Водные сооружения в ландшафте. Водные объекты в саду - типы, место, размер, форма


Виды водных благоустройств в ландшафтном дизайне

При водном благоустройстве ландшафтного дизайна городов, других поселений, мест загородного отдыха, земельных участков используются естественные и искусственные водные устройства-водоемы.

По пространственным характеристикам водные устройства-водоемы различают:

водоемы - статичные водные объекты разной модификации со стоячей или постепенно наливной водой (водохранилища, пруды, бассейны и др.);

водотоки - водные устройства с текущей водой (источники, ручьи, каналы, протоки, водопады и др.);

декоративные искусственные водные устройства (декоративные источники и водоемы, искусственные пруды, фонтаны, разбрызгивающие устройства и др.).

По источникам питания и проточности выделяются: проточные водные устройства (каналы, протоки, водопады и др.) и непроточные водные устройства (пруды-копани с естественными или искусственными источниками, бассейны и др.).

Водоемы - водные объекты, расположенные на разных участках земли, с медленным течением воды или его отсутствием. К водоемам относятся: водохранилища, озера, пруды, бассейны.

Водохранилище - природный или искусственно созданный человеком водоем с определенными границами, предназначенный для хранения больших объемов воды. Водохранилища располагают в районах рек или в природных углублениях, создавая платины с водосбросом избытка воды.

Озеро - естественный водоем, с постоянно циркулирующей водой, которая пополняется из подземных источников.

Пруд - природный или созданный человеком водоем с ограниченными пределами и не циркулирующей водой. Создают рукотворные пруды-копани .

Бассейн - созданный человеком водоем, для создания определенного ландшафтного дизайна территории и участков, купания или инженерно-хозяйственной деятельности. Различают бассейны декоративные, плавательные, детские плескательные и другие .

Водотоки - водные устройства, которые используются для пополнения воды к водным объектам, отвода использованных вод, а также для связи водоемов между собой. К ним относятся: источники, ручьи, каналы, протоки.

Источник - природное или созданное человеком устройство, обеспечивающее постоянный ток воды. В ландшафтном дизайне, архитектуре применяются разнообразные декоративные водные источники, например бьющий из под камней поток воды, и дающий начало ручью, или источник-маскарон в виде маски человеческого лица или головы животного и многие другие.

Ручей - узкий поток воды с длинным неровным руслом. В ландшафтной архитектуре применяются ручьи равнинные, "горные", а также "сухие" созданные с использованием песка, гальки, травы, имитирующих воду.

Канал - водоток правильной геометрической формы. Каналы используются для подхода воды к водным устройствам, отвода использованных вод, а также для связи водоемов между собой.

Протока - водоток, имеющий неровные границы. Протоки в природе имеют разную ширину и извилистость.

Водопады - водные потоки, имеющие эффект падающей воды. Разновидностями водопадов являются каскады, барражи.

Каскад - это многоярусные комбинации из разных видов камня, в котором вода последовательно стекает с возвышенности, высотой нескольких десятков сантиметров.

Барраж - разновидность каскадного устройства в виде ступенчатой подпорной стенки для поднятия и поддержания уровня водных потоков на нужной высоте и выпуска излишков.

Фонтаны - это разнообразные водные сооружения созданные в ландшафтном дизайне участков, устройство фонтана заключается в создании малых архитектурных форм, состоящих из чашеобразных литых конструкций, декоративных бассейнов, а также других ландшафтно-архитектурных форм, в устройстве которых используется профессиональное гидро- оборудование. В наше время имеется огромное разнообразие архитектурных форм фонтанов, созданных из разнообразных стройматериалов, в которые монтируются специальные сопла с возможностью создания разнообразных водных струй из которых можно создать брызги, гейзеры и струи с разным перепадом воды.

Струйный фонтан - один из часто встречающийся в ландшафтном дизайне участков типов фонтанов, в данном виде фонтанов применяются специальные сопла, с использованием разбрызгивателей воды. Сопла струйного декоративного фонтана с использованием разных по диаметру форсунок сужающие водные струи и поднимающие водные струи на разные высоты.

Цветомузыкальный декоративный фонтан - один из видов струйных фонтанов. В данном устройстве фонтанов используется разнообразное инженерное оборудование с возможностью добавления световых и шумовых эффектов.

Фонтан-родничок монтируется в высокие подпорные каменные стенки с подводом воды.

Фонтан, создается в архитектурной многочашевой декоративной композиции с возможностью создания многокаскадных переливов воды из одной чаши в нижерасположенные.

Фонтан, исполненный в виде архитектурно-скульптурной композиции в ландшафтном дизайне участков, включающий в себя архитектурный ансамбль с вмонтированным инженерным оборудованием, позволяющим настроить автоматический и регулируемый выпуск струй воды.

Разбрызгивающие устройства имеют вращающиеся насадки, разбрызгивающие струи воды. Разбрызгивающие устройства могут использоваться функционально, например как игровое оборудование на детских площадках, поливочные устройства. Одновременно они выполняют декоративную роль.

Питьевые устройства предназначены для обеспечения посетителей питьевой водой. К ним относятся колодцы, питьевые фонтанчики, источники.

Водоснабжение водных устройств . Система водоснабжения включает распределительную сеть трубопроводов, краны с функцией включения и выключения воды, которая подается из центрального источника-резервуара и переходящая в насосное оборудование, имеющее разнообразные форсунки и насадки, в данной инженерной системе вода циркулирует в замкнутом цикле.

Способы водоснабжения зависят от вида, а также использования водных устройств, необходимого количества потребляемой воды, стоимости электроэнергии и воды. Часть водных устройств (родники, одноструйные фонтаны) расходуют относительно немного воды, и их водоснабжение может быть обеспечено городским водопроводом. При большом расходе воды создается система оборотного водоснабжения, включающая подземный резервуар с насосной станцией. Вода насосами подается к фонтану или другому водному устройству и возвращается обратно в резервуар.

Прямоточное водоснабжение осуществляется следующими способами:

С использованием воды городского водоснабжения, которая попадает в специальный резервуар и скапливается в специализированной сети;

Из городского водопровода или с использованием воды из местной водонапорной башни, оборудованной насосом и клапаном с помощью которого осуществляется перевод воды в специализированную водную сеть;

Из водоема с помощью насосной станции с возможностью слива сточных вод в ближайшие водоемы и пруды, оборудованные специальными очистными сооружениями;

Из местных водонапорных сооружений со сливом сточных вод в ближайший пруд.

Оборотное водоснабжение осуществляет путем рециркуляции воды. Для этого нужен резервуар для сбора использованной воды и водяной насос, подающий воду из резервуара к водному устройству.

Прямоточное водоснабжение используется при использовании водного ресурса в пределах от 1-6 литров в секунду, оборотное - при большем объеме водопотребления.


Вода в ландшафтном дизайне

Водоем в нашем саду – это жизненная и эстетическая необходимость, преувеличить данное утверждение невозможно: построив пруд или фонтан, мы совершенно неожиданно находим именно то, чего так не хватало – новую форму самовыражения. Посмотрите: любимое место отдыха будет связано с водой, независимо от того, что вы предпочитаете созерцать – гладь поверхности пруда или говорливый поток горного ручья! Это как новое измерение – непохожий ни на что элемент творчества. Давайте же рассмотрим возможности этого нового измерения.

С самого начала истории создания садов и парков вода играла очень важную роль. Популярны водоемы и в современном ландшафтном дизайне. Сад без водоема кажется пустым и незавершенным. Вода снимает напряжение и усталость, радует глаз. Если на Вашем участке расположен естественный водоем (пруд, болотце, ручей) , можно заняться с помощью ландшафтного дизайнера его обустройством, оформив береговую зону - разбить газон, посадить влаголюбивые растения, можно использовать для украшения водоема такие элементы ландшафтного дизайна, как мостик или беседку.

Создание искусственного водоема требует определенных знаний и опыта, поэтому лучше поручить это дело профессионалам. Ландшафт местности и стиль Вашего сада определяют вид и форму водоема. Самым простым является водоем на основе жесткой емкости. Но если Вы хотите создать водоем больших размеров или необычной формы, используйте метод устройства водоема из пленочных материалов(пленок ПВХ или бутил каучуковой резины).

Оформите водоем водными и прибрежными растениями, подсветкой, декорируйте берег природным или искусственным камнем - и он станет украшением Вашего сада.

Прекрасным дополнением ландшафта любого участка, особенно с неровным рельефом, станет и ручей, спускающийся со склона и преодолевающий несколько порогов. Неровности рельефа можно создать и искусственным путем, положив несколько плит или камней на пути движения воды. Прекрасно будет смотреться ручей и на фоне альпийской горки. С помощью специального оборудования в Вашем саду можно устроить каскад или водопад, если это не противоречит стилю ландшафтного дизайна участка.

Не следует забывать и о таком элементе садового декора в ландшафтном дизайне участка, как фонтаны. Кроме того, фонтаны очень полезны, так как во время работы они обогащают окружающий воздух кислородом. Существует великое множество типов и форм фонтанов – фонтан-гейзер, фонтан – колокол, плавающие фонтаны, декоративные, c генераторами тумана и подсветкой и т.д. На небольших участках лучше использовать мини-фонтаны. Даже самый маленький водоем превратит сад в оазис, где можно отдохнуть, наблюдая за спокойной гладью пруда или слушая журчанье водяных струй.

Особенности применения воды в ландшафтном проектировании основаны на ее физических свойствах и прежде всего на ее бесцветности и аморфности. Вода имеет способность отражать окружающие ее природные явления и сама способна оказывать на них определенное влияние.

Вода способна менять при понижении температуры жидкое состояние на твердое, а при повышении температуры переходит из жидкого в газообразное, может быть спокойной и подвижной (течь, капать, бурлить, падать), может звучать, создавать зеркальное изображение, менять цвет и фактуру поверхности. Все это используется и учитывается в ландшафтном проектировании.

В ландшафтном проектировании огромное значение имеют пластические возможности воды. Вода не имеет конкретных размеров и формы, а благодаря текучести способна изменять объем и величину в зависимости от характера ограничивающих ее поверхностей. Поэтому, желая получить определенные площади, цвет, поверхность, состояние воды, необходимо предвидеть то, что будет способствовать этому во вмещающих ее емкостях, то есть проектировать эти емкости.

Так, для получения текущей воды днище, например, канала делается с уклоном, а в нижней точке устанавливается приемная ванна, откуда циркуляционным насосом вода подается снова к верхней точке. В этом случае используется гравитационные характеристики воды.

Если нужно получить воду голубого света, то рационально облицевать емкость, ее содержащую, керамической плиткой голубого цвета, а не подкрашивать воду красителями.

В ландшафтном проектировании, с целью получить эффект определенного воздействия на восприятие человека, используется статическое или динамическое состояние воды.

Вне зависимости от различий архитектурных форм, оба стиля, использовали статичность воды как нейтральный, рефлексирующий элемент, усиливающий и поощряющий созерцательность.

Подвижная вода имеет несколько разновидностей (быстротекущая река, водопад, водомет, каскад). Такое состояние воды стимулирует в человеке энергию, эмоциональность, внимание. Движение воды может сопровождаться определенным звучанием. Диапазон звучания может быть создан самый обширный: от настоящего рева, грохота, до звонкой капели и нежного шороха. При этом звучание легко усилить цветовым или световым сопровождением.

Движение воды, сопровождаемое звучанием, вызывает у человека целую гамму переживаний - от успокоения до сильного возбуждения. Многое зависит от звуков, создаваемых водой.

Отражательная способность воды так же является важным ее свойством и для ландшафтного проектирования. Вода четко рефлектирует все детали ее окружающие. Это зеркальное свойство воды в ее стоячем состоянии достигает такого уровня, что трудно отличить где находятся реальные предметы и где их отражение. Однако это не исключает создания с помощью ветра на воде картин и пейзажей фрагментов или контуров.

Для динамики воды большое значение имеет уклон дна и характер краев у барьера, через который вода при быстром движении переливается. Ровные края дают почти стеклянную пленку падающей воды, рваные, зубчатые края создают определенный рисунок струй и их разнородное звучание.

Сужение русла, по которому движется вода, вызывает завихрения ее потока, бурления, клокотание воды. Определенное влияние на характер течения воды оказывает и структура поверхности русла. При ее шероховатости, неровности вода начинает шуметь и разрушать поверхность русла.

Эффектно может быть в ландшафтном проектировании использован и переход воды из жидкого состояния в твердое под влиянием зимних температур. При этом необходимо учитывать, что темная по колориту вода летом превращается зимой в светлую поверхность.

На подвижной воде к тому же могут образоваться причудливые ледяные скульптуры и подлинные природные фантазии, которые сказочно красиво выглядят под лучами лунного и солнечного света.

Ветер создает характер водной поверхности. Для ее состояния одинаково важны и сила ветра, и его направление. При этом надо учитывать, что вода передает действие ветра и на ту часть своего объема, где его нет. Поэтому часто можно наблюдать волнение поверхности воды там, где ветра нет.

Разнообразные эстетические впечатления от воды связаны с особенностями ее освещения. Вода может давать ослепительные блики, мерцать, отражать свет, искриться, являть собой темную тяжелую массу.

Под определенным воздействием света вода меняет свое состояние от оживленной игривой массы до неподвижной стальной поверхности. Особенно эффектно воздействие света на воду в ее движении.

Подсвечивание водопадов, каскадов, фонтанов создает целый фейерверк мгновенных состояний воды и каждый раз все новый и новый сценарий.

1.2 Формы применения воды в ландшафтном проектировании

В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяем, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны(струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

На градостроительном уровне вода используется как источник энергии, питьевого и хозяйственного водоснабжения, для мелиорации климата, очистки территории и удаления отходов производства и жизнедеятельности человека, полива растительности, для создания рекреаций и т.д.

Разнообразие форм применение воды дает возможность проектировщику использовать богатые эстетические средства для выявления ее вышеперечисленных качеств, тем более что утилитарное использование воды не исключает одновременно и выявление ее декоративных свойств.

Питьевые фонтаны, например могут быть выполнены в виде малых архитектурных форм. При этом скульптурно обыгрывается все элементы этой формы: падающий водопад, запорная арматура, водоприемная чаша. Существует особый вид питьевых фонтанов: фонтаны-бюветы, которые могут иметь оригинальное внешнее оформление. Грандиозные сооружения для таких фонтанов определяют иногда архитектуру центров городов. Например питьевые галереи Кисловодска, Карловых Вар, Ессентуков, Железноводска и т.д. Питьевые павильоны, беседки, ротоны - частые архитектурные сооружения для таких фонтанов. Широко известны подобные устройства в Пятигорске, Кемери, Трускавце.

Определенное значение для ландшафтов населенных пунктов имеют и небольшие питьевые фонтанчики. Внешний вид таких фонтанов и благоустройство места их установки должны отвечать всем требованиям современного представления об эстетике и высокому санитарно-гигиеническому уровню. К фонтанчикам устраивается удобный подход, около них делается водопроводная емкость с отводом в ливневую канализацию или в местный водоем. Сами фонтанчики могут иметь разнообразную пластику форм и декоротивного оформления. Над фонтанчиком может быть навес с оформлением красиво цветущей растительностью.

Во многих наших и западноевропейских городах существуют водоразборные фонтаны, из которых еще совсем недавно водовозы наливали воду в специальные емкости и развозили или разносили ее к потребителям. Многие из таких фонтанов стали в наши дни достопримечательностями городов. Широко известны такие фонтаны в Москве, Львове, Нюренберге, Флоренции, Болонье, Вене, Риме, Париже. Есть водоразборные фонтаны, сохранившиеся до наших дней со времен античного Рима и Греции.

Еще большее значение и для современных, и для исторических ландшафтов имеют декоративные фонтаны. Особенно много примеров дают исторические парки. Достаточно назвать такие парковые шедевры как Версаль, Петергоф, Пильниц, Тиволи. В настоящее время широко применяется декоративная форма в виде цветосветомузыкальных композиций. Немало их создано и в нашей стране. Наиболее известны цветосветомузыкальные фонтаны в Москве, Пятигорске, Сочи, Мисхоре, Ереване. Живописные комбинации цвета, света, музыки и живой изменчивости форм в таких фонтанах создают большое эмоциональное воздействие на зрителя, способствует развитию эстетической требовательности к ландшафтной архитектуре, музыке, скульптуре, живописи. Особого внимания заслуживает искусство создания разнообразных композиций водяных струй в таких фонтанов. Известно удачное решение этих композиций, имитирующих цветы, корзинки, гейзеры.

Сравнительно недавно вода стала применятся в качестве утеплителя в составе кровель. При этом одновременно на таких крышах устраивают и водяные сады. Подобное применение воды особенно целесообразно в регионах с резким колебанием температуры воздуха в дневные и ночные часы, а так же, где возможна мелиорация сезонных температур. Эта рациональность основывается на способности воды аккумулировать температуру, с одной стороны, и медленнее, чем воздух, нагреваться - с другой; кроме того, водный сад обеспечивает и притенение кровли растительностью.

Заслуживает серьезного внимания и использования воды в качестве ограждения: устройство вместо оград арыков, каналов и рвов, наполненных водой, создание «водных стен» в виде водяной пленки каскада, за которыми возможно создание функционирующего пространства. Это пространство может использоваться, например, для кафе или ресторана за водопадом или пешеходного перехода шумной магистрали. К ограждающим конструкциям относится и устройство снежных и ледяных сооружений на детских игровых площадках зимой и подобные же сооружения в северных регионах, используемые для временного жилища или под склады.

Вода в виде водоналивных плотин может применятся и как ограждение для самой воды. Водоналивные плотины были разработаны в институте «Гипрокоммундортранс» (главный инженер проекта Е.Г. Бесноватый, архитектор Р.К. Топуридзе) Тело плотины представляет собой замкнутую цилиндрическую оболочку, заполняемую водой. Степень заполнения оболочки может регулировать заданный горизонт воды. Имея в профиле форму капли, такая плотина может быть положена на дно выпуском из нее воды и таким образом не препятствовать весенним паводкам.

1.3 Водные композиции в паркостроении

Особенно большое значение имеет вода и водные устройства в паркостроении. Вода не только улучшает микроклимат парка, она служит и для организации различных форм отдыха. А.Т. Болотов называл воду «душой парка» и «оком земли». В зависимости от использования водоема возникают специальные требования к его размерам, форме, глубине, устройству берегов и дна, а так же к качеству воды и сооружений на ней. Любой водоем может служить неиссякаемой «художественной палитрой». Умелое использование ее в композиции парка придает его ландшафту большую выразительность. Сверкающая спокойная гладь озера или канала, извивающаяся подвижная лента ручья, переливающиеся, играющие под солнцем струи фонтанов, участки с водными растениями вносят в ландшафт парка элемент динамики, оживляющей пейзаж. Отсутствие водоема не только лишает посетителей парка многих видов развлечений и занятий спортом, но и обедняет его ландшафт.

Искусственный водоем улучшает микроклимат в саду, обеспечивает комфортными условиями существования окружающие растения. Водоемы позволяют корректировать формы ландшафта и придают целостный облик сада и прилегающей территории.

Декоративный водоем является наиболее эффективным способом оформления участка, представляющий собой вертикально направленные потоки воды, различающиеся силой напора, формой струи, способом движения и световым оформлением, что невероятно красиво смотрится в темное время суток. Благодаря широкому выбору насадок в устройстве водоема, можно достичь самых невероятных направлений и форм водной струи.

Источник самое скромное устройство, в котором дается впечатление красоты движущейся струи воды. Он может служить в парке для создания ручья.

Ручей относится к формам малых водных устройств. Это неширокий водоток с протяженным извилистым руслом. Ручей обычно служит красочным мотивом формирования пространственной оси композиции в ландшафте парка.

Каскады образуются небольшими перепадами потоки воды, которые придают ручью в парке горный характер. Водопад возникает в русле ручья, текущего в гористой местности по крутому склону, когда на пути потока воды находятся уступы со значительной разностью уровней. Наиболее впечатляющим является водный поток, ниспадающий по естественным перекатам из натуральных каменных глыб.

Водопады - это поток воды, который падает со значительной высоты. С помощью различных водостоков, есть возможность управлять размером и формой падающей струи.

Если ровный широкий водосток обеспечить боковыми направляющими, можно получить тонкую зеркальную водную гладь.

Фонтан - искусственное водное устройство, обладающее большим декоративным эффектом благодаря стремительности вздымающихся вверх струй, блеску и пене движущейся и падающей воды. Техническое устройство фонтана представляет собой сложное инженерное сооружение, основанное на регулировании напора и применении различных насадок на выпускных отверстиях труб, подводящих воду.

Архитектурно-обрамленный водоем в парке обычно называется бассейном. Бассейн можно использовать в качестве самостоятельного объекта или как часть переднего плана для усиления с помощью отражения кокого-либо важного элемента композиции.

Форма декоративных бассейнов может быть не только правильной геометрической, но и любой изогнутой конфигурации, в зависимости от общего композиционного решения пейзажа. Яркое цветовое обрамление бассейна можно создать цветами, посаженными близко к воде. Активное включение воды в архитектурно-планировочную структуру, положительно влияющих на психику человека и тем самым на повышение эффективного отдыха.

Трактовка воды в форме свободных, извилистых очертаний берегов, островов, русел малых рек и ручьёв порождает необходимость сооружения разнообразных мостов для соединения разделенных водой участков сада. Помимо своего прямого назначения, мосты играют большую роль в пространственном построении пейзажей у водоема. Они служат членению пространства и замыканию перспектив. Широкие пролеты арочных мостов служат «рамой» для пейзажей. Нависающие над водой и отраженные в ней, они являются удачно расположенными видовыми площадками, с которых раскрываются иные перспективы.

Таким образом, обводнение парковой территории является одной из актуальных задач создания парка. Для этого необходимо тщательное изучение рельефа парка и других его природных данных, что позволяет определить размеры и характер возможных водоемов с минимальными затратами. При устройстве парковых водоемов широко применяется различная землеройная техника (земснаряды, скреперы, транспортеры etc).

Вода является одним из важнейших компонентов природного ландшафта и занимает значительное место в формировании парковой среды. Водные устройства влияют на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в южных широтах, их используют для отдыха и спорта. И, наконец, важна эстетическая ценность воды. Ее физические свойства - текучесть, способность образовывать абсолютно горизонтальную поверхность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму - богатые возможности для создания самых разнообразных водных устройств.

Английский теоретик ландшафтного искусства С. Кроу, уделяя внимание эмоциональному воздействию воды, отмечает, как по-разному использовались ее свойства: «Настроения, которым служит вода, также разнообразны, как человеческий темперамент. Она может быть безмятежной, она может быть деятельной с буйными далеко падающими струями, она может быть легкомысленной, такой ее видим на примере грубоватых водяных забав, которые любили в период барокко, и в более мягкой форме в переплетающихся струях виллы д"Эсте с их очаровательным падением в 1-3 такта (имеется в виду Аллея ста фонтанов) или, в наши дни, в тщательно сделанных развлекательных водяных забавах, спроектированных для Лондонской банковской выставки. Удовольствие в рассматривании - наблюдать пенящиеся фонтаны Тиволи, вдохновение в струях, падающих со звезды... партерного фонтана в вилле Ланте, наслаждение прохладой передается медленным капаньем воды, стекающей большими каплями в пруд, и бесконечно льющейся водой Генералифа».

Из приведенного отрывка видно, как широко трактовалась вода, и мы, обратившись к истории садово-паркового искусства и современной практике, можем еще более расширить перечень водных устройств, показав их роль в общем образном строе каждого парка. Водные устройства являются не только собственно объектами любования, поверхность водоемов образует дистанцию, создавая своего рода фронт восприятия пейзажей парка.

Водные ресурсы осваиваемой территории, как правило, являются определяющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь прудов или пруды вытянутой формы, а также каналы становятся композиционными осями парка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы - композиционными центрами и узлами. Сооружения меньшего (по площади) масштаба - бассейны, фонтаны, водопады, источники - становятся центрами внутренних композиций парков или их акцентами в зависимости от своей значимости.

Соотношение парка и водоема неоднозначно - к одной группе относятся водоемы, расположенные в парке (эту группу мы рассмотрели выше), к другой - парки у водоемов, расположенные на берегах обширных акваторий (морей, рек, озер, водохранилищ). В этом случае их объемно-пространственное решение подчиняется водоему и строится с учетом ориентации на него. Так, парки на берегу Финского залива (Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Александрия, Знаменка, Михайловка и др.), созданные в разное время, несмотря на стилевые различия, их планировочные и композиционные решения, подчинены морским просторам залива. Курортные парки Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа как исторически сложившиеся, так и современные решаются с общей ориентацией на море. Аналогично решаются и современные курортные комплексы на озере Иссык-Куль.

Условия местности подсказывают возможности устройства тех или иных водных сооружений. Так, устройство каскадов и фонтанов Стрельны и Петергофа оказалось возможным прежде всего благодаря перепаду рельефа естественной морской террасы Финского залива и выявлению источников пресной воды. В Стрельне для этой цели арх. А. Леблон спроектировал перед дворцом на верхней террасе парка большой водяной партер, который служил бы не только декоративным целям, но и «для накопу воды», т. е. был бы водоемом-накопителем. Однако Петра I такое решение не удовлетворило. Он обследовал окрестности и нашел в 20 км от Стрельны на Ропшинских высотах мощные источники воды, которые и решено было использовать для питания водных парковых устройств. Так был создан знаменитый Петергофский водовод, включающий систему каналов, прудов, трубопроводов, которые функционируют и сейчас. В последующем на основе этой водной системы был создан ряд парков - Луговой, Колонистский и др.

Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гидрологических исследований территории парка, а иногда и прилежащих к ней земель. Размеры и конструкции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его водосборной площади, определения грунтов и т. д.

Сохранившиеся до наших дней исторические парки Москвы создавались вдоль берегов Москвы-реки (Троице-Лыково, Фили, Студенец, Нескучное, Коломенское) и Яузы (Лефортово, Свиблово, Медведково, Усачевых-Найденовых и др.), а также имели свои внутренние водоемы. Так, в Измайлове пруды, «нанизанные» на извилистую р. Серебрянку, стали не только ландшафтообразующими факторами в его массиве, но и основой существования первых в России опытных садовых хозяйств. Они образовали единую с архитектурой Измайловского острова парковую среду. Размещение московских исторических парков в плане города показывает, что часто они независимо один от другого базировались на одной водной системе. Так, система Косинских прудов во многом определила существование прудов Кускова и Кузьминок. На р. Лихоборке были созданы усадьбы Грачевка и Михалкове, а в районе слияния Лихоборки с Яузой - усадьба Свиблово и массив Главного ботанического сада АН СССР. Нарушение одной из частей этой системы ведет к изменению водного режима парков, гибельному для их водоемов, и в конечном счете - к потере основы парковой композиции и утрате парков. Так, при строительстве МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги) была перекрыта речка Братовка, питающая пруды усадьбы Братцево. Следствием этого была гибель прудов, заболачивание местности и начало распада насаждений. Уничтожение прудов у подошвы склона усадьбы Нарышкиных в Филях привело к еще более тяжелым последствиям - нарушению гидрологического режима грунтов и оползанию береговых склонов. Поэтому всякое новое строительство в городе должно учитывать его гидрологическую систему с целью ее максимального сохранения и умелого использования при эксплуатации имеющихся и создании новых объектов озеленения.

Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, водохранилища на больших и средних реках, пруды на малых реках; к бессточным - пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естественных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок местности. Известны 4 типа питания водоемов, зависящих от климатических и других физико-географических условий: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Однородного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешанным, с преобладанием того или иного типа. Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, а также подземными путями, называются стоком. Различают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по склонам местности), который, как правило, образуется во время снеготаяния. Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности. Например:

На бывших польдерах (Амстердамский лесопарк, где водоемы занимают около 50% площади);

С целью понижения уровня грунтовых вод (цепь прудов на Елагином острове) путем устройства водоемов и островов;

На месте бывших карьеров (парки в Кельце и Катовице в Польше, Московский парк Победы в г. Ленинграде).

В современных городских условиях создание водоемов с естественным питанием практически исключено, режим водоснабжения не позволяет их устраивать за счет водопровода. Вместе с этим при освоении городских территорий наблюдается засыпка водоемов и родников, «зарегулирование» небольших рек путем взятия их в трубы и превращения в ливневую канализацию. Для обеспечения парков города водоемами необходим максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов. Примером сохранения водных ресурсов в городе является парк Городское школьное лесничество в г. Пензе. Здесь сохранены родники, идущий от них ручей и устроены небольшие пруды.

Пруды и озера являются наиболее распространенными водными устройствами парка. Их форма определяется рельефом, контур водного зеркала следует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды. По классификации 3. Николаевской форма водоемов бывает: компактная (Большое озеро в Екатерининском парке, его примерные соотношения 250X600 м, или 1:2,4); изогнутая (пруды парка Качановка на Украине), вытянутая (Большой пруд в Тростянецком парке, его соотношения 100X1300 м, или 1:13); сложная - с заливами, полуостровами, мысами, островами или система взаимосвязанных водоемов (водная система Гатчины, северо-восточная часть Белого озера, соотношения 1300X250 - 350 м, или 4:1-2,5). Пруды вытянутой формы чаще всего создают на основе овражно-балочных систем путем перекрытия стока плотиной (одной или несколькими последовательно) по руслу оврага. В последнем случае образуется цепь или каскад прудов, контур которых определяется формой оврагов. Запруживание рек создает условия для устройства водоемов различной формы. Вытянутые, компактные и изогнутые водоемы могут иметь различную по очертаниям береговую линию - простую (она типична для овражных прудов) и более сложную с заливами и полуостровами (подобную водоемам сложной формы).

Очертания береговой линии необходимо согласовывать с величиной водоема. Измельченный рисунок больших по площади водоемов приводит к потере их масштаба так же, как и упрощенный. Во всех случаях желательно, чтобы контур водоема нельзя было охватить одним взглядом. Это создает иллюзию водного пространства, далеко уходящего за пределы видения. Ощущение незавершенности восприятия пейзажей - важный момент ландшафтного искусства. Полуострова, мысы и острова обогащают водоем пейзажами, образуя кулисы и замыкая перспективы. Они усиливают глубину пространства и создают многоплановые картины. Виды, открывающиеся с полуостровов, благодаря широкому углу обзора могут иметь характер панорамных картин, а открывающиеся из залива, как правило, имеют узкий угол обзора, ограниченный прибрежной растительностью или склонами рельефа. При проектировании островов необходимо учитывать, что они пространственно членят водную поверхность. Их значительные размеры и размещение в центре водоема могут привести к потере целостности водного зеркала.

В качестве примера многопланового построения пейзажей приводится район Белого озера в Гатчинском парке, анализ которых был проведен З. Николаевской. «Видовые картины Белого озера многоплановы благодаря лежащим в водоеме островам и живописно очерченной линии берегов. Острова, образуя видовые планы каждой картины, создают раму, которая направляет взгляд человека на следующий пейзаж. Лебяжий остров - первый план, Вороний - второй, мыс у начала Водного лабиринта - третий, павильон Венеры на острове - четвертый и, наконец, Длинный остров - пятый план. Замыкает перспективу противоположный берег...».

Цепь островов, прилегающая к северо-западному берегу Белого озера, находится от него на расстоянии 10-15 м. Первый план пейзажа раскрывается перед зрителем с береговой дорожки. Острова Еловый, Сосновый, Березовый и Липовый по мере продвижения зрителя вдоль берега постепенно «входят» в пейзаж. В промежутке между последними двумя островами открывается вид на Горбатый мост, соединяющий Длинный полуостров и остров. Далее взгляд устремляется на обелиск, стоящий на противоположном, юго-западном берегу. Через этот же разрыв между первым и вторым островами раскрывается вид на выступающий в озеро мыс и т. п. Такое продуманное использование разрыва между островами увеличивает видимую глубину пространства. Те же острова использованы в композиции пейзажей противоположного берега Белого озера. С юго-западной стороны через пролив между ними открывается вид на Большой каменный мост. Разрывы ориентируют зрителя в желаемом направлении. Вместе с тем зеленые насаждения на берегах служат как бы обрамлением (рамой), первым планом видовой картины.

Особенностью прудов и озер является статическая неподвижность водной поверхности. В зеркале вод отражается смена эффектов солнечного освещения, сезонные изменения цвета окружающих деревьев, трав, неба. Статичность воды усиливает временную динамику природы.

При формировании пейзажей у воды необходимо учитывать их отражение в водном зеркале. Этот эффект был умело использован еще А. Ленотром как математически рассчитанный прием и в последующем широко использовался в ландшафтном искусстве. Явление отражения связано с закономерностью восприятия, согласно которой угол падения луча зрения на поверхность воды равен углу отражения. Графическая интерпретация этого закона в виде профиля позволяет в процессе проектирования получить информацию о возможности и характере отражения парковых объектов и предусмотреть композиции, рассчитанные на эффект отражения в зеркале воды. Правильное решение этой задачи зависит от размещения водоема, пространственного соотношения уровня воды и отражающегося объекта.

Эффект отражения связан и с закономерностями восприятия размеров водоемов. Так, поляны у водоема зрительно расширяют его площадь, в зеркале воды отражается небо, он получает много света и кажется более обширным. И наоборот, высокие откосы, обрывы и насаждения, близко подступающие к береговой полосе, отражаются в водном зеркале, затеняют его, часто создают так называемый эффект «черной (темной) воды», или «черного (темного) зеркала», и зрительно сокращают пространство.

Реки и ручьи отличаются от прудов и озер текучестью воды. Это свойство при умелом использовании становится таким же достоинством, как и неподвижность водного зеркала в прудах. Быстрота течения и его направление зависят от рельефа. В условиях горного рельефа русло более прямолинейное, реки быстрые, порожистые, иногда с водопадами. Они, как правило, настолько живописны, что без существенных изменений включаются в структуру парка. Например, р. Агура в Сочинском национальном парке. Работа заключалась в прокладке маршрутов, охватывающих наиболее интересные участки, выявлении видовых точек, ориентирующих на водопады, скалистые обрывы, интересные насаждения.

На территориях с небольшим уклоном реки образуют изгибающуюся ленту русла (меандируют), имеют острова и старицы. Эти свойства учитываются при обработке рек и ручьев в парке. Иногда используется сочетание неподвижной и текучей воды.

Так, в парке Софиевка на небольшой р. Каменке создана уникальная водная система с прудами, речной долиной, подземной рекой, фонтанами и водопадами. Перепад рельефа составляет 22 м. Мастерским сочетанием различных водных сооружений, каменных глыб, выходов горных пород, грандиозных водопадов и фонтанов создан героический парковый ландшафт, т. е. ландшафт, имеющий свой художественный образ.

Реки и ручьи - это линейные планировочные элементы парка. К этой группе относятся и каналы. Каналы - важные композиционные элементы регулярного парка. В современном паркостроении каналы - спортивные сооружения прямоугольной формы.

Водопады и каскады создают лишь при наличии ярко выраженного перепада рельефа и крупных водных источников. Размещение этих устройств определяется технической целесообразностью.

Фонтаны являются важными элементами регулярных композиций. В каждую эпоху они получали свое архитектурное и скульптурное оформление, но всегда оставались композиционными акцентами садов. Они размещались на осях, площадках, пересечениях дорог.

При создании насаждений у водоемов необходимо в первую очередь учитывать экологические требования растений и соответствие условий произрастания этим требованиям.

Так, на пойменных участках, а также на территориях с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают виды, переносящие длительное затопление.

Особое место занимает вопрос композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов, при этом выделяются 3 основных приема: 1) создание сплошных береговых массивов, 2) создание кулис, 3) создание полян.

Массивы у водоема препятствуют сильному испарению и интенсивному заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом удлиняют срок службы водоема.

Древесные породы, выносящие затопление (по А. Колесникову):

1-й прием. Массивы насаждений, расположенные по периметру водного зеркала, ограничивают и замыкают ландшафт, скрывая особенности рельефа или способствуя увеличению высоты берега. Водоемы в данном случае воспринимаются глубокими. Характер сомкнутости и сумрачности пейзажа усиливается при небольшом, вытянутом зеркале воды.

Для создания эффекта неожиданности или просто разнообразия массивы прорезаются просеками, в обзор включаются сооружения, устройства типа водопада и др. Массивы насаждений могут иметь прямолинейный контур или рельефный, повторяющий очертания береговой линии (мыс, бухта).

Художественные качества закрытого пространства определяются структурой массива, составом пород, ориентацией и конфигурацией береговой линии. Можно сравнить зрительное восприятие обрамления Черного и Белого озер в парках Гатчины (Приоратский и Дворцовый парки).

2-й прием. Членение береговой полосы кулисами - наиболее сложный прием, организующий последовательность и направление обзора, многоплановость построения, иллюзию увеличения глубины пространства и размеров водного зеркала.

Данный прием типичен для крупных водоемов с живописным эффектом освещенного берега, глубокими падающими тенями от деревьев. Например, большая поляна северо-западного берега Большого озера в Екатерининском парке, разделенная кулисами на 3 части, на которую раскрываются главные перспективы от Большого озера, Камероновой галереи и террасы Руска.

Устройство водного лабиринта в парках XVIII в. традиционно. Он создает иллюзию бесконечного пространства с неожиданными эффектами, четкими силуэтами насаждений на островах, например Сокольники, Гатчина, Екатерининский парк, Ораниенбаум (Верхний парк). Кулисность насаждений способствует чередованию света и тени, перерезающих водную плоскость перспективы, и объединяет право- и левобережные ландшафты, создавая эффект бесконечности далей.

Применяемые типы композиций насаждений (массивы и группы) размещаются параллельно береговой линии или поперек склона берега, при этом образуется как бы веер перспектив, просматриваемых с видовой площадки мыса берега или моста. Они создают интересные осевые или асимметричные парковые картины.

3-й прием. Открытые водоемы с плоскими берегами отражают много света и неба, благодаря чему создается впечатление широкого и светлого водного пространства.

Чередование открытых и закрытых участков не должно создавать пестроты и беспокойства, оно должно отвечать масштабу водоема и парка в целом. Поляны могут быть широкими, примыкающими к водоему, или узкими, рассекающими береговой массив. Они должны быть чистыми, покрытыми луговой растительностью, цветами, с отдельно стоящими деревьями или группами, в обрамлении массива. Для создания более живописной композиции в оформление водоема рекомендуется включение «приводных» (осока, кипрей болотный, ирис сибирский) и водяных растений (кувшинки, нимфеи, лотосы, аир болотный, стрелолист обыкновенный, ирис водяной и др.). Заводи и заливы с ослабленным течением и глубиной 45-60 см используются для посадки водяных растений (для нимфеи 1,5- 1,8 м).

При устройстве маршрута у водоема следует избегать прокладки дорог, вплотную обрамляющих берег. Не рекомендуется устройство дорог, идущих вдоль берега на одинаковом расстоянии от воды. Местами они должны отходить от водоема, идти по открытому пространству полян, среди групп и в массиве, чтобы потом опять выйти к воде.


1 - массив на участке выхода к мосту, 2 - насаждения на вогнутой линии берега, 3 - насаждения на выступающем в воду берегу, 4 - чередование массива и лужайки с 2 сторон дорожки, 5 - расположение группы на оконечности мыса, 6 - аллея проведена через массив насаждений и ориентирована в сторону водоема (Гатчинский парк), 7 - в сторону водоема от аллеи расположен открытый берег с группами и одиночными деревьями (парк Тростянец), 8 - аллея отделена от водоема массивом насаждений, с другой стороны открытое пространство (парк Троснянец), 9 - раскрытие вида в обрамлении насаждений, 10 - аллея проведена по узкой полосе острова, в обе стороны виден водоем (Гатчинский парк)


Прибрежная полоса, а также более отдаленные места парка, включающие в обзор водоем, являются важнейшими участками для формирования пейзажных картин. Через видовые точки, с которых воспринимаются эти картины, и следует проектировать маршрут. Если водоем имеет вытянутую форму, наиболее выигрышными и интересными являются виды, открывающиеся по его длинной оси. Именно здесь следует формировать основные пейзажи, прокладывать обзорные маршруты, размещать видовые площадки.

Архитектурные сооружения водоемов в первую очередь подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы. В парках они получают разнообразное архитектурное оформление, которое вместе с другими сооружениями - беседками, павильонами завершает формирование ансамбля пейзажей, где доминирующей остается тема воды.

В каждой климатической зоне рационально использовать преимущественно местные виды деревьев, кустарников и многолетних цветочных растений. При этом важен правильный подбор растений в соответствии с их биологическими особенностями.

Архитектоника растений имеет большое значение при озеленении береговой линии. Контрасты горизонтальной поверхности воды и вертикалей падающих, склоненных ветвей ив, берез, остроконечных листьев ирисов и лилейников, крупных травянистых многолетних растений с большими листовыми пластинками, таких, как борщевики, ревень, легулярия и другие, значительно усиливают декоративный эффект.

Вода – источник жизни на земле и природный ресурс, обогащающий пейзаж. Она красива сама по себе и способна притягивать к себе внимание в любом проявлении, будь-то озеро, ручей или искусственный декоративный водоем. Неудивительно, что в ландшафтном дизайне вода является ключевым формирующим фактором. Ведь ничто не дарит уголку природы столько света и жизни, как вода.

Оформление участка в любом стиле садово-паркового искусства не обходится без применения водной стихии в одном из ее проявлений. Причиной этому служит удивительная способность воды притягивать и завораживать. Ее подвижность, игру света и теней нельзя ни с чем сравнить.

Нет такого человека, который не любил бы наблюдать за морским прибоем, торопливо спускающихся по камням каскадов или неподвижной гладью озера. Любые проявления этой удивительной стихии дарят человеку особый покой, расслабление и чувство гармонии с окружающим миром.

Соединение в дизайне участка стихий Воды и Земли способно придать ландшафту гармоничности, завершенности и максимальной схожести с естественной природной средой

Играющие в солнечных лучах струи фонтана, извивающаяся лента ручья или сверкающая спокойная гладь озера способны оживить пейзаж и внести элемент динамики. Вода в любом своем проявлении способна усилить эстетическое воздействие облика.

Все водные объекты условно можно разделить на две группы:

  • Динамичная – вода в которых пребывает в активном состоянии (речки и ручьи, каскады и фонтаны).
  • Статичная – спокойные объекты (колодцы, искусственные пруды, декоративные болотца).

Любителям наблюдать за ниспадающими водными потоками, преодолевающими на своем пути уступы и пороги, для оформления участков лучше использовать водные источники, относящиеся к первой группе. Планируя же создать уютный уголок, в котором тишину нарушают лишь падающие на зеркальную гладь листья, при обустройстве территории выбор стоит остановить на более спокойных статичных водных источниках.

Даже на загородном участке с небольшой площадью можно организовать эффектную и живописную водную аранжировку. Это может быть усыпанное галькой «морское» побережье или живописный пруд с карпами, украшенный экзотическими растениями, а может это будет сказочный ручей, обрамленный покрытыми мхом камнями… Выбор ограничивается лишь фантазией мастера.

Ручьи – одни из самых популярных водных устройств. Они имитируют природные подземные источники и отличаются низким напором струи. Благодаря небольшим размерам родников для них нетрудно подыскать место в тенистом уголке сада, на мощеной площадке или газоне, где довольно проблематично оборудовать более громоздкие водные сооружения.

На садовых участках их создают по системе замкнутого цикла, при котором вытекающая из истока вода, попадая по руслу в нижний резервуар, перекачивается с помощью насоса под землей назад к истоку.

Прекрасным дополнением ландшафтного дизайна участка с неровным рельефом станет спускающийся со склона водный ручей

Идеально, если на участке есть небольшой уклон. Если же такового нет, его можно создать искусственно, разместив исток на склоне насыпной горки или обустроив в виде грота или «плачущего камня». Неровности рельефа можно также сделать и искусственным путем, проложив вдоль пути движения воды в несколько слоев камни или плиты.

Ручей может струиться в извилистом огибающем плавными линиями деревья русле, перетекать по каменистым ступенькам или «растворяться» в галечной отсыпке. Главное – избегать симметрии, ведь в природе нет ничего идеально ровного и сохранять естественность. Чем произвольнее будет изгибаться «змейка» ручья, тем натуральнее и живописнее он будет смотреться, громче и веселее журчать.

Эффектно будет смотреться родник и на фоне каменистого сада: альпинария или рокария. Наиболее естественно он будет выглядеть в виде небольшого грота или бьющего из-под земли родника

Вариант #2 - каскады и водопады

Водопады – поистине завораживающее зрелище, на которое человек может смотреть бесконечно долго. Независимо от исполнения они имеют схожее конструктивное решение, при котором на каменном уступе расположена точка, изливающая водные струи. В зависимости от формы установленного наверху плоского камня-полки водные потоки могут создавать зеркальные стены или завесу тончайших струй.

Водопады могут представлять собой единые равномерно струящиеся сплошные потоки либо же разбитые отдельно стекающие струи

При желании каскад можно сделать частью композиции, превратив его в устье или исток ручья, либо же сделать обособленным объектом.

Каскадами удобно украшать берега водоемов: спадающая вода попадает прямо в пруд и из него насосом поднимается наверх

Живописные каскады и водопады, обрамляющие темную «просеку» растительных композиций, способны оказывать удивительное воздействие: они настраивают на расслабление и умиротворение, а также создают на участке прекрасный микроклимат.

Вариант #3 - парковые фонтаны

Фонтан – единственный вид водного устройства, который изначально является рукотворным и не имеет аналогов в природе. Помимо декоративной функции выполняют и практическую, обогащая окружающий воздух кислородом. При обустройстве загородных участков используют струйные и скульптурные фонтаны.

Струйные фонтаны устанавливаются в готовых водоемах и являются скульптурной частью композиций. Скульптурные же представляют собой самостоятельный объект ландшафтного дизайна и нередко выступают ключевым элементом сада.

При оформлении небольших пейзажных садов и «зеленых кабинетов» на участке интересно смотрятся вкапываемые маленькие скульптурные фонтанчики.

Фонтан в виде фигуры девушки с кувшином, из горлышка которого льется вода, способен украсить укромный уголок в саду или берег пруда

Скульптурные фонтанчики представляют собой замкнутый цикл воды: при котором струи поднимаются вверх или падают вниз под действие напора, создаваемым электронасосом. Хоть такие миниатюрные фонтаны и имеют малый разброс воды, но они не утрачивают от этого особую привлекательность.

Для оформления ограждений, наружных стен беседок и домов идеально подходят пристенные фонтаны. При обустройстве такого фонтана шланги и насос прячут в землю возле стены или маскируют в обрамляющих его зарослях растений.

Чаще всего пристенные фонтаны имеют вид головы птицы, животного или мифического существа, из пасти которого изливаются струи воды

Наиболее органично на фоне растительных композиций загородных участков смотрятся размещенные в водоемах струйные фонтаны

Это может быть многоструйный фонтан в виде зонтика, купола или гейзера. Высота струй и вид водной картины зависит от выбранной фонтанной насадки и рабочих характеристик насоса.

Вариант #4 - искусственные пруды

Главная особенность прудов – статическая неподвижность воды, в которой, словно в зеркале, отражаются сезонные изменения обрамляющих водоем растений.

Ровная гладь озер и декоративных прудов привлекает внимание глубокой синевой и многокрасочным переливающимся отражением цветов

Среди разнообразия оформления садовых прудов наиболее привлекательно смотрятся водоемы, имеющие простые естественные формы и неровный контур, благодаря которому невозможно охватить взглядом весь пейзаж.

При оформлении небольших участков интересно смотрятся приподнятые водоемы, обустроенные в автономных контейнерах или высоких клумбах

Необычайно красив декоративный пруд в вечернее время, когда его водная зеркальная гладь отражает темные кроны деревьев в саду, богатую палитру небесных красок и мерцающие огни уличных светильников

Вариант #5 - декоративные болотца

Заросшие декоративные болотца редко выступают самостоятельным элементом. Они больше напоминают пересохшие островки у береговой линии пруда. Главная задача декоративных болотцев – визуально расширить границы берегов водоема.

Для оформления водоемов идеально подходят групповые посадки мелколуковичных и влаголюбивых растений, которые с успехом создают эффект заболоченности

Удачным дополнением прибрежной зоны болотцев выступают каменные глыбы, старые пни и коряги.

Любой даже самый маленький водоем способен превратить обычный сад в оазис, где приятно отдыхать, слушая журчание водных струй или наблюдая за спокойной гладью пруда.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...