Епископ вятский нил. История двух городских церквей Архипастырь земли Вятской


Из книги: "Белов В.Н. (Составит.) Архипастыри Вятские и Сарапульские на Елабужской земле. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2015. – с. 192"

Митрополит Никандр (в миру Николай Григорьевич Феноменов ; 2 (14) мая 1872, Орловская губерния - 18 февраля 1933, Ташкент) - епископ Русской православной церкви, митрополит Ташкентский.

Родился 2 мая 1872 года в семье священника Орловской епархии. Окончил Орловскую духовную семинарию. В 1893-1897 годах обучался в Киевской духовной академии. Во время обучения в Киевской духовной академии 3 апреля 1897 года пострижен в монашество, 10 апреля рукоположен во иеродиакона, а 15 августа - во иеромонаха.

В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия и 3 октября назначен преподавателем гомилетики Тульской духовной семинарии. В марте 1900 году назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии. 11 января 1901 году переведён на должность инспектора Тифлисской духовной семинарии. С 21 января 1902 года - ректор Тифлисской духовной семинарии в сане архимандрита. Указом от 19 мая 1905 года определен быть епископом Бакинским, но 2 июня того же года последовал иной указ о бытии ему епископом Кинешемским. 10 июля 1905 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 15 февраля 1908 года - епископ Нарвский, викарий Санкт — Петербургской епархии. С 26 мая 1910 года в течение трёх с половиной месяцев во время отпуска митрополита Антония управлял Санкт-Петербургской епархией и заведывал Александро-Невскою Лаврой и Исидоровским епархиальным женским училищем.

Участник Поместного Собора 1917-1918 годов в Москве. На Соборе был председателем издательского отдела; избран заместителем члена Св. Синода. 1 ноября 1918 года был арестован в Москве и заключен в Бутырскую тюрьму без предъявления обвинения. 7 апреля 1919 года возведен в сан архиепископа. 23 апреля 1919 года был приговорен к трем года заключения в концлагере, отправлен в Архангельский лагерь. 9 сентября 1920 года был досрочно освобождён из концлагеря. Вернулся в Москву. 20 октября 1920 года был арестован на своей московской квартире, заключен сначала в тюремном подотделе МЧК (Кисельный пер., 8, камера 9), затем в Бутырской тюрьме. В июле 1921 года освобождён под подписку о невыезде из Москвы.

В 1921 году стал членом Священного Синода и назначен архиепископом Астраханским. К месту назначения не выехал из-за подписки о невыезде. В январе 1922 года назначен архиепископом Крутицким, помощником Святейшего Патриарха Тихона. При вступлении в должность архиепископ Никандр собрал для представления и знакомства московских благочинных, причём дал каждому из них поручение доставить для него сведения о состоянии вверенного им благочиния. 22 марта 1922 года - арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в связи с делом «об изъятии церковных ценностей». 23 января 1923 - освобождён под подписку о невыезде из Москвы. 20 марта 1923 года - арестован, привлечён к суду вместе с Патриархом, митрополитом Арсением (Стадницким), секретарём патриарха Петром Гурьевым. 28 марта 1924 года - приговорён к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. Сослан в Чимбай (Каракалпакия), затем в Хиву. Освобождён в 1925 году.

В ноябре 1925 года возведён в сaн митрополита и направлен на Одесскую кафедру. Осенью 1927 года перемещен митрополитом Ташкентским и Туркестанским, в связи с назначением в Одессу митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). В 1930 году, когда у православных Ташкента отобрали в пользу обновленцев последний храм - Свято-Сергиевский, верующие стали собираться для общей молитвы возле маленькой кладбищенской часовни в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте». Богослужения совершали митрополиты Никандр как правящий архиерей и Новгородский Арсений (Стадницкий), сосланный в Ташкент. К этому времени в ведении митрополита Никандра состояло всего 27 приходов. 30 сентября 1931 года включен в число постоянных членов Временного патриаршего Священного Синода.

За два года нахождения Владыки при Вятской кафедре он вряд ли побывал в Елабуге более 1 – 2-х раз. Тем ценней с исторической и духовной точки зрения единственная публикация, посвященная этому посещению, которая называется «Посещение Преосвященнейшим Никандром г.Елабуги и Архипастырская беседа его с городским духовенством» которой мы и завершаем настоящий сборник серии «Духовная жизнь города Елабуги по материалам «Вятских Епархиальных Ведомостей» 1867-1916 гг.».

Оба храма, о которых пойдет речь, были построены в начале ХХ века в Вятке по проекту одного архитектора - Ивана Аполлоновича Чарушина. Оба были спроектированы им в неорусском стиле - одном из направлений модерна. Обе церкви были закрыты в 30-е годы, а затем вновь возвращены верующим. Дальше их судьба расходится - Феодоровский храм был закрыт, затем разрушен; а Серафимовский на долгие годы стал единственным действующим храмом в городе с почти полумиллионным населением. Лишь в конце 1980-х годов Вятской епархии удалось возобновить богослужения в еще одной церкви в черте города - Троицкой - в бывшей слободе Макарье.

Серафимовский собор. Вид с юго-запада.

Церковь во имя преп. Серафима Саровского строилась изначально для единоверческой общины города Вятки. С 1902 г. единоверцами использовалась для служб Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря. Но вскоре официальные духовные власти, всячески поддерживающие единоверие, принимают решение о строительстве нового храма для немногочисленной (около 170 человек) вятской общины единоверцев. Закладка храма состоялась 13 июня 1904 года.

Серафимовская церковь. Открытка нач. ХХ века. Вид на церковь с юго-востока.

Создание проекта храма было поручено губернскому архитектору И.А. Чарушину. Иван Аполлонович разработал несколько проектов здания (один из них представлен ниже на фотографии). По первому варианту проекта предполагалось возведение деревянного храма, но затем ктиторы и епархиальные власти приняли решение строить церковь в каменном исполнении. Здание возводилось на средства вятских купцов Я.Ф. Тырышкина и К.К. Ярунина, последний пожертвовал для храма небольшой участок земли в южной части города - на углу улиц Орловской и Успенской (ныне - ул.Урицкого).

Серафимовский собор. Любительский снимок 1960-х (?) гг. Вид с юго-востока.

В 1906 году возведение храма было закончено, а 17 ноября 1907 года преосвященный Филарет, епископ Вятский и Слободской, совершил чин его освящения. Святым покровителем храма был избран преподобный Серафим, Саровский чудотворец, весьма почитаемый в среде единоверцев.
Выделенный участок земли был очень мал и со всех сторон, кроме восточной, был окружен домами. В этой ситуации Чарушин придумал весьма оригинальное решение проблемы - он расположил входы в храм с восточной стороны, с улицы Успенской, через открытые галереи, начинавшиеся по обе стороны алтарной апсиды. Эти входы с двумя небольшими лестницами хорошо видны на дореволюционной открытке (см. выше). Еще два входа на галереи были расположены в их конце. Там же, в двух западных рундуках, располагались входы непосредственно в само здание храма.

Серафимовский собор. Любительский снимок 1980-х гг. Вид с юго-запада.

В основе здания - куб, четырехскатная крыша которого украшена двумя рядами декоративных кокошников и пятью небольшими (также декоративными) главками-луковицами. Главки центрального объема и алтарной апсиды приподняты на постаменты-кубики. Рундуки и трехъярусную колокольню венчают шатры. Все основания главок также окружены кокошниками. Храм - двусветный, изначально - с двумя рядами окон с юга и севера. Алтарная апсида - пятигранная. Отдельными деталями собор напоминает традиционные деревянные русские храмы и каменные храмы Московской Руси эпохи узорочья. Здание получилось очень нарядным, и на фоне остальных городских церквей Вятки Серафимовский храм выглядел весьма необычно. Изначально фасады церкви были выложены облицовочным красным кирпичом, отдельные элементы декора были выполнены из опоки (белого камня). Позднее стены были закрашены суриком.

И.А. Чарушин. Проект здания Серафимовской церкви. Северный фасад.

После революции власти намеревались закрыть храм и устроить в нем школу, но почему-то передумали и надолго о нем забыли. Закрыли его чуть ли не последним из всех храмов Вятки, перед самой войной - в 1940-м году - и устроили в нем музей атеизма. В 1942-м году на Вятскую кафедру, вдовствовавшую в течение пяти лет, был назначен епископ Вениамин (Тихоницкий). Ему было предложено открыть для богослужений любую из сохранившихся в целости городских церквей. Преосвященный Вениамин остановил свой выбор на Серафимовской церкви, поскольку сохранность её была почти идеальной. Так как в здании храма размещался музей атеизма, то в нем были собраны иконы из некоторых разрушенных вятских церквей. К тому же для весьма немногочисленной в то время церковной общины храм подходил своими размерами и не требовал больших затрат на отопление в зимнее время.

Серафимовский собор. Вид с южной стороны.

В последующие годы епископу Вениамину удалось открыть в Кирове ещё один храм - Феодоровский, о котором мне еще предстоит рассказать. А Серафимовская церковь на долгие годы стала кафедральным собором Вятской епархии. Ныне кафедра Вятского архиерея перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря, но Серафимовский храм сохранил свой соборный статус.
В начале 1960-х годов, во время очередного гонения, Федоровский храм был закрыт. Единственным местом общей молитвы православных вятчан остался храм преп. Серафима. Несмотря на многочисленные просьбы, власти до конца 80-х годов не разрешали открыть для богослужений хотя бы еще одну церковь в городе. В большие праздники церковь была переполнена молящимися. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, Серафимовский собор дважды перестраивали. Сначала были закрыты галереи, а стены храма с юга и севера - прорублены. Так храм был расширен, в одном из бывших восточных рундуков был освящен придел, а в другом разместилась ризница. В начале 80-х годов еп. Хрисанф (Чепиль) чтобы хоть как-то выйти из отчаянного положения нехватки места, принял решение устроить еще один придел в бывшем подвале собора. Были затрачены огромные усилия и средства, какое-то время приходилось совершать службы при зияющей в полу дыре, но нижняя церковь была-таки освящена.

Серафимовский собор. Вид с юго-востока.

Интерьер храма весьма прост, росписи отсутствуют. Первоначальный иконостас не сохранился, но часть икон нынешнего иконостаса, возможно, принадлежат прежнему. До недавнего времени в церкви находился почитаемый список чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая - главной святыни Вятской епархии. С литургии и молебна в Серафимовском соборе начинается ежегодный многодневный Великорецкий крестный ход к месту явления святой иконы.
Прихожанином Серафимовского собора был прославленный РПЦЗ в лике новомучеников Борис Талантов.

Судьба второго храма, о котором пойдет речь, также весьма необычна. Его история начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета "Вятская речь" в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что "преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей". Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут.

Вид на берег реки Вятки и Феодоровский храм из Александроского сада. Снимок 1950-х (?) гг.

Для нового храма было избрано очень красивое место - на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне - улица Розы Люксембург). Вид города Вятки из-за реки сто лет назад являл собою очень живописное зрелище. Сосланный в Вятку М.Е. Салтыков (Щедрин) так описывал свои впечатления от красивой панорамы города: "Когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный на крутом берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всею окрестностью, - вы не оторвете глаз от этой картины" ("Губернские очерки"). Новый храм должен был дополнить этот прекрасный ансамбль городских церквей.
В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери - святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. С этим вторым названием, возможно, связана и печальная история закрытия и разрушения храма. Последний настоятель Феодоровского храма протоиерей Герман Дубовцев рассказывал, как в нач.1960-х годов на приём в кировский Горсовет пришел староста церковной общины. "Вы по какому вопросу?"- недовольно спросил чиновник. "Я к Вам по вопросу ремонта Романовской церкви," - ответил староста. "Что?! Какой такой РОМАНОВСКОЙ церкви? - разъярился чиновник. - У нас в городе есть церковь в честь Романовых? Да мы при Советской власти живем или нет?!" Так, возможно, из-за оговорки (староста мог назвать церковь Феодоровской, но по старой привычке сказал - Романовская) судьба храма была решена. Вскоре его закрыли для богослужений, а затем сломали.

Феодоровская церковь. Вид с запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания - скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница - вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму - не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а "языков пламени". Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.

Феодоровская церковь, вид с востока, с реки. Снимок 1950-х (?) гг.
Феодоровская церковь. Вид с юго-запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Интересно отметить, что в книге Б.В. Зырина "Архитектор Чарушин" о Феодоровском храме нет ни слова. Автор пишет: "После 1914 года, в связи с мировой войной, строительство в губернии почти замерло..." (Киров. 1989 г. С.48). В предисловии к книге Б.Зырин замечает: "Здесь рассматриваются только основные, так сказать, этапные произведения, известные доныне, хотя общее количество капитальных сооружений, выполненных Чарушиным только в пределах бывшей Вятской губернии, по его личому заявлению, достигает 500. В связи с ограниченным объемом книги здесь не удалось поместить их перечень" (Там же. С.5). Что значат эти слова - "ограниченный объем книги"? Не хватило бумаги? А, может быть, причина всё-таки в другом - если бы этот список был опубликован, то оказалось бы, что весьма значительная часть построек Чарушина - это храмы? И во многих пунктах перечня пришлось бы писать: "церковь разрушена" или "заброшена, находится в руинированном состоянии". Может быть, именно этого испугались издатели небольшой книги объемом в 96 страниц и тиражом в 4000 экземпляров?

Феодоровская церковь, вид из-за реки. Снимок 1950-х (?) гг. (с сайта Феодоровской церкви).

По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года.. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны.
В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.

Феодоровская церковь. Снимки 1950-х (?) гг. Вид с юга.

После войны здание церкви оказалось свободно. И вот весной 1946 года после неоднократных ходатайств верующих Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР разрешил открыть храм для богослужений. Вятская епархия медленно восстанавливалась. Если к осени 1941 года оставались действующими всего 6(!) храмов по всей области (в городе Кирове - ни одного), то к концу 50-х годов были открыты уже почти 70 храмов.
В начале 1960-х годов кампания по борьбе с религией в СССР обрела "второе дыхание". Как и повсеместно, в Кировской области стали сниматься с регистрации церковные общины; а затем храмы, закрепленные за ними, закрывались и передавались местным властям под различные нужды или подвергались сносу. Не избежала этой участи и одна из действующих в городе Кирове церквей - Феодоровская. Только со второй попытки осенью 1962 года Совет по делам религий при Совмине СССР разрешил Кировскому облисполкому снять общину церкви с регистрации, что и было сделано. Здание же церкви было решено снести. Его взорвали, а затем доломали с помощью танков тракторов.



В 1974 году в дни празднования 600-летия города Кирова местные власти решили возвести на месте взорванной церкви монумент, посвященный городу. В его основание была заложена т. н. "капсула времени" - стальной цилиндр, в который были помещены образцы продукции кировских предприятий и проч., но главным артефактом капсулы было "послание потомкам". Капсулу следовало вскрыть в 2074 году в 700-летие города. Здесь можно отметить два курьёза. Первый - в 1957 году городские власти отметили 500-летний юбилей города, но потом передумали и решили, что городу не 500, а 600 лет, и год его "основания" - 1374, и с помпой отметили новый юбилей. Второй курьез - не секрет, с каких слов начиналось "послание потомкам": "Завидуем вам, построившим коммунизм...". Всё бы это было смешно, если б только не память о разрушенном храме.

Интерьер Феодоровской церкви. Снимок 1960 (?) г. (из фондов ГАСПИКО).

Для полноты картины следует упомянуть о событиях последних лет. В 2002 году администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание - начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 году Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм - копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано - 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Оба храма, о которых пойдет речь, были построены в начале ХХ века в Вятке по проекту одного архитектора - Ивана Аполлоновича Чарушина. Оба были спроектированы им в неорусском стиле - одном из направлений модерна. Обе церкви были закрыты в 30-е годы, а затем вновь возвращены верующим. Дальше их судьба расходится - Феодоровский храм был закрыт, затем разрушен; а Серафимовский на долгие годы стал единственным действующим храмом в городе с почти полумиллионным населением. Лишь в конце 1980-х годов Вятской епархии удалось возобновить богослужения в еще одной церкви в черте города - Троицкой - в бывшей слободе Макарье.

Серафимовский собор. Вид с юго-запада.

Церковь во имя преп. Серафима Саровского строилась изначально для единоверческой общины города Вятки. С 1902 г. единоверцами использовалась для служб Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря. Но вскоре официальные духовные власти, всячески поддерживающие единоверие, принимают решение о строительстве нового храма для немногочисленной (около 170 человек) вятской общины единоверцев. Закладка храма состоялась 13 июня 1904 года.

Серафимовская церковь. Открытка нач. ХХ века. Вид на церковь с юго-востока.

Создание проекта храма было поручено губернскому архитектору И.А. Чарушину. Иван Аполлонович разработал несколько проектов здания (один из них представлен ниже на фотографии). По первому варианту проекта предполагалось возведение деревянного храма, но затем ктиторы и епархиальные власти приняли решение строить церковь в каменном исполнении. Здание возводилось на средства вятских купцов Я.Ф. Тырышкина и К.К. Ярунина, последний пожертвовал для храма небольшой участок земли в южной части города - на углу улиц Орловской и Успенской (ныне - ул.Урицкого).

Серафимовский собор. Любительский снимок 1960-х (?) гг. Вид с юго-востока.

В 1906 году возведение храма было закончено, а 17 ноября 1907 года преосвященный Филарет, епископ Вятский и Слободской, совершил чин его освящения. Святым покровителем храма был избран преподобный Серафим, Саровский чудотворец, весьма почитаемый в среде единоверцев.
Выделенный участок земли был очень мал и со всех сторон, кроме восточной, был окружен домами. В этой ситуации Чарушин придумал весьма оригинальное решение проблемы - он расположил входы в храм с восточной стороны, с улицы Успенской, через открытые галереи, начинавшиеся по обе стороны алтарной апсиды. Эти входы с двумя небольшими лестницами хорошо видны на дореволюционной открытке (см. выше). Еще два входа на галереи были расположены в их конце. Там же, в двух западных рундуках, располагались входы непосредственно в само здание храма.

Серафимовский собор. Любительский снимок 1980-х гг. Вид с юго-запада.

В основе здания - куб, четырехскатная крыша которого украшена двумя рядами декоративных кокошников и пятью небольшими (также декоративными) главками-луковицами. Главки центрального объема и алтарной апсиды приподняты на постаменты-кубики. Рундуки и трехъярусную колокольню венчают шатры. Все основания главок также окружены кокошниками. Храм - двусветный, изначально - с двумя рядами окон с юга и севера. Алтарная апсида - пятигранная. Отдельными деталями собор напоминает традиционные деревянные русские храмы и каменные храмы Московской Руси эпохи узорочья. Здание получилось очень нарядным, и на фоне остальных городских церквей Вятки Серафимовский храм выглядел весьма необычно. Изначально фасады церкви были выложены облицовочным красным кирпичом, отдельные элементы декора были выполнены из опоки (белого камня). Позднее стены были закрашены суриком.

И.А. Чарушин. Проект здания Серафимовской церкви. Северный фасад.

После революции власти намеревались закрыть храм и устроить в нем школу, но почему-то передумали и надолго о нем забыли. Закрыли его чуть ли не последним из всех храмов Вятки, перед самой войной - в 1940-м году - и устроили в нем музей атеизма. В 1942-м году на Вятскую кафедру, вдовствовавшую в течение пяти лет, был назначен епископ Вениамин (Тихоницкий). Ему было предложено открыть для богослужений любую из сохранившихся в целости городских церквей. Преосвященный Вениамин остановил свой выбор на Серафимовской церкви, поскольку сохранность её была почти идеальной. Так как в здании храма размещался музей атеизма, то в нем были собраны иконы из некоторых разрушенных вятских церквей. К тому же для весьма немногочисленной в то время церковной общины храм подходил своими размерами и не требовал больших затрат на отопление в зимнее время.

Серафимовский собор. Вид с южной стороны.

В последующие годы епископу Вениамину удалось открыть в Кирове ещё один храм - Феодоровский, о котором мне еще предстоит рассказать. А Серафимовская церковь на долгие годы стала кафедральным собором Вятской епархии. Ныне кафедра Вятского архиерея перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря, но Серафимовский храм сохранил свой соборный статус.
В начале 1960-х годов, во время очередного гонения, Федоровский храм был закрыт. Единственным местом общей молитвы православных вятчан остался храм преп. Серафима. Несмотря на многочисленные просьбы, власти до конца 80-х годов не разрешали открыть для богослужений хотя бы еще одну церковь в городе. В большие праздники церковь была переполнена молящимися. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, Серафимовский собор дважды перестраивали. Сначала были закрыты галереи, а стены храма с юга и севера - прорублены. Так храм был расширен, в одном из бывших восточных рундуков был освящен придел, а в другом разместилась ризница. В начале 80-х годов еп. Хрисанф (Чепиль) чтобы хоть как-то выйти из отчаянного положения нехватки места, принял решение устроить еще один придел в бывшем подвале собора. Были затрачены огромные усилия и средства, какое-то время приходилось совершать службы при зияющей в полу дыре, но нижняя церковь была-таки освящена.

Серафимовский собор. Вид с юго-востока.

Интерьер храма весьма прост, росписи отсутствуют. Первоначальный иконостас не сохранился, но часть икон нынешнего иконостаса, возможно, принадлежат прежнему. До недавнего времени в церкви находился почитаемый список чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая - главной святыни Вятской епархии. С литургии и молебна в Серафимовском соборе начинается ежегодный многодневный Великорецкий крестный ход к месту явления святой иконы.
Прихожанином Серафимовского собора был прославленный РПЦЗ в лике новомучеников Борис Талантов.

Судьба второго храма, о котором пойдет речь, также весьма необычна. Его история начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета "Вятская речь" в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что "преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей". Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут.

Вид на берег реки Вятки и Феодоровский храм из Александроского сада. Снимок 1950-х (?) гг.

Для нового храма было избрано очень красивое место - на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне - улица Розы Люксембург). Вид города Вятки из-за реки сто лет назад являл собою очень живописное зрелище. Сосланный в Вятку М.Е. Салтыков (Щедрин) так описывал свои впечатления от красивой панорамы города: "Когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный на крутом берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всею окрестностью, - вы не оторвете глаз от этой картины" ("Губернские очерки"). Новый храм должен был дополнить этот прекрасный ансамбль городских церквей.
В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери - святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. С этим вторым названием, возможно, связана и печальная история закрытия и разрушения храма. Последний настоятель Феодоровского храма протоиерей Герман Дубовцев рассказывал, как в нач.1960-х годов на приём в кировский Горсовет пришел староста церковной общины. "Вы по какому вопросу?"- недовольно спросил чиновник. "Я к Вам по вопросу ремонта Романовской церкви," - ответил староста. "Что?! Какой такой РОМАНОВСКОЙ церкви? - разъярился чиновник. - У нас в городе есть церковь в честь Романовых? Да мы при Советской власти живем или нет?!" Так, возможно, из-за оговорки (староста мог назвать церковь Феодоровской, но по старой привычке сказал - Романовская) судьба храма была решена. Вскоре его закрыли для богослужений, а затем сломали.

Феодоровская церковь. Вид с запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания - скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница - вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму - не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а "языков пламени". Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.

Феодоровская церковь, вид с востока, с реки. Снимок 1950-х (?) гг.
Феодоровская церковь. Вид с юго-запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Интересно отметить, что в книге Б.В. Зырина "Архитектор Чарушин" о Феодоровском храме нет ни слова. Автор пишет: "После 1914 года, в связи с мировой войной, строительство в губернии почти замерло..." (Киров. 1989 г. С.48). В предисловии к книге Б.Зырин замечает: "Здесь рассматриваются только основные, так сказать, этапные произведения, известные доныне, хотя общее количество капитальных сооружений, выполненных Чарушиным только в пределах бывшей Вятской губернии, по его личому заявлению, достигает 500. В связи с ограниченным объемом книги здесь не удалось поместить их перечень" (Там же. С.5). Что значат эти слова - "ограниченный объем книги"? Не хватило бумаги? А, может быть, причина всё-таки в другом - если бы этот список был опубликован, то оказалось бы, что весьма значительная часть построек Чарушина - это храмы? И во многих пунктах перечня пришлось бы писать: "церковь разрушена" или "заброшена, находится в руинированном состоянии". Может быть, именно этого испугались издатели небольшой книги объемом в 96 страниц и тиражом в 4000 экземпляров?

Феодоровская церковь, вид из-за реки. Снимок 1950-х (?) гг. (с сайта Феодоровской церкви).

По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года.. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны.
В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.

Феодоровская церковь. Снимки 1950-х (?) гг. Вид с юга.

После войны здание церкви оказалось свободно. И вот весной 1946 года после неоднократных ходатайств верующих Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР разрешил открыть храм для богослужений. Вятская епархия медленно восстанавливалась. Если к осени 1941 года оставались действующими всего 6(!) храмов по всей области (в городе Кирове - ни одного), то к концу 50-х годов были открыты уже почти 70 храмов.
В начале 1960-х годов кампания по борьбе с религией в СССР обрела "второе дыхание". Как и повсеместно, в Кировской области стали сниматься с регистрации церковные общины; а затем храмы, закрепленные за ними, закрывались и передавались местным властям под различные нужды или подвергались сносу. Не избежала этой участи и одна из действующих в городе Кирове церквей - Феодоровская. Только со второй попытки осенью 1962 года Совет по делам религий при Совмине СССР разрешил Кировскому облисполкому снять общину церкви с регистрации, что и было сделано. Здание же церкви было решено снести. Его взорвали, а затем доломали с помощью танков тракторов.



В 1974 году в дни празднования 600-летия города Кирова местные власти решили возвести на месте взорванной церкви монумент, посвященный городу. В его основание была заложена т. н. "капсула времени" - стальной цилиндр, в который были помещены образцы продукции кировских предприятий и проч., но главным артефактом капсулы было "послание потомкам". Капсулу следовало вскрыть в 2074 году в 700-летие города. Здесь можно отметить два курьёза. Первый - в 1957 году городские власти отметили 500-летний юбилей города, но потом передумали и решили, что городу не 500, а 600 лет, и год его "основания" - 1374, и с помпой отметили новый юбилей. Второй курьез - не секрет, с каких слов начиналось "послание потомкам": "Завидуем вам, построившим коммунизм...". Всё бы это было смешно, если б только не память о разрушенном храме.

Интерьер Феодоровской церкви. Снимок 1960 (?) г. (из фондов ГАСПИКО).

Для полноты картины следует упомянуть о событиях последних лет. В 2002 году администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание - начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 году Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм - копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано - 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Дата публикации: 01.06.2010

В начале ХХ века в составе Вятской епархии имелось 866 приходских церквей, штат которых насчитывал 1853 священнослужителя. В 13 монастырях епархии подвизались более 200 монашествующих, 1300 послушников и послушниц. Кафедральным собором был Свято-Троицкий собор г. Вятки, в котором пребывал чудотворный Великорецкий образ Святителя Николая. Ежегодно «низовым» Крестным ходом эта святыня вместе со списком с чудотворного Нерукотворенного образа Спасителя посещала все приходы епархии, расположенные на реке Вятке, вниз по течению от губернского центра. Всего же в г. Вятке на 56 тыс. жителей было более 50 церквей, включая домовые и больничные.

30- е годы…

В 20-30-е гг. по епархии прокатилась волна репрессий, погромов, антицерковных кампаний. При этом самый главный и безжалостный удар гонители постарались нанести по столице Вятской земли — городу Вятке, который в декабре 1934 года был переименован в Киров и стал центром сначала самостоятельного края, а затем и области. В последующие годы в нём были варварски уничтожены самые древние и прекрасные соборы, расположенные в центральной части города - Свято-Троицкий кафедральный, Богоявленский, Воскресенский, Александро-Невский, построенный по проекту А.Л. Витберга, а также церкви Покровская, Сретенская, Всехсвятская, Владимирская, Богословская, Спасо-Хлыновская; превращена в антирелигиозный музей Серафимовская церковь. Остальные храмы были обезглавлены, осквернены и отданы различным городским службам и учреждениям.

Такую же судьбу разделили православные храмы, расположенные за пределами областного центра. Так, если в декабре 1936 года при создании Кировской области на её территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах, и это при том, что в 1940 году в состав Кировской области вошли новые северные районы, исторически богатые своими церквями. Каждый второй из закрытых богоборцами храмов был уничтожен.

Понятно, что добиться таких результатов можно было, только сломив сопротивление епархиального руководства. Безжалостная фраза сталинских времен: «Если враг не сдается, то его уничтожают», в полной мере относится к судьбам правящих архиереев Вятской епархии. Ещё в мае 1934 года в северной ссылке скончался священноисповедник викарный епископ Глазовский Виктор (Островидов). В течение 1937 - 1938 гг. были расстреляны практически все архипастыри, ранее управлявшие Вятской епархией, - священномученик митрополит Горьковский Евгений (Зернов), митрополит Ярославский Павел (Борисовский), бывшие викарные Яранские епископы Нектарий (Трезвинский) и Вячеслав (Шкурко).

В августе 1937 года был арестован управляющий Кировской епархией архиепископ Киприан (Комаровский). Он был обвинён карательными органами в шпионаже на японскую разведку и вместе с группой вятских священнослужителей 9 декабря того же года расстрелян во внутренней тюрьме НКВД г. Кирова. После расстрела владыки Киприана Вятская кафедра фактически перестала существовать. Аресты, допросы, пытки, ссылки и расстрелы священнослужителей продолжались даже в условиях начавшейся Великой Отечественной войны - в августе 1941 года по решению Верховного Суда Коми АССР был приговорён к расстрелу епископ Стефан (Знамеровский), предшественник владыки Киприана на Вятской кафедре.

Восстановление епархии

Начало Великой Отечественной войны временно остановило дальнейший разгром Церкви. В 1942 г. по требованию верующих власти пошли на открытие в областном центре одного храма и ещё пяти в сельской местности. А 14 декабря 1942 года была восстановлена архиерейская кафедра: сан епископа Кировского и Слободского принял владыка Вениамин (Тихоницкий), незадолго до этого возвращённый из мест заключения.

За период своего правления владыка Вениамин добился того, что епархия буквально стала подниматься из руин. К концу 1950-х гг. в епархии уже действовало 80 храмов, в которых совершали своё служение 97 священников и 21 диакон. Заметно возросла религиозность населения, в том числе и среди коммунистов, особенно на селе. Восстанавливаются несколько крестных ходов.

Летом 1942 года в начале июля был открыт Серафимовский собор. Надо было восстанавливать епархию. Авторитет и влияние владыки позволили освободить из лагерей и тюрем священнослужителей.

Духовенство в годы войны занималось прежде всего совершением Богослужения. Также помогали фронту, давали одежду, обувь. Священники помогали в житейских делах и служили утешением нуждающимся. При местном облисполкоме была введена должность по делам религии. Данный орган установил, что в области 86 храмов, которые не разрушены, не переделаны под склад или сарай. Храмы, которые были пригодны для проведения в них служб, передавались епархии. Заключался договор на право пользоваться храмом для богослужения между райисполкомом и приходом, в котором должно было состоять не менее 20 прихожан. В Серафимовском храме, который на тот момент был главным храмом области (Кафедральный собор), в 1940 - 1942 гг. был размещён антирелигиозный музей. Поскольку в нём сохранилось внутреннее убранство, то было разрешено там проводить богослужения. Храмы в годы войны были полны. Молиться приходили солдаты и офицеры, родственники воевавших. Молились за живых и поминали погибших. Восстановление церквей и послабление в адрес верующих во время войны было временным. Данное отношение со стороны власти было продиктовано тем, что в годы войны фашисты открывали храмы и не запрещали молиться. Для них это был элемент борьбы с советами. Тем самым они пытались переманить православных на свою сторону и показать им преимущества гитлеровской Германии. Сталин со своей стороны тоже разрешил открывать храмы и проводить службы, но это продолжалось недолго. С конца 1948 г. храмы перестали возвращать, а церковнослужителей снова стали отправлять в тюрьмы, на лесоповал.
В послевоенные годы С конца 1950-х гг. начинаются хрущевские гонения на Церковь. Основной задачей епископов Поликарпа (Приймака) и Иоанна (Иванова) стало сдерживание удара репрессий. И всё-таки потери были очень значительные. В результате антицерковной кампании 1958 - 1964 гг. Кировской епархии был нанесён значительный ущерб. Лишена государственной регистрации и прекратила свою деятельность 41 православная община, число штатных клириков сократилось до 46 человек, в том числе священников - до 35, диаконов - до 11. Власти сделали всё, чтобы уничтожить Великорецкий крестный ход, хотя до конца им это так и не удалось.

В последующие годы усилиями епископа Владимира (Котлярова) и архиепископа Мстислава (Волонсевича) происходила борьба за то, чтобы сохранить то немногое, что имелось, и поддержать богослужебную жизнь приходов.

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру прибыл епископ Хрисанф (Чепель). К тому времени в епархии действовало 33 прихода, на которых несли служение немногим более 30 клириков. Служение владыки Хрисанфа, ныне митрополита Вятского и Слободского, совершается и доныне, уже более 30 лет он служит на Вятской земле. Этот период включает в себя и последний этап жизни епархии при советской власти, и начало нового возрождения церковной жизни с конца 80-х гг.

Сегодня в епархии 246 приходов и 8 монастырей, в том числе 3 мужских и 5 женских. В штате епархии - более 200 священников и диаконов, среди них 11 клириков в монашеском сане. Богослужения совершаются в 185 приходских и 11 монастырских храмах, 33 молитвенных домах и 27 часовнях. В пределах областного центра действует 20 церквей, возводятся 3 новых храма. С каждым годом увеличивается число домовых церквей - сегодня в епархии 6 больничных и 2 воинских храма, 8 церквей открыто на территории исправительных учреждений.

Свидетельством высокого духовного подъёма в жизни епархии стала канонизация святых, которая не совершалась с конца XVII века. 23 ноября 1997 года к лику местночтимых святых Вятской епархии причтён преп. Матфей Яранский. 22 октября 2000 года прошли торжества в честь канонизации священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Впоследствии были совершены ещё две канонизации: в июле 2002 года в лике местночтимых святых прославлен преп. Стефан Филейский, в сентябре 2003 года в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено имя священномученика Михаила Тихоницкого. В октябре 2007 года Вятская епархия отметила своё 350-летие. Тогда же состоялось прославление Собора Вятских святых.

Из книги: "Белов В.Н. (Составит.) Архипастыри Вятские и Сарапульские на Елабужской земле. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2015. – с. 192"

Епископ Вятский Нил. В миру Николай Федорович Исакович. Родился в 1799 году в селе Орехи Оршанского уезда Могилевской губернии.

Архиепископ Нил (Исакович) вошел в историю Русской Православной Церкви как один из наиболее просвещенных и деятельных архипастырей XIX века. Он был назначен на Вятскую кафедру 8 декабря 1835 г., переводом из Ярославля, где в течение пяти лет в сане архимандрита возглавлял местную семинарию, уделяя особое внимание преодолению раскола и православной миссии среди язычников. Вятская кафедра, на которую он был хиротонисан 8 декабря 1835 года, стала первой в жизни молодого архиерея, которому едва исполнилось 36 лет. Здесь Владыка Нил встречал наследника престола — будущего императора Александра II, принял участие в открытии А. И. Герценом Вятской публичной библиотеки. За два с половиной года, что молодой епископ провел в г. Вятке, в лоно православия возвратились до 6 тысяч старообрядцев. 23 апреля 1838 г. владыка Нил был переведен в г. Иркутск, где его миссионерская деятельность охватила всю Сибирь и Дальний Восток. Причем опорой тому стала местная семинария, выпускников которой владыка Нил активно привлекал к делам миссии. В результате, за 15 лет архипастырства им было заложено более 70 храмов, в том числе в тундре Якутии и на Камчатке. В конце 1853 г. владыка Нил в сане архиепископа был переведен в родной Ярославль. Здесь он окончил труд «О буддизме», был избран почетным членом Санкт-Петербургского университета. Архиепископ Нил мирно отошел ко Господу 21 июня 1874 г.

Был кавалером орденов Св. Анны 2 ст. (1835), Св. Анны 1 ст. (1838), св. Владимира 2 ст. большого креста (1842) и Александра Невского (1852), был награжден панагиями с алмазами (1847, 1856), золотым 2-го разряда знаком Св. Равноапостольной Нины (1870), бронзовым наперстным крестом в память войны 1853-1856 гг., алмазным крестом для ношения на клобуке (1858).

Известно, что именно владыка Нил стал прототипом главного героя рассказа Н.С.Лескова «На краю света», в начале которого архиерей вспоминает свои труды на вятской кафедре.

В первый же год своего архиерейства в Вятке молодой архиепископ предпринимает путешествие по вверенной ему епархии, которое продолжается сравнительно непродолжительное время – с 7 по 25 июня 1836 года, т.е. всего 18 дней. Однако за этот период он успевает посетить 33 приходских села и 3 уездных города — Глазов, Елабугу и Малмыж. Краткие описания посещенных приходов составленные самим Епископом были опубликованы в «Вятских епархиальных ведомостях» в 1908 году и в настоящем издании их фрагмент, относящийся непосредственно к Елабужскому краю, переиздается впервые.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...