Высота полета баллистической ракеты булава. Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»


С большой уверенностью можно заявить, что на сегодняшний день стратегические ядерные силы являются одной из основных гарантий суверенитета российского государства. Если сравнивать нынешний потенциал российской армии с потенциалом армий стран НАТО (количественный и качественный), то это сравнение будет не в пользу России. Проходит модернизация ВС России (много полезного сделано в 2019 году и запланировано на 2019), в войска поступают новые образцы оружия, но все это происходит чрезвычайно медленно и в недостаточных количествах. Так что, на сегодняшний момент роль ядерного оружия стратегического назначения в обеспечении национальной безопасности России переоценить тяжело. Ядерный арсенал – это один из серьезных факторов, позволяющих России оставаться одним из важнейших геополитических игроков в современном мире.

Большая часть «ядерного щита» досталась России от Советского Союза и сегодня этот арсенал постепенно выбывает из строя по естественной причине старения. Российские стратегические ядерные силы требуют серьезного обновления, причем это можно сказать обо всех трех компонентах «ядерной триады». Движение в этом направлении есть, но скорость изменений явно недостаточна. Особенно, учитывая огромный объем работ, который необходимо выполнить. Модернизация стратегических ядерных сил потребует огромного количества ресурсов, прежде всего материальных. Для того, чтобы решить эту поистине грандиозную задачу, российскому государству необходимо будет мобилизовать весь имеющийся в его распоряжении управленческий и интеллектуальный потенциал.

Одной из важнейших составляющих российских стратегических сил являются межконтинентальные баллистические ракеты, установленные на атомных подводных ракетоносцах. Эта составляющая «ядерной триады» наиболее опасна для противника, ибо обладает большой скрытностью и наименее уязвима для уничтожения. Подводные ядерные левиафаны способны месяцами скрытно маневрировать в водах Мирового океана и молниеносно наносить смертоносный удар по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника. Запуск ракет производится из подводного положения, подлодка может всплыть среди льдов Арктики и нанести кинжальный молниеносный удар. Уничтожить субмарину до запуска ракет очень сложно.

Развитие атомного подводного флота было одним из приоритетных направлений в СССР. На подводные лодки не жалели денег, над их созданием работали лучшие умы страны. Советские подлодки несли регулярное дежурство в водах Мирового океана, готовые в любую минуту нанести ядерный удар по врагу. В 1991 году СССР не стало, и для подводного флота настали тяжелые времена. Новые корабли не закладывались, финансирование было урезано, серьезный удар был нанесен по научной и производственной базе. Подводные лодки, построенные еще при СССР, старели как морально, так и физически. Лишь в 2007 году был спущен на воду первый атомный ракетоносец нового четвертого поколения – подводная лодка «Юрий Долгорукий ». Его основным оружием стала межконтинентальная ракета Р-30 «Булава».

Разработку подводных лодок четвертого поколения начали еще в конце 70-х годов прошлого века, в это же время для будущих кораблей стали разрабатывать их основное оружие – ракетный комплекс с межконтинентальной ракетой.

История создания «Булавы»

Начиная с 1986 года в Советском Союзе для перевооружения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула» и вооружения будущих кораблей проекта 955 «Борей» разрабатывалась новая баллистическая ракета «Барк». До 1998 года были проведены три испытания новой ракеты и все они оказались неудачными. Кроме того, в те годы общая ситуация на предприятиях, которые изготавливали ракетный комплекс, складывалась настолько плохо, что от проекта «Барк» решили отказаться. Нужно было строить новую ракету. Заказ на ее постройку забрали у Миасского КБ им. Макеева (которое изготавливало почти все советские баллистические ракеты морского базирования) и передали в Московский институт теплотехники (МИТ). Именно там создали ракеты «Тополь» и «Тополь-М». Это стало одним из аргументов передачи заказа разработчикам, которые никогда ранее не строили ракет для подводных лодок.

Таким образом, хотели унифицировать морские и наземные баллистические ракеты, снизив их стоимость. Противники такого подхода указывали на отсутствие опыта у МИТ и на необходимость переделки подводной лодки под новую ракету. Тем не менее, было принято решение и начались проектные работы.

Первый испытательный запуск макета будущей ракеты «Булава» состоялся 23 сентября 2004 года с борта атомохода «Дмитрий Донской». Три первых испытательных пуска прошли нормально, а четвертый, пятый и шестой закончились неудачами. Ракета в первые минуты полета отклонялась от курса и падала в море. Во время шестого запуска у ракеты отказали двигатели третьей ступени и она самоликвидировалась. Седьмой пуск прошел частично удачно: один боевой блок не долетел до полигона на Камчатке.

Восьмой и девятый запуски ракет в 2008 году прошли успешно, а во время десятого пуска ракета сбилась с курса и самоликвидировалась. Одиннадцатый и двенадцатый запуски ракет также закончились неутешительно.

28 июня 2011 года состоялся первый запуск «Булавы» с борта «Юрия Долгорукого» — штатного носителя ракеты и прошел успешно.

В марте 2012 года министр обороны Сердюков заявил об успешном завершении испытаний «Булавы», в октябре того же года ракета была принята на вооружение. Производство ракетного комплекса проводит ФГУП «Воткинский завод», который также производит и баллистические ракеты «Тополь ».

Описание ракеты «Булава»

Полной информации о технических характеристиках Р-30 нет, она засекречена.

Ракета Р-30 «Булава» состоит из трех твердотопливных ступеней и ступени разведения боевых частей. Есть мнение, что
ступень разделения блоков работает на жидком топливе, однако, это вызывает сомнения, так как МИТ специализируется на твердотопливных системах. В ракете использовано топливо пятого поколения с высокой энергетической эффективностью.

Корпус ступеней ракеты создан из композитных материалов, с использованием арамидного волокна высокой прочности, что позволяет увеличить давление в камере сгорания и получить более высокий импульс.

Двигатель первой ступени запускается сразу после выхода ракеты из воды. Двигатель первой ступени работает до пятидесятой секунды полета. Двигатели второй ступени работают до девяностой секунды полета, после этого включаются двигатели третьей ступени. Информация о характеристиках и конструкции ступени разведения боевых частей очень скудна.

После прохождения зоны блокирующих ядерных ударов, отделяется головной обтекатель. Ракета «Булава» оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, которая состоит из шести (по другой информации, из десяти) боевых блоков. Они имеют небольшие габариты, коническую форму и высокую скорость полета. Также в ступени разведения блоков находится комплекс преодоления противоракетной обороны противника, но о его устройстве и характеристиках мы ничего не знаем. Боевые блоки ракеты «Булава» имеют высокую степень защиты от ядерного взрыва.

Существует непроверенная информация об изменениях принципа разведения боеголовок ракеты «Булава». В некоторых источниках сообщается, что боевые блоки ракеты могут свободно маневрировать, также разработчики заявляют об очень высокой точности наведения по сравнению с предыдущими советскими и российскими ракетами. По их мнению, именно этот фактор сможет компенсировать сравнительно небольшую мощность боевых частей, на что неоднократно указывали критики Р-30. Радиус отклонения боевых частей – не более 200 метров. Генеральный конструктор ракеты Соломонов утверждает, что «Булава» имеет более высокую степень живучести, чем ракеты предыдущих поколений.

Система управления «Булавы» — астрорадиоинерциальная. Бортовой вычислительный комплекс обрабатывает данные полученные от оптико-электронной аппаратуры, которая во время полета определяет координаты ракеты, изучая расположение звезд, а также обмениваясь информацией со спутниками информационной системы ГЛОНАСС.

Видео о ракете Булава

Ракета Р-30 «Булава» отправляется в полет из специального контейнера, установленного в пусковой шахте ракетоносца, с помощью порохового аккумулятора. Возможен залповый запуск всего боекомплекта, находящего на борту подводной лодки. Пуск осуществляется как в подводном, так и надводном положении.

По оценкам специалистов, российская промышленность может изготавливать до 25 ракет Р-30 «Булава» в год.

Технические характеристики Р-30 «Булава»

Тип межконтинентальная, морского базирования
Дальность полета, км 8000
Тип боевой части разделяющаяся, с блоками индивидуального наведения
Число боевых блоков 6-10
Система управления автономная, инерциальная на базе ЦБВК
Забрасываемый вес, кг 1150
Тип старта сухой
Стартовая масса, т 36,8
Число ступеней 3
Длина, м:
ракеты без головной части 11,5
ракеты в пусковом контейнере 12,1
Диаметр, м:
ракеты (максимальный) 2
пускового контейнера 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Диаметр первой ступени, м 2
Масса первой ступени 18,6

Ракета «Булава» часто подвергается критике. Ее в основном вызывают два показателя: недостаточная дальность и скромный забрасываемый вес. По мнению критиков, по этим характеристикам «Булава» соответствует устаревшим американским ракетам «Трайдент» предыдущего поколения.

В 2019 году произошла закладка еще двух подлодок проекта 955, которые вооружат ракетой Р-30.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Стали известны новые подробности планируемого развития стратегических ядерных сил. Продолжается развитие средств доставки ядерного , для чего на этот раз предлагается провести модернизацию одного из недавно принятых на вооружение образцов. Согласно последним сообщениям отечественных средств массовой информации, в обозримом будущем должен появиться обновленный вариант баллистической ракеты Р-30 «Булава», отличающийся от базовой версии значительным ростом основных характеристик.

Предположения о возможной модернизации новейшей отечественной баллистической ракеты подводных лодок появлялись и ранее, но на этот раз пресса раскрыла возможные технические особенности будущего улучшения оружия. Новые сведения 23 января опубликовало интернет-издание «Лента.ру». От неназванного источника в отечественной оборонной промышленности журналистам новостного портала удалось получить определенные сведения о текущих планах по модернизации ракет.

Согласно данным «Ленты.ру», главные требования к новому проекту касаются увеличения дальности полета и массы полезной нагрузки. Для решения обеих подобных задач потребуется переработка корпуса изделия в сторону увеличения. Как следствие, модернизированная «Булава» будет крупнее и тяжелее ракеты базовой модификации. Ракетный комплекс Д-30 имеет определенный потенциал для выполнения подобных требований. В частности, рассматривается вопрос некоторого изменения архитектуры комплекса с целью увеличения пространства, доступного для размещения ракет.

Источник «Ленты.ру» отметил, что возможность увеличения ракеты без необходимости переработки подлодки-носителя может быть реализована путем отказа от использования транспортно-пускового контейнера. В существующем комплексе ракета перевозится в специальном контейнере, занимающим часть объема шахтной пусковой установки. Отказ от этого изделия, в свою очередь, позволит увеличить размер доступной шахты.

Увеличение размеров ракеты позволит соответствующим образом нарастить заряды твердого топлива ее двигателей. Изменение энергетических показателей изделия даст возможность увеличить дальность полета до 12 тыс. км. При этом полезная нагрузка модернизированной «Булавы» будет более чем вдвое выше соответствующего параметра базовой ракеты.

«Лента.ру», ссылаясь на свой источник, пишет, что модернизированный вариант ракетного комплекса Д-30 в будущем может стать основным оружием перспективных подводных крейсеров. В конце двадцатых годов может начаться строительство и освоение подлодок стратегического назначения новых проектов, главной задачей которых будет замена устаревших кораблей. В частности, эти субмарины смогут заменить лодки проекта 667БРДМ, которые к тому времени по причине морального и физического устаревания должны будут потерять свой потенциал.

Напомним, ракетный комплекс стратегического назначения Д-30 с баллистической ракетой Р-30 «Булава» разрабатывался с конца девяностых годов и предназначался для обновления морской компоненты стратегических ядерных сил. В качестве носителя перспективных ракет рассматривались подводные лодки проекта 955 «Борей». С середины прошлого десятилетия ракеты нового типа использовались в испытаниях, проводившихся при помощи модернизированной подлодки ТК-208 «Дмитрий Донской». После проведения значительного числа испытательных пусков ракетный комплекс Д-30 с ракетой Р-30 был принят на вооружение. В настоящее время ведется серийное производство ракет и продолжается строительство их носителей.

Согласно известным данным, изделие Р-30 имеет длину около 12 м при максимальном диаметре 2 м. Стартовая масса находится на уровне 38,6 т. Ракета построена по трехступенчатой схеме и оснащается твердотопливными двигателями. Забрасываемый вес определяется на уровне 1,15 т, что позволяет устанавливать на головной части до десяти боевых блоков и средства преодоления противоракетной обороны. Дальность полета, по имеющимся сведениям, превышает 8 тыс. км.

Штатными носителями ракетного комплекса Д-30 являются подлодки проектов «Борей». К настоящему времени отечественной судостроительной промышленностью построены и переданы флоту три корабля базового проекта 955. Продолжается строительство еще пяти подлодок модернизированного проекта 955А. Последняя на данный момент церемония закладки подводного крейсера типа «Борей» состоялась в конце декабря прошлого года. В этом году должен состояться спуск на воду одного из «Бореев-А», который планируется передать флоту в 2018-м. Строящаяся серия подводных лодок будет полностью сдана заказчику не позднее начала следующего десятилетия.

Ракетный комплекс Д-30 с ракетой «Булава» был принят на вооружение около трех лет назад, но, по некоторым данным, доработки различных его компонентов продолжаются до сих пор. Кроме того, планируется создание модернизированного комплекса, отличающегося более высокими техническими и боевыми характеристиками. Возможность создания улучшенной версии ракеты Р-30 обсуждалась и ранее, еще до завершения работ по базовому изделию, но только теперь в свободный доступ попали некоторые сведения о целях и задачах такого проекта.

Нельзя не отметить, что появление требований о повышении дальности полета и забрасываемого веса следовало ожидать и ранее. С момента публикации первых характеристик будущей ракеты проект «Булава» подвергался критике, основными поводами для которой стал именно недостаточный уровень подобных характеристик. Использование твердотопливных двигателей в сочетании с ограничениями по габаритам привело к заметному отставанию в основных характеристиках от других отечественных образцов вооружения аналогичного назначения. В то же время, следует учесть, что, например, ракета Р-29РМУ2 «Синева», способная лететь на дальность до 11,5 тыс. км, отличается от Р-30 большей длиной (14,8 м против 12 м) и иной стартовой массой (40 т против 38 т).

Согласно последним данным, модернизированная «Булава» должна будет получить более высокие характеристики за счет переработки конструкции в сторону увеличения. Известно, что ракета Р-30 в существующей конфигурации поставляется в транспортно-пусковом контейнере длиной более 12 м и диаметром более 2 м. Такое изделие устанавливается в шахту подлодки-носителя и выполняет функции пусковой установки. Очевидно, что отказ от ТПК позволит увеличить габариты самой ракеты без необходимости переделки пусковой шахты, устанавливаемой на подлодке. Это, в свою очередь, обеспечит менее сложную модернизацию носителя, а также увеличит внутренние объемы ракеты, позволив вместить в них все требуемое оснащение.

Тем не менее, можно предполагать, что подобная модернизация комплекса Д-30 будет не слишком простой задачей для конструкторов. Старт ракеты из пусковой шахты без транспортно-пускового контейнера потребует самым серьезным образом переработать существующие агрегаты подлодки-носителя, обеспечив требуемые показатели прочности и эксплуатационные характеристики. При этом, в связи с желанием сохранить общие габариты комплекса в целом, проект столкнется с заметными ограничениями.

Необходимость создания увеличенной ракеты с новыми принципами запуска, а также пусковой установки иной конструкции фактически приводит к появлению совершенно нового проекта. Действительно, такой ракетный комплекс, активно использующий узлы и агрегаты существующего, будет прямым развитием серийного Д-30, но в то же время сможет считаться совершенно новой разработкой. Кроме того, сложность создания подобного проекта может привести к соответствующим затратам времени, сил и денег.

Следует учесть, что источник «Ленты.ру» отметил отказ от ТПК в качестве рассматриваемого варианта будущей модернизации ракетного комплекса. Это может означать, что развитие проекта «Булава» может осуществляться и другими путями. Некоторые из них позволяют обеспечить прирост характеристик без изменения габаритов изделий. В частности, для этого могут использоваться твердотопливные двигатели с более высокими параметрами тяги, более совершенные средства управления и т.д. При успешной модернизации ракеты по такой методике появится возможность обойтись без серьезного обновления носителей, что, в частности, обеспечит совместимость улучшенных ракет и существующих либо строящихся носителей.

Необходимо учитывать, что последние о возможной модернизации ракетного комплекса подводных лодок Д-30 с ракетой Р-30 «Булава» с определенной достоверностью могут говорить только о самом факте существования планов по обновлению оружия подводных лодок. Приводятся только отрывочные сведения о способах и методах модернизации техники, а кроме того, пути развития комплекса указываются в качестве рассматриваемых специалистами. Таким образом, по мере развития проекта модернизации нынешние новости могут полностью потерять свою актуальность в связи с изменением подходов и методов.

Тем не менее, последние сообщения раскрывают другой немаловажный вопрос. Они показывают, что оборонная промышленность и военное ведомство, создав новый образец вооружения стратегического назначения, не намерены останавливаться на достигнутом. Планируется продолжить работы в области ракетных комплексов подводных лодок, результатом чего в обозримом будущем может стать улучшенный вариант ракеты «Булава». Большая часть подробностей нового проекта, равно как и сроки его реализации пока не уточняются. Однако и в условиях подобного дефицита информации ясно, что развитие стратегических ядерных сил будет продолжено.

По материалам сайтов:
https://lenta.ru/
http://rg.ru/
http://svpressa.ru/
http://tass.ru/

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонова. Предположительная дата принятия на вооружение: 2009 год.

История создания

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты.

Испытания

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было. Данное обстоятельство дало повод ряду лиц начать распространение недостоверных слухов о пятом подряд неудачном запуске «Булавы».

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракетоносителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.

Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на своей базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941УМ используемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

Т Т Х

Стартовый вес — 36,8 тонн.

Ракета трёхступенчатая, все ступени твердотопливные.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Есть у нее и система преодоления противоракетной обороны противника.

С ядерными боеголовками «Булавы» тоже не все просто. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель («Булаву» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия.

Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

Сравнительные характеристики МБР

Р-39

«Булава»

«Трайдент-1»

«Трайдент-2»

Количество ступеней

Год принятия на вооружение

1984

2008 (план)

1979

1990

Максимальная дальность, км

8300

8000

7400

11300

Забрасываемый вес, кг

2250

1150

1360

2800

Количество боевых блоков

10х100 кт

8 W76х100 кт

8 W88х475 кг или 16 W76х100 кт

Преодоление ПРО

маневр РГЧ

Длина, м

17,1

11,5

10,3

13,4

Перспективная версия межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» для ВМФ России будет отличаться от принятой на вооружение несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой. Об этом 23 января сообщила «Лента.ру» со ссылкой на источник в оборонной промышленности.

Отмечается, что главное требование к ракете — наращивание дальности полета до 12 тысяч километров и возможностей комплекса средств преодоления ПРО за счет увеличения длины и диаметра ракеты, что позволяет сделать имеющийся резерв в конструкции комплекса Д-30. При этом ракета 3М30 Р-30 «Булава-30» должна сохранить совместимость с пусковыми установками атомных подводных крейсеров проекта 955 «Борей» и 955А «Борей-А».

— В частности, рассматривается вариант отказа от ТПК — транспортно-пускового контейнера, — отметил собеседник издания, добавив, что новая ракета может быть использована для оснащения перспективных ракетоносцев, которые в конце 2020-х — начале 2030-х годов должны сменить модернизированные субмарины проекта 667БДРМ постройки второй половины 1980-х годов.

Напомним, российская твердотопливная ракета «Булава» предназначена для вооружения атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта «Борей» (на каждом по 16 ракетных шахт), из которых три вошли в состав флота и пять — строятся.

Однако БРПЛ (баллистическая ракета подводных лодок) до сих пор находится в «полуготовности». Р-30 принята на вооружение (по одним данным, в октябре 2012 году, по другим — в январе 2013 года), но проверки ее боеготовности больше походят на испытания, которые не завершены по сей день. Скажем, 27 сентября 2016 РПКСН «Юрий Долгорукий» выполнил экспериментальные 25 и 26 пуски двух ракет «Булава» по камчатскому полигону Кура из акватории Белого моря. Как тогда сообщила пресс-служба Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне, а вторая ракета после выполнения первого этапа полета самоликвидировалась.

По некоторым данным, тогда залповая стрельба производилась с глубины 50 метров и при сильном волнении моря (6−7 баллов). Но даже если предположить, что цель стрельбы заключалась в отработке пуска ракет в сложных условиях, все равно не вызывает сомнений, что задание было сорвано — боеголовки второй ракеты не долетели до полигона.

Отметим, что в СМИ не раз появлялись сообщения о том, что существует альтернативный проект многострадальной разработке «Московского института теплотехники» (МИТ). Речь идет о якобы возобновлении «ГРЦ им. Макеева» работ по ракете «Булава-45» — проекту на базе БРПЛ «Барк», которая вроде как загружается в шахту подводной лодки без ТПК.

С чем может быть связано сообщение о будущей модернизации ракеты, учитывая имеющие и пока нерешенные на 100% проблемы со стабильностью полета «Булавы»?

— Во-первых, неясно, как можно менять размеры морской ракеты: они жестко лимитируются размерами шахты, которые, в свою очередь, лимитируются размерами подлодки, — замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — При этом особо деваться от этой ракеты некуда — три субмарины 955 проекта уже в строю и пять строятся, а альтернативная ракета при тех же габаритах — крайне дорогое удовольствие.

Во-вторых, для БРПЛ «Булавы» — наследницы МБР «Тополь» — была реализована сухопутная схема: ракету в шахту грузят вместе с контейнером. В общем, уже давно стало понятно, что «Московский институт теплотехники», специализирующийся на сухопутных МБР, не должен был разрабатывать морские стратегические ракеты. Но дело сделано и теперь, видимо, мы будем это очень долго расхлебывать.

— «Булава», прямо скажем, негодная ракета. И я далеко не единственный, кто придерживается такого мнения, — говорит член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков . — Во-первых, она была принята на вооружение тогда, когда требуемый уровень надёжности не был достигнут. В СССР ракеты принимались на вооружение в том случае, если из 20 пусков только два-три были неудачными.

Во-вторых, над этой ракетой уже столько мучаются, что забрасываемый вес (1150 килограммов) и дальность полета (9300 километров) «Булавы», по сути, соответствует ракете Р-29, которая принималась на вооружение еще Советского флота в 70-е годы. При этом Р-30 довольно тяжелая: стартовый вес — около 37 тонн.

Достоинство «Булавы» — траектория полета ракеты с сокращенным активным участком. Но с учетом того, что в районе возможной стрельбы АПЛ вряд ли будет работать противоракетная система США, это преимущество весьма относительное.

Другое достоинство Р-30 — она твердотопливная, то есть более безопасная при транспортировке и обслуживании, чем жидкостная. А в остальном «Булава» по всем параметрам уступает ракете Р-29РМУ2.1 «Лайнер» «ГРЦ им. Макеева», принятой на вооружение в 2014 году для перевооружения кораблей проектов 667БДРМ «Дельфин» и 667БДР «Кальмар» и с дальностью боя 11500 километров (в зависимости от нагрузки) и забрасываемым весом 2800 килограмма.

«СП»: — Информация о модернизации может быть связана с попытками исправить сложившуюся ситуацию, а не с якобы работой на перспективу?

— Давно ясно, что в нынешних условиях надо что-то делать с ракетой для кораблей 955 проекта. Потому что одно дело — нестабильное поведение Р-30 в полете в рамках экспериментальных пусков, другое — реальная стрельба в военное время, где срыв задачи и «самоликвидация ракет» недопустимы.

Поэтому необходимо разрабатывать более совершенную ракету, исходя из существующих габаритов. Это возможно за счет создания высокоэнергетического топлива и увеличения веса БРПЛ. По большому счету, необходимо увеличить дальность полета при сохранении и незначительном улучшении точности попадания, а также разместить на ракете либо большее количество боеголовок того же калибра, либо более мощные БЧ. Я надеюсь, что к таким работам будет привлечено «ГРЦ им. Макеева».

«СП»: — Отказ от ТПК — действительно одно из возможных решений проблемы?

— Учитывая особенности комплекса, на мой взгляд, это неудачный вариант для того, чтобы загрузить более совершенную ракету в шахту. Для «Булавы» важно, чтобы шахта смогла принять ракету с ТПК. Почему? Контейнер обеспечивает скрытность и защиту Р-30 при транспортировке, поддерживает определенный климатический режим (температуру, влажность и т. д.). То есть от него в любом случае совсем не откажешься — просто непосредственно перед загрузкой ракеты в шахту транспортный контейнер придется изымать. Но главная проблема заключается в другом. При миномётном старте ракеты на пусковую установку (ПУ) приходится колоссальная нагрузка и ТПК здесь — средство ее защиты. После выстрела контейнер можно либо выбросить или отремонтировать, но без него при стрельбе пусковая установка долго не прослужит.

— О «Булаве-М» уже давно идет разговор, но вряд ли ее габариты будут изменены, скорее, в перспективе модернизируют программное обеспечение, энергетику, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . — На каком она этапе — неизвестно, но до испытаний явно далеко. Скорее всего, ракета существует только в рамках ОКР — то есть чертежей или на этапе выработки тактико-технического задания. Денег на все не хватает, не за горами сокращение военного бюджета, а надо еще довести до ума тяжёлую МБР «Сармат», боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин», комплекс РС-26 с ракетой «Рубеж».

«СП»: — При увеличении дальности нестабильно летающей «Булавы» есть риск, что проблем с ее поведением в полете станет еще больше?

— Возможно. Здесь главный вопрос, на который пока не дан ответ — проблемы с «Булавой» связаны с конструктивными или производственными недостатками? Если дело в производстве (а это сбрасывать со счетом нельзя, так падает у нас не только «Булава»), то проблемы можно решить повышением контроля на местах. Но причины могут быть и в конструктивных просчетах, которые труднее всего исправлять. А риск этого довольно высок, учитывая историю «Булавы» и что ее делали люди, которые не имели большого опыта в проектировании морских ракет.

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский» произвела из подводного положения по полигону Кура на Камчатке.

Что представляет собой ракета?

«Булава» (SS NX 30 — по классификации НАТО) — российская трёхступенчатая твердотопливная ракета морского базирования, разработанная Московским институтом теплотехники. Устанавливается на лодки проекта 955 «Борей»

Особенностью ракеты является то, что она оснащена гиперзвуковыми боеголовками, позволяющими осуществлять маневр по высоте и курсу. Ракета на активном участке может уходить от противоракеты.

Изготовитель — Воткинский завод.

Количество боевых блоков — от 6 до 10 общей массой 1,15 т.

Радиус действия — 8 тыс. км.

Стартовая масса — около 36,8 т.

Забрасываемый вес — 1150 кг.

Длина — 12,1 м.

Максимальный диаметр — 2 м.

Максимальная дальность полёта — от 8 до 9 тыс. км.

Двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем.

Все компоненты «Булавы» производятся в России, что гарантирует независимость от мировой политической конъюнктуры.

«Булава» должна составить основу перспективной группировки морских стратегических ядерных сил России до 2040-2045 годов.

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Фото: РИА Новости

История запусков

Испытания ракеты начались в 2004 году. Всего было произведен 22 испытательных запуска «Булавы», 13 из них признаны успешными.

24 мая 2004 года — при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошёл взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был успешно произведён учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года был осуществлён успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, ракета поразила все предназначенные цели на полигоне.

7 сентября 2006 года с борта крейсера «Дмитрий Донской» был произведён запуск «Булавы» с подводного положения в направлении Камчатки. Запуск был неудачным. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведён неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведён неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. Через несколько минут полёта из-за отказа двигателя третьей ступени ракета самоликвидировалась.

28 июня 2007 года в Белом море был произведён частично удачный пуск, третья боеголовка не достигла цели.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвёл успешный пуск ракеты по полигону Кура на Камчатке.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

9 декабря 2009 года пуск закончился неудачей, при работе третьей ступени произошёл технический сбой.

7 октября 2010 года пуск прошёл в штатном режиме. Ракета поразила все заданные цели на полигоне Кура.

29 октября 2010 года пуск из акватории Белого моря по полигону Кура прошёл в штатном режиме. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.

28 июня 2011 года был впервые произведён успешный пуск со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

27 августа 2011 года в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий».

28 октября 2011 года был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура.

23 декабря 2011 года пуск ракеты завершился успешно с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки достигли полигона Кура.

6 сентября 2013 года пуск с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря завершился неудачно. Ракета вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и ракета упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014 года был успешно произведён с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

29 октября 2014 года был произведён успешный запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке с атомной подлодки «Юрий Долгорукий».

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский» произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.

Проект 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвёртого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» — в составе Тихоокеанского флота, третий — «Владимир Мономах» — прошёл государственные испытания, готовится к передаче флоту. Четвёртый — «Князь Владимир» — и пятый — «Князь Олег» — находятся в стадии постройки. На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6-10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок.

Борей — в греческой мифологии бог бурного северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари).

Активный участок полёта — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель, как правило — ракетный. Скорость, угол наклона к горизонту и высота полёта ракеты в конце активного участка определяют дальность её полёта.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...