Реактивные самолеты вермахта второй мировой войны. Реактивные самолеты Германии


Несмотря на кровавый след, оставленный фашистской Германией в истории, на сегодняшний день мы пользуемся изобретениями и употребляем в пищу продукты, произведенные корпорациями, которые обязаны своим успехом именно нацистам.
Тем не менее, известно несколько военных проектов нацистов, которые могли бы изменить историю.

Супертяжелый танк весом более 1500 тонн
- реактивное оружие
- пушка "Дора", длина ствола составляла 30 метров, общий вес более 1300 тонн. Снаряды весили более 7 тонн.
- фантастическая авиация: Horten Ho 229 прототип технологии стелс и другие изобретения
- технологии НЛО и их принцип действия
- ПЗРК (Переносной Зенитно-Ракетный Комплекс)
- суборбитальный бомбардировщик
И многое другое

"Немцы не могут без боли вспоминать о том, к каким изумительным достижениям пришли их исследователи, инженеры и специалисты во время войны и как эти достижения оказались напрасными, тем более, что их противники не могли противопоставить этим новым видам оружия ничего, что могло бы в какой-то степени равняться с ними."
Генерал-лейтенант в отставке, инженер Эрих Шнейдер-Гамбург, 1953


WunderWaffe - Супертяжёлый танк

23 июня 1942 года немецкое Министерство вооружений, которое, помимо всего прочего занималось разработкой подводных лодок, предложило на рассмотрение Адольфа Гитлера проекты огромных танков, весом 1000 и 1500 тонн каждый. Гитлер, который всячески поощрял всевозможные новаторские идеи в области вооружений, поставил перед машиностроительным гигантом Германии Крупом задачу о реализации данных проектов. Первый танк-монстр должен был получить название Landkreuzer P1000 Ratte.

Длина танка P1000 должна была составит 35 метров, ширина - 14 метров и высота - 11 метров. Гусеницы, на которых должен был передвигаться этот монстр, имели ширину 3.6 метра, и были составлены из трех секций, шириной 1.2 метра. Такая ширина гусениц обеспечивала танку площадь контакта с поверхностью, достаточную для того, что бы танк не проваливался под землю под воздействием собственного веса.

Танк P1000 и его орудия управлялись экипажем, численностью в 20 человек, а в движение его приводили два 24-цилиндровых двигателя MAN V12Z32/44 мощностью 8500 лошадиных сил. Эти двигатели, использовавшиеся в подводных лодках, обеспечивали танку суммарную мощность 17000 лошадиных сил. Но позже, уже при проведении инженерных расчетов, было высказано предложение замены двух вышеупомянутых двигателей восемью 20-цилиндровыми двигателями Daimler-Benz MB501, мощностью по 2000 лошадиных сил каждый, которые в те времена устанавливались на торпедных катера.
Немецкие инженеры работали над множеством чертежей супертяжёлых танков. Panzerkampfwagen VIII Maus был самой тяжёлой моделью, которую в качестве прототипа изготовили во время войны. Этот танк весил около 180 тонн.

Версия Bear, весом 1500 тонн, несла на себе 2 800-миллиметровые пушки, а также 2 150-миллиметровые дополнительные вращающиеся башни, расположенные сзади. Для приведения этого гиганта в движение требовались 4 дизельных двигателя от немецких подводных лодок.


Реактивное оружие


После встречи немецких войск с русскими минометными установками "Катюша" в начале второй мировой, офицеры поняли, что нужно что-то срочно предпринимать в ответ. И в скором времени на вооружении почти каждого полка состояли такие реактивные пусковые установки, прозванные русскими солдатами "Скрипачами" за своеобразный звук во время артобстрела.

Разработка реактивного оружия была начата в Германии еще в 1929 году, т.к. согласно Версальского договора Германии запрещалось разрабатывать и производить артсистемы, но как и в любом законе всегда найдется лазейка - в договоре не было ни слова о ракетных установках. Сначала были разработаны и приняты на вооружение 105-мм минометы 10 cm Nebelwerfer 35-40, на смену им пришли более эффективные шестиствольные 15 cm Nebelwerfer 41. Официально они должны были использоваться для постановки дымовых завес, даже само название "Небельверфер" (Nebelwerfer) переводится как "метатель дыма". Даже были созданы спецподразделения, носящие название Nebeltruppen (войска задымления). Но это официально.

Настоящее их предназначение было - стрельба химическими снарядами, содержащими отравляющие вещества. Но и по своему прямому назначению минометы не использовались, т.к. руководство Германии было неофициально предупреждено руководством союзников и Советского Союза, что использование химического оружия повлечет за собой ответные меры, и маленькая Германия будет залита химической гадостью. Учитывая плотность населения центральной Европы последствия легко предсказуемы. Но немцы не растерялись и разработали осколочно-фугасные мины, представляющие собой ракету, с расположенным в передней части твердотопливным двигателем с 26 наклонными соплами-отверстиями. Боевой заряд размещался в задней части ракеты. Основным поражающим фактором была ударная волна, осколочное действие было невелико, так как корпус ракеты был тонкостенным и в результате взрыва не давал достаточное количество убойных осколков
(весом не менее 5 грамм). Позже, в 1942 году, был разработан и принят пятиствольный 210мм миномет, в котором была увеличена масса боевой части.

Среди немецких солдат 15 cm Nb.W 41 называли "Stuka zu Fuß" - "сухопутная "Штука" Sturzkampfflugzeug (пикирующий бомбардировщик) сокращенно "Stuka" (читается "штука") - Юнкерс Ю-87 - был одним из самых эффективных видов оружия Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Однако прозвищем Nb.W 41 обязан не сходству по боевым характеристикам с этим самолетом, а специфическому вою, издаваемому как при пикировании Юнкерса, так и при стрельбе из ракетомета. По этой же аналогии в войсках "Nebelwerfer 41" получил также название "Heulende Kuh" - "воющая корова". Русские солдаты называли этот миномет "Ванюша" (по аналогии с "Катюшей") или чаще всего "Ишак" - за все тот же пронзительный визг при запуске.

Шестиствольный миномет был смонтирован на лафете противотанковой пушки Рak-37. При стрельбе колеса вывешивались, а лафет опирался на сошники раздвижных станин и передний откидной упор.
Первые части, на вооружении которых состояли 150-мм Nebelwerfer 41, были сформированы в 1940м году. Через два года в составе вооруженных сил были развернуты уже три полка (Nebelwerferregiment) - 51-й, 52-й и 53-й, а так же девять отдельных дивизионов (Nebelwerfeabteilung) - с 1-го по 9-й. Все эти части вооружили 150-мм минометами. В составе каждого дивизиона числилось 18 пусковых установок, полк состоял из трех дивизионов (54 "Небельверфера").
Первое применение на Восточном фронте - при штурме Брестской крепости. Огневую поддержку штурмующим войскам оказывали 9 батарей тяжелых минометов 4-го минометного полка особого назначения. Заметим, что первое применение БМ-13 (в народе "Катюша") было почти месяц спустя, под Оршей.

Запуск 6 реактивных мин осуществлялся поочередно с помощью электрического запала, приводимого в действие электрической батареей или ручной динамо-машинкой, в течение 7-10 секунд. После пуска приходилось срочно менять позиции, так как дымовой след очень сильно демаскировал их и был превосходным ориентиром для артиллерии противника.
Тут отрицательно сказывалась низкая мобильность установок, из-за которой они могли стать лёгкой добычей для артиллерии. В инструкции по применению реактивных минометов даже был пункт, гласящий о запрете пристрелочных стрельб.
Всего с 1940г по 1945г было произведено 5769 установок 15 cm Nb.W 41 и более 5 млн. мин к ним. К концу войны в войсках (включая и подразделения СС) оставалось 2295 установок и 650 тыс. боеприпасов к ним.

Тактико-технические характеристики:

Калибр - 158,5 мм
Начальная скорость снаряда - 340 м/сек
Вес в боевом положении - 770 кг
Число направляющих - 6шт
Расчёт - 5 чел
Скорострельность - 6 выстрелов за 10 секунд
Дальность стрельбы - 6900 м
Вес осколочно-фугасной мины - 34,15 кг

Голиаф и Инженерные машины

Британские солдаты с захваченным немецкими Голиафами

Вот он - прародитель современных беспилотников и управляемых наземных роботов! "Голиаф" использовался немецкой армией в течение всей Второй Мировой Войны. Устройство представляло собой танкетку без экипажа, которая управлялась оператором через проводное соединение и несла 75-100 килограммов взрывчатых веществ. Дальность действия машины составляла до 1,5 км. Основной целью "Голиафа" являлись танки противника, плотные пехотные формирования и здания.
Стоит отметить, что данное оружие в основном применялось на западном фронте. Из-за высокой стоимости и низких ходовых качеств "Голиафа" считали недостаточно эффективным оружием.

Телетанкетка-торпеда, разработанная в 1941 году на основе трофейного французского образца фирмы Kegresse.
Назначениe.
Главным назначением этих танкеток считались подрыв фортификационных сооружений, разведка системы ПТ огня, расчистка минных полей и борьба с танками.

Зенитные башни нацистов

Это были большие наземные бетонные бункеры, вооружённые артиллерией ПВО, использовавшиеся Люфтваффе в годы Второй мировой войны для концентрированного размещения групп крупнокалиберных зенитных орудий с целью защиты стратегически важных городов от воздушных бомбардировок антигитлеровской коалиции. Также использовались для координации воздушной обороны и служили бомбоубежищами.

Бетонный гигант
1) Вход 2) Бронированные ставни 3) Хранилища боеприпасов 4) Основная боевая платформа 5) Командный пункт и дальномер 6) Орудийные башни 7) 128-мм сдвоенное зенитное орудие 8) Легкое 20-мм зенитное орудие

Башня "G"
Самые впечатляющие из всех зенитных башен - башни "G" первого поколения - стояли в Берлине и Гамбурге. Единственное уцелевшее сооружение из этой серии. Здание стоит в районе Хайлигенгайстфельд (Гамбург) и используется как жилой дом.

Конечно, эти мощные и основательные крепости поражали воображение, внушали почтение к национал-социалистическому государству и вселяли в немцев уверенность в том, что гений Гитлера, истребители и зенитки Геринга, строители Тодта и Шпеера обеспечат им безопасность и неуязвимость.

WunderWaffe 4 - "Шагающий танк" , сухопутный минный тральщик

MinenRaumers - разработан фирмой Круппа в 1944 году для уничтожения минных полей. 130 тонн, стальные колеса диаметром 2.7м. Двухсекционный, в каждой секции мотор Maybach HL90. Захвачен союзниками, в частности США.

ALKETT VsKfz 617 MINENRÄUMER в Кубинке. Был найден советскими войсками в 1945 году на Кумерсдорфском полигоне и в 1947 году доставлен в Кубинку


Амфибия Landwasserschlepper

Тактико-технические характеристики амфибии Landwasserschlepper
Боевая масса 16 тонн
Экипаж 3 человека + 20 человек десанта
Габариты
Длина 8600 мм.
Ширина 3160 мм.
Высота 3130 мм.
Скорость максимальная
на суше 35 км. в ч
на воде 12,5 км. в ч
Запас хода
280 км (по И. Мощанскому)
630 км (по М. Барятинскому)

Казалось бы непобедимая армия, но мы оказались сильнее


Пушка "Дора"


Впервые этот вид вооружения был применен еще в 19 веке, однако артиллерийские железнодорожные системы нацистов стоит отдельно упомянуть из-за их размеров и огневой мощи. В конце 30-ых годов XX века Адольф Гитлер потребовал, чтобы инженеры фирмы Крупп создали сверхмощное оружие, способное разрушить французскую линию обороны "Мажино", а также укрепленные оборонительные форты бельгийской армии.
В 1941 году было изготовлено первое орудие - "Дора", которое получило свое имя в честь жены главного конструктора, а позднее и второе - "Толстый Густав", названное в честь директора фирмы Густава Круппа.

Орудия имели поистине колоссальные размеры. Длина ствола "Доры" составляла порядка 30 метров, а ее общий вес достигал более 1300 тонн. Снаряды весили более 7 тонн. Расчет орудия составлял 250 человек, а дополнительный персонал превышал 2500 тысячи человек. Дальность стрельбы составляла - 35-45 км.
Интересный факт: В 1942 года пушка Дора приняла участие в осаде Севастополя, однако толку от нее оказалось мало. Тяжелые снаряды лишь однажды удачно поразили подземный склад боеприпасов. При попадании многих других снарядов вся энергия взрыва уходила под землю, образуя гигантские (до 32 метров глубиной!) подземные полости - камуфлеты.

Учитывая огромное количество средств, потраченных на производство орудий подобного типа, идея сверхдальних пушек практически провалилась.


Фантастическая авиация Третьего Рейха

Сверхскоростной бомбардировщик-невидимка Horten Но-229 вполне мог бы изменить ход Второй мировой войны. Первые прототипы совершили полёт ещё 26 мая 1942 года:

Horten_Go-9_реконструкция

Немецкий самолет-крыло Horten-Vc в полете над Гёттингеном. И он же на земле:

Дальнейшим развитием стал показанный выше Horten Go.229, оснащённый двумя ТРД Junkers Jumo-004В-1:

На этот самолёт предусматривалась установка четырех пушек МК-103 или МК-108 рядом с двигателями. Под центроплан можно было подвесить две 1000кг бомбы или два 1250л бака.
Пока разворачивалось серийное производство, в Геттингене в январе 1945г. был закончен Go.229-V2, перевезенный в Ораниенберг для летных испытаний. Управляемость оправдала самые оптимистичные предположения. Была достигнута скорость 795км/ч, но во время посадки правый двигатель заглох. Пилот лейтенант Циллер катапультировался (да-да, кабина была оснащена катапультой), самолёт перевернулся, упал на землю и сгорел. Всего опытный самолёт налетал два часа.
Сборка следующего опытного самолета в Фридрихсроде уже заканчивалась. Go.229-VЗ должен был стать первым прототипом серийного Go.229a 12 марта 1945г. на совещании у Геринга Go.229 был включен в "срочную истребительную программу", но через два месяца американцы захватили завод в Фридрихсроде:

Аэродинамическая схема - летающее крыло. Проектировался братьями Хортен с 1931 года. Первый в мире ЛА "летающее крыло" на реактивной тяге.

Лётно-технические характеристики Horten Ho 229:
Размах крыла: 16,75 м
Длина: 7,45 м
Высота: 2,80 м
Площадь крыла: 50,80 м2
Масса пустого самолета: 4600 кг
Нормальная взлетная масса: 7515 кг
Максимальная взлетная масса: 9000 кг
Тип двигателя: 2 ТРД Junkers Jumo-004В-1, 2, 3
Тяга: 2 х 890 кгс
Максимальная скорость: 970 км/ч
Крейсерская скорость: 685 км/ч
Практическая дальность без ПТБ: 1880 км
Практическая дальность с ПТБ: 3150 км
Максимальная скороподъемность: 1320 м/мин
Практический потолок: 16000 м
Экипаж: 1 человек
Вооружение: четыре 30-мм пушки МК-103, МК-108; 2х1000-кг бомбы

Horten Ho 229 - первый турбореактивный самолет, построенный по аэродинамической схеме "Летающее Крыло" ("Unsichtbar"). Он представлял собой итог более чем десятилетней конструкторской деятельности братьев Реймара и Вальтера Хортенов (Valter und Reimar Horten), главной целью которых было создание самолета с минимальным сопротивлением. В результате Horten Ho 229 не имел фюзеляжа как такового. Толщина центроплана была достаточной для размещения в нем пилота и двигателя. Вертикальное оперение отсутствовало. Управление по курсу осуществлялось спойлерами, установленными на крыле. К марту 1945г самолет с некоторыми доработками, был готов к серийному производству.
До настоящего времени эксперты сомневались, что предложенное Хортонами нововведение помогло бы спрятать самолет от радаров. Однако теперь оборонная компания Northrop-Grumman (участвовавшая в разработке "невидимки" B-2) сумела по чертежам и единственному сохранившемуся прототипу создать полноразмерную копию Ho 229 и проверить это экспериментально. Строительство модели обошлось в 250 тыс. долларов и 2,5 тыс. человекочасов. Выяснилось, что самолет не был полностью невидим для радаров, существовавших в годы Второй мировой. Однако он был малозаметными и быстрым, чтобы, например, долететь до Лондона прежде, чем по тревоге будут подняты британские истребители.

"Если бы у немцев было время создать этот самолет, это вполне могло бы стать ударом, - считает британец Питер Мартон, специалист по авиации из Имперского военного музея в Даксфорде. Он мог развивать очень высокие скорости и обладал необыкновенной дальностью полета".


WunderWaffe 7 - первые реактивные самолеты

Messerschmitt Me 163
Первый турбореактивный истребитель - Messerschmitt Me 262, впервые был применен в 1944 году. Примерно 100 таких истребителей сбили 500 союзных самолетов разных типов. Но на исход войны повлиять уже не смогли.

Истребитель Messerschmitt Me-163 Komet

Немцы первыми преодолели рубеж в 1000 км/ч на реактивном самолете.

В апреле 1941 года в Германии во всю шли испытания реактивной авиации. На испытательном полигоне в Пенемюнде немецкий летчик испытатель Дитман на реактивном самолете Мессершмит 163 Me 163 достиг скорости в 1000 (!!!)км/ч. Это был важный рубеж в развитии мировой авиации.

Так и не успевший пойти в серию Focke-Wulf Ta-183 послужил своим планером прототипом советскому MIG-15.


Фантастические проекты

Захваченный американскими войсками планер с треугольным крылом Lippisch DM-1





Фокке-Вульф Fw 42 принадлежал к числу самых своеобразных самолетов своего времени. Машина была разработана в 1929г. в рамках конкурса, объявленного штабом ВВС рейхсвера. Несмотря на хорошо просчитанные характеристики, Fw 42 так и не нашел в рейхсвере сторонников.

Схема вторжении нацистов на территорию Соединенных Штатов Америки


arado-ar-e.555

Осенью 1944 года перед конструкторскими бюро всех авиационных концернов была поставлена задача по созданию самолета для нанесения стратегических ударов по Америке и Советскому Союзу. Так на свет появился совершенно засекреченный проект Arado Е.555. В общей сумме под обозначением Е.555 был построен целый проектный ряд, состоявший из 15 разнообразных разработок.


Вертолеты Третьего Рейха

Вертолет Флетнера

10 апреля 1940 года генерал Франц Гальдер вернулся с испытаний новой техники. Хорошее впечатление произвел на Гальдера вертолет Флетнера. Гальдер даже предложил оснастить все свои сухопутные части такими вертолетами для поддержки штурмовиков.
Испытания проходили на море и были продемонстрированы возможности вертолета. Пилоты сбрасывали бомбы с вертолета на подводные лодки и наземные цели. В целом изобретение Флетнера понравилось многим генералам.






Focke-Wulf Fw-190TL


Технологии НЛО


нло-Двигатель Шауберга

Этот аппарат считается первым в мире летательным аппаратом вертикального взлета. Первый прототип -"колесо с крылом" Был испытан близ Праги ещё в феврале 1941 г. Он имел поршневые двигатели и жидкостный ракетный двигатель Вальтера.
По конструкции напоминал велосипедное колесо. Вокруг кабины вращалось широкое кольцо, роль спиц которого играли регулируемые лопасти. Их можно было устанавливать в необходимые позиции как для горизонтального, так и для вертикального полета. Пилот располагался как в обычном самолете, затем его положение изменили на почти лежачее. Главным недостатком аппарата стала значительная вибрация, вызываемая дисбалансом ротора. Попытка утяжелить внешний обод не принесла желаемых результатов и от этой концепции отказались в пользу "вертикального самолёта" или ФАУ-7 (V-7), разрабатываемого в рамках программы по созданию "Оружия Возмездия", VergeltungsWaffen.

В этой модели для стабилизации использовался рулевой механизм, подобный самолетному (вертикальное оперение) и была увеличена мощность двигателей. Модель испытанная в мае 1944-го года около Праги, имела диаметр 21 м; скороподъемность 288 км/ч (к примеру, у Ме-163, наиболее быстрого самолета II Мировой, 360 км/ч); горизонтальную скорость полёта 200 км/ч;
Дальнейшее развитие эта концепция получила в дисколёте, собранном в 1945-м году на заводе "Ческо Морава" . Он был аналогичен предыдущим моделям, имел диаметр 42 м. . Ротор приводился во вращение с помощью сопел, расположенных на концах лопастей. В качестве двигателя использовалась реактивная установка Вальтера, работающая на разложении перекиси водорода.
Вокруг куполообразной кабины пилота вращалось широкое плоское кольцо, приводимое в действие управляемыми соплами. 14 февраля 1945 года машина набрала высоту 12400 м., горизонтальная скорость полета составила около 200 км/час. По другим сведениям, эта машина (или одна из них) в конце 1944 года испытывалась в районе Шпицбергена, где и была потеряна. Самое интересное, что в 1952-м году там действительно был найден дискообразный аппарат.
Послевоенная судьба конструкторов точно неизвестна. Отто Хабермоль, как утверждал позднее его немецкий коллега конструктор Андреас Эпп, попал в СССР. Шриверу, погибшему в автокатастрофе в 1953-м году, удалось избежать советского плена, и его видели в США.

"Летающий Блин" Циммермана.

Испытывался в 42-43-х годах на полигоне Пенемюнде. Имел газотурбинные двигатели Jumo-004B. Развивал горизонтальную скорость около 700 км/ч и имел посадочную скорость 60 км/ч.
Аппарат был похож на перевернутый вверх дном тазик, диаметром 5-6 м. Круглый по периметру, в центре имел каплевидную прозрачную кабину. На земле опирался на небольшие резиновые колеса. Для взлета и горизонтального полета скорее всего использовал управляемые сопла.
Из-за невозможности точного регулирования тяги газотурбинных двигателей или по каким-то другим причинам был крайне неустойчив в полете.

После поражения Германии чертежи и копии, хранившиеся в сейфах Кейтеля, найдены не были. Сохранилось несколько фотографий странного диска с кабиной. Если бы не свастика, нарисованная на борту, аппарат, висящий в метре от земли рядом с группой фашистских офицеров, вполне мог бы сойти за НЛО. Это официальная версия. По другим данным, часть документации, или даже почти все описания и чертежи были найдены советскими офицерами, что, кстати, подтверждает известный академик В.П.Мишин, в ту пору сам принимавший участие в поисках. От него же известно, что документы о немецких летающих тарелках изучались нашими конструкторами весьма внимательно.


Диск "Омега" Андреаса Эппа (Andreas Epp)


Дискообразный вертолёт с 8 звездообразными поршневыми и 2-мя прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Был разработан в 1945-м году, захвачен американцами и испытан уже в США, в 1946-м. Сам разработчик А.Эпп, отстранённый от работы ещё в 1942-м, попал в советский плен.
Аппарат являлся комбинацией технологии "вентиляторов в кольцевом обтекателе" со свободно вращающимся ротором, приводящимся в движение пульсирующими реактивными двигателями Фокке-Вульф "Triebflugel" и увеличением подъемной силы за счет "эффекта флотации".

Летательный аппарат состоял из: круговой кабины диаметром 4 м, окруженной диском-фюзеляжем диаметром 19 м. Фюзеляж содержал в себе восемь четырехлопастных вентиляторов в кольцевых обтекателях, соединенных с восемью звездообразными двигателями Аргус Ар 8A, с осевой тягой 80 л.с. Последние были установлены внутри восьми конических труб с диаметром 3 м.
Несущий винт закреплялся на оси диска. Ротор имел две лопасти с ПВРД конструкции Пабста на концах и диаметр вращения 22 м.
При изменении шага лопастей во вспомогательных двигателях ротор ускорялся, выбрасывая сильный поток воздуха. Реактивные двигатели запускались на 220 об/мин. и пилот изменял шаг вспомогательных двигателей и несущего винта на 3 градуса. Этого было достаточно для подъема.
Главный винт был авторотирующего типа и не создавал никакого вращающего момента. В отличие от вертолетов, он не закреплялся в шарнирах, а был установлен жестко, как пропеллер обычного самолета.
Дополнительное ускорение вспомогательных двигателей наклоняло машину в желательном направлении. Это отклоняло подъемную силу несущего винта и следовательно изменяло направление полета.
Если в конечном счете один из вспомогательных двигателей прекращал работу, машина сохраняла управление, достаточное для выполнения задания. Если останавливался один из ПВРД, подача топлива к другому автоматически прекращалась, и пилот запускал авторотирующий режим, чтобы попытаться приземлиться.
Летя на низкой высоте, машина получала благодаря "влиянию земли", дополнительную подъемную силу (экран), принцип, в настоящее время используемый скоростными судами (экранопланами).
Несколько дисков "Омега" были созданы после войны. Они являлись масштабными моделями 1:10, смонтированными для аэродинамических испытаний. Также были сделаны четыре опытных образца.
Двигательная установка была патентована в Германии 22 апреля 1956 и предлагалась ВВС США для производства. Последняя модель диска была рассчитана на экипаж 10 человек.

[b]Фокке-Вульф.500 "Шаровая молния" Курта Танка (Kurt Tank)

Дискоообразный вертолёт конструкции Курта Танка - одна из последних моделей летательных аппаратов нового типа, разработанных в Третьем рейхе, так и не был испытан. Под высокой бронированной пилотской кабиной размещались вращающиеся лопасти большого турбовинтового двигателя. Корпус типа летающее крыло содержал два воздухозаборника, в верхней и нижней передних частях фюзеляжа. Дисколёт мог летать подобно обычному самолету или, как вертолет, двигаться в любых направлениях и зависать в воздухе.
В качестве вооружения на "Шаровой молнии" планировалось использовать шесть пушек Маиаег МС-213 (20-мм, скорострельность 1200 выстрелов в минуту) и четыре 8-дюймовых осколочно-зажигательных ракеты К100В8 типа "воздух - воздух".


Схематичное изображение подводной лодки "Форель" с вихревым двигателем Шаубергера

Мессершмитт Me.262 «Schwalbe» (с нем. ласточка) – немецкий реактивный истребитель времен Второй мировой войны. Использовался в качестве истребителя (в том числе ночного), бомбардировщика, самолета-разведчика. Данный самолет был первой в мире серийной реактивной машиной, которая принимала участие в боевых действиях. Всего с 1944 по 1945 год немецкой промышленности удалось собрать и передать в войска 1433 истребителя Me.262, который таким образом стал еще и самым массовым реактивным самолетом Второй мировой войны.

Очень часто в боевой возникали такие моменты, при которых технические нововведения в один определенный момент практически полностью сводили на нет всю боевую ценность самолетов предыдущих поколений. Одним из наиболее ярких примеров, подтверждающих данные слова, стал немецкий реактивный истребитель Me.262. Техническое преимущество новой машины над авиацией союзников было значительно, но детские болезни (в первую очередь недостатки и ненадежность двигателей), а также сложная военно-политическая обстановка в Германии в конце войны, нерешительность и колебания в вопросах программ постройки новых самолетов, привели к тому, что самолет появился в боевом небе Европы с задержкой как минимум на 6 месяцев и не стал тем «чудо- », которое смогло бы вернуть Германии господство в воздухе.

Хотя наиболее простым объяснением данным задержкам был тот факт, что компания «Юнкерс» просто не могла до середины 1944 года довести до серийного производства свой новый турбореактивный двигатель. В любом случае, массовые поставки самолета в боевые части не могли начаться ранее сентября-октября 1944 года. Помимо этого спешка в принятии на вооружении самолета привела к тому, что он был направлен в бой еще до завершения цикла всех испытаний. Начало использования машины было явно преждевременным и привело к большому числу небоевых потерь среди самолетов и летчиков люфтваффе.

Вполне очевидно, что возможность по ускорению создания такого радикального самолета как Ме.262 имела свои пределы, даже не смотря на то, что самолету и его двигателям был придан высочайший приоритет, для успешной реализации проекта было уже слишком поздно. В то же время всесторонняя поддержка создания машины еще на ранних стадиях работ также не могла серьезно повлиять на время его доводки. Самолет, который впервые поднялся в воздух в 1941 году с обычным поршневым двигателем, просто опоздал на эту войну.

Не смотря на это, одно было, безусловно: Ме.262 стал самым первым боевым самолетом с турбореактивным двигателем, который принял участие в боевых действиях, опередив в этом плане британский «Метеор». В независимости от результатов боевого использования Ме.262 навсегда вошел в историю, как самолет, открывший новую страницу в летописи воздушных боев.

Описание конструкции

Самолет Ме.262 представлял из себя свободнонесущий цельнометаллический моноплан, который имел низко расположенное крыло с двумя турбореактивными двигателями (ТРД). Крыло самолета было однолонжеронным и имело предкрылки, расположенные по всей длине. Закрылки были установлены между элероном и центропланной частью крыла. Истребитель имел вертикальное однокилевое оперение и убирающееся шасси с носовой стойкой. Кабина пилота закрывалась прозрачным фонарем, который можно было открыть вправо. Предусматривалась также возможность полной герметизации кабины летчика и возможность установки катапультируемого кресла.


Самолет мог выдерживать перегрузки на уровне в 7g с максимальной допустимой полетной массой в 5 600 кг. Предельно допустимая скорость в горизонтальном полете составляла 900 км/ч, при пикировании – 1000 км/ч, при полностью выпущенных посадочных закрылках – 300 км/ч.

Фюзеляж истребителя был цельнометаллическим и состоял из 3-х секций, обладал треугольным сечением и имел большое количество закругленных граней. Обшивка его была гладкой. Секции фюзеляжа были представлены носовой, средней и хвостовой с силовым элементом для крепления оперения. В носовой части фюзеляжа монтировался комплект вооружения и боеприпасов. В нижней части находилась ниша, в которую убиралась передняя стойка шасси. В средней секции располагалась кабина пилота, которая обладала бочкообразной формой, а также топливные баки истребителя. Выемка под местом летчика служила для крепления крыла. Хвостовая секция фюзеляжа образовывала вместе с оперением единую конструкцию.

Кресло летчика было небронированным и устанавливалось на задней стенке кабины, оно могло регулироваться только по высоте. За креслом пилота находился аккумулятор. Фонарь кабины включал в себя 3 секции: передняя (козырек кабины) имела бронестекло и была несъемной, среднюю и заднюю секции можно было демонтировать. На козырьке кабины с левой стороны было расположено небольшое откидное оконце. Средняя часть фонаря откидывалась вправо и служила для выхода из кабины летчика. Спереди боеприпасы, летчик и основные приборы были прикрыты бронеплитами.

Шасси самолета было убирающимся и в убранном виде все части шасси надежно прикрывались закрывающимися щитками. Уборка и выпуск шасси производились при помощи гидравлики. Все три колеса самолета обладали тормозной системой. Торможение носового колеса осуществлялось при помощи рычага помпы, который находился в кабине пилота слева от него, торможение основных колес осуществлялось при помощи педали тормоза. Контроль за состоянием шасси можно было осуществлять при помощи 6-и приборов визуальной сигнализации.


Истребитель оснащался двумя турбореактивных двигателя (ТРД) Jumo 0004В, которые размещались под крылом самолета и крепились к нему в 3-х точках каждый. Управление двигателями было однорычажным и осуществлялось при помощи лишь одного рычага на каждый двигатель. Съемные капоты-обтекатели обеспечивали техникам достаточно хороший доступ к двигателям. С левой стороны мотогондол находилось специальное углубление-ступенька, которая облегчала техническому персонала и летчику подъем на крыло самолета.

Основные топливные баки были расположены перед и за кабиной летчика (емкостью по 900 литров). Дополнительный топливный бак емкостью в 200 литров находился под кабиной летчика. Общий запас топлива составлял 2000 литров. Баки самолета были протектированными. Топливо подавалось к двигателям при помощи пары электропомп, которые устанавливались на каждом из основных баков. Система контроля за запасом топлива была автоматической и срабатывала при нахождении в каждом из баков мене 250 литров топлива.

Основным вооружением самолета были четыре 30-мм автоматических пушки MK-108. Благодаря тому, что пушки были установлены в носовой части рядом друг с другом, они обеспечивали очень плотный и кучный огонь. Пушки были установлены попарно друг над другом. Нижняя пара обладала боезапасом в 100 снарядов на ствол, нижние имели по 80 снарядов. На одной из модификаций истребителя также устанавливалась 50-мм пушка BK-5. Для борьбы с дневными бомбардировщиками могли использоваться неуправляемые ракеты R-4M.


Недостатки и боевое применение

В ходе боев на всех истребительных модификациях Мессершмитта Me.262 немецкие летчики сбили 150 вражеских самолетов, потеряв при этом около 100 своих машин. Данная безрадостная картина в первую очередь объясняется низким уровнем подготовки основной массы летчиков, а также недостаточной надежностью двигателей Jumo-004 и их достаточно низкой живучестью в боевых условиях, перебоями со снабжением истребительных частей люфтваффе на фоне общего хаоса в терпящем поражение Третьем рейхе. Эффективность же использования машины в качестве бомбардировщика была столь низкой, что об их деятельности в данном статусе не упоминалось даже в сводках боевых действий.

Как и любая принципиально новая, инновационная разработка истребитель Me.262 не был лишен недостатков, который в случае с данным самолетом в основном относились к его двигателям. В качестве наиболее серьезных выявленных недостатков перечисляются следующие:

Существенный разбег при взлете (требовалась бетонированная ВПП с длиной не менее 1,5 км), что делало невозможным применение самолета без использования специальных ускорителей с полевых аэродромов;
- значительный пробег при посадке;
- очень высокие требования к качеству ВПП, которые были связаны с засасыванием предметов в низко расположенные воздухозаборники, а также недостаточной тягой двигателей;
- очень высокая уязвимость машины во время взлёта и посадки;
- затягивание истребителя в штопор при превышении скорости 0,8 Mаха;
- ненадежность двигателей самолета, отказы которых приводили к большому числу небоевых потерь, посадка самолета с одним работающим двигателем часто приводила к гибели машины;
- двигатель был очень уязвимым – во время резкого набора высоты он мог загореться;
- двигатель обладал очень малым моторесурсом – всего 25 летных часов;
- высокие требования, предъявляемые к техническому персоналу, что не было приемлемо для Германии в условиях боевых действий на заключительном этапе войны.


В целом главные претензии к Me.262 относятся в первую очередь к двигателям. Сам истребитель же получился достаточно удачным, а в случае оснащения более надёжными двигателями, обладающими большей тягой, он мог бы показать себя с существенно лучшей стороны. По своим основным характеристикам он превосходил большинство самолетов своего времени. Скорость более 800 км/ч – на 150-300 км/ч превышала скорость самых быстрых истребителей и бомбардировщиков союзников. Его скороподъемность также находилась вне конкуренции. Кроме этого истребитель мог совершать вертикальный набор высоты, что было недоступно ни для одного из самолетов союзников. В управлении же самолет был значительно легче, чем массовый Мессершмитт 109, хотя и требовал серьезной подготовки летчиков-истребителей.

Тактико-технические характеристики Мессершмитта Me.262 A1-1a

Размеры: размах крыла – 12,5 м, длина - 10,6 м, высота - 3,8 м.
Площадь крыла – 21,8 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 3 800
- нормальная взлетная – 6 400
- максимальная взлетная – 7 140
Тип двигателя – два ТРД Junkers Jumo 004B-1 с тягой в 900 кгс каждый
Максимальная скорость на высоте– 855 км/ч
Боевой радиус – 1040 км.

Практический потолок – 11 000 м.
Экипаж – 1 человек
Вооружение пушечное: 4×30-мм пушка MK-108, возможна установка 12 неуправляемых РС R-4M

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/fww2/me262a.html
www.pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/211-me-262?start=7
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия».


В 1940-х ни союзники, ни Германия не имели надежных реактивных двигателей до конца войны.
«Хейнкель» Не-178 поднялся в воздух на собственном двигателе 27 августа 1939 г, став первым самолетом с реактивным двигателем, потребляющим атмосферный воздух.

В 1941 г. Хейнкель и Мессершмитт испытывали прототипы реактивных самолетов одновременно с взлетевшим британским «Глостером» Е.28/39. Для проверки планера «Мессершмитт» взлетел с традиционным поршневым мотором в носовой части фюзеляжа: его ненадежные реактивные двигатели могли отказать, и первый же полет закончился катастрофой.

кокпит Messerschmitt Me 262 вид из кабины

«Метеор» фирмы «Глостер» первый реактивный самолет поступивший на вооружении союзников (Англия) в июле 1944 года, использовался для преследования крылатых ракет V-1 до последних месяцев войны. Подразделению из этих самолетов запрещалось пересекать линию фронта, что бы не подвергаться риску захвата.

Мессершмитт Ме-262 первый реактивный истребитель люфтваффе

Генерал-лейтенант Адольф Галланд, в качестве инспектора истребительной авиации проводил испытательные полеты на «Мессершмитте» Ме-262 - реактивном истребителе более быстрого, чем любой самолет союзников, и способного сражаться даже с ускользающим до этого от атак, самолетом «Москито».

Самолёт «Москито» многоцелевой бомбардировщик, использовался и как ночной истребитель. С его скоростью 640-675 км/ч на высотах свыше десяти километров, мог не опасаться атак Мессершмитта 109.

Me 262A реактивные истребители базирующиеся вдоль автобана Мюнхен Зальцбург Германии 1945

А вот Мессершмитт Ме-262 (Messerschmitt Me.262) вооруженный 30-мм пушкой истребитель, мог изменить ход войны в воздухе. Так везде обмусоливаются эти данные, так по крайней мере, не редко говорят.

Ме-262 мог выиграть войну. Он представлял каче­ственный скачок в конструировании самолетов; даже все­го несколько самолетов, переданных во фронтовые под­разделения, сделали вызов командованию авиации со­юзников в Европе. Обладающий оглушительными летными характеристиками, самолет М-262 страдал из­ за своих ненадежных ТРД. Потери из-за отказов двигате­лей, возгораний и поломок были тяжелыми. 30-мм пушка имела склонность к заеданию, а стойки шасси часто раз­рушались при посадке самолета.

Ме-262, один из первых реактивных истребителей и самый известный из них

Несколько сотен Ме-262 нанося существенные потери, могли остановить дневные бомбардировки американцев.

А вы как думаете? Ответ остается неясным?

Мог ли столь революционный самолет закрыть небо Германии от воздушных налетов союзнической авиации. Напомним армады атакующих доходили почти до 1000 самолетов единовременно. И к середине 1944 года контроль за небом Германии принадлежал союзникам, причем и в дневное время тоже. Ме-262 стремительно внедрили в производство. Галланд настаивал, чтобы по крайней мере четверть германских истребителей составляли Ме-262. Это было невыполнимое требование.

Германия могла строить самолеты в достаточном количестве, пока союзники не стерли с лица земли ее заводы, но это полбеды. Когда были разбомблены нефтеносные скважины и угольные шахты Селезии, то встало практически все, от транспорта до промышленности.

взлетно-посадочная полоса в Даксфорде отказ тормозной системы МЕ 262

Второй вопрос - смогли бы люфтваффе подготовить достаточно летчиков для полетов на реактивном истребителе Мессершмитт Ме-262?

истребитель Мессершмитт Me 262

Разбомбленные заводы. На первый вопрос ответ получили раньше: 17 августа 1943 г. 8-я воздушная армия США разбомбила Регенсбург, разрушив линию, предназначенную для сборки самолетов. Это привело к тому, что немцы были вынуждены перенести производство на новое место в Баварии, но и до этого случались остановки производства из-за нехватки квалифицированных кадров, стратегических материалов и беспощадной порчи сети железных дорог. Между летом 1943 года и апрелем 1945 года заводы «Мессершмитта» изготовили примерно 1300 Ме-262, из которых 1000 передали люфтваффе. В это же время общее производство "только истребителей" союзниками превышало 2000 самолетов в месяц.

Главная проблема Мессершмитт Ме-262 первый реактивный истребитель люфтваффе, его силовая установка.

Силовая установка, реактивный двигатель Jumo 004

Ненадежные двигатели доставляли неприятности Ме-262 на про­тяжении всей его короткой боевой карьеры. Двигатель Jumo 004 тре­бовал капитального ремонта после десяти часов наработки , а ресурс двигателя не превышал 25 часов .

Сопло выпадало иногда из мото­гондолы, что приводило к пожару двигателя, и самолет срывался в смертельную спираль. Самолет имел склонность к рысканью, что затрудняло точную стрельбу из-за большой скорости сближения и низкой начальной скорости снарядов его пушки.

Мессершмитт Me 262 истребитель Зальцбург Австрия

Пилоты уже не те

Истребительное подразделение составленное из истребитель Мессершмитт Ме-262 в октябре сорок четвертого года совершают свой первый боевой вылет. Статистика использования Мессершмитт Ме-262 не радует, в воздушных боях сбито порядка 150 самолетов противника, но и своих потеряно около 100.

Me 262 A2a истребитель-бомбардировщик, найденный армией США в лесу недалеко от Франкфурт весна 1945 г

Но в умелых руках, с хорошо ра­ботающим двигателем, Ме-262 был грозным противником.

Истребитель бомбардировщик обследуют американские солдаты

Его феноменальное преимущество в скорости могло использоваться для выполнения сокрушительных ударов по армадам бомбардиров­щиков с последующим стреми­тельным выходом из атаки рань­ше, чем мог среагировать эскорт.

Me-262A американцы проверяют нет ли мин-ловушек Германия январь 1945 г

Единственного попадания из 30-мм пушки часто оказывалось достаточно, чтобы разрушить че­тырехмоторный бомбардировщик или, по крайней мере, повредить, вынудив отстать от своей группы, где поршневые германские истре­бители могли бы добить его. Вес­ной 1945 г. Ме-262 планировали вооружить несколькими неуправ­ляемыми ракетами R4M класса «воздух-воздух», что позволило бы ему проводить стремительные залпы по эскадрам бомбардиров­щиков за пределами эффективной стрельбы их пулеметов.

Немецкий Messerschmitt Me 262 истребитель в Райт Филд штат Огайо конфискованный ВВС США, с автоматической пушкой

Так что общий вклад в войну Мессершмитт Ме-262 первый реактивный истребитель люфтваффе не так велик как это кажется.

Вот его зачастую сырые наработки в дальнейшее развитие реактивного самолетостроения велики, достаточно посмотреть на первые массовые реактивные истребители союзников, зачастую без опознавательных знаков их и не отличить один от другого.

Во второй мировой войне у немцев были следующие самолеты, вот их список с фотографиями:

1. Арадо Ar 95 — немецкий двухместный гидроплан торпедоносец-разведчик

2. Арадо Ar 196 — немецкий военный гидросамолёт-разведчик

3. Арадо Ar 231 — немецкий лёгкий одномоторный военный гидросамолёт

4. Арадо Ar 232 — немецкий военно-транспортный самолёт

5. Арадо Ar 234 Блитц — немецкий реактивный бомбардировщик


6. Бломм Фосс Bv.141 — прототип немецкого разведывательного самолёта

7. Гота Go 244 — немецкий средний военно-транспортный самолёт


8. Дорнье Do.17 — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик


9. Дорнье Do.217 — немецкий многоцелевой бомбардировщик

10. Мессершмитт Bf.108 Тайфун — немецкий цельнометаллический одномоторный моноплан


11. Мессершмитт Bf.109 — немецкий одномоторный поршневой истребитель-низкоплан


12. Мессершмитт Bf.110 — немецкий двухмоторный тяжелый истребитель


13. Мессершмитт Me.163 — немецкий ракетный истребитель-перехватчик


14. Мессершмитт Me.210 — немецкий тяжелый истребитель


15. Мессершмитт Me.262 — немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик

16. Мессершмитт Me.323 Гигант — немецкий тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью до 23 тонн, самый тяжёлый сухопутный самолёт


17. Мессершмитт Me.410 — немецкий тяжелый истребитель-бомбардировщик


18. Фокке-Вульф Fw.189 — двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт


19. Фокке-Вульф Fw.190 — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан


20. Focke-Wulf Ta 152 — немецкий высотный перехватчик


21. Focke-Wulf Fw 200 Condor — немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт


22. Хейнкель He-111 — немецкий средний бомбардировщик


23. Хейнкель He-162 — немецкий одномоторный реактивный истребитель


24. Хейнкель He-177 — немецкий тяжелый бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан


25. Хейнкель He-219 Uhu — двухмоторный поршневой ночной истребитель, оснащенный катапультируемыми креслами


26. Хеншель Hs.129 — немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик


27. Физелер Fi-156 Шторх — малый немецкий самолёт


28. Юнкерс Ju-52 — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт


29. Юнкерс Ju-87 — немецкий двухместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик


30. Юнкерс Ju-88 — немецкий многоцелевой самолёт


31. Юнкерс Ju-290 — немецкий дальний морской разведчик (по прозвищу «Летающий шкаф»)

Все страны, принявшие активное участие во Второй мировой войне, имели перед её началом определённый задел по разработке реактивных самолётов. Во время войны усилия по созданию реактивной боевой авиации не прекращались. Но их достижения меркнут при сравнении с масштабом, в котором производились вермахта Второй мировой войны.

Предвоенный задел

Реактивное движение всегда привлекало внимание оружейников. Применение пороховых ракет уходит в древние времена. Появление самолётов, способных осуществлять управляемый полёт, сразу же привело к стремлению совместить это новшество с возможностями реактивной тяги. Стремление обеспечить военный потенциал на передовом технологическом уровне наиболее ярко отражалось в научно-технической политике Рейха. Ограничения, наложенные лишили Германию пятнадцати лет эволюционного совершенствования военной техники и вынуждали к поиску революционных решений. Поэтому сразу после отказа Рейха от военных ограничений и создания Люфтваффе руководителем научных программ Рихтгофеном в 1934 году была поставлена задача создать немецкий реактивный самолет Второй мировой войны. К её началу только англичанам удалось совершить технологический рывок, создав прототип турбореактивного двигателя. Но этим они обязаны не техническому предвидению, а упорству изобретателя Ф. Уиттла, вложившего в него собственные средства.

Прототипы и образцы

Начавшаяся война по-разному сказалась на программах развития реактивной авиации. Англичане, осознавая уязвимость перед воздушной угрозой, достаточно серьёзно отнеслись к развитию нового типа машин боевой авиации. На основе двигателя Уиттла они в апреле 1941 года провели испытания прототипа, с которого начались английские реактивные самолеты Второй мировой войны. имевший слабую технологическую базу, потерявший и эвакуировавший часть промышленности, вёл довольно вялые эксперименты с ракетными и маломощными имевшими, скорее, познавательный интерес. Американцы и японцы, несмотря на большие возможности, не сильно продвинулись от того же уровня. Их реактивные самолеты Второй мировой войны базировались на иностранных разработках. Уже в самом начале войны Германия приступила к созданию летающих прототипов серийных машин и отработке эксплуатации реальных боевых самолётов. Весной 1941 года в воздух поднялся реактивный "Хенкель" Не-178, оснащённый двумя турбореактивными двигателями HeS-8A, развивавшими тягу до шестисот килограмм. Летом 1942 года совершил полет первый немецкий реактивный самолет Второй мировой войны, двухмоторный "Мессершмитт" Ме-262, показавший прекрасную управляемость и надёжность.

Первые серии

Первые серийные реактивные самолеты Второй мировой войны, поступившие на вооружение, - и английский Gloster Meteor. Существует легенда о том, что задержка с выпуском реактивного "Мессершмитта" связана с капризами Гитлера, желавшего видеть его в качестве истребителя-бомбардировщика. Начав производство этой машины, за 1944 год немцы выпустили более 450 самолётов. В 1945 году производство составило около 500 самолётов. Также немцы поставили в серию и начали массовый выпуск Не-162, рассматриваемого командованием как мобилизационный истребитель для фольксштурма. Третьим типом реактивного истребителя, участвовавшим в войне, стал "Арадо" Ar-234. До завершения войны их произвели 200 единиц. Размах англичан был заметно слабее. Вся военная серия "Глостеров" ограничилась 210 машинами. Реактивные самолеты Второй мировой войны США и Японии развивались на переданных технологиях Англии и Германии и ограничились опытными сериями.

Боевое применение

Боевой опыт использования реактивной авиации успели получить только немцы. Их самолёты пытались решить задачу обороны страны от противника, обладающего подавляющим превосходством в воздухе. Английские реактивные хотя и применялись над территорией Германии и в обороне Англии против немецких крылатых ракет, имели лишь несколько боевых эпизодов. В основном они использовались в качестве тренировочных. не успел создать реактивные самолеты Второй мировой войны. СССР активно осваивал трофейные заделы на основе собственного богатого военного опыта.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...