под корпус судна заводятся подкильные концы; разносятся на палубе стальные шкоты и оттяжки. Подкильные концы со стороны пробоины крепятся скобами к коушам нижней шкаторииы пластыря, а концы противоположного борта через канифас-блоки заводятся на лебедки или на разнесенные по палубе хват-тали. Стальные шкоты крепятся к коушам верхней шкаторины пластыря и закладываются на кнехты, утки, нагели, другие части корпуса на палубе для их потравливания, применяя при необходимости канифас-блоки. К боковым шкаторннам пластыря за коуши крепятся оттяжки, разносятся к носу и корме для перемещения пластыря вдоль борта. К середине верхней шкаторины крепится контрольный линь с разметкой для определения погружения пластыря от главной палубы. Пластырь вываливают за борт, выбирают слабину подкильных концов вручную, потравливая шкоты. Выбрав слабину подкильных концов, накладывают их на барабаны лебедок (или гаки хват-талей),заводят пластырь на пробоину с помощью оттяжек. Правильность заводки пластыря контролируют изнутри корпуса судна, обтягивают тугую шкоты, подкипьные концы, оттяжки и все крепят. Пластырь заведен.

В.2.2.5: Постановка цементного ящика. Приготовление раствора
О: Наиболее распространенным способом заделки пробоины является постановка цементного ящика на поврежденное место, что позволяет заделать пробоину и частично восстановить нарушенную прочность корпуса в районе повреждения. Раствор для заполнения цементного ящика состоит из цемента и заполнителя - песка, взятых в пропорции один к одному. Для приготовления бетона в качестве заполнителей может применятся гравий, щебень, битый измельченный кирпич. Состав делается в следующей пропорции: цемент - 1 часть; гравий, щебень - 1 часть (по объему); песок - 1 часть. Все заполнители, например, песок, гравий должны быть промыты в чистой воде и не иметь жирных примесей, так как наличие последних нарушает прочность бетона. Место для приготовления лучше всего выбирать, по возможности, ближе к району пробоины. Раствор готовят на чистой палубе или в специальном ящике - твориле. Для этого в гворило по всей площади равномерным слоем засыпают заполнитель,поверх которого насыпают слой цемента, а затем вновь заполнитель. Все три слоя тщательно перемешивают и разгребают по краям творила, образуя в центре воронку для воды (пресной или морской) в количестве равном примерно половины веса цемента. Получившийся раствор перемешивают лопатами до тех пор, пока не получится однородная смесь. Затем этой смесью заполняют цементный ящик, изготовленный заранее и наложенный на поврежденное место. Конструкция цементного ящика такова, что он не имеет ни дна, ни крышки Одной открытой стороной он плотно прилегает к месту повреждения, а через вторую открытую сторону производится заполнение его бетоном. Для плотного прилежания ящика к месту повреждения могут быть использованы прокладки сделанные из войлока или смоляной пакли. При небольших размерах повреждения (трещинах и т.д.) ящик можно сразу заполнять бетоном При пробоине значительных размеров ее необходимо предварительно перекрыть арматурой, изготовленной из стальных трубок и прутиков, расположенных в виде сетки с ячейками (от 0 до 25 см) перевязанных в перекрестках проволокой Чтобы избежать размыва бетона просачивающейся через пробоину водой, прежде, чем он окончательно затвердеет, в цементном ящике устанавливают специальные дренажные трубки для стока воды. После затвердения бетона их закрывают пробками.

В.2.2.6: Подкрепление водонепроницаемых переборок отсеков, смежных с затопленным.
О: Столб воды в затопленном отсеке создает давление на переборки смежных пустых отсеков, которые получают прогиб: может произойти разрыв стальных листов по стыкам сварки и затопление смежного отсека и, как следствие, ухудшение остойчивости судна, и, возможно, потеря плавучести. Для подкрепления переборок применяется лес из аварийного снабжения: доски, балки, клинья. Примерно на 1/3 столба воды в затопленном отсеке на переборке смежного, поперек судна устанавливаются доски и распираются балками под углом к палубе, которые крепятся на ней и досках. Подпорка готова.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...