Мягкий и жесткий свет в фотографии. Как создать и использовать жесткий и мягкий свет при студийной съемке


Продолжаю изображать из себя Льва Николаевича стараться быть активным блогером. Сегодня хотелось бы рассказать о том, чего так не хватает, нашей темно-серо-свинцовой-депрессивной, не самой солнечной белорусской зимой. Поговорим об естественном солнечном свете, способах его использования, и главное, посмотрим на примерах, что получается в тех, или иных условиях съемки.


Нашел в Национальном музее неизвестный труд белорусского художника - "Маяк в солнечном Полесье". На нём автор попытался изобразить схему движения солнца в летний день.

Сразу попытаюсь выделить какие варианты света можно получить:

Жесткий, чаще всего фронтальный или боковой - когда солнце светит с соответствующего направления на модель. (чаще всего цифра 2)
-Контровой - солнце светит за моделью. От таких фото все кончают, если вы не знали:) (В любое время суток, но оптимально утром или вечером цифры 1 и 3)
-Мягкий рассеянный свет - солнце за облаками. (облака слева и справа от цифры 2)
-Мягкий рассеянный свет - объект съемки в тени от здания или дерева.

Наверное что-то еще, но писать буду про пункты изложенные выше:)

Самое лучшее время для съемки в летний день - вторая половина дня, примерно после 16-00. Это оптимально, но совсем не значит, что в другое время дня не могут получится шедевры хорошие кадры.

Мой самый любимый, ненаглядный, сладкий и божественный контровой свет :

А еще можно специально или не специально ловить зайчиков.

На фото контровой свет легко узнать по характерному ореолу вдоль контура, особенно хорошо он просматривается на волосах.

Контровой удобен тем, что позволяет получать равномерный свет на объекте, и, что самое главное - не слепить человека в процессе съемки(по-крайней мере не так сильно). Для такой съемки желательно наличие бленды.

Жесткий свет для меня как единорог в Атлантиде - использую крайне редко, не лежит душа, хоть ты тресни:)

Ему характерны: глубокие тени + контрастная, насыщенная картинка.

Зато можно получать интересные теневые рисунки:

Главный его недостаток - сильно слепит модель, поэтому, чаще всего, глаза открываем на три-четыре.

Мягкий рассеянный свет - солнце за облаками. Тут всё просто - в любое время дня солнце может уйти за облака. На всех летних свадебных съемках, прогулка, чаще всего, выпадает на самое неподходящее время - с 12 до 16 - солнце в зените, свет максимально жесткий и некомфортный. Все фотографы совершают обряд вызова облаков рады облакам в такое время:)

И, почти тоже самое, когда модель располагаем в тени:

Леру уже посмотрели 2 раза:)

Тень очень легко найти, стоит посмотреть на землю: в точке X - света больше, он более контрастный и насыщенный, в точке Y - уже тень - свет там гораздо мягче.

Во второй части постараюсь рассказать про использование отражателей и рассеивателей. Продолжение следует...

Хороший свет и умение его использовать - залог классных кадров и вот такого настроения:

Очень часто фотографы, которые пытаются освоить студийную съемку или даже просто разобраться с тем, самостоятельно изучая , сталкиваются с трудностью определения таких понятий как «жесткий» или «мягкий» свет. Вроде и из контекста понятно, чем одно отличается от второго, а наглядности нет, потому что у человека небольшой опыт работы с освещением.

А ведь жесткий и мягкий свет - условное обозначение. Конечно, есть и четкое понимание - вот этот свет жесткий, а вот этот мягкий. Но есть и так называемые промежуточные стадии мягкости света, которые кто-то может отнести к мягкому освещению, а кто-то посчитать жестким светом. Именно поэтому «мягкость» и «жесткость» - лишь плавность границы перехода света и тени.

Существует простой способ проверить какое у вас освещение. Этот метод хорошо работает как в студии, так и при естественном свете на открытом воздухе. Для определения не требуется даже какого-то специального оборудования. Достаточно рук и непосредственно источника света.

Держите левую руку перед собой ладонью вверх. Палец правой руки расположите в нескольких сантиметрах от ладони и таким образом, чтобы источник света находился примерно в таком положении, как вы собираетесь снимать. Теперь смотрите на тени, которые отбрасывает палец на ладонь. Наглядно и очевидно - чем жестче свет, тем тень от пальца будет более резкой и наоборот. Вы также можете обратить внимание на то, как изменяются (расплываются или наоборот концентрируются) тени, когда вы становитесь ближе к источнику света или отходите дальше от него.

После того, как несколько раз проверить подобным способом, какой вокруг свет, уже можно будет ориентироваться без особых усилий и даже со временем научиться хорошо видеть сколько источников света было использовано фотографом в той или иной ситуации.

Через полуоткрытую дверь кабинета доносилось аргентинское танго, иногда перебиваемое звуками автомобильных клаксонов, доносящихся с улиц Буэнос-Айреса, радостными детскими криками, быстрым и громким разговором прохожих. Вечерело, люди торопились домой, или в гости, может быть, в концерт…Витрины магазинов озарились яркими лампами, над входами в рестораны зажглись неоновые названия. Начало обычного вечера большого города.
В кабинете, на резном письменном столе, стояла зажжённая лампа, наполняющая комнату мягким рассеянным светом…

………………………………………..Мягкий рассеянный свет…………………………………..

Солнце вставало над землёй Рейнланд-Пфальц. Вот оно осветило ещё дремлющие еловые леса Пфальцер-Вальда, запели птицы, поздравляя друг друга с новым чудесным днём, белки вылезали из своих домиков-дупел. Бельчата начинали носиться по спирали, стараясь поймать дружка за хвост, а белки в возрасте, степенно спускались на усыпанную иглой землю, в поисках упавших шишек и грибов. Солнце, вдоволь посмеявшись над лесными жителями, пустилось дальше в путь, и пронзило своими лучами воды седого Рейна. Из глубин реки, навстречу светилу поднимались тысячи рыб, и через некоторое время стало казаться, что великий Рейн отливает серебром. И это серебро играло, выскакивая из реки в воздух, с плеском входило в бегущие волны, а брызги воды казались драгоценными камнями из пещер гор Айфель.

Солнечные лучи наконец-то оторвались от водной глади, пробежав по ступенькам набережной за собором Святых Мартина и Штефана, ворвались на улицы и площади города Майнц, который сразу засиял чисто вымытыми стёклами окон жилых домов, витринами магазинов и витражами собора. Великолепный Майнц, известный, как Могонтиакум во времена Римской империи, с римской базиликой, домом первопечатника Гуттенберга и Кафедральным собором, соперничающим, по воздействию на всех его видевших, с Кёльнским. Город многовековой культуры, тишины и спокойствия, нарушаемого только криком чаек и гудками пароходов, доносящихся с Рейна.

Но светило не остановилось на этом. Оно пыталось проникнуть в квартиры через задвинутые шторы и опущенные жалюзи, чтобы, разбудив жильцов, услышать их восторженные слова о своём могуществе и красоте. И вот, найдя маленькую щёлку между закрытыми занавесями на одном окне третьего этажа старинного здания, оно осторожно проникло в комнату, где на деревянной кровати спала маленькая девочка, обнимая плюшевого медвежонка с потёртым кожаным носом. Каштановые пряди волос разметались по подушке, густые чёрные ресницы обрамляли плотно закрытые глаза. Солнечные лучи стали бегать по лицу спящей девочки и, приподняв одну ресничку за другой, разбудили её.

Девочка сморщила носик и протёрла глаза кулачками, открыла и радостно рассмеялась, увидев, как светятся занавеси в лучах утреннего солнца, как золотятся редкие пылинки в воздухе. Она выбралась из-под одеяла и босиком подбежала к окну. Отдёрнула портьеры, и в её лицо хлынул поток яркого света. Девочка на мгновение зажмурила тёмно-зелёные глаза, но потом распахнула навстречу этому свету, и посмотрела в окно. И она снова засмеялась весёлым детским смехом, каким смеются, развернув цветную бумагу на так ожидаемом подарке. Но этот день и был подарком для девочки! Нет! Ему предстояло стать пиршеством! Яркий выходной день, который она проведёт вместе с родителями, гуляя по улицам Майнца, его площадям, скверам и парку! Гулять! Но сначала надо разбудить этих «лежебок»! И она побежала в родительскую спальню.

Девочка приоткрыла дверь и посмотрела в щёлку. Её родители во сне посапывали носами, а папа даже слегка похрапывал, и его пшеничные усы приподнимались в такт дыханию. Тихо, на цыпочках войдя в комнату, стала подкрадываться к постели, еле сдерживая смех и представляя, как сейчас, подражая часам на Кафедральном соборе, громко скажет: «Бэм-дзэммм! Бэм-дзэммм!», а её мама и папа от неожиданности вскочат, и потом весело засмеются тому, как их провели. Она подкралась совсем близко к родителям и только собралась «зазвенеть часами», как папа, ревя «тигром», схватил её за руку и втащил на постель. Девочка стала, смеясь вырываться из объятий усатого «хищника», но тот был сильнее и не выпускал её из «лап». «Мамочка, ну, пожалуйста, стань пантерой!» - закричала девочка. И мама стала «пантерой» - спасительницей, и после небольшой схватки с «тигром» освободила дочку. «Ещё! Ещё!» - требовала освобождённая из «плена», но мама сказала: «На сегодня хватит, Эстер. Надо накормить «тигра», позавтракать самим и пойти гулять, а потом мы пойдём в гости к тёте Фриде и дяде Соломону!». «Ураааа!» - закричала Эстер и, прыгая на одной ножке, поскакала умываться.

И через час, когда семья позавтракала, началось пиршество Эстер. Улицы Майнца встретили девочку и её родителей улыбками прохожих, дружескими пожатиями рук знакомых и приятелей, и полоской муки от руки весёлого пекаря на носу Эстер после посещения булочной. Папа и мама чинно под руку шли по направлению к Кафедральному собору, а шалунья бежала впереди, смеясь и танцуя в лучах солнца, доедая крендель, бросая крошки вездесущим воробьям.

Собор возвышался над Эстер, как старинный неприступный замок. И она стала, как делала уже много раз, представлять себя маленькой феечкой, которую заточил в этом замке грозный волшебник. Но, разве может зло удержать феечку? Нет, конечно, нет! Потому что, очень скоро, прилетит огромный добрый дракон, в котором воплощён дух храброго рыцаря. Дракон, сверкая волшебной чешуёй, облетит замок, рассматривая его своими янтарными глазами, в поисках феечки, а, найдя, издаст громкий рёв, который так испугает грозного волшебника, что он лопнет от страха! Так ему и надо! А феечка с драконом улетят в таинственный Шварцвальд, и будут там жить в хижине! И Эстер весело рассмеялась, рисуя в уме картину, как дракон будет залезать в хижину, не зная, что ему делать с хвостом!

Пиршество Эстер было продолжено в Старом городе с его полудеревянными домами, лебедями в искусственном озере, которых она кормила с руки, а прекрасные птицы подставляли шеи для ласки. Наконец, вся семья в весёлом настроении пришла в дом тёти Фриды и дяди Соломона. Как Эстер любила бывать в этой просторной светлой квартире, наискосок через улицу, от её дома. Стены были завешаны фотографиями родственников, серьёзными или улыбающимися, разных возрастов, но практически в одних и тех же позах – сидящими с книгами в руках; стоящими в задумчивости, опираясь на бюро; за семейным столом со свечами и чашечками с кофе. Больше всего Эстер нравился большой круглый портрет, на котором были запечатлены её прабабушка и молоденькая тётя Фрида. Прабабушка с седыми, как лунь волосами, добрым, всё понимающим взглядом, с большой камеей на строгом платье. И юная тётя Фрида – в матроске, очень красивая, но с тревожными глазами…Сейчас тётя Фрида пребывала в солидном возрасте, сохранив порывистость движений, лёгкость шага, ясность ума и необыкновенное чувство юмора. Встретила она своих родственников в тёмно-синих атласных брюках свободного кроя, и такой же куртке с воротником под горло. На куртке был вышит коричневыми нитями рисунок, изображающий уток в камышах и идущего китайца в соломенной шляпе по мостику через пруд. Мама Эстер говорила, что в тёте Фриде чувствуется «шик»!

Тётя Фрида открыла дверь и закричала: «Соли, посмотри, кто к нам пришёл! Оставь свои карты в покое! К нам пришла наша звёздочка! И её проголодавшиеся, как я надеюсь, родители!» «Я тоже проголодавшаяся!» - сказала Эстер. Все засмеялись и вошли в квартиру. Дверь из кабинета открылась, сначала появился живот, а потом и сам дядя Соломон, известнейший в городе преферансист. Пенсне было сдвинуто на самый кончик носа, глаза его лукаво улыбались. Приветственно махнув родителям Эстер рукой, он подхватил и подбросил девочку под потолок, поцеловал в щёчку, сказав шёпотом на ушко: «Никому не говори! Большой секрет! Фрида испекла к твоему приходу тейглах!» «Ура, ура!- закричала Эстер – будет тейглах! Но это большой секрет!» И с этим «секретом» все пошли в столовую.

Утомлённая долгой прогулкой по Майнцу, и сидением за столом со вкусностями, Эстер спала на кожаном диване, прикрытая пледом. Взрослые пили кофе и разговаривали о своих планах, о новых оперных постановках во Франкфурте, о светлом будущем Германии, которое обещал Адольф Гитлер. За окном стало темно, отец взял Эстер на руки, и после короткого прощания, перенёс её через улицу домой. Мама раздела девочку, и уложила спать. Родители несколько минут смотрели, как Эстер сопит, потом отец обнял маму за талию и они ушли в свою спальню.

Над Майнцем проносились облака, шли дожди, сменяемые то снегом, то солнцем. Летели дни, которые складывались в месяцы и годы. Но через три года включился огромный переключатель. Он со скрежетом стал поворачиваться вокруг оси и, пройдя мёртвую точку, щёлкнул. И Райский свет погас..

Нет, нет! Солнце так же, как и прежде вставало каждое погожее утро над Майнцем. Но разве солнечные лучи могут заменить счастье, душевное спокойствие, ощущение радости? Солнце усиливает человеческие восприятия, ночь приносит восторги любви, а дождь – успокоение. Пусть будет безлунная ночь, пусть в окна бьёт холодный ливень. Облака разойдутся, и выглянет красавица Луна, прекратится дождь, и в воздухе разольются ароматы цветов или упавшей осенней листвы…Тьма – беспроглядна, угрожающа и беспощадна.
Тьма уничтожает человека, отнимая душевные силы, лишая будущего, и, как трясина, затягивает в себя всё глубже, заливается в открытый в последнем крике рот, и высасывает последние крохи воздуха. Все, кто лишены повседневных радостей, счастливых моментов, любви и участия, обречены на медленное угасание. Дыхание живых людей начинает переходить в чейн-стоковское, но они это замечают в самый последний момент.

Две недели назад тьма стала затягивать в себя семью Эстер с неумолимостью палача, привязывающего жертву инквизиции к колесу. Маленькая Эстер, ещё чувствующая себя защищённой мамой и папой, получила утром второй сильнейший удар, который в одиночестве она бы не выдержала. Когда, проснувшись, Эстер вбежала в гостиную, чтобы поздороваться с родителями, он увидела, как мама пришивает на её пальто жёлтую шестиконечную звёздочку. «Мама, папа, я ваша звёздочка! Да?! Я – звёздочка! Я – звёздочка!!» - и она закружилась в каком-то, известном только ей, танце. Но её мама, обаятельная, ласковая, молодая женщина с персиковым цветом кожи, передавшая всю свою красоту дочери, уронила голову на руки и разрыдалась. Эстер остановилась, и подбежала к ней: «Мама, мама, почему ты плачешь?» Она посмотрела на папу, и с испугом увидела и на его глазах слёзы. И тут, Эстер заметила висящий на стуле его пиджак с такой же, как на её пальто, жёлтой шестиконечной звездой и чёрной надписью «JUDE». Радуясь утренней встрече с родителями, и ошеломлённая нашитой на пальто звезде, девочка не заметила это смертоносное обозначение. Эстер хотела жить в любви, быть защищённой родителями, и иметь детство, а не обозначение.

«Но, папочка, ты же не еврей, ты немец! Почему и тебе мама пришила звезду? Зачем?!» - Эстер стала кричать, страх всё сильнее вкрадывался в душу девочки. Отец подхватил Эстер на руки, прижал её к своей груди, и, смотря в глаза, хрипло сказал: «Да, Эстер, я немец…Да, немец! Но, я не предатель жены и дочери! К этим звёздам мы пришли рука об руку, с ними вместе и пойдём…». Отец хотел сказать ещё что-то, но его голос пресёкся, лицо побледнело, и он осел на диван. «Боже мой, дорогой, что с тобой?! – закричала мама – Эстер, это сердечный приступ! Намочи полотенце холодной водой и принеси быстрей! Дорогой, мы с тобой, мы все вместе…Ну же, ложись… Вот видишь Эстер уже принесла полотенце, давай положим его тебе на сердце, и тебе станет легче…».

Эстер с мамой сидела у дивана, и смотрела на спящего папу. Лицо его порозовело, приступ прошёл, но дыхание было неспокойным, он постанывал. Мама держала папу за руку, и гладила ему руку. Эстер смотрела на большую, и некогда сильную руку отца, и думала: «Сможет ли папа сдержать своё слово –Мы не дадим тебя обидеть!-, которое он дал ей всего месяц назад? Сможет ли?» И воспоминания о том ужасном дне нахлынули с новой силой -

В канун своего дня рождения Эстер легла позже обычного. Она долго не могла заснуть, ворочалась с боку на бок, пытаясь отгадать, что ей подарят родители, какие шутки покажут тётя Фрида и дядя Соломон, какой торт приготовит кондитер Хельмут, их сосед по дому. Эстер встала, подхватила плюшевого мишку со стула, и забралась с ним под одеяло. Глаза девочки стали слипаться, она глубоко вздохнула и заснула…И Эстер приснился чудесный сон – она стоит у окна, за которым чистое, чистое звёздное небо…Светит огромная Луна, заливающая голубым цветом улицу, а сверху падает хрустальный дождь, и хрустальные капельки с мелодичным звоном ударяются о мостовую, подскакивают, сталкиваются друг с другом, и звенящий звук усиливается…А потом появляются гномы из пещер Айфеля, несущие в руках ярко горящие факелы. И свет отражается в тысячах хрусталиках и, кажется, что вся улица начинает гореть в волшебном пламени.

Когда тусклое ноябрьское утро разбудило Эстер, она долго лежала в постели, боясь разрушить радостное впечатление от сновидения, и. только, когда сквозь облака нерешительно пробрались солнечные лучи, встала и подбежала к окну. «Хрустальный дождик был на самом деле!» - радостно сказала Эстер и уже хотела бежать и сообщить об этом папе с мамой, как её сердце сжалось и начало биться очень быстро. И в нём возник незнакомый доселе страх.

Солнечные лучи отражались от огромного количества битого оконного стекла, завалившего улицу. Окна домов зияли чёрными провалами, как беззубые рты, ощеренные в страшном крике. Одно из зданий выгорело полностью, и пожар покрыл копотью соседние фасады. Эстер перевела взгляд на дом тёти Фриды и дяди Соломона и, то, что она увидела, заставило её отшатнуться от окна. На мостовой лежала тётя Фрида. Под её головой расплылась тёмная лужа, поза напоминала выброшенную на свалку никому ненужную тряпичную куклу, так неестественно была повёрнута голова, а в трёх шагах от тела тёти Фриды, прислонившись к стене, сидел дядя Соломон. Голова его свесилась на грудь, руки висели вдоль тела, которое было обмотано какой-то тканью. Эстер вгляделась и поняла, что за ткань была намотана на дядю Соломона. Это был свиток Торы.

Испуганная увиденным, Эстер уже хотела побежать к родителям, как открылась дверь, и они вошли в её комнату. Лицо мамы было белым, как бумага, а глаза покраснели от слёз. Папа присел на корточки перед Эстер, поглаживая её руку, сказал: «Пока мы вместе, дочка, ничего не бойся…Мы не дадим тебя обидеть…Не дадим…» Голос папы стал глухим, он поцеловал Эстер в лоб, и вышел из комнаты. А мама с Эстер сели на кровать, обнялись и долго сидели, слушая, как на улице городские рабочие убирают стекло, и грузят его на машины.

Эстер очнулась от воспоминаний, услышав мамин голос. Она разговаривала с папой, который полулежал на диване, в смущении от своей неожиданной слабости. «Дорогой, если ты завтра будешь себя чувствовать лучше, мы все вместе пойдём в парк. Эстер надо гулять, свежий воздух укрепляет здоровье и способствует развитию способностей у ребёнка. Кроме того…Мы не можем показывать свой страх, или слабость…Мы готовы ко всему. Дорогой, как ты считаешь?» - мама пыталась говорить бодрым голосом, но Эстер почувствовала в последнем вопросе неуверенность. Отец внимательно посмотрел на любимую жену, на Эстер, и ответил: «Мы готовы ко всему…А мы готовы к тому, что в нас будут плевать?!»

В этот вечер Эстер легла спать вместе с родителями. Она долго не могла заснуть, но потом её веки смежились, дыхание успокоилось, она заснула и увидела сон:

Эстер сидела у окна замка и смотрела в ночное небо…Звёзды сияли ярким холодным светом, мерцали, перемигиваясь друг с другом. Эстер всматривалась в необыкновенную красивейшую небесную глубину, но не далёкие светила интересовали её в эту минуту. Там, высоко-высоко, далеко-далеко, летел сверкающий чешуёй дракон, с янтарными глазами…Дракон спешил на помощь Эстер, ведь она была феечкой, запертой злым презлым магом в этом огромном страшном замке. И вот дракон появился во всей своей красе, он подлетал всё ближе и ближе. Сейчас он спасёт её! Дракон, я здесь! И вдруг, глаза дракона стали тусклыми, равнодушными…Он сделал круг над замком и стал подниматься всё выше…выше…обратно в свой далёкий звёздный дом…Дракон! Дракон! Почему ты бросил меня одну в этом страшном месте?! Эстер помчалась вниз по огромной мраморной лестнице, и, пробегая мимо хрустального зеркала, увидела своё отражение. Она стояла одетая в голубое, воздушное платье и голубые туфельки. Волосы блестели в свете факелов, изумрудного цвета глаза были удивлённо распахнуты, а сапфировый браслетик, подарок тёти Фриды, подчёркивал персиковый цвет кожи на ручке. Почему же улетел дракон? И в это мгновение на груди Эстер заблестела жёлтая звезда с чёрной надписью «JUDE» -

Эстер проснулась в слезах. Она поняла, почему улетел дракон. Дракон спешил на помощь феечке, но разве она может быть «JUDE»? И дракон никого не увидел…И Эстер отчётливо поняла, что она больше никогда не будет феечкой…Что дракон улетел навсегда. И что теперь она навсегда – «JUDE». Детство закончилось.

Холодный ветер гнал по улицам Майнца палую листву, заставлял прохожих поднимать воротники пальто и курток, дождевая вода крупными каплями скатывалась из бронзовых глазниц Гуттенберга, напоминая слёзы. Но, может быть, это действительно были слёзы по тысячам и тысячам полыхавшим книгам в кострах безумцев? А Тьма всё более сгущалась над этим городом, принимая всё новые и новые грубые формы существования Эстер и её родителей.

Через три года опять заскрежетал огромный переключатель. Раздался жуткий звук щелчка, и Тьма озарилась багровыми языками чудовищного пламени. От этого огня не стало светлее, и этот огонь не давал тепла. А Тьма всё более сгущалась, смертельным холодом повеяло из неё. И это пламя, и смертельный холод, были предвестниками поднимающегося из глубин Тьмы Ада.

Ветер раскачивал тело мальчика, висящего в петле виселицы, установленной на плацу. Голова неестественно склонилась на плечо, лицо посинело, а язык высунулся наружу. Его аккуратно перебинтованные на запястьях руки безвольно свисали вдоль измученного тела. Несколько секунд назад мальчик боролся за свою жизнь, исполняя на виселице жуткий танец, как бы говоря: «Вчера мне не дали умереть, как я хотел, а сегодня я не хочу умирать, как хотите вы. Я – человек». Он продолжал бороться со смертью, пока удивлённый его стремлением жить эсэсман, не нажал на его плечи огромными ладонями. Раздался хруст позвонков, и жизнь ребёнка оборвалась. Мужчина в белом халате, накинутом поверх формы SS, посмотрел ему в лицо, и махнул рукой. Показательная экзекуция закончилась. По команде надзирателей дети, стоящие шеренгой развернулись, и колонной направились к баракам. Деревянные сабо, как зловещий метроном, выстукивали шаги, ритм которых всё время сбивался, и конвоиры реагировали на это злыми короткими командами, от звука которых дети съёживались в ожидании удара прикладом карабина, или хлыста. Ротвейлеры начинали рваться с поводков со свирепым лаем, и солдаты со смехом пугали детей, отпуская поводки так, что огромные псы могли дотянуться и рвануть мощными клыками ребёнка.

Эстер шла в колонне и плакала. Плакала молча, сдерживая себя, чтобы не разрыдаться навзрыд, как в скотном вагоне, когда её, папу и маму везли в никуда. Когда её папа, её любимый папа, как ни старался, не смог оградить свою дочку от ужасов смерти, от звуков мясницких крюков, пробивающих плоть умерших от истощения, и сердечных приступов людей, чтобы подтащить их к краю вагона и сбросить на железнодорожную насыпь, когда её любимый папа, прижал её к своему пальто, чтобы она не увидела, как молодой мужчина задушил своих двух детишек, жену, и повесился на «забытом» крюке, вбитом в стенку вагона. Когда папа вдруг захрипел, его лицо сначала покраснело, потом посинело, он упал на загаженный пол и стал биться об него руками и ногами, а потом вытянулся и затих. Эстер вспомнила, как она закричала: «Папа, встань! Папочка тут грязно! Мама, сделай что-нибудь! Что с папой?», и услышала в ответ: «Твой отец умер, девочка.» И в слабом свете, падающем из продуха под самым потолком, Эстер увидела седую, старую женщину с отсутствующим взглядом и застывшим лицом…И тогда Эстер обнял старый раввин, и стал читать молитву…и она плакала и не могла остановиться, а мама равнодушно стояла и смотрела. Куда она смотрела, и что она видела, Эстер никогда не узнала…

«Почему я плачу, а другие дети не плачут? – думала Эстер, глядя в опустошённые глаза своих соседей по бараку – Может быть, потому что меня лучше кормят? Когда вечером, дядя Гюнтер принесёт булку и молоко, я откажусь!» Приняв это решение, Эстер почувствовала себя лучше, слёзы высохли…Вечером пришёл дядя Гюнтер, как называла Эстер мужчину в белом халате, присутствовающего на экзекуции, и принёс хлеб и кружку молока. Вызвал её из барака, и стал ждать, равнодушно смотря на девочку. «Я не буду есть!» - заявила Эстер. стараясь поймать взгляд эсэсовца. Сказанное Эстер не сразу дошло до его понимания, а когда он понял, то лицо исказилось гримасой ненависти. Рука в сильной хватке нажала на плечо Эстер. «Жри, дрянь, что дают!» - голос Гюнтера не предвещал ничего хорошего. Она вскрикнула от боли, и Гюнтер, в странном испуге, отдёрнул руку. Он отвернул полосатую, с жёлтой звездой, куртку Эстер, и удостоверился, что синяков не осталось. «Ты была сегодня на плацу. Ты видела, как умер мальчишка. Ты хочешь в петлю?» - уже спокойно спросил эсэсовец. Эстер замотала головой, понимая, что её решимость испаряется. Она взяла еду, и стала есть, мешая хлеб и молоко со слезами. Когда Эстер проглотила последний кусок хлеба, Гюнтер забрал пустую кружку и сказал: «Я скажу тёте Эльзе, что ты послушна. Она будет довольна тобой. Иди спать»

--
Эстер легла, и попыталась уснуть. За эти четыре с небольшим месяца жизни в концлагере она уже привыкла к ночным стонам, всхлипываниям, плачу детей в бараке. Эстер посмотрела на соседние нары, где ещё два дня назад лежала девочка из Австрии, с которой она очень хотела подружиться. Когда Эстер сказала ей об этом, девочка посмотрела на неё печальными глазами и ответила, что дружить они не могут. «Но, почему?! – волнуясь, спросила Эстер – Я тебе не нравлюсь? Мы лежим рядом. Сколько можно друг другу рассказать!» «Сколько можно рассказать… - повторила соседка Эстер по нарам – Эстер, Эстер…мы ничего не сможем рассказать…Я скоро умру» И с этими словами девочка отвернулась лицом к стене и замолчала. А вчера она не вернулась из больничного здания, и не вернулись почти все дети, которых туда увели, как не вернулись за это время уже многие.

Эстер вспомнила, как состав, в котором так долго везли евреев из Майнца, прибыл на станцию. Всё повторилось: команды, лай собак. Но здесь их всех заставили выйти из вагонов. Она старалась быть ближе к маме, взять её за руку, но та оттолкнула дочку, лицо её было пугающе чужим. Между рядами людей, построенных вдоль уже закрытых вагонов, ходили эсэсовцы, и выдёргивали из них мужчин, женщин и детей. Когда сортировка была закончена, раздались команды, и девочка увидела, как её мама непривычно засеменила, прижав руки, стиснутые в кулачки, к груди. Сквозь слёзы Эстер следила, как колонну, в которой бежала мама, уводили всё дальше и дальше, пока она не скрылась за воротами. «Куда их повели? Зачем нас всех разлучили? Почему других детей оставили с родителями?» - она задала эти вопросы молодой женщине, стоявшей рядом с ней. Та недоумённо посмотрела на Эстер: «Ты разве не слышала? Их повели в душевые на санобработку. А почему без нас, без тебя…Я не знаю…»

Забрезжило очередное безрадостное утро, каких уже было очень много. Эстер сбилась со счёта, понимая его бесполезность. На какие-то минуты через маленькое окошко барака в него заглянула солнце. Лучи мягкого рассеянного света осветили мрачное нутро страшного приюта Эстер. Осветили, и исчезли, как будто испугались того, что им пришлось увидеть в очередной раз.

Двери в барак распахнулись, двое мужчин в полосатых лагерных робах с жёлтыми шестиконечными звёздами на груди внесли котёл с варёной брюквой и куски заплесневелого хлеба. Вставшие с нар дети выстроились в очередь за тем, что с большим трудом можно было назвать едой. Эстер не подошла к ним. Она должна ждать Гюнтера.

Когда Эстер доела хлеб, запивая его молоком, детей уже увели. Девочка сидела на нарах в полном одиночестве в мёртвой тишине барака.«Почему меня лучше кормят, почему мне не сделали татуировку с номером на руке, где мама?» - вопросы возникали в её голове непрерывной и такой привычной чередой. Ответов Эстер не получала, а спрашивать было некого. Единственное, что стало скрашивать серые тягучие дни, это появление тёти Эльзы.

Тётя Эльза -это имя Эстер услышала от Гюнтера сразу, как только он выделил её из множества испуганных до смерти детей, стоящих в очереди на татуировку. Цепкий взгляд высокого мужчины с бледным лицом, серыми недобрыми внимательными глазами и острым носом заставил Эстер съёжиться. Озноб пробежал по телу девочки. Она протянула левую руку эсэсовцу, сидящему за столом, на котором были разложены иглы, и стояла чашка с синей краской, но Гюнтер положил свой большую руку тому на плечо, и что-то шепнул на ухо. Эсэсовец вскользь посмотрел на Эстер, и понимающе кивнул головой.

Гюнтер вытолкнул Эстер из барака и, глядя поверх головы девочки, объяснил, что ей повезло. Повезло так, как другим может только присниться. Эстер заинтересовала тётю Эльзу – очень хорошего врача и добрую женщину, но, в свою очередь, Эстер должна быть послушной девочкой и выполнять все её предписания. Сама тётя Эльза вернётся в лагерь после отдыха недели через две, а Эстер должна всё это время хорошо есть, и слушаться его – Гюнтера.

Ни через две недели, ни через три месяца тётя Эльза не приехала. Но неделю назад, когда Эстер в уже привычном одиночестве сидела в бараке, пытаясь не вспоминать яркие, наполненные счастьем и любовью, дни своего детства… Отгоняя от себя мысли о лебедях на пруду в Майнце, добрых и сильных руках папы, радостном смехе мамы и таком вкусном тейглахе тёти Фриды, как дверь распахнулась, и в барак буквально ворвалась молодая, стройная шатенка в белом халате.

«Где моя Эстер?! Где моя девочка?! – весело закричала женщина – Ты Эстер?!» Она лёгким шагом подошла к девочке, которая вскочила с нар, при её появлении, схватила за руку и завертела Эстер. «Замечательно! Просто замечательно! – продолжала громко говорить тётя Эльза, как это поняла Эстер – Гюнтер молодец! Ты знаешь, Эстер…Нет, я буду звать тебя Персиком! Тебе нравились персики? Гюнтер доволен тобой! Правда, был один случай, когда ты решила не слушаться его…Но ты больше не будешь ошибаться?! Я права?!» Лицо женщины при этих словах стало строгим и Эстер поспешила согласиться. «Правильно, Персик! Я рада, что ты меня поняла! – сказала тётя Эльза – И раз так получилось, что мы сразу понравились друг другу, я разрешаю тебе сказать, что ты больше всего хочешь!» «Я хочу встретиться с мамой!» - не задумываясь ответила Эстер, с надеждой смотря в синие глаза женщины-врача.

«Встретиться с мамой…» - недоумённо повторила тётя Эльза, и, запрокинув голову, засмеялась. Её резкий смех, напоминающий крик ночной птицы, словно разорвал тишину барака. «Конечно, ты встретишься с мамой! Я даже могу пообещать тебе это, Персик!» - уверенно сказала женщина, улыбаясь при этих словах своим мыслям. Эстер поверила этой молодой симпатичной и такой доброй к ней женщине, и улыбнулась, чувствуя проблески надежды на что-то, напоминающее радость в прошлом.

С того дня время полетело быстрее, Гюнтер заходил за Эстер, и отводил девочку к тёте Эльзе, в её кабинет, в длинном одноэтажном корпусе, стоящем недалеко от барака. Здание было белого цвета, с двумя входами в него. Эстер входила в дверь в переднем фасаде больницы, о чём говорил красный крест на вывеске, а другие широкие двери, в которые вводили детей, находились в торце.

Тётя Эльза встречала девочку с неизменной улыбкой, угощала печеньем, а потом Гюнтер взвешивал её на весах, делал укол, от которого Эстер испытывала неприятные и болезненные ощущения, но терпела, помня своё обещание не делать ошибок. По указанию женщины-врача Эстер каждый день принимала душ, после которого её кожу обрабатывали какой-то жидкостью. И кожа Эстер становилась с каждым разом всё мягче, а её цвет стал приобретать более яркий персиковый оттенок. Тётя Эльза с каждым медосмотром становилась всё веселее, шутила с Гюнтером, и ласково тормошила Эстер. И вчера Эстер воспользовалась весёлым настроением женщины, и спросила её: «Тётя Эльза, Вы мне обещали, что я встречусь с мамой…Когда это будет возможным?» Гюнтер бросил быстрый взгляд на врача, но та спокойно ответила: «Персик, я никогда никого не обманывала, даже таких, как ты…Ты встретишься с мамой в тот день, когда я сама зайду утром за тобой. Этот день будет нашим общим праздником. А теперь Гюнтер проводит тебя в барак. Мне надо подумать об этом праздничном дне».

Дверь в барак распахнулась, и Эстер увидела силуэт тёти Эльзы. «Она сегодня сама пришла за мной! Сегодня праздник, и я увижу маму!» - радостно подумала Эстер. Женщина сделал несколько шагов к девочке, и протянула ей руку. «Пойдём со мной, Персик, тебе пора встретиться с твоей мамой» - голос женщины-врача прозвучал глухо. Эстер подбежала к ней, схватила за протянутую руку: «Сегодня, да? Я сегодня встречусь с мамой?! Где же она, почему она не пришла с Вами, тётя Эльза?!» - рука женщины сжалась, и Эстер почувствовала боль, но девочка не обратила на это внимание. Она жаждала встречи, которая могла перевернуть всю её жизнь, вернуть счастье в сердце. Врач провела языком по губам, зрачки её расширились, глаза из синих стали почти чёрными: «Персик! Твоя мама ждёт тебя в больнице, пойдём же быстрее!» Она почти поволокла Эстер за собой из барака. Солнце ударило в глаза девочки, она зажмурила их, а открыв, увидела, как изменился в одно мгновение мир вокруг неё. Всё осталось на своих местах – вышки по периметру лагеря, дымящаяся труба крематория, покрашенные серой краской бараки. Но цвета стали ярче, приветливее, весеннее солнце грело сильнее, а в больнице её ждала мама… «Почему мама в больнице? – забеспокоилась Эстер – Она больна?» «Ну, что ты, Персик, твоя мама не может заболеть! – уверенно сказала тётя Эльза – Уже не может…» Эстер не уловила сарказма последних слов, да и смогла ли она сделать это?

Девочка и женщина-врач пошли рядом к больничному корпусу. Навстречу им шёл охранник с огромным ротвейлером на поводке. И когда ротвейлер проходил мимо Эстер, он вдруг присел на задние лапы, и, глядя на девочку, истошно завыл. Эсэсовец молча дёрнул за поводок, собака перестала выть, и пошла рядом с хозяином, оглядываясь на Эстер и врача.

Эстер стала испытывать беспокойство, причину которому не находила. Ведь всё складывалось удачно. Сейчас, через минуту она встретится с мамой. Но, почему так завыл пёс? Тётя Фрида сказала как-то, что собаки воют к смерти. Почему встреча в больнице, если мама не больна? Почему так нервничает тётя Эльза, сжимая её руку всё сильнее и сильнее? «Мне больно!» - не выдержала Эстер. «Тебе больно, Персик?! – странным глухим голосом спросила врач –Но, что ты знаешь о боли? О настоящей боли?! Пойдём, Персик! Сегодня у нас праздник!»

Они подошли к торцевому входу в больничное здание, тётя Эльза открыла дверь, и втолкнула Эстер внутрь. Эстер увидела длинный коридор, с выкрашенными в белый цвет стенами и такими же белыми дверями. Здесь царила стерильная чистота. Было необычайно тихо. И Эстер испугалась. Нет, она стала испытывать страх перед этим коридором, по которому ей предстояло идти. И вдруг девочка поняла, что здесь её мамы нет. Иначе бы она уже бежала навстречу, чтобы обнять её. «Здесь нет моей мамы…» - сказала Эстер. «Почему ты так решила?» - спросила её тётя Эльза. «Здесь нет мамы! Здесь нет моей мамы!!» - закричала Эстер. «Замолчи, мерзкая тварь!» – жёсткий голос и брошенные слова, которые никогда раньше не звучали, только ещё больше испугали девочку. «Я никуда не пойду! Я хочу обратно в барак! Здесь же нет мамы!» - Эстер стала вырывать руку, пытаясь освободиться и убежать, чтобы спрятаться в бараке. «Ты мне портишь праздник! Портишь праздник! Портишь праздник!» - и после каждой фразы на лицо Эстер стали обрушиваться тяжёлые удары, умело наносимые опытной рукой. Из носа и ушей Эстер пошла кровь, она стала терять сознание. Женщина подхватила её на руки и понесла в дальний конец коридора. Голова Эстер болталась из стороны в сторону, как у тряпичной куклы, она видела только белый потолок этого страшного коридора, а потом всё исчезло…

«Гюнтер! Гюнтер, откройте дверь, она здесь! – закричала эсэсовка. Лицо её побледнело и подёргивалось, дыхание стало прерывистым. Тяжёлая, обитая войлоком, дверь распахнулась, и женщина передала Эстер в руки Гюнтера. «Наказать её, эту дрянь!» - закричала Эльза. Второй мужчина, одетый поверх белого халата в мясницкий передник вздрогнул, и отложил в сторону шприц с наркозом. Гюнтер раздел, не приходящую в сознание Эстер, и положил девочку на стол нержавеющей стали, отдалённо напоминающий операционный. Ярко вспыхнула хирургическая лампа, и дверь в коридор плотно закрылась.

В пустом коридоре воцарилась полная тишина… И она царила долго, казалось целую вечность. И вдруг, в этом стерильном коридоре, в этой полной тишине послышалось звучание колокольчика. Оно было тревожным, нерешительным, напоминая плач ребёнка. Но, тут же, зазвенело множество других колокольчиков…Их становилось всё больше и больше, и того, первого колокольчика уже не было слышно. А потом всё стихло. Что это было? Душа Эстер соединилась с душами многих детей, прошедших путь по этому коридору до неё? Или это были души всех умерщвлённых людей разными способами в разных местах? Ясно только одно – душа маленькой Эстер нашла своё успокоение.

В далёкой стране, в кабинете огромной квартиры, куда доносились с улицы звуки аргентинского танго, зажигалась и гасла настольная лампа. Старческая женская рука, то включала, то выключала её. Выцветшие от времени синие глаза женщины смотрели на лампу со странным, почти любовным чувством. Когда лампа вспыхивала, то комната освещалась мягким рассеянным светом. И этот тёплый свет давал абажур, выделанный из тончайшей кожи редкого персикового оттенка. Кожи Эстер.

Главный инструмент фотографа - не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача - получение изображения - решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки - света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
- задний (или прямой) - направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
- верхний - направлен на объект съемки сверху. нижний - направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой - направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
- боковой - направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой - направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
- контровой - направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
- рисующий - основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

- мягкий (или рассеянный) - не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

- жесткий (или направленный) - образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 - 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света - солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила - стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре - простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе - они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча - почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает - бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение - ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо - не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор - кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится - если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же - умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

В этом обзоре я хочу привести выдержки из статей прекрасного московского фотографа Олега Титяева . И, хотя рассказ о типах света ведется на примере работы студийного оборудования, но от этого свойства света не меняются: жесткий остается жестким, а мягкий — мягким, что в студийных моноблоках, что в портативных вспышках. А в этих статьях очень все расписано настолько правильно и грамотно со стороны настоящего практика, что остается только сказать «спасибо!» и представить вашему вниманию.

Как человек, проводящий много времени в студиях и вообще неравнодушно относящийся к фотографии, очень часто вижу, как начинающие, а порою и не только, фотографы буквально боятся света. Бывает, что после нескольких часов съемки «портфолио» наблюдаешь, что в студии фотограф даже не притронулся к свету. На вопрос администратора, что вам нужно, следует секундный взгляд в недра студии, обнаружение там четырех софтбоксов, оставшихся после предыдущей съемки и безразличный ответ, «так пойдет». Сам был свидетелем, как после такой съемки ни одна лампа не изменила своего положения.

…да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы от стен, которые мы ловим…

А ведь съёмка портфолио это поиск модели светом, это «раскусывание» модели светом. Не покраска ее во всевозможные цвета, не взлохмачивание волос в голову-микрофон, а попытка предложить несколько своих решений, своих взглядов на то, как она может выглядеть. Хорошо сказал один фотограф — портфолио надо снимать быстро, постоянно меняя свет. Рецепт прост. Гениально.

Все знают,что чем свет ближе, тем он мягче. Однажды мы поспорили с одним фотографом (да и не с одним, и не раз) об этом. После 15 минутного своего раздумья (и моего беспрерывного аргументирования с энергичным маханием руками), он согласился, «да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы, которые мы ловим от стен». Даже большой софтбокс, отнесенный на большое расстояние превратится в очень жесткий источник. Только чтобы это понять, нужно одеть соты и выкрасить стены в черный цвет. Это один из множества примеров, которые я могу привести, рассуждая об элементарной теоретической безграмотности, иногда просто нежеланием, а иногда и страхом всё это обсуждать и изучать.

Определим две грани — два полюса.

ЖЕСТКИЙ СВЕТ — солнце, свет лампы, прожектор, фонарь, фары автомобиля. Т.е. что-то резкое, жесткое, подчеркивающее фактуру, объем, свет, ярко передающий цвета, создающий глубокие тени.

МЯГКИЙ СВЕТ — пасмурная погода, сумерки, дневной свет из окон. Он обвалакивает, скрывает фактуру, смягчает цвета, уплощает, разглаживает объем, создает спокойствие, умиротворение.

Поэтому, когда я хочу подчеркнуть фактуру лица модели, подчеркнуть ее красоту, создать яркую, драматическую картинку, я выбираю жесткий свет. Этим же обрекаю себя на необходимость очень тщательно, очень ювелирно оперировать со светом, ведь иногда сдвиг источника света на пару сантиметров в корне меняет картину. С другой стороны, когда я вижу, что модели не идет жесткий свет, я стараюсь все больше и больше снимать мягким светом, модель становится похожа на ту, которую привыкла себя видеть в зеркале, она для самой себя становится «узнаваемой». Жесткий же свет — это уход от привычного восприятия модели, чего многие, в основном в частных заказах, не хотят.

Есть еще один аспект выбора между жестким и мягким светом. Его можно определить такой не совсем приятной фразой: “Жесткий свет красивых моделей делает красивее, некрасивых еще некрасивее” Увы, как это не печально и не жестоко, но это так. И работает в 95% случаев. Поэтому, если я делаю съемку модели, я скорее буду увлекаться схемами с жестким светом, если это частная съемка, или съемка девушки, “считающей, себя моделью”, у меня будут превалировать мягкие софтбоксы или что-то вроде того.

Итак, начинаем с одной из моих любимых световых схем с верхним фронтальным жестким светом. Это одна из самых красивых схем света, но как мы говорили, идет она далеко не всем, поэтому я и опишу немного свой взгляд на эту схему. Здесь модель смотрит в камеру, ее лицо повернуто на камеру, свет расположен сверху фронтально. Естественно какие-то отклонения от идеальной линии возможны, но когда боковая тень от носа станет выраженной и тем более достигнет тени на щеке мы будем говорить уже о боковом свете, и это уже совсем другая история.

Посмотрим на эту фотографию.

Мы видим как фронтальный свет красиво лег на лицо: прекрасно структурировал волосы, подчеркнул линию бровей, обозначил объем губ, даже немножко большая тень под носом не смущает в данном случае, потому что она не выделяется на фоне глаз и губ (ну, если не присматриваться Тень на шее, повторяющая линию подбородка, придала фотографии некоторую монументальность, а небольшая тень на фоне придаёт (или вернее сохраняет) объем рисунка. Фотография намеренно немного пересвечена, плечи уходят уже в 100% пересвет, это еще больше придает драматизма, монументальности фотографии. Модель смотрит уверенным взглядом и всё это создает образ уверенной в себе, красивой, сильной, доминирующей девушки. И здесь жесткий фронтальный свет отработал на 100%.

Вообще, вопрос о доминировании модели на фотографии — это отдельный, очень важный вопрос. Мне нравится термин “доминировать”. Я к этому стремлюсь каждую секунду. К тому, чтобы модель доминировала над всеми, чтобы не фотограф доминировал над моделью. Я имею ввиду в образах, а не в стиле общения на съемочной площадке. Как мне сказал один известный фотограф: “Мы их и снимаем то с полу, чтоб они доминировали над нами, а вовсе не за тем, чтобы ноги были длиннее, их мы удлиним в Фотошопе». В этой шутке есть громадная доля истины, и я думаю мы еще вернемся к этой теме.

Но, не смотря на всю кажущуюся простоту и распространенность, это — одна из самых сложных световых схем для фотографа. Когда ты начинаешь играть ракурсами, играть положением головы, таскать свет из стороны в сторону мы получаем в руки на порядок больше инструментов, а здесь только 2: высота рефлектора и наклон головы. Поэтому, здесь важно найти идеальный наклон головы модели и высоту рефлектора (иногда сантиметры оказывают решающее значение), именно это определяет, как ляжет свет на модель.

Попробуйте сразу сделать десяток фотографий, проведя дугу рефлектором от уровня камеры до почти вертикального положения над головой модели, затем еще десяток фотографий, поставив рефлектор где-то на 45 градусов над головой модели и попросим ее сначала наклонить голову вперед, посмотреть на вас исподлобья, а затем постепенно поднимать голову вверх до тех пор, пока она видит вас взглядом.

Да, 95% из того, что получится, будет полным ужасом, но вы получите не сравнимый ни с чем результат:

— Во-первых, вы получите сразу ответ, стоит ли продолжать с такой схемой света (иногда усилия бывают напрасны, и надо быстро переходить к другим схемам),
— Во-вторых, если стоит, то вы наверняка увидите там, просматривая снимок за снимком, несколько удачных решений, подсказок.

На всё должно уйти минуты 2-3, на просмотр минута. Я, конечно немного утрирую, я могу уже на первом снимке сказать себе — “всё, хватит, давай пробовать другой свет”. Но вы пробуйте, через нескольких таких простых упражнений вы начнете уже гораздо легче и главное быстрее понимать, и обозначать себе направления следующих шагов.

Вот, к примеры фотография, где мною было выбрано наклоненное вперед положение головы, взгляд исподлобья, для того чтобы сохранить светотеневой рисунок, я опустил лампу очень низко, рефлектор находится чуть выше камеры. Это пример того, когда просмотрев множество вариантов, я выбрал один из самых подходящих ракурсов и уже здесь работал со светом, подбирая необходимый угол.

Итак нашли положение, смотрим что тень от носа не достигает верхней губы, глаза не проваливаются в тёмные пятна, нет каких то неприятных теней. Смотрим на тень от волос, на скулы, на носогубные складки, на тень от подбородка. Если на некоторых фотографиях она (тень от подбородка) усиливает драматизм, монументальность фотографии, слившись с тенью на стене и превратившись в некий постамент, основание фотографии. В других случаях эта тень может превратится в черный ошейник, и надо очень внимательно смотреть на этот участок: тень на шее, положение плечей, их соотношение с тенями на стене, иногда именно решение этой задачи придает изящность фотографии, добавляет ей основание, опору, завершенность, и избавляет ее от бытовой банальности.

И если вы решили для себя, что такой свет идет модели, то все — пришло ваше время делать гениальные фотографии, набивать фотографии десятками, сотнями, прося модель немного двигаться, анализируя каждый шаг. Я считаю что такая манера съемки, когда ты набиваешь сотни кадров — это лучшее решение. Модель не должна ждать. Вспышка с шагом в 1 секунду завораживает ее, она расслабляется, она не видит вас, она ослеплена, она не слышит от вас дурацких команд типа: «Ну изобрази какую-нибудь эмоцию», она остается одна на один с камерой, она работает уже сама с собой, не видя вас, и ваши легкие подсказки “Подбородок чуть вверх, плечо влево» это уже советы сильно заинтересованного, но не вмешивающегося в процесс, не подавляющего ее человека. Это ее игра, и дайте ей в нее наиграться. Результат превзойдет все ожидания. Но я думаю, я немного отвлекся…

Часть 2 Часть 4

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...