Синтаксис простого предложения и пунктуация. Синтаксис простого предложения


Синтаксис простого и сложного предложения.

Пунктуация простого осложнённого и сложного предложения.

Словосочетание.

Повторите следующие темы.

1.Словосочетание. Виды словосочетаний.

2. Способы связи слов в словосочетании

согласование

управление

примыкание.

3. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

1. Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

2. Из каких компонентов состоит словосочетание?

3. Как связаны данные компоненты?

6. Укажите именное словосочетание.

1) писать мелом 2) туфли из замши 3) обучать грамоте 4) хорошо дома

7. Среди данных предложений найдите односоставное.

1) Льёт дождь. 2) Что же мы предпримем? 3) Мне нездоровится. 4) Мороз разукрасил окна.

8. Определите тип предложения: Из-за морозов прогулки не было.

1) определённо-личное 2) неопределённо-личное 3) безличное 4) обобщённо-личное

9. Укажите пример, в котором есть неполное предложение.

2) Папа читал газету, а сын – журнал. 3) Сыро, прохладно, свежо.

4) Пахнет дымком. Где-то жгут листву.

10. Укажите номер предложения, в состав которого входит безличное предложение.

1) Он приехал туда, где провёл своё детство. 2) Вечерело, с полей веяло тёплой сыростью.

3) Базаров привёз с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.

4) Вдохновение – это состояние душевного подъёма и в то же время строгое рабочее состояние.

11. Какое предложение соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное.

1) Во дворе лепят снеговика. 2) Что-то мне нездоровиться.

3) На краю поля – лес. 4) Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.

Осложнённое простое предложение.

Повторите следующие темы.

1.Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающем слове.

2. Обособленные члены предложения: обособленные определения, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства. Уточнение, пояснение, присоединение. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

3. Вводные слова и предложения, вставные конструкции. Обращение. Знаки препинания при конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения.

Найдите ответы на следующие вопросы.

1. Какими союзами могут соединяться однородные члены предложения?

2. Какой оборот называется обособленным?

3.Какие слова и конструкции грамматически не связаны с предложением?

1. Объясните знаки препинания.

Иван Сергеевич Тургенев – один из талантливейших писателей-романистов, классиков русской литературы . Родился он в городе Орле, славящемся своими живописными окрестностями.

Отец Тургенева до женитьбы был полковником-керасиром. Женился он на немолодой, некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Николаевне Лутовиновой по расчёту. Когда Тургеневы поселились в имении, помещик-самодур дал волю своему крутому необузданному нраву. Много горя и тяжких переживаний доставил он окружающим: и жене, и детям, и крепостной дворне.

Мать Ивана Сергеевича, женщина грубая и властная, едва ли многим уступала своему мужу в жестокости и вспыльчивости. Постоянные окрики, наказания розгами, надругательства над крепостной прислугой – вот что неоднократно приходилось наблюдать будущему писателю в детстве.

Домашнее воспитание детей шло исключительно под руководством гувернёров-иностранцев: французов, немцев, швейцарцев. Всё русское, по помещичьему обычаю, с презрением изгоняли, считая такое воспитанием для кого из детей не подходящим. К счастью, один крепостной (память о нём всегда будет жить в истории литературы) сумел вовремя внушить мальчику любовь к русским писателям. Сам начётчик, он говорил Тургеневу: «Разве можно, милый Ваня, на каком-нибудь языке писать так сильно, как пишут на русском Державин и Херасков?»

Дальнейшее образование Тургенев получил сначала в пансионе, потом в университете. Увлекался он преимущественно гуманитарными науками : историей и философией, древними языками и литературой. В Берлине Тургенев близко сошёлся с виднейшими представителями русской общественной мысли того времени: Грановским, Бакуниным, Станкевичем – и под их влиянием стал западником. Течение это, как известно, противопоставляло себя славянофильству, или славянолюбству, и было более либеральным, а следовательно, более свободным от крайностей крепостничества.

2. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор двух предложений.

1) Сбросив котомку с плеч Лёнька положил на неё голову и немного посмотрев в небо сквозь листву над его лицом крепко заснул укрытый от взглядов тенью плетня. 2) Мы вставали в пять часов утра не успев ещё выспаться и тупые и равнодушные в шесть садились за стол делать крендели из теста. 3) Сотни снарядов и мин со свистом и воем вспарывая воздух летели из-за высот рвались возле самых окопов вздымая брызжущие осколками чёрные фонтаны земли и дыма вдоль и поперёк перепахивая и без того сплошь усеянную воронками извилистую линию обороны. 4) Старинные туристические справочники или как их называли путеводители усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. 5) Возвратясь он велел подавать свою карету и несмотря на усиленные просьбы Кириллы Петровича остаться ночевать уехал тотчас после чаю.

6) Это был посёлок за городом на голом без деревца без кустика низком месте.

3. Подумайте, где должны стоять знаки препинания в схемах к предложениям с однородными членами.

1) или O или O или 2) O но O 3) и O и O и O и O 4) O O O или O

5) © : O O O и O 6) и O и O и O - © 7) O а именно O O O и O

Сложное предложение.

Повторите следующие темы.

1.Типы сложных предложений: союзные и бессоюзные сложные предложения.

2. Союзные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

3. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

4. Сложноподчинённое предложение: типы придаточных (придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Виды обстоятельственных придаточных. Сложносочинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

5. Бессоюзное предложение. Смысловые отношения между простыми в бессоюзном предложении. Выбор знака в бессоюзном предложении.

6. Сложные предложения с разными видами связи. Пунктуация в таких предложениях.

7. Прямая и косвенная речь. Диалог. Знаки препинания в предложении с прямой речью и при диалоге.

Найдите ответы на следующие вопросы.

1. Чем отличается сложное предложение от простого?

2. Что является средством связи простых предложений в сложных союзных и в бессоюзном предложениях?

3. Чем отличаются между собой сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?

4. Каковы различия подчинительных союзов и союзных слов?

5. По какому признаку делятся придаточные предложения на придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные? Что общего между классификацией придаточных предложений и классификацией второстепенных членов предложения?

Выполните следующие упражнения.

1. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных предложений в сложноподчинённых предложениях.

1) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха и трещал один дальний кузнечик не дождавшись темноты. 2) Покуда русский я душою забуду ль о счастливом дне когда приятельской рукою пожал Давыдов руку мне. 3) На чистых прудах находилась наша библиотека наш тир наш клубе без стен где решались наши пионерские дела и наш райвоенкомат откуда в сорок первом мы уходили на войну. 4) Лёлька так увлеклась работой что не замечает как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. 5) За чаем матушка сказала что ночью был сильный мороз в сенях замёрзла вода в кадке и когда пойдут гулять то Никите надо надеть башлык. 6) В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам и я привыкла к нему так что когда он долго не приезжал мне казалось неловко жить одной и я сердилась на него и находила что он дурно поступает оставляя меня. 7) На ярмарке случилось странное происшествие всё наполнилось слухом что между возов появилась красная свитка. 8) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагёз летит развевая гриву.

2.Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Поэт может быть тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.

3. Выберите цифры, на месте которых вы бы поставили знаки препинания. Дополнительно обозначьте цифры, соответствующие а) двоеточию, б) тире.

Сколько не езжу я по нашим степям(1) как ни темны бывают иногда безлунные ночи(2) мне ни разу ещё не доводилось сбиться с дороги(3) и испытать положение (4) заблудившегося человека(5) но зото я испытал другое несчастье(6) меня застиг в степи буран(7) и я познакомился со всеми его ужасами.

Но ничего (8) ужаснее этого степного страшилища(9) от которого не всякий может уйти невредимым(10) так как он душит всё(11) что ни попадётся ему на пути. Сердце падает у самого неробкого человека(12) привыкшего ко всяким невзгодам(13) кровь невольно (14) останавливается в жилах(14) и не мороз(15) а страх вызывает такое состояние(16) потому(17) что стужа во время буранов никогда не бывает очень велика.

В самом деле(18) как ни смел путник(19) а страшно ему становится(20)когда начинает неистовствовать(21)рассвирепевший(22)неудержимый ветер(23)когда снег слепит глаза(24)когда всё кругом на необъятном просторе оденется белым мраком(25) сквозь который ничего не видно(26)и(27)когда нет дороги ни вперёд(28)ни назад(29)потому(30)что всё занесено снежной порошей. А кругом ничего(31) ни души(32) ни звука человеческого голоса.

4. Определите, к какому типу сложных предложений относится каждая из схем. Выполните задание на сопоставление.

1) , . 2) ,и . 3) , (, и : . 5) , (), и .

6) - , (), ().

а) сложносочинённое предложение б) сложноподчинённое предложение

в) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

г) бессоюзное сложное предложение д) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью ж) сложное с подчинительной и сочинительной связью.

Выполните ряд тестовых заданий.

1. На месте каких цифр должны в предложении стоять запятые?

Писарев(1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине(2) выражал(3) взгляд известной части русского народа.

1) 1,2,3,2 4) 2,3

2. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь – можно назвать геологическими деятелями.

2) Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

3) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

4) Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь – можно назвать геологическими деятелями.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки(1) и (2) поминутно спотыкаясь(3) и (4) набивая себе синяки(5) бросились бежать под защиту огромного дуба(6) стоявшего на берегу.

1) 2,3,5 2) 1,2,5, 3) 2,3,4,5 4) 2,5,6

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то Тургенева.

2) Вся мебель: диваны, столы, стулья – была сделана из красного дерева.

3) В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

4) Мальчики обычно мечтают стать лётчиками, или моряками.

5, На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи(1) и (2) хотя они не предвещали ничего хорошего(3) путники всё же двинулись дальше.

1) 2,3 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3)не сразу понял (4) кто звонит (5) и зачем. 1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,3,5 4)2,3

6. В каком предложении не ставится тире?(Знаки препинания не расставлены.)

1) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и деревьях повсюду заливались цикады.

2) Стало светать можно было рассмотреть отдельные предметы.

3) Молодость как песня жаворонка на заре.

4) Моё сказал Евгений грозно.

7. Выполните упражнение на соотношение. (Знаки препинания не расставлены.)

2) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне тело и щёки.

А) Предложение простое с однородными членами, соединёнными попарно, запятая перед союзом И не ставится.

Б) Предложение сложносочинённое с парами однородных членов, запятая ставится только перед вторым И, соединяющим два самостоятельных предложения.

Всякая логически законченная мысль выражается словами, то есть определёнными частями речи, которые составляют предложение (зnuntiвtiф). Таким образом, части речи - т.е. слова в определённой форме - выступают в качестве членов предложения, которые бывают главными и второстепенными. Главные члены предложения - подлежащее (subiectum) и сказуемое (praedicвtum) - составляют синтаксическую основу предложения и определяют его главный смысл. Поэтому при разборе предложения главные члены надо находить в первую очередь. Второстепенные члены предложения суть: определение, дополнение, обстоятельство. Они вводятся в структуру предложения при помощи трёх типов синтаксической связи: согласования, управления и примыкания.

Латинское предложение, как правило, является двусоставным, т.е. содержит в себе два главных члена: подлежащее и сказуемое. Подлежащим может быть существительное:

Epistula non erubescit (письмо не краснеет); прилагательное или причастие:

Contentus abundat (довольный имеет с избытком); числительное:

Tres faciunt collegium (трое составляют коллегию);

местоимение: Quisquis suae fortunae faber est (каждый кузнец своей судьбы);

инфинитив: Errare humanum est (ошибаться свойственно человеку);

отдельное предложение:

ui quaerit, reperit (кто ищет, находит).

Подлежащее, выраженное именем употребляется в именительном падеже. Сказуемое может быть простым и составным. Простое глагольное сказуемое выражается личной формой глагола. Оно согласуется с подлежащим в лице и числе: Varietas delectat (разнообразие радует). Medicus curat,natura sanat (врач лечит,природа исцеляет). Habent sua fata libelli (книги имеют свою судьбу).

Составное сказуемое представляет собой сочетание связки с именной частью, которая чаще всего выражена существительным или прилагательным: Historia est magistra vitae (история - наставница жизни). Sapientes sunt beati (мудрые счастливы).

Именная часть согласуется с подлежащим в роде, числе, падеже, если она выражена прилагательным, причастием; в падеже, если выражена существительным.

В латинском языке именная часть всегда ставится в именительном падеже.

Repetitio est mater studiorum (повторение - мать учения). Alea jactaest (жребий брошен).

Глагол-связка в составном именном сказуемом в отличие от русского языка обязателен: Scientia potentia est (знание - сила). Esse может опускаться лишь в пословицах и поговорках: Salus populi suprema lex (Благо народа - высший закон).

Латинское простое предложение обычно бывает двусоставным: его грамматический центр составляют два главных члена предложения -подлежащее (subjectum) и сказуемое (praedicatum).

В роли подлежащего и сказуемого в латинском предложении могут выступать те же части речи, что и в русском предложении. Падеж именного подлежащего - nominatfvus. Что касается сказуемого, то различаются:

  • 1. Сказуемое простое, выраженное личной формой глагола, содержащей в себе и лексическое значение, и признаки соответствующих грамматических категорий: agricdla arat земледелец пашет, agricolae arant земледельцы пашут; in terra est vita на земле есть жизнь; in luna non est vita на луне нет жизни.
  • 2. Сказуемое составное, в состав которого входят: глагольная связка (copula) - преимущественно личная форма глагола esse быть и именная часть сказуемого, являющаяся основным выразителем его лексического значения. В качестве именной части составного сказуемого употребляется имя существительное или прилагательное (другие части речи встречаются редко): rosa est planta роза (есть) растение; роза является растением; rosa est pulchra роза красива.

Существительное в роли именной части составного сказуемого согласуется с подлежащим в падеже (nominatfvus), прилагательное - также в роде и числе.

Выражаемая глаголом esse связка в латинском предложении, как правило, обязательна, тогда как в русском предложении в настоящем времени употребляется очень редко. Ср. scientia potentia est знание - сила; terra est sphaera земля - шар.

В поговорках, пословицах и т. п. выражениях связка может быть опущена, напр.: Aurora musis arnica Аврора - подруга музам (т.е. утренние часы наиболее благоприятны для творческого труда).

Если в русском языке связка выражается формой глагола «являться», то именная часть сказуемого ставится в творительном падеже: rosa est planta роза является растением.

В немецком языке в подобных случаях, как и в латинском, nomiinatfvus - единственно возможная конструкция: Die Rose ist eine Pflanze.

Личное местоимение в роли подлежащего в латинском предложении в отличие от русского выступает очень редко: laboro я работаю, laboras ты работаешь; laborvatis вы работаете.

Личное местоимение в роли подлежащего ставится и в латинском языке, если на это местоимение падает логическое ударение (в частности, при подчеркнутом противопоставлении):

Ego laboiro я работаю (я, а не кто-либо другой).

Ego laboiro, tu non laboras я работаю, (а) ты не работаешь.

Порядок слов в латинском предложении обусловливается флективным строем латинского языка. Богатая система склонения и спряжения позволяет выражать синтаксическую роль слова морфологическими средствами, а не твердым порядком слов, как это имеет место в языках с аналитическим строем (английском, французском, в значительной степени - немецком). Латинский язык допускает в принципе свободный порядок слов, при котором место слова в предложении не отражается на его основных синтаксических функциях.

Более обычное расположение слов, свойственною повествовательному предложению, эмоционально нейтральному, принято называть прямым.

При прямом порядке слов в начале предложения находится подлежащее (или группа подлежащего), в конце предложения - сказуемое (или группа сказуемого). При наличии прямого дополнения оно ставится перед управляющим глаголом - сказуемым (в русском языке - наоборот): Filia rosas amat дочь любит розы. Косвенное дополнение ставится также впереди управляющего глагола - сказуамого (в русском языке - обычно наоборот: puellis narrare рассказывать девочкам. При наличии прямого и косвенного дополнений, зависящих от того же глагола - сказуемого, косвенное дополнение ставится впереди прямого дополнения:

Magistra puellis fabulam narrat - учительница рассказывает девочкам сказку.

Определение, выраженное прилагательным или притяжательным местоимением, ставится при прямом порядке слов обычно после определяемого: rosa pulchra красивая роза, filia mea моя дочь.

Образец прямого расположения членов предложения

Filia mea filiae tuae rosam pulchram dat. Моя дочь дает твоей дочери красивую розу.

Расположение слов, при котором более обычный порядок их нарушается (т. е. при инверсии - «перестановке»), называется обратным. При обратном расположении слов особая смысловая важность того или иного члена предложения указывается необычным местом его в предложении, зачастую - выдвижением его вперед.

Rosas filia amat дочь розы любит (а не какие-нибудь другие цветы).

Amat filia rosas любит дочь розы.

Fabulam magistra narrat сказку рассказывает учительница (а не правдивую историю).

Puellis magistra fabulam narrat девочкам (а не мальчикам) рассказывает учительница сказку.

Порядок слов в латинских предложениях может быть свободным. Но чаще всего подлежащее располагается в начале предложения, а сказуемое - в конце. Т.е. русская фраза я каждый день читаю интересные книги по-латыни выглядит естественнее в таком виде: я каждый день интересные книги читаю. Менее естественно по-латыни сказать: каждый день интересные книги читает мой друг. Зато любой свободный и даже замысловатый порядок слов применяется в стихотворной речи, если он позволяет организовать ее ритмически в зависимости от долготы слогов (ударения). Если у сказуемого есть разные дополнения, то прямое дополнение ставится к нему ближе. (Т.е. естественнее по-латыни сказать я в библиотеку книги несу, чем выразиться так: книги в библиотеку я несу).

При изменении обычного порядка слов появляется смысловое ударение на тех членах предложения, которые расположены ближе к его началу или концу.

В латыни часто применяется согласование между подлежащим и сказуемым по смыслу, т.е. по категориям, которые формально могут не быть выражены в предложении. (Например, при согласовании в числе русское выражение часть (из них = гостей) ушла по-латыни может выглядеть так: одна часть ушли, другая часть (их, т.е. гостей) остались.

При согласовании в роде мы и по-русски говорим городской голова в значении руководитель, хотя слово голова формально женского рода и требует согласования городская голова, лишающего предложение разумного смысла. Русское выражение первая глава книги лучше всего удалась автору - имеет естественное согласование в роде, а выражение глава делегации получил слово согласовано со смыслом слова руководитель (= глава). Такое согласование, быть может, не покажется ошибкой даже в том случае, если фактически руководителем (главой) данной делегации была женщина).

Если подлежащее в латыни выражено несколькими однородными членами, то сказуемое может согласовываться с разными из них без нерушимых правил. Чаще всего согласование для нескольких лиц идет по мужскому роду (эта традиция унаследована от латыни в итальянском языке) (брат и сестра, они оба (а не обе) сидели на скамейке). Чаще согласование по первому лицу (я), чем по второму или третьему (ты или он). (По-латыни естественнее иду я и ты, чем идешь ты и я). Если говорится о втором и третьем лицах, то согласование естественнее по второму (ты), чем по третьему (он). (По-латыни естественнее идешь ты и он, чем идет он и ты). При этом тот однородный член подлежащего, с которым согласуется сказуемое, ставится к сказуемому ближе. (Т.е. по-латыни лучше сказать сестра и брат, они оба, чем брат и сестра, они оба).

Именная часть сказуемого во множественном числе может употребляться в среднем роде, даже если среди однородных членов подлежащего слов среднего рода нет. Чаще это правило применяется при неодушевленных предметах в качестве подлежащего. Значение среднего рода в этом случает выражает свой древний собирательный смысл. (В книге перечислены самые живописные горы, леса, реки - ср.: В книге перечислено все самое живописное: горы, леса, реки).

Указательное местоимение в качестве подлежащего должно быть согласовано с именной частью сказуемого в роде и числе. (По-русски допустимо сказать: это (есть) мои друзья, по-латыни же надо выразиться: эти (есть = суть) мои друзья). Относительные местоимения чаще согласуются с именной частью сказуемого придаточного предложения. (Выражение типа он получил известность, которая стала результатом рекламы по-латыни может выглядеть так: он получил известность, который стал результатом рекламы).

Латинские предложения, как и русские, могут не иметь подлежащего (они называются односоставными). В этом случае сказуемое может быть безличным (идет дождь - pluit), неопределенно-личным в 3 л. мн. числа (говорят - dicunt) или в 3 л. ед. числа страдательного залога (pugnatur - идет сражение). На безличные и неопределенно-личные предложения внешне похожи и такие, в которых личная форма сказуемого однозначно подразумевает местоимение в качестве подлежащего, но само это местоимение в предложении опущено именно из-за такой однозначной подсказки (ridebis - ты будешь смеяться). Как уже было сказано, латинские глаголы могут не требовать местоимений в роли подлежащего.

Латинские сказуемые могут выражаться личной формой глагола, именной частью речи либо именной частью вместе со вспомогательным глаголом-связкой (scribendi recte sapere est et principium et fons - быть мудрым, (в этом) и начало и источник здравого писательства). При переводе на русский язык глагол-связка обычно опускается.

Синтаксис словосочетания и простого предложения

Синтаксис - мост через пропасть Синтаксис (от греческого «порядок», «строй») – раздел науки о языке, изучающий строй связной речи, показывает систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, какими средствами соединяются в синтаксическое целое.

Способы связи слов в предложении Согласование – вид связи при которой зависимое слово ставится в таких же формах, что главное (роскошный букет, второй номер). Управление – вид связи, при которой зависимое слово стоит в закрепленной форме, при изменении главного слова само не меняется (подойти к дому, любить тебя). Примыкание - вид связи, при которой зависимое слово связано с главным только по смыслу(трудно говорить, очень интересно)

Тайны предложения Предложение – это синтаксическая единица, в структуру которой входит не менее одной грамматической основы. Оно выражает законченную мысль.

Простое предложение - это такое, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов предложения - подлежащего и сказуемого: С чего начинается Родина? (М. Матусовский); ════════ ───── из одного подлежащего: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека; ─── ───── ───── ───── из одного сказуемого: Вечереет. Похолодало. За окном темно. ═══════ ═════════ ════

Простые предложения бывают Односоставные Двусоставные Главный член сказуемое Главный член подлежащее

Главные члены предложения Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос: кто? что? По своей структуре подлежащее может быть простым (выражается одним словом) и составным (несколькими словами). Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак подлежащего и грамматически связано с ним. Отвечает на вопрос: что делает предмет? что с ним делается? каков он есть? кто он такой? что он такое?

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. Обособленные члены предложения

Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами. Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др. Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.). Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения Обращение Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Вводные слова – это слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически. Вводные слова В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда в нём самом! Спасибо за урок!

Простым называется предложение, в котором есть одна грамматическая основа. Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого: Сердце. Дремлет подсолнечник.

Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена, называется односложным: улице смеркалось и темнело. Односоставные предложения не следует путать с неполными, в которых может быть пропущен главный член предложения: По ту сторону — моя судьба, по семь стороне — горе.

Главные члены предложения

Подлежащее — это главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос: кто? что? По своей структуре подлежащее может быть простым (выражается одним словом) и составным (несколькими словами).

Способы выражения подлежащего:

  • Существительными, местоимениями в именительном падеже: В небе солнце — среди полей я.
  • Неопределенная форма глагола: И плакать — это также счастья.
  • Прилагательным и причастием: Тогда старшая моя и кричит.
  • Числительным: Оба чувствовали себя хорошо только друг с другом.
  • Фразеологическими сочетаниями: Бабье лето висело на ветвях как пряжа.
  • Собственными названиями: В синем небе Млечный Путь показывает дорогу.
  • Неразложимыми словосочетаниями: За волю каждый из нас ляжет.
  • Служебными словами и криками: Победное «ура» пронеслось над степью.

Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, обозначающий действие, состояние или признак подлежащего и грамматически связано с ним. Отвечает на вопрос: что делает предмет? что с ним делается? каков он есть? кто он такой? что он такое?

По своей структуре сказуемое может быть простым и составным.

Простое сказуемое — личная форма глагола, передает грамматические значения времени, способа, вида, лица, числа. Простой сказуемое может быть выражен:

  • Инфинитивом: Я ей рассказывать, а она смеяться и рыдать.
  • Приказным способом (означает неожиданную действие): Пусть общество судит между нами!
  • Усеченным глаголом (означает резкую одноразовое действие): Верите, топор у меня в руках сама себе только — прыг! прыг! прыг!

Составное сказуемое состоит из двух компонентов:

1. Вспомогательного глагола-связки: быть, стать, мочь…

2. Имени или инфинитива: Он будет военным. Согласно природы второго компонента различают составное именное и составного глагольного сказуемого. В составных сказуемых вспомогательные глаголы является неповнозначнимы.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и существительного, местоимения, числительные, причастия, деепричастия, прилагательного: Ты другом, братом и сестрой бедноты стала. И сделался я незримый. Именная часть составного именного сказуемого может выражаться всеми частями речи, принадлежащих к существительному (существительное, причастие, числительное, местоимение, фразеологизм).

Существительное в сказуемом со связкой быть может стоять как в именительном, так и в творительном падежах: Эней был парнем проворным. В роли связки выступают глагола быть, стать, составлять, считаться, называться, оставаться, представлять собой, выдаваться подобное.

Составлен глагольное сказуемое состоит из вспомогательного личного глагола и инфинитива. Вспомогательный глагол передает грамматическое значение — способа, времени, лица, числа, а инфинитив называет конкретное действие: Начинал тлеть восход солнца. Здесь должна быть тропа.

Тире между подлежащим и сказуемым

Между группой подлежащего и группой сказуемого на месте пропущенной (нулевой) связи ставится тире:

  • Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже: Язык — явление космическое.
  • Если подлежащее и сказуемое выражены числительными: Дважды два — четыре.
  • Если один из главных членов выражен инфинитивом, а второй — существительным в именительном падеже: А помощь подать — пустая забота.
  • Если оба главные члены предложения или один из них выражается неопределенной формы глагола: Замуж идти — не дождливую погоду час перестоять.
  • Перед частицами это, то, вот, значит или когда их можно поставить: Футбол в тумане, где игрок, как мим — то, может, то древнейшая из пантомим.

Тире не ставится:

  • Когда подлежащее выражено личным местоимением: Я сын своего народа.
  • Между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, если между ними появляются вставные конструкции: Он, может, тоже кузнец.
  • Когда в состав сказуемого входят слова как будто: Зимнее солнце как вдовье сердце. У него глаза как васильки во ржи.
  • Если сказуемое стоит перед подлежащим: Хорошая все-таки штука жизнь.
  • Если перед именной частью выше доля не: Молодость — буйство, а старость не радость.
  • Если сказуемое выражено прилагательным, причастием: Россия дорога и близка моему сердцу.
Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...