Главные отличия южной кореи от других стран. Культура южной кореи


Сами корейцы говорят, что "...они рождаются язычниками, ведут конфуцианский образ жизни,женятся и выходят замуж по-христиански, а уходят в мир иной как буддисты."

Трудолюбие корейцев - факт, по нынешним временам, общеизвестный. Автор возьмет на себя смелость утверждать, что корейское "экономическое чудо", равно как и другие дальневосточные "экономические чудеса", стало возможным, в первую очередь, именно благодаря этой черте национального характера. Любопытно, что и проведенное в начале 1990-х гг. в США обследование малых предприятий, принадлежащих новым иммигрантам, показало, что корейцы-мелкие предприниматели в среднем проводят на своих рабочих местах больше времени, чем представители любой другой этнической группы.
А еще корейцы чрезвычайно решительны и смелы. Наприме, во время форума нам показывали приевы теквондо и разбивание дощечки одним ударом. После этого тренеры с улыбкой обратились к корецам, кто бы хотел повторить. И что вы думаете, руководитель направления GSM вышел и решительно направился к тренерам. Мы думали это set up, подстроено, но топ менеджер реально сорвался это сделать. Как он вчера объяснял мне, это был голос свыше, элемент преодоления себя, хотя надо сказать костяшки пальцев у нашего Брюса Чоя болели потом сильно. Молодец, смелый и отважный человек.

Вот такой вот национальный характер-внешне спокойные, внутри вулкан.

И все это стоически, с улыбкой, преодоление через боль. За 18 лет я и не тому научилась:)

Хорошо известно, что конфуцианство воспринимало государство как своего рода большую патриархальную семью. В наше время эти представления не только сохранились, но и оказались также перенесены и на фирму, на отношения в ней. Во большинстве крупных компаний даже ведется целенаправленная пропагандистская работа, направленная на то, чтобы сформировать у работников дух единства. Эта "семейная" атмосфера (реальная или наигранная - не важно) играет, если подходить к ней с точки зрения наемного работника и его интересов, двоякую роль. С одной стороны, власть руководства компании является беспрекословной, сотрудники должны не только отвешивать руководителям поясные поклоны, но и мгновенно выполнять любые приказы, ни при каких обстоятельствах не высказывать недовольства, с готовностью оставаться на сверхурочные и воздерживаться от того, чтобы напрямую обсуждать перспективы повышения заработка. С другой стороны, компания, особенно крупная, берет на себя ряд функций по социальной защите работника, предоставляет ему различные льготы, что очень важно в стране с почти полностью отсутствующей системой государственного страхования, и, наконец, гарантирует ему пожизненную занятость: пока существует фирма, ее сотрудник может быть переведен с места на место, из подразделения в подразделение, но уволить его могут лишь в исключительных случаях (относится это, правда, только к квалифицированным работникам - мужчинам).

Любопытно и, опять-таки, в соответствии с традиционными представлениями организовано в корейских фирмах и продвижение по службе. До недавнего времени определяющую роль при продвижении играл стаж работы, так что когда освобождалась вакансия, ее почти автоматически занимал тот, кто работал в данной фирме дольше всех. Сейчас это правило все чаще нарушается, но, в целом, стаж и поныне остается одним из важнейших факторов, который определяет назначения и перемещения. Таким образом решаются сразу три задачи: во-первых, достигается столь ценимая корейским сознанием стабильность, ибо любой работник знает, что в свой черед и он, так сказать, "высидит" себе повышение; во-вторых, соблюдается принцип "старость и молодость соблюдают очередность" - один из основных принципов конфуцианской этики, который все корейцы заучивают еще в школе; в-третьих, обеспечивается внутренняя гармония в коллективе, ибо заметно уменьшается количество поводов к подсиживания и взаимным интригам. Так, например выступающий перед нами сотрудник отдела обучения и развития рассказал, что его отец пришел в GoldStar в 58 году и работал вплоть до 1982. Поэтому перtд сыном не вставало вопроса куда идти после института. Конечно же туда, где столько лет работал отец. Кстати, в мае пойдет 18 год, как я пришла в LG Electronics.

Вообще, характерной чертой корейского менталитета является стремление к бесконфликтности, гармонии. При том, что соперничество и столкновения разнообразных группировок пронизывают все корейское общество, внутри его, так сказать, "базовых элементов" - семьи и фирмы - открытого конфликта стремятся избегать всеми силами. В большинстве случаев, например, неприязнь, существующая на работе между двумя сотрудниками, не найдет выхода в открытой ссоре, а будет скрываться и подавляться. В том же случае, если разногласия приводят-таки к открытому столкновению, окружающие склонны считать виновным не столько того, кто виновен по сути дела, сколько того, кто придал конфликту открытую форму, вынес, так сказать, "сор из избы". По этой же причине в служебных и семейных отношениях корейцев прямые "выяснения отношений" встречаются крайне редко.

Для дальневосточной культуры всегда был характерен этатизм, особая роль государства, которое воспринималось не как нечто чуждое, враждебное и механистическое (подход, в той или иной степени свойственный европейскому или ближневосточному сознанию), но, наоборот, как сила органичная и благая, как естественный защитник человека. Уже говорилось, что категория "общего", "общественного", "государственного" (важно, что в старокитайском, который играл на средневековом Дальнем Востоке примерно ту же роль, что и латынь в Европе, все эти понятия обозначались одним и тем же словом - "гун") в конфуцианском сознании имела безусловно положительную семантическую окраску и противопоставлялась категории "частного" ("сы"), воспринимавшейся более или менее негативно. Вмешательство государства в самые разные стороны жизни считалось благом, тем более что исторический опыт однозначно говорил человеку, выросшему в условиях дальневосточной цивилизации: слабое государство - это кризис оросительных систем, это голод, это жестокие внутренние смуты и еще более жестокие вторжения кочевников.

Этот подход, хотя и несколько поколебленный распространением западных представлений, в целом сохранился и до наших дней. Уважительное отношение к власти, законопослушность остаются и поныне заметными чертами корекйского национального характера. Бесспорно, например, что в период правления Ли Сын Мана и военных диктаторов (1948-1987) корейское государство было авторитарным, и в его распоряжении находился немалый полицейский аппарат.

Другой чертой корейского и, шире, конфуцианского отношения к государству является склонность официальных органов к вмешательству в такие области жизни человека, которые в иных местах традиционно считаются глубоко личными и не подлежащими никакому правому регулированию. До самого недавнего времени, например, в Южной Корее существовала статья, предусматривающая за супружескую измену до 2 лет тюремного заключения. Статья эта была изъята при пересмотре уголовного кодекса только в апреле 1994 г. Можно вспомнить и попытки регламентации одежды, в частности - отчаянную борьбу с мини-юбками в семидесятые годы (блюстители порядка тогда отлавливали модниц и с помощью линейки проверяли, не превышает ли расстояние между их коленками и краем юбки тех 15 см, что были установлены законом в качестве максиума).
Вот так теперь выглядит уличная мода Сеула-порванные нарочито колготки

Или специально подобранные контрастные туфли

В еще большей степени, нежели в производственной сфере, традиционные отношения сохранились в корейской семье. Правда, в последние годы молодые люди стали все чаще брать на себя инициативу в заключении браков, однако и поныне в большинстве случаев будущих супругов знакомят друг с другом посредники, в роли которых могут выступать как профессиональные свахи и сваты, так и, чаще, родители или друзья. По данным специального исследования, в 1991 г. даже среди корейцев с высшим образованием только 35% нашли будущую жену или мужа сами, а остальные же остановились на подобранном для них кандидате (среди людей с начальным образованием доля самостоятельных браков еще ниже, всего лишь 20%).

Традиционно корейское общество не знало браков по любви, в выбор супруга не следовало примешивать личные эмоции (впрочем, мнением будущих жениха и невесты интересовались в последнюю очередь). Деньги, общественное положение, внешность...Любовь приходит после свадьбы. Любовь, возникшая после свадьбы - это лучшая любовь.

Еще одним интересным случаем переосмысления традиционных воззрений и их приспособления к новым условиям являются те метаморфозы, которые произошли с представлением о знатности. Понятие "камун", которое с некоторой долей приблизительности может быть переведено на русский как "родовитость", было очень важно для корейцев и во многом определяло выбор друзей, знакомых, и, особенно, женихов и невест. Cейчас понятие "камун" начинает включать в себя и представление о положении предков и родственников в той иерархии профессий и родов деятельности, которая существует в современном корейском общественном сознании. Например, у дочери шофера или крестьянина "камун" будет считаться плохим, а у отпрыска врача или чиновника - хорошим.

Для корейцев по-прежнему характерны чрезвычайно прочные семейные связи, взаимопомощь, в том числе и материальная, - это обычное явление в отношениях между родственниками. Эта же взаимопомощь постоянно проявлялась во время тимбилдинга, всегда помочь, поддержать команду, не зная языка (русского)-это черта корейцев. Фотография с нашего прошлогоднего тим билдинга.

Традиция предписывает, чтобы родители всегда жили вместе со старшим сыном. В последнее время это правило стало соблюдаться менее строго, но даже при раздельном проживании материальная помощь детей родителям считается чем-то само собой разумеющимся. В условиях конфуцианской страны, в которой уважение к родителям, "сыновняя почтительность" и поныне рассматриваются как наиважнейшая добродетель, уверенность людей в спокойной старости, несмотря на почти полное отсутствие государственного пенсионного обеспечения, довольна велика. В 1985 г. только 16,9% опрошенных социологами корейцев разных возрастов считали, что нехватка денег может стать для них в старости острой проблемой. И еще одна показательная цифра: в стране с населением в 44 миллиона человек в 1990 г. только 6.409 стариков находилось в домах престарелых.

Особая роль мужа и отца в корейской семье определяется не только культурными, но и чисто экономическими причинами. В современной Корее мужчина остается по-прежнему "добытчиком" в полном смысле этого слова. До недавнего времени зарплата мужа является не просто главным, но и практически единственным источником дохода. Но современные девчонки стремяться работать, так что эта тенденция потихоньку меняется.

Иерархичность, конечно, уходит в прошлое и времена, когда кореянка встречала вернувшегося домой мужа, распростершись перед ним ниц на полу, уже миновали,однако, и поныне большинство мужей чуть выше среднего возраста надеяться на то, что встречающая их после работы жена возьмет из рук портфель и поможет снять плащ или куртку.

Но часто эти традиции лишь камуфлируют реальные отношения, и во многих семьях решающее слово по всем важнейшим вопросам принадлежит жене, однако традиционный декор соблюдается. Разумеется, и детей воспитывают в духе беспрекословного повиновения старшим, в понимании того, что отцовское слово - закон. Впрочем, характерное для конфуцианской традиции четкое противопоставление "внешнего" и "внутреннего" (т.е. домашнего) мира привело и к неожиданным результатам. Поскольку жена, которую муж в разговоре с посторонними по-прежнему часто именует "человек нашего дома", является полновластным хозяином во "внутренних" дела, и поскольку в современной товарной экономике управление домом превратилось в первую очередь в управление расходами, то в корейских городских семьях именно жена полновластно распоряжается финансами. Муж отдает жене всю зарплату и получает от нее необходимые суммы на карманные расходы. Так что не все так печально, а даже наоборот. УМНЫЕ ЛЕДИ РУЛЯТ ВЕЗДЕ!

Все течет и меняется, и конфуцианская, традиционная составляющая в менталитете корейского горожанина не может не ослабевать. Во-первых, прекратила свое существование система традиционного образования, основывавшаяся на глубоком изучении древнекитайского языка, иероглифики и классической китайской философии. Во-вторых, современное корейское общество, особенно городское, подвергается активной вестернизации. В-третьих, сама жизнь, все более активное участие Кореи в мировой экономике, все более разносторонние контакты с современным вестернизированным (или вестернизирующимся) миром ведут к тому, что старые стандарты поведения новым поколениям кажутся "консервативными" или попросту неприемлемыми.

Тем не менее, сбрасывать традицию со счетов никак нельзя. Она вошла в плоть и кровь корейца, является частью повседневного воспитания, отразилась и в языке, так что в ближайшие десятилетия ее роль в повседневной жизни корейцев, их системе ценностей и менталитете в целом будет оставаться огромной.

Этикет в корейском обществе, так же, как и в Китае, определяется, национальной традицией, основой которой являются иерархические отношения в обществе и семье.

При встрече корейцы обмениваются словесным приветствием: «Анненъхасимники!». Приветствие может сопровождаться церемониальным поклоном (особенно на Юге). Глубина поклона определяется социальным и возрастным статусом приветствующего и приветствуемого. Сейчас все большее распространение получает рукопожатие (особенно на Севере). Причем первым подает руку старший по возрасту и положению и мужчина - женщине.

При общении стиль речи говорящего зависит также от возраста и социального положения собеседника. Особое внимание корейцы проявляют к старшим по возрасту. В Корее имена расположены после фамилий.

Корейцы стараются избегать использования личных местоимений, называя собеседника по фамилии плюс «господин» (или «учитель»). Называть по имени в Корее возможно только друзей, причем младшего или одинакового с вами возраста. При обращении к равным по возрасту и положению или к младшим вместе с фамилией употребляется частица «оси» («господин»). По отношению к высшим (старшим) необходимо обращаться «сонсэним» («учитель, господин»).

В Корее общепринято обращение «тонъму» («товарищ»). В особо торжественной обстановке употребляется синонимичное слово «тончъки» (тоже «товарищ»), но «тонъчки» используется, если имеется в виду конкретное лицо, только обязательно вместе с фамилией и именем одновременно. («Тончъки», как и «тонъму», может использоваться также в качестве абстрактного обращения.) Между близкими друзьями встречается обращение «сестра», «брат».

С особой любовью корейцы относятся к детям. Корейские дети не капризны и ведут себя тихо и послушно. Вообще в корейской семье во многом сохраняются традиционные отношения, согласно которым жены относятся к мужьям с подчеркнутой вежливостью. Так, например, нередко жена несет поклажу, а муж идет налегке. На Юге замужние женщины, как правило, не работают, и редко встречаются на улице. Корейским женщинам свойственна скромность в поведении. В соответствии с традициями не принято «ухаживать» за женщиной, подавать пальто или прикасаться к ней. Для женщин недопустимым считается курение и употребление спиртного.

Корейцы очень гостеприимны. При посещении корейского дома необходимо соблюдать некоторые правила, связанные с особенностями его внутреннего устройства. Сидят корейцы на полу, подложив специальные подушки для сидения, при этом ноги поджимаются под себя. Поэтому в корейском доме пол всегда содержится в чистоте, и по нему ходят без обуви, которая ставится в коридоре задниками к порогу, так чтобы ее было удобно надевать.

В местах общего пользования и на кухне есть специальные тапочки, которые стоят у входа туда. Выходя из этих помещений в комнаты, тапочки снимают и оставляют также у входа. Подарки в Корее принято подавать и принимать обеими руками.

Находясь в Корее, иностранцам лучше избегать использования жестов. В корейской культуре жестов очень много, они, как правило, имеют иное, чем у европейцев, значение и могут быть восприняты неправильно.

Особенности корейской кухни

Едят корейцы обычно за низенькими столиками, сидя на специальных подушечках. Каждому участнику трапезы дают сначала горячее мокрое полотенце, которым нужно вытереть руки. Потом расставляют блюда, приправы и чашечки с рисом. Едят палочками. Ни в коем случае нельзя втыкать палочки в рис - это плохая примета.

Корейская кухня очень острая, поэтому непривычному человеку следует быть осторожным, особенно при употреблении соусов и приправ. Кухня корейцев немыслима без соевого соуса, соевого масла, соевого молока.

Чеснок - необходимая деталь корейской кухни, и нет ничего необычного в том, что его употребляют даже в компании, не боясь устойчивого чесночного запаха. Острую корейскую пищу обычно запивают водой.

Традиционный напиток корейцев - чай, его пьют во всех случаях. В Корее, в отличие от других стран, есть также и «инсамчха» (женьшеневый чай), который является национальной гордостью корейцев.

Что касается алкоголя, вовсе не обязательно выпивать рюмку до дна. В Корее принято произносить тосты. При тостах чокаются. Младший по возрасту должен наливать старшему. Корейцы, особенно северные, любят петь во время застолья.

В корейском ресторане давать чаевые не принято.

Споры вокруг успехов Восточной Азии (в первую очередь Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга, затем материкового Китая, в последние годы также Вьетнама) вот второй половине XX - начале XXI века хорошо иллюстрируют афоризм "У победы много родителей, а поражение всегда сирота". В данном случае люди противоположных убеждений - либеральных и в широком смысле слова "государственнических" - приписывают их именно своей идеологии. На самом деле, идеологически окрашенные объяснения с обеих сторон не работают. Нет, Восточная Азия не была очагом демократии и рыночной экономики, по крайней мере до 1990-х гг. Нет, они абсолютно не копировали советский опыт (вообще-то за такое предположение в некоторых из этих стран в годы Холодной войны можно было и в тюрьме оказаться).

Разобраться, "как было на самом деле", очень сложно, т.к. мы говорим об гигантском и неоднородном регионе. Стратегии разных стран заметно различались в зависимости от социальной и экономической структуры, географического положения, политической ситуации, личных взглядов лидеров. Скажем прямо, сравнивать "в лоб" портовые города-государства Гонконг и Сингапур с огромным материковым Китаем в принципе невозможно. Поэтому можно очертить только самые общие рамки. Тем, кто интересуется более подробно кейсами отдельных стран, могу порекомендовать такие книги, как "Азиатская модель управления" Джо Стадвелла , "Капитализм по-китайски" Яшэна Хуана . Для владеющих английским и готовых читать академические статьи могу посоветовать, например, работы гарвардского профессора Дани Родрика .

Сердцевина успеха азиатских тигров - в модели экспортоориентированной индустриализации. Это было довольно нетривиальным решением для 1960-1980-x гг., когда развивающиеся страны шли по пути импортозамещения: считалось, что страна должна ограничивать импорт промышленных товаров и добиваться самообеспечения продукцией ключевых отраслей. Экспорту большого значения не придавалось: считалось, что развивающиеся страны в принципе не способны конкурировать с развитыми на внешних рынках, за исключением разве что сырья и сельхозпродукции.

Именно этой стратегии придерживались страны Латинской Америки, Индия, некоммунистические страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд). Результаты, однако, оказались плачевны: на выходе обычно получался неконкурентоспособный промышленный сектор, зависимый от субсидий и заградительных пошлин и зачастую переделённый между госкомпаниями, близкими к правительству олигархами и филиалами иностранных корпораций. Для обеспечения этого сектора зарубежными технологиями, материалами и оборудованием брались кредиты в валюте, которые потом было нечем отдавать, т.к. промышленность была ориентирована только на внутренний рынок, а вечно субсидировать индустриальный сектор за счёт выручки от торговли традиционными предметами экспорта - сырьём и сельхозпродукцией - было невозможно из-за колебаний мировых цен на них. Результатом стали экономические кризисы, сопровождавшиеся девальвацией, а нередко и гиперинфляцией.

В конце 1980-90-е годы в качестве альтернативы провалившейся стратегии импортозамещения стала политика экономической либерализации в рамках так называемого "Вашингтонского консенсуса" , которую активно продвигали МВФ и Всемирный банк, в том числе применительно к постсоциалистическим странам. Она имела многие положительные моменты: например, сокращение регулирования и снижение административной нагрузки на бизнес, в особенности малый. Однако, ограничения этой стратегии также стали видны к концу 2000-х: открытие рынков привело к закрытию старых производств, а слабость рыночных институтов, коррупция и нехватка квалифицированных кадров ограничили возможности для появления новых источников роста. Экономические бумы, основанные на благоприятной конъюнктуре цен на сырье и/или притоке иностранного капитала, направляющегося в основном в недвижимость и отрасли внутреннего спроса (например, пищевую) оказались недолговечными.

Нетрудно заметить, что очень многое из описанного применимо и к России: зависимость от сырьевого экспорта, ориентация промышленности в основном на внутренний рынок, препятствия для развития малого бизнеса, коррупция, высокое неравенство.

Чем же отличалась стратегия "азиатских тигров"? Согласно мнению Джо Стадвелла, их политика заключалась в том, чтобы поощрять экспорт, осуществляемый частными компаниями: крупные концерны (кэйрецу, чеболи) могли получить привилегированный доступ к валютным кредитам, лицензиям на импорт, в том числе предметов роскоши, если они достигали успехов в продвижении своей продукции на внешние рынки. Проигравшие конкурентную борьбу компании не спасались за деньги налогоплательщиков, а банкротились, и их активы делились между другими игроками рынка (скажем, в Корее после кризиса 1998 года был обанкрочен крупнейший чеболь Daewoo и ещё половина из тридцатки крупнейших холдингов страны). Государственные вложения в образование обеспечивали промышленность квалифицированными кадрами, а сравнительно низкий уровень коррупции и дисциплинированная бюрократия создавали условия для того, чтобы политика правительства претворялась в жизнь.

При этом стоит учитывать, что страны Восточной Азии откровенно эксплуатировали преимущество в дешевой рабочей силе: профсоюзы сотрудничали с работодателями или подвергались репрессиями, переработки были нормой, оплата труда - низкой (нам всё это знакомо по критике в адрес китайских "потогонных цехов"). Однако, в долгосрочной перспективе эта политика привела к небывалому росту благосостояния населения азиатских стран.

Наконец, в политическом плане эти страны отличались стабильностью и предсказуемостью: демократизация везде, где она прошла, состоялась на основе легитимных выборов и реформ (несколько особняком стоит Гонконг, никогда не являвшийся суверенным государством, но сохраняющий свой уникальный статус, некоторую политическую самостоятельность, независимость судов и высокий уровень личных свобод). Во внешней политике они избегали изоляционизма и резких конфронтаций с сильными игроками, в основном следуя прагматической линии.

"Этот Ваш Родрик" - очень забавный экономист. Будучи кейнсианцем, т.е. неолибералом и т.е. социал-демократом, он относит к неолиберализму все постулаты классического либерализма и пытается в объятиях дружбы придушить эти постулаты, мол, это уже история, хотя кое-что ценного там и есть.

Признавая, что экономисты (как учёные, как исследователи экономики) не могут понять механизмов функционирования экономики, что их задача лишь в том, чтобы увидеть многообразие причинно-следственных связей, более того, признавая даже силу рынка на примере Китая и др. азиатов, Родрик исповедует чрезвычайно упрощённый утилитарный подход к экономике, в основе которого всё то же государственное регулирование. Не понимая - естественно! - механизмов работы рынка, не понимая того, что этого вообще нельзя понять, поскольку невозможно спрогнозировать поведение человека и тем более массы людей, как потребителей, он, тем не менее, не верит рынку, он почему-то считает, что рынком можно и нужно руководить, и что это должно делать государство по подсказке умных профессоров экономики. Хуже того, он лишает рынок главных его опор - частной собственности, которая имеет, в его представлении, релевантное значение (её можно давать и забирать), и свободы предпринимательства, частной инициативы, выбора, что заменяется мудростью государственных решений, принимаемых с помощью экономистов.

Вот так дискредитируется либерализм. Хороший пример.

Ответить

Прокомментировать

Длительное время корейская культура находилась в тени Японии и Китая. Действительно, корейцы многое почерпнули от своих прославленных соседей. Однако развитие включало три этапа: частичное заимствование, преобразование на свой манер и объединение с местными обычаями. В последнее время таким «донором» стали Европа и США. Страна продолжает наполняться синтезом культур, приобретая новый современный вид.

К примеру, у корейской музыки есть много общего с японской и китайской. Но у неё – тройной ритм, а у «коллег» – двойной. В традиционной живописи, как и в каллиграфии, сильны китайские мотивы. Но картины выделяются экспрессией и яркими красками. Из Китая позаимствовали гончарное ремесло, но в Корее оно получило углублённое и расширенное развитие. Изделия стали делать более изящными, придавая им нежный голубовато-зелёный цвет.

Общение с Европой и Америкой повлияло на одежду. До этого носили ханбок: для мужчин – куртка и штаны, для женщин – блуза и юбка. Сегодня эту национальную одежду надевают лишь по праздникам, но по-прежнему называют «лицом» народа. Изменилась современная культура Кореи и относительно свадебных традиций. Теперь церемонии проводятся в церкви или дворце бракосочетаний, а затем следует традиционная часть с классическими нарядами.

Тесное сплетение религии и культуры Кореи

Сильное воздействие на традиции страны оказала религия. В ранний период люди поклонялись Небу и животным – так зародился тотемизм, и возникли мифы. Эта вера стала основой для шаманизма, который существенно повлиял на раннюю культуру. В период Древнего Чосона люди верили в духов предков, неба, воды и солнца. Культура Южной Кореи всё ещё передает отголоски этих верований.

Корейцы считают, что душа уходит в иной мир не сразу, некоторое время находится рядом со своей семьёй. В современной стране до сих пор практикуют несколько тысяч шаманов. Один из простейших шаманских обрядов - потирание ладоней на удачу перед поездкой или для улучшения здоровья.

Поведение жителей во многом определяет конфуцианство, обогащённое национальным духом. Используется строгая иерархичность. Уже при первой встрече спрашивают о возрасте, образовании, семейном положении и должности. Так определяется собственное место по отношению к новому знакомому.

Общество опирается на принцип пяти взаимоотношений: есть определенные нормы поведения между поданными и правителем, супругами, отцом и сыном, пожилыми и молодыми, друзьями. Многие корейцы уверены, что государство успешно благодаря именно такому подходу. Только 1% населения скажет, что исповедует конфуцианство, но его принципы во многом определили привычки, традиции и стиль поведения.

На особенности культуры Кореи также повлиял буддизм. Его отголоски можно найти в мирном и неагрессивном характере жителей, глубоком философском отношении к жизни и к людям. Буддизм проник через Китай в IV веке н. э. При династии Корё он был официальной религией, поэтому влиял на все сферы. Благодаря буддизму появились тысячи храмов, икон, статуй, литературных произведений. Религия повлияла на живопись, архитектуру, музыку. Самый знаменитый исторический памятник – пещерный храм Соккурам. Весной до сих пор отмечается День рождения Будды – шумно и ярко.

Также своё влияние оказал даосизм. Как и другие религии, он был изменён на корейский лад. Даосизм отразился в сильном стремлении к долголетию, счастью и здоровью. В повседневности до сих пор используется его символика. Например, на предметы домашнего обихода наносятся иероглифы, символизирующие долголетие и счастье.

Истоки национальных традиций

История культуры Кореи переплетена с Корейским полуостровом, но самые первые его жители не считаются предками корейцев. Зарождение нации связывают с эпохой неолита. Многие черты культуры были заложены ещё в древнейшие времена. Становление нации происходило в условиях постоянной угрозы вторжения, и это тоже отразилось на традициях.

Благодаря охоте и собирательству возникла вера в животных и духов – так появился тотемизм. Его отражение – в мифах, которые дошли до наших дней. Всплеск развития принесло появление бронзы, которая попала из Маньчжурии. Позже с севера пожаловали переселенцы, благодаря которым культура Кореи обогатилась – они удивили необычной керамикой и успехами в производстве. Из Китая пришла эпоха железного века – появились монеты, гладкая керамика, зеркала из металла, изящные кинжалы, статуэтки.

Позже развитие происходило самостоятельно, однако при значительном влиянии соседнего Китая. Большую роль играло классовое расслоение: зажиточные люди носили роскошные украшения и пользовались дорогими предметами. С этим временем связывают технологию создания бытовых предметов из бронзы, которая могла посоревноваться с китайской.

Путь развития

С момента появления Трех государств, которые позже объединились в одно, начинается беспрерывная история культуры Кореи. Изначально народ по-прежнему верил в духов, был уверен в их ответственности за разные направления. Позже появилось конфуцианство, которого придерживались вне зависимости от вероисповедания – оно регулировало отношения между людьми.

Затем из Китая попал буддизм, и общество благосклонно приняло религию. Только в Силле (в одном из трех государств) к новому веянию отнеслись враждебно. Но усилиями правителя его утвердили как ещё одну национальную религию. Буддизм позитивно повлиял на зодчество – начали возводить храмы и пагоды, выполнявшие роль просветительских центров. Стала распространяться иероглифическая письменность, которую тоже позаимствовали из Китая. Её адаптировали: беседы вели на родном языке, а иероглифы использовали для его записи. Поскольку китайский и корейский относятся к разным языковым группам, задача оказалась непростой.

«Золотое время» корейской культуры

Культура Южной Кореи получила существенное развитие во время объединенного Силла (VII-X вв.). На протяжении двух веков государства не касались войны или другие внешние конфликты. Это дало возможность сделать упор на развитие культуры. В столице появлялись королевские дворцы и буддийские храмы. Некоторые знаменитые памятники (например, пещерный храм Соккурам и храм Пульгукса) были созданы мастерами, которые имели глубокие религиозные убеждения. Усилилась роль конфуцианства. Достижениями можно считать литьё медных колоколов, самое старое печатное издание, пещерный храм и творчество первого известного поэта – Чхве Чхивона.

Корейцы сберегли идею национально-культурной общности, воплотив её в X столетии – появилось государство Корё. Впервые страна стала единой, начали производиться предметы для прославления страны на Дальнем Востоке. Корё славилось изделиями из фарфора с покрытием из селадона, бронзовыми зеркалами и вазами. Несмотря на зависимость от монгольской династии, страна сумела сохранить свои традиции. Однако были разрушены многие памятники искусства, утрачено ремесленное мастерство.

Петровская эпоха по-корейски

Следующий переломный момент произошел XV столетие. Это период интенсивного развития культуры Кореи – его сравнивают с эпохой Петра I в России. В XV ст. создали корейский алфавит – наступила практически поголовная грамотность. Уже в наше время его внесли в список шедевров мирового наследия. Корейцы считают язык формой искусства и гордятся его шрифтом. Положительные изменения затронули искусство, литературу, книгопечатание и музыкальное направление.

При дворе даже существовало специальное ведомство, которое помогало организовывать жизнь и творчество художников. Произошло первое знакомство с достижениями европейской культуры. С помощью китайских источников осуществлялись переводы научных книг Европы. Это дало толчок развитию разных наук: астрономии, географии, истории.

На рубеже XVI-XVII вв. в страну начало проникать христианство - им интересовались представители правящего класса. Позже с европейцами возникли конфликты, и была усилена политика «закрытия границ». Государство поддерживало тесные связи только с Китаем и вело торговлю с Японией. Местные жители отрицали западную культуру.

Культура обретает массовость

В XVII-XVIII веке произошли социальные и экономические изменения, повысился статус простого народа. Культура Южной Кореи стала более массовой. Распространение получили повести нараспев (пхансори), а народные сказания стали записывать. Те же тенденции коснулись живописи – художники начали изображать местность и сцены из жизни простого народа, а в каллиграфии был изобретен собственный стиль.

Западные каноны

В Корее период от XVII до середины XIX столетия считают «переходом к обществу нового времени». Один из важных моментов – появление современной агротехники. Повысилась урожайность, что дало толчок для роста городов. В результате увеличился спрос на продукцию ремесленников. Стала развиваться выработка тканей, создание посуды из металла.

В XIX столетии получила популярность мысль, что опыт техники и производства нужно перенимать у Запада. Но при этом необходимо поддерживать идейную основу общественной жизни. Существовал даже лозунг: «Восточный путь, Западная техника». Влияние Европы все же было, но заимствования приспособили к местным условиям.

Испытание для культуры нации

Особенности культуры Кореи подверглись испытаниям во время японской колонизации. Завоеватели объявили корейский язык и традиции только ветвью японского. В 1937 году корейский язык запретили употреблять в госучреждениях. «Родным» языком стали называть японский. Корейцев заставили отказаться от своих имен и назвать себя на японский манер. Большая часть изданий была запрещена и даже носить национальную одежду не разрешали. Это была эпоха унижения нации, и Корея до сих пор не может до конца простить этого Японии. Ведь в результате противостояния страна разделилась на две части.

Культурная жизнь страны сегодня

Один из отголосков прошлого, который переплетается с современностью, - праздники. В истории культуры Кореи важное место занимает Лунный Новый Год и Чхусок, которые традиционно продолжают отмечать. Есть и другие праздники, связанные с культом природы, аграрным делом или трудовой деятельностью.

Обычаи наполняют жизнь корейцев и продолжают передаваться из поколения в поколение. Воздействие религии на культуру оказалось очень сильным и остается мощным стимулом её развития и сохранения. Шаманизм, конфуцианство и буддизм тесно переплетаются, оказывая созидающее воздействие на традиции. Культура отличается не только богатством, но и жизнестойкостью. Благодаря заимствованиям, она лишь обогатилась. Жители очень любят страну и её особенности, это предмет национальной гордости.

Культурные достижения

Культура Южной Кореи находится на высоком уровне, и подтверждение этому можно наблюдать в разных образцах искусства. На весь мир знамениты восхитительные изделия из селадона, керамика с серовато-зеленоватой глазурью. Интересны предметы из фарфора с синими рисунками. В живописи - картины чернилами на шёлке или тутовой бумаге. Были придуманы народные и придворные танцы (чонджэму, ильму). Впечатляет и национальный костюм ханбок, который отличается плавными линиями. Женский наряд - с богатой вышивкой и роскошной яркой юбкой. В давние времена было придумано украшение норигэ, которое прикрепляли к одежде. Такой декор подбирали в зависимости от социального положения или сезона. Сохранились необычные архитектурные памятники:

  • Астрономическая башня столицы Силла Кёнджу.
  • Пещерный храм Соккурам.
  • Статуя Будды VIII века.
  • Старинный дворец Кёнбоккун.

Эти объекты знамениты на весь мир и считаются национальными достопримечательностями Южной Кореи. Современная культура Кореи - это и оригинальные сады. В их создании большую роль играют принципы шаманизма. Создавая сады, местные умельцы стараются избегать всего искусственного. Корейцы стараются обойти саму природу, придавая зелёным уголкам естественный вид. Один из примеров - Пхосокчон, построенный ещё в эпоху Силла.

Южная Корея – это государство единственной нации. 99, 9% численности населения составляют корейцы и лишь 0,1% приходится на китайцев, филиппинцев, тайцев и американцев вместе взятых.

Государственным языком является корейский, но широко распространяется и применение английского, однако отзывы туристов говорят обратное. Согласно им, найти служащих отелей, способных объяснятся на английском языке, непростая задача, что во многом затрудняет общение. Этот недостаток легко скрасит общая доброжелательность населения Южной Кореи, уходящая корнями в высокую набожность народа и в его знании своей уникальной национальной культуры и истории.

Предки корейцев

В частности, согласно археологическим исследованиям, несколько тысячелетий назад, корейский полуостров был заселён выходцами из районов нынешнего Алтая. Это были протоалтайцы, потомками которых, считают себя нынешние корейцы, а вот преобладающая религия конфуцианство, распространилась сравнительно недавно, если она, вообще, может считаться религией. Для корейцев это скорее образ жизни и свод социально-этических правил, как, например, соответствие каждого человека, занимаемому месту в обществе, подчинённый зависит от начальника, сын – от отца.

Праздники в Южной Корее

В Южной Корее любят отмечать праздники. Среди них, День Рождения Будды, отмечаемый в мае и по размаху напоминающий христианское Рождество и День Памяти погибших в Корейской войне начала шестидесятых годов прошлого столетия, с призывающей к Минуте Молчания сиреной. Характерной особенностью, является празднование Нового года дважды! По солнечному календарю в ночь с 31 декабря на 1 января и по лунному, в феврале. Празднование Новогоднего торжества проводится исключительно в кругу семьи за праздничным столом с большим количеством угощений национальной кухни, так как согласно корейским верованиям, на празднике вместе с живыми, присутствуют духи умерших предков.
Особое место среди корейских праздников отводится дню рождения ребёнка и свадьбам. Оба праздника изобилуют символичностью. Например, перед тем как взять девушку в жёны, молодой человек должен преподнести её матери подарок в виде запечённого гуся, в знак искреннего намерения на долгую и счастливую семейную жизнь. Корейские свадьбы, настолько торжественны и грандиозны, что для их демонстрации, Национальной Организацией Туризма Южной Кореи организовываются театрализованные представления, точь-в-точь копирующие свадебную церемонию.

Если вам посчастливится получить приглашение на празднование настоящей свадьбы или на день рождения ребёнка, отмечаемого по достижении им годовалого возраста, обязательно похвалите хозяйку дома за приготовленные угощения. Вашу похвалу оценят по достоинству!

Быт корейцев

Корейцы неприхотливы в обустройстве жилища, исключения составляют отели для иностранцев. Комнаты в их домах многофункциональны и могут служить попеременно, то спальней, то столовой. Принимать пищу, они предпочитают сидя на полу, поэтому от назначения комнаты в конкретный промежуток времени, приносят или обеденный стол, или матрас. Кстати, пол в доме бетонный или каменный. Обогрев осуществляется подачей нагретого воздуха или горячей воды в подпольное пространство. Такой способ обогрева помещения называется ондоль, что в переводе с корейского означает «горячий камень».

Алкоголь и корейцы

Прискорбно, но многофункциональность комнат, практична в свете прогрессирующего распространения алкоголизма в Южной Корее. Практически все трудоспособные корейцы, один раз в месяц, а многие и гораздо чаще, собираются на корпоративное застолье, сопровождающееся питьём алкогольных напитков. Такие застолья называются хоесик (hoesik), они также имеют свои традиции. Тосты следуют один за другим, их невозможно пропустить, никто не может сослаться на трезвую ориентацию. Уважительное отношение младшего поколения к старшему, выражением чего, также характерны корейцы, здесь проявляются в полной мере. Если старший наливает младшему, то младший должен держать рюмку двумя руками, а если младший наливает старшему, то двумя руками он держит бутылку. Тот же уважительный язык жестов используется и при ежедневном приветствии. Если рукопожатиями обмениваются старший и младший, то младший пожимает руку старшего обеими руками.

Язык жестов

Язык жестов в Южной Корее, вообще, несёт свою долю символичности и скрытых смыслов. Среди корейцев также как и у нас, непринято подзывать друг друга характерным движением указательного пальца. Этим жестом корейцы подзывают собак. А если они действительно подзывают кого-либо, то опустив ладонь, слегка ею машут, одновременно двигая пальцами.
Южная Корея лесистая и горная страна, делающая большую ставку на развитие горнолыжного туризма и, в частности, на привлечение туристов из России. Так несколько сезонов подряд, Национальной Организацией Туризма Южной Кореи, проводились и проводятся горнолыжные фестивали с характерным названием Ru-Ski. Во время их проведения, туристам разрешается бесплатное использование горнолыжного снаряжения и подъёмников. Для обслуживания привлекается русскоговорящий персонал.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...