Журнал такелажного инвентаря по от. Приспособления и механизмы для такелажных работ


При такелажных работах (погрузке, разгрузке, горизонтальном перемещении и подъеме) широко применяют канаты и стропы, которые могут быть пеньковые и стальные проволочные (тросы). Пеньковые канаты используют обычно для оснастки механизмов малой грузоподъемности (не более 200 кг), а стальные, как наиболее прочные,- для подъема и перемещения грузов более 200 кг. Стропы (рис. 1, а - д) служат для подвешивания (подвязывания) груза на крюк подъемного механизма. Они могут быть универсальные (рис. 1, а), облегченные с кольцами (рис. 1, б) и облегченные с крюками (рис. 1, в). Кроме канатов и стропов при такелажных работах применяют различные механизмы и приспособления: блоки, лебедки, полиспасты, тали, домкраты и др.

Рис. 1. Стропы (а - универсальные, б, в - облегченные с кольцами и с крюками), замок со стропами (г) и использование строп для подъем шкафа.

Блоки служат для изменения направления каната и уменьшения тягового усилия при подъеме и перемещении грузов. По числу роликов блоки делятся на однороликовые, двухроликовые, трехроликовые и т. д.
Однороликовые блоки, служащие для изменения направления каната, называются отводными. Ролики в этих блоках привязаны неподвижно у места изменения направления каната. Чтобы избежать протаскивания через блок данного конца каната, блоки выполняют с откидными деталями (щеками, серьгами). Отводные блоки вместо крюка для подвешивания груза снабжены серьгой. Диаметр ролика блока должен быть не меньше 10-кратного диаметра пенькового каната или 18-кратного диаметра стального каната (троса).



Рис. 2. Лебедки: а - рычажная, б - стационарная Л6-500 с универсальным приводом
Лебедки применяют ручные и электрические. Ручные служат для подъема, опускания и перемещения грузов в горизонтальной плоскости. По конструкции лебедки делятся на барабанные и рычажные. На рис. 2, а показана ручная рычажная лебедка, а на рис. 2, б - стационарная ЛБ-500 с универсальным приводом ПУМ. Рычажные лебедки имеют небольшие габариты, незначительную массу и легко переносятся одним рабочим.
Электрические лебедки имеют то же назначение, что и ручные рычажные, но приводятся в действие электродвигателем через редуктор и снабжены электрическим тормозом.
Полиспасты составляют из верхнего неподвижного и нижнего подвижного однороликовых или многороликовых грузовых блоков. Тяговое усилие на канате при одинаковом грузе определяется числом ниток каната в полиспасте. На рис. 3 приведены схемы полиспастов: цифры указывают, во сколько раз может быть увеличена масса р груза, поднимаемого полиспастом, по сравнению с массой груза, поднимаемого однороликовым блоком, при одинаковом тяговом усилии на канате. Полиспасты обычно применяют вместе с лебедками в грузоподъемных кранах, оснащенных тормозными устройствами.



Рис. 3. Схемы полиспастов

Тали бывают ручные и электрические. Ручные тали представляют собой переносной грузоподъемный механизм, состоящий из цепного полиспаста и приводного механизма с тормозным устройством. По конструкции тали выполняют двух типов: с червячной и шестеренчатой передачами. Наиболее распространены тали с червячной передачей (рис. 4).



Рис. 4. Тали с червячной передачей:
1, 2 - червячное и тяговое колеса, 3 - ролик нижнего блока, 4,5 - грузовая и тяговая цепи
а - реечный, б- винтовой (бутылочный); 1 - головка, 2 - зубчатая рейка, 3 - стальной корпус, 4 - рукоятка, 5 - лапа, 6 - рычаг с храповиком, 7 - винт
Рис. 5. Домкраты:

Тали неподвижно подвешивают у места работ и приводят в действие снизу ручным тяжением тяговой цепи 5, вращающей при этом тяговое колесо 2, осью которого служит червяк. Последний приводит во вращение червячное колесо / со звездочкой для захвата грузовой цепи 4. Грузовая цепь, один конец которой закреплен на неподвижной верхней части талей, вращает ролик 3 нижнего блока, приводя блок в поступательное движение, в результате чего груз поднимается или опускается. Тормозное устройство талей действует автоматически под давлением поднятого груза. Тормоз обеспечивает плавное опускание груза, которое происходит только при воздействии на тяговую цепь.
Электрические тали (тельферы) в отличие от ручных оборудованы двумя электродвигателями: один служит для подъема груза, другой - для горизонтального передвижения талей по монорельсу. При подъеме груза электродвигатель через систему зубчатой передачи приводит во вращение барабан, на который наматывается стальной канат полиспаста. Механизм подъема груза снабжен электромагнитным тормозом. Электродвигатель передвижения через систему зубчатой передачи приводит во вращение ведущие колеса талей, которые катятся по монорельсу.
Домкраты (рис. 5) представляют собой переносные грузоподъемные механизмы, применяемые для подъема и перемещения на небольшое расстояние или для разворота в горизонтальной плоскости тяжелого оборудования и других грузов. По конструкции домкраты делятся на реечные, винтовые (или бутылочные) и гидравлические.
Реечный домкрат (рис. 5, а) состоит из деревянного или стального корпуса 3, внутри которого перемещается стальная зубчатая рейка 2, заканчивающаяся сверху поворотной головкой 1 для опоры груза, а снизу лапой 5 для подхвата и подъема низко расположенного груза. Рейка находится в зацеплении с зубьями шестерни, приводимой во вращение рукояткой 4. Для подъема и опускания груза рукоятку вращают в ту или другую сторону, в результате чего рейка перемещается в нужном направлении. Храповой механизм предотвращает опускание рейки под действием массы поднимаемого груза.
Винтовой домкрат (рис. 5, б) состоит из стального корпуса 3 с отверстием в верхней части, в которой имеется прямоугольная или трапецеидальная резьба, винта 7 и свободно поворачивающейся на нем головки I для упора груза, рычага 6 с храповиком. Для подъема или опускания груза качают рычаг с храповиком, а в некоторых домкратах поворачивают в нужную сторону винт с помощью стержня, вставляемого в отверстия винта. Винтовые домкраты обладают свойством самоторможения, вследствие чего исключается самоопускание винта под действием массы поднимаемого груза, что повышает надежность домкратов.
Гидравлические домкраты применяют для подъема тяжелого и крупногабаритного оборудования на небольшую высоту. Домкраты приводятся в действие или собственным ручным насосом, составляющим единое целое с домкратом, или отдельно стоящим насосом. Принцип работы домкрата основан на перемещении поршня в цилиндре под действием созданного насосом высокого давления рабочей жидкости (обычно масла). Массу поднимаемого груза воспринимает на себя поршень.
Работы по погрузке, разгрузке, подъему и перемещению грузов поручают рабочим, имеющим практический навык в выполнении их. При этом рабочих организуют в такелажные звенья и бригады под руководством квалифицированного бригадира. При выполнении такелажных операций к работе по управлению подъемными кранами, автопогрузчиками, электролебедками и другими механизмами и приспособлениями допускают рабочих, прошедших специальное обучение и получивших право на управление данным механизмом или приспособлением.
При выполнении любых работ разрешается применять только исправные механизмы, приспособления, механизированные и простые ручные инструменты. При необходимости их предварительно проверяют и испытывают в соответствии с требованиями техники безопасности.

Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной.

Такелажные работы

Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов - деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе.

Назначение

Такелажные механизмы - приспособления , используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций. Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр.

Такелажные приспособления

Предприятия, предлагающие услуги по перемещению применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином "оснастка". На практике используются в основном следующие :

  1. Стропы.
  2. Блоки.
  3. Крюки.
  4. Канаты.
  5. Проушины.
  6. Полиспасты.
  7. Цепи.
  8. Зажимы.

Канаты

Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы. Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты - более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой.

Стропы

Эти представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, - 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, - до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты. Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими.

Полиспасты и блоки

Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые).

Лебедка

В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным.

Опорные конструкции

Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование - опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками. В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита.

Безопасность

При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят обязательные инструктажи и курсы по повышению квалификации. Для выполнения работ необходимо получить специальный допуск, пройти медосмотр.

Требования к оборудованию

Для поддержания работоспособности регулярно осуществляется осмотр такелажных средств, механизмов, приспособлений . Проверка производится в установленные сроки. Траверсы осматриваются не реже раза в полгода, тара, клещи и прочие захваты - 1 р/мес, стропы - 1р/10 дн (кроме редко используемых).

Внеочередное полное техосвидетельствование оборудования должно осуществляться в обязательном порядке после ремонта металлических элементов с заменой расчетных деталей и узлов, реконструкции, капремонта, замены крюка и прочих аналогичных операций. Результаты процедуры заносятся в журнал такелажных средств механизмов и приспособлений.

После замены изношенных канатов, при их перепасовке выполняется проверка надежности крепления и правильности запасовки, производится обтяжка тросов рабочим грузом.

Техосвидетельствование и учет такелажных средств, механизмов и приспособлений осуществляет инженерно-технический работник, исполняющий на предприятии надзорные функции, при участии сотрудника, ответственного за исправное состояние оборудования. Последний может самостоятельно производить проверку надежности канатов и правильности запасовки, обтяжки грузом после перепасовки или замены тросов. Форма журнала учета такелажных средств и приспособлений соответствует Приложению 9 к Правилам по ОТ при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014-го г.).

Техника безопасности

Производство такелажных работ предполагает использование строп, при помощи которых осуществляется крепление груза к подъемному механизму. Перед строповкой специалист должен узнать весь объекта. Как правило, масса груза указывается на табличке, закрепленной на станине. Если объект упакован, то вес отмечается на ящике или обшивке. Подъем и перемещение предметов осуществляются при строгом выполнении следующих правил:

  1. Строповка груза, к которому прилагается паспорт и инструкция, производится согласно указанной технологии. Стропы закрепляются в предусмотренных для них проушинах с помощью специальных крючков на оборудовании.
  2. Строповку надлежит осуществлять с учетом факторов равновесия и устойчивости груза при его подъеме и последующем перемещении. Механизмы и оборудование, смонтированные на одной раме, поднимаются после закрепления строп на общей платформе. Листовой пакетированный материал перемещается с применением специальных подхватов, которые подвешены на траверсе.
  3. Строповка швеллеров, уголков и иной профилированной металлопродукции производится с использованием универсальных приспособлений. В острых углах под стропами располагают подкладки.

Классификация объектов

Все грузы, которые перевозятся, разделяются на определенные группы в зависимости от массы:

  1. Легковесные - до 250 кг.
  2. Тяжеловесные - 250-50000 кг.
  3. Очень тяжелые - больше 50 тонн.

Существует еще одна категория - мертвые грузы. Ими называют объекты, примерзшие к земле, врытые в нее, закрепленные на фундаменте, прижатые к другим предметам. Масса таких грузов, как правило, неизвестна. Использовать для их подъема краны категорически запрещено. Объекты классифицируются также по своим размерам и бывают габаритными и негабаритными. В первых параметры не превышают норм, определенных в ПДД (автотранспорт), или соответствуют размерам подвижного состава (для железнодорожного транспорта). В негабаритных грузах эти показатели превышают установленные стандарты.

Заключение

Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности выступает высокий профессионализм персонала предприятия, осуществляющего такелажные работы. Сотрудник должен хорошо знать оборудование, которое он использует, особенности его эксплуатации. Производство работ контролируется бригадиром. Он несет ответственность за выполнение установленных правил и норм. Для персонала разрабатываются специальные инструкции, отступление от которых чревато серьезными последствиями.

**********************************************

ЖУРНАЛ УЧЕТА

ТАКЕЛАЖНЫХ СРЕДСТВ, МЕХАНИЗМОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Начат г.

Окончен г.

Локализация www.блог-инженера.рф

Выписка из Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204

5.1.3. На всех лестницах, находящихся в эксплуатации, должны быть указаны инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность цеху (участку, и т.п.): у деревянных и металлических лестниц - на тетивах, у веревочных - на прикрепленных к ним бирках.

5.1.36. Все переносные лестницы и стремянки должны испытываться статической нагрузкой после изготовления и капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации;

лестницы и стремянки металлические- 1 раз в 12 мес.;

лестницы и стремянки деревянные-1 раз в 6 мес.;

лестницы веревочные подвесные- 1 раз в 6 мес.

5.1.37. Пристатическом испытании приставные и раздвижные деревянные и металлические лестницы устанавливаются на твердом основании и прислоняются к стене или конструкции под углом 75° к горизонтальной плоскости, трехколенные лестницы должны быть полностью раздвинуты.

5.1.38. Испытания лестниц и стремянок проводятся путем подвешивания к ступенькам и тетивам статического груза. Продолжительность каждого испытания 2 мин.

5.1.39. Для испытания на прочность ступеньки раздвижной лестницы в середине неусиленной ступеньки нижнего колена подвешивается груз 2 кН (200кгс).

Испытания тетив проводятся в два приема. Сначала к каждой тетиве прикладывается посередине груз 1 кН (100 кгс). Испытанию подвергаются все колена поочередно. После снятия груза к обеим тетивам в середине среднего колена прикладывается груз 2 кН (200 кгс) (груз может подвешиваться к средней ступеньке). Самопроизвольное складывание лестницы при этом не допускается.

Раздвигающиеся колена лестницы после испытания должны свободно опускаться и подниматься.

5.1.40 . При испытании приставной лестницы к одной неусиленной ступеньке в середине пролета подвешивается груз 1,2 кН (120 кгс). После удаления груза на ступеньках и в местах врезки их в тетиву не должно обнаруживаться повреждений. Ступеньки лестниц, состояние которых при осмотре внушает сомнение, должны быть испытаны дополнительно подвешиванием к ним груза. Обнаруженные в процессе испытания неисправности лестниц устраняются, после чего испытание повторяется в полном объеме. Таким же образом испытывается сращенная приставная лестница.

5.1.41.* Стремянки перед испытанием устанавливаются в рабочем положении на ровной горизонтальной площадке. К неусиленной ступеньке в средней части лестницы подвешивается груз 1,2 кН (120 кгс). Если ступеньки имеются на обоих смежных коленах стремянки, то после испытания первого колена аналогичным образом испытывается второе. Если же второе колено не является рабочим и служит только для упора, то его испытывают грузом 1 кН (100 кгс), подвешенным непосредственно к каждой из тетив в средней части колена.

При испытании тетив приставных лестниц и стремянок груз 1,0 кН (100 кгс) прикладывается на обе тетивы к середине

5.1.42. Для испытания цепей, крючьев и запирающих устройств раздвижных лестниц последние подвешиваются за крючья в вертикальном положении и к нижней ступеньке подвешивается груз 2 кН (200 кгс). После снятия груза не должно наблюдаться трещин в местах сварки звеньев груза, а также деформации этих звеньев и запирающих устройств.

5.1.43.* Веревочные и металлические подвесные лестницы испытываются в рабочем положении. Лестница подвешивается вертикально и крепится двумя захватами к конструкции. К середине нижней ступеньки подвешивается груз 1,2 кН (120 кгс). Если металлическая лестница снабжена рабочей площадкой, груз после испытания ступеньки подвешивается и к этой площадке.

При отсутствии условий для испытаний подвесных лестниц в рабочем (вертикальном) положении их можно испытывать на растяжение в горизонтальном положении, контролируя нагрузку по динамометру.

Испытание металлической разборной переносной лестницы производится подвешиванием груза 2,0 кН (200 кгс) к верхней ступени седьмой секции (нижней) в течение 5 мин. При этом не допускаются деформация, трещины и другие повреждения, снижающие механическую прочность разборной переносной лестницы.

5.1.44. Дата и результаты периодических осмотров и испытаний лестниц и стремянок фиксируются в “Журнале учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений”.

5.1.45. Все лестницы и стремянки перед применением должны быть осмотрены производителем работ без записи в журнале.

5.1.46. Лестницы должны храниться в сухих помещениях в местах, где исключены их случайные механические повреждения

В книге пронумеровано _______ страниц

Подпись _____________________

«_____»_____20_____г.

Инвентарный номер

подъемность, кг

Дата последнего испытания

Причина испытания (осмотра)

Техническое

освидетельствование

Статическое испытание

Динамическое испытание

Наименование грузоподъемных механизмов и приспособлений, такелажных средств

Инвентарный номер

подъемность, кг

Дата последнего испытания

Причина испытания (осмотра)

Сведения о произведенных ремонтах с указанием даты

Техническое

освидетельствование

Дата и результат испытания (осмотра)

Дата следующего технического освидетельствования

Председатель комиссии или лицо, производившее испытание (осмотр)

Статическое испытание

Динамическое испытание

Форма соответвует Приложению 5 к и Приложению 9 к .
Обязательное ведение журнала учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений закреплено также внутренними документами РАО "ЕЭС России", РЖД и пр. Журнал применяется на объектах энергетики и в организациях, где используется работа на высоте.

В журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений заносятся результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений.
В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться осмотру в установленные сроки, но не реже чем через 6 мес. - для траверс, через 1 мес. - для тары, клещей и других захватов, через 10 дней - для стропов (за исключением редко используемых).
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов должно производиться после их реконструкции, ремонта металлических конструкций механизмов с заменой расчетных элементов или узлов, капитального ремонта или смены механизма, замены крюка. После смены изношенных грузовых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов должны производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов каната, а также обтяжка канатов рабочим грузом.
Техническое освидетельствование должен проводить инженерно-технический работник, осуществляющий на предприятии надзор за грузоподъемными машинами и механизмами, при участии лица, ответственного за исправное их состояние. Проверку правильности запасовки и надежности крепления канатов, а также обтяжки рабочим грузом после смены или перепасовки канатов может производить лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин и механизмов в исправном состоянии.
Все грузоподъемные механизмы (тали, лебедки), сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы), съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.) и тара должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
К управлению грузоподъемными механизмами, строповке грузов и такелажным работам могут быть допущены лица не моложе 18 лет, специально обученные и аттестованные в соответствии с указанными выше Правилами и имеющие об этом отметку в .
Ремонт и обслуживание электрооборудования грузоподъемных механизмов должен производить электротехнический персонал с .
Рабочие основных профессии, которые по роду выполняемой работы связаны с эксплуатацией грузоподъемных механизмов и грузоподъемных машин, управляемых с пола, и подвешиванием груза на крюк машины или механизма, должны быть обучены смежной профессии по специальной программе. Они должны быть аттестованы в квалификационной комиссии и иметь в запись о допуске к выполнению стропальных работ (смежная профессия - ) или управлению грузоподъемными механизмами.
Графы журнала учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений:
1. Наименование грузоподъемных механизмов и приспособлений, такелажных средств
2. Инвентарный номер
3. Грузоподъемность, кг.
4. Дата последнего испытания
5. Причина испытания (осмотра)
6. Сведения о произведенных ремонтах с указанием даты
Техническое освидетельствование
7. Осмотр
8. Статическое испытание
9. Динамическое испытание
10. Дата и результат испытания (осмотра)
11. Дата следующего технического освидетельствования
Председатель комиссии или лицо, проводившее испытание (осмотр)
12. Ф.И.О.
13. Подпись

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...