Постоянные морфологические признаки нарицательное. Определение постоянных и непостоянных признаков глагола


§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые - число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

- Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей - обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению - вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные - собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка - нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые - не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных - это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец - мать, брат - сестра, муж - жена, мужчина - женщина, юноша - девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд - разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них - это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать - хороший врач. Мой отец - хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё - мадам - у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе - слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми - слова - названия городов - мужского рода.

Конго, Зимбабве - слова - названия государств - среднего рода .

Миссисипи, Янцзы - слова - названия рек - женского рода.

Пальто, кашне - слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение - это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж - это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных - это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения - это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма - это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция - [ий’а], здание - [ий’э], причем звук [й’] - это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание - [э], а в словах типа гений - нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание - ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя , слова путь и дитя . Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные - это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом - дома , девочка - девочки, слон - слоны, ночь - ночи . Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек - люди, ребёнок - дети, котёнок - котята .

Ме´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число - неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж - это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. - кто?, что?
  • Р.п. - кого?, чего?
  • Д.п. - кому?, чему?
  • В.п. - кого?, что?
  • Т.п. - кем?, чем?
  • П.п. - (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых - им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? - какаду - И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? - (к) какаду - Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? - (на) какаду - В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? - (о) какаду - П.п.
  • (5) нет кого?, чего? - какаду - Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? - (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать - учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна - обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама - обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?

  4. Как можно узнать род существительного?

    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?

    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть ?

    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. Основные признаки имени существительного.

    · Грамматическое значение имени существительного – общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

    1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

    2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

    3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

    4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

    5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

    6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

    · Синтаксический признак существительного – это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

    Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

    Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

    Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

    Свекла из огорода – самая полезная (определение ).

    Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

    Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

    Мама , мне нужна твоя помощь!

    · По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

    1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

    2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

    Особенности имён собственных в русском языке:

    1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.

    2. Имена собственные имеют только одну форму числа.

    3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.

    4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».

    5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имён собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда».

    · По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

    1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

    2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

    Примечание . Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
    1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

    У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе):В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.

    Ср.: мать - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

    У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

    Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб - здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца - нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - здесь есть труп ).

    · По значению существительные можно разделить на четыре вида:

    Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

    Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы:человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

    Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

    Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

    Склонение имён существительных

    Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

    В русском языке

    · два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );



    · шесть падежей (по школьной программе).

    Как определить падеж имён существительных (и других именных частей речи)?

    · Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?)о маме , нет (чего?) дождя .

    · Затем надо, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), посмотреть, какому падежу соответствует заданный вопрос: думаю (о ком? )о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.

    Примечания:

    · Каждому падежу соответствуют два вопроса (первый - для одушевлённых существительных, второй - для неодушевлённых).

    · Названия падежей и падежные вопросы следует заучить, поскольку умение определять падеж - одно из важнейших базовых умений для изучающих русский язык.

    Как определить склонение имён существительных?

    Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е.существует семь типов склонения существительных :

    -1-е склонение Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я (весна , земля , линия , дядя , владыка , грязнуля);

    -2-е склонение Существительное мужского рода с нулевым окончанием

    (домО , крайО , мячО , планетарийО);

    Все существительные с окончаниями -о, -е(окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерье - м.р.);

    -3-е склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием (матьО , дочьО , ночьО , степьО);

    -Разносклоняемые существительные (имеют окончания разных склонений)

    Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

    существительные путь, дитя(время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дит);

    -Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так называемые субстантивированные существительные) Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

    (рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое);

    -Несколько существительных, склоняющихся по местоимённому типу Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую либо склоняющиеся, как местоимения (ничья, кабельтов (единица измерения);

    Неизменяемые существительные Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту) (ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.);пальто, кофе, радио, кино)

    · Чтобы определить склонение имени существительного, его надо поставить вначальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и определить, к какому типу склонения из семи вышеназванных это существительное относится.

    · Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения:сани, брюки, ножницы .

    Примечания:

    · Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

    · Большинство существительных распределяются по первым трём типам склонения.

    · Типы склонения следует заучить, поскольку умение определять склонение - одно из базовых умений для изучающих русский язык.

    Образцы склонения имён существительных

    Непостоянный признак глагола - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, какие формы имеет данная часть речи, как она склоняется и пр.

    Общие сведения

    Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

    Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

    Формы глагола

    Каждый глагол имеет следующие формы:

    • Начальная. Иногда ее называют инфинитивом или неопределенной формой. Такие глаголы оканчиваются на -ти, -ть или -чь, то есть на формообразующие суффиксы (например: стеречь, цвести, купать и пр.). Неопределенная называет только состояние или действие и не указывает на число, время и лицо. Это так называемая неизменяемая форма. Она обладает лишь постоянными признаками.
    • Спрягаемые формы, то есть не являющиеся инфинитивом. Как правило, они имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
    • Деепричастие.
    • Причастие.

    Итак, чтобы правильно составить текст письма, следует знать, что представленная часть речи имеет:

    • непостоянные;
    • постоянные признаки глагола.

    Рассмотрим их более подробно.

    Непостоянные признаки глагола

    К непостоянным формам относятся:

    • число;
    • наклонение;
    • лицо;
    • время.

    Следует особо отметить, что каждый из этих признаков имеет свои особенности.

    Наклонение

    Все глаголы имеют 3 формы наклонений. Данный признак показывает, как говорящий человек оценивает действие. Другими словами, при помощи такой формы можно узнать, считает ли он его желательным, возможным или реальным при каком-либо определенном условии.


    Время

    Термин «непостоянные признаки глагола» говорит сам за себя. То есть данная часть речи изменяется по временам. Однако это относится лишь к глаголам в

    Итак, рассмотрим более подробно, как изменяется такая часть речи по временам:

    • Настоящее время. Формально оно выражается такими как -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ете и пр. (Например: гуляю, думаю, делаю, мечтаешь, несете и т. д.). Следует особо отметить, что настоящее время обозначает процесс, который протекает в данный момент. При этом он сам может и не быть в настоящем, а находиться в прошлом или будущем. Приведем пример: Она бежит впереди меня. Она думала, что бежит впереди меня. Она снова убежит вперед .
    • Будущее время. Как известно, оно обозначает процесс, который очень скоро произойдет. Например: я вечером пойду гулять . Следует также отметить, что будущее время имеется и у глаголов вида совершенного и несовершенного. Хотя в данных случаях оно выражается различно (буду читать - прочитаю, буду петь - спою, буду гулять - погуляю и пр.).
    • Прошедшее время. Такое время обозначает уже прошедшее действие (например: гулял, делал, думал ). Данная форма образуется при помощи добавления суффикса -л-.

    Число

    Непостоянные признаки глагола - это те признаки, которые при необходимости могут изменять слово в нужное время, лицо и пр. Число также является непостоянным признаком. Оно может быть:

    • Единственным: делаю, ожидаю, шел, пошел, пойду и пр.
    • Множественным: делаем, ожидаем, шли, пошли, пойдем и пр.

    Лицо

    В формах будущего и настоящего времени все глаголы изменяются по следующим лицам:

    • 1-ое лицо указывает на то, что процесс осуществляет говорящий: я пою, мы поем ;
    • 2-ое лицо указывает на то, что действие производит слушающий: ты молчишь, вы молчите ;
    • 3-е лицо указывает на то, что действие осуществляется лицом, не участвующим в диалоге: оно, он, она идет, они идут .

    Следует также отметить, что некоторые глаголы называют какое-либо действие или состояние, которое происходит без участия определенного лица, как бы само по себе. Подобные глаголы называют безличными. Приведем пример: Знобит. Светает. Темнеет .

    Род

    Какие еще непостоянные признаки глагола существуют? Разумеется, к ним относится и род. Однако данная форма присуща лишь глаголам в единственном числе, условном наклонении и :


    Теперь вам известно, какие непостоянные морфологические признаки глагола существуют и как изменяется данная часть речи в соответствии с ними. Однако следует отметить, что, помимо непостоянных, имеются и постоянные формы. Рассмотрим их более подробно.

    Признаки глагола постоянные

    Если к вам обратятся и попросят: «Назовите непостоянные признаки глагола», то наверняка вы сделаете это не колеблясь. Но что же вы скажете, если от вас захотят услышать перечень и различия постоянных признаков глагола?

    Итак, к таким формам относят:

    • переходность;
    • возвратность;
    • спряжение.

    Вид

    Абсолютно все глаголы являются несовершенного или совершенного вида. Данный признак показывает, как именно протекает действие. Как известно, все глаголы вида совершенного отвечают на следующий вопрос: «что сделать?». Кроме того, они указывают на результат действия, его завершенность, начало или конец (например, что сделать? - встать ).

    Могут изменяться в прошедшем (что сделали? - встали ) и будущем простом времени (что сделают? - встанут) . Формы настоящего времени у такого признака нет.

    Несовершенного отвечают на следующий вопрос: «что делать?». Кроме того, при обозначении какого-либо действия они не указывают на его результат, завершенность, начало или конец: вставать . Такие глаголы имеют прошедшее (что делали? - вставали ), настоящее (что делают? - встают ) и будущее сложное время (что будешь делать? - буду вставать ). Также у несовершенного вида существует и неопределенная форма глагола (что будет делать? - будет вставать, будет танцевать и пр.).

    Следует особо отметить, что в русском языке присуствует небольшое количество двувидовых глаголов. Такие слова, в зависимости от контекста, могут становиться то совершенного вида, то несовершенного (велеть, жениться, исследовать, казнить, арестовать, женить, атаковать, обследовать и пр.).

    Приведем пример:

    • По городу распространились слухи, что король сам казнит своих врагов. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что делает?» и имеет несовершенный вид.
    • По городу распространились слухи, что король сам казнит нескольких мятежников. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что сделает?» и имеет совершенный вид.

    Возвратность

    К постоянным признакам относится и такая форма, как возвратность. Таким образом, глаголы, имеющие постфикс -ся или же -сь, именуются возвратными. Например: биться, ругаться и пр. Остальные же являются невозвратными. Например: бить, ругать, думать и пр.

    Переходность

    Все глаголы делятся на непереходные и переходные. Последние обозначают какой-либо процесс, который переходит на другой предмет. Его название может быть выражено:


    Все остальные глаголы считаются непереходными (играть в лесу, верить в справедливость и пр.).

    Спряжение

    О том, какой непостоянный признак глагола можно использовать для написания красивого стилистического письма, вам известно. Однако для составления грамотного текста этого мало. Ведь очень важно знать, как пишутся глаголы в том или ином спряжении.

    Как известно, при такой форме изменяются окончания глаголов. В свою очередь, спряжения зависят от лица и числа того или иного слова.

    Итак, для составления грамотного письма необходимо запомнить, что:

    • Глаголы 1-ого спряжения имеют окончания: -ешь (-ёшь), -у (-ю), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём) и -ут (-ют). Приведем пример: работаешь, хочешь, воет, поем, бегут и пр.
    • Глаголы 2-ого спряжения имеют окончания: -ишь, -у (-ю), им, -ит, -ат (-ят) или -ите. Приведем пример: растите, кормит, любишь, проходит, погубим и пр.

    Имя существительно е - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

    1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

    2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

    3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

    Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

    Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

    Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные

    Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

    Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

    Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

    1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

    2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

    Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:


    колебаниепо одушевленности

    объект не может быть одновременно живым и неживым:
    живое, но неодушевленное

    1) совокупности живых существ:

    (вижу) армии, толпы, народы ;

    2) растения, грибы:

    (собирать) лисички ;

    неживое, но одушевленное

    1) игрушки в виде человека:

    (вижу) кукол, матрешек, неваляшек ;

    2) фигуры некоторых игр:

    (разыграть) королей, ферзей ;

    3) умершие:

    (вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.);

    4) вымышленные существа:

    (вижу) русалок, леших, домовых.

    Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду .

    К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

    Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

    твой невежа пришел,

    тво-я невежа пришл-а.

    Такие существительные относят к общему роду.

    Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).

    Имена существительные изменяются по числам и падежам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город - города, село - села ). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение ), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники ).

    Падеж как морфологический признак существительных

    Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.

    В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:

    И. п . это кто? что?

    Р. п. нет кого? чего?

    Д. п . рад кому? чему?

    В. п . вижу кого? что?

    Т. п . горжусь кем? чем?

    П. п. думаю о ком? чём?

    Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.

    Склонение существительных

    Изменение существительных по падежам называется склонением.

    К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:

    Падеж Единственное число
    Твердый вариант
    Мягкий вариант
    На - ия
    Им.п. Стран- а Земл Армиj
    Р.п. Стран- ы
    Земл Армиj
    Д.п. Стран- е Земл
    Армиj
    В.п. Стран- у Земл Армиj
    Т.п. Стран-ой (-ою )
    Земл-ёй (-ёю ) Армиj-ей (-ею )
    П.п. Стран Земл Армиj

    Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

    К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь- .

    Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.

    В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.

    Морфологический разбор существительного

    Существительное разбирается по следующему плану:

    I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    II. Морфологические признаки:

    1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
    2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

    III. Синтаксическая роль.

    Образец морфологического разбора существительного

    Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

    I. Дамы - существительное;

    начальная форма - дама .

    II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

    непостоянные признаки: мн. число, И. п.

    III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

    I. (к) Лужину - существительное;

    начальная форма - Лужин ;

    II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

    III.
    Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

    I. Ладонью - существительное;

    начальная форма - ладонь ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

    III.
    Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

    I. Пыль - существительное;

    начальная форма - пыль ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

    III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

    I. Пальто - существительное;

    начальная форма - пальто ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;

    непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

    III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).

    Тема

    « Имя существительное. Постоянные

    и непостоянные

    морфологические признаки имён существительных».

    Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

    морфологические признаки имени существительного».

    Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

    воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

    Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
    Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

    Ход урока.

    I. Организационный момент
    Вступительное слово учителя.
    Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

    II.Актуализация опорных знаний

    Цель:

      всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

      тренировать в нахождении имен существительных;

      развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


    Вступление.
    Итак, заседание начинается.

    Давно живу я в мире этом

    Даю названия предметам. (имя существительное)

    « Имя существительное

    это хлеб языка »

    ( Лев Успенский).

    Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

    1)Вопросы учителя к эпиграфу

    Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

    Объясните значение слова "язык".

    Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

    Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

    Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
    В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
    -Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

    Ваше мнение?

    Что обозначает имя существительное?

    На какие вопросы отвечает имя существительное?

    Каким членом предложения является?

    2)Выступление докладчика

    Докладчик (Пархоменко Д.)

    Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

    А теперь предлагаю размять наши пальчики.

    III. Гимнастика для пальчиков.

    IV.Минутка чистописания.

    О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

    СсСс

    Работа со словарём.

    Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

    Докажите что это существительные.

    Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

    Почему? Докажите.

    Вывод:

    Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

    Что вы сейчас перечислили?

    V. Сообщение темы, постановка цели урока.

    Цель:

      Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

      формировать навык самоконтроля.

    Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

    На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
    Имя существительное

    ? (постоянные) ?(непостоянные)

    1. Собственное- нарицательное Число

    2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

    3. Род

    4. Склонение

    Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

    (2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

    Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

    Изучение нового материала

    У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

    Задание №1

    (работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

    1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

      ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

      УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

    На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

    (собственные и нарицательные)

    2).Найди и исправь ошибки.

    Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

    Какое правило не знает Незнайка?

    Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

    Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

    3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

    Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

    Вывод:

    Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

    Одушевлённые неодушевлённые

    Трубач тягач

    Богач калач

    Циркач плач

    Ткач кума′ч

    Силач меч

    Врач кирпич

    Лихач луч

    Царевич обруч

    Москвич ключ

    Мяч

    Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

    Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

    Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

    Вывод:

    Задание №3(род, склонение)

    (Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

    Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

    Сердце, юноша , желание, горе, олово.

    Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

    Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

    Вывод:

    Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

    Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

    Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

    Вывод:

    Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

    Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

    Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

    Как определить склонение?

    Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

    Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

    Вывод:

    Обобщение

    Непостоянные морфологические признаки имён существительных

    Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

    Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

    Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

    Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

    Обобщение.

    VI. Физминутка.

    Цель:

      избежать перегрузки и переутомления учащихся,

    Задание №4

    Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

    Обобщение

    VII. Подведение итогов

    Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

    Какие задачи мы ставили перед собой?

    Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

    VIII. Рефлексия

    Домашнее задание

      Сообщить учащимся о домашнем задании,

      разъяснить методику его выполнения

    Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

    Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

    Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

    Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...