Шаблоны деревянной обналички. Резные наличники на окна – трафареты и узоры для резьбы лобзиком


Традиция украшать окна резными наличниками пришло со старых времён. Считалось, что отделка окна причудливыми узорами не только защищает помещение от сквозняков и холода, но и служит своеобразным защитным оберегом от нечисти или сглаза.

Подборка шаблонов для резных оконных наличников

Как сделать трафарет для наличника

Трафарет – это приспособление для нанесения одинаковых узоров и символов на нужную поверхность. Прежде чем начинать работу по изготовлению наличников, понадобится достать трафареты и шаблоны. Найти эскиз для резного наличника не составит труда – их можно бесплатно и в большом многообразии скачать в интернете, приобрести в специализированных магазинах или найти в журналах.

В готовом виде трафареты и шаблоны могут быть изготовлены на бумаге, картоне или древесном волокне. Их нужно только приложить к поверхности будущего наличника и обвести. Сделать трафарет самостоятельно можно несколькими способами:


Трафареты и шаблоны – главные помощники в создании резных наличников. В чертеже нужно учесть, какой рисунок будет выбран для различных составляющих наличника.

Резные наличники включают в себя следующие основные детали:

  • верхняя планка наличника;
  • вертикальные рейки наличника или рама;
  • нижняя планка или профилированный подоконный поясок.

Это только основные элементы, резные наличники могут включать ещё множество декоративных деталей: диадема, плечики, вазончики и прочее.

Перенесение контура рисунка на заготовку

После того как эскиз создан, нужно изготовить непосредственно трафарет, на который переносятся все элементы рисунка для резных наличников. Перенести контур на заготовку можно следующими способами:


Вырезание наличника по шаблону
  1. Самый распространённый способ, когда рисунок вырезается из плотной бумаги или картона. Полученные шаблоны прикладываются к доске и обводятся по контуру ручкой, фломастером или карандашом.
  2. Трафарет можно не вырезать, а перенести на будущие наличники через копировальную бумагу.
  3. Можно продавить контур эскиза через бумагу на дерево ручкой (остаётся малозаметный след). Сделать контур более чётким можно и без копирки, нанеся с обратной стороны листа слой графита мягким простым карандашом.

Располагать трафареты на заготовке нужно вдоль волокон дерева: в будущем резьба такого наличника не растрескается. Для удобства места, где будут выполнены пропилы, можно сделать цветными.

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Убираем древесину в прорезях рисунка


Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.


Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.


Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Стиль совершенно другой…

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

1. Такими были оконные наличники до 17-го века.

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главным мотивом резьбы было изображение природных сил - «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

2. Сложная резьба на оконных наличниках.

Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее - «небесной твердью». Небесная хлябь - символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья. Она могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

3. Особый стиль.

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

4. Солнышко садится и снова восходит.

5. Наличник как оберег.

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определенных символов важную роль играет местоположение самих символов.

6. Современный стиль.

Так, самым распространенным является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времен года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славян солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве - в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. Выглядит громовой знак как шести- или восьмиугольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак - символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда он обозначал смену дня и ночи.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате, - в нижней части.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными - это связано с историей, последующим перениманием символов и их адаптацией к собственной культуре разными народами.

Можно горевать, что исчезают старинные резные наличники по городам и деревням России, и фотографировать на память то немногое, что ещё осталось, а можно попытаться продолжить традицию и изготовить новый резной наличник на окно самому, что я и сделал.

Изготовление наличника

Мне посчастливилось — я не только сделал точную копию старинного резного наличника из Ярославской области, но при этом имел возможность сверяться при изготовлении с оригиналом, постигая секреты и нюансы старинного ремесла на практике.

В процессе работы над наличником я всё больше и больше преисполнялся уважением и восхищением перед прежними русскими мастерами. И действительно, как не восхищаться, когда видишь, что старинные наличники по рисунку, конструкции и мастерству вполне сопоставимы с шедеврами церковного искусства — киотами и иконостасами.

Во-первых, материал для наличников использовался очень качественный — сухие доски без сучков. При пропильной резьбе первый же сучок вылезет со временем из дерева, чем испортит всю картину.

Вообще на Руси сухое дерево использовалось не только для столярных работ, но и при строительстве дома. И сейчас в тех же США везде продаётся исключительно высушенное дерево, и только у нас, как в какой-то дикой третьесортной стране, везде лежат на продажу штабеля сырых пиломатериалов.

Во-вторых, потрясающие композиции — выверенный эстетически и символически рисунок, гармония узоров и орнаментов, грамотное соотношение пропорций деталей наличника, стилистическое единство наличника со всем домом, — всё это говорит о безупречном художественном вкусе былых мастеров. Не сравнить с современными наличниками, выпиливаемыми потоком на станках, — за редкими исключениями, выглядят они весьма убого и пошло.

В-третьих, впечатляющее мастерство изготовления. При кажущейся с первого взгляда лёгкости и ажурности старинных наличников, когда сам начинаешь делать такой наличник, убеждаешься в том, что это вполне серьёзное изделие, требующее опыта и владения ремеслом. Чего стоят те же верха наличников — если присмотреться, можно увидеть, насколько сложны эти элементы по своим формам и резному оформлению.

И тем более удивительно повсеместное распространение красивейших резных наличников по Руси, учитывая, что даже если сейчас, при наличии электрических инструментов и станков, у меня ушло прилично времени на изготовление наличника, то насколько труднее и сложнее было их делать тогда вручную!

И это понятно — красота русской души, вдохновлённой и одухотворённой верой православной в Господа нашего Иисуса Христа, отражалась во всём, от предметов кухонной утвари до шедевров церковного зодчества, как каменного, так и деревянного.

На Руси русский человек воспринимал окружающий мир как целостный Божий микрокосмос, в котором всё связано и всё гармонично, всё имеет свой смысл и всё символично.

Отразилось это мировосприятие и на декоре русского наличника.

Символика русского наличника

Многие отмечают исключительную особенность старинной России в украшении домов и наличников. Я думаю, причин к тому несколько. Во-первых, ощущая себя частичкой микрокосмоса и видя красоту и гармонию Божьего творения, русский человек стремился и от себя внести долю прекрасного от трудов своих. Мы и сейчас, любуясь старинными русскими наличниками, испытываем те же восторг и благодарность, которые в давние времена вложил в декор русский мастер.

Во-вторых, украшение дома несло охранительную функцию, пробуждая в смотревших на дом людях положительные эмоции вместо отрицательных, оберегая, так сказать, живших в доме от негативной энергии.

И в-третьих, через украшение дома самовыражался сам хозяин, как бы показывая через рукодельную красоту широту своей души и мастерство своих рук. А то и не думая о других, а просто делая ради собственной потребности к красоте и благоустройству.

Всё в Божьем мире имеет свой смысл, не исключение и резьба на наличниках. Зная основы орнаменталистики, можно долго простоять перед наличником, находя в его декоре новые смыслы и значения.

Итак, пройдёмся кратко по символике русского наличника. Отмечу, что эта символика вполне соотносится с орнаментикой прочих традиционных русских ремёсел — вышивки, резного декора церковных предметов и домовой резьбы, росписи, чеканки, и так далее.

Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части:

Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Часто был двухуровневым. Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».

Центральная часть — срединный мир — реальный. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Полотенце у русских известно как особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в храмы и часовни.

Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличника).

Каждая часть оформлялась соответствующим орнаментом.

Солярные символы

Солнце — символ Господа нашего Иисуса Христа. В Библии и Евангелии множество мест, где Господь Иисус Христос называется Солнцем: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит» (Пс.83, 12), «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4, 2), «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанна 1, 5).


И в богослужениях православной церкви Господь часто называется Солнцем правды, Солнцем истины. Естественно, что этот символ отразился и в декоре наличника, особенно его верхней части.

Можно встретить резьбу пяти солнц — одно в середине и четыре по сторонам, не трудно догадаться, что это символ Господа Иисуса Христа и четырёх Евангелистов, часто используемый также в иконописи и храмовой росписи. Вообще количество солнц на наличниках перекликается с количеством куполов на храмах — та же символика, то же значение.

В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично — ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния.

Символы воды


Как вода, так и её символы чрезвычайно мистичны и многозначны. Водой совершается крещение, очищение от грехов, рождение духовного человека и освящение. Вода, смешанная с вином, в причастии означает человеческую природу Христа, а само вино — Его божественность. Вода является источником и символом жизни.


Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть), как сказано в Библии: «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1, 7).

В виде дождя вода несёт оплодотворяющую силу Бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Бегущая вода означает жизнь и её источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.

И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки — это всё знаки воды во всех её значениях и символах.

Символы земли

Тоже, как и вода, имеют множество значений.

Земля — одна из основных (наряду с водой, огнём, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трёхчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населённая людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства.


Земля, порождающая деревья и травы, и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передаёт это символическое значение.


Наконец, земля — то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.

Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Женские символы

Изначально происшедший из культа славянских языческих богинь типа макош и берегинь, в христианской Руси символ женщины с широкими бёдрами и раздвинутыми ногами и поднятыми руками трансформировался в общий символ материнства, плодородия и плодовитости.

Как считалось на Руси, у человека три матери — мать-земля, родная мать и Божья Матерь, и все эти значения вполне присущи символу берегини.

Вот так берегиня изображалась в вышивке.


Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.


Изображённые в декоре четыре женские фигуры символизируют четыре христианские добродетели: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность.

Символы-звёзды

Основные признаки символов звёзд — количество и конфигурация лучей. При этом важно, что все образующие её форму лучи одинаковы, что отличает этот символ от изображений солнца.

Вообще звезда в христианской символике чаще всего означает Бога, иногда Церковь. Наиболее часто в русской орнаментике встречаются шести- и восьмиконечные звёзды.


Шестилучевая звезда — знак Творения и Печать Соломона. Это комбинация мужского и женского начал, а также огня и воды, союз духа и материи, основа действия и неподвижности, единство противоположностей.

Восьмилучевая звезда — символ Пресвятой Богородицы: в православной иконографии Божью Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звёздами на плечах и на челе в знак Её Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Также в виде восьмиконечной звезды изображают Вифлеемскую звезду, явившуюся во время Рождества Христова и приведшую к родившемуся младенцу Христу трёх волхвов и пастухов.

Также восьмиконечная звезда — сочетание двух крестов. Часто вырезали и простые кресты — четырёхконечные звёзды.

Символы животных

Агнец, вол — ветхозаветный прообраз жертвы Христа; символ мучеников, которых убивали за Христа.

Змея, уж — их изображение происходит из языческого культа ужей-господариков. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями зерна и дома от мышей. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.

В этом контексте ужи символизируют мудрость, плодородие и благосостояние.

Кони — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

Естественно, что символизм коней не потерял своего значения и в христианской Руси.

В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги и смелости, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.

Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередко относятся к миру мёртвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.

В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры.


Лев — символ неусыпной и духовной бдительности, крепости — поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Часовой, поддерживающий устои Церкви. Символ воскресения, т.к. считалось, что лев вдыхает жизнь в львят, рождающихся мёртвыми. Поэтому льва стали связывать с воскресением из мёртвых и сделали его символом Христа.


Лягушка — символ непрерывности жизни и воскресения.

Птицы — утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем, всё, что имеет крылья и способность к полёту.

Очень глубокий и многозначный символ. В Ветхом Завете о Боге говорится, как о птице или крылатом существе: «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8).

В христианстве птицы — символ всего духовного и боговдохновенного, вознесённость духа, души верующих (в раю, под божественным покровительством и т. д.). Младенец Христос часто изображается с птицей в руках или привязанной на верёвке.

Связь со сферой божественного, благовествование, быстрота мысли проявляются в различных мотивах: св. Матфей пишет своё Евангелие под диктовку голубя — Святого Духа; схождение Святого Духа; птицы гнездятся в дереве в момент благовествования ангела Анне.

Различным видам птиц придаются определённые характеристики:

аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением;

бабочка — символ воскресения и вечной жизни. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа. Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют её, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шёлковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновлённым телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь.

Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рождённый в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребён в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле, а через сорок дней вознёсся на Небеса.

Все верующие во Христа также переживают три этапа. По природе греховные, смертные существа, они живут в унижении. Приходит смерть, и их безжизненные тела предаются земле. Но в Последний День, когда Христос вернётся во всей Своей славе, христиане последуют за Ним в обновлённых телах, созданных по образу прославленного Тела Христова;

ворон — символ уединения и отшельнической жизни;

голубь — воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия;

гусь — символ предусмотрительности и бдительности;

ласточка — чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:

«Ой на Дунаечку, на бережечку,

Там ластівочка та купалася,

То не ластівочка, то Божа Мати…»

Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание её воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.

Даже раздвоенность ласточкина хвоста имеет значение — согласно южнославянским легендам, ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ласточке хвост, отчего он стал раздвоенным.

Также ласточка — символ домашнего счастья и крепкой семьи;

лебедь — чистота, милосердие и символ Девы Марии;

орёл — символ вознесения и души, которая ищет Бога; также орёл символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. В более общем смысле орёл стал символом вдохновляющей идеи Евангелий;


петух — символ бдительности и предостережения. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Марк. 13:35). Бодрствование и готовность к исповеданию — признаки живой веры. Один из символов Христовой любви — поющий петух;


утка — символ брачного союза и преданности. Часто на Руси деревянные ковши вырезали именно в форме уток. Также в декоре наличников (на концах полотенец) очень часто используется символ утиных лапок, который, впрочем, можно истолковать и как символ ласточкина хвоста.

Рыба — символ Господа Иисуса Христа. Греческое слово ihtis (рыба), было символом Христа ещё и потому что каждая литера в греческом языке составляет слова «Иисус Христос, Божий Сын Спаситель» (Isus Hristos Teu Ius Soter).

Рыба с монетой во рту — символ Чуда, совершённого Иисусом Христом. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 17:24-27). Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадётся Петру, окажется проглоченная ею монета, — Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у неё во рту — Он всемогущ.


Ящер, ящерица — символ возрождения, омоложения посредством линьки, страстного стремления к духовному свету.

В раннехристианском тексте «Физиологус» сообщается, что, когда ящерицы стареют, и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращённых к востоку. И когда встает Солнце, «их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда... глаза сердца твоего замутятся, таким же путём ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего». Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, символизировала грешника, ищущего помощи у Бога.

Растительные символы

Виноград вместе с пшеничными колосками — это обычный орнамент на церковных киотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников — ветвями. «Я истинная виноградная Лоза, — говорит Христос, — а мой Отец Виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви». (Ион.15, 1-5.). Пшеничный хлеб и вино освящаются во время св. Литургии в Пресвятые Тело и Кровь Господню.

Трилистник — символизирует Святую Троицу, объединение, равновесие. Он может символически заменяться на один большой лист.


Цветы — символизируют новую жизнь: Господь пришёл на землю — и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: «Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки» (Иов.14,1-2). Св. Апостол Пётр поучает: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал» (1 Петра 1, 24).

Другие символы


Русалки — мифические существа, наполовину женщина с длинными волосами и девственной грудью, наполовину рыба с чешуйчатыми хвостом и плавниками. В существование русалок всерьёз верили в древние времена, вплоть до 19-го века. Символизируют любовь, чувственность, стремление к высшему.


Символ «S» — ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. Но его относят и к символам огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» у «солнц». Также символ «S» может быть интерпретацией символа воды — часто повторяющиеся линии «S» создают ощущение волн, растительных символов — вьющиеся ветви, и тех же ужиков-господарей.

Цвета

Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник.

Белый — символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

Жёлтый — символ Святого духа, божественного откровения, просветления.

Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца — купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.

Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь на иконах с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью.

Синий — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой, купола окрашены в синий цвет.

Чёрный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

http://otherreferats.allbest.ru/religion/00222211_0.html

Старорусская архитектура неизменно ассоциируется с резными наличниками на окнах. Подобная форма оформления домов отличается видовым многообразием. Еще несколько десятилетий назад в каждом регионе жили мастера, обладающие собственным стилем создания декоративных элементов. Сегодняшнее возвращение к истокам сопровождается возрождением интереса к отделке окон с использованием резных наличников.

Назначение обрамления

Само слово «наличник» говорит о своем расположении - «на лице», то есть одной из его функций является украшение фасада здания. Поэтому люди старались выразить через него свою индивидуальность и украсить окна резным обрамлением. Помимо декоративной роли, наличники на окнах, прежде всего, выполняют конструктивную функцию, закрывая щель между рамой и проемом. Это предотвращает проникновение в дом пыли, защищает от осадков, сквозняков и посторонних звуков.

В старину резным наличникам приписывалась и магические свойства. Считалось, что обрамление окна определенной формой планки защищает от сглаза и служит своеобразным оберегом. Поэтому в причудливых узорах просматривались различные фигуры и растения, носящие конкретную смысловую нагрузку.

В современной архитектуре функциональное назначение наличников для окон заключается в следующем:

  • Грамотно подобранное резное оформление позволяет зрительно вытянуть невысокое строение или расширить узкую стену.
  • Возможность проявить индивидуальность и оформить здание в соответствии с веянием определенной эпохи.
  • Позволяет достичь единого архитектурного ансамбля между всеми строениями на участке.
  • Защита щелей от проникновения внешних негативных факторов (осадки, шум, пыль).
  • Является одним из элементов теплозащиты дома.

Замечание ! Иногда наличники - единственный вариант обрамления окна. В основном это касается деревянных срубов, когда применение других материалов неприемлемо ввиду потери гармоничного внешнего вида.

Резная отделка, особенно выполненная из дерева, обладает рядом особенностей, которые следует учесть в период эксплуатации:

  • Зависимость от влияния атмосферных факторов. Влага и перепады температур неизменно наносят вред декоративному оформлению.
  • При подборе обрамления следует учесть свойства породы, из которого изготовлены наличники, и позаботиться о качественной обработке. Своевременные профилактические мероприятия продлевают срок службы изделия для окна.
  • Зачастую возникают трудности при комбинировании деревянных резных элементов с современными пластиковыми рамами. При таком сочетании предпочтительней устанавливать окна, имитирующие деревянную фактуру.

Значение резных элементов

Желание соответствовать древним традициям требует знаний о значении различных элементов резных наличников:

  • Солнце, как правило, размещают на кокошнике. Оно символизирует жизнь и энергию.
  • Олицетворение мудрости и плодородия заключено в изображении змеи.
  • Символом гармонии между духовным и материальным стремлением является крест в резном наличнике.
  • Чувство единства с природой подчеркивают через растительность.
  • О гостеприимстве владельцев дома свидетельствуют сережки.
  • Соединительным элементов всех времен является силуэт птицы на окне.

Характеристика материалов и форм

Для производства наличников на окна применяются натуральные и искусственные материалы. Традиционно резные элементы изготавливали из древесины, устойчивой к воздействию атмосферных факторов. Характеристика свойств отдельных пород поможет определиться с наиболее подходящим видом:

  • Лиственница минимально подвержена процессам гниения, однако не подходит для производства резного обрамления ввиду своей хрупкости.
  • Осина, ольха и липа - наиболее удобные породы для создания ажурного декора на окна. Однако податливая и мягкая древесина резных наличников нуждается в специальной обработке ввиду способности хорошо впитывать влагу.
  • Наличникам для окна из дуба, ясеня или бука свойственна устойчивость к негативным атмосферным воздействиям, но обработка резных элементов отягощена трудностями, преодолев которые вы получите долговечный декор.
  • Удачным выбором станет древесина березы или сосны, позволяющая выполнять аккуратный резной декор. При этом наличники обладают достаточной прочностью для внешней эксплуатации.
  • Мелкие резные украшения окна, которые фиксируются на основные элементы, можно выполнить из черешни или яблони.

Совет ! Регулярное обновление покрытия деревянных наличников водостойкой краской или лаком обеспечит им длительный срок эксплуатации.

Какие еще материалы применяются при производстве накладок на окна и в чем их особенности, рассмотрим ниже:

  • Ламинированная МДФ позволяет точно сымитировать цвет любой породы дерева, но предназначена исключительно для внутреннего применения.
  • Пластиковые окна гармонично сочетаются с наличниками из аналогичного материала (ПВХ), который не подвержен гниению, обладает широкой цветовой палитрой, устойчивой к воздействию солнечного излучения. Цвет наличников подбирается с учетом отделки дома в тон или контрастирует с фасадом.
  • Для окон круглой формы идеально подойдут изделия из полиуретана, характеризующиеся легкостью и неприхотливостью в уходе.
  • Металлические планки крепят с целью защиты монтажного шва, соединяя их в единое целое с профильной коробкой.

Существует два основных способа установки наличников:

  • Накладной - наиболее распространенный метод при оформлении окон. Для фиксации применяется специальный клей или гвозди.
  • Телескопический способ предполагает Г-образную форму изготовления наличника, позволяющую закрепить изделие путем вхождения в пазы коробки. Чаще применяется для отделки дверных проемов. Его характерное отличие - отсутствие следов крепежных деталей.

Шаблоны и виды резьбы

Резные формы наличников придают окну индивидуальности, но чтобы их изготовить, обязательно понадобятся шаблоны. Наличие навыков резьбы по дереву позволяет выбрать сложный орнамент. Если умения работать с деревом недостаточно, лучше найти легкий узор для наличников на окна. Мы предлагаем изучить:

  • варианты шаблонов одиночных элементов и их общий вид;
  • верхние, нижние и боковые детали декорирования.

Их можно скопировать полностью или дополнить узор своими деталями. Понравившийся рисунок резного наличника или его фрагмент необходимо увеличить в масштабе с учетом размеров вашего окна. Для изготовления резных шаблонов применяется ДВП, плотный картон или бумага. Желательно оформлять окна наличниками с одинаковой резьбой. Учтите, что изготовить мелкие резные элементы гораздо сложнее, а в негодность они приходят быстрее остальных. В этом случае потребуется частичная замена обрамления.

Предупреждение ! Обязательно учтите уклон вверху резного наличника. Это предупредит скопление снега и обеспечит своевременный отвод воды.

Верхняя часть наличника на окно носит название кокошник, нижняя - полотенчик. Наибольшее распространение в орнаменте резных наличников получили контуры растений, изображения животных и геометрические фигуры.

Ключевыми деталями чертежа для любого наличника на окно являются:

  • нижняя планка или подоконный поясок;
  • вертикальная рейка;
  • верхняя планка.

Схема также может содержать всевозможные плечики, вазончики или диадему. Подробное описание названий резных элементов декора представлено на схеме ниже:

Если ваши окна имеют различный размер, специалисты советуют изготовить чертеж с промежуточным раппортом, повторяющимся необходимое количество раз. Для раппорта можно выбрать один или два элемента, повторяющихся поочередно. Пример такой схемы представлен на фото ниже:

Изготовить на окна деревянное резное обрамление можно несколькими способами:

  • Наибольшей декоративностью и ажурностью характеризуются прорезные наличники. Изделие выполняется из дерева светлых тонов или подвергается последующему покрытию белой краской. Такое оформление окна на более темной стене выглядит утонченно и изысканно, отдаленно напоминая вологодское кружево.
  • При накладной резьбе отдельно вырезанные детали фиксируются на сплошную доску путем приклеивания или прибивания. Такой прием позволяет оформить окно с простым наличником. Выступающие элементы зачастую покрывают контрастной краской.

Иногда оба вида резьбы комбинируют.

Процесс изготовления

Определившись с узором, материалом, видом резьбы и способом крепления наличников можно непосредственно переходить к изготовлению резного обрамления на окна.

Важно ! Рисунок на заготовке нуждается в правильном размещении. Предотвратить растрескивание резьбы позволит расположение элементов вдоль волокон деревянных заготовок.

Места узора, где необходимо сделать прорези, лучше пометить цветом. Работа по изготовлению наличников состоит из следующих этапов:

  • Снятие мерок с окна.
  • Для прорезной резьбы подбираются доски с минимальной толщиной 30 мм, накладной способ позволяет применять древесину толщиной 10 мм. Все работы производятся с сухим пиломатериалом.
  • Вырезаются заготовки.
  • Для плотного прилегания резного наличника с изнанки древесина выбирается на незначительную глубину (1-2 мм).
  • Узор, нанесенный с применением шаблона, вырезается. Для формирования отверстий применяются сверла различного диаметра, лобзик понадобится для выполнения прорезей. Чтобы оформить красивый рез, точка ввода лобзика отмечается высверленным отверстием.
  • Все резные элементы наличника для окна зачищаются шлифовальной бумагой. Из несквозных отверстий древесная пыль удаляется с помощью пылесоса.

Накладная резьба предусматривает крепление готовых элементов к широкому наличнику на гвозди с удаленными шляпками. Усилить прочность соединения позволит нанесенный с изнаночной стороны наличника клей. Применять саморезы не рекомендуется ввиду опасности повреждения резного участка соединения.

Резные наличники устанавливаются на деревянные окна с применением глухих или сквозных шипов. Первый вариант отличается надежным соединением и сложным процессом монтажа. Второй способ более простой, но менее надежен. Установку резных элементов на пластиковое окно проводят с применением жидких гвоздей.

Предварительная защитная обработка резных наличников и регулярный профилактический уход обеспечит длительное сохранение привлекательного внешнего вида окна.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...