Свято-троицкий кафедральный собор. Церковь Святой Троицы (Троицкое)


Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского - Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, - святая святых монастыря.


Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение
заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией
начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие,
строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу.
И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями,
и наполнил украшениями.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.


Вид на Троицкий собор с северной стороны


Несмотря на небольшие размеры - высота храма до верха креста равна 30 м, - собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны - апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора - белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов - придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».


М.Гадалов. Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г.


Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV - начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде - Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.


Покров с мощей прп. Сергия Радонежского. Нач. XV века


Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче - созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» - великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего » (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).


Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца


Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV-XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня - гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.



В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.


Прп. Сергий с житием. Конец XV в.
Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)


Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин - двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром».




Новопостриженные монахи обители прп. Сергия в Троицком Соборе Лавры

В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).


Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры


В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз - в 2002-2004 гг.).


Рака преподобного Сергия Радонежского


До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного - схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники.




Паникадило. Конец XV в. Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.).




Архиерейское к ресло в алтаре Троицкого собора

В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом.


Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.


Захоронение князя Андрея Владимировича, сына князя Владимира Храброго
- героя Куликовской битвы. Южная стена Троицкого собора


В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор - главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами.


Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году.


Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с юго-восточной стороны


В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.


Знаменный хор Троицкого собора Лавры

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

- в будние дни:

Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского - в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия - начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери - по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами - с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.

- в воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия - начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию - с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию - по воскресеньям, начало в 17 часов.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.


Теги: История Свято-Троице Сергиевой Лавры, Архитектура

Троице-Сергиева лавра является одним из самых древних и почитаемых монастырей в России. Ее основателем и первым руководителем был сам Сергий Радонежский, мощи которого упокоены в местном соборе. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря является самым старым сооружением, сохранившимся до наших дней. Он действует до сих пор: любой желающий может войти и помолиться или остаться на службу.

Троице-Сергиева лавра

В церковных текстах ее обычно называют Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Сегодня это крупнейший русский мужской монастырь, который принадлежит РПЦ. Он расположен на реке Кончуре в центре города Сергиев Посад. Несмотря на солидную историю, он все еще является действующим и привлекает паломников со всего мира. Монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно патриарху.

История обители - первые десятилетия

История монастыря началась в 1337 году, когда на холме в десяти верстах от Хотькова поселились братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан, инок Покровского монастыря. Вскоре они построили небольшой деревянный храм Святой Троицы , освятили его в 1340 году, и несколько келий. Все постройки занимали немного места и располагались в юго-западном углу современной лавры.

Через несколько лет Стефан ушел в Богоявленский монастырь, и Сергий остался в одиночестве. Постепенно возле него начали селиться и другие отшельники. Вскоре на месте пустыни появился монастырь. Первым игуменом стал игумен Митрофан, который постриг Сергия в монахи.

На тот момент вся территория обители была разделена на три части: жилую, общественную и оборонительную. В центре стояла церковь Троицы и трапезная, их окружали кельи. За последними тянулись огороды и другие хозяйственные службы.

По периметру - деревянный частокол, над оградой которого построили деревянную церковь Дмитрия Солунского. Примечательно, что такой план сохранился в лавре до наших дней. Троицкий монастырь быстро стал духовным центром Руси: в 1380 году сюда перед битвой с Мамаем приехал получить благословение князь Дмитрий Донской.

Сергий Радонежский умер в 1392 году. За полгода до смерти он передал руководство любимому ученику Никону Радонежскому.

После смерти настоятеля

Дальнейшая история обители довольно примечательна. В начале XV века монастырь разграбили и сожгли татары под предводительством хана Едигея, но это были последние темные дни. Следующие два столетия никто не трогал монастырь: он развивался, отстраивался заново и перестраивался, тут составляли летописи и переписывали книги, рисовали иконы. В XV веке в Троице-Сергиевом монастыре создали «Житие преподобного Сергия Радонежского», которое стало крупнейшим литературным средневековым памятником .

Первая каменная церковь появилась в 20-х годах XV века: это была перестроенная первая церковь обители, которую возвел еще Сергий Радонежский. Сюда были перенесены его мощи, в оформлении задействовали Андрея Рублева и Даниила Черного. Знаменитая «Троица» Рублева была написана именно для Троицкого собора.

Московские князья не забывали обитель: они приезжали сюда помолиться перед походом, заезжали после побед. Очень любил монастырь Иван Грозный: в главном соборе обители его крестили в детстве, сюда он приезжал после крупнейших побед на молебен.

При царе была проведена перепланировка, возведены белокаменные стены и новые церкви, а территория приобрела современные размеры.

В конце XVI столетия Свято-Троицкий монастырь стал крупнейшим русским монастырем. В его собственности находились почти три тысячи поселений, от его имени велась активная морская торговля с заграницей.

Дальнейшая судьба монастыря была не менее насыщенной:

К XIX столетию Сергиева лавра была одним из крупнейших российских монастырей и одним из богатейших землевладельцев и торговцев.

К началу ХХ века в ведении обители находились несколько мелких монастырей и скитов , две гостиницы, лавки, мастерские, конные дворы, доходные дома, типография. В ней жили более четырехсот монахов, приходили тысячи паломников со всей страны, на территории покоились многие представители знатных семей. Тут же хранились уникальные сокровища декоративно-прикладного искусства, была размещена огромная библиотека (в начале ХХ века в ней хранилось более 10 тысяч рукописных книг, летописей, первых печатных книг).

В ХХ веке

В 1918 году Троицкая лавра была превращена в трудовую артель в соответствии с декретом «Об отделении церкви и государства». В следующем году монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты, духовная академия закрыта, помещение передали электротехническим курсам. В этом же году вскрыли мощи преподобного Сергия Радонежского.

В 1920 году несмотря на просьбы патриарха Тихона лавра была закрыта. На ее территории открыли историко-архитектурный музей и Загородский учительский институт (педагогический техникум). Большая часть помещений были перестроены и приспособлены под хозяйственные и жилые нужды.

Однако специалисты не могли позволить исчезнуть архитектурным памятникам лавры: уже в 1918 году была созвана первая комиссия по охране памятников и старины. В 1938 году был приглашен молодой архитектор Трофимов, который подготовил справку о художественной и исторической ценности монастыря и необходимости сохранить его. На основании собранных им данных было принято решение признать обитель Загорским государственным музеем-заповедником. Сам Трофимов получил должность главного архитектора восстановительных работ.

Примечательна сама суть реставрации: в задачи Трофимова входило восстановление каждого строения в момент наивысшего художественного расцвета. Это позволило выделить наиболее удачные формы для каждого здания, но не позволило создать единый ансамбль.

До 1950 года реставрация проводилась в переданных в 1946 году Московской патриархии зданиях, затем работы коснулись всех помещений. Во второй половине 50-х годов ХХ века все посторонние организации были убраны, и лавра полностью вернулась в руки патриархата. До 1983 года тут находилась резиденция патриарха. Основная часть восстановительных работ была завершена в 1970 году.

В 93 году ХХ столетия ансамбль вошел в список ЮНЕСКО. Мощи святого Радонежского вернули в Троицкий собор в 1946 году. Московская Духовная академия вновь начала работу в 1949 году.

Архитектурный ансамбль монастыря

На территории монастыря расположено более пятидесяти сооружений, большая часть которых возведена в XV-XIX вв. Самих храмов на территории более десятка, самыми почитаемыми церквями Троице-Сергиева монастыря являются:

Также на территории живут около двухсот монахов , действуют такие учреждения:

  1. Московская Духовная семинария;
  2. Паломнический и экскурсионный центры;
  3. Мастерские: витражная, швейная и золотошвейная, свечная, мозаичная, керамическая, столярная;
  4. Звукозаписывающая студия;
  5. Издательство;
  6. Целебный источник;
  7. Исторический музей.

Свято-Троицкий собор

Это древнейший храм лавры, который сохранился до наших дней. Он был воздвигнут в чести преподобного Сергия Радонежского его учеником и руководителем лавры Никоном Радонежским в 20-х годах XV столетия. Сюда были перенесены мощи преподобного, тут же находится «Троица» Андрея Рублева. Дополнительно к собору был пристроен Никоновский придел. Собор действующий: в нем ежедневно проводят Божественные литургии и молебны святому, тут же принимают постриг в монахи. Он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется.

Троицкий собор Троицко-Сергиева монастыря является «точкой отсчета» всей архитектуры обители: с него начиналось формирование всего облика монастыря. Он является представителем раннемосковского зодчества. Сама церковь небольшая, построена из белого камня, имеет один золоченый купол. Его формы просты, но элегантны, в качестве украшений использован резной орнамент и наружные иконы. Примечательно, что стены постройки наклонены внутрь (довольно заметно) - это потребовал сужающийся кверху барабан.

Иконостас был создан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Они же расписывали стены, но роспись XV столетия не сохранилась. Вместо нее представлена работа середины XVII столетия, которая повторяла первоначальную.

Информация для паломников

Чтобы поездка в лавру не оказалась напрасной, стоит ознакомиться со следующей информацией:

Также нужно знать, где находится Троице-Сергиева лавра и как до нее доехать. Добраться от Москвы до Троицкого храма можно несколькими способами:

  1. На автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8). Оно будет переходить в Старое Ярославское шоссе, затем в Московское и в конце - в проспект Красной Армии, который пройдет до самой лавры;
  2. На автобусе: от метро «ВДНХ» на автобусе № 388 до автовокзала Сергиева Посада. Оттуда до обители можно дойти примерно за 10−15 минут. Время в пути составит не меньше часа и зависит от загруженности дороги;
  3. На электричке: от Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Ж/Д станция расположена неподалеку от автовокзала, дойти до места назначения также можно за несколько минут. Время в пути составит примерно 1,5 часа.

Среди всех русских православных монастырей Троице-Сергиева лавра занимает особое место. Это не просто крупнейшая и одна из самых знаменитых обителей, но и место, основанное преподобным Сергием Радонежским. Сюда ежедневно приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться мощам святого в главном Свято-Троицком соборе.

Церковь Святой Троицы - православный храм в селе Троицкое , Свердловской области .

Решением № 535 Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 31 декабря 1987 года присвоен статус памятника архитектуры регионального значения .

История

Церковь в этом районе Исетского бассейна является одной из первых. Деревянный храм возводили несколько раз. Впервые деревянная двухпрестольная церковь вблизи озера Карасьего бала построена в 1680 году и просуществовала до пожара 1787 года. Данный об архитекторе и авторах проекта первого здания нет. Через три года было отстроено новое здание, которое просуществовало с 1790 по 1800 год, до очередного пожара. Огнём было уничтожено имущество и документы прихода, уцелела лишь часть архива приходо-расходных книг с 1751 по 1791 год .

Было принято решение о строительстве капитального храма. В 1801 году началась закладка каменной церкви. 19 марта 1808 года один из пределов был освящён во имя преподобного Савватия Соловецкого. Главный храм был освящён 14 июля 1823 года в честь Святой Живоначальной Троицы .

В 1850 году в своде колокольни образовалась трещена, возникла угроза обрушения. Здание разобрали и перестроили, добавив ещё один предел. 12 декабря 1854 года новый предел освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». В период 1875-1880 годов была расширена и перестроена основная часть храма, под руководством инженер-технолога Павла Фёдоровича Голышева. Повторно главный храм был Походилова освящён 27 сентября 1880 года, а приделы, соответственно, 15 ноября 1881 года и 20 февраля 1886 года .

До 1800 года Истокский храм относился к Тобольской епархии и состоял в ближайшем ведении Екатеринбургского Духовного правления. В приходе была деревянная часовня в деревне Походилова , каменная Николаевская часовня в деревне Поплыгина и один деревянный крест между селом и деревней Старикова. 24 июня и 20 июля ежегодно в Походиловской часовне отправлялись часы и молебны, а в селе совершались два крестных хода: первый в день Преполовения, после хождения на воду, на приходское кладбище для служения общей и частных панихид, и второй, в день Преображения - ко кресту между селом и деревней Старикова .

Церковь закрыли в 1932 году, в советское время здание служило складом. В настоящее время храм не восстанавливается. .

Архитектура

Церковь каменная трёхпестольная. На одной оси располагаются церковь с граненной апсидой, трапезной и колокольни. Объём церкви увенчан пятиглавием, шатра на гранёном барабане и декоративных глав из малых шатров на прямоугольных постаментах по углам четверика. Все помещения церкви также расположены на одной оси: дверь из крытой паперти, трапезная зального типа, летний храм. На углах четверика пилоны, которые поддерживают купол арками и парусами. Церковь Троицы выполнены региональными архитекторами в манере мастера .

Самое большое количество открыток было выпущено с видами мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам Святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято -Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои Свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами Свт. Иоасафа, интерьер Свято -Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей Святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города.

Особенно хорошо видно расположение всех зданий и построек монастыря на открытке анонимного издательства, выпущенной к 4-сентябрю 1911 года.

Свято-Троицкий мужской монастырь. На переднем плане колокольня (1). За ней Свято-Троицкий собор (2). Слева от колокольни - иконно- книжная лавка (3). Справа — Знаменская церковь (4) . Слева от Свято-Троицкого собора — братское кладбище с часовней (5), Справа от Знаменской церкви - архиерейский дом (6) и покои Святителя Иоасафа (7). Справа за монастырской оградой - улица Георгиевская (ныне 50-летия Белгородской области), Базарная площадь, Преображенский бак (8), Преображенская церковь (9). Вдалеке - Новое русское кладбище (10).

Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином.

В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском).

В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков).

Мужской монастырь. Слева виден купол Покровской церкви.

Вид на мужской монастырь со стороны ул. Георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области). Слева колокольня (1) и перед ней купол Знаменской церкви (2). Посередине - покои Св. Иоасафа. За ними — Свято-Троицкий собор (4). Справа здание в котором проживали монахи (5).

К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви.

Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре. (Бенедиктове). В ней было два престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая.

Знаменская церковь мужского монастыря

Знаменская церковь мужского монастыря.

Третья церковь монастыря — домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя Св. Тихона Задонского. При этой церкв. в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

Покои Святителя Иоасафа.

Покои Святителя Иоасафа.

В год рождения Святителя Иоасафа в 1705 году при митрополите Иустине началось строительство здания, в котором впоследствии находились покои Святителя. Строительство было закончено 1707 году. В новом помещении митрополит разместил архиерейские кельи. И в них открыл небольшую домовую церковь в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Ко времени открытия мощей Свт. Иоасафа в 1911 году, его покои, кроме внутренней отделки, сохранились в неизменном виде. Этому способствовало то обстоятельство, что, когда покои оказывались тесными, то их расширяли не переделками, а пристройками с юга, где постепенно и построился архиерейский дом, вплотную примыкавший к ним.

В святительских покоях было семь комнат. По парадной лестнице, с замечательными лепными украшениями, через прихожую, попадали в зал, потолок и откосы зала были расписаны картинами из жизни Святителя. Из зала, через гостиную, входили в небольшую церковь им. Святителя Иоасафа и Преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая была освящена 15 апреля 1914 года. В боковых комнатах хранились грамоты с собственноручными подписями святителя Иоасафа.

Покои посещало множество людей. В отдельные дни, особенно летом, через них проходило до шести тысяч человек.

В 1906 году произвели ремонт Свято-Троицкого собора и устроили в нем калориферное отопление.

В 1908 году в главном алтаре собора оборудовали кафедру Белгородского епископа.

Кроме главного алтаря в соборе было два придела. Южный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 году при епископе Иоасафе (Горленко). В юго-западной стороне собора находился второй придел - во имя Страшного Суда Божьего. Он был построен над склепом, в котором до 4 сентября 1911 года стоял гроб с мощами Святителя Иоасафа, по его завещанию и на деньги родного брата, полтавского полковника Андрея Андреевича Горленко.

Свято-Троицкий собор представлял собой красивое крестообразное здание по 15 саженей (32 м) в длину и ширину и 20 саженей (42,67 м) в высоту. Над серединой храмового здания возвышался огромный купол, с прорезанными в нем вместо окон, нишами, в которых были установлены изображения двенадцати апостолов, и с четырьмя меньшими куполами.

Белгород. Свято -Троицкий собор.

Белгород. Мужской монастырь.

Отдельно от собора на расстоянии 9 саженей и одного аршина (19Ю91 м) стояло огромное здание соборной колокольни, 20 аршин (14,22 м) в длину и ширину и 65 аршин (46,23 м) в высоту. Оно состояло из четырех ярусов, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе колокольни были часы с боем.

Белгород. Мужской монастырь. Собор и колокольня мужского монастыря.

Через нижний ярус шел главный вход в монастырь. В третьем ярусе размещалось десять колоколов разного размера. Большой праздничный колокол весом 1022 пуда был вылит в декабре 1865 года на деньги потомственного почетного гражданина Белгорода Николая Ивановича Чумичева на заводе Н. Т. Рыжковой мастером М.А. Ольховиковым в Харькове.

Один из колоколов был отлит в 1752 году во время епископского служения на Белгородской кафедре Святителя Иоасафа.

Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Помимо этих построек в монастыре имелись: свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки — одна старая, а другая — новая, построенная 1 в 1910 году рядом с колокольней, лицевой стороной к монастырю, одноэтажная, крытая железом, с комнатой для послушника.

Белгород. Колокольня мужского монастыря. Белгород. Свято-Троицкий собор.

По наличию или отсутствию изображения этой лавки на открытке можно приблизительно датировать ее (до 1910 года или после).

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особо почитаемые святыни: чудотворная икона Николая Ратного и нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко).

Икона Николая Ратного располагалась в стенном иконостасе на левой стороне главного алтаря Свято-Троицкого собора. Ежегодно 5 мая чудотворная икона крестным ходом из Белгородского монастыря переносилась на место своего первого нахождения в село Устинку, где оставалась до 10 мая и 11 мая обратно приносилась в Белгород.

Согласно древнему преданию, эта икона спасла жителей Устинки от набега татар. В начале XVIII века около села находилась Коренская пустынь. Во время одного из набегов крымские татары хотели напасть на пустынь и перешли по длинной плотине через реку Корень. Настоятель обители взял из Церкви образ Св. Николая, вышел со всей монастырской братией к ним навстречу и начал молебен. Татары были так поражены зрелищем, что бросились бежать. Многие упали с плотины в воду и утонули, остальные скрылись в степи.

Крестный ход начинался от Свято-Троицкого собора и проходил по улице Соборной (ныне Свято-Троицкий бульвар) и императора Николая II (ныне Гражданский проспект) в сторону вокзала. Перед вокзалом процессия поворачивала направо, переходила железную дорогу и выходила к Песчанскому мосту. Перейдя мост, попадала на Волчанскую дорогу и по ней двигалась в село Устинка.

Улица Императора Николая II-го. (Вид со стороны вокзала)

Слева вдалеке Введенская церковь (1). Справа Успенская (Михайловская) церковь (2). За ней купол Смоленского собора (3). Справа Преображенский бак (4), Преображенская церковь (5), мужская гимназия (6). Слева дом Боткиных (7). Рядом с ним усадьба Ребиндеров (8).

Другой высокочтимой святыней монастыря были нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Святитель Иоасаф был погребен в приготовленном по его указу в юго-западной стороне Свято-Троицкого собора небольшом склепе-пещере, над которым находился придельный престол во имя Страшного суда.

Настоятель монастыря епископ Белгородский Иоанникий собрал средства на изготовление драгоценной раки для мощей Свт. Иоасафа и сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки и сени были представлены Императрице Александре Федоровне. Рассмотрев чертежи и рисунки, она написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года». По составленному проекту фирма Хлебникова в Москве изготовила раку для мощей Свт. Иоасафа и сень к ней. На изготовление раки пошло 8 пудов, 2 фунта серебра (131,86 кг) На ней возвышалась изящной художественной работы сень. Мощи Свт. Иоасафа находились в кипарисовом гробу, в раке, в левой стороне храма.

Рака с мощами Святителя Иоасафа. Рака с мощами Святителя Иоасафа.

Важнейшим событием как в истории Свято-Троицкого монастыря, так и во всероссийской церковной жизни является свершившееся 4 сентября 1911 года торжественное прославление Святителя Иоасафа, причисление его к лику святых православной церкви и открытие покоящихся в монастыре мощей для всенародного поклонения.

На докладе, к которому был приложен и акт освидетельствования мощей, Николай II написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепятся в державе Российской преданность праотеческому Православию к благу всего народа Русского. Приемлю предложения Свт. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

Св. Синод постановил поручить митрополиту Киевскому вместе с архимандритом Курским и его викариями совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей Святителя Иоасафа.

22 декабря 1910 года, рассмотрев доклад о подготовке к празднику открытия мощей Свт. Иоасафа, дума постановила: перемостить улицы Императора Николая II (ныне Гражданский проспект), Ново-Московскую (ныне проспект Б. Хмельницкого), Садовую (ныне Проспект Славы) и замостить Соборную (ныне Свято-Троицкий бульвар) улицу и площадь против женского монастыря (ныне Соборная площадь). 1 апреля 1911 года император Николай II приказал выдать ссуду городу Белгороду на замощение улиц и площадей в размере 75 тысяч рублей. Заслушав доклад управы о мощении улиц Белгорода, о получении разрешения на перевозку по льготному тарифу 800 вагонов камня, дума постановила: поручить управе приступить к мощению улиц Введенской (ныне князя Трубецкого), георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области), Шереметевской (ныне Преображенская, части Базарной площади.

Белгород. Вид на мужской монастырь.

Площадь перед женским монастырем (ныне Соборная). На телеге привезли камень для мощения площади. Слева - мужской монастырь. Справа — новый сквер и за ним Тихвинская (Георгиевская) церковь. Снимок сделан в 1911 году.

Белгород. Общий вид мужского монастыря.

На переднем плане кучи песка и камня для мощения Соборной (Свято-Троицкий бульвар) улицы. Дальше колокольня, Знаменская церковь и собор мужского монастыря. Снимок сделан в 1911 году.

На торжества в Белгород приехало около двухсот тысяч человек. Тихий провинциальный городок превратился в большой шумный город. Начиная с 30 августа, в город стали прибывать крестные ходы. Их было около двадцати из разных мест России. Особенно многолюдны были крестные ходы из Грайворона и Обояни. Прибывших гостей необходимо было разместить. На северной окраине Белгорода для паломников было устроено огромное временное поселение. Там построили несколько деревянных бараков и разбили более двух тысяч палаток. Всего в этом стане в палатках, бараках и прямо на открытом воздухе около ста тысяч человек. Поселения паломников были и на других окраинах Белгорода.

Прибывших людей надо было и накормить. Существующие трактиры и столовые не могли обеспечить всех прибывших пищей. Поэтому во временных поселениях пищу готовили солдатские походные кухни.

Открытка с палатками.

Торжественные богослужения начались в Свято-Троицком монастыре уже 30 августа. 2 сентября, во время начавшейся в 9 часов утра литургии, которую совершал преосвященный Никодим, в Белгород прибыли и проследовали в монастырь Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Зон Карл Рудольф. Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны

И. Е. Репин. Портрет Великого князя Константина Константиновича.

По окончании всенощного бдения, храм на всю ночь оставался открытым. Богомольцы прикладывались к мощам. Многие тут же получали исцеление.4 сентября, в воскресенье, по окончании литургии гроб вынесли из алтаря, поставили посередине собора, и начался молебен. Затем гроб установили на носилки, крестным ходом вынесли из храма и обнесли вокруг всего монастыря.

За духовенством шли Великий князь Константин Константинович, Великая княгиня Елизавета Федоровна, ряд высокопоставленных лиц и представителей местной администрации во главе с губернатором Гильхеном. В третьем часу процессия возвратилась в собор. Гроб с мощами Святителя вставили в серебряную раку, находившуюся в левой придельной стороне храма.

Издателем А.А. Вейнбаумом была выпущена серия открыток, посвященных открытию мощей Свт. Иоасафа, на которых изображены описанные выше события.

Белгород. Крестный ход.

Белгород. Крестный ход.

4 сентября 1911 года состоялось чрезвычайное заседание городской Думы, на котором присутствовал Великий князь Константин Константинович. Городской голова И.Г. Муромцев предложил послать телеграмму Императору Николаю II и обратился к Великому князю с просьбой принять звание «Почетный гражданин Белгорода», на что Константин Константинович дал свое согласие. После этого городской голова и все гласные отправились на вокзал провожать отъезжающего из Белгорода Великого князя.

Константин Константинович Романов (1858-1915) - Великий князь, военный и государственный деятель, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, поэт (К.Р.), почетный член Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности. Почетный гражданин Белгорода.

В общей сложности торжества в Белгороде продолжались целую неделю с 2-го по 9 сентября. Сотни тысяч людей прошли в этот день возле гроба с мощами Свт. Иоасафа. Очередь тянулась длинной цепью, опоясывая собор несколько раз. Такого наплыва паломников Белгород не видел за всю свою историю.

Из книги А. Ткаченко «Сердечный привет из Белгорода».

20 пользователям понравилась эта запись

В Мой Мир
Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...