Реставрация усыпальницы Морозовых. Усыпальница благотворителей морозовых обрела первозданный вид Усыпальница морозовых


На старообрядческом Рогожском кладбище, началась реставрация усыпальницы Морозовых.
Для начала, маленькая историческая справка:
Рогожское кладбище в Москве организовано в 1771 году с высочайшего дозволения императрицы Екатерины II, разрешившей старообрядцам иметь отдельное место для захоронения жертв свирепствовавшей моровой язвы (чумы).
Уже в 1823 г. вокруг кладбища организовалась староверческая слобода с церквами, часовнями, жилыми строениями, богодельнями, - число жителей составляло 990 человек.
К середине XIX в. Рогожское кладбище представляет из себя духовный и административный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Некрополь Рогожского кладбища сформировался уже во второй половине XIX в. На главной алее кладбища, отдельно за невысокой кованой оградой, расположены «Архиерейские могилы» - место захоронения высшего духовенства Старообрядческой Церкви. На противоположной стороне - фамильные захоронения Морозовых, Соловьевых. На могильных мраморных памятниках и надгробиях имена выдающихся деятелей промышленности, финансового капитала и благотворителей, купцов и меценатов «золотого века», виднейших старообрядческих деятелей: Шелапутиных, Рахмановых, Пуговкиных, Бутиковых, Кузнецовых, Рябушинских, Солдатенковых и многих представителей купеческих родов.
На сегодня, на обширных площадях некрополя, сохранилось не более 35-40 фамильных захоронений.
После революций 1917 г. кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.(Следует отметить, что в сороковые годы прошлого века множество памятников из итальянского мрамора и гранита экспроприировано на строительство и отделку строящегося тогда Московского метрополитена).
В настоящее время кладбище закрыто и осуществляются только родственные захоронения.

Склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых. Здесь погребены потомки Саввы Васильевича Морозова (1770-1860), в частности, его сын Тимофей, «потомственный почетный гражданин» Сергей Иванович Морозов. Под массивной сенью усыпальницы покоятся как основатели крупного рода, так и их потомки - наши современники. Одна из последних могил датирована 2003 годом.За могилами присматривают родственники.
(фото И.Нагайцева, 1986)

Крест на могиле Саввы Тимофеевича работы Н.А. Андреева (автора «сидячего» памятника Н.В.Гоголю). На памятнике надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».
(фото 1970г. из книги "Московские меценаты")

Надгробная часовня, Саввы Васильевича Морозова 1770 - 1860 гг. По проекту архитектора Ф. О. Шехтеля

Металлическая сень над надгробьями.
(фото И.Нагайцева, 1986)

До реставрации. 2014г.

19 июля 7523 года от сотворения Адама (2015-))), благодаря бдительности Михаила Дзюбенко, было замечено- что фамильный склеп, находится в раскуроченном виде... после шумихи в ФБ, о.Алексеем Лопатиным, была проведена встреча и сделаны фото работ.
Вот его комментарий:
"Вкратце по ситуации с реставрацией склепа Морозовых.
Мы сегодня встречались с представителем Мосгорнаследия и представителем организации непосредственно работающей на объекте.
Ведется именно реставрация, ведется по документации разработанной Мосгорнаследием. Как мне показалось, люди вполне компетентные и понимающие что и как делать. Те фрагменты от фундамента, которые мы видим у Михаила на фотографиях, не разбиты рабочими, а разобраны по тем кускам, которые образовались за прошедшее время. Они все пронумерованы и их вернут на место, добавив, из этого же материала, утраченные ранее фрагменты. Мрамор будет почищен, часовня обретет завершение, которое было по проекту Шехтеля.
Проведение работ было согласовано с митрополитом.
Ну и самое главное - Мосгорнаследие в ближайшее время проведет лекцию/слушание по всем работам в склепе Морозова и Соловьева. Будут приглашены все желающие. Это будет в доме причта, как только определится число и время я сообщу.
В общем, Михаил, огромная благодарность за бдительность, пока все в рамках реставрации.
Да, еще реставраторами обнаружена коробка с предполагаемым прахом Зиновии Зиминой, который будет предан земле и появится табличка."

Не серчайте что много фото, надо запечатлеть весь ход работ.

Биография и эпизоды жизни Саввы Морозова . Когда родился и умер Савва Морозов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты промышленника и мецената, фото и видео .

Годы жизни Саввы Морозова:

родился 15 февраля 1862, умер 26 мая 1905

Эпитафия

«Звезда упала искрометно:
Один прыжок, один стежок.
Как будто чиркнул спичкой кто-то,
Всего лишь чиркнул - не зажег…»
Из поэмы Аркадия Кошелева памяти Саввы Морозова

Биография

Некоторые историки утверждают, что если бы в царской России было бы с десяток таких промышленников, как Савва Морозов, то революция, вероятно, и не случилась бы, поскольку все беды рабочего класса могли бы быть решены мирным путем. За свою непродолжительную, но исторически значимую жизнь Савва Тимофеевич Морозов прославился в качестве талантливого предпринимателя, мецената и филантропа. Он был знаменит по всей России и за рубежом, водил дружбу с корифеями искусства и представителями революционной элиты, был счастлив в браке и всячески успешен в бизнесе, но ничто из этого не в силе было уберечь его от трагичного исхода судьбы.

В собственности семьи Морозовых были хлопковые поля, текстильные мануфактуры, горно-добывающие производства, недвижимость и т. д. Дела в семье шли прекрасно еще до рождения Саввы Тимофеевича, но именно ему удалось добиться невероятных результатов в качестве выпускаемой продукции. Вопреки жесткой политике своего отца младший Морозов пошел стезей социальных реформ. Он постарался сделать все возможное для того, чтобы рабочие были заинтересованы в результатах своего труда. Фабриканты Морозова участвовали в распределении прибыли и получали дополнительные пособия, пользовались лучшими казармами, больницами, школами и т. д. В общем, условия труда на фабриках Саввы Морозова отличались самым кардинальным образом, а рабочие, в свою очередь, благодарили Морозова хорошей работой и высокой производительностью.


Знаменит Морозов и своей благотворительной деятельностью. Так, некоторое время он буквально обеспечивал финансовую независимость театра МХАТ, выделял средства на издание книг, жертвовал на улучшение условий жизни в рабочих поселках. Более того, на благотворительные нужды по уставу Товарищества Никольской мануфактуры - фирмы, принадлежавшей Морозовым, - выделялось более 10 % общей прибыли. Однако в разгаре революционных событий забастовка на фабрике Саввы Тимофеевича все же состоялась. Меценат принял решение удовлетворить все условия рабочих, а также передать в их руки полное распоряжение делами на производстве. Правда, данное мероприятие не состоялось - помешала мать Саввы Морозова, перенявшая бразды правления на себя. Сам же Морозов, распереживавшись о последних событиях, занемог, и вскоре был отправлен на лечение в Канны с диагнозом тяжелого нервного расстройства.

26 мая 1905 г. днем в номере каннской гостиницы Савва Морозов был найден мертвым. Причиной смерти Морозова послужило огнестрельное ранение в грудь. Произошедшее было явно инсценировано как самоубийство, но исследователи по сей день утверждают, что доказательства тому противоречат. Впрочем, версия самоубийства была официально принята со стороны родственников Морозова, а также французской и российской полиции. Похороны Морозова состоялись через несколько дней на Рогожском кладбище. Великий меценат нашел последний приют в семейном склепе рядом с отцом и дедом.

Линия жизни

15 февраля 1862 г. Дата рождения Саввы Тимофеевича Морозова.
1881 г. Окончание гимназии.
1886 г. Назначение на должность директора Товарищества Никольской мануфактуры.
1887 г. Окончание физико-математического факультета Московского университета.
1989 г. Вхождение в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра.
1890 г. Создание нового химического завода во Всеволодо-Вильве.
1905 г. Учреждение Анонимного общества соединенных химических заводов «С. Т. Морозов, Крель и Оттман». Переизбрание Морозова на должность заместителя директора Никольской мануфактуры.
26 мая 1905 г. Дата смерти Саввы Морозова.
29 мая 1905 г. Дата похорон Морозова.

Памятные места

1. Село Зуево Московской губернии, где родился Савва Тимофеевич Морозов.
2. Большой Трехсвятительский переулок в Москве, где находился дом Морозова.
3. Дом Морозова на Спиридоновке, который промышленник построил для своей жены Зинаиды.
4. Московская гимназия, где учился Савва Морозов.
5. Московский императорский университет (ныне МГУ), где Морозов получил профильное образование химика.
6. Кембриджский университет в Великобритании, где Савва Тимофеевич продолжил изучение химии.
7. Поселок Всеволодо-Вильва в Пермском крае, где находилось имение Морозова.
8. Город Канны, где проходил лечение, а впоследствии и умер Савва Морозов.
9. Рогожское старообрядческое кладбище в Москве, где был похоронен Морозов.
10. Поселок Пионерский в Московской области, где установлен памятник Морозову.

Эпизоды жизни

Дед Саввы Морозова - Василий Морозов - был крепостным крестьянином. Однако ему удалось основать собственное дело и самостоятельно выкупить себя и свою семью из неволи. Это мероприятие обошлось Василию Морозову в 17 тыс. рублей, что по меркам того времени представляло собой колоссальную сумму. Для сравнения отметим, что обычный фабричный рабочий мог тогда зарабатывать не более 5 рублей в год.

Савва Тимофеевич Морозов определенно был одним из самых богатых и влиятельных людей своего времени. Так, в 1893 г. предприниматель выкупил старый дом на Спиридоновке и построил на его месте роскошный особняк. Здесь Морозов принимал званых гостей, устраивал небывалые по изяществу балы. В доме Морозова можно было встретить Шаляпина, Чехова, Станиславского и прочих выдающихся людей России и зарубежья. В настоящее время этот дом известен как особняк Зинаиды Морозовой и используется для приемов министерства иностранных дел России. Дом Морозова закрыт для посещения, но в определение время, например, в Дни музеев, визиты возможны.

Завет

«Легко в России богатеть, а жить трудно».

«Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и мое сознание».

Сюжет о смерти Саввы Морозова из цикла передач «Дело темное»

Соболезнования

«Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».
Александр Козлов, генерал-губернатор Москвы

«После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму…»
Максим Горький, писатель

«Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…»
Константин Станиславский, театральный режиссер

Рогожское кладбище возникло в результате эпидемии чумы, разразившейся в Москве в 1770-1772 гг. и унесшей множество жизней горожан. Борьба с чумой привела к закрытию кладбищ в городской черте. В число закрытых погостов попали старообрядческие кладбища за Тверскими воротами и у Донского монастыря. Взамен этих кладбищ было учреждено новое. Оно располагалось в трех верстах от Рогожской заставы, почему и стало именоваться также Рогожским. Место было выбрано не случайно: здесь находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Со временем Рогожское кладбище стало духовным центром старообрядчества Белокриницкого согласия. Три старообрядческих храма - , и - я показал в предыдущих постах, сегодняшний рассказ будет посвящен некрополю.

До революции на кладбище хоронили только старообрядцев: священослужителей, попечителей, почетных граждан, лиц, принимавших близкое участие в судьбе кладбища и простых староверов. Наиболее частой формой надгробий являлся саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита. На надгробии помещались надписи об имени и дате смерти человека, о возрасте, дне ангела и социальном статусе, на некоторых была информация о годах, проведенных в супружестве.

29 апреля 2017 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил воссозданный памятный обелиск, посвященный первым захоронениям старообрядцев во время эпидемии моровой чумы в Москве. Оригинальный обелиск располагался на кургане, представлявшем собой две братские могилы умерших от чумы. Он простоял до 1920-х гг. и был снесен большевиками.

Для воссоздания обелиска специалистами были тщательно изучены архивы кладбища и найдены старинные чертежи.

Новый обелиск, как и старый, выполнен из черного гранита и белого мрамора. На монументе размещена Адамова голова и четыре надписи. На восточной стороне сказано об основании кладбища, на западной стороне написаны строки из Книги Премудрости Соломона на славянском языке. В переводе на русский они звучат следующим образом: "А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную". На южной стороне помещено стихотворение о трагедии чумной эпидемии, на северной - также в стихотворной форме описание симптомов и течения этой болезни.

После революции кладбище перестало быть только старообрядческим. В 1930-40-е гг. здесь тайно хоронили жертв политических репрессий. Также на территории кладбища есть две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Во второй половине XIX-начале ХХ веков на Рогожском кладбище были похоронены представители известных старообрядческих купеческих родов: Кузнецовы, Мельниковы, Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенковы, Соловьевы, Шелапутины и другие. Многие из надгробных памятников в настоящее время не найти. В 1930-е гг. Рогожское кладбище стало одним из крупнейших "поставщиков" гранита на стройки социализма, в том числе московского метрополитена. Естественно, что гранит получали в результате сноса каменных саркофагов. Так, не сохранилось захоронение Павла Михайловича и Александры Степановны Рябушинских. Павел Михайлович Рябушинский был русским предпринимателем и благотворителем,сыном основателя династии Рябушинских Михаила Яковлевича. В 1884 году Павел Михайлович стал потомственным почетным гражданином.

Утраченными оказались захоронения предпринимателя и мецената-благотворителя Козьмы Терентьевича Солдатенкова, "фарфорового короля" Матвея Сидоровича Кузнецова и многих других старообрядцев. 29 апреля 2017 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил поклонный крест в память похороненных на Рогожском кладбище старообрядцев, чьи надгробные памятники не сохранились.

Особый участок Рогожского кладбища - архиерейские могилы, место, почитаемое у старообрядцев. Захоронение старообрядческого духовенства представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов числом около 40 и несколько черных саркофагов. Под четыремя саркофагами покоятся архиепископы Антоний (ум. в 1881), Савватий (1825-1898), Аркадий (1809-1899), Конон (1797-1884). Двое последних были арестованы в 1850-х гг. и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие Церковью в советское время епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952), Иосиф (1886-1970). Белый саркофаг установлен на могиле митрополита Алимпия (1929-2003).

Напротив архиерейских могил, на другой стороне центральной аллеи, находится фамильное захоронение фарфорозаводчика и благотворителя Матвея Сидоровича Кузнецова. Усыпальница семьи не сохранилась. Южнее расположено фамильное захоронение Макара Васильевича Соловьева, московского купца 1-й гильдии.

Рядом под железной сенью находятся могилы знаменитой старообрядческой семьи Морозовых.

Проект железной сени был выполнен известным архитектором Ф. О. Шехтелем.

Такого типа сооружения раньше иногда называли каплицами или капличками. Под этим монументом лежит камень, на котором написано: "Могилы рода мануфактур-советника Викула Елисеевича Морозова". Перед смертью Викул Елисеевич (1829-1894) завещал сыновьям 400 тыс. рублей на строительство детской больницы.
Больницу сыновья построили в Замоскворечье в 1903 году. В советские годы многие больницы, основанные купцами и фабрикантами, были переименованы. Но детская больница, основанная Викулом Елисеевичем и его сыновьями, неизменно называлась Морозовской. Увы, и капличка на родовом участке "Викуловичей", похоже, доживает свой век: снизу, у земли, облицовка разрушилась, осыпалась, и обнажилась кирпичная основа, тоже осыпающаяся...

Автором сооружения фамильной усыпальницы Морозовых (1898 г.) на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве был замечательный зодчий Федор Осипович Шехтель – центральная фигура в русской архитектуре эпохи модерна конца XIX –начала XX вв.
Усыпальница Морозовых, проект которой находится в архивных фондах Музея архитектуры им. А.В. Щусева, являет собой образец неоромантического направления модерна.

В эти годы зодчий только начинал свои первые шаги в поисках нового стиля. Среди старых могил Преображенского кладбища выделяется высокая часовня темно-серого гранита с беломраморной облицовкой в форме креста (работы фирмы «Густав Лист»). Формы ее довольно необычны, они словно стекают, оплывают, образуя прихотливые завитки-волюты и соцветия аканта, украсившие постамент. Свобода и фантазия, столь характерные творческому почерку Шехтеля, проявились и в линии, образующей объем надгробия, и в рисунке декоративного убранства.

Тишина за Рогожской заставою

Рогожское кладбище

Московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никониан», практически сразу вслед за никоновскими реформами. Но в 1771 году, когда во время эпидемии чумы было запрещено хоронить внутри Камер-Коллежского вала, старообрядцам были отведены земли для новых кладбищ - за Рогожской заставой и за Преображенским валом.

Место за Рогожской заставой было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка, и даже вполне вероятно, что там уже имелось небольшое сельское кладбище.

Состоятельные московские люди, из тех, что держались старой веры, постоянно делали пожертвования Рогожской общине или устраивали здесь на свой счет разные, как теперь они называются, учреждения собеса. В результате при кладбище вырос целый городок. Кроме храмов, здесь были «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни. Всех призреваемых - старых и малых - при кладбище доходило в XIX веке до тысячи человек!

В большинстве источников, и современных и прежних, понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к старообрядческой общине. И часто о некрополе там не говорится или ничего, или очень скупо. Между тем Рогожский некрополь один из самых своеобразных в Москве. Ни с каким другим кладбищем его спутать невозможно.

До революции здесь хоронили только раскольников. Но и после революции, когда погребение перестало иметь характер религиозного обряда, а крест на могиле являлся чуть ли не вызовом системе, на Рогожском все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и теперь очень много, и они придают кладбищу характерный строгий вид. Хотя хоронят тут теперь далеко не одних только старообрядцев.

Наибольшей славы Рогожское кладбище достигло во второй половине XIX - начале XX века, когда здесь были похоронены самые известные российские промышленники, фабриканты, купцы: Шелапутины, Рахмановы, Солдатенковы, Пуговкины, Кузнецовы, Рябушинские, Морозовы, Капырины, Рязановы, Трындины и другие. Но немногие из этих захоронений можно теперь найти на кладбище. Дело в том, что в советское время у «капиталистов-эксплуататоров», наряду с прочим, часто экспроприировались и надгробия с могил. И в первые пятилетки Рогожское кладбище являлось крупнейшим в Москве месторождением и поставщиком гранита на стройки социализма, в частности, для метро.

О том, какие залежи ценного камня были на Рогожском кладбище прежде, можно судить по немногим сохранившимся купеческим захоронениям. То есть, немногим по сравнению с тем, что было до революции. Но если Рогожское сравнивать с другими московскими кладбищами, то здесь и до сих пор купеческих могил больше, чем где-либо.

В конце главной дорожки стоит колоссальный черный крест на не менее впечатляющей плите розового гранита, под которой похоронен московский купец Федор Васильевич Татарников. Говорят, раньше таких крестов на кладбище было несколько. Теперь остался один. На память.

По пути к этому кресту-великану на аллее есть еще несколько примечательных захоронений. И, прежде всего, грандиозная, до половины деревьев ростом, кованая часовня - склеп рода Морозовых. Там похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770–1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 1995 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Каннах, - то ли он покончил собой, то ли кто-то от него решительно избавился? На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы H.A. Андреева, автора «сидячего» Гоголя, - беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861–1905.

Рядом с морозовским склепом стоит такая же, немного поскромнее разве, кованая часовня купеческого рода Соловьевых. Здесь же неподалеку похоронены купцы Пуговкины. Это захоронение, пожалуй, самое типичное для купеческого Рогожского кладбища - ряд черных высоких саркофагов за добротной металлической оградой. Причем, саркофаги эти абсолютно не тронуты временем. Все, как новенькие.

Но большинство известных фамилий, увы, исчезло. Не найти теперь на Рогожском кладбище богатейших в России промышленников Рябушинских, нет больше могил фабрикантов и торговцев мануфактурными изделиями Солдатенковых, не осталось и следа от захоронений фарфорозаводчиков Кузнецовых. Совсем недавно принято решение на том месте, где был похоронен «фарфоровый король» Матвей Сидорович Кузнецов, установить памятную стелу.

Хорошо было бы по примеру Кузнецова отметить как-то и место захоронения Козьмы Терентьевича Солдатенкова (1818–1901). Владея одним из крупнейших в России состоянием, он столько средств вложил в благотворительность, что трудно даже перечислить все больницы, богадельни, дома призрения, училища, которые он финансировал или которые были учреждены целиком на его счет. Некоторые из солдатенковских учреждений, таких, как, например, больница им. С. П. Боткина, действуют до сих пор. В 1922 году в этой больнице лечился В. И. Ленин. Вождю мирового пролетариата сделали там операцию, - извлекли пулю, которую он носил в себе с покушения 1918 года. Но даже это обстоятельство не помешало ленинцам, спустя несколько лет уничтожить могилу знаменитого мецената и благотворителя.

Но, может быть, в еще большей мере К. Т. Солдатенков прославился своей издательской деятельностью. Для писателей второй половины XIX века он был таким же другом и покровителем, каким для художников позже стал Савва Мамонтов. К. Т. Солдатенков издавал сочинения Д. В. Григоровича, A.B. Кольцова, С. Я. Надсона, H.A. Некрасова, H.A. Полевого, Я. П. Полонского, И. С. Тургенева, A.A. Фета, Т. Н. Грановского, И. Е. Забелина, В. О. Ключевского, многих других. Он был дружен с И. С. Аксаковым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым. Некоторым писателям он просто безвозмездно помогал. Известного поэта И. З. Сурикова он даже похоронил на свой счет. Сколько бы русская литература недосчиталась замечательных произведений, если бы не радетельное участие К. Т. Солдатенкова!

И. С. Шмелев в статье «Душа Москвы» так говорил о знаменитом меценате: «К. Т. Солдатенков, «друг литераторов», - между ними, если не ошибаюсь, Герцена и Белинского, - положил начало изданиям «тяжелым», недоступным предпринимательству в то время. Без его щедрой жертвы русское образованное общество не скоро бы получило многие капитальные труды европейской ученой мысли: Адама Смита, Рикардо, Дж. Ст. Милля, Дарвина, Бокля, Спенсера… не говоря уже о томах Всемирной Истории. Пишущий не совсем грамотно, - приглашал друзей «на обед», - Солдатенков вошел в историю русской грамотности».

А вот так Шмелев отзывался в целом о русском купечестве: «Нет, не только «темное царство», как с легкого слова критика повелось у нас называть русского купца XIX века - излюбленного героя комедии А. Н. Островского в России - в Москве особенно, - жило и делало государственное и вообще великое жизненное дело воистину именитое купечество - «светлое царство» русское. Не о промышленности и торговле речь: российское купечество оставило добрую память о себе и в духовном строительстве России. Ведь труд и жертва на поприще человеколюбия - помощь сиротам и обездоленным, больным и старым, пасынкам беспризорной жизни, - дело высокой духовной ценности, и его широта и сила показала ярко, на какой высоте стояло душевное российское просвещение. Корни его глубоки: вспомните трогательный обзор Ключевского - «Добрые люди древней Руси». Великое древо жизни росло и крепло».

Странное, казалось бы, дело: большинство русских дореволюционных предпринимателей были старообрядцами. Конечно, и среди православных можно назвать известные имена - Третьяковы, Алексеевы, Голофтеевы, Смирновы, но все-таки их наберется меньше и, главное, их капиталы были не столь велики, как у купцов-старообрядцев. Кстати, о численности тех и других можно судить хотя бы по такой примете: на Рогожском и Преображенском кладбищах купеческих захоронений приблизительно столько же, сколько на всех прочих московских православных вместе взятых.

Скорее всего, преобладание купцов-старообрядцев в российской промышленности и торговле можно объяснить их редкостной корпоративной солидарностью. Будучи в обществе маргинальной группой, они старались не пускать в занятую ими нишу людей не своей веры. И в то же время очень «по-свойски» обходились с единоверцами. Помогали при необходимости, выручали. А уж дать единоверцу деньги в рост, поставить его на счетчик, как теперь делается новыми нашими предпринимателями, для старообрядцев было совершенно немыслимо. Вообще к такому способу наживы в старину было отношение весьма презрительное. Вот как писал об этом один из Рябушинских - Владимир Павлович - в своих воспоминаниях: «На вершине уважения стоял промышленник, фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который отдавал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик!» Вот такой в старину был русский бизнес. Теперь у нас все прямо наоборот. Теперь у нас процентщики (их называют по-новому красиво и непонятно - олигархи), теперь они на вершине уважения. За ними идут «челноки». А промышленников, фабрикантов у нас нет вовсе. В России ничего больше производить не надо. А раз теперь все прямо наоборот, значит это не русский бизнес. Это модель какого-то другого, совершенно чуждого нам по укладу народа.

Интересно также заметить, что религиозная обособленность промышленников-старообрядцев нисколько не отрывала их от общероссийских интересов. То есть они жили не интересами только своей корпорации, хотя и этим тоже, но, прежде всего они чувствовали себя коренным народом, ответственным за отечество и любящим отечество. Когда К. Т. Солдатенков завещал построить огромную больницу на Ходынке, он же не полагал, что лечиться там будут одни старообрядцы. Он делал это для всех москвичей без различия их верований. Когда С. Т. Морозов передал «никонианину» и к тому же родственнику своих конкурентов К. С. Алексееву для его Художественного театра весьма приличные средства, конечно, он не изменял при этом своей конфессии, своему кругу. Кому бы пришло в голову именно так оценивать его меценатство?! Он вложил состояние в культуру России. Савва Тимофеевич четко понимал: вера вторична, нация - первична! Все, что хорошо для России, одинаково хорошо и для старообрядцев, и для «никониан».

Может быть, дилетантская эпитафия на одном из саркофагов Рогожского кладбища, сочиненная женой умершему мужу, в какой-то степени откроет натуру типичного купца-старообрядца, покажет его человеческую сущность. Меценатство и благотворительность это все, конечно, прекрасно. Но ведь это могут быть и показные, небескорыстные жесты. А что же он за человек этот купец? Каков в душе, в тех обстоятельствах, где нет ему корысти казаться лучше, чем он есть на самом деле? На камне написано: Иларион Григорьевич Яковлев. Ск. 27 сентября 1901 г. в 5 часов утра. Жития его было 44 года. День Ангела 28 марта. Имя никому не известное. И, скорее всего, купец был среднего достатка. Но вот что написала о нем жена. Написано это в горе, а значит, откровенно и без прикрас:

Вот она твоя могила,

Незабвенный мой супруг.

Все, чем сердце дорожило,

Все с тобой угасло вдруг.

Детей оставил сиротами,

Которых нежно так любил.

О счастье их мечтая,

Ты в заботах вечно жил.

С юных лет ты сам трудился,

Усердно бедным помогал,

Трудом своим не тяготился

И Божий храм не оставлял.

Есть в надписях на купеческих могилах Рогожского кладбища одна замечательная особенность: там повсюду отсутствует дата рождения покойного. Лишь время смерти - иногда с точностью до часа! - и число прожитых лет. Но на каждом камне, без исключения, указан день его Ангела. И вот почему. До революции в России не только не было принято праздновать день рождения, но многие люди его даже не знали. Считалось, что человек рождается в день крещения. А до этого он как бы и не живет. И только сделавшись христианином и получив небесного покровителя, человек начинает жить. Понятное дело, в годы революции, в богоборческую эпоху, такой порядок не мог существовать. Вот тогда и пришла традиция отмечать день рождения. А день Ангела вообще был забыт. И лишь в самое последнее время традиция именин возрождается. Что не исключает, впрочем, и празднование дня рождения. Многие теперь отмечают и то и другое.

На центральной дорожке находится и самый поразительный участок Рогожского кладбища - место захоронения старообрядческого духовенства. Это старинная крепкая ограда на высоком гранитном цоколе площадью двадцать на пятнадцать шагов. Сам участок несколько приподнят над уровнем земли кладбища. Белые кресты там стоят стеной и их видно издалека. Перед крестами два ряда черных блестящих саркофагов, на которых золотым полууставом что-то написано о погребенных под ними. Разобрать, что именно, почти невозможно: вязь - это вообще больше украшение, чем надпись, к тому же все цифры на камнях кириллические. Ясно только, что там покоятся архиереи.

И. А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник», между прочим, описывает похороны иерарха на Рогожском кладбище. Его героиня рассказывает: «Допетровская Русь! Хоронили архиепископа. И вот представьте себе: гроб - дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью - красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями… да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, - то один хор, то другой, - и все в унисон и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег…»

Работники кладбища рассказывают, что теперь старообрядческие похороны ничем не отличаются от обычных. Но, во всяком случае, здесь, в ограде, где захоронено рогожское духовенство, все осталось, как во времена Бунина - та же красота и ужас.

Сейчас чуть ли не на каждом кладбище в Москве есть могила, которая имеет для верующих сакральное значение. Есть такая могила и на Рогожском кладбище. Неподалеку от ворот похоронена монахиня Севостьяна, в миру - Ольга Иосифовна Лещева. О ней рассказывают такую историю. Она когда-то была регентом, здесь же в Рогожской слободе, в Никольском храме - единственном православном рогожском храме. Однажды - это было еще в революцию - во время молебна в храм явились комиссары и арестовали батюшку. Вероятно, оставшимся можно было после этого и разойтись, но матушка Севостьяна, продолжила молебен, а те места, которые должен был озвучивать иерей, она вдруг стала петь густым мужским голосом. И таким образом молебен продолжился без священника. Сейчас на ее могилу приходят многие паломники. И говорят, было уже столько случаев, когда матушка по молитвам верующих помогала им, что всех свидетельств хватило бы на добрую книгу. Нищие, что сидят у ворот, всегда проводят к ее могилке.

В советское время никаких особенно выдающихся людей здесь не хоронили. Есть на кладбище несколько Героев Советского Союза, несколько профессоров, генералов, но их имена известны, судя по всему, немногим. Вся слава Рогожского кладбища осталась в далеком прошлом.

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Великая тишина? В московских летописях писали: «И была тишина великая на 40 лет». «Тишина» состояла в том, что с 1328 по 1366 год на московское княжество не нападали монголы.Но в эти же годы московские войска вместе с монголами вторгались в Новгородскую землю в 1333 году,

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Тенор из рогожской слободы. Певец Павел Иванович Богатырев (1849–1908) Более тысячи лет назад византийские историки называли славян «песнелюбивыми». Под песню рубили избу, пеленали ребенка, справляли свадьбу, хоронили.«Во все продолжение путешествия нашего по России я не

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и насилия

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе) Все проезжающие по внешней стороне высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к пересечению с шоссе Энтузиастов видят взметнувшуюся ввысь ослепительно белую колокольню. Это

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

«Матросская Тишина» Первая тюрьма, как первая любовь – волнует, пугает и никогда не забывается.Я сидел в крошечном заднем отсеке милицейского газика и через решетку в окне видел уходящую из-под колес дорогу. «Да и черт бы с ним, с уголовно-процессуальным кодексом, –

«ТИШИНА ВЕЛИКА» ДЛЯ МОСКВЫ Княжение Ивана Калиты отличалось одной особенностью, драгоценной для москвичей. «Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси, – пишет летописец,- и была оттоле тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

За Рогожской заставой Русские люди говорят: «Свято место пусто не бывает». Потому на намоленном месте, где была разрушенная церковь, возводят новую. В доме упраздненной старой аптеки через годы вновь открывают тоже аптеку. Вот и с воксалом в Рогожской произошло что-то

Из книги Убийства в Доме Романовых и загадки Дома Романовых автора Тюрин Владимир Александрович

Дальше - тишина… Вступление С незапамятных времен для значительной части человечества власть являлась самым вожделенным, самым ценным подарком фортуны. За неё боролись всеми правдами и неправдами, убивали, травили, гноили в тюрьмах, ею бесстыдно пользовались, забывая о

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая» Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством Руси. Он придерживался четырех неписаных правил: жить в мире с Ордой; контролировать «выход»; «собирать земли»; дружить с Церковью.Искусно обращая

Из книги Удары судьбы. Воспоминания солдата и маршала автора Язов Дмитрий Тимофеевич

Матросская Тишина Утром получил весточку от друзей, которая долго не отпускала сердце: вчера нелюди на подступах к Рижскому вокзалу избивали писателей, светочей российской словесности, чьи имена золотыми буквами рассыпаны по букварям и учебникам литературы. Как же

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

«Тишина за Рогожской заставою…» Рогожское кладбище Московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никониан», практически сразу вслед за никоновскими реформами. Но в 1771 году, когда во время эпидемии чумы было запрещено

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и

Из книги Русский Париж автора Бурлак Вадим Никласович

«Недолгая мирная тишина» Мир - это промежуток между двумя войнами. Жан Жироду К революциям ведут не созидательные творческие процессы, а процессы гнилостные и разрушительные. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...