Что такое атеизм в философии. Атеизм – это естественное состояние нормального человека


от греч. atheos - безбожный) - отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом "Бог" (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди.философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками. В современной ценностной этике содержится постулативный атеизм, главным представителем которого был Н. Гаргман, считавший веру в божественного законодателя несовместимой с этикой ценностей. Он утверждал, что целевой детерминизм божественного провидения отрицает этическую свободу (а вместе с тем и предпосылку всякого нравственного поведения). Если же допустить свободу отдельной личности, то она неизбежно приведет к отрицанию финального детерминизма. Эти явления взаимно противоположны - как тезис и антитезис.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТЕИЗМ

отрицание Бога (богов). Поскольку с отрицанием обязательным образом не связано никакое утверждение, понятие «атеизм» содержательно может быть определено только конкретно-исторически. В разных контекстах атеизм может обозначать разнородные феномены: религиозное свободомыслие (вольнодумство); сомнение, что Бог может быть познан (религиозный агностицизм), категорическое отрицание бытия Бога (радикальный атеизм). Как всякое отрицание, атеизм зависит от предмета отрицания, т. е. теизма, который также выступает в различных видах: политеизм, генотеизм, монотеизм, пантеизм и деизм. Атеизм сам по себе уже поэтому не существует.

В качестве «критики» религии атеизм не обязательно является ее неприятием, но, скорее, объяснением всей религиозной истории человечества; он представлен в многообразных формах, обусловленных изменениями историко-культурного контекста. Как социокультурный феномен атеизм детерминирован не только предметом отрицания, т. е. религией, но и всей совокупностью факторов общественной жизни и выступает преимущественно в формах секулярного сознания - философского, научного, политического и т. д.

В античную эпоху атеистами называли тех, кто не признавал богов официального культа. Так, Сократ был обвинен в атеизме, поскольку он поклонялся своему божеству, а не богам «государственным». Первых христиан в Риме также обвиняли в атеизме, так как библейский монотеизм отменял бога в его прежнем политеистическом понимании,- бога мыслимого во множественном числе и партикулярно, как бога «чего-то» - государства, города, сословия, вида трудовой деятельности или явления природы. Языческое сознание не воспринимало библейского Бога как единую, над всем стоящую и все направляющую силу, оно было неспособно увидеть и вочеловечившегося христианского Бога, увидеть Бога в иудее Иисусе из Назарета. Не случайно в Никейском символе веры адепты политеистических культов рассматриваются как безбожники (Еф 2:12): они не знают Бога и поклоняются «рукотворным богам», идолам. Безбожие в эпоху античности представлено мифологической фигурой «нечестивца», не почитающего бога и нарушающего его волю «богоборца», напр., в образе «культурного героя», передающего людям то, что принадлежит богам, вообще проявляющего своеволие: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13:1). Сказавшие так- безбожники, те, которые «развратились, совершили гнусные дела», среди них «нет делающего добро». Атеизм, т. о., приобретает «оценочный» характер: атеизм предъявляется в качестве обвинения. Естественно, далеко не все те, кого называли атеистами, таковыми являлись в их собственном понимании. Ответ Сократа на обвинение в безбожии был таков: если я безбожник, значит я не вводил новые божества, а если я вводил новые божества, значит я не безбожник. Досократики-натурфилософы не осознавали себя безбожниками, но с т. зр. традиционного мифологического сознания они таковыми были, поскольку объясняли мироздание не мифологически, а посредством материальных стихий (хотя и наделяли из атрибутами всемогущества, вездесущия, вечности и даже - одушевленности). В Древней Греции атеизм в качестве осознанной позиции представляли некоторые философы из досократиков, и прежде всего Демокрит, софисты (Протагор, Горгий), Эпикур и его школа, ранние киники и скептики.

В культурном лексиконе раннего средневековья для атеизма не оказалось места. Пока символическая система догматизированного христианского монотеизма доминировала в средневековом космосе и служила единственной культурной матрицей, инакомыслие было замкнуто в пределах теизма: истинной религии противостояли «ложные», ортодоксии-ереси. Когда разум был допущен к познанию Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), безбожие предстало как отрицание бытия Бога в качестве «первой, разумной и невещественной причины» сотворенного бытия, и притом как большее, по сравнению с идолопоклонством, зло: «поелику последнее оставляет существование добродетелей, которые напротив того в системе безбожия не существуют, да и бесполезны» (Новый словотолкователь, ч. 1. СПб., 1803, с. 275).

Решающими факторами, определявшими содержание и функции атеизма в Новое время, были рождение науки и становление гражданского общества. Проблема атеизма в социокультурном контексте становления постсредневековой цивилизации ставилась по-новому и включала два главных вопроса: вопрос, во-первых, о том, оставляет ли научная картина мира место для Бога, и, во-вторых, о политических и этических импликациях веры в христианского Бога, о том, как эта вера соотносится с человеческой свободой и ответственностью.

Критика религии сосредоточивается на проблеме: какую роль играет религия в обществе и может ли оно существовать без религии. П. Бейль первым допускает возможность нравственного общества, состоящего целиком из атеистов; Ф. Вольтер, напротив, уверяет, что без религии общественный порядок невозможен. Революция 1789 проходит под знаком политического атеизма. Но все же «просвещенный человек» может быть не только явным атеистом, но также деистом или агностиком. Важно, чтобы религия не противоречила разуму, была «естественной», отвечала природе человека.

Рост влияния атеизма в эпоху Просвещения был обусловлен не только социально-политическими факторами. Значительную роль сыграло появление механистической картины мира. Христианский теизм трансформировался в деизм, сохранявший Бога в качестве первоначала, но отрицавший его вмешательство в происходящее в природе и обществе. Соединенный с материализмом механицизм привел к радикальному атеизму французских материалистов 18 в.

В Германии преодоление деизма шло иначе. В критической философии И. Канта, в философии истории И. Г. Гердера, в спинозовском пантеизме Ф. Шлейермахера и И. В. Гете речь шла не об отрицании Бога, но о том, как его понимать. И. Г. Фихте в «Споре об атеизме» (1798) отождествляет Бога с нравственным миропорядком. В раннем романтизме, у Шлейермахера, Бог становится переживанием человеческой души, ощущением присутствия Вечного, включенности индивида в Целое.

В то время как классический романтизм и немецкий идеализм (Ф. В. И. Шеллинг) возвращаются к философски интерпретированному теизму, атеизм обретает почву под ногами в новых философских течениях-у А. Шопенгауэра и Л. Фейербаха. В первом случае это философский иррационализм, во втором-материалистический антропологизм. Вслед за Фейербахом К. Маркс также утверждал, что не Бог создает человека, а человек Бога. Однако Маркс предлагает иной взгляд на религию: поскольку человек должен рассматриваться не как природное, но как социальное существо, религия-иллюзорное сознание, но не потому, что оно превратно отражает мир, а потому, что в ней отражается превратный мир, которому еще только предстоит решить задачу «человеческой эмансипации», преодоления отчуждения во всех формах, включая религиозную.

Параллельно с марксизмом позитивизм (Конт, Спенсер) также рассматривает религию как социальный феномен. В 19 в. получаст широкое распространение естественнонаучно ориентированный атеизм, основывающийся в первую очередь на биологии, дарвинизме. Он выступает в разных формах: вульгарного материализма (Бюхнер, Фохт), агностицизма (Гексли), монизма (Геккель). Во всех своих формах атеизм этого времени был связан с неравномерно развивающимся процессом модернизации европейского общества, с затронувшим и духовную сферу процессом секуляризации, начавшейся «переоценкой ценностей», в том числе христианской морали (Ницше).

В 20 в. атеизм развивается, с одной стороны, в контексте проблематики экзистенциализма: обретение человеком свободы и мужества быть самим собой перед лицом обезличивающих, лишающих смысла его жизнь сил-это линия развития атеистической мысли от Ф. Ницше к Ж.-П. Сартру и А. Камю. С другой стороны, в диалектическом материализме атеизм становится составной частью коммунистической идеологии, государственной доктрины; становится антитеизмом, средством противодействия идеологическому инакомыслию в религиозной форме. Дискредитируя атеизм в общественном сознании, воинствующий антитеизм способствовал тому, что духовное сопротивление тоталитаризму в значительной мере направлялось в русло религиозного возрождения (не только в постсоветской России, но и в других странах бывшего социалистического лагеря).

В современных исследованиях феномен атеизма представлен многолико-как во времени, с выделением исторических этапов и форм проявления, так и типологически. Принято различать практический и теоретический атеизм, а в рамках последнего-научный, гуманистический и политический. При всей условности этой типологии, она обладает определенной познавательной ценностью.

Самый распространенный тип атеизма заключается в убеждении, что в мире, каким он предстает в научной картине природы и общества, для Бога не остается места; развитие науки упраздняет Бога в качестве естественнонаучной, социологической и философской гипотезы. Атеизм этого типа представлен материалистическим мировоззрением (Ламетри, Гольбах, Фейербах, Маркс) и «методологическим атеизмом», т. е. в качестве принципа научного объяснения мира из него самого (иллюстрацией могуг служить слова Лапласа о том, что он не нуждался в ссылке на Бога для построения космогонической теории). В смягченном виде эту позицию представляет в качестве агностика Гексли, который дистанцируется как от теизма, так и от атеизма, поскольку само слово «бог» с его точки зрения не имеет разумного смысла. Аналогичным образом неопозитивисты полагают, что высказывания, утверждающие и отрицающие существование Бога, одинаково неверифицируемы (Карнап, Шлик). Вопрос о том, оставляет ли наука место для веры в Бога, остается открытым и решается по-разному, но в любом случае в качестве способа познания и объяснения мира наука заменяет религию.

В основе атеизма другого типа лежит восприятие мира, в рамках которого человек выступает как творец самого себя и своей истории. Это может быть восприятие мира как рационально упорядоченного и самодостаточного, в котором человек с помощью разума, опираясь на науку, сам решает проблемы своего бытия, решить которые невозможно с помощью веры в Бога (Рассел Б. Почему я не христианин, 1957). Но в основе атеизма может лежать переживание несовершенства мира и отрицание Бога ввиду царящего в мире зла. Человек либо берет на себя задачу устроения мира, считая ее принципиально достижимой на путях научного и социального прогресса (оптимистически-гуманистический вариант), либо выбирает в качестве единственно достойной позиции героическое противостояние миру абсурда, смысл которого в обретении человеком свободы.

Содержанием атеизма становится драма освобождения человека от власти Бога: человек должен освободиться от нее, чтобы стать свободным и взять свою судьбу в свои руки (Ницше); если есть Бог, нет человека (Сартр, Камю); вера в божественного законодателя отрицает этическую свободу, несовместима с этикой ценностей (Н. Гартман); проблема атеистического экзистенциализма - это проблема осуществления человеком самого себя, преодоления своей «бездомности и осиротелости» (Хайдеггер). Отказ от Бога - цена свободы человека.

У истоков атеизма этого типа стоит Марксова концепция «человеческой эмансипации» посредством преодоления отчуждения. Утверждение человека, согласно Марксу, достигается не посредством отрицания Бога (как у Фейербаха), а путем ликвидации социально-экономических основ отчуждения во всех формах, включая религиозную. Программный атеизм, с точки зрения Маркса, для социалистического движения неприемлем: политический атеизм исчерпывает себя с решением задачи «политической эмансипации» в буржуазных революциях, там, где утверждается современная система политической власти (власть закона, права человека и т. д.).

В сознании, для которого отрицание Бога утрачивает сколько-нибудь серьезное значение, атеизм уступает место а-теизму, т. е. религиозному индифферентизму, безрелигиозности. Сознание этого типа формируется в тех областях деятельности, которые становятся автономными по отношению к религии; напр., наука объясняет изучаемые ею явления так, как если бы Бога не было, оставляя вопрос о Боге за пределами своей компетенции, т. е. не превращая методологический атеизм в мировоззрение. В таком сознании обнаруживается, что вместе с теизмом утрачивает смысл и атеизм в собственном смысле слова, как отрицание Бога. Оказывается, что вырабатываемые культурой механизмы, способы удовлетворения человеческих потребностей, выработки ценностей, регуляции поведения и т. д. далеко выходят за рамки, обозначенные оппозицией «теизм - атеизм», а сами эти понятия постепенно «растворяются» в понятии культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На просторах интернета не редки случаи возникновения конфликтов, основой противоречий которых является религия. Несмотря на то, что мы все живём в двадцать первом веке, веке науки и постоянно обновляющейся информации, вера до сих пор занимает немаловажное место в сердце человека.

Некоторые последователи религий упрекают людей в том, что они либо следуют иной вере, либо вообще отрицают существование вездесущих Высших Сил.

Последних называют атеистами и, к сожалению, их мировоззрение нечасто принимают . Или скорее даже не понимают, в чём кроется смысл такого взгляда на жизнь. Раз и навсегда разберёмся с тем, кого называют атеистами, что является атеизмом вообще, и чем атеист отличается от агностика.

Определение атеизма

Атеизм – система взглядов и мировоззрений , которая отрицает существование сверхсил. Последователи – то есть атеисты – этого течения не верят, что нашими жизнями и судьбами управляет невидимая, необъяснимая сила, которой люди обычно именуют Бога.

Они считают, что нет и ангелов, охраняющих человека, и бесов, всячески вредящих нам, и загробного мира, который представляется людям верующим как рай и ад.

В общем, они отрицают существование того, чего не могут объяснить или доказать учёные. Интересно, что атеисты верят в то, что у людей есть душа, однако для них это сгусток электромагнитного поля и не более того.

По сути, атеист – человек, отрицающий существование невидимых сил , контролирующих или как-либо влияющих на жизнь человека. Их неверие распространяется на все религии сразу, а не направляются на одно ответвление религиозного течения.

Думать, что атеисты просто не верующие, неосновательно. Потому что их мировоззрение подчиняется некоторым законам и принципам науки, морали и социума. Многие замечают, что их взгляды схожи с другой системой мировоззрения – материализмом.

Самих атеистов можно разделить на три категории:

  1. Воинственные. Они слишком увлекаются своей идеей и активно нападают на церковь и её служителей, простых верующих, пытаясь доказать им, что бога нет, пытаясь переманить верующих на свою сторону.
  2. Спокойные . Не кричат о своём неверии повсюду, в споры с верующими не вступают. Неверие в сверхъестественное подкрепляют тем, что наука ещё недостаточно развита, чтобы объяснить некоторые вещи.
  3. Стихийные. Люди, которые вообще не знают или не хотят знать о существовании религий, бога. Им просто всё равно.

Что лежит в основе атеизма

Не нужно думать, что отсутствие веры в Бога закладывается в атеисте от нечего делать. Просто эти люди вполне рационально мыслят, делают выводы, опираясь на научные познания. Они близки по духу мыслителям Древней Греции, которые в центр всего всё-таки ставили человека.

Отталкиваясь от этого принципа, можно выделить основы атеизма:

  1. Человек – высшая ступень эволюции. Он способен сам распоряжаться своей жизнью, создавать что-то новое и подстраивать под себя весь мир. В этом ему может помочь только он сам, его знания и опыт, но не вмешательство богов и божеств.
  2. Все процессы, происходящие на земле, можно объяснить с научной точки зрения. Чем больше будет прогрессировать мир, тем меньше неопознанного в нём будет оставаться.
  3. Все религии, в конечном счёте, придуманы людьми. Рукой человека написаны страницы священных книг, из уст человека мы слышим, что ему был голос бога или что он был свидетелем божественного явления. Но не все же это увидели, могли почувствовать.
  4. Кроме того, почему Бога все народы представляют по-разному, утверждая при этом, что он един? Или почему ваши добрые боги, заботящиеся о нас, допускают существование в мире несправедливости, обмана и страданий?

Принципы атеистов вполне разумны. Все мы знаем поговорку: «нет того, что я не видел» . И атеистов нельзя осуждать за то, что они всему хотят найти логичное объяснение.

Чем атеист отличается от агностика

Многие не только не совсем понимают сути атеизма, но и не делают различия между его последователями и агностиками. Кто такой агностик?

Агностиком называют человека, который не может точно дать ответ на вопрос : а есть ли на свете бог?

Если атеист стремится доказать то, что бога действительно нет, что всё вполне объясняемо научным языком, то агностик не доказывает ничего вообще. Он считает, что наш мир в принципе нельзя полностью познать, а раз так, то и нельзя ни утверждать, ни отрицать существование сверхъестественного в жизни человека.

Они не выступают против религии , но и не придерживаются её. Ведь ни у атеистов, ни у верующих нет никаких доказательств, которые могли бы окончательно разрешить этот вопрос.

Вера и религия – это такие вещи, к которым не подберёшь фактов, которые бы однозначно гласили либо: «да, бог есть!», либо: «да, бога нет!».

И агностики, можно сказать, находятся где-то посередине между враждующими сторонами, не стремясь присоединиться ни к первой, ни ко второй точке зрения.

Что такое Атеизм? – безобидная философия, естественное для человека мировоззрение или это религия направленная против Бога и против природы человека? Так ли атеизм безобиден, как пишут о нём его представители атеисты или на деле всё совсем не так? Много вопросов, которые требуют ответов.

Есть ещё один вопрос, – кто же такой Атеист? Конечно, нельзя отрицать, что среди атеистов есть нормальные и даже очень достойные люди, это так. Ведь атеисты – это не звери, не маньяки, это люди, которые отрицают и свою душу, отрицают божественную природу человека. Истинно верующий человек точно знает, что у него есть душа, потому что он чувствует это в своём сердце. И искренне Верующий может только посочувствовать атеисту, который не слышит свою душу.

Мы рассмотрим эзотерический аспект атеизма и то, как видят атеистов те, у кого открыты экстрасенсорные способности – и экстрасенсы.

Что такое Атеизм

Повторюсь, что можно очень красиво описать, объяснить, обосновать любое мировоззрение, как это сделали атеисты. Вся философия атеизма представлена так спокойно, мирно, даже в определённом свете и позитиве. Но не нужно забывать, что Дьявол, включая свои способности искушения, способен говорить цельными стихами из Библии и священных писаний, и при этом говорить на свой лад, неся зло и разрушать веру человека, вводить людей в заблуждения, ввергать в , искусно оправдав любое зло.

Поэтому не стоит верить просто словам! Ведь по сути, именно атеистами-безбожниками за время советской власти в СССР, в Камбодже и других коммунистических странах было уничтожено больше людей, чем за все последние мировые воины вместе взятые. Причём эти дикие атеистические режимы уничтожали не врагов, а свой же народ, своих же людей. В Империях и государствах, где в основе была какая-либо религия и , такой жестокости, бесчеловечности и таких зверств не было никогда, за всю историю человечества. “Миролюбивые атеисты” уничтожали не только людей, но и всё культурное наследие своих же стран – церкви, храмы, памятники, иконы, книги и мн. др., ту святыню, которая была основой веры и традиций целых народов. Вот до чего доводило “миролюбивых атеистов” их “безобидное” атеистическое мировоззрение.

Ответ на вопрос: “Почему Атеист может быть очень даже достойным и нравственным человеком, хотя он при этом отрицает природу духовности?” – тоже есть и мы его дадим!

– философия, учение, мировоззрение направленные против Бога. В его основе лежит отрицание существования Бога, а соответственно и Его Законов, и бессмертной божественной души человека. Это отрицание не может не иметь последствий. И расплачиваться за ошибки человека будет его .

– это тоже вера (система убеждений), тоже религия. Просто это религия, которая направленна против Бога и ведёт, соответственно, к Его противоположности. А кто в этом мире выступает против Бога? Правильно – это силы (Сатана). Поэтому любой , вменяемый, различающий добро и зло экстрасенс, вам ответит, что атеизм – это тот же Сатанизм, только в другой обёртке. Фантик другой, а начинка та же.

  • А тем, кто наивно полагает, что Добро и Зло это понятия относительные, рекомендую внимательно почитать и по ссылкам походить.

Кто такой Атеист и как он выглядит на энергетическом плане?

Атеист – безбожник, человек без покровительства Бога, человек который отказался от своей природы и своего источника. А это значит, что он остался один, сам по себе. Но сам по себе человек не остаётся никогда, а это значит, что его берут под своё крыло другие силы, из противоположного лагеря. Не зря же большинство Целителей даже не берутся помогать человеку если он не крещённый (не под Богом).

Как выглядит Атеист на энергетическом уровне? Фактически, примерно одно и тоже вам скажет любой видящий целитель или хороший экстрасенс со способностями. Если человек не верит в Бога, на энергетическом у него над головой висит блок, часто в виде железобетонной плиты, который перекрывает поток духа (энергию от Бога), перерезает связь с Создателем. Это лишает человека покровительства и помощи со стороны и , и делает его уязвимым для . Такой человек для Тёмных – лёгкая добыча и он быстро становится их рабом.

Покровители такого человека не могут быть светлыми. Они либо серые, если человек более менее неплохой, либо тёмные, если человек негативный (злой, тёмненький).

Душа атеиста как-будто законсервирована (как в консервной банке) или зажата в смирительную рубашку, она автоматически попадает во власть тёмных сил. И после ухода атеиста в мир иной душу, как правило, бывают и исключения, человека забирают Тёмные Силы (имеют право, ведь от Бога и от собственной души человек отказался сам).

У атеиста всегда стоит множество блоков на душе и на сердце. Он имеет сильные ограничения на способность любить и чувствовать в целом. Его чувствительность перемещается на много ниже – с уровня сердца, к энергетическим центрам () отвечающим за эмоции, сексуальное наслаждение и физические ощущения. Другими словами, такой человек в основном живёт материальным.

Статистика. По статистике, Атеисты на много более нервные и неуравновешенные, чем люди верующие, они чаще болеют, меньше улыбаются и на много чаще на старости лет лишаются рассудка (сходят сума). Они лишаются своей души ещё до смерти и их сознание разрушается страхом смерти, отсутствием смысла жизни, и накопленными за жизнь негативными эмоциями и противоречиями сознания. Я не однократно видел, что происходило с человеком, в котором не было веры в Бога, перед его смертью . Атеисты и медики называют это сумасшествием , но на самом деле – это , демоны и черти рвут сознание человека на части. Скажу вам – это страшно!

За спиной атеиста практически всегда стоят Тёмные, в ожидании, когда они смогут наконец заполучить его душу. Но я также видел, как менялся человек, который будучи атеистом обретал Веру, и у него оживало его духовное сердце. Как-будто душа его вдруг сбрасывала оковы и раскрывала крылья, а тёмные теряли над ней власть.

Поучительная история из моей жизни. Мой отец был атеистом-фанатиком и это довело его до мучительных коликов, из-за камней в почках, и до больничной койки. Он не мог от боли даже думать и ругаться, даже злится не мог, не было уже никаких сил. Прямо в больнице, читая книги С. Лазарева о Любви к Богу и (которые я ему передал), за одни сутки мой неверующий родитель очистился от сантиметровых камней полностью! На следующий день узи показало – всё чисто, а анализ мочи был как у младенца (отцу на тот момент было 47 лет). Врачи, как это и бывает всегда, развели руками и выписали его. Папа рассказал, что всю ночь он впервые в жизни молился и основное, за что он просил прощения, это за то, что из-за своей гордости (гордыни) не желал признать существование Бога. Сейчас моему отцу за 60, за последние 10 лет он ни разу ничем не болел, папа всегда в хорошем расположении духа (печальным или нервным я его за последние годы не видел), а ещё он бегает марафон (42 км). Вот вам и Вера в Бога… Правда мой отец не просто верит, он стал на путь развития и каждый день работает над собой: молитвы, самовнушение, медитация и др. А также участвует в общественной деятельности.

И, как я и обещал, отвечаю на вопрос – как так получается, что среди атеистов встречаются достойные и даже духовные люди? Всё просто, это не их заслуга, а их души! Если душа атеиста в предыдущем воплощении прошла серьёзный духовный путь, например путь монаха в монастыре, то в этом человеке будет проявлена накопленная в прошлой жизни духовная сила (соответствующие нравственные принципы и качества, любовь, доброта и свет). Конечно, этот свет души и доброта будет в человеке проявляться даже если он атеист. И чаще всего, эти люди сами не знаю почему они именно такие. Но дело всё в том, что этот свет быстро заканчивается, когда человек становится на противоположную сторону от Бога.

Конечно, вам выбирать во что верить – в Бога или в Его отсутствие, но я вам очень рекомендую поговорить с верующими, которые раньше были атеистами! Спросите у них – что поменялось в их жизни и в них самих после того, как они обрели веру и перестали быть атеистами?

АТЕИЗМ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АТЕИЗМ

(греч. ἄϑεος – безбожник, от ἀ – отрицательная приставка и ϑεός – бог) – последовательно материалистич. воззрение, отвергающее религию, т.е. веру в сверхъестественное (в существование богов, духов, оккультных сил, загробного мира и бессмертия души). В различные эпохи границы понятия "А." изменялись: в антич. мире А. считалось отрицание богов народных верований, в средние века христиане часто называли атеистами язычников, как не знавших или отрицавших "истинного бога". Атеистами нередко называли и тех, кто отвергал антропоморфич. христ. представление о боге, хотя и признавал его существование. В сер. 19 в. наиболее реакц. церковники считали атеистами даже Канта и Гегеля. А. следует отличать от др. форм критики религии, к-рые в определ. условиях могут вести к Α., соприкасаться с ним или служить прикрытием для него. А. отличают от религ. индифферентизма, антиклерикализма, религ. скептицизма (сомнений в отд. догмах религ. веры), религ. вольнодумства (свободного толкования всех религ. догм). От А. необходимо отличать также и пантеизм, к-рые часто бывают глубоко связаны с А. Признавая бога лишь как творца Вселенной, как мировой , проявляющийся в ней, деизм представляет собой отрицание осн. догматов религии. Маркс писал, что деизм у материалистов "есть не более, как удобный и лёгкий способ отделаться от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). У англ. материалистов 17 в., у рус. мыслителя Радищева деизм – преддверие к А. или даже прикрытие его. Пантеизм как отрицание личного бога, как о тождественности бога и природы может быть замаскированным А. или ступенью подхода к А. Фейербах метко охарактеризовал пантеизм как отрицание теологии на почве самой теологии. Энгельс писал, что Мюнцер в христианской форме проповедовал пантеизм, соприкасавшийся с А. (см. тамже, т. 7, с. 370). Пантеизм Бруно, Спинозы, Толанда привел их к А. Однако не всякий пантеизм ведет к А. Материалистич. пантеизм (бог есть всё, напр. бог – ) ведет к Α., идеалистич. пантеизм (всё есть бог, напр. "солнце – глаз бога") – к религии. А. проявляется в практич. и теоретич. деятельности. Историч. развитие А. представляет собой закономерное явление и происходит в тесной связи с наукой, развитием материального производства, политической жизнью и философией. Буржуазные историки обычно игнорируют социально-экономич. основы развития Α., его от хода классовой борьбы. Маркс и Энгельс вскрыли осн. развития А. как борьбы науки против религии, рассматривая его в тесной связи с ходом развития всего общества. А. обычно выражает интересы передовых обществ. классов, борющихся с религией. Развивая воззрения Маркса и Энгельса, создавших науч. теорию преодоления религии, Ленин обогатил науку яркими характеристиками представителей атеистич. лит-ры, дал критику предшествовавшего марксизму Α., выдвинул задачу создать по истории религии "с обзором материалов по истории атеизма и п о с в я з и церкви с буржуазией" (Соч., 4 изд., т. 36, с. 523). Одним из важнейших вопросов в изучении истории атеизма Ленин считал связи антирелиг. борьбы мыслителей прошлого с выступлениями нар. масс против церкви. В каждую историч. эпоху А. опирается на достижения науч. знаний. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием материализма в философии. Чем более последователен , тем более надежную основу представляет он для А. Наивный материализм был идейной основой борьбы против религии в странах Древнего Востока и в антич. обществах Древней Греции и Рима. Метафизич. материализм, развивавшийся в европ. странах в 16–18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с Α., а с деизмом. Филос. основой пролет. марксистского А. является диалектич. материализм. Философия отд. экзистенциалистов (Сартр , Камю, Хейдеггер) не является атеистической, т.к., отрицая существующие религ. системы, эти философы не отрицают веры. Антинауч. попытки превратить А. в религию или создать "религию без бога" (Луначарский), "атеистическую религию" (Уотон), "религию без спиритуализма" (Браун), "атеистический " (Маутнер) и т.д. основаны на неправильном понимании сущности религии, к-рая невозможна без веры в сверхъестественное, полностью отрицаемой А.

Составными частями А. являются философская, естеств.-научная и историческая критика религии. Филос. критика религии опровергает богословские "доказательства" бытия бога: космологич., телеологич., онтологич. и др. (см. Бог). Естеств.-науч. критика религии разъясняет вопросы происхождения солнечной системы, возникновения жизни на Земле, происхождения человека, сущности психич. деятельности и т.д., опровергая тем самым религ. учения о сотворенности богом всего существующего, и загробной жизни. Историч. критика религии показывает происхождение и развитие религ. верований и религ. организаций.

Возникновению религии предшествовал в истории человечества длительный безрелиг. период. Зародыши А. отразились в нек-рых богоборческих мифах. Борьба военной знати против жрецов внутри рабовладельч. класса на Древнем Востоке содержала антирелиг. тенденции. В шумерской повести о страданиях невинного праведника (см. . N. Kramer, From the tablets of Sumer..., 1956) поставлен , к-рый и впоследствии занимал видное в развитии атеистич. мысли: почему праведники (бедняки) страдают, а грешники (богатые) блаженствуют? В 22 в. до н.э. в Древнем Египте появилась "Песнь арфиста", выражавшая неверие в загробную . В папирусе "Спор Гора с Сетом" бог солнца Ра насмешливо говорит Осирису, объявившему себя создателем всей растительности: "Если бы тебя и не бывало и если бы ты и не рождался, ячмень и полба все равно были бы" (М. Э. Матье, Древнеегипетские , М.–Л., 1956, с. 111). В Библии упоминается об А. в Палестине во времена царя Давида (Псал. IX, 25, XIII, 1), а в библейской книге "Екклезиаст" отрицаются души и загробный . В Древней Индии задолго до др.-греч. мыслителей, выступавших против религии, жили выдающиеся атеисты, чьи соч. были уничтожены; их изречений сохранился путем устной передачи от одного поколения к другому. Мудрец Брихаспати и его ученики отвергали существование богов, бессмертие души и загробный мир, отмечали противоречия в брахманских догмах и высмеивали культ, отвергая всякие жертвоприношения. Ученик Брихаспати – Дхишан – подверг критике , называя их созданием лицемерных и алчных мошенников. Взгляды Дхишана назывались " " – учением безбожников. Упанишады называют в качестве одного из выдающихся атеистов Уддаланку. Об А. упоминается также и в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна". Особенно большое развитие А. получил у материалистов-чарваков, отрицавших сверхъестеств. существ, бессмертие души, загробный мир, божеств, и провидение. В Древнем Китае в 7–6 вв. до н.э. Фань Вань-цзы, Шэнь Сюй и др. критиковали веру в "небесного владыку", учили, что людей зависит от них самих. Хань Фэй (ок. 280–233 до н.э.) утверждал, что существование богов и демонов не может быть доказано. Материалист Ван Чун (27–104) критиковал конфуцианскую веру "в волю неба", отрицал бессмертие души. Чжун Чан-туй (179–219) выступал против мистиков, к-рые "одурачивают простых людей". Фань Чжэнь (450–519) боролся с буддизмом, написал трактат "Об уничтожимости духа" ("Шэнь ме Лунь"), в к-ром отрицал бессмертие души.

В 20 в. атеизм развивается, с одной стороны, в контексте проблематики экзистенциализма: обретение человеком свободы и мужества быть самим собой перед лицом обезличивающих, лишающих смысла его жизнь сил-это линия развития атеистической мысли от Ф. Ницше к Ж.-П. Сартру и А. Камю. С другой стороны, в диалектическом материализме атеизм становится составной частью коммунистической идеологии, государственной доктрины; становится антитеизмом, средством противодействия идеологическому инакомыслию в религиозной форме. Дискредитируя атеизм в общественном сознании, воинствующий антитеизм способствовал тому, что духовное сопротивление тоталитаризму в значительной мере направлялось в русло религиозного возрождения (не только в постсоветской России, но и в других странах бывшего социалистического лагеря).

В современных исследованиях феномен атеизма представлен многолико-как во времени, с выделением исторических этапов и форм проявления, так и типологически. Принято различать практический и атеизм, а в рамках последнего-научный, гуманистический и политический. При всей условности этой типологии, она обладает определенной познавательной ценностью.

В сознании, для которого отрицание Бога утрачивает сколько-нибудь серьезное значение, атеизм уступает место а-теизму, т. е. религиозному индифферентизму, безрелигиозности. Сознание этого типа формируется в тех областях деятельности, которые становятся автономными по отношению к религии; напр., наука объясняет изучаемые ею явления так, как если бы Бога не было, оставляя вопрос о Боге за пределами своей компетенции, т. е. не превращая методологический атеизм в мировоззрение. В таком сознании обнаруживается, что вместе с теизмом утрачивает смысл и атеизм в собственном смысле слова, как отрицание Бога. Оказывается, что вырабатываемые культурой механизмы, способы удовлетворения человеческих потребностей, выработки ценностей, регуляции поведения и т. д. далеко выходят за рамки, обозначенные оппозицией “теизм - атеизм”, а сами эти понятия постепенно “растворяются” в понятии культуры.

Лит.: Лукачевский А. Т. Очерки по истории атеизма.-“Антирелигиозник”, 1929, № 10-12, 1930, № 1-4; Ворояицын И. П. История атеизма, изд. 3-е. Рязань, 1930; Ле Дантек Ф. Атеизм. М., 1930; Маутнер Ф. Атеизм в эпоху Великой французской революции. пер. с нем. Л.-М., 1930; Атеизм в СССР: становление и развитие. М., 1986; К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1986; Mautner fr. Der Atheismus und seine Geschichte Abendlande, Hildesheim, Bd. 1-4. 1920-1923; Reding M. Der politische Atheismus. Graz-W.-Köln, 1957; PfailH. Der atheistische Humanismus der Gegenwart, 1959; Lubac A. de. Le drame de l"humanisme athée. P., I960; Lacroix }. The Meaning of modem Atheism. Dublin, 1965; Ley H. Geschichte der Aufklärung und Atheismus, Bd. 1-4. В., 1966-1980; Core/A E„ Loti J. (Hrsg.). Atheismus kritisch beträchtet. Munch., 1971; Smith G. H. Atheism. The Case Against God. Los Ang., 1974; WimderleA., Huldenfeld A. u. a. (Hrsg.). Weltphänomen Atheismus. W., 1979.

В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 . Словарь синонимов


  • Атеизм – это отрицание того, что бог или божества существуют. Соответственно, атеистом называют неверующего, безбожника. Обычно атеисты не верят и ни во что сверхъестественное (загробную жизнь, вещие сны, телепатию и т.п.).

    Атеизм может быть пассивным – человек «просто» не верит, но никак не обосновывает свою позицию и не задумывается над ней. Размышления ведь требуют затрат и усилий. Нередко такие люди избегают определённого ответа: мол, я не знаю, есть бог или нет, мне всё равно. У других атеизм – осознанный выбор, основанный на опыте, аргументах науки и логики.

    Есть и активные («воинствующие») атеисты, которые всячески борются с верой в бога, церковью, а то и с верующими.

    Когда и почему появился атеизм?

    В глубокой древности, в Китае, Индии, Греции, Риме мыслители строили картины мира, где не отводили места божествам. Правда, такие построения не базировались на реальных знаниях и фактах. Это были результаты игр разума, в которые можно было верить или не верить.

    В Средние века в Европе слыть атеистом было опасно для жизни. Неосторожное слово грозило унизительным публичным покаянием, а то и казнью на костре. Позднее, в XVI-XVII веках, слово «атеист» использовалось только в спорах и ссорах, чтобы побольнее «зацепить» оппонента. И простой люд, и тогдашние учёные были сплошь верующими. Новые знания старались уложить в религиозную картину мира.


    Однако шли века, религиозные тормоза слабели. Наука стала строить теории, не прибегая к идее бога. Философы, писатели и политики находили новые аргументы в спорах с верующими. Атеизм набирал силу и распространялся всё шире.

    Почему атеизм пустил такие глубокие корни в СССР?

    Потому что его поддержала вся мощь государственной машины: пропагандой, карательными органами, системой образования и культуры. Атеизм был взят на вооружение, подобно тому, как царская власть опиралась на . Если вспомнить, какими методами строилось новое общество, то станет ясно, что религиозность была бы реальной помехой на пути к нему.

    Фактически власть старалась внедрить новую веру. Для этого в умах и душах следовало расчистить место, избавиться от веры старой. Задача облегчалась тем, что официальные религии срослись с прежней властью, которая себя опорочила. Почти 80 лет искоренения религиозной веры и поддержки атеизма дали ожидаемый результат.

    Наверное, придёт время, когда благодаря науке и росту образованности, все станут атеистами?

    Как будет на самом деле, никто знать не может. Да, наука находит объяснения того, что считалось сверхъестественным. Но парадокс – каждое научное открытие резко увеличивает и область непознанного.

    К примеру, появилась теория, которая объясняет естественное происхождение всей видимой Вселенной: материя, сжатая в крошечную точку, взорвалась и дала начало звёздам, планетам, излучениям.


    Вполне возможно, что это и так. Но теперь надо объяснить, почему случился «Большой взрыв»? Что представляла собой точка, с которой всё и началось? Что было до неё, откуда она взялась?

    Вряд ли намного изменится и природа человека. Человек с характером скептика всегда найдёт изъяны в научной картине мира. А люди, склонные верить, станут искать для неведомого «сверхъестественные» объяснения. В общем, соотношение атеистов и верующих может изменяться, но вряд ли одна из сторон исчезнет совсем.

    Выбор редакции
    Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

    Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

    Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
    О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
    Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
    Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
    Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
    Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...