Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений. Методическое пособие (по материалам Нечаева М


Главная > Учебно-методическое пособие

Опросник

    Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

    Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

    Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

    Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

    Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.

    Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

    Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

    Иногда я немного хвастаюсь.

    Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

    Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

    Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

    Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

    Я всегда говорю только правду.

    Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это в полнее нормально.

    Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

    Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

    Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить.

    Человек должен иметь право выпивать, сколько хочет и где хочет.

    Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

    Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

    Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

    Некоторые правила и законы можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение.

    Иногда я не слушаюсь родителей.

    Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то выберу безопасность.

    Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

    Если бы я мог свободно выбирать профессию, я то стал бы дегустатором вин.

    Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

    Иногда мне хочется сделать себе больно.

    Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

    Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

    Среди моих есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

    Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

    Бывает, что мне очень хочется выругаться.

    Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

    Бывало, что я случайно попадал в драку, после употребления спиртных напитков.

    Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных не удач.

    Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

    Иногда я говорю не правду.

    Терпеть боль назло бывает даже приятно.

    Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

    Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

    Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

    Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

    Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

    Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

    Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

    Иногда я скучаю на уроках.

    Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

    Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что думаю о нем.

    Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

    Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

    Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать очень быстро.

    Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

    Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

    Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

    Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

    Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

    Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.

    Мне нравиться бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

    Меня раздражает, когда девушки курят.

    Мне нравиться состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

    Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

    Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

    Мне легко заставить других людей боятся меня, и иногда раде забавы я это делаю.

    Я смог бы легко казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

    Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

    Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

    Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

    Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

    Я могу вспомнить случаи, когда был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

    Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

    Мне бы понравилось бы прыгать с парашютом.

    Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

    Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

    Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

    Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

    Я часто не могу сдержать свои чувства.

    Бывало что я опаздывал на уроки.

    Мне нравятся компании, где все пошучивают друг над другом.

    Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

    Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

    Иногда я не выполнял школьные домашние задания.

    Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

    Мне кажется, что я не способен ударить человека.

    Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанный.

    Бывает, что мне приходиться скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

    Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

    Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

    Только неожиданные обстоятельства и чувства опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

    Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающие вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

    Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть в низ.

    Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

    Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

    Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления алкогольных напитков.

    Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

    Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

    Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛДЕНИЯ СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений 14-17 лет )

Инструкция. Сейчас вам будут предъявлены вопросы, касающиеся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа. Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе. 1. Я хорошо понял инструкцию к данной методике. 2. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отно-шениях, очень часто причиняют мне боль. 3. «За компанию» с товарищами я могу принять большое коли-чество алкоголя. 4. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека. 5. Я бываю излишне груб (а) с окружающими. 6. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и ин-тересные видения, слышали странные звуки и др. 7. Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - про-изводственное обучение. 8. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от роди-телей. 9. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают. 10. В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот. 11. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась». 12. Я всегда стремился (лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту. 13. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно. 14. В состоянии агрессии я способен (а) на многое. 15. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сес-тры) были судимые лица. 16. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего. 17. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказы-ваются бесполезными. 18. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду спо-соб отплатить ему тем же. 19. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям. 20. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добро-вольную смерть. 21. Я привык (ла) считать, что «око за око, зуб за зуб». 22. Я всегда раз в неделю выпиваю. 23. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же. 24. Бывало, что я слышал (а) голоса внутри моей головы, звуча-ние собственных мыслей. 25. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно по-терять. 26. У меня есть друзья,которые любят смотреть«мультики» пос-ле приема разных веществ. 27. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, кото-рые активно враждуют между собой. 28. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден (а) при-нимать успокоительные средства. 29. Я пыталась (лся) освободиться от некоторых пагубных при-вычек. 30. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни. 31. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму. 32. Мои родители и родственники высказывали опасения в свя-зи с моими выпивками. 33. В последнее время я часто испытывал (а) стресс, поэтому при-нимал (а) успокоительные средства. 34. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан. 35. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал. 36. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным. 37. У меня были неприятности во время учебы в связи с упот-реблением алкоголя. 38. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя. 39. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удо-вольствие. 40. Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выпол-нять многие законы, считая их неразумными. 41. Среди моих близких друзей были такие, которые часто ухо-дили из дома, бродяжничали и т. д. 42. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) ал-коголем. 43. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс». 44. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие. 45. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку». 46. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются ис-пытать на себе некоторые необычные состояния. 47. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода). 48. С некоторыми своими привычками я уже не смогу справить-ся, даже если очень захочу. Работа с опросником закончена, отложите бланк. Обработка результатов Обработка результатов обследования производится по каждо-му блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а так-же по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом: 0 - Нет, это совсем не так 1 - Пожалуй, так 2 - Верно 3 - Совершенно верно В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике). Стены к методике «ДАП-П»
Наименование шкал методики Низкие

Стены

Высокие

Шкала «Аддиктивное поведение»
Шкала «Делинквентное поведение»
Шкала «Суицидальный риск»
Интегральная оценка («Девиантное поведение»)
Баллы по методике
Примечание. Показатели, соответствующие 1-2 стенам, говорят о высокой склонности к девиантному поведению; показатели, соответствующие 3-7 стенам, - о значительной предрасположенности; показатели, соответствующие 9-10 стенам, - о низкой склонности (или отсутствии) к девиантному поведению. Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов: 4,8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60. Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов: 7, 10, 14. 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51 ,57, 58. Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оцени-вается по следующим номерам вопросов: 2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59. При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и услов-ные категории профессиональной пригодности (см. таблицу).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

I. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы? нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) побеги из дома грубость, сквернословие употребление алкоголя, пьянство курение раннее начало половой жизни хулиганство унижение других воровство неподчинение, критика взрослых ношение «вызывающей» одежды отрицательное отношение к учебе драки, нанесение телесных повреждений употребление наркотиков что- то еще II. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)? III.Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе? не более 1часа 2-3 часа 4-5 часов 6-8 часов более 8 часов затрудняюсь ответить IV.Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время? V. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения? стремление получить сильные впечатления заболевания ребенка повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя неблагополучная ситуация в семье стремление к самостоятельности и независимости недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями отставание в учебе пренебрежение со стороны сверстников непонимание взрослыми трудностей детей недостаточная уверенность ребенка в себе отрицательная оценка взрослыми способностей детей стрессовые жизненные ситуации напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации чрезмерная занятость родителей конфликты с родителями что- то другое______________________________________________________ VI.К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении? классному руководителю школьному психологу социальному педагогу психотерапевту инспектору по делам несовершеннолетних врачам справились бы самостоятельно к кому – то еще затрудняюсь ответить VII.Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию? да нет затрудняюсь ответить VIII.Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА (подростковый )

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие). Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек - человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик - учитель», «ученик - класс». Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

  • Методические указания по деятельности Отдела по делам молодежи Московской епархии. Приложения

    Методические указания

    Изучение Св. Писания в группе может существенно улучшить катехизацию, его задача – научить правильному чтению Св. Писания и выявить всю полноту заложенных в тексте смыслов.

  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» Красноярск Канск

    Методические рекомендации
  • Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Позволяет выявлять лиц, имеющих склонности к суицидальным реакциям, и формировать из них группу риска. Является авторской разработкой (П.И. Юнацкевич).

    Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Их валидизация произведена благодаря клиническим исследованиям лиц с суицидальным поведением (n= 175).

    При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться.

    Инструкция : Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего здоровья и характера. Если Вы согласны с утверждением, поставьте «+» в графе «Да» в регистрационном бланке, если нет – поставьте «-» в графе «Нет». Над ответами старайтесь долго не задумываться, правильных или неправильных ответов нет.

    Опросник

    1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторой ситуации?

    2. Жизнь иногда хуже смерти.

    3. В прошлом у меня была попытка уйти из жизни.

    4. Меня многие любят, понимают и ценят.

    5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

    6. Я не думаю, что сам могу оказаться в безнадежном положении.

    7. Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или не найти.

    8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы сможете жить дальше?

    9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

    10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

    11. Всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком.

    12. У меня, в принципе, нет недостатков.

    14. Удивительно, что некоторые люди, оказавшись в безвыходном положении, не хотят покончить с собой.

    15. Чувство обреченности в итоге приводит к добровольному уходу из жизни.

    16. Если потребуется, то можно будет оправдать свой уход из жизни.

    17. Мне не нравится играть со смертью в одиночку.

    18. Часто именно первое впечатление о человеке является определяющим.

    19. Я пробовал разные способы ухода из жизни.

    20. В критический момент я всегда могу справиться с собой.

    21. В школе я всегда отличался (отличалась) только хорошим поведением.

    22. Могу обманывать окружающих, чтобы ухудшить свое положение.

    23. Вокруг меня достаточно много нечестных людей.

    24. Однажды я выбирал несколько способов покончить с собой.

    25. Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение.

    26. Я бы не хотел моментальной смерти после тяжелых переживаний.

    28. Человек волен поступать со своей жизнью так, как ему хочется, даже если он выбирает смерть.

    29. Если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет.

    30. Никому никогда не писал предсмертную записку.

    31. Однажды пытался покончить с собой.

    32. Никогда не бывает безвыходных ситуаций.

    33. Пробовал покончить с собой таким образом, чтобы не чувствовать сильной боли.

    34. Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела.

    35. Душа человека, наверное, испытывает облегчение, если сама оставляет этот мир.

    36. Могу оправдать любой свой поступок.

    37. Если я что-то делаю, а мне начинают мешать, то я все равно буду делать то, что задумал.

    38. Чтобы человеку избавиться от неизлечимой болезни и перестать мучиться, он, наверное, должен сам прекратить свои муки и уйти из этой жизни добровольно.

    39. Бывает, сомневаюсь в психическом здоровье некоторых моих знакомых.

    40. Однажды решался покончить с собой.

    41.Меня беспокоит отсутствие чувства счастья.

    42. Я никогда не иду на нарушении закона даже в мелочах.

    43. Иногда мне хочется заснуть и не проснуться.

    44. Однажды мне было стыдно из-за того, что хотелось бы уйти из жизни.

    45. Даже в самой тяжелой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

    Ключ шкалы лжи (L)

    Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом. Оценочный коэффициент (L) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (10):

    Показатели, полученные по шкале лжи, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком стремлении приукрасить себя и неадекватности ответов, близкие к 0 – о низком уровне и относительно надежной (при условии L< 0,6 ± 0,16) достоверности результатов обследования.

    Ключ шкалы склонности к суицидальным реакциям (Sr)

    Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом. Оценочный коэффициент (Sr) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (35):

    где N– количество совпадающих с ключом ответов.

    Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.

    Шкала оценок склонности к суицидальным реакциям (Sr)

    Уровень оценки Sr

    Уровень проявления

    Оценка в баллах

    Ниже среднего

    Выше среднего

    5 баллов – низкий уровень склонности к суицидальным реакциям.

    4 балла – суицидальная реакция может возникнуть только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.

    3 балла – «потенциал» склонности к суицидальным реакциям не отличается высокой устойчивостью.

    2 балла – группа суицидального риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (при нарушениях адаптации возможна суицидальная попытка или реализация саморазрушающего поведения).

    1 балл – группа суицидального риска с очень высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (ситуация внутреннего и внешнего конфликта, нуждаются в медико-психологической помощи).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Маслоу обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней 5 уровней:

    1. Потребности самоактуализации (потребности в реализации своих потенциалов, в понимании смысла жизни)

    2. Потребности в самоуважении (потребности в достижении, одобрении, признании, в принятии себя, положительной самооценке)

    3. Потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви и доверии)

    4. Потребности в безопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности)

    5. Физиологические потребности (голод, жажда, сон, активность, секс)

    Потребности более высоких уровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней, которые являются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей.

    Неудовлетворение основных потребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении тормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии, девиантному поведению, фрустрации, к болезни. Жизнь личности складывается совершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворении каких потребностей она сосредоточена -- на потребностях низших уровней или на потребностях в самоактуализации, которую Маслоу называл потребностью развития, так как удовлетворение этих потребностей обеспечивает развитие личности и личностный рост.

    Продолжая развивать научную теорию отклоняющегося поведения личности, отечественные ученые вышли на более высокий уровень обобщения коллектива - организация. По мнению ученых Н. И. Лапина, Н.Ф. Наумовой и А.И. Пригожина, организация наиболее полно раскрывает специфику формирования психологических явлений и процессов с позиций принадлежности организации к конкретному социальному институту. Организация, как считает Н.И. Лапин, дает возможности изучения не только социальных отношений, но социально-психологические механизмы, которые их детерминируют. Ставя во главе угла проблему регламентации поведения индивидов, Н.И. Лапин выделяет два типа требований, предъявляемых к личности: 1) ценностные (обоснование цели организации и 2) нормативные (регулирующие поведение индивида).

    Среди проблем, требующих конкретного изучения М.Ф. Наумова выделяет различные формы отклоняющегося поведения личности, которые формируются при несовпадении целей и ценностных ориентаций индивида с целями организации. Развивая свою научную концепцию в русле традиций научной школы человеческих отношений, М.Ф. Наумова отмечает, что цели индивида, поступающего в организацию, связаны с реализацией потребностей в труде, престиже, общении и самоактуализации.

    Вслед за В.А. Ядовым она считает "удовлетворенность члена организации" интегральным показателем включенности индивида в конкретную организацию и рассматривает эту удовлетворенность как психологическую реакцию человека на возникающую ситуацию в организации, и чем выше интегральный показатель, тем ниже вероятность отклонений в поведении членов организации.

    Возникновение личностных потребностей у военнослужащих контрактной службы, обуславливается непосредственно спецификой военной службы и местом службы. Чем меньше он имеет возможностей к удовлетворению своих потребностей, тем более возрастает вероятность проявления у него отклоняющегося поведения, а от этого на прямую зависит качество исполнение им своих служебных обязанностей .

    Выводы по 1 главе

    1. Мотивация, является важным механизмом в поведении человека она определяет стратегию его поведения. От ее направленности зависит способность человека выполнять различного рода задачи. Так же при возникновении мотивации отклоняющегося поведения возрастает склонность военнослужащих к противоправным действиям и нарушениям воинской дисциплины.

    2. Отклоняющееся поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым социальным, юридическим и нравственным психологическим нормам. Знание и учет психологических закономерностей возникновения и развития отклоняющегося поведения у военнослужащих позволяет должностным лицам более качественно организовать профилактическую и коррекционную работу с данной категорией подчиненных на основе современных положений психологической теории и практики.

    3. Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющего поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

    4. Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. Так же могут возникнуть личностные потребности у военнослужащих, которые из-за специфики военной службы или других причин, послужат толчком к совершению дисциплинарных поступков. Чем меньше он имеет возможностей, к удовлетворению своих потребностей, тем более, возрастает вероятность проявления у него отклоняющегося поведения, а от этого на прямую зависит качество исполнение им своих служебных обязанностей.

    2. Описание методов исследования

    2.1 Описание выборки

    Исследование проведено в войсковой части 40608 на военнослужащих контрактной службы в возрасте от 20 до 25 лет, количество выборки было определенно - 30 человек. Возрастной состав от 20 до 25 лет. Образование: среднее, средне-специальное, неполное высшее. Описание коллектива и присвоение каждому испытуемому индивидуального номера экспериментальной подгруппы представлено в таблице № 1

    Таблица № 1Группа испытуемых

    Образование

    средне-специальное

    средне-специальное

    средне-специальное

    средне-специальное

    средне-специальное

    неполное-высшее

    неполное-высшее

    средне-специальное

    средне-специальное

    неполное-высшее

    средне-специальное

    средне-специальное

    Средне-специальное

    Неполное-высшее

    Репрезентативность выборки определялась тем, что:

    1) Данный коллектив состоит из военнослужащих проходящих военную службу по контракту, на момент обследования от 3 до 12 месяцев.

    2) Из 45 военнослужащих проходящих военную службу по контракту в данном подразделении, мной было обследовано 30 человек, что позволяет получить общую картину в целом.

    2.2 Этапы исследования

    Первый этап - изучение научной литературы по проблеме мотивации отклоняющего поведения военнослужащих контрактной службы для проведения исследования по данной проблемы.

    Второй этап - отбор диагностических методик:

    Анкета ДАП-2; Ориентировочная анкета, направленная на выявление направленности личности (Б.Басс);

    Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р.Гампел);

    Определение выборки.

    Третий этап - проведение экспериментального исследование по выбранным методикам.

    Четвертый этап - обработка результатов.

    Пятый этап - применение методов математической статистики, корреляционный анализ, сравнительный анализ t-критерия Стьюдента, частотный анализ.

    2.3 Методы и методики исследования

    При исследовании проводимых с группой испытуемых, каждый из них имел персональный бланк ответного листа, и отдельный опросник с инструкцией. Размещение испытуемых было обеспечено так, чтобы не создавались помех друг другу в процессе работы. Кратко излагается цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений экспериментатор предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

    2.3.1 Анкета "ДАП - 2"

    Методика предназначена для выявления склонности к девиантному поведению при обследовании молодого пополнения, призываемого на военную службу в Вооруженные силы РФ.

    Опросник состоит из 60 вопросов и включает в себя 4 блока вопросов, направленных на для выявление военно-профессиональной направленности лиц молодого пополнения (блок "Военно-профессиональная направленность"), изучения склонности к делинквентному (блок "Делинквентность") и аддиктивному (блок "Аддиктивность") поведению, а также уровня суицидальной предрасположенности (блок "Суицидальный риск"), обследуемых лиц.

    Вводная инструкция:

    "Сейчас Вам будет предъявлено 60 вопросов, касающихся некоторых Ваших индивидуально-психологических особенностей. На регистрационном бланке приводятся 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Все ответы на вопросы должны фиксироваться на регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, Вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным Вами ответом. На каждый вопрос возможен только один из четырех, предложенных вариантов ответа.

    Если в процессе работы у Вас возникнут вопросы, поднимите руку - к Вам подойдут и помогут. Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы - поднимите руку. Если вопросов нет, приступайте к работе".

    Варианты ответов:

    0 - нет, это не так; 1 - пожалуй, так; 2 - верно; 3 - совершенно верно.

    Обработка результатов:

    Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных "ключей", а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

    О - Нет, это не так; 1 - Пожалуй, так; 2 - Верно; 3 - Совершенно верно.

    Уровень военно-профессинальной направленности (шкала ВПН) оценивается по следующим номерам вопросов:

    3, 6, 9, 16, 18, 29, 33, 39, 40, 46, 49.

    Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

    4, 8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.

    Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

    7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.

    Уровень, склонности к склонности к суицидам (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:

    2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.

    При дальнейшей обработке "сырые" значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (см. Приложение А).

    2.3.2 Ориентировочная анкета, направленная на выявление направленности личности (Б.Басс)

    Предназначена для определения личностной направленности.

    Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

    С помощью методики выявляются следующие направленности:

    1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

    2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

    3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

    Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

    1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

    Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

    2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

    3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

    Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим". (см. Приложение А).

    2.3.3 Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р.Гампел)

    Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

    Опросник FPI содержит 12 шкал; форма B отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике -- 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IХ являются основными, или базовыми, а Х-ХII-- производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

    - Шкала I - невротичность - характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

    - Шкала II - спонтанная агрессивность - позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

    - Шкала III - депрессивность - дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

    - Шкала IV - раздражительность - позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

    - Шкала V - общительность - характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

    - Шкала VI - уравновешенность - отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

    - Шкала VII - реактивная агрессивность - имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

    - Шкала VIII - застенчивость - отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

    Шкала IX - открытость - позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

    - Шкала Х - экстраверсия -- интроверсия - высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие -- выраженной интровертированности.

    Шкала XI - эмоциональная лабильность - высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

    - Шкала XII - маскулинизм -- феминизм - высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие -- по женскому.

    При обработке данных первая процедура касается получения первичных, или "сырых", оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются "окна" в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с "окнами" шаблона.

    При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним -- 4-6 баллов, к высоким -- 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

    2.4 Методы статистической обработки данных

    Обработка данных полученных в ходе психодиагностического исследования по выбранным методикам проводилась в программе Microsoft Excel. С помощью данных программ нами был проведен следующий математический анализ: вычисление описательных статистик, сравнительный анализ, частотный анализ, корреляционный анализ. Для проверки качества полученных данных, необходимо использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики.

    Корреляционный анализ.

    Корреляционный анализ - это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции это мера прямой или обратной пропорциональности между двумя переменными. Он чувствителен к связи только в том случае, если эта связь является монотонной - не меняет направления по мере увеличения значений одной из переменных.

    Основные показатели: сила, направление и надежность (достоверность) связи. Сила связи определяется по абсолютной величине корреляции (меняется от 0 до 1). Направление связи определяется по знаку корреляции: положительный - связь прямая; отрицательный - связь обратная. Надежность связи определяется p - уровнем статистической значимости (чем меньше p - уровень, тем выше статистическая значимость, достоверность связи).

    Для выявления различий между группами военнослужащих использовался Т-критерий Стьюдента, который предназначен для сравнения средних арифметический значений в двух выборках, и определения того, отличаются ли статистически достоверно средние значения друг от друга.

    Корреляционный анализ дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений (варьирования) двух и более признаков.

    Критерий t - Стьюдента.

    Для сравнения групп используется параметрический критерий t - Стьюдента для двух независимых выборок.

    Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга.

    Проверяемая статистическая гипотеза Ho: М1 = М2. При ее отклонении принимается альтернативная гипотеза, что М1 больше (меньше) М2.

    Исходные предположения для статистической проверки:

    Одна выборка извлекается из одной генеральной совокупности, а другая выборка, независимая от первой, извлекается из другой генеральной совокупности.

    Распределение изучаемого признака и в той и в другой выборке приблизительно соответствует нормальному.

    Дисперсии признака в двух выборках примерно одинаковы.

    Структура исходных данных: изучаемый признак измерен у объектов (испытуемых), каждый из которых принадлежит к одной из двух сравниваемых независимых выборок.

    Ограничения: распределение признака и в той и в другой выборке существенно не отличается от нормального.

    Критерий t - Стьюдента для приближенных расчетов, для близких по численности выборок (в нашем случае) находится по формуле:

    Где: - М1, М2 - средние значения выборок;

    У1, у2 - стандартные отклонения выборок;

    N1, N2 - количество членов в выборке.

    Вывод по 2 главе

    1. Таким образом, были обоснованы качественные и количественные показатели выборки исследования, последовательность и содержание основных этапов дипломной работы;

    2. В данной работе, для выявления мотивации отклоняющего поведения, использовали следующие методики:

    Анкета "ДАП - 2" Предназначена для выявления склонности к девиантному поведению при обследовании молодого пополнения, призываемого на военную службу в Вооруженные силы РФ.

    - Ориентировочная анкета, направленная на выявление направленности личности (Б.Бас) Предназначена для определения личностной направленности.

    - многофакторный личностный опросник FPI. Форма В (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р.Гампел) Предназначена для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

    3. Для обработки полученных данных нами использовался сравнительный и корреляционный анализ. Сравнительный анализ использовался для установления достоверных различий между двумя группами военнослужащих склонных и не склонных к отклоняющемуся поведению. Корреляционный анализ применялся для выявления взаимосвязей между мотивацией и отклоняющимся поведением.

    3. Результаты исследования

    3.1 Описание результатов

    Общие результаты проведенного психологического обследования в воинской части 40608,представлены в виде частотного анализа. Результаты, полученные с помощью методики ДАП-2 представлены в Таблице №2

    Таблица №2 Результаты методики ДАП-2

    Уровень военно-профессиональной направленности - 2% военнослужащих имеют низкие показатели по данной шкале, что свидетельствует о склонности военнослужащих уклоняться от выполнения своих служебных обязанностей. 98 % военнослужащих имеют склонности к аддиктивному и делинквентму поведению, это влияет на снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций, скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством, внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами, стремление говорить неправду, стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения, зависимость, тревожность. Основным проявлением отклоняющегося поведения является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, серой и скучной жизнью, перед обязательствами и ответственностью, склонность к интенсивным эмоциональным переживаниям, к опасным ситуациям, риску и авантюрам.

    Склонности к суицидальным поступкам - составляет 0.3%, заметных отклонений по данной шкале не выявлено.

    Результаты, полученные с помощью ориентационной анкеты (Б.Басс.) представлены на рисунке №1

    Рисунок №1 Результаты ориентационной анкеты (Б. Басс)

    Выявлена наибольшая направленность военнослужащих на дело - составляет 96.5%, это говорит о том, что большинство военнослужащих проявляют заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

    Затем следует направленность на общение - составляет 2%, что показывает у ряда военнослужащих стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми. Ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

    И направленность на себя - составляет 1.5%, что показывает у ряда военнослужащих ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

    Результаты, полученные с помощью методики FPI, представлены в Таблице №3

    Таблица №3 Результаты методики FPI

    Шкалы методики FPI

    Низкие значения

    Высокие значения

    Примечание:

    Шкала I - невротичность.

    Шкала II - спонтанная агрессивность.

    Шкала III - депрессивность.

    Шкала IV - раздражительность.

    Шкала V- общительность.

    Шкала VI - уравновешенность.

    Шкала VII - реактивная агрессивность.

    Шкала VIII - застенчивость.

    Шкала IX - открытость.

    Шкала X - экстраверсия -- интроверсия.

    Шкала XI - эмоциональная лабильность.

    Шкала XII - маскулинизм -- феминизм.

    Уровень невротичности по шкале I- 100% военнослужащих, данные значения характеризуют уровень невротизации личности. Низкие оценки соответствуют отсутствию, выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Шкала II, спонтанная агрессивность - позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, в данном случае 49%, создающее предпосылки для импульсивного поведения. Шкала III показывает уровень депрессивности 1% - дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. По шкале IV, уровень раздражительность выявлен у 2% - позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Шкала V, уровень общительность у 98% военнослужащих - характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности. Шкала VI показывает уровень уравновешенность, 53% - низкие оценки свидетельствуют о плохой защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности. Шкала VII, уровень реактивной агрессивности у 60% - высокие оценки, свидетельствующие о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Шкала VIII, уровень застенчивости составляет у 99% - низкие оценки по данной шкале, отражают отсутствие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Шкала IX показывает уровень открытость у 31% - позволяет характеризовать оценки, свидетельствующие о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Шкала X, уровень экстраверсии составляет 99% -- что говорит об открытости большинства военнослужащих. Шкала XI, уровень эмоциональной лабильности у 99% - характеризуют не только высокую стабильность эмоционального состояния как таковую, но и хорошее умение владеть собой.

    Высокие оценки по шкале XII маскулинизм -- феминизм у 100% свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу.

    3.2 Сравнительный анализ

    Затем был проведен сравнительный анализ с помощью критерия Стьюдента между 2 группами: склонных к отклоняющемуся поведению в неё вошли 7 военнослужащих по контракту и группа не склонных к отклоняющемуся поведению, в неё вошли 23 военнослужащих по контракту. Данные отображены в Таблице №3

    Таблица № 3 Оценка достоверности отличий группы склонных к отклоняющемуся поведению и группы не склонных к отклоняющемуся поведению.

    Психологический признак

    "группа склонных к отклоняющемуся поведению." (n = 7)

    "группа несклонных к отклоняющемуся поведению" (n = 23)

    Военно-профессилнальная направленность

    Делинквентное Поведение

    Спонтанная агрессивность

    Открытость

    Направленность на себя

    Направленность на общение

    Направленность на дело

    Анализируя результаты достоверных различий между группами, мы пришли к выводу, что военнослужащие склонные к отклоняющемуся поведению в значительной степени отличаются от военнослужащих несклонных к отклоняющемуся поведению. У данной группы военнослужащих выявлена низкая военно-профессиональная направленность, что свидетельствует о низком выполнении своих служебных обязанностей, на уровне p<0,05. Высокие показатели по шкале делинквентное поведение, говорят о склонности данных военнослужащих к не обдуманным поступкам на уровне p<0,05. Эти данные подтверждают высокие результаты по спонтанной агрессивности, что в свою очередь говорит о том, что у военнослужащих склонных, уклонятся от исполнения своих служебных обязанностей, проявляются, вспышки агрессии, когда их принуждают исполнять свой долг на уровне p<0,05. У данного типа военнослужащих так же проявляется низкий уровень по шкале открытости, что позволяет охарактеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Низкие оценки свидетельствуют об отсутствие стремления к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми на уровне p<0,05. Высокий уровень направленности на себя подтверждает выше изложенное, говоря о том, что данные военнослужащие склонны удовлетворять чаще всего свои потребности, добиваться решения своих проблем, при этом, не желая исполнять свои прямые обязанности на уровне p<0,01. Так же наблюдается высокий уровень направленности на общение, что свидетельствует о том, что военнослужащие на словах делают много, а на деле реализовать сказанное не могут, это проявляется на уровне p<0,05. Низкий уровень направленности на дело говорит о том, что данные военнослужащие не способны исполнять свои служебные обязанности, данные проявления находятся на уровне p<0,001.

    Более подробно оценка достоверности данных групп изображена на рисунке №2

    Рисунок №2 Гистограмма отличий группы военнослужащих склонных к отклоняющемуся поведению и группы несклонных к отклоняющемуся поведению.

    3.3 Корреляционный анализ

    Для выявления взаимосвязи между шкалами использовался корреляционный анализ. Были выявлены следующие результаты представленные в Таблице№4:

    Таблица№4 Результаты корреляционного анализа данных военнослужащих контрактной службы при р<0,05

    Из данных приведённых в Таблице№4 мы сделали следующие выводы:

    По шкале суицидальный риск наблюдается прямая корреляция со шкалой делинквентное поведение, что свидетельствует о том, что военнослужащие склонные к отклоняющемуся поведению, так же склонны и к суициду. Так же наблюдается прямая корреляция по шкалам реактивная агрессивность и аддиктивное поведение, что свидетельствует о том, что у военнослужащих склонных к частым вспышкам агрессии часто проявляется аддиктивное поведение (запои, игровые автоматы и т.д.). Обратная корреляция по шкалам маскулизм-феминизм и аддиктивное поведение свидетельствует о том, что свидетельствует о нормальном протекании психических процессов у военнослужащих, так же говорит об отсутствие склонности к аддиктивному поведению у данных военнослужащих. Прямая корреляция по шкалам направленности на себя и аддиктивному поведению, подтверждает, что у военнослужащих склонных к аддиктивному поведению на первом месте стоят собственные интересы, нежили исполнение своих обязанностей. Обратная корреляция по шкалам делинквентное поведение и направленность на дело, говорит о том, что те, военнослужащих которые имеют высокие показатели направленности на дело, соответственно выявлен низкий уровень делинквентного поведения. То же самое подтверждает обратная корреляция по шкалам суицидальный риск и направленность на дело, чем больше военнослужащий занят выполнением своих служебных обязанностей, тем ниже у него будет суицидальный риск. Более подробно результаты корреляционного анализа представлены на рисунке №3:

    Рисунок №3 Плеяда корреляционного анализа

    Выводы по 3 главе

    1) Согласно данным, полученным по методики ДАП-2 выявлены высокие показатели по шкалам:

    Военно-профессиональная направленность-98%, аддиктивное поведение-98%, делинквентное поведение 98%. Высоких показателей по шкале суицидального риска не выявлено.

    По ориентационной анкеты (Б.Басс), выявлены наибольшие показатели направленности на дело у 96.5% военнослужащих, направленность на общение составляет 2% и 1.5% направленность на себя соответственно.

    По методики FPI получены следующие данные:

    По шкале 1(невротичность) низкие показатели у 100%военнослужащих, по шкале 2 (спонтанная агрессивность) низкие показатели у 51% военнослужащих, по шкале 3(депрессивность) низкие показатели у 99% военнослужащих, по шкале 4(раздражительность) низкие показатели выявлены у 98% военнослужащих. По шкале 5(общительность) выявлены высокие показатели у 98% военнослужащих, по шкале 6(уравновешенность) выявлены низкие показатели у 53% военнослужащих, по шкале 7(реактивная агрессивность) выявлены высокие показатели у 60% военнослужащих. По шкале 8(застенчивость) у 99% выявлены низкие показатели, по шкале 9 (открытость) выявлены низкие показатели у 61% военнослужащих. По шкале 10 (экстраверсия - интроверсия) выявлены высокие показатели у 99% военнослужащих, по шкале 11 (эмоциональная лабильность) выявлены низкие показатели у 99% военнослужащих. По шкале 12 (маскулинизм -феминизм) выявлены высокие показатели у 100% военнослужащих.

    2) Анализируя результаты достоверных различий между группами, мы пришли к выводу, что военнослужащие склонные к отклоняющемуся поведению в значительной степени отличаются от военнослужащих не склонных к отклоняющемуся поведению. У данной группы военнослужащих выявлена низкая военно-профессиональная направленность на уровне значимости p<0,05, высокие результаты по спонтанной агрессивности на уровне значимости p<0,05, проявляется низкий уровень по шкале открытости на уровне значимости p<0,05, высокие показатели по шкале делинквентное поведение, на уровне значимости p<0,05. Высокий уровень направленности на себя на уровне значимости p<0,01, высокий уровень направленности на общение на уровне значимости p<0,05, низкий уровень направленности на дело на уровне значимости p<0,001.

    3) В результате корреляционного анализа были получены следующие результаты:

    Шкала суицидального риска показывает прямую корреляцию со шкалой делинквентное поведение, так же наблюдается прямая корреляция по шкалам реактивная агрессивность и аддиктивное поведение. Обратная корреляция по шкалам маскулизм - феминизм и аддиктивное поведение. Прямая корреляция по шкалам направленности на себя и аддиктивному поведению, обратная корреляция по шкалам делинквентное поведение и направленность на дело. Обратная корреляция по шкалам суицидальный риск и направленность на дело.

    Заключение

    Проведенная нами работа и представленная по ее итогу практические рекомендации командирам по решению проблемы мотивации отклоняющего поведения является общими для всех форм отклоняющегося поведения. Однако не может быть единых способов решения этой проблемы. В связи с этим резко возрастает нужда офицеров своевременно определять, классифицировать и пресекать все предпосылки к возможности формирования в подчиненных ему военнослужащих контрактной службы, проблем ведущих за собой мотивацию отклоняющего поведения. Одни из основных мотивов отклоняющегося поведения у военнослужащих являются: индивидуально-психологические характеристики личности, не удовлетворённость своих личных потребностей, условия службы или командование.

    У военнослужащих склонных к отклоняющемуся поведению ярко выражена направленность на себя, на общение. Такие военнослужащие склоны больше говорить, чем делать, не считают нужным проявлять разумную инициативу, в первую очередь решают свои проблемы. Следствием, такого поведения являются проблемы с воинской дисциплиной, взаимоотношениями между военнослужащими, резким снижением военно-профессиональной направленности, а также нарушение установленного уставами ВС, приказами командиров и начальников порядка.

    У данной группы военнослужащих были выявлены; низкая военно-профессиональная направленность, они склонны к вспышкам агрессии при выполнении своих обязанностей, в коллективе чаще всего замкнуты, малообщительны, проявляется склонность к делинквентному поведению, суицидальный риск у данных военнослужащих не выявлен. При высокой степени мотивации отклоняющего поведения у военнослужащих контрактной службы наблюдается степень ухода от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ, таких как алкоголь, или игровые автоматы, что в частности, помогает им отстранится от проблем в реальной жизни.

    Данная проблема имеет большое влияние на управляемость воинского коллектива и способность выполнения им всех видов учебных и учебно-боевых задач.

    В результате проделанной работы гипотеза, поставленная нами в начале исследования, доказана.

    1) Проводить исследования направленное на выявление лиц склонных к отклоняющемуся поведению, так же проводить с ними индивидуально-воспитательную работу. Включить мероприятия направленные на коррекцию, мотивации отклоняющегося поведения в условиях военной службы по контракту.

    2) Усилить постоянный контроль за военнослужащими склонных к отклоняющемуся поведению, т.к. индивидуальное отклонение от социальной нормы превращается в устойчивое и повторяющееся явление, если оно оказывается для данного лица эффективным средством достижения целей.

    3) Давать больше возможности военнослужащим пытаться реализовать себя не только в служебной деятельности, но и в других сферах. Поощрять инициативу военнослужащих.

    4) Изучить социальный статус и семейное положение, выявляя его раздражители, тем самым, снижая его уровень соприкосновения с ними, и повышая его уровень работоспособности.

    5) Командирам необходимо придерживаться правил и норм поведения, не превышать свои должностные полномочия при работе с личным составом, предусмотренных уставом вооруженных сил.

    6) Сформировать комплекс мероприятий направленных на формирование положительной мотивации к военной службе.

    7) Оградить военнослужащих от возможных случаев употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных препаратов.

    8) Формировать в коллективе у военнослужащих такие качества как взаимоуважение, взаимовыручка и товарищество.

    Список использованной литературы

    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е издание. - СПб и др.: Питер, 2001

    2. Броневицкий Г.А., Броневицкий Г.Г., Масягин В.П. Психолого-

    Военная педагогика и психология. Уч. пособие / под ред. А.В.Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. - 240 с.

    3. 3.Змановская Е.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие/Е.В. Змановская.-М.:Академия, 2003.305-339с.

    4. Военная психология. Уч. пособие / под ред. Н.Ф. Феденко. М., 1978

    5. Воспитательная работа в вооруженных силах Российской Федерации/под ред. Резник Н.И. : Учебное пособие. - М 12 ЦТ МО РФ

    6. Гришин Н.В., Я и другие: Общение в коллективе военнослужащих. -Лениздат, 1990г.

    7. Драгомиров М. И. Избр. труды. М.: Воениздат, 1956. - 438 с.

    8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., испр. и перераб.- СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

    9. Еропкин А.М. "Социально - психологический механизм". М. 1996 г. 213 с.

    10. Зейгарник Б.В, Братусь Б.С,Очерки по психологии аномального развития личности. - М.,1980

    11. Климов С. Воспитательная работа в условиях военной реформы // Ориентир. - 1999. - № 4.

    12. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимостиот сложности социальной перцепции.Дисс…. канд. Психол. Наук. - ЛГУ,1986

    13. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев,1989

    14. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. Перевод с англ. Ю. Н. Благовещенского, М.: изд-во "МИР", 1967. - 140 с.

    15. Майерс Д. Социальная психология. - СПб,1997

    16. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и пргнозирование в экстремальных условиях.// Психолог. Ж. т.22 №1,2001

    17. Маслоу Л. Самоактуализация //Психология личности. - М.МГУ,1982

    18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.

    19. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.

    20. Пашукова Т.И. Психологические исследования. М., 1996.

    21. Подкользин А.Я. Как управлять корабельным подразделением: Пособие по военно-морскому менеджменту. СПб.: Петродворец: ВМУРЭ.

    22. Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. М. СГУ. 2001.

    23. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пос. - СПб, изд - во Михайлова В.А,1999

    24. Свечин А. А. Эволюция военного искусства. М.: Л.: Госвоениздат 1977.

    25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки психологии. 2000. СПб. - 350 с.

    26. Слаква С.П. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов/Под общей редакцией И.А.Рябовой, С.Н.Путилиной. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 39)

    27. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.Педагогика,1986

    28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2001.

    29. Ядов В.А. Самореализация и прогнозирование социального поведения личности. - Л.,1979

    30. Карвасарский Б.Д Клиническая психология - СПБ 2004г

    Приложение А

    Стены к методике "ДАП-2"

    Наименование шкал методики "ДАП - 2"

    Шкала военно-профессиональной направленности (ВПН)

    Шкала аддиктивного поведения (АДП)

    Шкала делинквентного поведения (ДП)

    Шкала суицидального риска (СР)

    Интегральная оценка девиантного поведения

    Приложения Б

    Ключ к опроснику FPI

    Номер шкалы

    Название шкалы и количество вопросов

    Ответы по номерам вопросов

    Невротичность 17

    4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

    Спонтанная агрессивность 13

    32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

    Депрессивность 14

    16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

    Раздражительность 11

    6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

    Общительность 15

    2, 19,46,52,55,94, 106

    3, 8,23,53, 67,71,79.113

    Уравновешенность 10

    14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

    Реактивная агрессивность 10

    13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

    Застенчивость 10

    9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

    Открытость 13

    7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

    Экстраверсия-интроверсия 12

    2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

    Эмоциональная лабильность 14

    24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

    Маскулинизм-феминизм 15

    18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

    Приложения В

    Ключ к ориентационной анкете (Б. Басс)

    Приложения Г

    Сводная таблица по результатам исследования

    аддиктивное пов.

    делинквентное пов.

    Ориентационная анкета (Б Басс)

    Направленность на себя

    Направленность на общение

    Направленность на дело

    Методика FPI


    дипломная работа , добавлен 22.02.2014

    Особенности и причины отклоняющегося поведения военнослужащих рядового и сержантского состава в современных условиях военной службы. Психологический анализ механизмов влияния конфликта на формирование поведенческие девиаций. Суициды и их профилактика.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2015

    Профилактика синдрома "эмоционального выгорания", характеристика структуры и содержания данного расстройства. Изучение взаимосвязи личностных факторов с проявлениями эмоционального выгорания на примере профессиональной деятельности военнослужащих.

    отчет по практике , добавлен 28.05.2015

    Общее понятие психологической адаптации. Изучение особенностей социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву в начале службы и через год службы. Изменения, связанные с повышенной тревожностью, социальной интроверсией, дезадаптивностью.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2012

    Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих по призыву к армейской среде и условиям службы. Исследование системной обусловленности психической адаптации у военнослужащих по призыву. Разработка программы психологического сопровождения.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления. Деятельность психологической службы с персоналом УИС. Гуманность и профессиональная компетентность. Этика пенитенциарного психолога. Изучение личности осужденного.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2008

    Изучение предпосылок аддиктивного поведения военнослужащих через обращение к мировоззренческим особенностям их личности. Анализ закономерностей формирования расстройств в стрессовых условиях. Обзор работы по предупреждению пьянства в Вооруженных Силах.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

    Теоретическое изучение мотива, как психологической категории, которая имеет большое влияние на психологическую готовность ребенка к школе. Основные методики и этапы экспериментальной работы по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Общие закономерности адаптационного процесса личности к военной службе. Влияние личностных особенностей военнослужащих на эффективность адаптации. Характеристика основных методик и рекомендации офицерам по организации адаптации молодых военнослужащих.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2011

    Понятие направленности личности. Индивидуально-психологические черты военнослужащих. Психологические особенности молодости и зрелости как возрастных периодов. Особенности личности лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    Выбор редакции
    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...

    О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...

    Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...

    Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
    Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
    Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...
    Мясо индейки относится к числу диетических продуктов. В нем содержится огромное количество витаминов, полезных микро- и макроэлементов....
    Повествование, описание и рассуждение – три кита, на которых держатся наши тексты. Не поверите, но, если не брать во внимание диалоги,...
    Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм...