Уральские ремесла название место время описание. Народные промыслы урала и предуралья
Наро́дные худо́жественные про́мыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы - важный элемент культуры и быта населения.
Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба и роспись по дереву, художественное гончарство, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и т.д.
Челябинская область занимает достойное место в палитре народного искусства России. На южноуральской земле делают уникальные изделия златоустовской гравюры на стали, каслинское литье и уральская бронза славятся во всем мире.
Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.
Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах.
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.
Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.
Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи.
Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.
Каслинское художественное литье
Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья – это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.
Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. На рубеже XVIII-XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине.
Художественная обработка растительных материалов. Природные богатства – наличие различных пород деревьев – способствовали развитию в Челябинской области деревообрабатывающих ремёсел. Здесь заготавливали капо-корень, лыко, лубок, прут зелёный и очищенный, бересту, мочало. Деревообрабатывающие предприятия специализировались на производстве мебели, сельскохозяйственного инвентаря, телег, саней, лодок и домашней утвари – сундуков, посуды. Было развито бондарное ремесло. Изготовление изделий из бересты бло развито в Саткинском и Ашинском районах Челябинской области. Наличие липы на западных склонах Урала обусловило развитие ремёсел, связанных с её переработкой – производство лыковых заплечных кошелей, лукошек, лаптей. Во все времена плетение из ивового прута пользовалось большой популярностью. Из лозы мастера Увельского района плели корзины и мебель.
Бурачный промысел
- Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.
Льняное производство
- Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области.
Сундучный промысел
- Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.
Производство самоваров
- Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.
Художественное литье
- Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.
Лаковая роспись по металлу
- Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.
Резьба по камню
- Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях.
Производство фарфора
- Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.
Колокольное производство
- Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.
На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени.
Бурачный промысел
Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.
Льняное производство
Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области. Музеи Алапаевска позволяют ознакомиться с древней техникой обработки льна, которая насчитывает сотни лет.
Сундучный промысел
Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский - здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.
Производство самоваров
Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара - 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.
Уральская роспись
Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.
Художественное литье
Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.
Иконопись
Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.
Лаковая роспись по металлу
Родина этого промысла - Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.
Резьба по камню
Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.
Древние ремесленные традиции также положили начало ряду современных промышленных производств:
Производство фарфора
Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.
Колокольное производство
Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА
Методические указания для студентов очной и заочной
форм обучения.
Направление – Сфера обслуживания.
Специальность 100103
Екатеринбург
Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета . Протокол № 1 от 21 октября 2009 года
Рецензент доцент, к. и.н.
Редактор
Компьютерная верстка
_________________________________________________________________
Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Поз. №
Плоская печать Печ. л. Тираж экз.
Заказ № Цена
__________________________________________________________________
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ
Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные преобразования во всех сферах жизни нашего общества определили введение в учебный процесс курса «Народные промыслы Урала», т. к. в современных условиях процветания техногенной цивилизации, усиления роли научно-технического прогресса возникает необходимость приобщения к духовным истокам, культурному наследию, к национальным традициям в культуре и искусстве каждого народа. Особое место в этом процессе занимают народно-художественные промыслы, т. е. та область художественно-практической деятельности человека в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные индивидуальностью, неповторимостью форм и декоративного убранства. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повсеместно соприкасается человек, эти произведения своими эстетическими качествами, образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Выпускник вуза в области знаний по курсу «Народные промыслы Урала» должен:
Знать различные уральские народные промыслы, их центры, особенности техники и технологии;
Уметь различать, сравнивать, анализировать изделия уральских народных промыслов;
Иметь навыки определения художественной ценности изделий народных промыслов Урала, изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, выполнения эскизов изделий народных промыслов Урала.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ
Реферат – одна из форм самостоятельной работы студента дневного отделения, которую он должен выполнить в течение изучения дисциплины. Объем реферата в пределах 20 страниц формата А-4.
Цель работы над рефератом состоит в привлечении студентов к научной работе .
Задачи написания реферата – показать понимание автором проблемы, его умение анализировать, делать обобщения, выводы.
Реферат должен включать:
Титульный лист с указанием вуза и факультета, фамилии, инициалов студента, название темы работы, учебной дисциплины , места (города) и года написания;
Введение;
Основная часть;
Заключение;
Список использованной литературы;
Приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы, ставится проблема, формулируется цель и задачи реферата.
В основной части раскрывается содержание сформулированной во введении проблемы. Основная часть состоит из нескольких (как правило, двух – трех) вопросов. План может быть выстроен в проблемном или хронологическом ключе. Каждый вопрос заканчивается выводами.
Важно, чтобы при приведении цифровых и фактических данных, высказываний выдающихся личностей, цитат из научных исследований и учебников, автор делал соответствующую ссылку на использованный источник (внизу страницы или в конце работы).
В заключении следует подвести итоги, сделать обобщение полученных результатов, сформулировать основные выводы по теме реферата.
В списке литературы использованные источники перечисляются по алфавиту . Библиографическое описание книг и сноски должны соответствовать требованиям ГОСТа.
В приложение выносятся таблицы, отдельные документы, иллюстрации. В этом случае в тексте делаются также ссылки на приложения.
Вопросы и литература к семинарским занятиям
Тема 1. Народно – художественные промыслы Урала как явление культуры
1. Народно – художественные промыслы: понятие, разнообразие видов.
2. История народно – художественных промыслов России.
3. Народно – художественные промыслы Урала: история, общая
характеристика, виды.
4. Традиционные принципы народного творчества.
Темы рефератов и докладов
Народно – художественное творчество Среднего Урала в XVIII – XX вв.
Традиции в народном творчестве.
Многообразие видов народно – художественных промыслов.
Библиографический список
Основная литература
Дополнительная литература
1. Барадулин, букет (народная роспись горнозаводского Урала). [Текст] / . Екатеринбург, 2004.
2. Заринская, культура и предметный мир уральских рабочих. [Текст] / . Екатеринбург, 2004.
3. Зайцев, Г. Б. В бытность на Урале. [Текст] / . Свердловск, 1991
4. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.
5. Ильин, национальность, новаторство. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.
6. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст] / . Ростов-на-Дону, 2004.
Задания
Составить таблицу «Народно – художественные промыслы России» (вид, материал, особенности промысла, центры).
Тема 2. Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство Урала
1. Место прикладных видов искусств в системе пространственных искусств.
2. Виды декоративно – прикладного искусства, их классификация.
3. Выразительные средства декоративно – прикладного искусства.
4. Орнамент и его виды. Универсальные мотивы.
Темы рефератов и докладов
Цветовая символика Востока в произведениях декоративно –
прикладного искусства.
Христианская цветовая символика в изделиях народных промыслов.
Пермский звериный стиль.
Библиографический список
Основная литература
1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.
2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.
3. Максяшин, искусства Урала. [Текст]: учеб. пособие./ . Екатеринбург, Изд – во РГППУ, 2003.
4. Мурзина, культура Урала. [Текст]: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. / . Екатеринбург, Изд – во Дома Учителя, 1999.
Дополнительная литература
1. Баньковский, Л. Пермистика (заметки об истоках пермской региональной культуры). [Текст] / Л. Баньковский. Пермь, 1991.
2. Барадулин, букет (народная роспись горнозаводского Урала). [Текст] / . Екатеринбург, 2004.
3. Власова, О. М. О жанрах пермской деревянной скульптуры. Из истории художественной культуры Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2006.
4. Власова, примитив в пермской деревянной скульптуре. [Текст] / . Екатеринбург, 2006.
5. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.
6. Каган, искусства как предметное бытие художественной ценности. Произведение искусства как социальная ценность. [Текст] / . Свердловск, 1989.
Задания
Выполнить в цвете все виды орнаментов.
Составить изокроссворд: расшифруйте растительный орнамент в росписи подносов, шкатулок, столов и т. п., изобразительный орнамент в металлической посуде, вышивке, коврах.
Тема 3. Уральские камнерезные промыслы
1. История уральских камнерезных промыслов.
2. Екатеринбургский завод «Уральские самоцветы»
3. Пермский комбинат «Уральский камнерез».
4. Оренбургские промыслы. «Самоцветы».
Темы рефератов и докладов
Особенности кунгурских камнерезных народных промыслов.
Ассортимент Екатеринбургского завода «Уральские самоцветы».
«Челябинские художественные изделия» - самая молодая камнерезная фабрика Урала.
Библиографический список
Основная литература
1. Волкова, О. Мастера камня. Екатеринбург.[Текст] / О. Волкова. М.: 2000.
2. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве. [Текст] / . М.: 2002.
3. Грибова, звериный стиль [Текст] / . М.: 1995.
4. Евстифеев, Н. Камнерезное искусство.[Текст] / Н. Евстифеев. Екатеринбург, 1998.
Дополнительная литература
1. Макаров, камень в собрании Эрмитажа. [Текст] / . СПб.: 2005.
2. Мельников, М. Обработка цветных камней в Екатеринбурге: современное состояние этого промысла и его будущее. [Текст] / М. Мельникова. Екатеринбург, 2005.
3. Зверев, промысел на Урале. [Текст] / . Екатеринбург, 2000.
4. . Русский резной камень. [Текст] / . Екатеринбург, 2000.
5. Матюшин, пояс Урала. [Текст] / . М., 1997.
6. Павловский, искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.
Задания
Изготовить эскизы изделий камнерезных промыслов с учетом особенностей каждого из них.
Выполнить коллективную композицию «Мастерская Данилы – мастера»
Тема 4. Художественная обработка металла на Урала
1. История художественной обработки металла в России и на Урале.
2. Каслинское и Кусинское чугунное литье.
3. Златоустовская гравюра на металле.
4. Нижнетагильский расписной поднос.
Темы рефератов и докладов
Каслинский чугунный павильон.
Златоустовский метод обработки металла.
Отличительные черты нижнетагильского подноса.
Способы обработки металлов на Урале.
Библиографический список
Основная литература
1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.
2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.
3. Зайцев, Г. Б. У истоков уральского ювелирного искусства. [Текст] / . Екатеринбург, 1998.
4. Клиентов, А. Саморезов, А. Михайлов, В. Народные промыслы. [Текст]: учеб. пособие / А. Клиентов, А. Саморезов, В. Михайлов. М., Белый город, 2004.
Дополнительная литература
1. Соболев, литье в русском искусстве. [Текст] / . М., 2000.
2. Гилев, проблемы каслинского литья. [Текст] /. СПб, 2001.
3. Зотов, литье. [Текст]: учеб. пособие. / . М., 1999.
4. Дмитриев, роза. История лакирного дела на Урале. [Текст] / Под ред. , . Екатеринбург, Старт, 2000.
5. Павловский, . [Текст] / . Екатеринбург, 2000.
6. Павловский, чугунный павильон. [Текст] / . Екатеринбург, 2007.
Задания
Выполнить эскиз:
Подсвечника, каминной решетки, шкатулки, скульптуры малых форм;
Украшенного оружия;
Нижнетагильского подноса.
Разработать экскурсионный маршрут по данному виду промыслов Урала (описание, карта, эскизы и т. д.).
Тема 5. Уральская керамика
1. История керамических промыслов Урала.
2. Екатеринбургская керамика.
3. Сысертский фарфор.
4. Богдановичский фарфоровый завод.
Темы рефератов и докладов
Многообразие видов керамики (терракота, майолика, фаянц, фарфор)
Способы изготовления керамических изделий.
Таволжская керамика.
Библиографический список
Основная литература
1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.
2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.
4. Мурзина, культура Урала. [Текст]: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. / . Екатеринбург, Изд – во Дома Учителя, 1999.
Дополнительная литература
1. Барадулин, художественного ремесла. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург, 1999.
2. Зайцев, Г. Б. В бытность на Урале. [Текст] / . Свердловск, 1991.
3. Заринская, культура и предметный мир уральских рабочих. [Текст]: / . Екатеринбург, 2004.
4. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст]: учеб. пособие. / . Ростов - на - Дону, 2004.
5. Народные художественные промыслы России. [Текст] / Каталог – альбом. М.: Интербук – бизнес, 2000.
6. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.
Задания
Выполнить рисунок для украшения керамических изделий (сервиза).
Создать эскиз для скульптуры малой формы (статуэтки).
Разработать экскурсионный маршрут по керамическим промыслам Урала (описание, карта, эскизы и т. д.).
Тема 6. Уральская резьба и роспись по дереву,
лозоплетение, изделия из бересты
1. История промыслов на Урале.
2. Уральская резьба и роспись по дереву.
3. Уральская домовая роспись.
4. Невьянская икона.
Темы рефератов и докладов
Тюменские красильщики – великие уральские художники.
Невьянская иконописная школа и ее стилистические особенности.
Уральские берестяных дел мастера. (, Н. Я.
Библиографический список
Основная литература
1. Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.
2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.
3. Барадулин, народная живопись по дереву, бересте и металлу. [Текст]: учеб. пособие. / . Екатеринбург, 2004.
4. Бубнов, деревянное зодчество Урала. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург: 2008.
Дополнительная литература
1. Ларин, О. Поклонись дереву. [Текст] / О. Ларин. М., 2005.
2. Супрун, и роспись по дереву. [Текст]: учеб. пособие./ . М., 1999.
3. Степанов, очарованье. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.
4. Жегалова, народная живопись. [Текст] / . М., 2003.
5. Соколова, роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. [Текст] / . М., ВЛАДОС, 2002.
6. Барадулин, росписи Урала и Приуралья. Крестьянский росписной дом. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.
Задания
Выполнить коллективную композицию «Уральский расписной дом».
Выполнить зарисовки элементов резных узоров во время осмотров памятников деревянного и современного зодчества.
Тема 7. Уральская резьба по кости
1. История развития косторезного промысла на Урале.
2. Виды кости, места ее добычи.
3. Виды резьбы по кости и техника их выполнения.
4. Тобольская резьба по кости.
Темы рефератов и докладов
Плоскорельефная, орнаментально – декоративная резьба по кости.
Инкрустация – один из самых известных способов декора.
Уральский косторезный промысел в Тобольске.
Библиографический список
Основная литература
1. Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.
2. Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.
3. Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.
4. Максяшин, искусства Урала. [Текст]: учеб. пособие./ . Екатеринбург, Изд – во РГППУ, 2003.
Дополнительная литература
1. Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.
2. Абросимова, резьба по дереву, кости и рогу. [Текст]: учеб. пособие. / , . М., 2008.
3. Барадулин, художественного ремесла. [Текст]: учеб. пособие / . Екатеринбург, 1999.
4. . Урал и региональные школы зодчества Вятки и Тобольска. [Текст] / . Екатеринбург, 1997.
5. Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст]: учеб. пособие. / . Ростов - на - Дону, 2004.
6. Народные художественные промыслы России. Каталог – альбом. М., интербук – бизнес, 2000.
Задания
Изготовить эскизы, обдумав вид используемой кости и резьбы,
Мебели, инкрустированной костью;
Шкатулки, кубка;
Тема 8. Уральская вышивка, батик и ковры
1. Из истории уральских вышивальных, ковроткацких промыслов и росписи по ткани.
2. Уральская вышивка.
3. Озерский батик.
4. Уральский народный костюм.
Темы рефератов и докладов
Искусство ручной художественной росписи ткани на Урале.
Невьянская вышивка.
Особенности уральского народного костюма.
Библиографический список
Основная литература
Антонов, промыслы России. [Текст]: учеб. пособие / . М.: 1998.
Бардина, народных художественных промыслов и сувениры. [Текст]: учеб. пособие./ . М.: 2000.
Крживицкая, культура Урала. [Текст]: книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / , . Екатеринбург, «Сократ», 2003.
Воронов, В. С. О крестьянском искусстве. [Текст] / . М., 2002.
Дополнительная литература
Сокольникова, искусство и методика его преподавания в начальной школе. [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / . М., 2003.
Павловский, – прикладное искусство Урала. [Текст] / . Екатеринбург, 2001.
Барадулин, художественного ремесла. [Текст] / . Екатеринбург, 1999.
Соболев, по истории украшения тканей. [Текст] / . М., 2004.
Константинова, декоративно – прикладного искусства. [Текст] / . Ростов на Дону, 2004.
Народные художественные промыслы России. [Текст] / Каталог – альбом. М.: Интербук – бизнес, 2000.
Задания
Предложить рисунок для вышивки (учитывая традиционные сюжеты, орнаменты и цветовую гамму).
Выполнить роспись по ткани одним из известных способов.
Тема 9. Защита коллективных работ – экскурсионных маршрутов «Золотое кольцо Среднего Урала» (по народно – художественным промыслам Урала)
Тема 10. Учебная конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития уральских народных промыслов»
1. Развитие и размещение народных промыслов на территории РФ встреча с искусствоведом, научным сотрудником галереи «Эклектика» Мариной Рудольфовной Прозоровой.
2. Уральская икона: вчера, сегодня, завтра. У нас в гостях иконописец Т.
Водичева.
3. Современное состояние уральских камнерезных промыслов.
4. Художественный металл на Урале.
5. Выставка изделий декоративно – прикладного искусства, набросков и зарисовок деталей интерьеров, украшений, орнаментов и т. п. памятников культуры, коллективных работ по созданию художественного образа уральской избы по предложенным элементам ее внешнего и внутреннего убранства, разработок тематических экскурсионных маршрутов (описание, задания, карта, эскизы), буклетов по народно - художественным промыслам.
Введение……………………………………………………………………… 3
Требования к реферату……………………...………………………………. 3
Вопросы и литература к семинарским занятиям…………………………… 4
Тема 1. Народно – художественные промыслы Урала как явление
культуры…………………...…………………………………………………. 4
Тема 2. Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство
Урала……………………..…………………………………………………… 5
Тема 3. Уральские камнерезные промыслы………..………………………. 7
Тема 4. Художественная обработка металла на Урале…..………………… 8
Тема 5. Уральская керамика……………………………...………………….. 9
Тема 6. Уральские резьба и роспись по дереву, лозоплетение, изделия из
бересты…………………………………………………………….…………. 10
Тема 7. Уральская резьба по кости…………………………………………..12
Тема 8. Уральская вышивка, батик и ковры………………………………...13
Тема 9. Защита коллективных работ – экскурсионных маршрутов «Золотое кольцо Среднего Урала» (по народно – художественным промыслам
Урала)………………………………………………………………………... .14
Тема 10. Учебная конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития уральских народных художественных промслов»……..……… 14
Итоговый тест………………………………………………………………. 15
Народные промыслы
Народные промыслы
Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.
Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.
Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора.
Традиционным уральским промыслом является камнерезно-гранильное производство . Выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней с 1726 года был сосредоточен в г. Екатеринбурге в небольшой мастерской, выросшей впоследствии в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Со второй половины XIX века камнерезные производства размещались во всех крупных заводских поселках.
В настоящее время на территории Свердловской области работают ООО «Уральский сувенир», ООО «Камни Урала», ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Мурзинка-1».
Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.
В настоящее время занимаются ювелирным делом ОАО «Ювелиры Урала», ООО «Екатеринбургская ювелирная фабрика», ИЧП «Витэкс», ООО «Мурзинка-1» ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Уральский сувенир».
Колокололитейное дело на Урале возникло в начале XVIII века в Невьянском заводе, где в 1702 году по распоряжению Н.Д. Антуфьева (Демидова) был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был основан колокололитейный завод. Затем колокололитейное дело было налажено на Екатеринбургском металлургическом заводе, Каменск-Уральском, Выйском (близь Тагила), Суксунском (около г. Красноуфимска) заводах. В советское время выпуск колоколов был повсеместно прекращен. Возрождение промысла началось в 1990 году. В настоящее время колокололитейное дело освоил ООО «Пятков и Ко» в городе Каменск-Уральском.
Художественная ковка и гнутье металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот). В современный период художественной ковкой в Свердловской области занимаются ООО «Кузнецы», ООО «Кузнечная академия», ООО «Кузнечная мануфактура», ООО «Олтос», кузнецы мастерских Художественного фонда (г. Екатеринбург); предприятия ООО «Ковград», ООО «Симфония металла» (г. Первоуральск). Индивидуально работающие мастера и предприятия входят в ассоциацию «Кузнецы Урала» (президент – доцент Уральской архитектурно-художественной академии Н.А. Волков).
Лаковая роспись по металлу зародилась в Нижнем Тагиле. Недавно этот промысел отметил свое 265-летие. В настоящее время производится выпуск расписных подносов в г. Нижнем Тагиле на предприятиях ООО «Тагильский поднос», участком росписи подносов ООО «РСК», ООО «Лаковая живопись Урала».
Деревообрабатывающие промысл ы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением «стильной мебели» богато украшенной резьбой, плетеной мебелью и другими изделиями из лозы и ивы, мелкой декоративной пластикой. В настоящее время различные предметы бытового назначения (корзины, короба, абажуры) выпускает Дистанция лесозащитных насаждений Свердловской железной дороги («Егоршинская лоза»), плетеную мебель из ивы изготавливает ИЧП «Плетеная мебель Тропникова», в мастерских комбината Художественного фонда создан «Центр художественной древесины», специализирующийся на резьбе по дереву, инкрустации; производством разнообразных изделий из бересты занимаются мастера ООО «Артель» в городе Лесном.
Художественный керамический промысел на Среднем Урале был известен с начала XVIII века выпуском глиняной посуды в Невьянском и Сысертском районах. В настоящее время продолжателем дела «Невьянского завода художественной керамики» в Невьянском районе является предприятие ООО «Таволожская керамика». На выпуске посуды с ручной кистевой росписью специализируется ООО «Фарфор Сысерти». В 2000 году «Фарфор Сысерти» освоил производство фарфорово-фаянсовых иконостасов.
Перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 06 марта 2013 года № 262-ПП «Об утверждении Перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области»):
1. Город Екатеринбург – камнерезное и ювелирное производство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение.
2. Город Нижний Тагил – лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное дело, художественное литье и ковка металла.
3. Город Сысерть – производство фарфоровой расписной посуды.
4. Город Богданович – производство фарфоровой расписной посуды.
5. Посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район – производство ювелирных и камнерезных изделий.
6. Село Бутка, Талицкий район – художественное ручное ковроткачество и узорное вязание.
7. Город Туринск – изготовление изделий из дерева с ручной кистевой росписью: детских игрушек, сувениров, кухонных и столовых наборов.
8. Город Артемовский – лозоплетение.
9. Невьянский район – производство художественной керамики.
10. Город Каменск-Уральский – колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.
11. Город Лесной – производство изделий из бересты и лозы, керамическое производство, художественное литье и ковка металла.
- Индейка тушеная в мультиварке: пикантная, с овощами, в сметане, со сливками и грецкими орехами
- Типы речи: описание, повествование и рассуждение
- мученицы татианы. Московская церковь св. мученицы татианы Храм мученицы татьяны при мгу расписание
- Милотичи: возвращение русского села Моравов Александр Викторович
- Почему нельзя плакать перед зеркалом
- Рекомендации: чем смазывать пирожки, чтобы были румяные и аппетитные
- Актеры человек паук тетя мэй Тетя мэй в человеке пауке
- Постановка звуков у детей Занятия по постановке звуков к г х
- Критерии подготовки акта о списании автотранспортных средств
- Горбуша в духовке - вкусные и несложные рецепты запеченной рыбы Филе горбуши запеченная с овощами
- Что означает татуировка ящерица
- Расшифровываем натальную карту дома
- От чего помогает тутовник
- Фотоотчет «День рождения Самуила Яковлевича Маршака в группе
- Дыхание при высоком давлении Правильное дыхание при высоком давлении
- Брянский государственный университет им
- Задания для проверки орфографической и пунктуационной грамотности
- Макроэкономический календарь
- Интересные приметы про пауков
- К чему снятся свадебные туфли К чему снятся свадебные туфли на каблуке