Оценка уровня различных компонентов функциональной подготовленности спортсменов. Функциональная подготовка спортсмена


ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ

Кудашова Л.Р.

Казахская государственная академия спорта и туризма
г. Алматы, Республика Казахстан

Одной из актуальных и достаточно сложных проблем спортивной тренировки является управление физиологическими резервами организма спортсменов. Научно-обоснованная коррекция функциональной подготовленности организма связана с разработанностью ее теоретических и практических основ. Следует отметить, что до настоящего времени в учебниках и методических пособиях по теории и методике физического воспитания и спорта, практически отсутствует отдельно выделенный вид подготовки, такой как функциональная подготовка, а в физиологии нет достаточно разработанных теоретических и практических основ, ее определяющих. Это обстоятельство, возможно и являлось причиной недостаточного внимания к ней.

Традиционно сложившаяся классификация в системе подготовки спортсменов представлена ее основными видами: физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовка. Такое положение, умаляет значимость функциональной подготовки, как для тренера, спортсмена, так и учителя физической культуры, что часто приводит к негативным последствиям - срыву механизмов адаптации и развитию перетренированности или отсутствию роста физиологических резервов и ухудшению спортивных результатов, снижению работоспособности. Многолетний опыт работы со сборными командами республики подтверждает необходимость введения в эту классификацию еще один из главных видов это - функциональную подготовку, которая являться биологической базой для всех других видов подготовки.

В настоящей работе представляются разработки по теоретическим и практическим основам функциональной подготовки спортсменов и реализованы научно-обоснованные подходы к решению проблемы управления физиологическими резервами организма.

Функциональная подготовка - это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.

Согласно нашим представлениям, функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических (физиологических, биохимических, психических) резервов организма достигнутых, в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешней среды.

Функциональная подготовленность оценивается как высокая, средняя или низкая по уровню физиологических и биоэнергетических резервов, экономичности их использования, что связано в свою очередь с биологическими способностями организма мобилизовывать, реализовывать, восстанавливать и устойчиво удерживать физиологические функции не только в одном тренировочном занятии, но и на различных этапах подготовки.

Управление функциональной подготовленностью организма носит комплексный характер и основано на разработке необходимых должных моделей, характеризующие резервные физиологические и биоэнергетические возможности спортсменов.

кл.слова: методика, бокс, физра, нагрузки, научные

Процесс подготовки современного специалиста в области физической культуры и спорта детерминирует необходимость формирования у него системного представления о процессе подготовки спортсменов. Разработка парадигмы системной подготовки в спорте позволит увязать все имеющиеся на сегодняшний день представления о тренировочном процессе в единый целенаправленный научно-практический комплекс.

Следующие посылки послужили основанием для разработки системы функциональной тренировки, позволяющей однонаправлено подойти к индивидуальному рекордному результату.

Первая - современное представление о человеке, как о многоструктурной, многослойной, динамичной форме, постоянно изменяющейся во времени и пространстве под воздействием окружающей среды, столь же динамично изменяющейся.

Вторая - представление о тренировочной нагрузке, которая в стандартном ее применение, что характерно для абсолютного большинства видов спорта, впервой тренировке будет максимальной, во второй - большой, в третьей тренировке - умеренной, в четвертой - безразличной, а в пятой - станет вредной, т.к. психика спортсмена, пришедшего на тренировку направлена на преодоление тренировочной работы развивающего характера, а она уже в четвертом представлении не вызывает необходимых сдвигов в организме спортсмена, а это формирует негативное отношение к тренировке со стороны психики тренирующегося.

Третья посылка - понятие о тренировочной нагрузке, как произведении времени выполнения тренировочной работы на показатель ее интенсивности, измеряемой, по частоте сердечных сокращений, при фиксированном представлении об интенсивности тренировочной нагрузки, в достаточной мере разработанных в различных видах спорта, изменяемой величиной является время выполнения упражнений в различных зонах мощности тренировочной работы. Следующая пятиступенчатая система функциональной подготовки отвечает всем вышеуказанным позициям.

Первой ступенью системы, являются нагрузки умеренной мощности/типа бега трусцой/, где пульс варьирует в диапазоне 140-150 уд./мин, время работы стремится к бесконечности, упражнения выполняются без интервалов отдыха, смена видов упражнений на различные группы мышц определяет эффективность восстановления работоспособности мышц, до этого работавших.

Вторая ступень - тренировочная работа в зоне большой мощности, где пульс изменяется от 150 до 170 уд/мин., время работы 15-30 мин., интервал отдыха-3-6 мин.

Третья ступень-работа в зоне, субмаксимальной мощности, где пульс варьирует от 170 до 186 уд./мин., время работы - 3-6 мин., а время отдыха между отрезками работы изменяется от 1 до 2 мин.

Четвертая ступень- работа в зоне максимальных нагрузок, где пульс поднимается до 200 уд/мин, время работы изменяется от 10 до 60 сек. а время отдыха определяется интервалом восстановления пульса до 120 уд/мин.

Пятая ступень - работа в зоне рекордного результата, которая определяется специфическими формами подготовки/контрольные прикидки, схватки, бои и т.п./, а также созданием условий близких к условиям соревнований. При этом требуется соответствующая психическая и психологическая подготовка.

Данная пятиступенчатая система- дверь за пятью замками и ключом к этой двери служат соотношения объемов времени работы/суммарные/ между ступенями, которые выглядят следующим образом: ступень первая к ступени второй, как 2:1, ступень вторая к ступени третьей, как 3:1, ступень третья к ступени четвертой, как 5:1 ; ступень четвертая к ступени пятой, как 7:1. В данном случае разговор идет только о чистом времени тренировочной работы, исключая интервалы отдыха.

Необходимость такого построения системы определена закономерностями, установленными ведущими русскими физиологами, которые свидетельствуют о том, что эффективность тренировочной работы в более высокой зоне мощности детерминирована необходимым объемом времени тренировочной работы в зоне предыдущей меньшей мощности и, с другой стороны, работа в зоне больших мощностей требует соответствующего набора времени работы в зонах меньшей мощности. Представленный ключ" соотношение нагрузок в зонах разных мощностей - это всего лишь заготовка, болванка ключа, а сам ключ формируется спортсменом и тренером индивидуально, ориентируясь на предложенные соотношения и исходя из индивидуальных способностей спортсмена.

Работа по освоению системного подхода к тренировке начинается с определения предельных физических возможностей тренирующегося в зоне умеренных нагрузок, и затем полученный результат пролонгируется на остальные зоны, согласно предложенным соотношениям. Постоянное увеличение времени тренировки в зоне умеренных нагрузок и соответствующее его изменение в остальных зонах неминуемо приведет к появлению индивидуального рекордного результата у спортсмена.

Представленная система функциональной подготовки спортсменов универсальна и может использоваться для программирования одной тренировки, включением в нее всех предложенных зон мощности, что характерно для процесса подготовки от новичка до спортсмена 1 разряда. При моделировании подготовки спортсменов высокой квалификации целесообразно применять планирование отдельных тренировочных занятий для каждой зоны мощности. Это позволит смоделировать как микроцикл /пять зон - пять занятий/, так и мезо- и макро- циклы и ведущим принципом при таком планировании становится принцип единства общей и специальной физической подготовки, где ведущее значение придается ОФП. Такое использование принципа в системе позволит решить проблему сохранения "психической свежести" и более продуктивно повести спортсмена к индивидуальному рекордному результату.

Вышеописанная система впервые была применена при программировании трех этапов подготовки боксеров-юниоров к Х чемпионату Мира, который проходил в 1998 г. в г. Буэнос-Айресе /Аргентина/. Впервые за историю советско-российского бокса наши спортсмены завоевали первое командное место, заняв 2 первых, 2 вторых и 6 третьих мест, что является несомненным подтверждением действенности предложенной системы функциональной подготовки.

Васильев Г.Ф., Савин Г.И.

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1570

(ГБОУ гимназия № 1570)

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Работу выполнили

Ученики 10,А” класса:

Скрябин Игорь Олегович

Грицков Игорь Олегович

Руководитель:

Поляков Дмитрий Васильевич
Москва 2014 год
Содержание.

Введение_____________________________________________ стр. 3

Предисловие____________________________________стр. 6

Ортостатическая проба”__________________________стр.7

Гарвардский степ тест”___________________________стр.7

Проба Летунова”________________________________стр.8

Вывод__________________________________________стр.10

Организация исследования________________________стр. 11

Результаты исследования__________________________стр.11

Заключение____________________________________________стр. 15

Список литературы______________________________________стр.16

Приложение____________________________________________стр.17

Введение.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека .
Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.
В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца .
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль .

Ускоренное развитие учебного процесса в образовательных учреждениях, связанная с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной информации, приводит к значительному нервно-психическому напряжению и утомлению учащихся, служат причинами ухудшения состояния здоровья и как следствие ведет к понижению учебной активности.

В результате наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физическому воспитанию и итогами ее практического результата.

Мы считаем, что одним из путей решения возникающей проблемы является определение функциональной подготовленности организма и профилактика переутомления на основе полученных данных .

Существует разница между понятиями: физической подготовленностью и функциональной подготовленностью.

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для выполнения спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется степенью развития основных физических качеств: силы, выносливости и быстроты.

Функциональная подготовленность – это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической и психологической подготовки.

Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющего без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.

Согласно нашим сложившимся представлениям мы можем сказать, что функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических резервов организма, достигнутых в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешней среды.

Функциональная подготовленность оценивается как высокая, средняя или низкая по уровню физиологических резервов и экономического их использования .

Проблема:

На уроках физической культуры существуют тесты для оценки физических качеств, но нет тестов для определения уровня функциональной подготовленности учеников.

Актуальность исследования заключается в том, что сделана попытка, позволяющая решить задачу определения уровня функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры с помощью тестов, что является актуальным как с теоретической, так и с практической стороны.

Методы исследования:

1)Теоретический анализ научно-методической литературы.

2)Контрольно-педагогические испытания (тесты).

3)Методы математической статистики.

Цель проекта:

Выбрать из множества существующих тестов для анализа функциональной подготовленности тест, наиболее информативный и доступный для массового применения его на уроках физической культуры.

Задачи проекта:

1)Найти и изучить информацию о тестах для оценки функциональной подготовленности учащихся.

2)Отобрать тесты наиболее информативные и наиболее полно характеризующие функциональную подготовленность.

3)Экспериментально опробовать выбранные тесты.

4)Обработать полученные данные и выбрать тесты наиболее подходящие для применения на уроках физической культуры.

Глава 1

Состояние вопроса.

В современной практике используется множество тестов для определения функциональной подготовленности человека. Изучив литературу, мы смогли найти несколько тестов с помощью которых можно узнать о функциональной подготовленности организма. В книгах описывается ряд проб (экспериментов) при помощи которых мы сможем достичь нашей цели, а так же приведены данные и критерии оценки, сравнив которые с результатами проведенных тестов мы сможем судить о функциональной подготовленности организма.

Виды тестов:

1)ортостатическая проба.

2)гормональная цитодиагностика.

3) медикаментозная проба.

4) гарвардский степ тест.

5)проба Летунова.

6) тредмил-тест.

В процессе проб, испытуемые будут выполнять физическую работу. При выполнении физических упражнений, у подопытных будет учащаться ЧСС и увеличиваться артериальное давление. Разницы между ЧСС и артериальном давлением перед, между и после нагрузок и будет нашей отправной точкой в определении функциональной подготовленности учащихся.

Из всего многообразия тестов мы выбрали три, наиболее отвечающих нашим требованиям. Наши критерии для выбора: валидность, доступность, информативность. По этим требованиям подходят тесты №1,4,5 их мы и возьмем на рассмотрение.
Ортостатическая проба.

Суть этой пробы заключается в анализе изменений частоты сердечных сокращений и артериального давления в ответ организма на переход тела из горизонтального положения в вертикальное. Один из вариантов ее проведения – это определение частоту пульса и давление лежа, затем (не снимая манжетки тонометра, но выпуская из нее воздух) в положении стоя определить чсс после первой и третьей минуты, а АД после третьей и пятой.

По разнице между частотой пульса, АД лежа и стоя судим о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела.
1)Среднее учащение не более 11 ударов и повышения давления говорит о хорошей тренированности (хорошая)

2)Среднее учащение на 12-18 ударов и незначительное повышение или отсутствие повышения давления показывает здоровый, но не тренированный человек (удовлетворительная)

3)Среднее учащение на 19 ударов и более, и снижение давления свидетельствует либо о полном отсутствии физической тренированности, говорить либо о переутомлении, либо о заболевании сердечно-сосудистой системы. (неудовлетворительная)

Гарвардский степ тест.

По названию пробы можно догадаться, что физической нагрузкой в ней будет шаги.

Для теста берется степ-платформа высотой 50 см для мужчин, 45 для женщин и столько же для подростков. В течении пяти минут испытуемый должен шагать на платформу с правой ноги, подставляя к ней левую и перенося вес тела на платформу и с правой же спускаться. Частота шагов должна быть 4 шага в секунду. По окончанию пяти минут замеряется ЧСС после второй, третьей и четвертой минутой отдыха.

Где значения f1, f2, f3 будут данные измерения пульса за вторую третью и четвертой минутой отдыха, а Т – время выполнения теста в секундах.

По ИГСТ мы и узнаем функциональную подготовленность учеников.

Проба Летунова .

В этой пробе будет важно не только разница между ЧСС и АД во после и до нагрузок, но и скорость их послерабочего восстановления.

У испытуемого в состоянии покоя, после пяти минут пребывания в положении сидя в расслабленном состоянии, измеряют (до получения стабильных цифр) показатели ЧСС и АД, полученные при этом значении принимают за 100%. Затем испытуемый выполняет три стандартные нагрузки не снимая манжеты тонометра.

1) 20 приседаний за 30 секунд.

2)В течении 15 секунд бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра

3)В течении 3-х минут бег на месте в темпе 180 шагов в минуту (3 шага в секунду)

Интервал отдыха между первой и второй нагрузками три минуты. Между второй и третьей нагрузкой – четыре минуты. Фиксированное время восстановления после третьей нагрузки – пять минут. В указанные

промежутки времени ежеминутно у обследуемого в состоянии сидя определяют ЧСС (первые 10 секунд с каждой минуты) и ИД (с 15 по 45 секунд с каждой минуты).

Результаты пробы Летунова оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо тренированных людей наблюдается особый тип реакции на пробу, который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса (но не более 140 уд/мин), повышение максимального АД (160-180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50-60 мм рт. ст.). Важным критерием такой реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наблюдаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной тренированности человека.
Гипертонический тип реакции характеризуется резким повышением максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при переутомлении, перетренированности, а также при предгипертонических состояниях.
Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода изменение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД замедлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное
АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.
Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД . Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повышается на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего

наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об

ухудшении функционального состояния организма и служит показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.

Вывод.

На основании анализа научно-методической литературы были выбраны наиболее подходящие под наши задачи тесты, которые можно с легкостью проводить на уроке физической культуры во время урока. Осталось провести их и выбрать один тест наиболее отвечающий нашим требованиям (доступность, простота, информативность).

Глава 2
Организация исследования.

Исследование проводилось (сентябрь 2013 – январь 2014) на базе ГБОУ гимназии №1570 г. Москвы и состояло из трех этапов.

На первом этапе изучалось и анализировалось научно-методическая литература по проведению тестирования функциональной подготовленности, а так же по вопросам организации проведения учебных занятий по физическому воспитанию в школе.

Выбрана тема, определены цель, задачи и методы исследования.

Завершением первого этапа исследования было определение информативных тестов для оценки функциональной подготовленности учащихся.

На втором этапе было проведено тестирование функциональной подготовленности школьников, уточнены задачи исследования.

На третьем этапе анализировались и обобщались полученные материалы. Позволившие отобрать наиболее подходящие тесты для дальнейшего их использования на уроках физического воспитания.

Сделаны выводы по результатам эксперимента, разработаны практические рекомендации, происходило оформление исследовательской работы.

Ниже мы рассмотрим результаты которые были получены в ходе проведения тестов.
Тест 1 ,Ортостатическая проба”

Результаты первой пробы

(см. приложение №1).

Для выяснения функциональной подготовки рассчитывается разница между средней ЧСС в положении стоя с ЧСС в спокойном состоянии

(то есть выясним на сколько участилось ЧСС).

Первый испытуемый: (86+96):2-70=21

Второй испытуемый: (82+100):2-73=18

Полученные числа мы наносим на график (см. приложение №2), где:

1)до 5 – хорошее состояние (красный цвет)

2)от 6 до 10 – удовлетворительное состояние

(оранжевый цвет)

3)от 11 до 15 – неудовлетворительное состояние

(желтый цвет)

4)более 16 – свидетельствует о переутомлении или

заболевании сердечно-сосудистой системы.

После чего мы сравниваем среднее АД в положении стоя с АД в спокойном состоянии:

Первый испытуемый: (115+115):2-120=-5 – АД понижается

Второй испытуемый: (112+118):2-120= -5 – АД понижается

Результат:

Результаты первого испытуемого по приведенным в первой главе критериям говорит нам, что функциональная подготовленность этого человека неудовлетворительная

Чсс: (86+96)\2-70=21 =>учащение на 21 удар

Ад: (115+115)\2-120=-5 =>давление понижается

Результаты второго испытуемого так же показывают неудовлетворительный результат.

Чсс: (79+93)\2-73=13 =>учащение на 13 ударов

Ад: (112+118)\2-120=-5 =>давление понижается

Для проведения этого теста требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Тест 2 ,Гарвардский степ тест”

Результаты второй пробы (см. приложение №3).

Полученные данные обрабатываются по изложенному в первой главе методу. Обработав их, выстраивается график (см. приложение №4), где критерии оценки приставлены в первом столбце так:


  1. Более 90 – отличная подготовка

  2. От 80 до 89 – хорошая подготовка

  3. От 65 до 79 – средняя подготовка

  4. От 55 до 64 – подготовка ниже средней

  5. Менее 55 – слабая подготовка

При проведении теста испытуемые показали следующие результаты:

Первый испытуемый 60*5*100\(72+70+68)*5.5=26

оценка - неудовлетворительная.

Второй испытуемый 60*5*100\(80+75+68)*5.5=25

оценка - неудовлетворительная.

Для проведение этой пробы нам понадобился только секундомер и гимнастическая скамейка высотой 50 см. В связи с этим данный тест отлично подходит для массового применения на уроках физической культуры, т.к. не требует сложного и дорогостоящего оборудования и специальных знаний. Кроме этого, тест можно применять с большим количеством участников одновременно. Все условия проведения этого эксперимента отвечают нашим требованиям.

Тест 3 ,Проба Летунова”

Результаты третьей пробы (см. приложение №5).

Полученные результаты по ЧСС мы можем нанести на график (№6)

На графике можно проследить путь ЧСС до полного восстановления.

Пронаблюдав график восстановления ЧСС и проследив за восстановлением АД, мы можем сделать вывод, что организмы обоих испытуемых имеют гипертонический тип реакции на физические нагрузки, что говорит об высоком уровне переутомления испытуемых.

Тест обладает хорошей валидностью, но для его проведения требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Заключение.
Проведя все три пробы, мы выбрали одну наиболее подходящую под наши требования, которую можно проводить в учебном порядке в школе на уроке физической культуры. Наш выбор пал на Гарвардский степ тест. Эта проба не требует специальных знаний в какой-либо области, дорогого, сложного и труднодоступного оборудования, а так же может применяться с большим количеством участников одновременно.

Практическое значение исследования заключается в том, что тест может быть использован для определения функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры. Мы считаем, что наша работа достигла поставленной цели – мы нашли тест, довольно точно показывающий уровень функциональной подготовки, не требующий дорогостоящего оборудования и пригодный для проведения на уроках физической культуры.

Список литературы.

1),Физиология человека” А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб 2008 г.

2),Физиология сердечно-сосудистой системы” Д.Хорман, Л.Хеллер

3),Анатомия и физиология человека” учебное пособие. Издание 2-е

4),Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни” Т.П.Виноградов 2006 г.

5),Технология кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов”А.Д.Скрипко РГУФК 2004 г.

6),Атлетическая гимнастика для старших школьников и студентов: методические рекомендации для студентов”Ю.Г.Травин РГАФК 2003 г.

7),Физическая культура как компонент здорового образа жизни подрастающего поколения”В.С.Коротков Калининград: БалГу 2009 г.

Приложение.

Первый испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

Второй испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

№3


F1

F2

F3

Первый испытуемый

72

70

68

Второй испытуемый

80

75

68

2 – первый испытуемый

3 – второй испытуемый

Первый испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 108 уд\мин
Давление: 100/80
ЧСС: 150 уд\мин, 138 уд\мин, 120 уд\мин
давление:140/90,131/84,122/80.
ЧСС: 180 уд\мин, 132 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин
давление 140/78,135/78,130/75,120/70
ЧСС:180 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин,108 уд\мин, 102 уд\мин
давление 165/90,150/85,145/85/,135/80,130/70

Второй испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 95 уд\мин
Давление: 100/86
ЧСС: 145 уд\мин, 140 уд\мин, 126 уд\мин
давление:140/80,131/80,120/80.
ЧСС: 170 уд\мин, 150 уд\мин, 130 уд\мин, 126 уд\мин
давление 140/80,135/80,130/80,120/80

ЧСС: 160 уд\мин, 120 уд\мин, 120 уд\мин, 100 уд\мин, 97 уд\мин
давление 170/90,150/90,145/80,125/80,115/80

Введение

Цель: Определить функциональную подготовленность студентов 1 курса по контрольным тестам.

Задачи:

  • 1) Собрать теоретический материал.
  • 2) Вычислить соотношение роста и веса по Кегле в апреле и в ноябре 2016г.
  • 3) Определить ортостатическую пробу (уд/мин), одномоментную функциональную пробу с приседанием (%) по пробе Руфье в апреле и в ноябре 2016г.
  • 4) Определить задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи) в апреле и в ноябре 2016г.
  • 5) Провести анализ полученных результатов, оценить изменения полученных данных в динамике.

Актуальность: Одной из основных задач физического воспитания в вузе является повышение уровня физической подготовленности студентов. Для большинства обучающихся занятия физической культурой представляют собой не только основную, но часто и единственную форму их физического совершенствования. Поэтому занятию, направленному на повышение физической подготовленности, а также соответствующему контролю, должна отводиться более важная роль и уделяться больше внимания, чем это происходит в настоящее время на учебных занятиях по физической культуре в вузе.

Теоретическая часть

Одним из определяющих элементов системы физического воспитания в студенческой среде должна стать исследовательская программа, позволяющая посредством тестирования объективно оценивать уровень физической подготовленности занимающихся, осуществлять планомерную подготовку повышения степени их функциональной подготовленности, вести наблюдения за динамикой физического развития.

Функциональная подготовленность .

Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

  • Ш Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.
  • Ш Многие люди в занятиях физическими упражнениями предпочитают спортивные игры, отличающиеся большей эмоциональностью. Среди спортивных игр особое место занимает бадминтон. При игре в бадминтон даже новичок очень быстро достигает темпа, необходимого для улучшения «кондиции». Темп имеет большое значение в улучшении функционального состояния. Чем выше темп, тем лучше тренировочный эффект. Однако нетренированный человек должен в течение первых недель тренировки выполнять упражнения в спокойном темпе, увеличивая его постепенно.
  • Ш Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20% ниже, чем максимальный.

Функциональная подготовка - это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства (Кудашова Л.Р., 2001).

Наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» применительно к спорту отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» (В.С. Мищенко, 1990). Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С. Фоминым (1984). При этом функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного результата, с учетом конкретного вида физических нагрузок и этапа подготовки занимающегося. Учитывая, что структуру деятельности и ее реализацию определяют морфофункциональные особенности организма занимающегося, совершенно очевидно, что в соответствии с компонентами деятельности, следует рассматривать и компоненты функциональной подготовленности к этой деятельности.

Для оценки уровня психической подготовленности необходимо исследовать как минимум три группы характеристик -- психическое состояние в данный момент (напряженность и др. признаки), профессионально значимые для конкретного вида физических упражнений психические качества (восприятия, внимания, прогнозирования и реализации действий, быстроты и точности реакций и др.), а также психическую работоспособность. Учитывая, что корковые процессы являются управляющим и организующим компонентом спортивной деятельности, необходимо исследовать основные нейродинамические характеристики -- возбудимость, подвижность, устойчивость и др. При этом важную роль играет оценка напряженности и стабильности вегетативной регуляции, дающей представление об эмоциональной напряженности организма. В исследовании энергетического компонента функциональной подготовленности основное внимание уделяется оценке аэробной и анаэробной производительности организма. Исследование двигательного компонента функциональной подготовленности, являющегося объектом педагогов и тренеров, предусматривает изучение и оценку профессионально значимых физических качеств (силы, скорости, ловкости, гибкости и др.) результатов выполнения контрольных (стандартных) упражнений, а в спортивных играх, кроме того, игровой двигательной активности. Из приведенной схемы вытекает: нельзя судить о функциональной подготовленности занимающегося, изучая и оценивая лишь один из составляющих ее компонентов.

Нельзя изучая «глобальные» характеристики работоспособности, выносливости, энергетической мощности или емкости, давать рекомендации по управлению подготовкой и прогнозами результатов на основании всего лишь определения содержания молочной кислоты в крови, взятой из пальца, или на основании лишь данных психологических тестов или опросников. Исходя из представлений о функциональной системе П.К. Анохина, для оценки функциональной подготовленности занимающегося значение имеют не столько изменения отдельных показателей, сколько характер и теснота взаимодействия между компонентами этой подготовленности. Это правило необходимо помнить и при планировании тренировочных нагрузок для начинающих заниматься спортом, и при исследованиях в большом спорте, при планировании и коррекции объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменов, которые подошли к пределу возможностей человека.

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы методологии тестирования отдельных компонентов функциональной подготовленности, оценки их взаимодействия и поиска интегральных характеристик эффективности адаптации организма к большим и околопредельным тренировочным и соревновательным нагрузкам. Уровень функционирования отдельных компонентов спортивной деятельности значительно изменяется в зависимости от ее режима. Этот уровень, повышаясь уже в предстартовом состоянии, достигает максимума в процессе выполнения соревновательной нагрузки, а в условиях относительного покоя он становится минимальным, характеризуя экономичность физиологических процессов в организме. Однако по характеру и интенсивности функционирования отдельных компонентов в этих различных условиях можно лишь приблизительно судить о функциональных резервах, т. е. о подготовленности каждого компонента. Это обусловлено в одних случаях невозможностью измерения большинства физиологических функций и нестабильным характером нагрузок (в силу множества причин), а в других случаях (в условиях покоя) -- их отсутствием.

Исследования, проводимые до и после тренировочных или соревновательных нагрузок, по тем же причинам не обеспечивают достаточную информативность физиологических характеристик. В связи с этим в практике физиологии и психологии труда и спорта широко используется принцип экспериментального тестирования функциональной подготовленности. Испытуемый выполняет строго дозированную (стандартную) профессионально значимую психическую или физическую нагрузки. Достаточно доступные измерения качества выполнения этих нагрузок и физиологических реакций позволяют косвенно, но достаточно объективно характеризовать уровень подготовленности исследуемого. При выборе стандартных тестовых нагрузок должны соблюдаться ряд требований: строгая дозировка и точность измерения её параметров, адекватность измеряемым функциональным свойствам и качествам, простота структуры тестовой нагрузки, не требующей специального обучения, портативность и надежность технического оборудования, удовлетворяющие полевым условиям обследования занимающихся физической подготовкой. По структуре выполнения различают две группы стандартных нагрузок - психические и физические.

В процессе выполнения этих нагрузок производится регистрация разнообразных физиологических функций - электрокардиограммы, артериального давления, легочной вентиляции и других. Среди важнейших критериев уровня физиологического компонента функциональной подготовленности человека к выполнению физических нагрузок следует отметить:

скорость перестройки деятельности отдельных органов и систем организма от уровня покоя на оптимальный рабочий уровень и скорость обратного перехода к уровню покоя, что характеризует хорошую приспособленность организма к физическим нагрузкам;

длительность удержания рабочих сдвигов различных функций на оптимальном уровне, что определяет адаптацию к работе постоянной мощности;

величину функциональных сдвигов при одинаковой работе, по которой можно оценивать уровень подготовленности занимающегося по более экономному выполнению нагрузки;

соответствие перестроек вегетативных функций переменному характеру работы, что характеризует адаптацию к работе переменной мощности;

прямо пропорциональную зависимость между уровнем потребления кислорода, ЧСС, минутного объема дыхания, кровообращения и мощностью работы, которая позволяет использовать различные нагрузочные тесты с регистрацией данных показателей для оценки работоспособности организма.

На основании сопоставления и анализа показателей физиологических реакций и качества выполнения тестовой нагрузки производится оценка и прогнозирование возможностей каждого из четырех компонентов функциональной подготовленности спортсмена. Управление функциональной подготовленностью организма носит комплексный характер и основано на разработке необходимых должных моделей, характеризующих резервные физиологические и биоэнергетические возможности спортсменов.

Подходы и методы к оценке функциональной подготовленности. Функциональную подготовленность оценивают как высокую, среднюю или низкую по уровню психических, физиологических и биоэнергетических резервов, экономичности их использования, что связано с биологическими способностями организма мобилизовывать, реализовывать, восстанавливать и устойчиво удерживать физиологические функции не только в одном тренировочном занятии, но и на различных этапах подготовки. Контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющим: двигательному (физические качества, определяющие и лимитирующие работоспособность); энергетическому (анаэробная и аэробная производительность); нейродинамическому (параметры сенсомоторики) и психическому (восприятие, экстраполяция, оперативное мышление, тактическое мышление, волевые качества и др.).

Интегративным показателем функциональной подготовленности спортсмена является физическая работоспособность. Этот показатель является необходимым и информативным в углубленном комплексном обследовании (В.Н. Шамардин, В.Г. Савченко, 1997). Это объясняется тем, что у подготовленных лиц отмечается прямая зависимость технико-тактического мастерства (объёма и качества технико-тактических действий) от уровня физической работоспособности. В настоящее время контроль физической работоспособности осуществляется в основном только по показателю внешней механической работы (В.Л. Карпман и др., 1974; И. В. Аулик, 1979). В то же время известно, что физическая работоспособность зависит от целого ряда факторов, определяющих и лимитирующих ее (В.С. Мищенко, 1980, 1990; С.Н. Кучкин, 1986; В.Н. Артамонов, 1989). Отмечается, что работоспособность всегда обеспечивается функционированием одних и тех же систем организма, на ее уровень влияют одни и те же факторы, но роль этих систем и факторов различна в зависимости от спортивной специализации, возраста занимающегося и др. (И.А. Алешков, А.М. Невмянов, 1978; В.С. Фомин, 1984; Ю.В. Верхошанский, 1988).

При организации комплексного контроля необходимо четко представлять, какие именно факторы и частные показатели имеют ведущее значение для обеспечения высокой физической работоспособности на различных этапах подготовки занимающихся разной спортивной специализации. Основными структурными элементами физической работоспособности как многофакторной системы являются индивидуальная предельная мощность деятельности физиологических функций, экономичность расходования энергетических и функциональных резервов организма, рабочий диапазон эффективной деятельности физиологических функций и скорость протекания обменных процессов (В.С. Мищенко, 1980).

В ходе длительной подготовки занимающегося повышение уровня специальной работоспособности характеризуется линейной связью со спортивным результатом. Динамика же разных функциональных показателей обнаруживает различные тенденции. Для одних функциональных показателей, оказывающих существенное влияние на повышение результата лишь на начальном этапе тренировки, характерен замедляющийся темп прироста. Для других показателей типичен ускоренный прирост на среднем уровне мастерства, и затем некоторое его замедление. Третья группа функциональных показателей обнаруживает ускоренный прирост и имеет высокую корреляцию со спортивным результатом на этапе высшего мастерства. Наконец, часть функциональных показателей повышается относительно равномерно и незначительно как следствие целостной приспособительной реакции организма (Ю.В. Верхошанский, 1988; С. Н. Кучкин, 1999). Работоспособность - это способность человека эффективно выполнять деятельность (в заданных параметрах времени и конкретных условиях), сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме. Работоспособность определяется с помощью прямых и косвенных показателей.

физический культура адаптация организм

Функциональная подготовка (ОФП и СФП)

спортсмен тренировка соревновательный

Высокие требования к функциональным возможностям организма должны предъявляться на начальных этапах спортивной подготовки с целью повышения функционального уровня в процессе обучения за счет средств ОФП, большого многообразия видов спорта (спортивные игры, плавание, бег, лыжи и др.), которое оценивается уровнем общей физической работоспособности. На этапах спортивного совершенствования, высокого спортивного мастерства функциональная подготовленность совершенствуется за счет средств акцентированной специальной и значительной общей физической подготовки, а также направленности тренировочных методов с варьированием объемов и интенсивности как основных параметров тренировочной нагрузки. Такое соотношение средств стимулирует успешную соревновательную деятель на базе высокой функциональной готовности организма.

Функциональная подготовленность охватывает развитие всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной мышечной и т.д., которые и обеспечивают базовый уровень физической работоспособности в условиях тренировочных и соревновательных режимов. По основным параметрам функциональных систем организма представляется возможность определить их состояние, реакцию на выполняемую нагрузку, восстановление, уровень подготовленности спортсмена и его адаптацию к тренировочной и соревновательной нагрузке. Главной задачей в развитии функциональной готовности является создание уровня избыточности в системах организма, которые способны в единстве обеспечить высокую надежность при соревновательных действий. Необходимо знать особенности параметров организма, их динамику, которая позволяет оперативно и достаточно точно оценить уровень функциональной подготовленности спортсмена.

Относительно тренировочного цикла подготовки основными средствами специальной физической подготовки (СФП) являя упражнения, свойственные избранному виду спорта, в том числе соревновательного характера.

Уровень развития основных физических качеств с учетом развития функциональных систем организма спортсмена, включая специфику избранного вида спорта и акцентированные качества (сила, скорость, выносливость и др.) характеризуют специальную физическую подготовку.

Таким образом ОФП проводится в течение всего годичного цикла, однако удельный её вес уменьшается в основном периоде и особенно соревновательном (до 10-20%), в то время как СФП уделяется большая часть времени (80-90%).

Основы техники

Задача технической подготовки сводится к становлению умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.

Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигательное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизированно, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться двояко. Во- первых, когда необходимо добиться прочного освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков. Во-вторых, когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий.

Большое количество разнообразных двигательных умений является хорошей предпосылкой для эффективного технического совершенствования и в связи с тем, что в процессе их освоения у спортсменов вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединять простые движения в более сложные двигательные действия.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...