Почила о Бозе схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области


Битая земляная дорога все вверх и вверх, мимо частных подворий с пробивающимися у заборов крепкими зелеными листьями тюльпанов, вела меня к Свято-Алексиевскому женскому монастырю. Особняки, словно ласточкины гнезда, тесно облепили подножие монастыря, который когда-то занимал двадцать пять гектаров земли. Теперь - всего пять. Лыжная база и жилые кварталы района 1-й Дачной совсем близко подступили к его белым стенам. Но и эти пять гектаров, заросшие полевой травой, со старинной низенькой церквушкой XVIII века и строящимся храмом кажется огромной территорией для тринадцати монахинь, одной инокини, четырех послушниц и прибывшей сюда нынешней зимой матушки Феодосии, ставшей недавно его настоятельницей. Высокая, спокойная и строгая матушка Феодосия пригласила меня в свой кабинет. Разговор наш начался сложно. Я задала вопрос, который больше всего интересует мирских людей - как светский обычный человек превращается в монаха? Что происходит в его судьбе, бывают ли ему знамения?

Но на мне не случайно черные одежды, - ответила матушка. - Я умерла для мирской жизни, меня той, прежней, давно уже нет. Бог да душа - вот монах... А потом заботливо спросила, глядя на мои каблуки: - Может, вам переодеть другую обувь, чтобы ноги отдохнули? Я уж и представить не могу, как раньше носила такие...

Взяв благословение в епархии, она рассказала все же о своей дороге к Храму.

Отец Кирилл

Естественным получился мой приход в монастырь. В детстве я невольно прислушивалась к словам молитв, которые читала моя бабушка. В отроческие годы мы с сестрой часто представляли свою жизнь в глухих лесных местах, вели мечтательные разговоры о монашестве, хотя ничего о нем не знали. Ведь это были те времена, когда церкви стояли закрытые. Мы и не подозревали, что где-то есть Сергиева лавра, а увидев монахов, очень бы удивились. Для нас они были из области таинственного, сказочного. Но молодая душа искала идеала, чистоты. Мирская жизнь тогда уже вызывала неприятие. Однако мне пришлось пройти мирской путь.

Получив высшее образование, матушка Феодосия успешно работала в Калуге. У нее были любящие родные, стабильный заработок, жилье. Когда в начале 90-х стали открываться церкви, монастыри (а Калужская земля богата святыми местами), возрождаться духовная жизнь, она поехала по монастырям на работы по восстановлению обителей. С паломниками перекладывала кирпичи, работала в трапезной, прачечной. Где бы ни была в командировках, не могла пройти мимо храма. "Душа-христианка звала в лоно церкви, - говорит она. - Заходя в храмы, я не знала, что за святые изображены на иконах, кроме Богоматери и Спасителя. Наталкивалась на не очень вежливые ответы церковных бабушек, смущалась своего незнания".

За просвещением обратилась к духовным книгам. Одна из первых, которую перечитывает и до сих пор, монашествуя уже одиннадцать лет, была о старце Силуане. Начиналась она такими словами: "Бог - есть Любовь". "Она сразу меня захватила. К тому времени жизнь без Бога уже утратила для меня интерес. Но все мы хотим любить и - чтоб нас любили. В ней об этом и говорилось - душа всегда ищет настоящую, высокую любовь и находит ее только в Боге".

В 1992 году в Свято-Веденской Оптиной пустыни на празднике Сретения будущая матушка впервые причастилась. Вновь появились мысли о монашестве, неясные и неосознанные. И каково было ее удивление, когда, разговаривая со священником в Казанском девичьем монастыре (туда приехала паломником), услышала от него прямой вопрос: "Ты что, хочешь быть монахиней?" - "Я не знаю...". - "А желаешь ли знать волю Божию? Поезжай в Троице-Сергиеву лавру к отцу Кириллу, духовнику всея Руси. Через него узнаешь".

С подругой на праздник Преображения Господня поехали в Лавру. К старцу было очень много народу. Ни в первый, ни во второй день к нему они не попали. На третий день, стоя зажатой в толпе, услышала, как отец Кирилл, сотворя утреннюю молитву, при поминании о здравии вдруг назвал ее имя, будто видел ее в толпе. А люди все оттесняли и оттесняли ее от кельи.

При входе в церковь я увидела икону Божией Матери, прочла: "Игуменья горы Афонской, покровительница монахов" и стала ей молиться. И чудесным образом, как - не пойму, оказалась перед дверью старца и в трепете туда вошла.

У нас не было длительного разговора. Я только сказала: "Жила-жила мирской жизнью. И не знаю, что делать?" "Иди в монастырь", - тихо так ответил он. Я от волнения чуть не задохнулась: "Как? А воля-то Божья есть?" Он меня ласково по плечу похлопал: "Иди, иди, не ошибешься..." Вышла от него, и с подругой, а она уже раньше решилась идти в монастырь, молча долго сидели на скамеечке в Лавре. И было наше молчание благоговейным. Я успокоилась - это, несомненно, воля Господа.

В октябре она взяла отпуск и, ничего не говоря на работе, уехала послушницей в только что открывшийся Свято-Никольский монастырь, что в городе Малоярославце. Мама забеспокоилась: "Я умру, если пострижешься в монашки. Чем мы тебя обидели?" Дочь молилась, чтоб родителям не было так больно.

Обитель была разоренная. Всего один жилой дом. Ночевать ее положили в башенке, где не было отопления, с душевнобольной женщиной, которая всю ночь причитала и плакала. С этой стылой бессонной ночи и последующей череды послушаний начались ее сомнения. Может, ошибку делает? Не приспособлена к такой жизни, и родителей жалко, на старости лет рассчитывали на нее. "Бог испытывал мою веру. И я все вспоминала слова отца Кирилла - иди, не ошибешься". Шло испытание. И как же помогли ей заветные слова отца Кирилла...

Она была одной из первых послушниц. Новые сестры, многие также из мирской жизни, съезжались в монастырь.

Самым трудным для меня было обуздать свои гордыню, эгоизм, нежелание подчиняться наставнице (потом она стала моей духовной матерью), беспрекословно выполняя все до единого, даже кажущиеся бессмысленными послушания: сажать морковь верхушкой в землю или сажать цветы, где идет большое строительство. Сложно было и побороть неприязнь к сестрам. Но монастырская жизнь построена на любви и послушании. Чтоб вырастить в себе эти качества, надо молиться друг за друга, направлять сердце к любви. Сам Иисус Христос жил в послушании Отцу Небесному. Кого любишь, того слушаешься...

В июле 1993 года послушницу в иноческом постриге нарекли матушкой Феодосией, а ее подругу - Антонией (в честь первых монахов-устроителей Киево-Печерской лавры Феодосия и Антония).

Это было радостным! И родители чудесным образом успокоились и дали на мое иночество свое благословение.

Крест наставницы

Как только монастырь наш возрос, поднялся на большую высоту, духовную и внешнюю, стал известен на всю страну, к нам начали обращаться владыки из других епархий с просьбой отпустить наших монахинь на служение в другие обители. Сестры одновременно разъехались, кто в Орел, кто в Тюмень, Антония - в Хабаровск, я - в Саратов. Разлетелись по России поднимать монастыри по подобию нашего, Свято-Никольского. Прощаясь, чуть не плакали. Приросли за одиннадцать лет духовно друг к другу. Но теперь понимаем - разлуки нет, молитвенно мы связаны накрепко. Родство духовное сильнее физического.

Впервые увидев Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь, матушка Феодосия поняла - настоятельский крест ее нелегкий. Монастырь неустроенный, каким вначале был Свято-Никольский, с огромной стройкой, которую никто не финансирует. Кощунственно оскверненный в советскую эпоху, как и многие другие места. В Тюмени, в монастыре, например, через алтарь проходила линия по розливу вино-водочных изделий. У нас еще хуже - в здании старинной церквушки была открыта женская клиника, где делали аборты. Трупики младенцев партиями сбрасывали в вырытую рядом яму. Теперь на "братской могиле" неродившихся детей возводится храм покаяния в честь Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрии".

Когда я узнала, что храм строится на погребальном месте, то решила, что здесь нужен еще один придел - престол в честь 14 тысяч младенцев из Вифлеема, убитых Иродом. Ведь дети, безвинные и беззащитные, загубленные во чреве матери (а это более жестокое убийство, чем на улице), уподобляются первым Вифлеемским мученикам. Я поделилась этими мыслями с Владыкой Лонгином, и храм с его благословения строится двухпрестольный. Чудесным образом из Иерусалима (а там, в Русской Духовной Миссии, матушка год несла послушание. - И.С.) мы получили частичку мощей одного из вифлеемских младенцев, - открывает настоятельница шкатулку, где в крошечном целлофановом пакетике в красной бумаге завернутый кусочек мощей. - Это благословение нашему монастырю святаго града Иерусалимского, подкрепление и помощь нашим сестрам...

Духовное руководство и помощь Владыки Лонгина вместе с собственным опытом строгой монастырской жизни помогли многое изменить в жизни Свято-Алексиевской обители. Это и постоянная, не прекращающяеся ни днем, ни ночью молитва, и длительные богослужения, чтения неусыпаемой псалтири о здравии и упокоении. На все теперь здесь, даже на самое маленькое дело - купить дрожжи, например, - испрашивается благословение. Каждый вечер, по окончании богослужения, монахини совершают крестный ход по территории монастыря с иконами Пресвятой Богородицы "Одигитрия", покровителя обители святителя Алексия, мироточившей иконой святой благоверной княгини Анны Кашинской, читая 150 раз молитву "Богородица Дева радуйся".

По молитве и вере нам воздается. Мы молимся о тех кто обращается к нам за помощью. Просим и читателей газеты "Православная вера" молиться о нашей обители. Место это несуетное, благодатное, намоленное монахами-схимниками, когда-то жившими здесь. Многие приезжали к ним за советом, по их молитве в горе пробился источник родниковой воды. Не надо ехать далеко в святые места. Они рядом, только обрети молитву и будут тебе Рим и Иерусалим в своем Отечестве.

Ровно 18 лет после чудовищной автомобильной аварии провела в летаргическом сне простая 18-летняя девушка.

Очнувшись спустя годы полностью парализованной и больной, она внезапно обрела великий мощный дар предвидения!

Те, кто хорошо знает старицу Феодосию, зовут ее русской Вангой. А все потому, что и сейчас 86-летняя схимонахиня матушка Феодосия, вот уже 68 лет прикованная к постели, помогает женщинам устроить самую завидную женскую судьбу, давая бесценно точные подсказки, кого из поклонников выбрать, чтобы всю жизнь прожить в любви, мире и радости, кому рожать детей, как пережить трудные времена в отношениях с мужьями. И не только это…

— Мы без нашей матушки Феодосии даже огород не садим! — добродушно улыбаются щербатыми ртами местные бабки, жительницы поселка Октябрьский, что на Рязанщине. — Она для нас все! Знает всю подноготную — ничего от нее не скроешь! Ее молитвами мы до сих пор живы!

О ней стараются не рассказывать вслух, к ней за километр не подпускают журналистов, но это все равно не помогает. Сохранить в тайне удивительное чудо — дар прозорливости, — посланное матушке Богом, невозможно. А потому к старенькой монахине, живущей в полном одиночестве и неподвижности в деревенской, потемневшей от времени избе, со всего света съезжаются паломники — из Иерусалима и с Афона, из Сибири и с Кавказа, из Украины и Грузии.

— Сила Божия в немощи совершается, — задумчиво говорит батюшка Константин, настоятель местного храма страстотерпцев Бориса и Глеба. — За ее величайшее терпение и смирение Господь послал ей удивительный дар! И она терпеливо отдает его людям…

Чудеса

…Каждый вечер возле ее неказистого дома собирается разномастная очередь. Сегодня — тоже. Бритоголовые парни в кожаных куртках коротают время в своих машинах, мрачно считая часы. Женщина с азиатским разрезом глаз, светло улыбаясь, опирается на руку мужа. Молодые девчушки стоят в сторонке, о чем-то яростно шушукаясь. Бабушки в платочках истово крестятся перед тем, как войти во двор…

— Когда слава о даре матушки Феодосии вышла за пределы нашего райцентра Скопина и к ней стали приезжать отовсюду, местные дамы-соседки насторожились, — вспоминает отец Константин. — И две женщины из соседнего с матушкой села, знавшие ее с младых ногтей, отправясь к Феодосии, громко обсуждали: «Да что эта Наташа знает?!» Прежде, в миру, матушку звали Натальей. Ну что ж, пришли. Отстояли очередь. Зашла та, что возмущалась, и с ходу получила от матушки звонкую отповедь: «Да ничего эта Наташа не знает. Иди себе с Богом!»

Впрочем, мало кто уходит от матушки несолоно хлебавши. Гораздо чаще люди выходят с просветленными лицами, получив четкие ответы на свои вопросы.

— Поначалу матушка говорила притчами, и не все понимали вложенный в них смысл, приходилось додумывать, — говорит батюшка. — Но в последние годы матушка Феодосия говорит предельно четко и ясно — разных толкований даже и быть не может! И ее молитвами живы люди. На клиросе в церкви есть певчая Анна, ей лет под 60. Два года назад поставили ей тяжелый диагноз — рак. Метастазы проросли уже в кости. И только матушкиными молитвами до сих пор Анна жива, ходит в церковь и по-прежнему поет в хоре. Говорит: «Я чувствую, когда матушка Феодосия за меня молится: с души словно камень падает, и так легко-легко становится». Да мне самому лет 13 было, когда матушка Феодосия сказала: «Священником будешь!» А я — простой советский школьник — тогда и предположить такого не мог! А моей супруге лет 5-6 было, когда она сказала: «Замуж, деточка, за священника выйдешь!» Через нее сам Господь открывает будущее людям…

Одну историю, свидетельствующую о великом даре прозорливости, знают все — подтверждения смотрят на нас строгими глазами со стен местного храма.

— В годы безбожия коммунисты разрушили местный деревянный храм, растащили часть на бревна, выломали окна и забили их иконами — образами наружу, — с горечью говорит батюшка Константин. — А в 70-х годах выбросили иконы в близлежащий ров. Ну откуда полуслепая матушка, лежавшая в неподвижности дома, могла узнать об этом самой первой? Она попросила на словах передать местной женщине: «Аленка! Во рву рядом с церковью иконы лежат в небрежении! А ты придумаешь, как их спасти!»

— Мне тогда было 40 лет, я дояркой работала, — рассказала «Жизни» постаревшая 86-летняя Аленка — ныне уже баба Лена. — Прибежала однажды ко мне младшая сестра матушки Феодосии Оля: «Матушка Феодосия наказала тебе передать, что Аленушка и вся ее семья будет сыта, им и хлеб не будет нужен — только спаси иконы!» Я подивилась — почему я? Но пошла к церкви в деревню Пупки, смотрю — во рву иконы лежат все-все! У меня аж мурашки по телу — церковь-то ведь наша была! А как же мне их спасти-то? Ведь у меня ни мужа нет — вдова я, ни лошади, трое детей выросли да разъехались, а иконы-то огромные, тяжелые… У нас в селе только два мужика тогда лошадей держали. Я пришла к одному из них — Семену Рыжову: «Запряги мне лошадь!» — «Зачем?» — «Мне в церковь!»

Тот долго не соглашался. В советские времена за иконы по головке не погладили бы. Я его уламываю, аж плачу: «Так я ж заплачу тебе! И бутылку еще поставлю!» Семен покочевряжился, а потом — так и быть — согласился. Запряг лошадь да и привез к церкви. Вдвоем мы сложили тяжелые иконы в телегу — их штук 11 или даже 15 было: Николай Угодник, Иоанн Богослов, Исаакий Далмацкий… Привезли ко мне домой и сложили их на терраску. А они потрескались. Я бегом к брату Сашке, он у меня художником был: «Сашка, отреставрировать бы иконы надо, сделай!» — «Ладно, ты не беспокойся, они еще заблестят!» И говорит: «Купи краску и яйца!» Все образа обмазал яйцами, а потом начал красить. Я ему покушать, а когда и водочки подносила — лишь бы работал соколик. Закончил Сашка и говорит: «Пусть теперь стоят и сохнут, не хватайте их руками». Под иконы я комнату выделила, тюль купила, занавесила их. Вхожу туда — и не нарадуюсь! Душа поет. Поначалу, как дети поразъехались, спать одна боялась. А тут — ничего не страшно! Стали ко мне старухи со всего села приходить, я священника отца Ивана позвала, он нас причащал. А потом стали восстанавливать церкви, тогда отец Иван и выпросил у меня для новой церкви иконы для иконостаса, в том числе и Николая Угодника, и Иоанна Богослова. А потом Семен Рыжов тоже выпросил у меня одну икону — Исаакия Далмацкого — мол, за работу. Да только распорядился ею не по-христиански — сделал ее дверью от сарая… Наказал его Господь. Нехорошо Семен жизнь кончил — повесился…

Летаргия

Судьба матушки Феодосии потрясает — мало кто из смертных смиренно перенесет такие тяготы и жизненные испытания, не пошатнувшись в вере, ни разу не проявив гнева на судьбу.

— Она никогда не стремилась стать монахиней, — признался отец Константин. — Схиархимандрит отец Авель постриг ее в монахини, так сказать, «по факту». Ее смирение, терпение и истинная вера в Бога дали ей это право. Она никогда не жила в монастыре — ей это не по силам. Но когда люди подходят к ее дому — все крестятся…

Глядя на живую ясноглазую девчушку, росшую в многодетной семье колхозников Никифора и Ефросиньи Косоротихиных из рязанской деревеньки Велемья, никто и не подумал бы, что по селу бегает будущая провидица и великая русская старица…

Деревенька давно пришла в упадок — молодежь разъехалась, дома осиротели и обветшали, здесь нет ни магазина, ни больницы — лишь древние старушки доживают свой век. Но на место, где когда-то стоял шумный дом Косоротихиных, уже началось настоящее паломничество. Люди установили здесь крестик, поставили иконку. А неподалеку Гена — внук той самой Аленки — в пустующей избе устроил часовенку, и туда не зарастает людская тропа…

— Когда матушку Феодосию звали просто Наташей, она работала в колхозе грузчицей, — рассказали об удивительной судьбе односельчане. — Ей было всего 18 лет, когда она попала в страшную аварию — бортовой грузовик перевернулся, и удар пришелся матушке Феодосии по позвоночнику. Но тогда вроде ничего, оклемалась. А вот после второй аварии — уже все. Матушка впала в летаргический сон на целых 18 лет. За ней ухаживали сестры Ольга и Анна, молились о пробуждении, но Наталья никак не просыпалась. А однажды открыла глаза и сказала «Мама!» А потом вдруг тихо запела библейские псалмы, которые никогда прежде не заучивала. К ней бросилась младшая сестра Ольга: «Наташа, да откуда ж ты их знаешь?» — «Ну как же, — ответила будущая матушка Феодосия. — Нас ведь «там» учили»… Но о том, что «там» происходило и как, отвечать наотрез отказывалась. Жизнь продолжалась своим чередом, пока в гости к сестрам не пришла знакомая. Они сидели в другой комнате, чтобы не тревожить Наталью, и уже собирались уходить, как лежащая женщина с грустью посмотрела на гостью: «Ой, какое горе вы пережили полгода назад». Та так и села. Полгода назад она потеряла близкого человека. А матушка Феодосия сказала, что в будущем у нее все наладится. Так и вышло.

И все 50 лет, что прошли с того дня, в любые лихолетья и любую погоду к матушке Феодосии нескончаемой рекой текут люди с бедами и болью, болезнями и просьбами о молитвенной помощи. Потому что матушка-провидица помогает им — всей душой, всеми силами. А ее молитва творит чудеса…

Матушка

Крохотная квадратная комнатка с высоким потолком, вся увешанная иконами, — земная обитель матушки Феодосии. Она лежит на боку, укрытая легким одеялом, в белоснежном платочке, отстраненно смотрит куда-то вдаль. Маленькая и сухонькая. Несколько лет назад она практически ослепла. Рядом с ней всегда племянница Ольга и помощница из местных. Они переворачивают ее, когда нужно, подносят попить, а если матушка не расслышит вопрос, ей его повторят.

Услышав вопрос «Чего ждать россиянам?», сухонькая невесомая старушка мгновенно преображается и четко говорит: «Российским людям ничего бояться не надо — ни землетрясений, ни войн — Россию Бог хранит! Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает — кто Богу молится, не грешит, причащается. Скоро для России наступит пора процветания — и еды хватит всем, и работа будет, и жизнь наладится. А если у кого по судьбе не складывается, любимого человека все не найдет — пусть запомни, что если захочет — встретит!» Поняли? Захочет — тогда и встретит.

Напоследок она благословляет пришедших к ней — при этом ее лицо озаряется светом. После таких коротких минут рядом с матушкой у тысяч людей менялись судьбы — прекращалась череда неудач, рождались дети, создавались семьи. Все человеческое счастье, недоданное ей самой, щедрыми лучами льется на приходящих к ней людей…

О плачущих и горюющих
«Не плачь! Все будет хорошо»

О труде
«Работать надо. Как же не работать? От нашего нерадения такое запустение. Земля-кормилица заброшена, оттого и души в сорняках»
«Господь труд любит. Он говорит: «Вы поработайтесь, рабушки, а Я подмагну».

О радости
«Раньше весело жили! Холодные, голодные, а с песнями на работу шли. Кто в чем одет. Обувки у нас не было никакой. Калоши потом появились, да ноги в них на стройке промерзали: где стоишь, с ноги на ногу переминаешься – холодно. А сейчас все есть, все сыты. Разодеты да обуты. Чего вы унылые-то такие?! Душка должна быть радостной!»

О пьющих
«Богородица от них отвернулась, не хочет на них смотреть»

О унывающих
«Ручки-ножки целы, что еще нужно? Можете по зеленой травке бегать! Мы в детстве в лес за грибами-ягодами ходили. А главное – в храм на Причастие.»
«Зачем унывать? Надо жить!»

О благодарении
«Господь все по молитвам дает»
«Почему сейчас люди к Богу не стремятся? Храмы открыты, автобусы ходят, машины чуть ли не у каждого есть…»
«Богу молитесь – Господь даст силы все перенесть. Когда что есть – благодарите Бога. Когда не будет – тоже благодарите Бога! Сейчас все на столе в избытке, радоться надо. А не будет – и тогда славословьте Господца.»

О будущем
«Прошу, в старых домах на радостях от газа печи не рушьте. Пригодятся.
Чадушки мои любимые, смотрю я на вас, какие вы молоденькие, а что вам предстоит пережить…
Держите малый запас еды. Все в одну минуту может случиться. Не ожидаете – придет. Но Господь-то поможет, Он сильней»
«Хоть бы кто спросил, как душу спасать, как Богу угождать. Нет, спрашивают: «Как выйти замуж? За кого? Кто у меня родится? А я ведь не гадалка».

О жадности
«Чувствуете, что есть и впрок, и сейчас всего вдоволь, возьмите свой излишек да в монастырь или многодетной семье пожертвуйте. Господь за такую милость продлит благие и щедрые дни.»

О Боге и Пресятой Деве Марии
«Спаситель с нами, Божия Матерь с нами»
«Молиться Господу и любить Мамушку нужно» (так она Пресвятую Богородицу звала).

О горнем мире
«Зачем вы меня подкармливали, меня Сама Матерь Божия кормила»
«Меня там всему учили».
«У меня там дом»

Любовь матушки к людям
Пришла к ней экстрасенс, а она ей говорит:
«Колдушечка! Как же я тебя люблю…» Та зарыдала и тут же порвала свой «диплом» по экстрасенсорным наукам.
«Мир вам – и я к вам».
«А я за всех молюсь!»

О ссорах и гневе
«Сатана радуется, когда ссоритесь»
«Живите в мире. Где мир – там и благодать Божия. Оставайтесь с Господцем Богом!»

По воле Божией
«Делайте все по-Божьи. Виноват – вчетверо возмести (см.: Лк. 19: 8).»
«Правда у Господца Бога. Нигде правду больше не найти. Молиться. Правду говорить. С Богом жить!»

Кому помогает Бог
«Всем, кто Бога любит и в храм ходит!»
«Вот я молюсь, молюсь, чувствую - силы угасают и того гляди пред Богом предстану, а я грешная не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».

Об умерших детях и абортах
«Это Ангелы! Они вымаливают род. Только убивать не надо.»
Когда узнавала, что кто-то сделал аборт очень плакала.

Житейские вопросы
«У тебя свой умок-то есть? На Бога надейся, а сам не плошай»

Упрямым
«Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. Поступай, как хочешь»
«Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».

О простоте
«Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик … Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то… А можно и рыбочки кусочек съисть и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали. Да вы заелись»

О надежде
«Надейся на Бога, молись Богу, и Он все управит»

О добре
«Твори добро и говори правду. Говори правильно. Так и живи. Все у тебя будет хорошо!»

О терпении
«Потерпи немножечко, чадце мое! Господь терпеливых любит!»

О поминовении
«Я в молитвах всех-всех поминаю. Начинаю из своей деревушки поминать, а потом и всех приходящих и приезжающих поминаю».

Одиноким
«Если у кого по судьбе не складывается, любимого человека всё не найдет — пусть, запомни, что если захочет — встретит!»

О семьях
«Как ты называешь родителей мужа? По имени и отчеству? А как муж твой называет твоих родителей? По имени и отчеству? Называйте их папой и мамой».
«А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?»
«Живите с миром, чтобы брак ваш был венчаный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте».

О любви
«Между друг другом имейте мир и любовь»
«Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром»
«Живите по заповедям Божьим»

О даровании детей
«По вере вашей да будет вам» — говорила матушка и обращаясь к ней, Господь даровал детей семьям.

О месте человека
«Матерь Божия не благословила уезжать в монастырь и я отсюда никуда не уеду, как бы ни было тяжело. Иначе мы теряем венцы, если теряем то место, на которое определил нас Господь и Матерь Божия!»

Русскому народу
«Российским людям ничего бояться не надо — ни землетрясений, ни войн — Россию Бог хранит. Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает — кто Богу молится, кается, причащается. Скоро для России наступит пора процветания — и еды хватит всем, и работа будет, и жизнь наладится»

Исход души
Перед Причастием услышал тихий голос матушки: «Батюшка, я всё, вышла». – «Откуда?» – спрашиваю. «Из тела». – «А кто возле тебя?» – «Ангелы и святые». – «А бесы есть?» – «Нет, их здесь нет».
Посмотрел на часы настенные: 9 часов утра. После службы сообщили, что матушка Феодосия отошла ко Господу сегодня в 9.10. Причащал ее накануне, 14 мая.

Последнее наставление
«Пасху встретите радостно, а провожать будете со слезами. Радость моя! Не плачь! Мне так хорошо! У меня ничего не болит! Если б ты только знал, как моя душа жаждет соединиться с Господом!
Приезжайте ко мне на могилку. Я здесь молилась за вас и там буду! Меня Господь слышит! Я вас там буду встречать!»
_______________

Если у вас есть желание и возможность поддержать наш сайт, который необходимо оплачивать и содержать, то воспользуйтесь формой ниже. Введите сумму, выберите способ оплаты: банковская карта, с мобильного телефона или Яндекс.Денег. Затем нажмите Пожертвовать.

Благодарим за поддержку!

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое.

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое

– Отец Константин, расскажите, что вы помните о матушке Феодосии?

– Такое, я думаю, забыть нельзя. Ее молитвами, можно сказать, и держался весь мир. И сейчас после кончины нас матушка не оставляет своими святыми молитвами. Чувствуется ее помощь, ее молитва непрестанная. Хотя, когда мы ходили к матушке, мы не искали никаких чудес, знамений. Сами знаете, кто ищет, Господь наш Иисус Христос сказал, что лукавые прелюбодеи, есть чудеса и знамения, которые ему не дадутся. Такого не было, чтобы мы как священники ждали, знамений каких-то, исцелений. Ходили как к болящему человеку, утешая тоже так же молитвенно, и просили святых молитв у матушки. И Господь по ее святым молитвам давал просимое. Каждый, я думаю, получал утешение, каждый чего искал, того находил. Люди искали духовного – находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета, получали мирской совет. Матушка отвечала на все вопросы каждому, что интересовало его в его жизненном пути.

– Как вы узнали о матушке?

– О матушке я знал с детства, лет, наверное, с шести, слышал от бабушек, еще до пострига была она еще матушка Наталья. Люди посещали, ходили как болящую проведывали ее, они звали ее сестричка Наталья. А потом в уже более осознанном возрасте пришел в храм алтарником, я попал лично к ней в келью еще до пострига. А потом, когда отец Авель совершил над ней монашеский постриг, матушка стала здесь такой знаменитой, люди стали знать, что есть у нас такая матушка Феодосия. Тогда в советские годы приходили те люди, кто знал, кого матушка знала. Тогда не было, как сейчас, были гонения, но все равно люди приходили тайно, просили святых молитв, духовный совет, утешались.

– Какую помощь она оказала вам лично?

– Да любую помощь, с какой я ни обращался. Есть конкретный вопрос, который касается лично меня, не могу сказать, это личное, сокровенное, тайна. Матушка никогда не любила ничего разглашать. Она жила по Евангелию, делала так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если матушка что-то делала, она не велела никогда разглашать. Я думаю, это кого-то конкретно касается, однако, придешь, объясняешь ей: вот такая-то такая проблема, она улыбнется тебе: «Батюшка, хорошо, помолимся» и все, вверх летишь.

– Батюшка, может, с другими людьми какой случай полезно огласить.

– А я думаю, другие люди сами должны о себе рассказать. Приходит на память сила ее молитвы, ее сам пример терпения, смирения, любви. Представляете, вот мы, священники, исповедуем людей. Приходишь, падаешь буквально на диван, а сколько матушка принимала в день людей? И день и ночь… До самого утра, практически, шел поток людей. И ведь отвечала на вопросы, каждого встречала с любовью, всем улыбалась, как можно это вытерпеть да не пороптать? Разве это нам не пример? Живой пример! Терпение, смирение. Дай Бог, чтобы мы, туда ходящие, видели и хотя бы чему-то научились.

– На ее похоронах было очень много детей: младенцев, дошкольников. Обычно на похороны стараются не брать таких маленьких.

– Это была Пасхальная радость. Матушка преставилась в день нашего престольного праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба, как раз у нас была архиерейская служба, и такое произошло событие: Господь призвал ее в селение праведных, ведь просто так ничего не происходит, мы сами это знаем. Поэтому для всех это была просто радость. Матушка из временной жизни перешла в жизнь вечную, она шла к Богу.

– Она обладала особым даром. Сейчас большая проблема в семьях молодых – детей Бог не дает. Обращаясь к ней, Господь давал детей.

– По вере вашей да будет вам. Я думаю, такие случаи были, и не единичные, их было много. Люди веровали, что ее молитвами так будет, и так получалось. Ведь по вере нам Господь подает, вера без добрых дел мертва есть. Все взаимосвязано.

Батюшка, а вы не помните, когда был постриг?

– Я в это время как раз поступил в Рязанское духовное училище, это был или 1996, точно не могу сказать, это есть в епархиальном управлении, еще при владыке Симоне это было. Как раз присутствовал митрополит Ивановский Иосиф, отец Авель.

– А какие этапы жизни матушки вы выделите?

– Я по ее наставлению принял сан священства. Матушка руководила нами, давала духовные наставления. Когда я лично беседовал с матушкой, я никогда не дерзал что-то у нее такое расспрашивать. То, что матушка рассказывала, да. Была такая большая масса народа, что стыдно матушку задерживать и людей, которые шли с такими важными вопросами, а люди едут издалека, добираться, ждать – это долго ведь, на каждый вопрос люди ждали ответа. Если матушка рассказывала, а рассказывала она много чего. Матушка показывала своей жизнью пример, учила всех жить в любви: «Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром».

– Известно, что она 40 лет лежала без движения, а когда она начала молиться?

– Это лучше расскажут женщины, которые ходили и ухаживали за матушкой. Была ее сестра Ольга, матушка пришла в себя где-то в 70-е годы, а потом говорить стала притчами, старушки которые ходили, рассказывали. Матушка начинала как-то издалека, а потом человек понимал, что матушка говорила о его жизни, а не про кого-то. Так мягко, деликатно, а потом уже матушка стала говорить прямо. Это уже для нас, потому что мы такие бестолковые, чтобы мы поняли, уже конкретно матушка называла все своими именами. Но, если человек приходил, начинал упорствовать, матушка никогда не настаивала, никому себя не навязывала. Спросят совета – ну вот так вот поступите, Господь открыл. Человек упорствует, не хочет: матушка, а, может, вот так? Матушка: «Ну, как хотите». Тогда выполняйте волю не Божью, а свою. Соответственно, ничего не получалось, это разрушалось. Бог гордым противится.

– Интересно, что матушка говорила о сохранении семьи, крепости семейной?

– Матушка только и говорила: «Живите с миром, чтобы брак ваш был венчанный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте». Когда человек приходил, она сразу спрашивала: «А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?» Это были первые ее слова, сколько мне приходилось слышать.

– А если кто уходил из супругов, как она к этому относилась?

– Как можно к этому относиться? Как к трагедии. Если люди шли за помощью, думаю, возвращались. Бывало такое, когда семьи соединялись вновь. Я не буду разглашать, это было ее святыми молитвами. Что такое «развенчание»? Если ребенка покрестили, его можно раскрестить? А как можно развенчать? Что такое зачин? В истории русской православной церкви такого чина не было. Если уже разрушен брак грехом прелюбодеяния, если там жизнь становится невыносимой, то люди идут к архиерею, чтобы получить благословение на второй брак. Если простят супруги друг друга, если покаются, всякий грех простится человеку. Венчал я браки, когда умирал супруг, и умирала супруга, такое было в моей личной практике. А развенчаться – такого у меня еще не было. Мы с матушкой на эту тему никогда не беседовали. Она говорила так: «Батюшки знают, они пастыри церкви». Или, допустим, какой-то священник приходил и что-то сугубо спрашивал, то она говорила: «Батюшка, ты обратись с таким вопросом к своему владыке». Отсебятины никакой не было.

– Она говорила об изменении канонов церкви?

– Такие тонкие вопросы мы никогда с ней не поднимали. Матушка говорила: «Живите по заповедям Божьим», говорила: «Батюшка, я ведь неграмотная, в семинарии не училась». Эти канонические вопросы касаются и священнослужителей, это тонкие богословские вопросы.

– Книги «Кормчий» вы не видели, не встречали у матушки в библиотеке?

– Такого я не встречал. У матушки всегда лежала Псалтырь. Я тонкостей не знаю. У нее такие старцы были, как отец Наум, поэтому, я думаю, там руководство было. Если такие старцы приезжали за молитвой, то здесь даже говорить не приходится. Помните притчу такую, архимандрит Павел (Груздев) рассказывал? Жили три человека, попали они на необитаемый остров. Приехал к ним архиерей, спросил, как вы молитесь? «Владыка, мы люди простые, неграмотные, вот так: «Господи, трое вас и трое нас, помилуй нас!» «Да вы что, вы неправильно молитесь, таких молитв нет». Покормили владыку, отправили его. И видит владыка: бегут эти три человека за ним по воде: «Владыка, прости нас Христа ради, мы забыли, как молиться правильно, научи нас». «Я все молитвы знаю, все каноны Божьи, но по воде я ходить не умею. Как молились, так и молитесь». Так и здесь. Как она молилась? Это знает только сам Господь. Мы ощущали на себе ее дар молитвы.

– А за что ей был дан такой дар? Ведь она была простой девушкой-крестьянкой?

– Мы же не можем знать путей Господних? Пути Господни неисповедимы. Это тайна, которая ушла вместе с матушкой. Как Господь говорит: «Ваши мысли – это не мои мысли». Господь знает, что не стоит село без праведника, и Господь всегда дает каждому роду, каждой местности какого-то молитвенника. Сколько было всегда в селах таких болящих, юродивых! Как апостол Павел нас, христиан, предупреждает: испытывайте духов, от Бога ли они? Я думаю, каждый должен об этом знать.

– Как матушка относилась к гражданским бракам?

– А что такое гражданский брак? Это когда молодые люди соединяются и живут без росписи, без венца. Это чистый блуд, если он ни родителями, ни церковью не благословлен, то как можно к этому относиться? Конечно, матушка говорила, чтобы брак был зарегистрирован. В тонкости, как матушка относилась к только зарегистрированным бракам, не вникал. Мы, священники, приходим, помолимся, она: «Отцы духовные, простите, благословите меня» и все, и мы уходили. Когда владыка приезжал, то говорили: «Матушка, помолись, чтобы все было хорошо, все-таки архиерей едет». Она только утешала: «Батюшка, все будет у вас хорошо». Ну так и бывало. Матушка каждого утешала, даже каждым своим взглядом. Иногда на нее посмотришь: Мы все приходим на своих ногах, в добром здравии. Кто-нибудь бы сказал: «Матушка, а как вы себя чувствуете?» Столько лет лежать, столько принимать людей, по-человечески бы пожалеть человека, она себя всю отдавала, полностью, служению. Не мы ей служили, а она нам.

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое

Отец Константин, расскажите, что вы помните о ?

Такое, я думаю, забыть нельзя. Ее молитвами, можно сказать, и держался весь мир. И сейчас после кончины нас матушка не оставляет своими святыми молитвами. Чувствуется ее помощь, ее молитва непрестанная. Хотя, когда мы ходили к матушке, мы не искали никаких чудес, знамений. Сами знаете, кто ищет, Господь наш Иисус Христос сказал, что лукавые прелюбодеи, есть чудеса и знамения, которые ему не дадутся. Такого не было, чтобы мы как священники ждали, знамений каких-то, исцелений. Ходили как к болящему человеку, утешая тоже так же молитвенно, и просили святых молитв у матушки. И Господь по ее святым молитвам давал просимое. Каждый, я думаю, получал утешение, каждый чего искал, того находил. Люди искали духовного - находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета, получали мирской совет. Матушка отвечала на все вопросы каждому, что интересовало его в его жизненном пути.

Как вы узнали о матушке?

О матушке я знал с детства, лет, наверное, с шести, слышал от бабушек, еще до пострига была она еще матушка Наталья. Люди посещали, ходили как болящую проведывали ее, они звали ее сестричка Наталья. А потом в уже более осознанном возрасте пришел в храм алтарником, я попал лично к ней в келью еще до пострига. А потом, когда отец Авель совершил над ней монашеский постриг, матушка стала здесь такой знаменитой, люди стали знать, что есть у нас такая матушка Феодосия. Тогда в советские годы приходили те люди, кто знал, кого матушка знала. Тогда не было, как сейчас, были гонения, но все равно люди приходили тайно, просили святых молитв, духовный совет, утешались.

Какую помощь она оказала вам лично?

Да любую помощь, с какой я ни обращался. Есть конкретный вопрос, который касается лично меня, не могу сказать, это личное, сокровенное, тайна. Матушка никогда не любила ничего разглашать. Она жила по Евангелию, делала так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если матушка что-то делала, она не велела никогда разглашать. Я думаю, это кого-то конкретно касается, однако, придешь, объясняешь ей: вот такая-то такая проблема, она улыбнется тебе: «Батюшка, хорошо, помолимся» и все, вверх летишь.

Батюшка, может, с другими людьми какой случай полезно огласить.

А я думаю, другие люди сами должны о себе рассказать. Приходит на память сила ее молитвы, ее сам пример терпения, смирения, любви. Представляете, вот мы, священники, исповедуем людей. Приходишь, падаешь буквально на диван, а сколько матушка принимала в день людей? И день и ночь… До самого утра, практически, шел поток людей. И ведь отвечала на вопросы, каждого встречала с любовью, всем улыбалась, как можно это вытерпеть да не пороптать? Разве это нам не пример? Живой пример! Терпение, смирение. Дай Бог, чтобы мы, туда ходящие, видели и хотя бы чему-то научились.

На ее похоронах было очень много детей: младенцев, дошкольников. Обычно на похороны стараются не брать таких маленьких.

Это была Пасхальная радость. Матушка преставилась в день нашего престольного праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба, как раз у нас была архиерейская служба, и такое произошло событие: Господь призвал ее в селение праведных, ведь просто так ничего не происходит, мы сами это знаем. Поэтому для всех это была просто радость. Матушка из временной жизни перешла в жизнь вечную, она шла к Богу.

Она обладала особым даром. Сейчас большая проблема в семьях молодых - детей Бог не дает. Обращаясь к ней, Господь давал детей.

По вере вашей да будет вам. Я думаю, такие случаи были, и не единичные, их было много. Люди веровали, что ее молитвами так будет, и так получалось. Ведь по вере нам Господь подает, вера без добрых дел мертва есть. Все взаимосвязано.

Батюшка, а вы не помните, когда был постриг?

Я в это время как раз поступил в Рязанское духовное училище, это был или 1996, точно не могу сказать, это есть в епархиальном управлении, еще при владыке Симоне это было. Как раз присутствовал митрополит Ивановский Иосиф, отец Авель.

А какие этапы жизни матушки вы выделите?

Я по ее наставлению принял сан священства. Матушка руководила нами, давала духовные наставления. Когда я лично беседовал с матушкой, я никогда не дерзал что-то у нее такое расспрашивать. То, что матушка рассказывала, да. Была такая большая масса народа, что стыдно матушку задерживать и людей, которые шли с такими важными вопросами, а люди едут издалека, добираться, ждать - это долго ведь, на каждый вопрос люди ждали ответа. Если матушка рассказывала, а рассказывала она много чего. Матушка показывала своей жизнью пример, учила всех жить в любви: «Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром».

Известно, что она 40 лет лежала без движения, а когда она начала молиться?

Это лучше расскажут женщины, которые ходили и ухаживали за матушкой. Была ее сестра Ольга, матушка пришла в себя где-то в 70-е годы, а потом говорить стала притчами, старушки которые ходили, рассказывали. Матушка начинала как-то издалека, а потом человек понимал, что матушка говорила о его жизни, а не про кого-то. Так мягко, деликатно, а потом уже матушка стала говорить прямо. Это уже для нас, потому что мы такие бестолковые, чтобы мы поняли, уже конкретно матушка называла все своими именами. Но, если человек приходил, начинал упорствовать, матушка никогда не настаивала, никому себя не навязывала. Спросят совета - ну вот так вот поступите, Господь открыл. Человек упорствует, не хочет: матушка, а, может, вот так? Матушка: «Ну, как хотите». Тогда выполняйте волю не Божью, а свою. Соответственно, ничего не получалось, это разрушалось. Бог гордым противится.

Интересно, что матушка говорила о сохранении семьи, крепости семейной?

Матушка только и говорила: «Живите с миром, чтобы брак ваш был венчанный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте». Когда человек приходил, она сразу спрашивала: «А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?» Это были первые ее слова, сколько мне приходилось слышать.

А если кто уходил из супругов, как она к этому относилась?

Как можно к этому относиться? Как к трагедии. Если люди шли за помощью, думаю, возвращались. Бывало такое, когда семьи соединялись вновь. Я не буду разглашать, это было ее святыми молитвами. Что такое «развенчание»? Если ребенка покрестили, его можно раскрестить? А как можно развенчать? Что такое зачин? В истории русской православной церкви такого чина не было. Если уже разрушен брак грехом прелюбодеяния, если там жизнь становится невыносимой, то люди идут к архиерею, чтобы получить благословение на второй брак. Если простят супруги друг друга, если покаются, всякий грех простится человеку. Венчал я браки, когда умирал супруг, и умирала супруга, такое было в моей личной практике. А развенчаться - такого у меня еще не было. Мы с матушкой на эту тему никогда не беседовала. Она говорила так: «Батюшки знают, они пастыри церкви». Или, допустим, какой-то священник приходил и что-то сугубо спрашивал, то она говорила: «Батюшка, ты обратись с таким вопросом к своему владыке». Отсебятины никакой не было.

Она говорила об изменении канонов церкви?

Такие тонкие вопросы мы никогда с ней не поднимали. Матушка говорила: «Живите по заповедям Божьим», говорила: «Батюшка, я ведь неграмотная, в семинарии не училась». Эти канонические вопросы касаются и священнослужителей, это тонкие богословские вопросы.

Книги «Кормчий» вы не видели, не встречали у матушки в библиотеке?

Такого я не встречал. У матушки всегда лежала Псалтырь. Я тонкостей не знаю. У нее такие старцы были, как отец Наум, поэтому, я думаю, там руководство было. Если такие старцы приезжали за молитвой, то здесь даже говорить не приходится. Помните притчу такую, архимандрит Павел (Груздев) рассказывал? Жили три человека, попали они на необитаемый остров. Приехал к ним архиерей, спросил, как вы молитесь? «Владыка, мы люди простые, неграмотные, вот так: «Господи, трое вас и трое нас, помилуй нас!» «Да вы что, вы неправильно молитесь, таких молитв нет». Покормили владыку, отправили его. И видит владыка: бегут эти три человека за ним по воде: «Владыка, прости нас Христа ради, мы забыли, как молиться правильно, научи нас». «Я все молитвы знаю, все каноны Божьи, но по воде я ходить не умею. Как молились, так и молитесь». Так и здесь. Как она молилась? Это знает только сам Господь. Мы ощущали на себе ее дар молитвы.

А за что ей был дан такой дар? Ведь она была простой девушкой-крестьянкой?

Мы же не можем знать путей Господних? Пути Господни не исповедимы. Это тайна, которая ушла вместе с матушкой. Как Господь говорит: «Ваши мысли - это не мои мысли». Господь знает, что не стоит село без праведника, и Господь всегда дает каждому роду, каждой местности какого-то молитвенника. Сколько было всегда в селах таких болящих, юродивых! Как апостол Павел нас, христиан, предупреждает: испытывайте духов, от Бога ли они? Я думаю, каждый должен об этом знать.

Как матушка относилась к гражданским бракам?

А что такое гражданский брак? Это когда молодые люди соединяются и живут без росписи, без венца. Это чистый блуд, если он ни родителями, ни церковью не благословлен, то как можно к этому относится? Конечно, матушка говорила, чтобы брак был зарегистрирован. В тонкости, как матушка относилась к только зарегистрированным бракам, не вникал. Мы, священники, приходим, помолимся, она: «Отцы духовные, простите, благословите меня» и все, и мы уходили. Когда владыка приезжал, то говорили: «Матушка, помолись, чтобы все было хорошо, все-таки архиерей едет». Она только утешала: «Батюшка, все будет у вас хорошо». Ну так и бывало. Матушка каждого утешала, даже каждым своим взглядом. Иногда на нее посмотришь: Мы все приходим на своих ногах, в добром здравии. Кто-нибудь бы сказал: «Матушка, а как вы себя чувствуете?» Столько лет лежать, столько принимать людей, по-человечески бы пожалеть человека, она себя всю отдавала, полностью, служению. Не мы ей служили, а она нам.

Батюшка, скажите финальное слово.

Я думаю, это еще не конец, это начало всего. Главное, чтобы в этом деле не навредить. Господь Сам знает, кого прославить. Опасность заключается в том, что всегда вокруг таких людей бывают околоцерковные люди. Это всегда нужно помнить. Главное - это не навредить в этом деле. А мы должны способствовать, не выдумывать каких-то непонятных ложных чудес и бабьих басен. Как апостол Павел нам говорит: «От этого уклоняйся». Поэтому все должно быть здраво и духовно. Чтобы православие было без каких-либо языческих примесей. Я думаю, это будет более правильно и верно. У нас есть здравые адекватные пастыри церкви, которые ведут, руководят.

Беседовала Ирина ЕВСИНА

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...