Сочинение русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве


Помогите пожалуйста написать анализ стиха Рубцова "По вечерам") 1. О чем это стихотворение? 2. Каким настроением проникнуто? Есть ли его

изменение?

3. Какие картины и образы нарисовал поэт?

4. С помощью каких изобразительно-выразительных средств он их создал?

5. Реалистичны или символичны пейзажи 9картины)?

6. Попробуйте определить стихотворный размер.

7. Какие чувства переживает лирический герой?

8. Что привлекло вас в этом стихотворении? Что нового, по-вашему, сказал поэт о Родине и природе?

1.В каком предложении НЕТ пунктуционной ошибки?

1)Благоухая травы сохли, дымясь, курились облака.
2)Листва берёз висит, не шелохнувшись роса стекает по белым стволам.
3)Туман, редея, ползёт вверх.
4)Журавли плыли купаясь, в голубезне неба.
2.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Узнав о поражении своих войск,
1)страшный гнев овладел Дарием
2)Дарий страшно разгневался
3)царём дарием была собрана огромная армия.
4)Дарием было принято решение собрать новую армию.

Заранее..огромное спасибо:3

Выделить обособленные члены в тексте: Слово о полку Игореве" - настоящая жемчужина древнерусской

литературы. Автор "Слова..." был образованнейшим человеком своего
времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель
страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать,
что автор был дружинником, участником похода Игоря. Персонажи
произведения - это русские люди, жившие и действовавшие в один из
переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно
бившийся "с погаными половцами", - патриот и бесстрашный войн.
Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного
государственного деятеля и мыслителя. Его "золотое слово" - это
горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о
судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска - горький упрёк
самонадеянным князьям-братьям. Величественный образ Руси в поэме
неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной истории, о
её настоящем и будущем.

1.Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки.2. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко

укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
3.Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. 4.Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. 5.Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. 6.Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. 7.Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. 8.Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами. 9.В мире воцарилась особенная тишина, изредка нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.
10.Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.

1. Выпишите грамматическую основу предложения 2
2. Выпишите слова с приставками из предложения 10
3. Выпишите глаголы сов. вида из предложений 1-2
4. Выпишите словосочетание сущ+сущ из предложения 2
5. Из предл. №5-10 выписать номер предложения с однородными сказуемыми
6. Из предл. 8-10 выписать № предложения с обособленным прич. оборотом
7. Указать грамматическую основу предл. 2

СОЧИНЕНИЕ

Русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве»


  1. Вступление: идея похода, природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

  2. Основная часть:
А) роль пейзажа накануне битвы русских с половцами

Б) как природа переживает поражение войска Игоря

В) обращение к силам природы в «плаче Ярославны»

Г) как родная земля помогает Игорю при побеге из плена

Д) роль рефрена


  1. Заключение: как через глубокое и проникновенное изображение русской природы автор проводит идею единства, сочувствия и любви к родной Земле.

Поэма «Слово о полку Игореве» было написано очень давно, в XII веке и признано самым значительным произведением древнерусской литературы, которое интересно читать и в наше время. Потому что эта книга не только открывает красоту русского языка, но и потому, что древний автор сумел показать любовь к родине, к своему народу, родной земле. А это важно для всех, кто живёт в России.

Большую роль в описании событий играет образ русской природы. Природа изображена как действующее лицо. Она переживает вместе со всеми людьми и горе и радость, переживает за судьбу Руси. Автор – знаток природы, он описывает особенности рек, степей, лесов и природных явлений.

Смелый, но недальновидный князь Игорь идёт в поход на половцев в одиночку и терпит поражение. Тогда он не думал об объединении князей для борьбы с врагом, думал, что легко одолеет половцев. Но главная идея автора – не показать неудачный поход Игоря, а рассказать о необходимости объединить все русские земли.

Природа предостерегала Игоря от похода солнечным затмением, грозой, как бы пытаясь остановить его войско. Но князь не обратил на это внимание.

Синие мрачные тучи нависли над войском половцев, которые идут навстречу русской дружине. Поражение князя Игоря и его воинов также показано в виде печально склонившихся деревьев. Деревья теряют листву, и даже зелёная трава поникла.

К русской природе обращается Ярославна. Её образ помогает понять скорбь всех женщин, чьи мужья погибли в битве с половцами. Княгиня просит ветер, реку Днепр и солнце, измучившему воинов жаждой в сухой степи, спасти Игоря. Ярославна верит, что только природа сможет помочь её горю.

Природа помогает Игорю спастись из плена. Он разговаривает с рекой и река стелет князю зелёную постель на «серебряных берегах», окутывает белым туманом, чтобы спрятать от преследователей. Игорь бежал только ночью, а днём скрывался в зарослях. Чайки своим криком сообщали ему о приближении погони, и Игорь ускорял бег. Дятлы своим стуком указывали князю нужную дорогу.

Особую красоту рассказу придают повторяющиеся эпитеты красот русской природы, а также и короткие повторения в одном ритме: «земля тутнет, реки мутно текут, пороси поля прикрывают». Это подчёркивает значение природы в поэме и неторопливость рассказа.

Через описание богатства природы автор рисует широкие просторы Руси. Именно эту красоту нужно оберегать русским людям, любить её природу, хранить единство Руси. Князь Игорь, поняв свою вину перед Родиной, спешит в Киев, где его радостно встречают князья и народ. Распри позади. Впереди – укрепление мощи Родной земли, уверенность в том, что никакие враги больше не страшны.

До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. – «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, – нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.

Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами

Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.

Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту – и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!

Как природа переживает поражение Игорева войска

Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда – настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».

Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.

Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»

Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.

В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить дальше в единении и братстве.

Мультсериал “Ожившие экспонаты”. Серия “Слово о полку Игореве” – видео

Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал "Слово". Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.

Произведение "Слово о полку Игореве" относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.

Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике - вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором "Слова о полку Игореве".

Анализ произведения

Основная идея «Слова»

Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».

У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.

Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.

Герои произведения

Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.

Князь Святослав

Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.

Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.

Князь Всеслав Полоцкий

Ничуть не лучше непоседливый князь Всеслав Полоцкий, ищущий жизни получше и власти побольше. В характеристике автора это «хитрый, гораздый», даже «вещий». Но и он дождался «суда Божьего», то есть смерти.

Боян

Боян олицетворяет символ образ «вещего» певца, берущего своё начало от языческих богов. Для автора он тот, кто волею свыше должен прославлять тех, кто избран Богом, русских князей.

Ярославна

Образ Ярославны это символ любящей и преданной жены, обобщённый образ русских женщин, их героические характеры. Любовь её спасает Игоря в бою. Она скорбит не только об Игоре, но и о всех русских воинах. Её плач - заклинание, обращение к силам природы спасает Игоря от верной смерти, помогает ему спастись из плена. С момента опубликования «Слова» образ Ярославны ассоциируется с образом преданной и любящей жены.

Буй-тур Всеволод

Буй-тур Всеволод сильный и храбрый воин. Однако в бою может быть безрассуден и забыть об осторожности, даже о жизни. Он - есть символ воинской доблести русских воинов, так же, как, впрочем, и его дружинники.

Половецкие князья Кончак и Гзак являют собой символы зла и олицетворение черной силы.

Князь Игорь

Лишь один герой «Слова» в «движении» образа - князь Игорь. Он отважен, честолюбив. Но «молод и буен». В этом он противопоставляется опытному Святославу. Но, в конце произведения автор указывает на произошедшие с ним перемены. То есть, не смотря на свою противоречивость, Игорь способен под влиянием определённых событий изменять свои взгляды, позиции.

Таким образом, почти все образы в «Слове о полку Игореве» можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.

Есть ещё один герой «Слова», которому уделено немало слов. Это - природа. В «Слове» она живая. Она выражает себя воем волков, клёкотом орлов, меркнущей ночью и погасшей зарёй. Природа здесь тревожится и скорбит. Она предчувствует поражение русских полков и это выражается в кровавых зорях и идущих с моря чёрных тучах. Эти тревожные картины сменяются патетическим призывом автора к единению. И в финале картины радости и торжества.

Заключение

Не смотря на свою кажущуюся древность, «Слово о полку Игореве» глубоко современно, потому что любовь к Родине, к родной земле, призыв к единству государства, мужество защитников Отечества будут актуальны всегда. Особенно сейчас, когда враждебные России силы пытаются вновь расчленить её на мелкие удельные княжества, воюющие друг с другом. «Слово» получило своё дальнейшее воплощение в творчестве великого русского композитора А.П. Бородина в его опере «Князь Игорь», в кинематографе. Эти замечательные произведения, наряду с литературным текстом, воспитывают любовь к Родине и патриотизм.

Сравнение тех ратей Олега Святославича с ратью нынешней - его потомков. Ожесточенность битвы Игорева войска

То было в те (давние) рати и в те походы, а такой рати (как эта - Игоря Святославича) еще не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Черная земля под копытами, костями (павших) была засеяна, а кровью полита: горем взошли (они) по Русской земле.

Поражение войск Игоря. Природа сочувствует несчастью русских.

Что мне шумит (что за шум до меня доносится), что мне звенит (что за звон мне слышится) издалека (с поля далекой битвы) рано (утром) перед зорями? (То) Игорь (Святославич) возвращает (бегущие) полки (черниговских ковуев), ибо жаль ему милого брата Всеволода. Бились (ведь они) день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы (Игорь потерпел поражение). Тут два брата (Игорь и Всеволод) разлучились (захваченные в плен и доставшиеся разным ханам) на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не достало, тут пир (битву) окончили храбрые русские: „сватов“ (половцев, половецких князей, постоянно вступавших в брачные союзы с русскими князьями) напоили, а сами полегли за землю Русскую. (Сама природа сочувствует поражению русских:) Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось.

Уже ведь, братья, невеселое время настало, уже пустыня (нежилое пространство - степь) войско прикрыла (трупы убитых покрыла трава). Встала обида в (этих полегших) войсках Дажьбожья внука (т. е. русских), вступила девою на землю Трояню (на Русь), восплескала лебедиными крылами на синем море у Дона; плеская, прогнала времена обилия. Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату (князь князю): „Это мое и то (тоже) мое“. И стали князья про (всякую) малость „это великое“ говорить, и сами (тем самым) на себя крамолу ковать. А поганые (пользуясь этим) со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.

Оплакивание погибших в бою ратников Игоря.

О! (Увы!) далеко залетел сокол (Игорь), птиц (половцев) избивая, - к морю! Игорева храброго полка не воскресить (случившегося не воротишь)! По нем (по погибшем полку Игоря) кликнули (заплакали погребальным плачем) Карна и Желя (погребальные боги), поскакали по Русской земле, размыкивая огонь в пламенном (погребальном) роге. Жены русские восплакались, приговаривая: „Уже нам своих милых любимых ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра (и в руках своих) совсем не подержать“.

Последствия поражения Игоря.

И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная пошла посреди земли Русской. А князи сами на себя крамолу ковали, а поганые (половцы) , с победами нарыскивая на Русскую землю, сами брали дань по белке от двора.

Объяснение причин, по которым поражение Игоря оказалось столь тяжелым для всей Русской земли: Игорь своим неудачным походом уничтожил плоды предшествующего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

Ибо (потому это все произошло, что) те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, уже коварство (половцев) пробудили (своим) раздором (со своим главой Святославом и с другими князьями, не захотев сражаться вместе против половцев), а его (это коварство) усыпил было „отец“ их (их глава) Святослав (Всеволодович Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода) грозный великий киевский грозою (страхом, который на них нагнал): прибил (половцев) своими сильными полками и булатными мечами, наступил на землю Половецкую (за год перед тем), притоптал холмы и овраги (половецкие), взмутил реки и озера (переходя их вброд), иссушил потоки и болота („мосты мостя“ по „грязивым местам“ - прокладывая дороги войску). А (самого) поганого (хана) Кобяка от лукоморья (у Азовского моря) из железных великих полков половецких, как вихрь, исторг (захватив в плен): и упал Кобяк в городе Киеве в Святославовой гриднице (в большой пиршественной палате, которую иногда, в случае большого количества пленных, использовали как тюрьму). Тут-то немцы и венецианцы, тут-то греки и чехи поют славу Святославу, укоряют князя Игоря, потопившего богатство на дне Каялы реки половецкой, - насыпавшего (на дно Каялы) русского золота (ведь для Руси прошли времена обилия после поражения Игоря). Тут-то Игорь князь пересел из седла золотого (княжеского) в седло рабское (стал из князя рабом - пленником). Приуныли у городов забралы (переходы на городских стенах, куда обычно высыпал народ, встречая или провожая войско, откуда плакали по павшим вдали), и веселье (в городах) поникло.

А Святослав мутный (непонятный, неясный для него) сон видел в Киеве на горах (где он жил). „В эту ночь, с вечера, одевают меня, - говорит (он), - черным погребальным покрывалом на кровати тисовой; черпают мне синее вино, с горем смешанное; сыплют мне пустыми (опорожненными от стрел) колчанами поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежат меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом (как при покойнике, когда умершего выносят из дому через разобранную крышу). Всю ночь с вечера серые вороны граяли (предвещая несчастье) у Плесеньска (под Киевом), в предградье стоял киевский лес, и понеслись (они - вороны) к синему морю (на юг, к местам печальных событий)“.

Бояре Святослава объясняют ему значение его сна, рассказывая о поражении Игоря.

И сказали бояре князю: „Уже, князь, горе ум (твой) полонило; ведь вот два сокола (Игорь Святославич и Всеволод Святославич) слетели с о?тчего престола золотого (как с соколиной колодки, с которой слетают сокола при соколиной охоте), чтобы добыть город Тмуторокань или испить шлемом из Дону (одержать победу на Дону). Уже (этим двум) соколам крыльица подсекли саблями поганых, а самих опутали в путины (надевающиеся соколам, чтобы они не улетели) железные (- заковали в кандалы).

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...