Скачать презентацию бессоюзное сложное предложение. Урок с презентацией "бессоюзные сложные предложения"
ЗАДАНИЕ: выписать СПП, расставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений.
1)Кто помогает людям у того свои желания сбываются.
2) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.
4) Берег где остановилась машина был низкий и илистый.
5) Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит.
6) Ты уверен что все будет в порядке?
7) Я знаю чем ты увлечен.
Снял часы, глядит: машина,точно мельница, в пыли.
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.
смысловые отношения между частями:
- последовательность явлений,
- перечисление;
- одновременность явлений
(можно поставить союз И)
[ ] , [ ]
последовательность
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.
[ , ] ; [ ]
последовательность
Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложения.
Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами.
Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами.
Печален я: со мною друга нет
/ потому что /
[ ] : [ ]
причина
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.
/ а именно /
[ ] : [ ]
пояснение
Помню я: тени ложились косые на свежевымытый пол.
/ что, как /
[ ] : [ ]
дополнение
Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
/ и увидел, и услышал, и почувствовал /
[ ] : [ ]
дополнение
Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1.Никогда не отказывайтесь от малого в работе из малого строится великое.
2.Темные ели о чём-то шепчутся между собой на пригорке расправив кроны стоят могуче дубы и кивают нам свысока.
Семь раз отмерь-один раз отрежь.
[ ] ─ [ ]
противопоставление
Солнце взошло-начинается день.
/ когда, если /
[ ] ─ [ ]
время / условие
Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.
/ так что /
[ ] ─ [ ]
вывод
Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.
1) В Подмосковье есть у меня заветное место - лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.
3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.
4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)
- Без росы и трава не растёт.
2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.
3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.
4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
Слайд 1
Бессоюзное сложное предложение
Слайд 2
Выясните, какие предложения простые, а какие сложные.
Диктант с буквенным обозначением
Искры полетели огненной метелью избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал.
Пробудился воздух свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину подлость в кубе.
Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
Слайд 3
Проверка
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
С-П-П-С-П-С
Слайд 4
Ель хороша только при сильном солнечном свете потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.
Разд..ется выстрел а волк прод..лжает бежать.
Тихо стоит еловый бор на пригорке и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок.
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя.
Слайд 5
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)
Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать.
(ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий)
Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.
Слайд 6
Ель хороша только при сильном солнечном свете: ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (БСП, причина)
Разд..ется выстрел - волк прод..лжает бежать.
(БСП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (БСП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (БСП, последовательность действий)
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.
Слайд 7
; или,
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
(И. Тургенев)
Слайд 8
ПРОВЕРКА
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
(И. Тургенев)
Слайд 9
Алгоритм выявления предложений с, и;
Разбить сложные предложения на простые.
Определить смысловые отношения между ними
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
ДРУГИЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- или:
, или;
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.
Cлайд 1
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.:Дрофа, 2008 Составила учитель русского языка и литературы Корзунова Ж.В.Cлайд 2
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры , . Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. […]; […]. Перечисление фактов и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.Cлайд 3
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры : [причина ]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. : [пояснение ]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. : [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.Cлайд 4
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - . противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время ] - . когда Кончил дело – гуляй смело. [условие] - . если Посеешь ветер – пожнешь бурю.Cлайд 5
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - [вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. - . Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. - [сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.Cлайд 6
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. (причина и следствие) На основе материалов к Н. В. Егоровой к учебнику «Русский язык. 9 кл.»Cлайд 7
Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения. Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.). Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев). Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев). Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин). Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).Cлайд 8
Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн). 7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин). 8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский). 9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин). 10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.Cлайд 9
Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов). 12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.). 13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский). 14. Придет вечер _ обо всем поговорим. 15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят! 16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.) Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.Cлайд 10
- Индейка тушеная в мультиварке: пикантная, с овощами, в сметане, со сливками и грецкими орехами
- Типы речи: описание, повествование и рассуждение
- мученицы татианы. Московская церковь св. мученицы татианы Храм мученицы татьяны при мгу расписание
- Милотичи: возвращение русского села Моравов Александр Викторович
- Почему нельзя плакать перед зеркалом
- Рекомендации: чем смазывать пирожки, чтобы были румяные и аппетитные
- Актеры человек паук тетя мэй Тетя мэй в человеке пауке
- Постановка звуков у детей Занятия по постановке звуков к г х
- Критерии подготовки акта о списании автотранспортных средств
- Горбуша в духовке - вкусные и несложные рецепты запеченной рыбы Филе горбуши запеченная с овощами
- Что означает татуировка ящерица
- Расшифровываем натальную карту дома
- От чего помогает тутовник
- Фотоотчет «День рождения Самуила Яковлевича Маршака в группе
- Дыхание при высоком давлении Правильное дыхание при высоком давлении
- Брянский государственный университет им
- Задания для проверки орфографической и пунктуационной грамотности
- Макроэкономический календарь
- Интересные приметы про пауков
- К чему снятся свадебные туфли К чему снятся свадебные туфли на каблуке