Дымковская роспись рисование конспект занятия старшая группа. НОД по рисованию "Дымковская игрушка" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему


Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе

Знакомство с дымковской игрушкой

Сапрыгина Анна Николаевна

Цель:

Познакомить детей с народным промыслом - дымковская игрушка.

Задачи:

Познакомить детей с историей происхождения дымковской игрушки.

Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Учить расписывать бумажный силуэт дымковской игрушки.

Учить детей самостоятельно выбирать приёмы и элементы росписи, сочетания цветов.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

Совершенствовать навыки работы акварелью - рисовать всей кистью, её концом.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Использование ЭОР:

Презентация для детей по теме занятия.

Оборудование:

- Игрушка Петрушка

- Дымковские игрушки

Вырезанные силуэты Дымковских игрушек

Краски, кисти, палитра

Ход занятия.

Организационный момент. Дети занимают свои места.

1. В группе появляется игрушка.

Я весёлая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка).

Я самый весёлый на свете,

За это и нравлюсь я детям.

Я пришёл к вам не один,

Я привёл своих друзей.

Петрушка достаёт по одной игрушке из коробки.

Ребята, посмотрите, какие красивые друзья - игрушки у нашего Петрушки.

Вы узнали их? (Это лошадка, петушок, уточка, барашек).

Петрушка обращается к детям:

Ребята, вам понравились мои друзья? (Да).

Чем они вам понравились? (Красивые, яркие).

Действительно, это очень красивые игрушки. Мой верный друг Карандаш познакомил меня с этими игрушками.

Называют их Дымковские.

Хотите узнать, почему их так назвали и откуда они к нам пришли? (Да).

Карандаш приглашает нас в путешествие в город мастеров, где появились такие прекрасные игрушки.

Вы согласны отправиться в путешествие? (Согласны).

Тогда садитесь поудобнее, мы отправляемся.

2. Слобода Дымково.

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково.

Зимой, когда топятся печи, летом, в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь, в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром.

Дымковская игрушка изготавливается из красной глины.

Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, конь или олень.

Затем поделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и белили игрушку, затем расписывали красками.

Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна и точки.

Зато краски яркие какие! Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, голубые цвета.

Обратите внимание на наших гостей - Дымковских игрушек и рассмотрите их узоры. Назовите основные цвета, которыми они украшены.

Мой друг Карандаш хочет познакомить вас с элементами Дымковской росписи.

Все игрушки не простые, а волшебно - расписные. Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски - простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Многие игрушки объединены сюжетом. Ими интересно играть, придумывая собственные сюжеты. Да и отдельные игрушки настолько яркие и красочные, что так и просятся в руки. Но необходимо помнить о том, что эти изделия очень хрупкие, и играть с ними нужно очень осторожно. А есть игрушки, которыми можно только любоваться.

Ребята, вам понравилась история карандаша? (Да)

Из чего сделаны эти игрушки? (Игрушки сделаны из глины).

Кто из вас запомнил, как изготавливали эти игрушки? (Лепили фигурки из глины, затем обжигали в печи, белили и раскрашивали).

Какими узорами украшали игрушки? (Кружочки, точки, клеточки, полоски).

А какие цвета использовали мастера для украшения? (Красный, жёлтый, зелёный и др.).

Хотите попробовать стать Дымковскими мастерами и помочь мне раскрасить вот эти игрушки? Петрушка показывает вырезанные из бумаги игрушки: петушок, олень, конь, уточка. (Хотим).

Тогда я предлагаю сначала немного отдохнуть, а затем приступить к работе.

Петрушка проводит физкультминутку:

А сейчас, ребятки,

Я зову всех на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Дети занимают свои места.

Я превращаю вас, ребята, в славных мастеров Дымковской игрушки и предлагаю выбрать понравившуюся вам игрушку и расписать её, используя уже известные вам приёмы Дымковской росписи.

Во время самостоятельной работы Петрушка следит за соблюдением последовательности работы, техникой выполнения узора, в случае необходимости индивидуально показывает, даёт советы по использованию цвета в узоре.

По окончании все работы вывешиваются на стенде. Петрушка вместе с детьми рассматривает выполненные работы.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в город мастеров.

Что нового вы узнали, с чем познакомились? (Мы познакомились с дымковской игрушкой и узнали, как её расписывать).

У вас, ребята, получились очень красивые игрушки.

Карандаш прощается с вами и говорит: До новых встреч в городе мастеров, друзья!

Петрушка прощается с ребятами.

Наше занятие окончено. До свидания!

Олеся Рехина

Цель : продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка» ; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом .

Материал : белые силуэты матрёшек , краски, кисточки, стаканчики с водой, влажные салфетки, ватные палочки, деревянная матрёшка , картинки с изображением матрёшек , дидактическая игра «Собери матрёшку » , проектор

Предварительная работа : беседа об истории русской народной игрушке- «матрёшка » , рассматривание иллюстраций , настоящих изделий матрёшек , игры с матрёшками .

Ход занятия

Утренний круг приветствия :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей) . Даша знает одну интересную загадку и сейчас она вам её загадает, а вы попробуйте отгадать, о ком же эта загадка :

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская .

(дети отгадывают «матрёшка » )

Молодцы! Конечно, это матрёшка .

Педагог показывает детям картинки на проекторе с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку , раскрывает её и выставляет всех матрёшек , дети рассматривают их и держат в руках . Педагог комментирует.

Посмотрите, какие они красавицы!

Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами . Матрёшка является одним из символов нашей страны. А как называется наша страна (Россия) . Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Матрёшку сделать непросто . Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшки , лишь потом их размер становится всё больше и больше.

Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки . Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки .

Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки . На матрёшках нарисованы и фартучки , и косыночки, и красивые узоры. Наташа, расскажи нам пожалуйста стишок про матрёшку .

Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят.

И матрёшки , как живые,

Шлют улыбки всем подряд.

Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица!

Ребята, скажите, а матрёшки все одинаковые ? Или нет? (на проекте разные матрешки 2 шт )

Чем они отличаются? (узорами, рисунками на сарафанах) на матрёшке – цветы , листья, завитки, ягоды.

Ещё какие они (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрёшка ? (из дерева)

Что у нее на голове (косынка)

А на туловище (сарафан)

Художники разукрашивали их розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками.

А хотите сами побыть матрёшками ?

Физминутка.

Мы, матрешки , вот такие крошки.

(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.

(Руки на поясе, движение «ковырялочка» , завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки , вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас розовые щечки

(Растирание руками щек)

Мы, матрешки , вот такие крошки

(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.

(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков» )

А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и разукрасить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты) .

Для начала я предлагаю вам немного размять наши пальчики перед выполнением задания :

Пальчиковая гимнастика «Матрёшки »

Мы – красивые матрешки - Разноцветные одежки

Раз – Матрешка , Два – Милашка,

Мила – три, Четыре – Маша

Но разукрашивать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) . Это восковыми мелками, красками, кисточками и ватными палочками.

А теперь посмотрите разные способы рисования .

У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем разукрашивать своим способом, называется способ рисования «монотипия» - это когда листочек бумаги сгибается пополам и на половину бумаги пятнами наносится разноцветная краска, а другой половинкой припечатывается на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок похожий на узор (показ воспитателя, дети выполняют работу с «монотипией» ) .

Пока сохнет фартучек, кисточкой набираем любую краску и раскрашиваем платочек.

На лице у матрёшки подрисовываем щёчки , губки.

Затем, если платочек подсох, берём ватную палочку, для рисования другим способом - "тычком". Палочкой, набираем краску другого цвета, чтобы не сочеталось с платком и на поверхности платка нарисовать точки , как горошинки.

Также ватной палочкой нарисовать бусы у матрёшки .

Теперь, когда все закончили работу, даже в группе стало светлее , и как будто наша группа превратилась в большую мастерскую, а мы стали настоящими художниками-мастерами, но разукрашивали мы свои матрёшки необычными способами. Какими? (Дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ работ.)

Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие . Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают .

Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу . До свидания, ребята! До скорой встречи!





Конспект

в старшей группе по рисованию

«Дымковская игрушка. Рисование узора из полос и кругов»

Воспитатель

БДОУ «Детский сад № 3 г. Тары»

Ермолович Е. Г.

Задачи:

Продолжить знакомить с дымковской игрушкой, со средствами выразительности: элементами узора, сочетаниями цветов, композицией;

Составлять узор на листе бумаги прямоугольной формы, чередуя вертикальные полосы и круги, украшенные точками; выбирать сочетания двух цветов и черного – для точек.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Предварительная работа:

1. Организация выставки в группе на тему: «Веселая ярмарка дымковской игрушки».

2. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.

3. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

4. Раскрашивание книжек-раскрасок.

Материал: предметы декоративно-прикладного искусства, рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; белая бумага для упражнений, краски гуашь, кисти, подставки для кисточек, губки, непроливайки, салфетки, силуэты дымковской барышни.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
( дымковская игрушка )

Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки? ( Дымковская игрушка ) Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети).

Няня
В кокошнике няня,
На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню,

Когда подрастешь.

Всадник на коне
Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

Какого цвета дымковские игрушки? (Всегда только белые)

Воспитатель, проводя пальцем по полосе, спрашивает: «А какой узор на юбке дымковской барышни? Какого цвета?»

Посмотрите расстояние между полосами одинаковое.

Какие еще узоры на юбке барышни? Какого цвета? (Круги и точки).

Посмотрите на этих барышень: чем они друг на друга похожи? (У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены).

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят в стороне. Как мы можем с вами им помочь? Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Но сначала потренируемся.

Возьмите в руки кисточки и на листочках для тренировки попробуем сухой кисточкой рисовать полосы на одинаковом расстоянии. Кисть ведем сверху вниз не останавливаясь.

Теперь пробуем рисовать круги всей кистью, не останавливаясь, одним круговым движением, кисть смотрит вверх, тогда круги получатся широкими. А точки рисуем кончиком кисти.

Сейчас потренируйтесь красками рисовать полосы и круги. (Дети выбирают цвет для полосы и круга, на листе для упражнений проводят одну-две линии, изображают круг).

Мы с вами будем расписывать дымковскую барышню. Давайте вспомним как будем расписывать её , с чего мы начинаем рисовать узор на юбке барышни? (проведение прямых линий-полос сверху вниз на одинаковом расстоянии, затем рисование кругов другого цвета и украшаем круги точками).

Физкультминутка:
1, 2, 3, 4, 5,
Мы пошли в лесок гулять,
Этот пальчик – по дорожке,
Этот пальчик – по тропинке,
Этот пальчик – за грибами,

Этот пальчик – за малиной,

Этот пальчик – заблудился
Очень поздно возвратился.

Сядьте поудобнее, вы теперь мастера, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

А теперь заканчивайте свои работы, барышни очень довольны, им ваши юбочки нравятся.

Итог занятия.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Воспитатель отмечает работу, на которой ровные линии, одинаковые круги, красивые украшения.

Воспитатель читает стих: Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Спасибо вам за работу.

Гузель Зиганшина
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Декоративно-прикладное искусство» (по мотивам дымковской росписи)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 44 Г. КАЗАНЬ

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

Тема :

«Декоративно-прикладное искусство по мотивам дымковской росписи »

Выполнила : Зиганшина Г. А.

Казань 2013

Программные задачи :

Познакомить детей с дымковской игрушкой ;

Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки ; из чего, как, кем создана; как украшена (оформлена) ; какая по характеру (веселая, праздничная) ;

Закрепить знания о дымковских игрушках ;

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги) ;

Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи ;

Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов. Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти .

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование :

Несколько рисунков дымковских игрушек , картинки с элементами дымковского узора ; акриловые краски, кисточки, вода, салфетки, готовые (белые) дымковские петушки

Предварительная работа :

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках ; беседы; лепка из глины дымковских игрушек ; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке .

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня, дети, я приглашаю вас на выставку дымковской игрушки . Посмотрите как здесь красиво! А как много разных игрушек. Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки ). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские ) .

А почему же они так называются? Сейчас я вам рассказу и покажу. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково . Жили в том селе были весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А делали (лепили) они их из красной глины, и высушивали в печке - чтобы глина быстрее сохла и была прочная (крепкая) . А потом игрушки белили или красили белой краской, а потом принимались расписывать разноцветными красками. Это ребята самый интересный и увлекательный процесс, ведь во время росписи игрушка оживает и превращается в руках художника в настоящую. Я думаю ребята, вы тоже проникнитесь этим волшебством. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну встречать.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими .

Воспитатель : Какого цвета бывают дымковские игрушки ?

Дети : белые.

Воспитатель : (Всегда только белые)

Воспитатель : А какие узоры на дымковских игрушках ?

Дети : Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка

Воспитатель : Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Дети : Красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые.

Воспитатель : Какими приёмами выполняются узоры?

Дети : Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу.

Воспитатель : Да правильно. Наши ребята подготовили стихи, давайте их послушаем.

Лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Саша. (Водоноска)

За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет,

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша.

Кони глиняные мчаться

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Воспитатель : Молодцы ребята.

У меня для вас есть сюрприз, Я вам принесла дымковског петушка . Посмотрите какой он красивый. А сюрприз это маленькие петушки, но я их не успела расписать. Надеюсь вы мне поможете в этом?

Дети : Да.

Воспитатель : Но прежде чем приступить к росписи , мы отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка :

Мы игрушки расписные, (руки на пояс,

Хохотушки вятские, (руки на пояс, головою вправо, влево,

Щеголихи слободские, (руки в перед,

Кумушки посадские. (руки на пояс, туловище вправо, влево,

У нас ручки крендельком (руки крендельком,

Щёчки будто яблочки. (показываем на щечки,

С нами издавна знаком (руку праву в сторону,

Весь народ на ярмарке. (руку левою в сторону)

Воспитатель :

Садитесь ребята поудобнее, начинаем работу.

Воспитатель раздает белых петушков. Под руководством воспитателя дети начинают расписывать дымковскую игрушку шаг за шагом, до конца.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры , а потом посмотрим на ваших петушков.

Подводя итог, воспитатель выставляет все работы на стенд предлагает выбрать самых нарядных петушков и ответить на вопросы :

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

2. Что тебе больше всего здесь понравилось?

3. Что особенного в этой работе?

4. Чем отличается от других эта работа?

5. О чем мы с вами беседовали?

6. Из какого материала делают игрушки?

7. Чем отличается Дымковская игрушка от других игрушек?

8. Вам нравятся ваши игрушки?

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры . Занятие окончено .

МОУ Белышевская школа

Программное содержание :

· Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).

· Учить видеть красоту глиняной игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.

· Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

· Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором, закрепить навыки построения композиции узора для украшения игрушек (расположение узора вертикальными рядами).

· Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

· Совершенствовать навыки работы с гуашью.

· Закрепить цветосочетание характерное для дымковской росписи.

· Использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).

· Воспитывать интерес к народному творчеству.

· Развитие музыкально-художественной деятельности.

· Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

Предварительная работа:

Разучивание стихов о дымковских игрушках, разучивание потешек, частушек. Предварительно рассказать о работе дымковских мастеров. Выставка дымковских игрушек.

Материал:

Русские народные костюмы для детей и воспитателя; предметы народного творчества – гжель, хохлома, дымка, филимоновские игрушки, самовар, картинки с изображением предметов народного творчества, рушники, прялки; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки бумажные, силуэты коней из бумаги, фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Восп.: Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Всех на ярмарку приглашаю,

Веселья и покупок желаю!

Дети заходят в группу под русскую народную музыку.

Восп.: Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были весёлые: с плясками, частушками, шутками, пряниками да пирогами.. А главное с игрушками. Вот и я приглашаю вас, на ярмарку.

Дети подходят к выставке игрушек.(На столах расставлены изделия народного творчества)

Восп.: Не стесняйтесь, подходите поближе, знакомьтесь.

Дети ходят и рассматривают игрушки.

Восп.: Ребята, посмотрите, как много здесь красивых игрушек.

Обратите внимание какие они все красивые, разные, потому что расписывали их разные мастера.

Вам нравятся?

Восп.: Подойдите ко мне.

Я стою у стола с дымковскими игрушками. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).

Восп.: Посмотрите на узоры этих игрушек. Давайте их рассмотрим. Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Восп.: Правильно, дымковские. Их делают в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Эти игрушки лепили из глины - барышень, нянь, индюков, коней, козликов и т. д. Зимой после праздников эти игрушки ставили между оконными стёклами. Они украшали дома. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Дальше обжигает в печи, белит её. Расписывали только побеленные, на белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Краски яркие, блестящие. Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.

Восп.: А я знаю, что у нас ребятишки знают стихи про дымковские игрушки. Выходите, расскажите.

Дети выходят и читают стихи.

1 реб.: Вот индюк нарядный,

Весь такой ладный…

…Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

Наши руки - крендельки,

Щечки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок пошли.

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он:

Здравствуй! –

На ногах его сапожки,

На ушах висят серёжки,

На головке гребешок,

Вот какой он, петушок!

Восп.: Молодцы! Ставьте гости ушки на макушки,

Вам сейчас споют частушки.

Дети поют частушки.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Мой милёночек хороший,

Но росточком очень мал.

Провожал меня до дома,

Я чихнула, он упал.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Восп. :Побывали мы с вами на ярмарке. По дороге на ярмарку встретились мне Дымковские мастера, попросили меня помочь им расписать игрушки. Хотите мне помочь?

Восп.: А вы знаете, что в мастерской у каждого мастера есть своё место, свои краски, свои кисточки и каждый занят своим делом, не мешает никому. А теперь и я приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки и предлагаю вам стать на некоторое время мастерами. А мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

Из чего делают дымковские игрушки?

Какие еще нужны материалы?

Какие нужны инструменты для работы?

Я открываю дверь, дети проходят и садятся за столы.

Восп.: Мастеров сейчас на месте нет, но они для вас оставили все свои инструменты и каждому по одному изделию, которое вы должны будете украсить, а потом на ближайшей ярмарке они будут ими торговать. Поэтому сегодня должны все постараться. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Дети: Хорошо.

Восп.: Ребята, для того, чтобы у вас получились красивые узоры, мы сейчас разогреем наши пальчики.

Провожу с детьми пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим, рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),

Мы капусту солим, солим (небольшими щепотками левой и правой руки),

Мы морковку трем, трем (потираем ладошки),

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем левую и правую руки в кулачки).

Восп.: Прежде, чем мы будем украшать изделия, давайте вспомним, какими узорами украшают свои игрушки дымковские мастера?

Дети: кольца, круги, точки, полоски…

Восп.: Хорошо, а напомните мне какие – же цвета любят дымковские мастера?

Дети: красный, оранжевый, черный, зеленый, синий….

Восп.: Да, мастера любят такие яркие краски, от них настроение поднимается.

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Напоминаю детям как нарисовать круги (нарисовать контур круга слитным движением, потом закрасить его по форме или прямыми линиями), кольца и точки рисовать концом кисти.

Предлагаю детям приступить к работе.

Во время выполнения задания, слежу за последовательностью выполнения рисунка, за техникой рисования, напоминаю, если нужно. При затруднениях советую ребенку посмотреть внимательно на образец. В середине провожу физкультминутку.

Физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

После того, как дети украсили свои работы, я предлагаю разложить их на одном столе и затем подвожу итог:

Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Что больше всего здесь понравилось?

Что особенного в этой работе? Чем отличается от других эта работа?

Восп.: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети выходят на середину группы и танцуют танец под русскую народную песню « Заинька» .

Восп.: Вот и закончилась наша ярмарка.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...