Смотреть что такое "X век" в других словарях. Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках


Искусство Х1Х века. Основная проблематика эпохи.

Периодизация искусства:

1. до 1815 (в России до начала 1830-х гг.) – завершающая фаза классицизма (стиль ампир) – Ж.-Л. Давид, Ж.-О.-Д, Энгр, К. П. Брюллов;

2. 1815 -1830-е гг. (в России – до конца 1940-х гг.) – становление и расцвет стиля романтизма – Э. Делакруа, Т. Жерико, С. Щедрин, О. Кипренский;

3. 1830-1870-е гг. – развитие реализма («натуральная школа», поэтический, критический) – Г. Курбе, Ж. Милле, О. Домье, А. Венецианов, П. Федотов, В. Тропинин, А, Иванов, «передвижники» (Перов, Крамской, Репин, Суриков и др.);

4. 1874-1886-е гг. - движение импрессионистов – Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писарро, А. Сислей и др.;

5. 1880-е - 1910-е гг. – символизм и стиль модерн – Г. Климт, М. Врубель.

Х1Х век – эпоха социальных потрясений в Европе (череда революций и периодов политической реакции во Франции). Это время борьбы традиционалистов и ниспровергателей всех и всяческих авторитетов, революции и реакции, классики и неклассических новаторских течений в искусстве и общественной жизни;

Апофеоз в развитии художественных принципов и традиций, начатых в эпоху Возрождения и завершающих свое развитие, а также зарождение альтернативных форм искусства и художественной жизни;

Эпоха технического переворота, расцвет естественных наук, позитивистский подход в гуманитарных исследованиях (историчность мышления);

Эпоха начала Всемирных выставок в Лондоне (1851) и Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1900);

Развивается стандартизированное машинное производство и промышленные технологии (чугунное литье, массовое производство мебели, обоев, текстиля и др. предметов интерьера);

Расцвет буржуазного быта, соответствующего стиля жизни, искусства и стиля оформления интерьеров – бидермайер (1830-1870-е гг.);

Эпоха демократизации общественной жизни и многослойности линий развития искусства. Оно отражает интересы различных социальных сословий (не только аристократии и крупных буржуа, но и представителей передовых демократических течений);

Искусство откликается на злободневные социальные нужды своего времени (журнальная сатирическая графика, движение «передвижников» в России), становится феноменом социальной жизни. С другой стороны в Англии, Германии зарождаются идеи «чистого искусства» или «искусства для искусства»;

Романтики «открывают» для европейского искусства мир культуры Востока, Африки, Японии; эпоха модерн пробуждает интерес к этноформам и миру традиционного народного искусства;

Пластические искусства уступают первенство литературе. Х1Х век – век монументальной формы в литературе (роман, эпопея, сага). Монументальность в искусстве уходит. Среди пластических искусств доминирует станковая живопись и графика, особенно печатная, используемая для тиражирования изображений;

Развитие массовых форм искусства, появление наряду с уникальными рукотворными изделиями тиражированных стандартных репродукционных форм. Расцвет лубка, народной картинки, а также журнальной графики (в том числе и сатирической), вывески, плаката, театральной и концертной афиши;

Появление новых видов искусства – фотографии и кинематографа;

Архитектура меняет свой облик, переживает фазу т.н. «историзма», или эклектики , и превращается из искусства в производство, в инженерный (технологический) процесс; она развивается как архитектура большого индустриального города (проект реконструкции Лондона, реконструкции Парижа под руководством его префекта барона Османа);

Появление новых типов общественных зданий: вокзалы, рынки, большие торговые пассажи и универсальные магазины, а также буржуазные особняки, «доходные» дома (с квартирами для сдачи внаем), фабрики, типографии, выставочные павильоны, транспортные узлы (метро);

В архитектуре конца столетия задействовано наследие теоретиков «бумажной» архитектуры времен Великой французской революции (Леду, Лее, Буле);

Проблемы утилитарного градостроительства (организация транспортных потоков);

Поиски функциональной спецификации здания и ее отражение в архитектурной форме (зачатки функционализма); поиски новых материалов и конструктивных решений (каркасная конструкция из чугуна, стекла);

В художественной форме – сочетание рационализма конструкции и усиленной декоративности (стилевая эклектика и передовые инженерные достижения – башня Г. Эйфеля в Париже);

Новые принципы в архитектуре модерна : отказ от ордерной системы, симметрии и жесткой геометрии архитектурного объема, криволинейность очертаний, ассиметричная компоновка и свободная пространственная композиция, плоскостность и графичность орнаментики, использование «натуральных» материалов с эффектом рукотворности кирпича, дерева, керамики, майолики, металлических кованых решеток), декоративность фасадов, разнообразие в масштабах и конфигурации окон, использование внешних орнаментальных фризов, волнообразные линейные ритмы (станции парижского метро Г. Гимара, буржуазные особняки Ф. Шехтеля в Москве, венский почтамт О. Вагнера);

Скульптура – переживает не только кризис монументализма, но и видовой кризис, связанный с закатом пластических ценностей в изобразительном искусстве. Возрождение свое переживает во второй половине столетия в творчестве таких новаторов, как О. Роден.

Академизм (в критике и творческом процессе) становится проявлением реакционного стиля в художественной жизни; он превращается в реакционную теоретическую доктрину, тормозящую развитие искусства;

Разделение искусства на официальное (Академии изящных искусств, Салон) и оппозиционное ему неофициальное, передовое, новаторское (художественное течение импрессионистов или «набидов», например);

Эпоха активного развития художественной критики. Деятельность аристократических Салонов ХУШ века сопровождает появление Салона Независимых, а также критиков Искусство разделяется на официальное академическое и оппозиционное, передовое с точки зрения общественных настроений и вкусов.

Живопись – триумф изобразительной наррации (т.е. повествовательности). Монументальные формы, огромные размеры, исторические эпические по характеру полотна (академисты, Семирадский):

Среди живописных жанров преимущественен исторический с элементами бытового, национальный пейзаж, потрет в интерьере, в скульптуре – сложные бытовые многофигурные сцены с изображением фигур человек и животных (анималистические композиции). Появляется тенденция к жанровой интеграции внутри единого монументального эпического по характеру полотна (предшественники социалистического реализма ХХ века);



Новое живописное видение импрессионистов 1874-1886-е гг. – завершающая фаза расцвета реализма в живописи – триумф мимолетного единомоментного зрительного впечатления , субъективного, динамичного, уникального по характеру переживания времени и пространства; отказ от сюжета, анекдота, от наррации;

В круг импрессионистов входили: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писарро, Г. Кайботт, Б. Моризо, Э. Дега и др.

Импрессионисты – мастера пейзажа, портрета и групповой сцены, написанной на открытом воздухе.

Новаторская техника импрессионистов (alla prima, или «в один слой»): сплав цвета, света и фактурного динамичного мазка, однослойное письмо, смешение цвета и фокусировка изображения непосредственно в глазу зрителя; цветовая и фактурная лепка предметной массы массой красочной, мимолетное скольжение глазом по поверхности (по аналогии восприятия жизни как единого динамичного нерасчлененного потока зрительных впечатлений);

Импрессионисты – наследники живописной манеры великих мастеров ХУП века: Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Халса;

Новый изобразительный метод: работа непосредственно «на натуре», т.е. на открытом воздухе («на пленэре»), в непосредственном взаимодействии с ней, эскизная манера, быстрый открытый мазок, отражающие субъективное авторское видение;

Интернациональный стиль конца 1880-начала 1900-х гг. – поиски универсального языка нового синтеза искусства и художественного ансамбля на основе архитектуры – стиль модерн (сецессион, югендстиль, ар нуво);

Синтез пространственных искусств как отражение тотальной эстетизации жизни и повседневного быта. Декоративный ансамбль модерна включает само здание, интерьер, витражные композиции, предметы быта и оборудование, костюмы, аксессуары. Стилевая основа – неклассический (готический) стиль в современной интерпретации;

В живописи – тяготение к декоративным формам панно, сказочной тематике и символическим образным формам (О. Редон, Г. Климт, М. Врубель); трансформация живописных произведений в графические;

Стилевые признаки стиля модерн:

Декоративность цвета и фактуры, тяготение к динамике, плавным волнообразным ритмам, сложным природным формам (цветы ириса, лилии), открытой форме, а также в России – тяготение к историческим стилям в их декоративной интерпретации и к народному искусству (псевдорусский, неоготика).

Поколение постимпрессионистов (конец Х1Х – начало ХХ вв.):

1. Пуантилизм А. Сислея и П. Синьяка как ревизия творческого метода импрессионистов;

2. П. Сезанн как предтеча живописной абстракции и кубизма;

3. П. Гоген предвосхитил появление примитивизма:

4. В. ван Гог как предтеча экспрессионизма


5. Раздел 1Х. ИСКУССТВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (ХХ вв.)






Он созерцал горящий Измаил


1854 год (Крымская война)

Ну и напоследочек 1914

Перепост.

Регистрационный номер 0150954 выдан для произведения:

Антироссийская пропаганда с XV и до начала XIX века

Со времени изобретения книгопечатания круг лиц знакомых спечатным словом стремительно расширялся, и уже к концу XV века книги вышли за пределы узкого круга гуманистической интеллигенции и ученых богословов.

Именно тогда понятие «информационная война», не будучи еще оформлено четкой терминологией, приобрело формы, вполне узнаваемые нами и в 21-м веке. Наряду с Библией и солидными научными трактатами в начале 16 века появились и летучие листки, содержащие 4-8 страниц текста крупным шрифтом, сопровождавшегося нередко примитивными гравюрами на дереве – по сути «желтая пресса» тех лет. Именно тогда среди этих предшественников газет впервые появилась и русская тема. В 1514г. в очередной русско-литовской войне русские потерпели серьезное поражение в битве при Орше. На исход войны оно, правда, не повлияло, но польская дипломатия и пропаганда поспешила представить его как историческое событие, означающее перелом в борьбе литовско-польского содружества с «еретиками и схизматиками московитами». По свидетельству современного польского историка дипломата Иеронима Граля, «с помощью «оршанской пропаганды» мы настроили часть Европы против Московии».

Уже тогда – в начале 16 века – голландец Альберт Кампенский, в ту пору папский камергер при Клименте VII, откровенно предупреждал римского папу, что «от короля Польши, государя благоразумного и весьма набожного, тем не менее, в деле, касающемся московитов, нельзя ожидать ничего хорошего», ибо, «под предлогом ведения войны против схизматиков … он пользовался огромнейшим расположением других христианских государей, сражаясь как бы за веру и религию, и большой помощью с нашей стороны, так как, обнародуя ради этого повсюду индульгенции, мы ему часто оказывали поддержку из общей казны христианской».

Поэтому поляки стремились не пропускать послов и купцов в Москву, и давили на Ливонию, чтобы и она их не пропускала. Одновременно они стремились, по возможности, монополизировать информацию о «московитах» в своих руках. Недаром Матвей Меховский, крупный польский ученый, в предисловии к трактату «О двух Сарматиях», писал о землях Московии, как об «открытых войсками короля польского» и ставших теперь известными миру. «Оршанская пропаганда» и ученый труд Меховского укрепляли веками формировавшееся враждебное отношение к схизматикам. Образ врага-схизматика начинал приобретать более конкретные контуры. Но серьезно европейцы принялись за формирование представлений о России как стране жестоких, агрессивных варваров, рабски покорных своим тиранам, в правление Ивана Грозного.

В январе 1558 года Иван IV Васильевич начал Ливонскую войну за выход России к Балтийскому морю. А в 1561г. появился листок со следующим текстом: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается бoльшая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано. Нюренберг 1561». Сообщения «желтой прессы» подкреплялись художественно.

Этот новый тип источника информации, ориентированный на широкую публику, изменил отбор информации и способы ее подачи. Как и в современной бульварной прессе отбираются шокирующие, ужасные известия, и подаются так, чтобы воздействовать на чувства, а не давать объективную картину. Быстро формируются определенные штампы. Прямо или косвенно русских представляли через негативные образы Ветхого Завета. Спасение Ливонии сравнивалось с избавлением Израиля от фараона, а Ивана Грозного сравнивали с фараоном, Навуходоносором и Иродом. Его однозначно определяли как тирана. Именно тогда слово «тиран» стало нарицательным для определения всех правителей России в принципе. Авторы известий о походах Грозного прямо «заимствовали» описания турецких завоеваний. Саксонский курфюрст Август I стал автором знаменитой сентенции, смысл которой сводился к тому, что русская опасность сравнима лишь с турецкой. Иван Грозный изображался в платье турецкого султана. Писали о его гареме из 50 жен. Причем, надоевших он якобы убивал. Видимо отсюда происходит настойчивое стремление современной прозападной историографии «насчитать» у реального Ивана Грозного как можно больше жен.

Исследователь печатных известий о России Ивана Грозного А.Каппелер обнаружил за XVI век 62 летучих листка, посвященных России. Подавляющая часть их посвящена Ливонской войне, и во всех русские и их царь изображались в столь же мрачных тонах как вышеприведенные. Именно тогда появляется первая в истории польской армии походная типография, руководитель которой с плебейской фамилией Лапка получил впоследствии шляхетское достоинство и дворянскую фамилию «Лапчинский». Польская пропаганда работала на нескольких языках и по нескольким направлениям на всю Европу. И делала это эффективно.

Понятно, что объективность в оценках даже не ставилась целью. В ту же эпоху, когда жил Грозный, Генрих VIII в Англии казнил своих канцлеров одного за другим. В 1553 году, когда первый английский корабль достиг района будущего Архангельска, британской королевой стала католичка Мария, прозванная Кровавой. Она правила всего пять лет, но за это время только сожжено было 287 человек, в том числе несколько епископов англиканской церкви. Многие погибли в застенках и были казнены другими способами. Тем не менее, «европейская» репутация Англии никак существенно не пострадала. Важна была не объективная жестокость того или иного правителя, а так сказать, система распознавания «свой-чужой».

В 1570 году герцог Альба на Франкфуртском депутационстаге высказал идею не посылать в Московию артиллерию, дабы она не стала врагом «грозным не только для империи, но и для всего Запада». Тот самый герцог Альба, который после назначения наместником Карла V в Нидерландах, учредил судилище, пославшее в течение трех месяцев 1567 года на эшафот 1800 человек, а после нового наступления протестантов из Германии, в следующем году, жертвами новой расправы стало уже несколько тысяч человек, сотни тысяч человек бежали заграницу. Но Испания, тем не менее, не угрожает «всему Западу», а вот Россия якобы угрожает.

В 1578 году в окружении графа Эльзасского возник «план превращения Московии в имперскую провинцию», автором которого выступал бывший опричник, бежавший на запад, Генрих Штаден. Этакий «власовец» 16 века… Этот проект докладывался императору Священной Римской империи, Прусскому герцогу, шведскому и польскому королям. Аналогичные планы подготовил английский капитан Чемберлен. Эти планы сходились в одном – в стремлении навсегда устранить Россию как субъект европейской политики. Вот что писал Штаден: «Управлять новой имперской провинцией Россией будет один из братьев императора. На захваченных территориях власть должна принадлежать имперским комиссарам, главной задачей которых будет обеспечение немецких войск всем необходимым за счет населения. Для этого к каждому укреплению необходимо приписывать крестьян и торговых людей – на двадцать или десять миль вокруг – с тем, чтобы они выплачивали жалование воинским людям и доставляли бы все необходимое…»

Русских предлагалось делать пленными, сгоняя их в замки и города. Оттуда их можно выводить на работы, «…но не иначе, как в железных кандалах, залитых у ног свинцом...» . Присутствует и идейно-религиозное обоснование грабежа: «По всей стране должны строиться каменные немецкие церкви, а московитам разрешить строить деревянные. Они скоро сгниют и в России останутся только германские каменные. Так безболезненно и естественно произойдет для московитов смена религии. Когда русская земля вместе с окрестными странами, у которых нет государей, и которые лежат пустыми, будет взята, тогда границы империи сойдутся с границами персидского шаха…» . До гитлеровского плана «Ост» оставалось еще 360 лет…

Для оправдания потенциальной агрессии или иных враждебных действий мифологизировалась и пиарилась не только внешнеполитическая агрессивность московитов, но и тиранство их царя в отношении собственных подданных. Надо сказать, что в самой Европе с этим все было неблагополучно. В 1572 году гонец от Максимилиана II Магнус Паули информирует Ивана IV о Варфоломеевской ночи. На что сердобольный Иван Грозный отвечал, что «скорбит о кроверазлитие, что учинилось у французского короля в его королевстве, несколько тысяч и до сущих младенцев избито, и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество французский король над толиким народом учинил и кровь толикую без ума пролил» . В итоге французский король – негодяй, но Франция – культурная страна, невзирая на то, что примеру Карла последовали католики во многих французских провинциях.

Разумеется, нельзя было, чтобы рекорды по жестокому истреблению своих подданных ставили Франция и Англия, и потому Джером Горсей в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали в Новгороде семьсот тысяч (!) человек. То, что в нем жило 40 тысяч человек, и бушевала эпидемия, и при том, полностью сохранившиеся в синодиках списки погибших, называют 2800 умерших, никого не смущает. Таковы законы жанра «черного пиара».

Заметим также, что сюжет «тиранических зверств Ивана Грозного» пережил века. Давно окончилась Ливонская и поляки уже не без успеха пытаются отторгнуть исконно московские земли в 17 веке… и появляется очередная гравюра «Иван Грозный казнит Иоганна Бойе, наместника Вейзенштейна».

В конце правления уже Петра I в Германии выходит книга «Разговоры в царстве мертвых» с аллегорическими картинами казней Иваном Грозным своих врагов. Там, кстати, впервые русский государь изображается в образе медведя.

Завершающим штрихом стало распространение легенды об убийстве Иваном Грозным собственного сына. Заметим, что в каких-либо русских источниках эта версия не отражена. Везде, включая личную переписку Грозного, говорится о достаточно продолжительной болезни Иоанна Иоанновича. Версия убийства была озвучена папским легатом иезуитом Антонио Поссевино, уже упомянутым Генрихом Штаденом, англичанином Джеромом Горсеем и другими иностранцами, которые прямыми свидетелями смерти царевича не были. Карамзин и последующие российские историки писали на основе их материалов. Интересно, что как сообщает А.А.Севастьянов, автор перевода «Записок» Горсея, на полях рукописи Горсея, но не его рукой, возле слов «дал ему пощечину» имеется сделанная каким-то таинственным редактором приписка, оставшаяся в тексте навсегда и в корне меняющая излагаемую Горсеем версию смерти царевича: «Thrust at him with his piked staff», т.е. «метнул в него своим острым посохом».

Таким образом, на Западе создавался «нужный» вариант истории России вне зависимости от того, как события развивались на самом деле. Версия об убийстве, так же как и версия о невероятных жестокостях, была должным образом визуализирована. Завершение этого процесса мы видим в наши дни – обложка учебника «История Отечества» 10 класс под редакцией Якеменко.

Почему же в антироссийской информационной войне такое внимание уделяется именно Грозному? Не ставя цели обелять эту без сомнения сложную фигуру, отмечу все же, что именно при нем Россия обрела границы, близкие к сегодняшним, присоединив Поволжье и Сибирь. Оспорить эти приобретения можно, в том числе и через очернение исторического облика Ивана Грозного. Также важно и то, что в Ливонскую войну, Россия впервые воевала против Запада как коалиции государств. По составу участников эта война является всеевропейской войной. Московское царство Ивана Грозного находилось на пике военно-экономического могущества и потребовались усилия половины Европы, чтобы не пустить его к морям. Именно тогда перед Европой встал выбор – признать государя Московского «своим», а конфликт на Балтике «семейным делом» среди европейских монархов (в данном случае России и Польши), или посчитать Россию чуждой цивилизацией вроде мусульман. Европа свой выбор сделала…

Теперь перейдем ко второму герою – императору Павлу I. Он сродни Ивану Грозному в том, что его исторический образ является образцом еще одной успешной информационной кампании Запада против русских царей. Причем при Иване Грозном степень вестернизации России была невелика, и образ Грозного приходилось искажать, расставляя «нужные» оценки задним числом. В случае же с Павлом компания «черного пиара» велась и на западную и на российскую аудиторию одновременно, сопровождаясь комплексом спецопераций, в конечном итоге приведших к физическому устранению Павла заговорщиками в ночь на 11 марта 1801 года. Мы здесь не рассматриваем версию, что Иван Грозный также был устранен с помощью европейских врачей, за ее недоказуемостью. Хотя содержание сулемы, т.е. ядовитого хлорида ртути в останках царя и здесь наводит на размышление, и делает аналогии еще более прозрачными…

Причины информационной войны против императора Павла Петровича те же самые, что и при Грозном. К концу 18-го века Российская империя в первый раз достигла пика могущества, позволяющего ей на равных бросить вызов всей континентальной Европе. Собственно, позднее – в 1812-1814 гг. – она это успешно и сделала.

Уже конец правления Екатерины II характеризуется резким ухудшением отношений с Британией. Это ухудшение очень легко проследить по применению относительно нового оружия информационной войны – карикатуры. Уничтожение разбойничьего Крымского ханства, укрепление России в Северном Причерноморье и создание Черноморского флота, а затем и блестящие победы адмирала Ушакова на море – все это встревожило Англию. Весной 1791 года разгорелся острейший международный конфликт, вошедший в историю как «Очаковский кризис». Британский флот безраздельно господствовал в Балтийском море и имел полный контроль над всем восточноевропейским экспортом. Черное море давало России обходный путь торговли с Европой, что не устраивало Англию. Вот почему 22 марта 1791 года британский кабинет министров принял на своем заседании ультиматум России. Если последняя откажется вернуть Очаковскую область Турции, то Великобритания и союзная ей Пруссия грозили объявлением войны. Дипломатический нажим сопровождался созданием соответствующего образа Екатерины и ее окружения в европейской прессе. На карикатурах мы видим медведицу с головой Екатерины II и князя Г.А.Потемкина с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей. За спинами
политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: «Избави меня, Господи, от Русских медведей …». Здесь вполне понятные европейскому читателю аллюзии к известной в раннем Средневековье молитве «Избави меня, Господи, от гнева норманов …».

Снова, как и во времена Грозного, Россия представлена в образе варваров, угрожающих европейцам. Сравнительно со временем Грозного, мы видим смещение акцентов информационной войны. «Русская угроза» уже не равнозначна турецкой. Она намного больше.

Надо сказать, британское давление оказало некоторое влияние на Петербург. Большинство членов русского правительства склонялись к удовлетворению требований Англии. Но Екатерина II проявила политическую твердость. Российской дипломатии
удалось поднять общественное мнение английской нации против войны и заставить английское правительство отказаться от своих требований России. Все закончилось не унизительными уступками европейским дипломатам, как уже бывало, а победным Ясским миром, окончательно утвердившим Россию в Причерноморье и сделавшим ее арбитром во взаимоотношениях православных балканских народов с Османской империей. Это получилось благодаря использованию против Запада его оружия – манипуляций с общественным мнением, в том числе и карикатуры. Первая настоящая русская политическая карикатура – картина Гавриила Скородумова «Баланс Европы в 1791 году», изображающая большие весы, которые накренились в ту сторону, где на чаше стоит суворовский гренадер – «один да грузен», – перевешивая всех врагов России.

Екатерина недвусмысленно намекает, каким образом будет решаться «Очаковский вопрос» если Англия продолжит свою политику. Этот язык в Англии прекрасно понимали… и отступились.

После первого поражения английская пропагандистская машина заработала на полную мощность. Мишенью сделались «русское зверство» и наш самый знаменитый полководец – А.В.Суворов. Благо повод нашелся быстро – подавление польского восстания. «Заготовки» пропаганды использовались вполне в духе времен Ливонской войны. Удар разом наносился по самой Екатерине, лучшему русскому полководцу и русскому народу, который преподносился в образе «бесчеловечных казаков». Были задействованы и классические батальные картины и карикатура. В первом случае, казаки уничтожают мирных жителей, во втором (карикатура «Царская забава»), подошедший к трону Суворов (это его первое, но далеко не последнее появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции». За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек.

Наступление на Россию вообще, и Суворова в частности, в «желтой прессе» достигло пика при императоре Павле I, проводившем внешнюю политику, руководствуясь исключительно интересами России. Полководец представал перед европейским обывателем в облике кровожадного пожирателя вражеских армий. Этакого упыря-кровопийцы.

Обратим внимание – эти карикатуры датированы 1799-1800 гг. Т.е. временем, когда Россия выступает СОЮЗНИКОМ Англии против революционной Франции! Но к тому времени геополитические противоречия достигли такого накала, что на подобные «мелочи» никто в Англии уже не обращал внимания. Именно с этого времени в Англии существует антисуворовская традиция,
отразившаяся, в частности, в стихах Байрона:
Суворов в этот день превосходил
Тимура и, пожалуй, Чингисхана:
Он созерцал горящий Измаил
И слушал вопли вражеского стана…

Позднейшая характерная заметка о Суворове опубликованная в английской газете «The Times» от 26 января 1818 года содержит такую характеристику: «все почести не могут смыть позора прихотливой жестокости с его характера и заставить историка писать его портрет в каких-либо иных красках, кроме тех, что достойны удачливого сумасшедшего милитариста или ловкого дикаря». Эти воззрения на личность Суворова сохранились в западной исторической науке и сегодня. Это один из законов информационных войн – грамотно распропагандированный миф воспринимается как Истина детьми его создателей.


Надо сказать, в конце 18 века Англия обладала колоссальной пропагандистской машиной ранее невиданной в мире. На пропаганду, так или иначе, работали десятки газет и журналов, а также более полутора сотен художников-карикатуристов, и более сотни издательств, эти карикатуры печатающих. Несколько десятков крупных гравировальных мастерских работали круглосуточно, тысячи эстампов ежегодно экспортировались на континент. Сатирические листы выходили ежедневно и раскупались всеми слоями английского общества. Были и повторные тиражи, и даже пиратские копии. Карикатура становилась мощнейшим оружием информационной войны, пожалуй, главным на тот момент.

Что касается Павла I, то о сумасшествии и скором свержении царя заговорили сразу – еще на коронации 5 апреля 1797г. англичане «предсказывают»: «В Российской империи скоро произойдет важное событие. Не смею сказать большего, но я боюсь этого…» . Это «предсказание» совпало с отказом Павла направить войска против Франции. Он имел «дерзость» не воевать за интересы далекие от интересов России. Пришлось британцам раздавать обещания: военно-морскую базу в Средиземном море на Мальте, раздел сфер влияния в Европе и т.д. Конечно, по завершению победоносных походов А.В.Суворова британские джентльмены, что называется «кинули» московитов. Но Павел в ответ демонстративно пошел на антибританский союз с Францией, предвосхитив тем самым на восемь десятилетий мысль своего правнука – Александра III. Вот тогда накал антипавловской и антироссийской истерии в английской прессе достигает предела. Павла называют – «Его Московитским величеством» – так сказать, привет из времен Ливонской войны!

Центральные английские газеты уже в январе делают информационные вбросы о грядущем свержении Павла: «Мы потому ожидаем услышать со следующей почтой, что великодушный Павел прекратил править!» или «Большие изменения, судя по всему, уже произошли в правительстве России, или не могут не произойти в ближайшее время». Таких сообщений в январе-феврале насчитывается десятки, они неизменно сопровождаются указанием на слабоумие императора.

Ну, правда, кем же еще может быть человек, который поступил с Британией так же, как она поступала со всеми континентальными странами? Тема союза с наполеоновской Францией, как смертельно опасная для Британии, вызывала яростные нападки. Например, на одной из карикатур Наполеон ведет на цепи Русского Медведя – Павла.

Карикатура должна была подчеркнуть зависимую роль России в готовящемся союзе с Францией, что не соответствовало действительности. В стихотворении, сопровождающем картину, содержится удивительное «предвидение». Медведь-Павел говорит «Скоро моя власть падет!», а вина за грядущее возлагается на самого Павла словами «Я усиленно готовлю свое падение». Истолковать это иначе, как сигнал, уже сформированной команде убийц Павла, а также как подготовку общественного мнения Европы к грядущим «переменам» внутри России, трудно. И жалеть изображенного сумасшедшего монстра явно не стоит…

Хотя тогда еще прекрасно понимали, что это пропаганда – в тех же газетах где пишется о сумасшествии русского царя, признавалось, что его внешнеполитическая линия вполне разумна. По мнению британских обозревателей: «Мальта это не просто прихоть Павла», а вполне совпадает с интересами России иметь базу в Средиземном море против Турции. Выступивший в рамках Второго Нейтралитета российский флот, был в состоянии разорвать британскую блокаду Европы и высадить десант на Британские острова – давний страх англичан. Этот рационализм политики Павла и ее соответствие интересам России признавали сквозь зубы английские политики тех лет, и не признает, по сей день, российская историографическая традиция…

Но вернемся к информационной войне зимы 1801 года… 27 января, в английской прессе появляется сообщение, что в Лондон «прибыл российский чиновник с новостями о смещении Павла и назначении Регентского совета, возглавляемого Императрицей и принцем Александром». До смерти Павла оставалось ровно полтора месяца…

Здесь своего рода черная магия информационной войны: упорно повторяя, то, что хочешь достичь, как будто это УЖЕ случилось, ты изменяешь Реальность, готовя заранее приятие того, чему еще предстоит произойти. Этот прием информационной войны Европа тогда применила в первый, но далеко не в последний раз! Никто уже ни в Европе, ни в России не удивился, когда 11 марта 1801г. Император Павел был убит…

Ну и под конец, картинок вам еще немного из европейской прэссы

1854 год (Крымская война)

1877 год (начало Русско-турецкой войны)

1899-1901 (второй передел Китая, в связи с появлением новых игроков на этой доске России, Германии и Япошек)

Ну и напоследочек 1914

Исторически так сложилось, что в России века пишутся римскими цифрами, правда в последнее время всё чаще можно встретить использование арабских цифр для обозначения века. Происходит это из-за банальной неграмотности и незнания, как правильно писать тот или иной век римскими цифрами, также люди всё чаще задаются вопросами, какой это век XIX в цифрах?

XIX это какой век

Чтобы не просто ответить на поставленный вопрос XIX это какой век, а избавиться от подобных вопросов в будущем, нужно понять, как же читаются римские цифры. На самом деле ничего сложного здесь нет.
Итак, римские цифры обозначаются следующим образом:
I – 1
II – 2
III – 3
IV – 4
V – 5
VI – 6
VII – 7
VIII – 8
IX – 9
X – 10
Получается, что лишь 5 римских цифр имеют индивидуальное начертание, остальные получаются при помощи подставления I. Если I стоит перед основной цифрой – это означает минус 1, если после, то плюс 1.
Обладая этими знаниями, можно легко ответить на вопрос — XIX это какой век?

XIX какой это век

И всё же, XIX какой это век? Читая эти нехитрые цифры многие разбивают их на 3 значения – X, I, X и получают какой-то весьма странный век – 10 – 1 – 10, т. е. 10 тысяч 110 век. Безусловно это не верная раскладка. Цифра XIX состоит из 2 компонентов – X и IX и расшифровывается очень просто – 1 и 9, т. е. получается 19.

Таким образом, ответом на вопрос, XIX какой это век, будет 19 век.

Как же будут выглядеть остальные века написанные римскими цифрами?

XI – 11
XII – 12
XIII- 13
XIV – 14
XV – 15
XVI – 16
XVII – 17
XVIII – 18
XIX – 19
XX – 20

Век, в котором мы живём сейчас обозначается как XXI .

Какой это век xix

Многие задаются вопросом, почему же в России века стали обозначать римскими цифрами, ведь всем известно, что в том же английском языке века обозначаются привычными арабскими цифрами, которые всем известны и понятны, так зачем же усложнять себе жизнь?

На самом деле всё довольно просто, дело в том, что римские цифры используются далеко не исключительно в России и не только в обозначении века. Считается, что римские цифры более торжественные и значимые чем банальные арабские, известные всем. Таким образом, римские цифры веками используются для обозначения особо значимых событий или чтобы придать некую торжественность, выделить.

Убедится в том, что далеко не только век обозначается римскими цифрами довольно просто, достаточно лишь посмотреть на книжное издание сочинений в нескольких томах, где тома, наверняка, пронумерованы римскими цифрами. Во всех странах монарших особ нумеровали римскими цифрами: Пётр I, Елизавета II, Людовик XIV и т. д.

В некоторых странах римскими цифрами обозначаются даже года, что гораздо сложнее, чем выучить какой это век XIX, ведь когда добавляются сотни и тысячи, римские цифры также увеличиваются на несколько цифр – L, C, V и M . Годы, обозначенные римскими цифрами, в отличие от веков, выглядят действительно устрашающе, так 1984 записывается как MCMLXXXIV .

Также римскими цифрами обозначаются все Олимпийские игры. Таким образом в 2014 году XXI века в Сочи прошли XXII Зимние Олимпийские игры.
Таким образом, можно сказать, что не зная какой это век XIX, человек лишает себя возможности свободно читать о различных событиях, происходящих в мире.

Скорее всего, в скором времени века в России всё же будут обозначаться традиционными арабскими цифрами и вопросы типа какой это век XIX исчезнут сами собой, ведь девятнадцатый век будет записываться понятным для всех образом – 19 век.

И всё же, знать хотя бы первую сотню римских цифр для грамотного человека просто необходимо, ведь далеко не только века обозначаются ими.

КРИЗИС НАТУРФИЛОСОФИИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - ХХ ВЕКАХ. № 17.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – сформировавшаяся в древней Греции часть философии, умозрительно (путем размышлений) изучающая явления природы (натуры). (Другие части философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, методология, этика, эстетика, логика и др.).

По мере формирования экспериментального естествознания в ХУП веке и его дальнейшего бурного развития, начиная с первой трети Х1Х века, в европейской философской мысли зреет идея о том, что натурфилософия в век науки не нужна. Это одна из центральных идей позитивизма О. Конта. С нее и начинается кризис натурфилософии .

Какие предлагаются выходы из кризиса? Они нашли свое отражение, например, в следующих философских течениях:

1. Позитивизм . Философия (как и религия) не дает позитивного, научного знания. Следовательно, от философии надо отказаться в пользу науки как позитивного знания. Получается: ФИЛОСОФИЯ ОТЖИЛА СВОЕ, ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО НАУКЕ.

2. Марксистская философия (диалектический материализм) утверждает, что она - вершина развития философии и, одновременно конец философии. Энгельс писал, что вместе с формированием марксовой философской доктрины философии в определенном смысле приходит конец. Марксистская философия – это подлинно научная философия. Получается: ФИЛОСОФИЯ (марксистская) ТОЖДЕСТВЕННА НАУКЕ.

3. Иррационализм принижает интеллектуальные, рационалистические способности человека в сфере познания, а, следовательно, науку как наиболее яркое выражение этих способностей. На первое место выдвигаются другие познавательные способности – сверхразумные, иррациональные, например, интуиция, озарение. Наука здесь оценивается весьма негативно, поскольку она, много рассказав о природе, неспособна дать ответы на самые главные вопросы бытия, например «В чем смысл жизни, суть человеческого существования». Ответы на эти вопросы может дать философия, например, экзистенциализм. Получается: ФИЛОСОФИЯ ЛУЧШЕ, ПОЛЕЗНЕЕ НАУКИ.

Позитивизм и его эволюция

ПОЗИТИВИЗМ - от латинского – положительный. Философское направление, основанное на изучении знания данного в опыте, то есть положительного, позитивного знания. Позитивизм, в целом, считает, что:

1. Подлинное, положительное знание может быть получено лишь с помощью специальных наук, которые основываются на фактах, опыте.

2. Философия, занимающаяся мировоззренческими вопросами, не имеет права на существование, не имеет смысла.

3. Философия имеет право на существование лишь в том случае, если будет изучать язык науки.

Реальные факты, послужившие возникновению позитивизма:

– бурное развитие наук, начавшееся в конце Х1Х века, приносит массу нового конкретно-научного знания;

– отсюда: происходит сокращение традиционных онтологических проблем философии (натурфилософии), многое уходит в область естествознания;

– усиливается гносеологическая и методологическая функции философии: философы все чаще имеют дело со знанием добытым науками;

– возникают вопросы достоверности этих знаний и способах их использования философией.

Этапы позитивизма.

Первая форма позитивизма.

Основатель - Огюст Конт (1797-1857), ввел в оборот сам термин. Продолжатели – Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Милль (1806-1873).

Конт и Спенсер считали, что интеллектуальная эволюция человечества прошла три стадии своего развития.

1. Теологическая - все явления (в том числе и природные) объяснялись на основе сверхъестественных, религиозных представлений.

2. Метафизическая – иначе – философская, то есть объяснение явлений природы с точки зрения философии.

3. Позитивная – иначе – научная, то есть объяснение мира с позиций науки. Конт считал, что эта стадия начинается с появления подлинной науки об обществе – СОЦИОЛОГИИ, понятия, которое ввел в научный оборот он сам.

Суть первой формы позитивизма.

НАУКА – не есть отражение объективной действительности, и представляет собой систематизацию данных чувственного опыта, получаемых в ходе наблюдения.

ЗАДАЧА ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ – исследовать структуру научного знания, то есть систематизировать и обобщать факты. При этом факт – это не предмет и не процесс («стакан», «часы идут»), а зафиксированное в чувственном опыте событие.

ЗАДАЧА НАУКИ – описывать факты, отвечая на вопрос «как» но не на вопрос «почему».

К концу Х1Х века первая форма позитивизма сталкивается с серьезными трудностями, вызванными развитием естествознания (в математике – появление неевклидовых геометрий; в физике – открытие электрона и микромира). Все это требовало изучения тех самых философских (метафизических) проблем, которых хотел избежать позитивизм.

Вторая форма позитивизма – ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или махизм по имени создателя – Э.Маха (1838-1916). Соавтор – Р. Авенариус (1843-1896).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – существует ли объективная реальность и как к ней относится сознание. Решали этот вопрос с позиций субъективного идеализма, то есть утверждали, что вещи являются субъекту в форме ощущений, названных элементами. Устойчивые комплексы элементов запечатлеваются в памяти и выражаются в речи.

ЗАДАЧА НАУКИ – исследовать законы связи между элементами и между комплексами элементов.

Критика махизма с позиций диалектического материализма содержится в книге В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Третья форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ (или логический позитивизм). Его возникновение связано с дальнейшим развитием естествознания, прежде всего математики: а) возрастает абстрактность математики (бесконечно малые величины, теория множеств и т.д.); б) математика сближается с логикой – возникает математическая логика.

Все это приводит к кризису оснований математики: в этом образце достоверности и истинности возникают нелепости и парадоксы. Это поставило ряд методологических и логических проблем:

1. Каковы причины парадоксов и способы их устранения?

2. Проблема истинности математического знания.

3. Как абстрактные математические формулы связаны с действительностью? Например, чему соответствует в реальности бесконечно малая величина.

Развитие квантовой механики также поставило перед наукой и философией ряд новых проблем, например, проблему осмысленности научных предложений, возможность опытной проверки абстрактных положений, таких как цикличное течение времени, эффект близнецов и др.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – возникает в 20-е годы ХХ века. Основные идеи сформировались в рамках так называемого «Венского кружка» - группы интеллектуалов Венского университета, объединившихся по инициативе руководителя кафедры философии Морица Шлика. Другие представители: Р.Карнапп (1891-1970), Б.Рассел (1872-1970), Л.Витгенщтейн (1889-1951) и др. Неопозитивизм весьма сложная философская система как по существу решаемых проблем и обращении к сложнейшим проблемам современного естествознания, так и потому, что имеет по нескольку вариантов решения одной и той же проблемы разными философами одной и той же школы.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ.

1. Все мировоззренческие (философские) проблемы не имеют смысла и должны быть изгнаны как из языка науки, так и из обыденного языка. Вся прежняя философия, религия, атеизм лишены научного смысла, занимаются псевдопроблемами, ищут ответа на вопросы, которые в принципе неразрешимы. Например, первичен дух или материя? В чем единство мира? Существует ли Бог? Таким образом, прежняя философия не может быть знанием о природе и обществе. Все это должны изучать специальные науки. А философия должна исследовать только язык науки, осуществлять анализ языка науки.

2. Все научные знания, за исключением математических и логических, имеют эмпирическое (опытное) происхождение. Следовательно, имеют научный смысл лишь тогда, когда они верифицируемы (принципиально проверяемы).

3. Верификация – это процесс установления истинности научных суждений в результате их эмпирической проверки. Верификация распадается на два этапа:

а) проверка предложения на наличие в нем смысла , для чего нужно свести всякое научное утверждение к совокупности протокольных предложений, которые фиксирует чувственный опыт субъекта; например, «снег бел», «сейчас я вижу красное»; если предложение соответствует факту, то оно имеет смысл. Так предложение «снег бел» - имеет смысл, предложение «мир – материален» не имеет смысла.

б) проверка предложения на истинность, в процессе сопоставления его с чувственным опытом. Например: температура данного тела = 60 градусов;

температура человеческого тела = 37 градусов;

След-но, данный предмет для человека – горячий

4. Принцип конвенционализма – в основе научных теорий, аксиом, законов лежит конвенция (соглашение) между учеными. Этот принцип был сформулирован в связи с появлением неевклидовых геометрий. Основатель конвенционализма французский физии Пуанкаре, считал аксиомы геометрии лишь удобными условностями. Затем принцип был распространен и на физические теории, например, принцип инерции – это тоже произвольное соглашение.

5. Принцип физикализма был выдвинут в 30-е годы ХХ века. Он требовал перевода всякого знания на терминологию физики. Считалось, что это обеспечит успех в любой области научного знания

Четвертая форма позитивизма - ПОСТПОЗИТИВИЗМ – его начало связано с выходом в свет в 1959 году книги Карла Поппера (Англия) «Логика научного открытия» и книги Томаса Куна (США) «Структура научных революций».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМА.

1. Главное внимание следует уделять истории науки вместо анализа ее языка.

2. Необходимо изучать особенности развития научного знания: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Возможны ли продуктивные контакты между представителями конкурирующих теорий? Каковы критерии выбора конкурирующих теорий?

3. Смягчается противопоставление между эмпирическим и теоретическим научным знанием. Если логический позитивизм считает, что надежно лишь эмпирическое знание, то постпозитивизм утверждает относительность границ между эмпирическим базисом науки и теориями.

4. Признается отсутствие жестких границ между наукой и философией и осмысленность философских предложений, бессмысленных с точки зрения логического позитивизма.

5. Развитие науки происходи не линейно, поступательно, а путем революций, то есть таких преобразований, когда происходит пересмотр фактов, теорий, методов исследования, иначе - всего базиса науки. Важное место здесь принадлежит понятию, выдвинутому Т.Куном - ПАРАДИГМА. Последняя представляет собой совокупность принципов, законов, аксиом, основных научных положений, принятых научным сообществом в качестве базовых, истинных на определенном этапе развития знаний о мире. (Не забыт принцип конвенционализма). Например, принципы евклидовой геометрии, идеи Декарта, законы механики Ньютона лежат в основе механистической парадигмы.

6. Важна проблема фальсификации, понимаемая как процедура установления ложности гипотезы или теории. Отказ от предшествующей теории возможен лишь тогда, когда появляется новая теория, обеспечивающая прогресс познания.

ВЫВОД : главное, что сближает всех представителей позитивизма (подавляющее большинство из них – это ученые из разных областей естествознания) – это то, что в центре их внимания, так или иначе, находится НАУКА, научное знание, его ценность, особенности и специфика развития. Поэтому позитивизм часто называют самосознанием науки.

Философия марксизма. (Диалектический материализм)

Представители философии марксизма: Маркс Карл (1818 – 1883) – основная экономическая и философская работа «Капитал»; Энгельс Фридрих (1820 – 1895). Основные работы: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

Основные принципы и положения философии марксизма.

1. Материалистическое решение основного вопроса философии, то есть вопроса об отношении сознания и материи. Его смысл впервые изложен в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» - 2 глава. Этот вопрос имеет две стороны : первая – что первично, материя или сознание? Марксизм утверждает - первична материя. Вторая – познаваем ли мир? Марксизм признает - мир познаваем.

2. Соединение материализма и диалектики в единую философскую систему – диалектический материализм. Здесь следует: вспомнить, что и материализм, и диалектика существовали еще со времен античности; определить, что такое материализм (см. пункт 1) и в чем сущность диалектики. Диалектика включает в себя два принципа: принцип развития, принцип всеобщей взаимосвязи явлений процессов. Таким образом, диалектический материализм утверждает: мир материален и функционирует по законам диалектики. Имеются в виду законы, сформулированные еще Гегелем: 1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон взаимных количественных и качественных изменений; 3. закон отрицания отрицания.

3. Учение о материи, движении, пространстве и времени.

Учение о материи. Этот материал может быть раскрыт на основе работ Ф. Энгельса и В. И. Ленина. За все время существования философии в ней сформировались два разных подхода к пониманию материи:

- Субстратная концепция . Здесь материя – это некий исходный строительный материал, из которого состоят все вещи, например, вода, огонь, атомы и т.д.

- Гносеологическая концепция . Здесь материя не связывается с конкретными свойствами вещей. Представителем гносеологической концепции был В.И. Ленин. Он сформулировал следующее определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от них». Суть определения в следующем: единственным свойством материи признается свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне человеческого сознания; материя отображается органами чувств человека; материя не отождествляется с конкретными свойствами предметов.

Учение о движении.

Движение – это любое изменение, любой переход из одного состояния в другое. Изменения бывают количественные и качественные . Это означает, что движение и изменение – это тождественные понятия. Движение – это атрибут материи, способ ее существования: весь мир, все его формы находятся в движении, изменении.

Движение обладает следующими свойствами:

- Абсолютность – движение происходит везде и всегда, при всех условиях.

- Относительность - поскольку ни один конкретный объект не существует вечно, то и движение материального тела преходяще и в этом смысле относительно.

- Самодвижение - источник движения находится внутри самой материи – это борьба противоположностей.

- Противоречивость – движение представляет собой единство двух противоположных процессов – изменчивости и устойчивости, то есть любое движение связано со своей противоположностью – покоем.

Учение о пространстве и времени.

Понятие «пространство» отражает:

1. Расположение объектов . Предметы, явления определенным образом расположены друг относительно друга. Для обозначения этого люди пользуются, например, такими словами: справа, слева, выше, ниже.

2. Протяженность . Любое тело имеет определенные границы, занимает тот или иной объем в пространстве, то есть, имеет свои пространственные границы

Итак, пространство - это понятие, которое характеризует протяженность, структурность объектов, их взаиморасположение.

Понятие «время» отражает:

- Длительность протекания процессов . Поскольку тела, явления постоянно изменяются, то они есть процессы, развертывающиеся в определенном порядке. Они сменяют друг друга. Эта особенность и определяется понятием «длительность».

- Последовательность протекания процессов . Для объяснения смысла этого термина можно употреблять такие слова: раньше, позже, одновременно.

Итак, время – это понятие, которое характеризует длительность и последовательность смены состояний процессов.

4. Материалистическое понимание истории: развитие общества представляет собой закономерный исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Главным фактором общественного развития являются экономические и, прежде всего, производственные, отношения, характеризующие отношение людей к средствам производства, к собственности. В каждом обществе они есть фундамент, базис, на котором «выстраивается » все остальное общественное здание.

Существует несколько типов производственных отношений и все многообразие социальных организмов (стран, государств) можно свести к нескольким основным типам. Они в марксизме получили название – общественно-экономическая формация. Каждая формация основана на определенном способе производства, который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В обществе действует закон соответствия производительных сил уровню развития и характеру производственных отношений. Развитие производительных сил ведет к смене производственных отношений и смене типа общества. Обычно это происходит путем революции. Общая направленность процесса смены типов общества - от первобытности к коммунизму. Все это расценивается марксисткой философией как непреложный закон истории, открытый К.Марксом.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм - разновидность философии иррационализма.

Один из предшественников экзистенциализма - датский философ Кьёркегор (1813 – 1855) утверждал, что жизнь человека изменчива , динамична , противоречива , сложна и многогранна . Поэтому с помощью разума открыть истины жизни невозможно. Человеческое существование или – ЭКЗИСТЕНЦИЯ - неподвластно разуму. Однако его можно познать с помощью интуиции.

Экзистенциализм формируется в 20-30-е годы ХХ века. В нем выделяют два основных направления:

1. Религиозный экзистенциализм . Представители: русский философ Лев Шестов (1866 – 1938), французский философ Габриель Марсель (1889 – 1973).

2. Атеистический экзистенциализм . Его представители немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960).

Основные положения атеистического экзистенциализма.

1. Философия принципиально отличается от науки. Наука стремится к общезначимым истинам, дает ясные однозначные формулировки. Философия изучает тайны человеческого бытия, существования и предлагает не общезначимые, а личные истины. Поэтому у каждого человека может быть своя личная философия, которая представляет собой особого рода веру. Экзистенциализм изучает внутренний мир человека, который невозможно адекватно выразить словами, то есть логическими, рациональными формами. Наука же изучает явления предметного, природного мира, которые можно описать рационально, логически.

2. Главной проблемой философии экзистенциализма является бытие, существование человека , то есть чувства, эмоции, переживания, совесть, весь внутренний мир.

3. Основной категорией в этой философии является понятие «экзистенция », которое впервые определил Кьёркегор. Экзистенция - это особый способ переживания существования.

Существование бывает двух видов: внешнее, неподлинное и подлинное.

Внешнее существование подразумевает, что человек живет обычной повседневной жизнью со всеми ее заботами. Такое существование не является подлинным, потому что здесь теряется индивидуальность личности, которая превращается в «среднего человека» (Хайдеггер), человека, живущего «КАК ВСЕ».

Подлинное существование начинается с признания неотчуждаемой свободы других людей и своей собственной свободы. Для того чтобы приблизиться к подлинному существованию необходимо: во-первых , отвлечься, отрешиться от внешнего мира, «заключить мир в скобки»; во-вторых, отвлечься от того, что человек приобрел с помощью образования и жизненного опыта, то есть в ходе повседневной жизни.

Сделав первое и второе человек, остается наедине с самим собой . В этом случае у него открывается возможность понять смысл своего существования и перейти к подлинному бытию. Одним из инструментов, помогающих человеку подойти к подлинному существованию, является стремление «заглянуть смерти в глаза », то есть сосредоточиться на осознании собственной неизбежной смерти. Для этого нужно попасть в «пограничную ситуацию » (например, ожидать смертной казни в тюремной камере, неизлечимо заболеть) и испытать страх, отчаяние.

Страх в экзистенциализме – понимается как метафизический ужас, в результате которого может наступить прозрение, рассматриваемое как способ познания . Поэтому экзистенциализм и есть философия иррационализма. В результате прозрения человеку может открыться зияющая бездна бытия, о которой он не имел ни малейшего представления, когда спокойно прозябал в сутолоке повседневных дел.

Итак, экзистенциализм учит, что размеренно протекающая человеческая жизнь ничего не знает о себе самой, и только в моменты потрясений и катастроф, когда с сознания спадает пелена повседневности, открываются трагические истины человеческого существования. Когда человек осознал свое подлинное бытие – экзистенцию - для него в жизни покоя больше нет. У него остается только риск выбора действий, решений. Причем этот выбор не гарантирует успеха. В этом и заключается подлинное существование. Оно намного труднее, чем бездумное бытие в рамках привычного порядка вещей. Многие люди, возможно, большинство по различным причинам (например, боязнь одиночества, бремени ответственности) предпочитают быть несвободными, вести не подлинное существование.

В центре внимания экзистенциализма - смерть, страх, забота, тревога, чувство вины. Именно они, утверждают экзистенциалисты, позволяют понять подлинный смысл бытия. Здесь налицо абсолютизация роли отрицательных эмоций в жизни человека. Человеческое сознание рассматривается не как познающее (что характерно для рационализма), а, прежде всего, как страдающее, тревожащееся, озабоченное выяснением смысла жизни.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Вероятно, этот дар, свойственный русскому человеку, в некоторой степени мешал свободному развитию изобразительного искусства, и Россия не дала миру художников, подобных Леонардо да Винчи или Рембрандту. Русским художникам хватало таланта, но им не хватало бесстрастности, надэтического любования цветом и рисунком, чтобы сосредоточиться на собственно живописных приемах. Они могли схватить и запечатлеть в своих картинах мгновение, подобно голландцу Ф. Хальсу, или обнажить пороки общества, поучая зрителя подобно англичанину В. Хогарту. Русские художники великолепно отражали очевидные проблемы конкретного сословия и не могли выразить вечного, как это сделал Рембрандт. Впрочем, они также не удосуживались заняться собственно проблемами живописи, подобно Вермеру или французским импрессионистам.

Однако назвать русскую культуру только литературоцентричной было бы не совсем точно. Россия осуществила прорыв еще в одной области искусства – в музыке. Вероятно, это также связано с русской страстностью, со стремлением к сопереживанию, с исключительным предпочтением временных видов искусства пространственным. Русская музыка вышла на мировую авансцену и сыграла поистине революционную роль в европейской культуре конца XIX-первой половины XX веков.

В культуре Древней Руси музыка, также как и литература, играла вспомогательную роль. Новое время – эпоха триумфального шествия музыки в Европе. Впервые появились музыкальные произведения, ставшие вровень с гениальными скульптурами, картинами и драматическими произведениями. Развитие средств музыкальной выразительности дало, наконец, возможность композиторам создать произведения, по глубине эмоционально-философской насыщенности столь же сильные, как древнегреческие трагедии. Культурные процессы, происходящие в Европе XVII-XIX веков, способствовали возникновению потребности в музыке как специфическом виде искусства.

Русская музыка достигла профессионализма в XIX веке. Даже если бы в России творили только М. Мусоргский и П. Чайковский, она была бы в числе первых на мировой музыкальной арене. XIX век можно назвать «золотым веком» русской музыки. Подобно Флоренции эпохи Возрождения, подарившей миру десятки великих художников и скульпторов, Россия XIX века стала кузницей гениальных музыкантов. М. Глинка по праву считается родоначальником русской классической музыки. Он также был первым, выведшим русскую профессиональную музыку на европейскую сцену. Его гениальный мелодический дар не уступает лучшим представителям Италии. При этом он опирается на особенности русского мелодизма, национального музыкального творчества в целом, используя формообразующие и структурные достижения западной Европы. Однако его прекрасной, классически выстроенной музыке не свойственен еще бездонный драматизм, то воплощение роковой трагедии человеческого существования, которым отличались классические древнегреческие трагедии, пьесы Шекспира или творения Микеланджело. Мощный экзистенциальный прорыв в русской музыке осуществят композиторы так называемой «Могучей кучки».

Безусловно, для воплощения грандиозной идеи и выражения этих сильных и многогранных чувств нужны были новые средства выразительности. Композитором, совершившим революцию в области музыкального языка, стал М. Мусоргский. Его стремление приблизить музыкальную интонацию к интонации человеческой речи, причем речи эмоционально насыщенной, отражающей всю глубину переживаний, оказалось по-русски страстно, неожиданно и убедительно. Не случайно многие французские композиторы начала ХХ века, стремящиеся к реформам музыкального языка, считали себя его учениками. Его романсы, в отличие от романсов М. Глинки, не отличаются изысканным мелодизмом, однако поражают силой эмоционально-философского воздействия. Одна из их главных тем, столь любимая русской литературой и искусством XIX века, это тема «маленького человека». Новаторством романсов Мусоргского, стало проникновение с помощью средств музыкальной выразительности в самые глубины человеческой экзистенции в рамках камерного жанра. Этому во многом способствовала способность Мусоргского показать через крохотный эпизод, с помощью одного только человеческого голоса и фортепьяно страдания и чаяния человеческой души. Через эту внутреннюю жизнь маленького человека, композитор выходит, подобно Ф. Достоевскому, на этические проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти. В этом смысле М. Мусоргский – исключительно русский национальный композитор, сумевший воплотить в музыке национальную тягу к страданию и состраданию.

Мусоргский обратился к сложнейшей исторической драме А. Пушкина «Борис Годунов». В одноименной опере он раскрыл многозначный образ царя Бориса, показал трагическое мироощущение народа. С помощью новаторских музыкальных приемов он сумел воссоздать народную драму. Музыкальный язык Мусоргского интересен еще и тем, что он требует отказа от классической европейской оперной манеры пения. Для исполнения оперных партий Мусоргского нужна особая манера пения, способная передать драматизм его образов, и требующая от певца незаурядных данных драматического актера. Лучшим исполнителем партии Бориса стал Ф. Шаляпин.

П. Чайковский, подобно Мусоргскому предпочитавший «русские» сюжеты, в отличие от последнего, не стремился к реформации музыкального языка. Формулой большинства его произведений стал один из древнейших музыкальных элементов – секвенция. Но на основе этого повторяющегося элемента он создал потрясающие по эмоциональному воздействию, и одновременно предельно доступные для восприятия музыкальные сочинения. Творчество П. Чайковского – редкий феномен массовой культуры, соответствующий при всей своей доступности самым строгим меркам высокого искусства. Его произведения стали национальным явлением. Чайковский в своем оперном творчестве также обратился к произведениям А. Пушкина. Но, в отличие от Мусоргского, он раскрыл в музыке проблемы XIX века. Тема любви – центральная в его творчестве. Образ героя своего времени Онегина и образ жаждущего богатства Германа показаны Чайковским в ярком взаимодействии с образами самоотверженных русских женщин Татьяны и Лизы.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...