Великие морские сражения. Крупнейшие морские сражения


Гангутское сражение
Гангутское сражение - морское сражение Великой Северной войны 1700-1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.
К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.
В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Г.Ватранга. Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.
Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала и погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман - фрегат «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику.

Силы сторон:
Россия - 99 галер, скампавей и вспомогательных судов, 15-тысячный десант
Швеция - 14 линейных кораблей, 1 провиантшип, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер

Военные потери:
Россия - 127 убитых (8 офицеров), 342 раненых (1 бригадир, 16 офицеров), 232 пленных (7 офицеров). Всего - 701 чел.(в т.ч.- 1 бригадир, 31 офицер), 1 галера - захвачена.
Швеция - 1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота, 361 убитый (9 офицеров), 580 пленных (1 адмирал, 17 офицеров)(из них- 350 раненых). Всего - 941 чел.(в т.ч.- 1 адмирал, 26 офицеров), 116 орудий.

Сражение при Гренгаме
Сражение при Гренгаме - морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.

После Гангутского сражения Англия, озабоченная возрастанием могущества русской армии, образовала военный альянс со Швецией. Однако, демонстративное приближение объединённой англо-шведской эскадры к Ревелю не заставило Петра І искать мира, и эскадра отошла к берегам Швеции. Пётр I, узнав об этом, приказал переместить русский флот от Аландских островов к Гельсингфорсу, а около эскадры оставить несколько лодок для патрулирования. Вскоре одна из этих лодок, попавшая на мель, была захвачена шведами, в результате чего Пётр приказал возвратить флот обратно к Аландским островам.
26 июля (6 августа) русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Ламеланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер.

Когда 27 июля (7 августа) корабли русских приблизились к Гренгаму, флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.
Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадтского мира.

Силы сторон:
Российская империя - 61 галера и 29 лодок
Швеция - 1 линейный корабль, 4 фрегата, 3 галеры, 3 шхербота, шнява, галиот и бригантина

Военные потери:
Российская империя - 82 убитых (2 офицера), 236 раненых (7 офицеров). Всего - 328 чел.(в т.ч.- 9 офицеров).
Швеция - 4 фрегата, 103 убитых (3 офицера), 407 пленных (37 офицеров). Всего - 510 чел.(в т.ч.- 40 офицеров), 104 орудия, 4 флага.

Чесменское сражение

Чесменское сражение - морское сражение 5-7 июля 1770 года в Чесменской бухте между российским и турецким флотами.

После начала русско-турецкой войны в 1768 году Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от черноморского флота - так называемая Первая архипелагская экспедиция. Две российских эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).

5 июля, бой в Хиосском проливе
После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30-11:45, российский - в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
«Св. Евстафий» под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры «Реал Мустафа» под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того, как горящая грот-мачта «Реал Мустафы» упала на «Св. Евстафий», тот взорвался. Через 10-15 минут взорвался и «Реал Мустафа». Адмирал Спиридов и брат командующего Фёдор Орлов покинули судно ещё до взрыва. Также спасся и капитан «Св. Евстафия» Круз. Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».
К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

6-7 июля, бой в Чесменской бухте
В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом.
В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.

В 17:00 6 июля бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль «Европа», а к 1:00 - «Ростислав», в кильватере которого пришли брандеры.

«Европа», «Ростислав» и подошедший «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг, вступив в бой c турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону), в результате огня «Грома» и/или «Не тронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте.

После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону, расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывезти удалось только одно из них - 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу - одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Силы сторон:
Российская империя - 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль,
17-19 малых судов, ок. 6500 человек
Османская империя - 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер, 32 малых судна,
ок. 15 000 человек

Потери:
Российская империя - 1 линейный корабль, 4 брандера, 661 человек, из них 636 - при взрыве судна Св. Евстафий, 40 раненых
Османская империя - 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, большое число мелких судов, ок. 11.000 человек. Захвачены: 1 линейный корабль, 5 галер

Роченсальмские сражения

Первое Роченсальмское сражение - морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 13 (24) августа 1789 года на рейде шведского города Роченсальм и завершившееся победой русского флота.
22 августа 1789 года шведский флот общим числом 49 кораблей под командованием адмирала К. А. Эренсверда укрылся на Роченсальмском рейде среди островов возле современного финского города Котка. Шведы перегородили единственный доступный для крупных судов пролив Роченсальм, затопив там три судна. 24 августа 86 русских кораблей под командованием вице-адмирала К. Г. Нассау-Зигена начали атаку с двух сторон. Южный отряд под командованием генерал-майора И. П. Балле в течение нескольких часов отвлекал на себя основные силы шведов, в то время как с севера пробивались основные силы русского флота под командованием контр-адмирала Ю. П. Литты. Корабли вели огонь, а особые команды матросов и офицеров прорубали проход. Через пять часов Роченсальм был расчищен, и русские ворвались на рейд. Шведы потерпели поражение, потеряв 39 кораблей (в том числе адмиральский, захваченный в плен). Потери русских составили 2 корабля. В сражении отличился командующий правым крылом русского авангарда Антонио Коронелли.

Силы сторон:
Россия - 86 кораблей
Швеция - 49 кораблей

Военные потери:
Россия -2 корабля
Швеция - 39 кораблей

Второе Роченсальмское сражение - морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 9-10 июля 1790 года на рейде шведского города Роченсальм. Шведские военно-морские силы нанесли сокрушительное поражение российскому флоту, что привело к окончанию практически уже выигранной Россией русско-шведской войны на невыгодных для русской стороны условиях.

Попытка штурма Выборга, предпринятая шведами в июне 1790 года, не увенчалась успехом: 4 июля 1790 года шведский флот, блокированный русскими судами в Выборгском заливе, вырвался из окружения ценой значительных потерь. Отведя галерный флот к Роченсальму (основной состав парусных боевых судов, уцелевших при прорыве выборгской блокады, ушёл на ремонт в Свеаборг), Густав III и флаг-капитан подполковник Карл Улоф Кронштедт начали подготовку к предполагаемой атаке русских. 6 июля были сделаны окончательные распоряжения об организации обороны. На рассвете 9 июля 1790 года, в виду приближающихся русских судов, был отдан приказ к началу сражения.
В отличие от первого Роченсальмского сражения, русские решили прорываться на шведский рейд с одной стороны Роченсальмского пролива. Начальник русского гребного флота в Финском заливе вице-адмирал Карл Нассау-Зиген подошёл к Роченсальму в 2 часа ночи и в 9 часов утра, без предварительной разведки, начал бой - вероятно, желая сделать подарок императрице Екатерине II ко дню восшествия на престол. С самого начала битвы её ход оказался благоприятным для шведского флота, закрепившегося на роченсальмском рейде мощным Г-образным якорным строем - несмотря на значительное превосходство русских в личном составе и корабельной артиллерии. В первый день сражения русские корабли атаковали южный фланг шведов, но были отброшены ураганным ветром и обстреляны с берега шведскими береговыми батареями, а также стоявшими на якоре шведскими галерами и канонерскими лодками.

Затем шведы, умело маневрируя, переместили канонерские лодки на левый фланг и смешали строй русских галер. В ходе панического отступления большинство русских галер, а вслед за ними фрегатов и шебек было разбито штормовыми волнами, затонуло или опрокинулось. Несколько русских парусных судов, вставших на якорь на боевых позициях, было взято на абордаж, захвачено в плен или сожжено.

Утром следующего дня шведы закрепили свою диспозицию новой успешной атакой. Остатки русского флота были окончательно отогнаны от Роченсальма.
Вторая битва при Роченсальме стоила российской стороне около 40 % балтийского флота береговой обороны. Сражение считается одной из крупнейших военно-морских операций (в отношении количества задействованных судов) во всей военно-морской истории; большее количество боевых кораблей - если не принимать в расчёт данные античных источников о битвах при острове Саламин и мысе Экном - приняло участие только в сражении в заливе Лейте 23-26 октября 1944 года.

Силы сторон:
Российская империя - 20 линейных кораблей, 23 галеры и шебеки, 77 боевых шлюпов, ≈1400 орудий, 18 500 человек
Швеция - 6 линейных кораблей, 16 галер, 154 боевых шлюпа и канонерских лодки, ≈1000 орудий, 12 500 человек

Военные потери:
Российская империя - более 800 убитых и раненых, более 6000 пленных, 53-64 судна (в основном галеры и канонерские лодки)
Швеция - 300 убитых и раненых, 1 галера, 4 малых судна

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея)

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея) - морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф. Ф. Ушакова и турецкой под командованием Гасана-паши. Произошло 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю.

Командующий турецким флотом Гасан-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 г. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Черном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III для верности дал в помощь своему другу и родственнику (Гасан-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.
Утром 28 августа турецкий флот, состоящий из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. И вдруг со стороны Севастополя Гасан обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Гасан-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата - «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф.Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть Гасан-пашинского корабля разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.
На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги еще не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира - капитана М.Н. Нелединского - помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направил свой курс к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Гаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г.К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним - «Преображение Господне» и еще несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружен, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошел к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг. Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

В двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон и плавбатарею.

Силы сторон:
Российская империя - 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов, 830 пушек
Османская империя - 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, 1400 пушек

Потери:
Российская империя - 21 убитый, 25 раненых
Османская империя - 2 корабля, более 2 тыс. убитых

Сражение при Калиакрии

Сражение при Калиакрии - последнее морское сражение Русско-турецкой войны 1787-1791 между флотами России и Османской империи, состоявшееся 31 июля (11 августа) 1791 года в Черном море у мыса Калиакра (северная Болгария).

Российский флот под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова в составе 15 линейных кораблей, 2 фрегатов и 19 меньших судов (990 пушек) вышел из Севастополя 8 августа 1791 года, и в полдень 11 августа обнаружил турецко-алжирский флот под командованием Хуссейн-паши в составе 18 линейных кораблей, 17 фрегатов (1 500-1 600 пушек) и большого количества меньших судов на якоре недалеко от мыса Калиакра в северной Болгарии. Ушаков построил свои корабли в три колонны, с северо-востока, между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи. Сеит-Али, командующий алжирским флотом, поднял якорь и последовал на восток, за ним последовал Хуссейн-паша с 18 линейными кораблями.
Российский флот повернул на юг, сформировав одну колонну и затем атаковал отступающий флот противника. Турецкие корабли получили повреждения и в беспорядке бежали с поля боя. Сеит-Али был тяжело ранен в голову. Потери русского флота:17 человек погибло, 28 ранено и только один корабль был тяжело повреждён.

Битва приблизила окончание Русско-турецкой войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Силы сторон:
Российская империя - 15 линейных кораблей, 2 фрегата, 19 вспомогательных кораблей
Османская империя - 18 линейных кораблей, 17 фрегатов, 48 вспомогательных кораблей, береговая батарея

Потери:
Российская империя - 17 убитых, 28 раненых
Османская империя - Неизвестно

Синопское сражение

Синопское сражение - разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием адмирала Нахимова. Некоторые историки рассматривают его как «лебединую песню» парусного флота и первое сражение Крымской войны. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Это нападение послужило для Великобритании и Франции поводом для объявления войны России.

Вице-адмирал Нахимов (84-пушечные линейные корабли «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») был послан князем Меншиковым в крейсерство к берегам Анатолии. Были сведения, что турки в Синопе готовят силы для высадки десанта у Сухума и Поти. Подойдя к Синопу, Нахимов увидел в бухте отряд турецких кораблей под защитою 6-ти береговых батарей и решился тесно блокировать порт, чтобы с прибытием из Севастополя подкреплений атаковать неприятеля.
16 (28) ноября 1853 к отряду Нахимова присоединилась эскадра контр-адмирала Ф. М. Новосильского (120-пушечные линейные корабли «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», фрегаты «Кагул» и «Кулевчи»). Турки могли быть усилены союзным англо-французским флотом, расположенном в бухте Бешик-Кертез (пролив Дарданеллы). Решено было атаковать 2-мя колоннами: в 1-й, ближайшей к неприятелю - корабли отряда Нахимова, во 2-й - Новосильского, фрегаты же должны были под парусами наблюдать за неприятельскими пароходами; консульские дома и вообще город решено было по возможности щадить, поражая лишь суда и батареи. Впервые предполагалось использовать 68-фунтовые бомбические орудия.

Утром 18 ноября (30 ноября) шел дождь при порывистом ветре от OSO, самом неблагоприятном для завладения турецкими судами (они легко могли выброситься на берег).
В 9.30 утра, держа гребные суда у бортов кораблей, эскадра направилась к рейду. В глубине бухты 7 турецких фрегатов и 3 корвета расположены были лунообразно под прикрытием 4-х батарей (одна - 8-орудийная, 3 - по 6 орудий каждая); за боевой линией стояли 2 парохода и 2 транспортных судна.
В 12.30 часа дня по 1-му выстрелу с 44-пушечного фрегата «Аунни-Аллах» был открыт огонь со всех турецких судов и батарей.
Линейный корабль «Императрица Мария» засыпан был снарядами, большая часть его рангоута и стоячего такелажа перебита, у грот-мачты осталась нетронутою только одна ванта. Однако корабль безостановочно шел вперед и, действуя батальным огнём по неприятельским судам, отдал якорь против фрегата «Аунни-Аллах»; последний, не выдержав получасового обстрела, выбросился на берег. Тогда русский флагманский корабль обратил свой огонь исключительно на 44-пушечный фрегат «Фазли-Аллах», который скоро загорелся и также выбросился на берег. После этого действия корабля «Императрица Мария» сосредоточились на батарее №5.

Линейный корабль «Великий князь Константин», встав на якорь, открыл сильный огонь по батарее №4 и 60-пушечному фрегатам «Навек-Бахри» и «Несими-Зефер»; первый был взорван через 20 минут после открытия огня, осыпав обломками и телами моряков батарею №4, которая затем почти перестала действовать; второй был выброшен ветром на берег, когда у него была перебита якорная цепь.
Линейный корабль «Чесма» своими выстрелами снёс батареи №4 и №3.

Линейный корабль «Париж», стоя на якоре, открыл батальный огонь по батарее №5, корвету «Гюли-Сефид» (22-пуш.) и фрегату «Дамиад» (56-пуш.); затем, взорвав корвет и отбросив на берег фрегат, стал поражать фрегат «Низамие» (64-пуш.), фок- и бизань-мачты которого были сбиты, а самое судно сдрейфовало к берегу, где вскоре загорелось. Тогда «Париж» снова начал обстреливать батарею №5.

Линейный корабль «Три Святителя» вступил в борьбу с фрегатами «Каиди-Зефер» (54-пуш.) и «Низамие»; первыми неприятельскими выстрелами у него перебило шпринг, и корабль, повернувшись по ветру, подвергся меткому продольному огню батареи №6, причем сильно пострадал его рангоут. Снова заворотив корму, он очень удачно стал действовать по «Каиди-Зеферу» и другим судам и принудил их броситься к берегу.
Линейный корабль «Ростислав», прикрывая «Три Святителя», сосредоточил огонь на батарее №6 и на корвете «Фейзе-Меабуд» (24-пуш.), и отбросил корвет на берег.

В 1 ½ ч. дня показался из-за мыса русский пароходофрегат «Одесса» под флагом генерал-адъютанта вице-адмирала В. А. Корнилова, в сопровождении пароходофрегатов «Крым» и «Херсонес». Эти суда немедленно приняли участие в бою, который, однако, уже близился к концу; силы турок очень ослабели. Батареи №5 и №6 продолжали беспокоить русские корабли до 4-х часов, но «Париж» и «Ростислав» вскоре разрушили их. Между тем остальные турецкие суда, зажжённые, по-видимому, своими экипажами, взлетали на воздух один за другим; от этого в городе распространился пожар, который некому было тушить.

Около 2 часов турецкий 22-пушечный пароходофрегат «Таиф», вооружение 2-10 дм бомбических, 4-42 фн., 16-24 фн. орудий, под командованием Яхья-бея, вырвался из линии турецких судов, терпевших жестокое поражение, и обратился в бегство. Пользуясь преимуществом в скорости хода «Таифа», Яхья-бей сумел уйти от преследующих его русских кораблей (фрегаты «Кагул» и «Кулевчи», затем пароходофрегатов отряда Корнилова) и сообщить в Стамбул о полном истреблении турецкой эскадры. Капитан Яхья-бей, ожидавший награду за спасение корабля, был уволен со службы с лишением чина за «недостойное поведение».

Силы сторон:
Российская империя - 6 линейных кораблей, 2 фрегата, 3 парохода, 720 корабельных орудий
Османская империя - 7 фрегатов, 5 корветов, 476 корабельных пушек и 44 на береговых батареях

Потери:
Российская империя - 37 убитых, 233 раненых, 13 орудий
Османская империя - 7 фрегатов, 4 корвета, >3000 убитых и раненых, 200 пленных, в том числе адмирал Осман-паша

Цусимское сражение

Цусимское морское сражение - морская битва 14 (27) мая 1905 года - 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение Русско-японской войны 1904-1905 гг., в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах и лишь четырём удалось дойти до русских портов. Сражению предшествовал изнурительный, беспримерный в истории паровых флотов 18 000-мильный (33 000-километровый) переход большой, разнотипной по корабельному составу, русской эскадры из Балтийского моря на Дальний Восток.


Вторая русская Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского была сформирована на Балтике и была предназначена для усиления Первой Тихоокеанской эскадры, которая базировалась в Порт-Артуре на Желтом море. Начав свой путь в Либаве, эскадра Рожественского к середине мая 1905 года добралась до берегов Кореи. К тому времени Первая Тихоокеанская эскадра уже была практически уничтожена. В руках русских на Тихом океане оставался только один полноценный военно-морской порт - Владивосток и подходы к нему были прикрыты сильным японским флотом. В составе эскадры Рожественского находились 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, один броненосный крейсер, 8 крейсеров, один вспомогательный крейсер, 9 эсминцев, 6 транспортов и два госпитальных судна. Артиллерийское вооружение русской эскадры составляли 228 орудий, 54 из них - калибра от 203 до 305 мм.

14 (27) мая Вторая Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив с целью прорваться во Владивосток, и была обнаружена японским дозорным крейсером «Идзуми». Командующий японским флотом адмирал Х. Того к этому времени располагал 4 эскадренными броненосцами, 8 броненосными крейсерами, 16 крейсерами, 6 канонерскими лодками и кораблями береговой обороны, 24 вспомогательными крейсерами, 21 эсминцем и 42 миноносцами, вооруженными в общей сложности 910 орудиями, из которых 60 имели калибр от 203 до 305 мм. Японский флот был разделен на семь боевых отрядов. Того немедленно начал развертывание своих сил с целью навязать бой русской эскадре и уничтожить ее.

Русская эскадра шла по Восточному проходу Корейского пролива (Цусимский пролив), оставляя по левому борту остров Цусиму. Ее преследовали японские крейсера, следовавшие в тумане параллельно курсу русской эскадры. Русские обнаружили японские крейсера около 7 часов утра. Рожественский, не начиная бой, перестроил эскадру в две кильватерные колонны, оставив в арьергарде транспорты и прикрывавшие их крейсера.

В 13 часов 15 минут на выходе из Цусимского пролива были обнаружены главные силы японского флота (броненосцы и броненосные крейсера), которые стремились пересечь курс русской эскадры. Рожественский стал перестраивать корабли в одну кильватерную колонну. Во время перестроения дистанция между кораблями противников сократилась. Закончив перестроение, русские корабли в 13 часов 49 минут с дистанции 38 кабельтовых (свыше 7 км) открыли огонь.

Японские корабли открыли ответный огонь через три минуты, сосредоточив его на головных русских кораблях. Используя превосходство в эскадренной скорости (16-18 узлов против 12-15 у русских), японский флот держался впереди русской колонны, пересекая ее курс и стремясь охватить ее головную часть. К 14 часам дистанция уменьшилась до 28 кабельтовых (5,2 км). Японская артиллерия имела большую скорострельность (360 выстрелов в минуту против 134 у русской), японские снаряды по фугасному действию превосходили русские в 10-15 раз, бронирование русских кораблей было слабее (40% площади против 61% у японцев). Это превосходство предрешило исход боя.

В 14 часов 25 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» вышел из строя, Рожественский был ранен. Еще через 15 минут погиб экскадренный броненосец «Ослябя». Потерявшая руководство русская эскадра продолжала идти в колонне на север, дважды меняя курс, чтобы увеличить дистанцию между собой и противником. В ходе боя японские корабли последовательно сосредоточивали огонь по головным кораблям, стараясь именно их вывести из строя.

После 18 часов командование было передано контр-адмиралу Н. И. Небогатову. К этому времени уже погибли четыре эскадренных броненосца, все корабли русской эскадры были повреждены. Японские корабли также имели повреждения, но ни один не был потоплен. Шедшие отдельной колонной русские крейсера отражали атаки японских крейсеров; в бою погибли один вспомогательный крейсер «Урал» и один транспорт.

В ночь на 15 мая японские миноносцы неоднократно атаковали русские корабли, выпустив 75 торпед. В результате затонул броненосец «Наварин», команды трех потерявших управление броненосных крейсеров были вынуждены затопить свои корабли. Японцы в ночном бою потеряли три миноносца. В темноте русские корабли потеряли связь между собой и далее действовали самостоятельно. Под командованием Небогатова остались лишь два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и один крейсер.
Часть кораблей и отряд Небогатова пытались все же прорваться к Владивостоку. Три крейсера, в том числе «Аврора», ушли на юг и добрались до Манилы, где были интернированы. Отряд Небогатова был окружен японскими кораблями и сдался противнику, но крейсер «Изумруд» сумел прорвать окружение и уйти к Владивостоку. В заливе святого Владимира он сел на мель и был взорван командой. Японцам сдался также эсминец «Бедовый» с раненым Рожественским.

15 (28) мая в бою погибли сражавшиеся самостоятельно один броненосец, один броненосец береговой обороны, три крейсера и один эсминец. Три эсминца были потоплены своими экипажами, а один эсминец ушел в Шанхай, где был интернирован. Во Владивосток прорвались лишь крейсер «Алмаз» и два эсминца. В целом русский флот потерял в Цусимском сражении 8 эскадренных броненосцев, один броненосный крейсер, один броненосец береговой обороны, 4 крейсера, один вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и несколько транспортов. Два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и один миноносец сдались в плен японцам.

Силы сторон:
Российская империя - 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 3 броненосных крейсера (2 устаревших), 6 крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 2 госпитальных судна, 6 вспомогательных судов
Японская империя - 4 броненосца 1 класса, 2 броненосца 2 класса (устаревших), 9 броненосных крейсеров (1 устаревший), 15 крейсеров, 21 эсминец, 44 миноносца, 21 вспомогательный крейсер, 4 канонерские лодки, 3 авизо, 2 госпитальных судна

Потери:
Российская империя - 21 корабль потоплен (7 броненосцев), 7 кораблей и судов захвачено в плен, 6 судов интернировалось, 5045 человек убито, 803 ранено, 6016 взято в плен
Японская империя - 3 миноносца потоплено, 117 человек убито, 538 ранено

Картина Джозефа Меллорда Уильяма Тернера «Трафальгарская битва». Фото: Global Look

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения – это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.
День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания – ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.



Фото: Wikimedia Commons

ГРАВЕЛИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились – они ещё целых два дня преследовали Армаду.


Разгром Непобедимой Армады 8 августа 1588 года. Картина Филиппа-Жака де Лутербурга (1796). Фото: Wikimedia Commons

ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название – Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение – это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру – практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.


Корабли 2-й Тихоокеанской эскадры выходят в плавание. Цусимское сражение, Русско-японская война 1904 - 1905 г. г. Фото: РИА Новости

СИНОПСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Синопское сражение – это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым – турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.


А.П.Боголюбов. Синопский бой 18 ноября 1853 года. Фото: Wikimedia Commons

ЧЕСМЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Чесменское сражение – это ещё одна большая морская битва между русскими и турками. Чесменское сражение произошло 24-26 июня 1770 года в Чесменской бухте. Турецкий флот был вдвое больше русского, но стратегия русского адмирала Г.А. Спиридонова была настолько грамотно выстроена, что позволила победить в бою. Был правильно выбран момент нападения, а флотоводческое искусство помогло русскому флоту занять победную позицию в бою и разгромить турок.

Морские сражения конца XIX века: Цусимское сражение, Лисское сражение.

Одно из первых морских сражений между паровыми флотами произошло 20 июля 1866 г. у острова Лисса во время австро-итальянской во­йны. Фактически это было первое сражение винтовых кораблей, и оно не привело к такти­ческим нововведениям по сравнению со сраже­ниями, в которых участвовали парусные суда: итальянская броненосная эскадра выступила киль­ватерной колонной, а австрийская клином, что позволило ей прорваться сквозь строй противни­ка и разбить его корабли на небольшие группы. Во время боя «Фердинанд Макс» с адмиралом Тегеттхоффом на борту нанес таранный удар итальянскому броненосцу «Ре д"Италия» и пото­пил его. Австрийский броненосец «Кайзер» тоже пытался протаранить «Ре ди Портогалло», но безуспешно. Сражение при Лиссе возродило во­енно-морскую тактику века весельных судов, когда основным оружием служил таран, поскольку артиллерийский огонь не мог использоваться в полной мере из-за малой дальнобойности пушек, все еще стрелявших ядрами.

27 мая 1905 г. в Цусимском сражении приме­нялась абсолютно иная тактика. Решающую роль сыграл не таран, а артиллерия.

Сражение происходило между русским фло­том, под командованием вице-адмирала Рожественского, и японским, который возглавлял адмирал Того.

Русская эскадра, покинув 14 октября 1904 г. балтийский порт Либаву (Лиепая), обогнув Аф­рику, пересекла Индийский океан и спустя семь с лишним месяцев (20 мая 1905 г.) вошла в Восточно-Китайское море. Направляясь Корейским проливом Рожественский намеревался прорвать­ся к Владивостоку - русской дальневосточной морской базе - но в ночь на 26 мая был заме­чен японским дозорным крейсером. В Цусимском сражении корабли шли кильватерными колонна­ми. Это продемонстрировало важность дальнобой­ности артиллерии. Корабли, вступающие в бит­ву, должны были видеть друг друга, легкого ту­мана или облачности, не говоря уже о темноте, было достаточно для прекращения боя.

Русские впервые заметили японские корабли со стороны левого борта, что было принято во внимание Рожественским при выборе боевого построения кораблей. Но когда туман рассеялся, Рожественский обнаружил, что главные силы японцев располагались справа по борту от него. Японцы сразу же открыли огонь из дальнобой­ных орудий, потопив и повредив немало русских кораблей, которые еще до рассвета были атако­ваны торпедами с миноносцев. С наступлением темноты, под командованием контр-адмирала Небо- гатова, остатки русской эскадры отошли на север. Но утром они были обнаружены превосходящими силами японцев и вынуждены были сдаться.
Цусимское сражение (27 мая 1905 г.)

Сражение произошло во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. и сыграло важную роль в развитии военно-морской тактики, продемонстрировав непри­годность тарана. Диаграмма показывает начальные этапы сражения. Первая и вторая японские эскадры продвигались одной кильватерной колонной, ретья шла параллельно им. Русская эскадра при­близилась единой линией. Она заметила противни­ка со стороны левого борта и воспользовалась прикрытием тумана, чтобы изменить боевое пос­троение и запутать противника. Но когда туман рассеялся, первая и вторая японские эскадры ока­зались справа по борту. Сражение происходило при максимальной дальности огня и доказало превос­ходство японской артиллерии.

Диаграмма показывает расположение итальянской и австрийской флотилий в начале сражения. Итальянская эскадра под командованием адмирала Персано шла из Анконы к Лиссе и насчитывала 11 броненос­цев и броненосный таран «Аффондаторе». Австрийская эскадра, под командованием адмирала Тегеттхоф- фа, располагалась в порту Пола, который покинула 19 июля, чтобы вступить в бой с неприятелем. Эскадра Тегеттхоффа насчитывала 7 броненосцев и 7 деревянных кораблей. Основ­ным оружием Лисского сражения стал таран, так как даль­ность орудий, стрелявших ядрами, была невелика.

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения - это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.

День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

Трафальгарское сражение

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания - ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

Гравелинское сражение

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились - они ещё целых два дня преследовали Армаду.

Цусимское сражение

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название - Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение - это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру - практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.

Синопское сражение

Синопское сражение - это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым - турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.

Великий полководец, по-настоящему великий полководец, конечно же, не нуждается в дополнительном допинге волшебных годов. Тут аномалии скорее у полководцев случайных. А вот на море, где от каждого дуновения ветра так много зависит, и повсеместно вихри враждебные, а то и дружественные веют над всеми, векторная магия в виде кармических и антикармических поправок чрезвычайно важна. Здесь воедино собраны как кармические, так и антикармические события. 1714 (год Лошади) – [b]Петр I (Крыса), Гангут. Сия славная победа празднуется у нас теперь официально, как первая морская победа русского флота. Почин, так сказать, а это дорогого стоит. Ради такого можно было рискнуть своим антикармическим везением самому императору. Итак: шла Северная война, под непосредственным командованием Петра Первого у полуострова Гангут авангард русского галерного флота 7 августа 1714 года (по новому стилю) разгромил шведскую эскадру контр-адмирала [b]Нильса Эреншельда, захватив при этом все 10 вражеских кораблей, включая флагманский [i]«Элефант». Петр Первый называл это сражение [i]«Морской Полтавой». Победа при Гангуте обеспечила России окончательный и прочный выход в Балтийское море. Русский флот получил свободу действий в Финском и Ботническом заливах, обеспечив тем самым успешные действия войск в Финляндии и создав условия для переноса военных действий на территорию Швеции. Без сопротивления были заняты Аланские острова. 1790 (год Собаки) – [b]Федор Ушаков (Бык), Керчь, Тендра. Ныне святой, а в то время просто флотоводец Федор Ушаков, свои самые громкие победы одержал в кармическом для Быка году Собаки. Утром 9 сентября 1790 года (по новому стилю) Севастопольская эскадра под командованием новоявленного русского флотоводца обнаружила неприятельский флот, стоявший на якоре между Тендрой и Хаджибейским берегом. Не перестраиваясь из походного порядка в боевой, используя наветренное положение и беспорядочную стоянку на якорях судов противника, русская эскадра стремительно атаковала врага. Турки, обнаружив быстро приближающиеся русские корабли, в панике обрубали якорные канаты, поднимали паруса и бежали к Дунаю. Вновь обнаружив неприятельский флот на рассвете следующего дня, Ушаков организовал погоню. В результате боя адмиральский корабль[i] «Капудание» был уничтожен, а другой [i]«Мелеки-Вагари» ([i]«Владыка морей») взят в плен. А ведь в том же году, но ранее Ушаков одержал победу у Керчи, у мыса Такиль. В тот раз только ветер и паруса спасли турок от полного поражения. 1805 (год Быка) – [b]Горацио Нельсон (Тигр), Трафальгар. 21 октября 1805 года, у мыса Трафальгар английский флот адмирала Нельсона разгромил франко-испанский флот адмирала [b]Пьера-Шарля де Вильнева (Коза), что обеспечило господство английского флота на море. Вильнев побаивался Нельсона, не решался дать сражение и при встрече с противником всякий раз отступал в испанские порты. В сентябре 1805 Нельсон блокировал его в Кадисе. 20 октября Вильнев решился выйти в море только после того как узнал, что [b]Наполеон (Бык) уже назначил ему преемника. Союзники имели численное преимущество (33 корабля против 27), но английские моряки превосходили противника опытом и выучкой. Корабль Нельсона взял на абордаж французский [i]«Редутабль». Французы отчаянно сопротивлялись, ведя с мачт ружейный огонь по палубе [i]«Виктори», и сдались лишь после того, как потеряли 80% экипажа. В этом бою Нельсон был смертельно ранен мушкетной пулей. Англичане захватили и уничтожили 18 кораблей противника. Вильнев попал в плен, принял участие в торжественной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию покончил с собой, не дожидаясь приговора военного суда. Совсем недавно англичане с большой помпой отпраздновали 200-летие великой битвы. 1827 (год Кабана) – Логин Гейден (Дракон), Наварин. …Русской эскадре пришлось вступать в Наварин под обстрелом батарей и кораблей. Из-за задержки [i]"Гангута" "Азову" пришлось более часа вести бой против 6 неприятельских кораблей. Участвовавший в бою Нахимов писал: [i]"Казалось, весь ад разверзся перед нами! Не было места, куда бы ни сыпались книпели, ядра и картечь". Все историки сходятся в одном: главную роль в сражении сыграла стойкость русского флагманского корабля [i]«Азов» под командованием [b]Логина Гейдена. За победу в Наваринском сражении Гейдена 9 ноября произвели в вице-адмиралы. 1853 (год Быка) – [b]Павел Нахимов (Собака), Синоп. Последнее крупное сражение парусных флотов. Где же еще, как ни здесь, нужна была фортуна. Турецкая эскадра укрылась от шторма в Синопской бухте под защиту береговых батарей. 20 ноября наши корабли подошли к означенной бухте и обнаружили вражеский флот. Несмотря на серьезное ослабление эскадры, потрепанной штормом, Нахимов решил заблокировать неприятеля в бухте, а с прибытием подкрепления из Севастополя уничтожить его. 28 ноября Нахимов получил подкрепление. День атаки был назначен на 30 ноября. Несмотря на ожесточенный огонь турок, русские корабли без единого выстрела продолжали сближаться с противником и только с приходом на назначенные места открыли ответный огонь. Численное превосходство русской эскадры в артиллерии и прекрасная подготовка русских комендоров сразу же сказалась на результатах сражения. За три часа русская эскадра уничтожила 15 кораблей противника и заставила замолчать все его береговые батареи. Таким образом, Синопское сражение закончилось полной победой русского флота. Турки потеряли 15 кораблей из 16 и около 3 тысяч убитыми и ранеными. В плен были взяты командующий турецкой эскадрой адмирал [b]Осман-паша, три командира корабля и около 200 матросов. Русская эскадра не имела потерь в кораблях, Потери в личном составе составляли 37 убитыми и 233 ранеными. 1904 (год Дракона) – [b]Всеволод Руднев (Кот), Чемульпо. Ну, кто в России не вздрогнет и не затуманит взор слезой при звуках песни о [i]«Варяге». 9 февраля 1904 года в корейском порту Чемульпо шесть японских крейсеров и восемь миноносцев напали на русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку [i]«Кореец», которые, приняли неравный бой. Командовал [i]«Варягом» в свой кармический год [b]Всеволод Руднев (Кот). Бой был жестоким. Море кипело от взрывов, то и дело возникали пожары, открывались пробоины, Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Серьезные повреждения получили японские крейсеры [i]«Асама», «Чиода», «Такачихо», был потоплен один японский миноносец. Израненный [i]«Варяг» вернулся в порт, было решено снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать. Моряки несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встречал народ. Ну а песня о [i]«Варяге» стала вечной. [i]«Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает. Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает. Все вымпелы вьются, и цепи гремят, наверх якоря поднимают. Готовтися к бою! Орудия в ряд на солнце зловеще сверкают. Свистит, и гремит, и грохочет кругом, гром пушек, шипенье снарядов. И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» подобен кромешному аду. В предсмертных мученьях трепещут тела… гром пушек, и дым, и стенанья… и судно охвачено морем огня… настала минута прощанья. Прощайте, товарищи! С Богом, ура! Кипящее море под нами! Не думали мы ещё с вами вчера, что нынче умрём под волнами. Не скажет ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага. Лишь волны морские прославят в веках геройскую гибель «Варяга». А – 1905 (год Змеи) – [b]Того (Коза), К – 1905 (год Змеи) – [b]Зиновий Рожественский (Обезьяна), Цусима. Бывают такие поражения, от которых страны страдают потом веками. Именно таким поражением для России стала Цусима. Слово [i]«Цусима» для русских стало нарицательным – таким же, каким для немцев позднее стало слово [i]«Сталинград», для американцев – [i]«Перл-Харбор», для самих японцев – [i]«Хиросима». Это сражение произошло 27 мая 1905 года (по новому стилю) и Россия в нем фактически лишилась своего флота. Прежде чем достигнуть Корейского пролива объединенная эскадра прошла 32 тысячи километров из Балтики, мимо Европы, вокруг Африки и далее… У Цусимы ее поджидал японский флот адмирала Того. Российская эскадра потерпела поражение, вернее – полный разгром, так как за три уничтоженных японских миноносца адмирал Рожественский заплатил девятью броненосцами, шестью крейсерами, пятью миноносцами и несколькими транспортами, а еще четыре броненосца и один миноносец сдались в плен. Во время сражения погибли более пяти тысяч членов экипажей российской эскадры. Еще почти шесть тысяч оказались в плену. Разумеется, причин у этой катастрофы было множество, но символично, что у Того был антикармический год и получалось буквально все, а у Рожественского кармический и, как говорят, его преследовал рок. На суде 1906 года Рожественский просил применить к нему смертную казнь, но был оправдан. 1914 (год Тигра) – [b]Фредерик Стэрди (Коза), Фолкленды. У Фолклендских островов английская эскадра под командованием адмирала Фредерика Стэрди разгромила немецкую эскадру фон Шпее. Линейные корабли [i]«Шарнхорст» и [i]«Гнейзенау» были потоплены артиллерийским огнем. Общие потери германской эскадры составили 2000 матросов и офицеров. В числе погибших был фон Шпее. Что касается легких крейсеров, то англичане после погони, длившейся несколько часов, настигли и потопили [i]«Лейпциг» и [i]«Нюрнберг». «Дрездену» удалось ускользнуть. Последняя германская эскадра за пределами Северного моря была уничтожена. Впоследствии многие военно-морские историки будут утверждать, что бой у Фолклендских островов явился крупнейшей победой британского флота со времен Трафальгарского сражения. Наверное, оно стало последним сражением надводных кораблей XX века, больше всего напоминавшим времена Нельсона: его исход от начала до конца решила корабельная артиллерия, без использования торпед, морских мин, авиации или подводных лодок. Однако не все признают триумф Стэрди. Говорят, что он сделал все возможное, чтобы упустить Шпее. Только слепая удача, которая так долго вела адмирала Шпее, в самый решающий момент переметнулась на сторону противника. Ни один человек в истории не попадал на пьедестал так незаслуженно, как Стэрди – такое мнение весьма распространено. 1916 (год Дракона) – [b]Рейнгард Шеер (Кабан), Скагеррак. 24 января 1916 года смертельно больной [b]Гуго фон Поль (Кот) ушел с поста командующего Флотом открытого моря. На его место назначили Рейнгарда Шера. Это идеальная замена, уходит тот, у кого кармический год и приходит тот у кого антикармический. Шеер быстро ликвидировал депрессию, охватившую моряков в связи с предшествующим бездействием. Англичане энергично уклонялись от стычек, но Шеер все же привел флот к Ютландскому сражению – единственному генеральному сражению главных сил германского и английского флотов, к одному из крупнейших в истории сражений на море. После Ютландского сражения, названного в Германии [i]"победа при Скагерраке", Шеера произвели в адмиралы. В течение 1916 года адмирал Шеер предпринял еще несколько серьезных попыток завязать сражение с английским флотом. Совершенно иначе обошелся с адмиралом кармический 1918 год. Германский флот вышел в поход, намереваясь дать генеральное сражение, но англичане благополучно увернулись. Скончался адмирал 26 ноября 1928 года.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...