Где находится храм святой софии в византии. Из исторических источников


Выдающийся памятник архитектуры – Софийский собор Константинополя , является самым известным произведением византийского зодчества. Построенный в VI веке, в период наивысшего расцвета Византийской империи, этот великолепный храм на многие столетия определил направление архитектурного развития в странах Европы и Средиземноморья. Множество путешественников и паломников со всего мира стремились посетить Константинополь, чтобы своими глазами увидеть чудо — древний и прекрасный собор Святой Софии.

Исторические сведения

Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». В христианстве принято отождествление Христа с Софией в смысле знания и разума, то есть представление Иисуса как образа Божественной Премудрости. Поэтому Софийскими были названы многие христианские церкви, в частности первые православные храмы Руси в Киеве и Новгороде также были посвящены Премудрости Божией. Но главным, самым древним и крупным Софийским храмом, является, конечно, София Константинопольская. Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. Этот выдающийся римский император, будучи мистически одаренным человеком, всячески покровительствовал христианству, сделав его государственной религией. А в 336 г. Константин построил в своей столице огромную — по тем временам — христианскую церковь, посвятив ее святой Софии. Данный храм, немного расширенный при сыне Константина Великого, императоре Констанции, сгорел в 404 г. во время народного восстания. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто», император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.

В 527 г. на императорский трон взошел новый византийский император Юстиниан I, в период правления которого Византия достигла своего наибольшего могущества, военным путем значительно расширив свою территорию. Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности, и за счет увеличения налогов с населения. Тяжкое налоговое бремя вызывало народные волнения и многочисленные восстания, потрясавшие Империю. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Подавив восстание, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире.

По замыслу императора, этот собор должен был стать украшением Константинополя и зримым символом величия Византии. Возведение новой Софии Юстиниан поручил лучшим зодчим того времени – Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, под руководство которых было созвано 10000 работников. Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. По специальному императорскому циркуляру в Константинополь, помимо лучшего строительного материала, свозились и архитектурные элементы античных языческих построек. Так, из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений в отделке Софии использовалось огромное количество золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости. Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно, ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил.

Византийский историк Прокопий Кессарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его …». Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Софийский храм более 900 лет был кафедральным собором столицы, главной церковью не только Византии, но и всего православного мира. Много раз повреждалась София из-за пожаров и землетрясений, но всякий раз византийцы восстанавливали ее заново. Огромный урон нанесли храму крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г. Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы. Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г., когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Ослабленная к тому времени и материально, и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. Силы были явно неравны, 29 мая 1453 г. император пал в бою, и турецкие воины ворвались в Константинополь.

Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне, и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Почти сразу крест на куполе Софии заменили полумесяцем, позже к храму пристроили 4 минарета, а мозаики и фрески внутри собора практически все были замазаны штукатуркой. На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды. Лишь в 1935 г. по декрету президента Турции Ататюрка София стала музеем, и приглашенные реставраторы постепенно освободили ее великолепные мозаики и фрески от скрывавших их слоев штукатурки. До сих пор храм используется как музейный комплекс, хотя множество людей и даже международных движений добиваются превращения его в христианский собор Святой Софии.

Интересные факты и события, связанные с храмом

Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Император Юстиниан I не жалел никаких сил и средств на возведение этого собора, ставшего символом величия Империи. Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс. фунтов (около 130 т.) золота. По преданию, в декабре 537 г., когда постройка была завершена, Юстиниан первым вошел в собор и, воздев руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон!» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).

Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: «… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой … и служба их лучше, чем во всех других странах». Вероятно, это мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе со своим крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.

16 июля 1054 г. во время богослужения в Софийском храме в его алтаре легат римского папы кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. В истории христианства именно эту дату принято считать временем окончательного разделения христианских церквей на римскую католическую и византийскую православную церкви.

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Фотогалерея :

Из многочисленных пожалуй, самой популярной и наиболее посещаемой является Собор (Стамбул). Местные жители называют его Айя София. Они с гордостью демонстрируют это грандиозное сооружение всем гостям, посещающим страну. И это не случайно. Собор в Стамбуле, фото которого красуется во всех рекламных буклетах турагентств, - великолепное строение с богатой историей, оригинальной архитектурой и самобытным оформлением внутренних помещений.

Это культовое сооружение стало свидетелем многочисленных исторических событий древнейшего Константинополя (нынешнего Стамбула), его история насыщена различными, нередко трагическими событиями - землетрясениями и разрушениями, пожарами и войнами. Тем не менее Собор выстоял и сегодня радует своим величием не только местных жителей, но и многочисленных гостей города.

Собор Святой Софии в Стамбуле: история создания

Многим покажется странным, что более 1000 лет это сооружение являлось крупнейшим храмом в православном мире. Первое строение на месте нынешнего Собора появилось в 360 году, в годы правления Константина. Сравнительно небольшая базилика была покрыта деревянной кровлей и имела соответствующую форму.

В 404 году, во время общественных беспорядков сооружение было сожжено. Феодосий II приказал его реконструировать в 415 году. Новая базилика имела пять нефов и тоже имела деревянную крышу. В 532 году, после народных волнений (восстания Ника), во времена правления императора Юстиниана было уничтожено и это здание.

О том, кто строил предыдущие храмы, не сохранилось достоверных данных. А вот имена создателей нынешней постройки хорошо известны. Это Анземиос и Исидорос. Собор Святой Софии в был возведен благодаря тому же Юстиниану. Архитектура нового сооружения существенно отличалась от ранее существовавших базилик.

Первый храм

Соборный храм заложили в 532 году, а уже спустя пять лет (в 537 г.) под его сводами прошло первое богослужение. Позднее Айя София стала постоянным местом коронования императоров Римской империи. В июле 1054 года в стенах этого храма представитель Льва IX (папы римского) - кардинал Гумберт и патриарх Михаил Кируларий отлучили друг друга от церкви (предали анафеме). Это событие стало причиной на католиков и православных.

Возведение мечети

В период между 1204 и 1261 годами Стамбул оккупировали крестоносцы. В это время и сам город, и церковь были серьезно повреждены. Завоевав в Константинополь, султан Мехмед начал устанавливать мусульманские порядки. Здание Собора хорошо укрепили, были установлены дополнительные столбы опор. Таким образом, появилась на этой земле мечеть Айя София. В годы правления султана Мехмеда было построено медресе - мусульманское учебное заведение, которое просуществовало до XVII века.

Создание музея

В XIX веке (1847-1849 гг.) в Соборе проводилась очередная реконструкция. Братья Фоссати, которые на то время были архитекторами, убрали отсек, где когда-то молились императоры. Он был расположен в северной части храма в небольшой нише, а слева пристроили михраб. В 1935 году Собор Святой Софии (Стамбул) был объявлен домом-музеем Мустафы Ататюрка.

С 2006 года, после многочисленных обращений верующих к правительству страны, в храме было разрешено проведение мусульманских обрядов. Церковные историки утверждают, что именно Собор Святой Софии в Стамбуле стал местом, где послы русского князя Владимира познакомились с идеей православной религии. Потрясённые красотой проводимой здесь службы, они посоветовали князю обратить в христианскую веру Святую Русь.

Как выглядит собор Святой Софии в Стамбуле?

Великолепный храм имеет форму продолговатого четырёхугольника. Он образует три нефа: один (средний) - широкий, два боковых - более узких. Базилика имеет четырехугольное средокрестие, которое венчает купол. Огромная купольная система храма является шедевром культовой архитектуры своего времени.

По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня. Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м). Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли. Купол составляют радиальные арки. В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон. Благодаря этому создается ощущение огромного светового пояса, расположенного в нижней части купола.

Даже по меркам современных строителей здание имеет весьма внушительные размеры -75х68 метров. Большинство архитектурных и технических решений, которые впервые были применены, когда строился Собор Святой Софии (Стамбул), в дальнейшем использовались в культовой архитектуре по всему миру.

Внутреннее убранство

Собор Святой Софии (Стамбул), краткое описание которого туристы могут найти в рекламных проспектах турагентств или в путеводителе по городу, особенно впечатляет своими огромными размерами при входе внутрь.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких веков. Она всегда отличалась роскошью. Стены Собора полностью покрывали мозаики (как орнаменты, так и сюжетные композиции). Используемые при строительстве различные цвета мрамора, делают первые два этажа темно-серыми, практически черными. Ближе к куполу (в верхних ярусах) стены словно отливают золотом.

Главная особенность этого удивительного сооружения заключается в гармоничном сочетании мусульманской и православной религий. На четырех больших медальонах арабской вязью нанесены имена пророка Мухаммеда, Аллаха и первых халифов. Между медальонами находится православная фреска с ликом Богородицы.

Огромное впечатление на всех туристов производит посещение второго этажа храма. Отсюда Собор Святой Софии (Стамбул) выглядит еще более величественным. Здесь можно полюбоваться красотой этого древнейшего строения. На втором этаже можно увидеть знаменитые мраморные ворота. В свое время именно они отделяли основное помещение Собора от императорских комнат.

Мозаики

Ценнейшим элементом внутреннего оформления храма являются древние мозаики. Специалисты условно делят их на три исторических периода:

  • IX век (начало);
  • IX-X века;
  • конец X века.

В 1935 году начались реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик. Историки особенно ценят изображение Божьей Матери (мозаичное), которое расположено на апсиде. Оно выполнена на золотом фоне. Одежды Богоматери темно-синего цвета. Это великолепное сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Удивительно хорошо сохранился апсид и алтарь, рядом с которыми можно видеть ложу султана. Во время богослужений здесь присутствовал правитель вместе с приближенными и сыновьями. Напротив была оборудована ложа для женщин из семейства султана. Важным элементом внутреннего убранства следует назвать огромные настенные панно, которые исполнены в классических для османской каллиграфии традициях.

К сожалению, на сегодняшний день мозаик сохранилось не очень много. На одной из них изображена Дева Мария с императором Иоанном II. В свое время этот правитель выделил огромные средства на строительство этого храма.

На что обратить внимание?

Место традиционной коронации императоров Византии - омфалион. Оно представляет собой мраморные окружности, расположенные на полу собора.

Плачущая колонна покрыта медью. В ней на небольшой высоте (на уровне роста человека) находится маленькое отверстие. Как гласит древняя легенда, если в отверстие вложить палец и загадать в этот момент желание, то оно сбудется непременно.

«Холодное окно» - еще одна достопримечательность древнего храма. Любопытно, что в самый жаркий день из этого окна дует прохладный, освежающий ветерок.

Среди мечети Айя-София следует отметить прекрасно сохранившийся михраб и алтарь в одной из апсид храма. Кроме того, к ним относится резной мраморный минбар, который был создан в XVI веке во времена правления султана Мурада III.

Туристов, наверняка заинтересует и отдельная ложа для муэдзина. Она обращена к Мекке - гробнице османских султанов. Большой интерес вызывает осмотр здания начальной школы, библиотеки, фонтана и центра для бедняков, которые построил султан Махмуд I в XVII веке.

Время работы

Если вы собираетесь поехать в Турцию, рекомендуем вам обязательно посетить Собор Святой Софии (Стамбул). Адрес этого удивительного памятника истории и архитектуры: Aya Sofya Sq., Sultanahmet, Istanbul, Turkey. Уверены, что вы останетесь довольны посещением этого великолепного сооружения.

Необходимо отметить, что своих посетителей ежедневно ждет Собор Святой Софии (Стамбул). Время работы немного меняется в зависимости от сезона. Летом (с 15.04 по 01.10) музей работает с 9.00 до 19.00, а зимой - с 9.00 до 17.00. Продажа билетов заканчивается летом в 18.00, зимой - в 16.00.

Стоимость посещения музея составляет тридцать турецких лир, а для юных посетителей (младше двенадцати лет) вход совершенно бесплатный. Курс лиры вы сможете уточнить в турагентстве непосредственно перед поездкой. Все, кто хочет посетить Собор Софии в Стамбуле, должны знать, что во время священного для всех мусульман месяца Рамадан храм не работает.

Как добраться?

Если вы собираетесь посетить музей самостоятельно (не в составе экскурсионной группы), то вам следует знать, как к нему добраться. Сделать это довольно просто, воспользовавшись городским транспортом. Вам понадобится автобус (маршрут Т4) либо скоростной трамвай (TR1). Остановка, которая вам нужна, называется «Султанахмет».

Желающие могут воспользоваться метро (Havalimani-Aksaray) от аэропорта Ататюрка до станции Zeytinburnu. Затем нужно пересесть в трамвай TR1, который и довезет вас до места. Если вы будете проживать в районе Сисли, то вам можно проехать на метро до станции Taksim.

Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества — является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры.

Строители Константинопольской Софии — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами, очень развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний своей эпохи. Оба они имели очень широкий как архитектурный, так и общий кругозор. Это позволяло им свободно выбирать в прошлом то, что могло пригодиться при сооружении величайшего здания современности.

Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи. Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси).

Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является приём, при помощи которого они связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол Пантеона. Этот приём относится к наиболее смелым и удачным идеям в архитектуре прошлого. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Оно привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Этим была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.

Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед собой как бы продолжение анфилад дворцовых залов. Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в каждом подразделении стены. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер. На противоположной стороне нефа этому соответствуют колоннады, открывающиеся в средний неф.


Старый вид примерно - Реконструкция ипподрома Константинополь, за ним церковь Святой Софии. (From Helen and Richard Leacroft, The Buildings of Byzantium, Brockhampton Press 1977) https://www.the-romans.co.uk/fall.htm

Современное состояние

Внутри

Ещё: Комплекс храмов в Дейр Эль-Бахри

Дейр эль-Бахри — археологическая зона в окрестностях Луксора (древние Фивы), первые важные находки в которой были сделаны Гастоном Масперо в 1881 г. Последующими исследованиями были открыты три поминальных храма, принадлежащие фараонам Ментухотепу II (XXI в. до н. э., обнесён колоннадой и увенчан пирамидой), Хатшепсут (XV в. до н. э., на трёх террасах с гипостилем) и Тутмосу III (XV в. до н. э.) Вместе с другими памятниками Фив охраняется как памятник Всемирного наследия.


    Воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть помещений врублена в скалу (полускальный). Перед фасадом был расположен огромный парадный двор. Гипостильный зал огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы вели пологие подъемы — пандусы.


    Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий). Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами со сценами войн и царской охоты. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Под полом открытого двора с колоннадой были устроены 6 гробниц женщин семьи Ментухотепа I, а их заупокойные молельни были в западной части колонного зала. За основной частью храма находились вырубленные в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. Поминальный храм в скале.


    В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижнийхрамик, или пропилеи. От него к заупокойному храму вела мощеная дорога, длиной в 1200 м, огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее на ровном расстоянии друг от друга были установлены каменные раскрашенные статуи царя. Перед фасадом по оси со всеми помещениями - парадный двор.


    сад во дворе, 2 больших водоема на крыше нижней террасы; пирамида- символ наверху


* * * * *
Ещё: Форум Траяна, Пирамида фараона Джосера, Архитектура Сен - Шапель в Париже, План и разрезы церкви Софии Константинопольской, Комплекс храмов в Дейр - Эль - Бахри, Архитектура Греции периода поздней классики и т.д.
http://www.studfiles.ru/preview/2629650/

Проверьте свои знания - то, что знают простые студенты-архитекторы

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 60 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi) в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».

Сегодня официальным названием памятника является «Музей Айя-Софья».

Собор Святой Софии — это памятник архитектуры, который включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а в настоящее время он является музеем.

Собор Святой Софии

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

Чего стоила одна задумка строительства — храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Собор Святой Софии строился в течение 5 лет

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу — для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Купол Собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки — османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Внутренне убранство собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Внутреннее убранство собора Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры — 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них — плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора — это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Собор Святой Софии: как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2018 году

Императорская дверь, собор Святой Софии

Стоимость входа 60 турецких лир (отдельный билет).

Если приобретаете карту Museum Pass Istanbul за 185 лир (которая дает возможность посещать достопримечательности без очереди и по более низкой цене), тогда посещение собора входит в стоимость карты.

Собор Святой Софии можно найти в южной стороне города — можно воспользоваться туристическим путеводителем. В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно. На входе в собор, недалеко от билетных касс, находится киоск, в котором можно арендовать аудио-гид. В залог вам нужно будт оставить документ (паспорт). С аудио-гидом очень удобно совершать самостоятельную прогулку — вам не нужно будет никуда спешить, свое время вы распределяете сами.

К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.

Собор Святой Софии на карте

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...