Социология малых групп. Большие и малые социальные группы


Каждый человек, независимо от своего возраста и рода деятельности, состоит в нескольких малых группах - это семья, школьный класс, спортивная команда. Взаимоотношение индивидуума с другими членами коллектива играет ключевую роль в формировании его личности. Разнообразие видов объединений демонстрирует классификация малых придает особую важность изучению особенностей небольших коллективов и их роли в социуме.

Что такое малая социальная группа

На основе небольших коллективов возможно подробное изучение связи индивидуума с его окружением, влияние общества на его членов. Поэтому в социологических исследованиях важное место занимают понятия «группа», «малая группа», «классификация групп». Дело в том, что большую часть жизни человек проводит в небольших коллективах, которые оказывают сильное влияние на формирование его ценностей.

Социальная группа - это объединение людей, связанных совместной деятельностью и системой межличностных отношений. Такие коллективы классифицируются по величине, то есть по количеству участников.

Малая группа - небольшое объединение людей, связанных совместной деятельностью и находящихся в прямом общении друг с другом. Особенностью такого коллектива является то, что количество его членов не превышает двадцати, а потому они могут беспрепятственно контактировать друг с другом и устанавливать эмоциональную связь.

Признаки

Существует ряд положений, наличие которых может говорить о том, что объединение является малой социальной группой:

  • соприсутствие людей на одной территории в определенное время;
  • эмоциональный контакт между членами коллектива, наличие устойчивых отношений;
  • совместная деятельность, направленная на достижение общей цели;
  • разделение между членами групповых ролей;
  • наличие организационной и управленческой структуры;
  • формирование своих норм и ценностей.

На этих признаках и характере их проявления строится понятие и классификация малых групп. Установление между отдельными членами эмоциональных отношений может привести к появлению подблоков и внутренней структуры.

Виды объединений

Существует несколько аспектов, относительно которых формируется классификация малых групп. Таблица, представленная ниже, демонстрирует виды небольших социальных объединений.

Признак

Типы

Возникновение

Официальные (сознательно организованные) и неформальные.

Способ взаимодействия

Первичные (высокий уровень сплоченности) и вторичные (отсутствие сильных отношений, совместная работа).

Продолжительность существования

Временные (созданные для достижения единичной цели) и стабильные (рассчитанные на длительную работу).

Характер деятельности

Трудовые, исследовательские, развлекательные, идеологические, эстетические, коммуникативные, политические.

Личная значимость

Элитарные и референтные.

Характер внутренних связей

Определяющей является классификация малых социальных групп относительно способа ее возникновения. Формальные объединения создаются руководством и имеют юридический статус. Их деятельность регламентируется определенной документацией. Управление такой группы происходит по принципу «сверху вниз», а ее членов определены организацией.

Неформальные группы возникают спонтанно на основе эмоциональных связей участников. Такие общества не имеют официального статуса, а ее деятельность направлена «снизу вверх». Тем не менее в них также формируются некоторые нормы и ценности, разделяемые всеми членами группы и предопределяющие их поведение. Если в формальных организациях лидер имеет официальные полномочия, то в контактных он действует за счет признания других участников.

Референтный коллектив

На факторе значимости объединения для отдельной личности базируется иная Малая группа, нормы которой играют для человека важную роль, называется референтной (эталонной). Член коллектива перебирает ее ценностную систему, формирует соответствующие стандарты. Такая группа разделяется на два подвида:

  • Идеальная . Индивид не состоит в объединении, однако в своем поведении ориентируется на его нормы.
  • Группа присутствия. Человек является членом этого коллектива и разделяет ценности.

Малые сообщества играют решающую роль в формировании Ребенок видит нормы, принятые в семье и среди друзей. При этом малые социальные группы могут оказывать и негативное влияние на индивида - подавлять его личностные качества (ингибиция), навязывать неверные идеалы.

Социальная значимость

Небольшие организации могут играть разную роль в обществе, в зависимости от ценностей и целей, которые преследует малая группа. Классификация малых групп, основанная на критерии общественной значимости, предполагает существование трех видов объединений: социально ориентированных, асоциальных и антисоциальных. Соответственно, они играют положительную, нейтральную и негативную роль. К социально ориентированным малым группам относят учебные, общественные, производительные организации. Не принимаются людьми различные преступные объединения, которые тем не менее сохраняют авторитет для их членов.

Руководство группой

Управление включает в себя ряд действий, необходимых для организации деятельности объединения. В это понятие входят принятие решений, постановка целей, разработка планов, контроль, координация и прочее. Существует условная классификация малых групп относительно способа управления. Выделяют такие виды отношений:

  • субординация (сверху);
  • координация (горизонтальная система);
  • реординация (снизу).

Успешная организация деятельности базируется на совмещении этих принципов, поиске оптимального варианта построения внутренних отношений.

Глава коллектива

Особенностью организации малых групп является выделение лидера. Это член объединения, который оказывает сильное влияние на ее деятельность. Он пользуется уважением среди других участников благодаря своим личностным качествам и играет важную роль в управлении группы. Деятельность лидера распространяется как на внутреннее, так и на внешнее общение. Он обеспечивает вовлечение членов коллектива в совместную деятельность, осуществляет контроль над принятием решений. Существует классификация малых групп, основанная на уровне вмешательства лидера в деятельность объединения и степени вовлеченности каждого члена в процесс управления сообществом. В наиболее успешных организациях (как контактных, так и формальных), соблюдается баланс между двумя крайностями.

Стили управления

Условная классификация малых групп, берущая за основу вовлеченность членов объединения в процесс ее управления, включает в себя три позиции, представленные в таблице ниже.

Также существует теория X и Y. В первом случае человек изначально избегает работы и предпочитает, чтобы им руководили. Теория Y предполагает, что индивидуум имеет высокий уровень самоконтроля и стремится к ответственности. Соответственно, здесь применимы два разных способа управления.

Давление коллектива

Нормы, принятые в объединении, оказывают влияние на образ жизни ее отдельного члена. Всем известен эксперимент, проведенный с группой детей, где заранее подговоренные участники неверно отвечали на поставленный вопрос, а последний испытуемый повторял слова своих сверстников. Такое явление называется конформизмом. Мнение большинства членов малой группы оказывает на отдельного индивидуума. Противоположностью этому явлению может служить самостоятельность, то есть независимость установок человека от мнения окружения.

При этом важна классификация малых групп относительно того, какую роль она играет для отдельной личности. Чем выше референтность объединения, тем сильнее проявляется конформизм.

Формирование малой социальной группы

Каждый коллектив проходит несколько этапов развития. Психологи Г. Стэнфорд и А. Роарк разработали теорию, которая включает в себя 7 стадий формирования социальной группы. Исследование основано на двухфакторной модели развития коллектива, где существуют противоречия между деловой и эмоциональной активностью.

  1. Знакомство, первые попытки межличностного взаимодействия.
  2. Создание
  3. Стадия конфликта.
  4. Состояние сбалансированности, появление чувства сплоченности.
  5. Формирование единства - повышается деловая активность, ставятся общие цели.
  6. Доминирование не рабочих, а межличностных отношений отдельных членов объединения.
  7. Актуализация, баланс деловой и эмоциональной активности.

Социальные роли в малой группе

За членами объединения могут закрепляться определенные способы поведения, связанные с решением задач или коммуникацией с другими участниками. Роли проявляются как в деловой, так и в эмоциональной активности группы. Например, в процессе решения задач «инициатор» предлагает новые идеи, а «критик» оценивает работу всей группы и находит ее слабые стороны. Роли проявляются и в сфере межличностных отношений коллектива. Так, вдохновитель активно поддерживает идеи других членов, а примиритель отказывается от своего мнения и улаживает конфликтные ситуации.

Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

Большие и Малые группы

Р азными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности - опосредованности контактов), большие и малые .

На последней дихотомии остановимся особо.

На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы . Небольшое число участников - малая группа, много участников - большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух типов групп имеет более весомые основания. Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы . Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Большие и Малые группы

Есть, конечно, любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Трудно сказать, что в этот момент представляла собой эта совокупность людей - толпу или большую группу под названием "народ Республики Куба".

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Почти 100 лет малая группа остается предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше - критики в адрес оппонентов. Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание.

Мы обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.

Итак, в соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.

Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки. Так, А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе.

1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.

2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.

3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.

4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.

5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.

Большие и Малые группы

6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.

7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.

8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами.

· Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

· Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

· Наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием.

· Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

"Немногочисленная по составу", "небольшое число людей"... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число или хотя бы формулу для его определения?

Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате можно констатировать следующее: большая часть исследований малых групп проведена в диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что "настоящая малая группа" начинается с триады.

Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают "усеченную" форму. Получается, что "де юре" малая группа начинается с трех человек, а "де факто" - с двух. Попытки установить для малой группы однозначный "верхний предел" также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий...

Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы . Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, сколько можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы .

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук

Основной материал, из которого производятся трубы - профиль нержавейка, относится к достаточно распространенным сортам легированной стали. В качестве легирующей присадки к конструкционной стали, в данном случае, используется хром. Антикоррозийные свойства нержавейки зависят от концентрации хрома в железоуглеродистой массе основного материала

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

Малыми социальными группами называются сравнительно небольшие по количественному составу объединения людей, существующие в обществе. Малая социальная группа включает в себя от 2-3 до 20-30 человек, объединенных друг с другом какой-либо общей целью, совместной деятельностью, направленной на достижение этой цели, имеющих друг с другом определенные личные и деловые взаимоотношения. Все без исключения люди являются членами каких-либо малых социальных групп, причем не одной, а сразу нескольких. Примерами малых социальных групп являются семья, учебные группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей, приятелей и т. д. Большую часть жизни человек проводит в составе различных малых социальных групп, и на это приходится примерно 80-90% времени его бодрствования. Почти все воздействия общества на личность и личности на общество осуществляются через малые социальные группы. Среди множества малых социальных групп, из которых состоит общество, выделяются следующие основные разновидности групп: референтные и индифферентные, формальные (официальные) и неформальные (неофициаль­ные), случайные (непостоянные или нестабильные по составу) и стационарные (постоянные, более или менее стабильные по составу), естественные и искусственные, группы низкого и высокого уровня развития. Рассмотрим в отдельности каждую из названных разновидностей малых социальных групп.

Референтными называют такие малые социальные группы, члены которых выступают для данного человека образцом для подражания, а также такие группы, личным участием в жизни которых человек особенно дорожит. Референтность группы психологически означает ее особую значимость и наиболее сильное психологическое влияние на человека. Люди осваивают психологию референтных для них малых социальных групп и становятся похожими на участников таких групп.

Однако есть малые социальные группы, которые никакого или почти никакого влияния на конкретного человека не оказывают. Такие группы в отличие от референтных, значимых малых групп называют индифферентными, безразличными группами. Индифферентными для человека, прежде всего, являются чужие для него малые социальные группы, участники которых имеют взгляды и убеждения, отличные от собственных взглядов и убеждений данного человека. Как правило, это такие группы, к которым человек не принадлежит и стать членом которых не стремится, хотя имеет для этого возможности.

Формальными или официальными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные, признанные, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных организаций. Таких групп в обществе много; к ним, например, относятся: семья, учебные группы, трудовые коллективы. Статус (положение в обществе), функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо правовыми, нормативными актами. В отличие от формальных групп неформальными или неофициальными называют малые социальные группы, которые, хотя и существуют, не имеют официального статуса в обществе. К ним, например, относятся случайно образовавшиеся в том или ином месте небольшие группы людей, группы друзей и приятелей, вообще - любые группы, состоящие из людей, которые между собой договорились о чем-либо, что представляет лично для них интерес.

Случайными или временными называют такие малые социальные группы, которые создаются на короткое время, ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, небольшая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, случайно собравшихся вместе только для того, чтобы понаблюдать какое-либо интересное для них зрелище, и т.п.

Стационарная, или постоянная, - это такая малая социальная группа, которая создана и существует давно, на более или менее постоянной основе, и которая не распадается даже после того, как поставленная перед ней задача решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые в течение длительного времени решает группа, причем задачи могут меняться, а группа как таковая остается).

Естественными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как его элемент и необходимы для того, чтобы решать в данном обществе определенные задачи. Такие группы не придумываются вместе с их функциями, а появляются сами по себе, по мере развития общества. Такой группой, например, является семья.

Искусственная - это группа, которая образована специально, ради решения какой-либо частной задачи, и после решения этой задачи такая группа, как правило, перестает существовать. Это означает, что никакой другой роли данная группа в обществе не играет. Искусственными, например, являются лабораторные группы, которые иногда создаются для проведения разовых научных исследований. Искусственными также являются группы людей, которые подбираются на случайной основе и изучаются для того, чтобы полученные при их изучении результаты можно было распространить на другие группы людей.

Группами низкого уровня развития обычно называют такие малые социальные группы, внутри которых нет стабильных и благоприятных отношений между их членами, нет организованности и порядка, группы, где низка эффективность совместной групповой деятельности, где каждый член группы как бы сам по себе и отсутствует внутригрупповое единство.

Группами высокого уровня развития называют малые социальные группы, которые, напротив, отличаются высокой организованностью и эффективностью, где хорошо налажены как личные, так и деловые отношения, то есть такие группы, которые существуют и действуют как единый, хорошо отлаженный механизм.

Наиболее высоко развитые малые социальные группы принято называть коллективами. Малая группа, ставшая коллективом, отличается следующими особенностями: ответственностью, коллективизмом, сплоченностью, организованностью, открытостью, информированностью. Ответственность означает серьезное отношение всех членов группы к своей работе и к поставленным перед группой задачам. Коллективизм - это стремление все вопросы решать сообща, коллективно, всей группой. Сплоченность - это психологическое и поведенческое единство группы, то есть единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных для нее жизненных ситуациях. Под организованностью малой социальной группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности и умело взаимодействовать друг с другом. Открытость - это доверие членов группы друг другу и их готовность к сотрудничеству с другими социальными группами. Наконец, информированность - это наличие у всех участников группы достаточно полных сведений о том, что происходит в группе и за ее пределами и касается членов данной группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Малые социальные группы, их типология и значение в жизнедеятельности общества и личности

Введение

1.1 Понятие социальной группы

1.3 Типология малой социальной группы

Заключение

Литература

Введение

Исследования социальных групп являются пограничными для двух наук - социальной психологии и социологии. А их разновидность - малая группа - является предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, отечественных и зарубежных исследователей и практиков.

Вопрос малой группы является наиболее традиционной и довольно хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Исследование малых групп представляется одной из наиболее важных и интересных задач социальной психологии. Постоянное усложнение общественной жизни, включенность людей в многочисленные образования по видам их деятельности и характеру их общественных связей требует пристального внимания исследователей. Роль малых групп действительно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что растет необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни, бизнесе, политике.

1. Феномен малой социальной группы

1.1 Понятие социальной группы

Понятие группы как таковой является одним из самых важных в социологии и социальной психологии, однако, у ученых до сих пор нет полного согласия относительно его определения.

Как замечает Ю.Г. Волков, социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия .

Свое определение предлагает С.С. Фролов: социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других .

В этом определении ученый видит два существенных условия, необходимых для того, чтобы просто совокупность индивидов считалась группой: I) взаимодействие между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

По мнению С.С. Фролова, социальные роли объединяют людей в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи. Во-первых, отношения начинают рассматриваться как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо «внутри», либо «вне» группы. Во-вторых, люди приписывают группам «объективное» существование и воспринимают их так, как если бы они были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа становится носителем особой субкультуры или контркультуры - набором уникальных в своем роде норм и ценностей. В-четвертых, у людей появляется чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что они представляют собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства .

В отечественной традиции социальные группы часто делят на два типа: малые и большие. Разделение этих двух типов групп имеет весомые основания. Они не просто различаются по количеству членов, -- это принципиально разные типы групп.

1.2 Понятие малой социальной группы

В словаре обществоведческих терминов малые социальные группы трактуются как - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которой находятся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии (семья, школьный класс, дружеская компания и т.п.) .

Г.М. Андреева, известный специалист в области социальной психологии, относит к малым группам разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля. Малые группы существуют в действительности: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Изучение групп может проводиться через специальные приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты, эксперимент). Важно, что можно вычленить конкретную цель существования таких групп, так как они организованы для выполнения какой-либо деятельности .

Из бесчисленных определений малых групп Г.М. Андреева предлагает использовать следующее: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Определение достаточно универсально, оно не претендующее на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям .

М.Битянова, в соответствии с определением Андреевой Г.М., выделяет два признака, создающие основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт членов группы. На этой основе возникает и развивается малая группа как социально-психологическое явление.

Малая социальная группа представляет собой целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами:

· Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

· Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

· Наделяет входящих в него людей когнитивным и эмоциональным содержанием.

· Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповом общении .

По словам Г.М. Андреевой, в литературе довольно давно идет спор относительно нижнего и верхнего пределах малой группы. В большинстве исследований число участников малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет соотносится с представлением о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек -- «диада» . Хотя в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой.

Большинство ученых сходится во мнении, что размер групп как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий его участников. Действительно, чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Так диады создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений (отношения между родителем и ребенком, между мужем и женой). Большинство наших социальных взаимодействий осуществляется на базе отношений «один-к-одному» .

В диадах по сранению с группами больших размеров чувства и эмоции играют большую роль. Однако этот фактор сказывается и на довольно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует нестойкий баланс, так как если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Интересно, что отношениям в группах, состоящих из двух человек, свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Образование триады (группы из трех членов) коренным образом меняет социальную ситуацию. Становится возможным организация коалиций. При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении «постороннего». Хотяо в некоторых обстоятельствах этот третий человек наоборот может взять на себя роль посредника или миротворца .

Исследования показывают, что наиболее предпочтительной представляется группа из пяти человек. При этом абсолютно тупиковая ситуация невозможна из-за нечетного числа членов группы. Такие группы имеют тенденцию раскалываться на большинство в три участника и меньшинство в два участника, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции, как в триаде. Группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы ее члены могли легко меняться ролями и любой член группы имел возможность выйти из неловкого положения без обязательной необходимости формально пересматривать проблему. И наконец, группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы люди ощущали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в противоречия друг с другом, но достаточно мала для того, чтобы ее члены могли неуважительно относиться к потребностям и чувствам друг друга. По мере увеличения размеров групп они становятся менее «сговорчивыми». В таких группах люди скорее не говорят друг с другом, а обращаются к другим с формальными речами .

1.3 Типология мало й социальной группы

малый социальный группа личность

В истории социологии предпринимались многократные попытки построить классификацию малых групп.

Действительно, малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Точно так же малые группы могут быть подразделены на становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся .

Большое количество малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций.

На самом деле, допустимы самые различные основания для классификации малых групп: по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. По мнению Г.М. Андреевой, целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации.

1) Деление малых групп на «первичные» и «вторичные».

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Впервые ввел понятие первичной группы Ч.Кули (1909) применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. В дальнейшем социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы (группа друзей).

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Основное значение в этих группах придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции (промышленное предприятие).

2) «Формальные» и «неформальные».

Впервые это деление было предложено Э. Мэйо. Формальная группа обладает определённым правовым статусом и создается для решения круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную структуру, руководство, права и обязанности ее членов (производственный коллектив, студенческая группа). При этом в формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общих интересов или взаимных симпатий. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, готовность к содействию и взаимопомощи За каждым участником группы нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями.

3) «группы членства» и «референтные группы».

Такая классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах ученого было показано, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются (ученик, являющийся членом класса, разделяет нормы «сомнительных» элементов с улицы).

В настоящие дни в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения» - как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Каждая из этих описанныхстрех классификаций задает некоторую дихотомию .

2. Значение малых социальных групп в жизнедеятельности общества и личности

Нельзя не отметить важность изучения социальных групп, в частности малых, существующих в обществе. Во-первых, сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в семье, на работе и т.д. Только в групповой жизни человек формируется как личность, находит самовыражение и поддержку.

Социальная группа предоставляет обществу преимущества, обусловленные объединением физических, интеллектуальных и духовных сил людей. Многие исследователи пришли к выводу, что некоторые особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом именно групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе, зависит от нее. Уже в древности люди предпочитали жить группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20 - 30 человек. И в современном мире человек не мыслит себя вне группы. Он является членом семьи, ученического класса, спортивной команды, рабочего коллектива и т.д.

Одно из важнейших значений малых групп состоит в их социализирующей функции. Действительно, группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых, в это же время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, дети усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.

Андреева Г.М. определяет сущность социализации так: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Обычно социализацию разделяют на три стадии: на первичной стадии (социализация младенца) агентом социализации выступает семья; вторичная стадия включает период получения формального образования; и третья стадия - это социализация взрослого человека, когда социальные факторы входят в роли, к которым первичная и вторичная социализации не могут подготовить их в полной мере (становление мужа, жены, родителя). Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается только в процессе социализации и является важной частью ее.

Инструментальная роль группы определяется объединением людей ради выполнения той или иной работы. Многие группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).

Некоторые виды групп называются экспрессивными, так как их основная цель - удовлетворить стремление членов группы к социальному принятию, одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне (компании друзей и подростков, которым нравится вместе проводить время).

Не вызывает сомнений, что люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств и вызывания приятных. Под воздействием группы может происходить ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Некоторые же наоборот могут усилится под воздействием эмоций других членов группы. Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и моральные ценности на основе которых устанавливается порядок взаимодействия.

Малые социальные группы, особенно первичные, играют большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Выполняя производственные функции, они также устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Таким образом они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели феномен малой социальной группы. Мы перечислили некоторые имеющиеся определения данному понятию, остановив свое внимание на одном из них, раскрыли основные свойства малых групп. Отметив, что существует множество различных классификация малых социальных групп, мы особое внимание уделили типологии, предложенной специалистом в области социальной психологии Г.М. Андреевой.

Во второй части теоретической работы мы остановились на тех значениях, которые играют малые социальные группы в обществе в целом и в жизни каждого отдельного человека.

Мы обнаружили, что все люди находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, занимая свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Взрослея, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

Литература

1. Андреева Г.М. «Социальная психология.» М., 2000 .

2. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998.

3. Битянова М. Большие и малые // Школьный психолог. - 2000. - №32.

4. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов; Под ред. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

5. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Сост. Н.Е. Яценко. - М.: Лань, 1999.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Обязанность социолога понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Концепции личности. Структура и характеристики личности. Типология личности и ее реализация в современной социологии. Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества. Социальные условия, которые общество может предоставить личности для самореализации.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Потребности как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Книги как источник информации для совершенствования себя. Духовный мир личности.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Возникновение и развитие социологии. Фундаментальные и прикладные исследования. Социальные статусы и социальные роли личности. Сплоченность общества как необходимое условие его существования. Сущность элиты общества, ее роль в общественной жизни.

    учебное пособие , добавлен 20.12.2011

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Понятие социальной группы в социологии. Типология социальных групп. Малые, средние и большие социальные группы. Признаки и характеристика социальной организации. Формальные и неформальные социальные организации. Понятие социальной общности в социологии.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Возникновение социологии личности на грани XIX и XX вв. Этапы становления науки о социологических проблемах личности. Предмет и функции социологии личности. Личность как представитель социальной группы, класса, нации, семьи. Социальные качества личности.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2011

    Социальная группа как среда жизнедеятельности индивида. Характеристики малых социальных групп, их классификация по степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий. Понятие внутренних и внешних групп. Динамика малых социальных групп.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...