Виды напорных рукавов. Пожарные рукава: назначение, устройство, классификация


Пожарные рукава представляют из себя гибкий трубопровод, изготовленный из брезента (синтетической ткани) и пропитанный специальным составом. Пожарные рукава применяются для подачи воды (растворов пенообразователей) под давлением. Рабочее давление, на которое рассчитаны пожарные рукава, составляет - не менее 1 кгс/см² (0,1 МПа).

Чтобы повысить прочность, водонепроницаемость и защитить пожарные рукава от воздействия агрессивной среды (кислоты, щелочи, нефтепродукты, экстремальные температуры), на внутреннюю поверхность гибкого трубопровода наносят резиновое (полимерное) покрытие. Снаружи, для усиления, применяют металлическое армирование.

Пожарные рукава имеют соединительные головки, обеспечивающие быстрое и надежное соединение. Они нужны для подключения рукавов к гидрантам, пожарным стволам, мотопомпам, пеногенераторам, гидроэлеваторам и т.д.

Так же, с помощью соединительных головок, рукава можно соединить в одну линию - это применяется, если расстояние, на которое надо подать воду, превышает длину одного пожарного рукава.

Надежность соединения головки, обеспечивается наличием двух захватов, расположенных диаметрально и резинового уплотнителя. Во время присоединения двух головок, обе прокладки, под давлением воды, распираются и образуют герметичное соединение. Такая конструкция исключает возможность самопроизвольной расстыковки соединительных головок.

По назначению и способу применения, пожарные рукава подразделяют на напорные, всасывающие и напорно-всасывающие.

Напорные пожарные рукава

Предназначены для перемещения воды или огнетушащих веществ, находящихся под давлением, к очагу пожара. Они подключаются к пожарным кранам или мотопомпам, а также к автоцистернам или другой передвижной пожарной технике.

Типы напорных пожарных рукавов

Различают рожарные рукава с армирующим каркасом из натуральных материалов и синтетических. В качестве натурального материала применяют хлопковые, льняные и льноджутовые волокна.

К синтетическим материалам относятся прорезиненные и латексированные рукава (с внутренним слоем гидроизоляции), полимерные рукава с двусторонним покрытием и давлением до 3 кгс/см2 (3,0 МПа).

В зависимости от климатических зон, используют напорные рукава пожарные двух видов. При температурном диапазоне окружающего воздуха от -40 С до +45 С применяют рукава в исполнении «У», а если температура колеблется от -50 С до +45 С - исполнение «УХЛ».

Напорный пожарный рукав имеет длину 20 м, при значении диаметра 51, 66, 77, 89, 150 мм.

Особенности конструкции

При использовании пожарных рукавов из льна или хлопка, наружная поверхность чехла увлажняется, благодаря просачиванию воды, что увеличивает термостойкость в условиях пожара. Но с другой стороны - это приводит к большим потерям воды и вызывает сложности при эксплуатации в условиях отрицательных температур.

В прорезиненном напорном пожарном рукаве, в качестве внутреннего слоя гидроизоляции используют резиновую камеру, прикрепленную способом вулканизации.

У латексного рукава, кроме внутренней гидроизоляции из латекса, таким же материалом пропитан армирующий каркас. Латексная пленка защищает наружный слой.

Напорные пожарных рукава двухслойной конструкции, имеют внутреннюю гидроизоляцию и наружное защитное полимерное покрытие. Такая конструкция сводит к минимуму потери воды, а также защищает армирующую ткань от повреждений и влияния солнечного излучения.

Рукава всасывающие

Используют для забора воды из открытых водоемов и подачи ее к насосам мотопомпы или автоцистерны. Всасывание воды происходит за счет создания разрежения внутри рукава.

Типы рукавов всасывающих

В зависимости от рабочей среды, пожарные автомобили комплектуются всасывающими рукавами классов «В» (вода) и «КЩ» (слабые кислотно-щелочные растворы).

От условий работы рукава всасывающие разделяются на две группы:

Для забора воды (путем создания разрежения) из открытых источников воды;

Для работы как при частичном вакууме, так и под давлением.

Рукава всасывающие имеют длину 4 метра. Это определяется размерами пеналов на пожарных автомобилях. Во время движения машины, рукава частично просушиваются за счет обдува воздухом.

Внутренний диаметр рукавов составляет от 25 до 300 мм; длина манжеты - от 75 до 200 мм.

Особенности конструкции

Внутри рукава находится резиновая камера, поверх которой нанесены два текстильных слоя, затем установлена проволочная спираль и промежуточный слой резины, в завершении - наружный текстильный слой. Резиновые слои обеспечивают эластичность, водо- и воздухонепроницаемость. Благодаря проволочной спирали увеличивается прочность рукава.

Спираль не доходит до конца рукавов, поэтому остаются мягкие манжеты. Они нужны для того, чтобы навязать рукава на соединительные головки и закрепить с помощью оцинкованной проволоки или хомутов. На поверхности манжеты находится маркировка, состоящая из технических параметров рукава.

Рукава напорно-всасывающие

Сочетают в себе функции всасывания воды путем создания разрежения и подачи воды (или растворов) от источника, находящегося под давлением.

По своей конструкции рукава напорно-всасывающие, практически ничем не отличаются от всасывающих рукавов и являются их разновидностью. Транспортируются в таких же специальных пеналах на пожарных автомобилях.

Диаметр рукавов составляет от 25 до 300 мм; длина манжеты - от 75 до 200 мм; степень разрежения достигает 0,085 МПа; давление - от 0,35 до 1,10 МПа.

Эксплуатации пожарных рукавов

Для увеличения времени эксплуатации пожарных рукавов, необходимо соблюдать ряд несложных правил. После использования рукавов в зимнее время, их необходимо занести в теплое помещение для оттаивания. Чтобы ускорить процесс, рукава можно поместить в ванну с водой и накрыть крышками.

После оттаивания рукава пожарные отмывают от загрязнений и высушивают, затем проводят внешний осмотр на наличие повреждений. В зависимости от результатов осмотра, рукава отправляют на испытание или ремонт. Ремонт может производиться методом вулканизации или с помощью специального клея.

При соблюдении правил эксплуатации, рукава пожарные будут оставаться надежным средством для тушения пожаров.

Производственная маркировка пожарных рукавов

Маркировка всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов содержит:

1. Название производителя продукции или его товарный знак.

2. Класс пожарного рукава:

Класс Б - предназначен для работы с такими веществами как бензин, дизельное топливо, керосин, масла с нефтяной основой;

Класс В - используется для работы с загрязненной (технической) водой;

Класс Г - необходим для работы с различными газами;

Класс КЩ – потребуется для работы со слабыми растворами различных неорганических кислот и щелочей;

Класс П - для работы с веществами пищевыми (пиво, молоко, вино, питьевая вода, и др.)

3. Группу:

Всасывающие рукава пожарные;

Напорно-всасывающие рукава пожарные.

4. Диаметр, мм.

5. Давление (рабочее), МПа.

6. Длину, м.

7. Дату изготовления изделия: месяц (квартал) и год.

8. Обозначение стандарта (указание ГОСТа).

9. Штемпельную отметку технического контроля.

Маркировка напорных пожарных рукавов содердит:

1. Название производителя изделия или его торговый знак;

2. Тип напорного пожарного рукава;

В зависимости от назначения комплектации:

. (РПМ) - для оснащения пожарных машин;

. (РПК) - для оснащения пожарных кранов: (РПК-Н)- наружных и (РПК-В) - внутренних.В зависимости от материалов конструкции изделия:

. (Д) – пожарный рукав, имеющий двухстороннее полимерное покрытие;

. (П) – пожарный рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию и пропитку каркаса;

. (В) - пожарный рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию.

3. Диаметр, мм;

4. Давление (рабочее), МПа;

5. Длину рукава, м (только для рукавов типа РПК);

6. Специальное исполнение (при его наличии);

По стойкости к различным внешним воздействиям различают пожарные рукава общего и специального исполнения. Рукава специального исполнения, в свою очередь, делятся на:

. (И) – износостойкие пожарные рукава;

. (М) – маслостойкие пожарные рукава, обладающие повышенной стойкостью к воздействию различных масел и нефтепродуктов;

. (Т) – термостойкие пожарные рукава, обладающие повышенной огнеупорной стойкостью при контакте с горячими поверхностями.

Перколированные пожарные рукава обеспечиваются термостойкостью благодаря увлажнению всей длины их наружной оболочки огнетушащими веществами (водой, пенообразователями и т.п.) транспортируемыми под давлением. Назначение перколированных напорных пожарные рукавов заключается в тушении пожаров, когда необходима прокладка пожарных рукавов по поверхностям, разогретым до значительных температур (тлеющим углям, торфяникам и т.п.)

7. Климатическое исполнение, для эксплуатации в районах:

8. Дату изготовления изделия(месяц, год).

Маркировка должна наноситься способом, который обеспечит сохранность и читабельность надписей в течение полного срока эксплуатации.

Классификация пожарных рукавов

По своему назначению пожарные рукава подразделяются на две основных группы:
  1. Напорные пожарные рукава
  2. Всасывающие пожарные рукава
  3. Напорно-всасывающие пожарные рукава

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:250px">

Напорно-всасывающий(вверху)
и всасывающие рукава
различных диаметров (внизу)

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:250px">

Напорные пожарные рукава:
для пожарного крана
и мобильных средств пожаротушения

Применение пожарных рукавов

Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных . Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 1) .

Рис. 1. Схемы забора и подачи воды:
а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника;
в – от водопроводной сети;
1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 – напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта


Огнетушащие вещества подаются под давлением по напорным рукавам. В случае использования (рис. 1, б) для забора воды используют всасывающие рукава 5. При заборе воды из водопроводной сети (рис. 1, в) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8.

При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8. В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6 .

Пожарные рукава (всасывающие, напорно-всасывающие и напорные) должны обеспечивать возможность транспортирования огнетушащих веществ к месту пожара. Соединительные головки должны обеспечивать быстрое, герметичное и прочное соединение пожарных рукавов между собой и с другим пожарным оборудованием.

Прочностные и эксплуатационные характеристики пожарных рукавов и соединительных головок должны соответствовать техническим параметрам используемого пожарными подразделениями гидравлического оборудования .

История создания и совершенствования пожарных рукавов

В XIX в. «Пожарным рукавом называлось такое приспособление, посредством которого можно проводить воду во вcевозможных направлениях».

Пожарные рукава были 2-х видов: забирные и поливные :

  • Забирные (или всасывающие) – для транспортирования воды из какой-либо емкости к пожарной трубе или насосу.
  • Поливные (или выбрасывающие) – для транспортирования воды от пожарной трубы или насоса к месту пожара.
Забирные рукава производились кожаными или резиновыми. Поливные рукава производились кожаными, резиновыми или пеньковыми. Кожаные рукава в зависимости от способа производства выпускались на заклепках или литыми.

Рукава на заклепках были самыми дорогими, но при хорошем уходе были самыми удобными и выгодными. Следует отметить, что при использовании на месте пожара пожарных паровых машин применялись исключительно кожаные рукава на заклепках, как более прочные.

Кожаные литые изготавливались из кожи и сшивались дратвой. Такие рукава несколько дешевле рукавов на заклепках, но они подвергались быстрому износу из-за гниения дратвы и выдерживали меньший напор воды .

Резиновые рукава – значительно дешевле кожаных, но требовали более бережного отношения при эксплуатации. При разрывах плохо поддавались ремонту и их нельзя было длительное время хранить в скатке в сухом месте, что приводило к их растрескиванию.

Пеньковые рукава – самые дешевые из всех существующих на то время рукавов. Они служили долго, если содержались в сухом состоянии. Они были самыми неустойчивыми при эксплуатации при низких температурах.

Для соединения рукавов использовались резьбовые полугайки, которые соединялись с помощью специальных креп.

Большое внимание уделялось правильной эксплуатации поливных рукавов, как на пожаре, так и при техническом обслуживании после их использования. На пожаре для предотвращения их повреждения при переезде телегами и санями использовались рукавные мостики.

При подъеме пожарного поливного рукава на высоту рекомендовалось его брать подствольщику за среднюю часть с целью недопущения большой нагрузки на работающего со стволом (старшего трубника) и возможного разрыва рукава под собственной тяжестью.

Для соединения поливных рукавов между собой использовались рукавные скрепления, из которых одни имели наружную резьбу, а другие внутреннюю потому при раскатке пожарных рукавов необходимо было соблюдать определенный порядок, чтобы можно их было соединить между собой. Для соединения рукавных скреплений применялись специальные ключи .

Навязка соединительных рукавных скреплений осуществлялась на специальном станке.

Для различного вида креплений в пожарной команде использовали целый набор ключей.

Во время тушения пожара и транспортирования воды по рукавным линиям не допускалось их перемещение. Рукавные линии считались горизонтальными, когда рукава были положены горизонтально. Вертикальными, когда рукава подняты наверх или опущены вниз на стене или лестнично клетке. Наклонными, если рукава проложены по наклонной плоскости.

Были разработаны методики определения требуемой длинны рукавной линии для транспортирования воды к пожарным стволам. Параметры для расчета длины рукавной линии были следующие:

Маркировка пожарных рукавов в подразделениях ПО

На рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, кроме заводской, наносят дополнительную маркировку их принадлежности к пожарной части или рукавной базе.

На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе - порядковый номер рукава.

На рукавах, являющихся принадлежностью рукавных баз, проставляется их порядковый номер.

Маркировка наносится на расстоянии 1000-1500 мм от каждой пожарной соединительной головки краской по трафарету. Для маркировки рукавов допускается использовать краску любого цвета, контрастно отличающуюся от цвета рукава.

По окончании входного контроля в пожарной части или на рукавной базе оформляется приложение к

Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения, предназначенного для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.

Пожарные рукава

Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.

Классификация пожарных рукавов

Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Схемы забора и подачи воды:

а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта

Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными . В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б ) для забора воды используют всасывающие рукава 5 . При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в ) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8 .

При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8 . В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6 .

Всасывающие рукава. Пожарные рукава жесткой конструкции, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими.

Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:

1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;

2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.

Устройство всасывающих рукавов показано на рис.2.18. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3 , двух текстильных слоев 2 и 6 , проволочной спирали 4 , промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1 .

Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.

Рис. 2.18. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:

1 – наружный текстильный слой; 2, 6 – текстильный слой; 3 – внутренняя резиновая камера; 4 – проволочная спираль; 5 – промежуточный резиновый слой; 7 – головка соединительная всасывающая

На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.

Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Параметры

Размерность

Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава

Внутренний диаметр рукава

Рабочее давление всасывающих рукавов, не менее:

Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, не менее:

Вакуумметрическое давление

Минимальный радиус изгиба

*Условный проход (DN) – параметр, переименованный для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры.

Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.

Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме.

При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до нормального значения (см.табл.2.7).

Таблица 2.7

При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.

При испытании рукава на герметичность при разрежении, его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.

Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.

В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 2.19.

Классифицируются пожарные напорные рукава и в зависимости от условного прохода и рабочего давления (табл.2.8).

Таблица 2.8

По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава общего исполнения и специального исполнения (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя или пропитки. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.д.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90 о. Продольные нити называются основой , а поперечные – утком .

Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

Рис. 2.19. Классификация пожарных напорных рукавов

При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов. Исполнения ТУ1, рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от -30 0 С до +40 0 С. Исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 0 С до + 50°С и исполнения «УХЛ1» и рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 60 до + 50 °С.

На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, с условным проходом 25,40,50,65,80,90, 150.

Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.

Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.

Напорные рукава с армирующим каркасом из нитей химических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис. 2.19).

Устройство напорного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 2.20. Такой рукав имеет армирующий каркас 1 , выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1 , предварительно смазанного резиновым клеем 3 , и вулканизируется паром под давлением 0,3 – 0,4 МПа при температуре 120 – 140 °С в течение 40 – 45 мин. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 2.21).

Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционное покрытие 2 . Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3 , выполняя функцию защитного покрытия.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием каркаса показана на рис. 2.22. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.

Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Параметры

Все типы напорных рукавов для передвижной пожарной техники

Рукава на рабочее давление 3,0 МПа

Условный проход DN

Внутренний диаметр рукава

Рабочее давление

Разрывное давление, не менее

Масса рукава длиной 1 м, не более

Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия, не менее

Пожарные напорные рукава условным проходом 65 для прокладки магистральных линий (см. рис. 2.17), а условным проходом 65 и менее – для прокладки рабочих рукавных линий.

Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии.

В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости его внутренней поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления S p , указанные в табл. 2.11.

Таблица 2.11

Потери напора в магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

h м.р.л = N p S p Q 2 , (2.3)

где S p – коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м (см. табл. 3.3); Q – расход воды в магистральной линии, л/с; N p – число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяем по формуле

N p = 1,2 L / 20, (2.4)

где L – расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м.

Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов S p и расхода Q подаваемой воды. Так, предельную длину магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

l пр = , (2.5)

где Z м – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) местности на предельном расстоянии, м; Z пр – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов тушения, м.

Расход воды Q , л/с

Потери напора в рукаве длиной 20 м h p , м

Рис. 3.7. Зависимость потерь напора в одном рукаве длиной 20 м от расхода протекаемой воды:

1 – условный проход рукава 80 (диаметр 77 мм); 2 – условный проход рукава 65 (диаметр 66 мм)

Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл. 2.10), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис. 2.23 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии длиной 20 м от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.

Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис. 2.24). Из анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из таких рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается.

Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации.

Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6 – 1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм используется проволока диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям при испытательном давлении, указанном в табл.2.12.

Рис. 2.24. Зависимость коэффициента теплопроводности материала рукавов от температуры окружающей среды: 1 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон и внутренним гидроизоляционным покрытием из резины; 2 – напорный рукав из нитей натуральных волокон без внутреннего гидроизоляционного покрытия; 3 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон, внутренним гидроизоляционным покрытием из латекса и пропиткой каркаса латексом

Температура окружающей среды, ° С

Коэффициент теплопроводности , Вт/(мград)

Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава, испытывают после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев при давлениях, указанных в табл.2.12.

Таблица 2.12

После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, рукава испытывают на герметичность под давлением, указанным в табл.2.13.

Пожарный рукав представляет собой трубопровод с гибкой конструкцией, служащий для транспортировки воды и прочих огнетушащих составов (пенный раствор, порошкообразная смесь). Он оснащается специальными соединительными головками. При тушении пожара необходимо учитывать возможные потери давления внутри элемента, в зависимости от расстояния до возгорания и прочих законов, характерных для гидравлики.

Рукава этого типа функционируют по принципу непосредственной подачи рабочей смеси к основному пожарному стволу. Давление напора варьируется в пределах 2-8 атмосфер. Напорные рукава наиболее распространены, так как ними снабжаются все пожарные автомобильные, поездные и корабельные цистерны. Также элементы нашли широкое применение и в хозяйственной деятельности.

Хранение и транспортировка осуществляется посредством одинарной или парной скатки на специальной катушке. Краткая классификация:

  • Модели с армирующим натурально волокнистым каркасом (лен, джут).
  • Варианты с чехлом из синтетических материалов (прорезиненное покрытие, латекс, полимер).

Указанные изделия проходят ряд проверок и соответствуют ГОСТУ. Раз в 6 месяцев необходимо проводить перемотку всех пожарных рукавов .

Напорно-всасывающие версии

Рукава подобной конфигурации служат для забора жидкости из гидрантов и источников. Для создания вакуума используется насосный агрегат. К особенностям приспособлений относится наличие каркаса из стальной проволоки с прочным текстильным чехлом.

Диаметр изделий всасывающего напорного типа - от 5 до 20 см. Для качественного соединения отдельных отрезков между собой или рабочим патрубком цистерны, требуется применение ключей К-80 и К-150. Это обусловлено высокой жесткостью и большим размером элементов. Предназначение - перекачка пенообразователя, масла и прочих специальных жидкостей.

Всасывающие варианты

Всасывающие пожарные рукава конструкционно схожи с предыдущим аналогом. Отличительной чертой является усиленная конструкция, включающая в себя:

  • Внутреннюю камеру из резины.
  • Пару слоев из текстиля.
  • Проволоку в виде спирали.
  • Промежуточную резиновую и наружную текстильную прокладку.

По длине рассматриваемые модификации не отличаются от других стандартов. Показатель зависит от особенностей пожарного транспорта, составляет 4 метра. Месторасположение - специальный отсек-пенал в верхней части автоцистерны либо на уровне насосного отдела, что несколько удобнее при эксплуатации.

Классификация

Рукава типа «универсал» используются на внутренних гидрантах и переносных помпах. Модели «стандарт» подходят для подачи специальных растворов под давлением. Вариант «технолен» ориентирован на передвижную технику и моторизованные помпы с рабочим давлением до 1,6 МПа. Они отличаются устойчивостью к износу и низкой температуре.

Латексные рукава оснащаются внутренней гидроизоляцией, применяются для транспортировки жидкости под усилием не более 1,6 МПа. Прорезиненные модели типа «Армтекс» с двойным полимерным покрытием используются пенообразователей с водородным параметром рН от 7 до 10 единиц.

Пожарный рукав – это одно из основных первичных противопожарных средств. Он обязателен на каждом объекте и является неотъемлемым атрибутом пожарников МЧС. Устройство предназначено для подачи рабочей среды к местам возгорания. Оно устанавливается и на транспорте: автомобильном и железнодорожном. ПР обязательна в воинских частях, на водных судах – морских и речных. Технические характеристики, размеры, условия хранения, особенности эксплуатации и техобслуживания пожарных рукавов регламентируется ГОСТ Р 51049.2008. Требования государственного стандарта направлены на поддержании работоспособности оборудования, и эффективной работы в момент чрезвычайной ситуации.

Поскольку пожарные гибкие рукава имеются различных видов, их конструкция несколько отличается друг от друга. ПР классифицируют на три группы:

  • Всасывающие. Этот тип противопожарного инвентаря работает с помощью насоса, поэтому он должен быть максимально прочным, надежным и гибким. Данные модификации производят из резины посредством технологии вулканизации. Прочность обеспечивается за счет внешнего кожуха из ткани. Всасывающие приспособления имеют наибольший вес, относительно аналогов других видов. Диаметр таких изделий достигает 20 см, а весить они могут до 6 кг. Головками не комплектуются.
  • Напорно-всасывающие. Этот вид имеет такие же габариты, как и всасывающие: диаметр пожарного рукава – до 20 см, вес – до 6 кг. Эта модификация предназначена для откачки воды из гидрантов и водных источников. Для забора рабочей жидкости внутри создается вакуум, поэтому шланг должен иметь металлический каркас, сверху он закрывается кожухом из прочной грубой ткани. Этот тип регламентирует отдельный ГОСТ 5398.76. Поставляется без головок.
  • Напорные. Напорные модели в диаметре могут достигать 30 см, а по массе – до 7 кг. Этот вид пожарных рукавов подает жидкости и огнетушащие вещества к очагу пожара под избыточным давлением, поэтому основной конструкции является прочный тканевый кожух, внутренняя поверхность которого покрыта гидроизоляционными материалами: резиной, латексом или полимерами. Снаружи устанавливается металлическая арматура. ПР поставляются в полной комплектации. Ниже можно ознакомиться с ТТХ напорных рукавов в таблице.

Важно! При выборе первичного средства пожаротушения в первую очередь следует руководствоваться назначением, но не нужно забывать о технических характеристиках конкретной модели. Они должны соответствовать предстоящим условиям эксплуатации.


Маркировка

Маркировка гибких пожарных рукавов так же регламентируется государственными стандартами. Она должна быть нанесена на каждое изделие и включать в себя:

  • товарный знак производителя или его название;
  • класс изделия;
  • тип устройства;
  • диаметр;
  • рабочее давление;
  • длина в метрах;
  • дата производства;
  • ГОСТ;
  • отметка техконтроля.

Также на ПР должно быть нанесено обозначение части МЧС или предприятия, на котором он эксплуатируется.


Техническое обслуживание и ремонт

ГОСТ устанавливает требование не только по назначению, видам, устройству и использованию пожарных рукавов, но и регламентирует сроки и порядок технического обслуживания. Эти изделия подлежат регулярным проверкам – не реже 1 раза в год. Для контроля создается комиссия.


Мероприятия включают с себя следующие операции:

  • размотка пожарного рукава по всей длине в одну линию на ровной и чистой поверхности, без рисков соприкосновения с химикатами и горючими веществами;
  • визуальный осмотр на предмет целостности и отсутствия повреждений, при их наличие – выполнение ремонта;
  • промывка и просушка изделия, желательно на улице в тени;
  • гидравлические испытания, жидкость подается под максимальным давлением;
  • скатка ПР на новое ребро;
  • установка изделия в шкаф и пломбировка;
  • оформление документации.

Следует понимать! Ответственным за работоспособность пожарного рукава является руководитель организации или предприятия, даже при наличии ответственного лица, назначенного приказом. Поэтому ТОП-менеджер обязан контролировать все происходящее со средствами противопожарной безопасности.

По результатам технического обслуживания составляется акт проверки с перечнем выполненных работ, заносится отметка в журнал, а на пожарный рукав наклеивается бирка, она может быть заверенной копией акта. Такое определение действий регламентируется ППБ. Нарушение порядка может сопровождаться штрафными санкциями. Во время проведения технического обслуживания или транспортировки следует исключить все возможности повреждения противопожарного устройства.


Как выбрать оптимальную модель

Базовыми параметрами, на которые следует обращать внимание при выборе изделия это:

  • Длина. Эта характеристика должна соответствовать особенностям помещения. Стандартная длина ПР варьируется от 4 до 20 метров. На масштабном объекте целесообразно устанавливать большое количество кранов.
  • Диаметр. В первую очередь этот размер должен соответствовать диаметру . При несоответствии используются переходные соединительные головки. Эти изделия разрешают не только коммутировать кран и шланг различных диаметров, но и рукава с разными диаметрами. Головки формируют герметичное соединение, типовые заводские размеры: 7,5, 10 и 12,5 см.

Головки и стволы не всегда входят в комплектацию устройств, поэтому их необходимо приобретать отдельно. Но их наличие обязательно, поскольку без них пожарный рукав не работоспособен. Первичное средство пожаротушения в чрезвычайной ситуации невозможно будет соединить с источником огнетушащего вещества.


Дополнительная классификация пожарных рукавов

Кроме основной классификации существует дополнительные градации. Одна из них предполагает категории по применению в том ими ином климате:

  • У1 — для умеренного;
  • УХЛ1 — для холодного и умеренного;
  • ТУ-1 — для тропического и умеренного.

Так же ГОСТ подразделяет ПР на классы по назначению:

  • Г – рукава, по которым можно транспортировать не только воду, но азот, углекислоту и инертные газообразные среды;
  • В – использование этой модификации связано с транспортировкой 20% растворов щелочей и кислот, кроме соединений азота, так же не рекомендована подача технической воды без добавок;
  • ВГ – шланг может транспортировать горячую воду;
  • Б – класс предназначен для нефтепродуктов и масел, то есть в его конструкции предусмотрена стойкость к нефтяным горючим средам;
  • Ш – по этим рукавам можно транспортировать сыпучие вещества, а так же слабые кислоты и щелочи.
  • П – это экологичные рукавные изделия, предназначенные для транспортировки продуктов питания;
  • КЩ для подачи 20% растворов кислот и щелочей;
  • ПАР-I – для водяных паров, с температурой до +143 градуса С;
  • ПАP-II – для паров с температурой до +175 градусов С.

Классификация по функциональной комплектации:

  • РПМ – для пожарных машин;
  • РПК-Н – для наружных кранов;
  • РПК-В – для внутренних кранов.

Градации по особенностям конструкции:

  • Д – изделие с 2-сторонним покрытием полимерами;
  • П – изделие с пропиткой каркаса и внутренним полимерным слоем;
  • В – изделие с внутренней изоляцией.

Средства пожаротушения специального назначения подразделяются:

  • И – рукава, стойкие к износу;
  • М – изделия, стойкие к воздействию масел;
  • Т – изделия, стойкие к температурам, по ним можно перекачивать горячие рабочие среды

На заметку. Маркировка наносится на изделие таким способом, чтобы информация оставалась читабельной столько, сколько будет эксплуатироваться изделие.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...