Кирилл серебренников политические взгляды. Дмитрий Дризе — о задержании режиссера


22 августа был арестован российский режиссер Кирилл Серебренников, который был отправлен под домашний арест. Преследуемому в течение нескольких месяцев за хищения режиссеру грозит до десяти лет тюремного заключения. В России, как и во Франции, его многочисленные сторонники осуждают такое политическое рвение.

Российские власти явно объявили войну дерзкому и провокационному гению Кирилла Серебренникова. В течение последних четырех месяцев 47-летний режиссер подвергался судебному преследованию со стороны властей, которые обвиняют его в организации хищения от 1 до 3 миллионов евро государственных субсидий, выданных ему на реализацию театрального проекта «Платформа», который он возглавлял вместе со своей труппой в период с 2011 по 2014 год.

23 мая на квартире у Серебрянникова и в «Гоголь — центре», старом театре который режиссер возглавил в 2012 году и превратил в центр современного искусства, были проведены обыски. Вскоре Серебренников был освобожден и все это время хранил молчание, предпочитая сосредоточиться на съемках его следующего фильма. Но 22 августа он был снова арестован и предстал перед судом, который отправил его под домашний арест. Домашний арест продлится до 19 октября и не даст возможности режиссеру закончить фильм и приехать в Штутгарт, где его ждут на презентации его постановки оперы Гензель и Гретель.

Французский драматург и режиссер, директор Авиньонского фестиваля Оливье Пи, немедленно отреагировал на новость, назвав этот арест «политическим». Давид Бобе, театральный режиссер, директор Национального драматического центра Нормандии в Руане и соавтор Серебренникова, с которым он совместно ставил многочисленные спектакли, оказался в числе первых сторонников российского режиссера. Télérama представляет вашему вниманию его интервью.

Télérama: Как вы познакомились с Кириллом Серебренниковым?


Бобе:
Я познакомился с ним в 2009 году, когда он преподавал в Школе — студии МХАТ. С ним и его учениками мы вместе работали в 2011 —2014 годах над многочисленными спектаклями в рамках проекта «Платформа», которые мы потом представляли во Франции: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь или Метаморфозы», а также «Идиоты» по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера и «Мертвые души» Николая Гоголя, которые были представлены на фестивале в Авиньоне в 2015 и 2016 годах.

Государство выделило ему деньги именно на реализацию этого проекта. И теперь его обвиняют не только в том, что он ничего не поставил в рамках этого проекта, но и в том, что он участвовал в хищении государственных денег. И речь идет о сумме от 1 до 3 миллионов евро! То есть список мероприятий, афиши спектаклей, билеты, контракты — все эти документы, подтверждающие существование проекта, признаны фальшивыми российскими властями.


— Откуда такое желание заставить Серебренникова замолчать?

Контекст

Кирилл Серебренников: Хочу жить в XXI веке

Delfi.lv 15.01.2016

Россия - страна шлагбаумов

Der Spiegel 08.08.2017

Слишком гомосексуальный «Нуреев»

Die Welt 11.07.2017

Кирилл Серебренников: Сегодня можно не стыдиться того, что ты - россиянин

Libération 02.03.2008

Теперь решается судьба России

Süddeutsche Zeitung 07.08.2017 — Потому что пагубное влияния его искусства считается сомнительным. В спектакле «Идиоты» он показывает абсурдность машины власти в России. На его спектакли в «Гоголь-центр» приходят священослужители, которые потом в своих докладах называют его «режиссером-педофилом». Чтобы посадить политического оппозиционера в тюрьму его обвиняют в хищении государственных денег, а это бесстыдная ложь!


— Возможно ли сегодня в России отделить искусство от политики?

— В России существует много деятелей искусств, готовых идти на компромисс и, которые никак не соприкасаются с политикой. Однако я считаю, что любое насилие со стороны государства вызывает гнев, который выплескивается в политических произведениях имеющих мощную провокационную силу. В ответ на вездесущность православной церкви в России Кирилл Серебренников снимает фильм «Ученик», получивший в 2016 году приз Франсуа Шале, одну из премий, присуждаемых в рамках Каннского фестиваля. Кирилл не является прямым политическим оппозиционером, это его работы являются политическими.


— Каковы масштабы поддержки режиссера?

— В России его поддерживает огромное количество людей. Практически все звезды, включая тех, кто весьма близок к власти и Путину, приняли сторону режиссера, скандировали и выступали против абсурдности ситуации. Среди них: Федор Бондарчук, Наталья Солженицына, вдова писателя, и Людмила Улицкая.

Во Франции много людей поддержало Серебренникова еще во время его первого ареста в мае 2017. Среди них директор Национального театра в Шайо Дидье Дешан, Беатрис Даль, Оливье Пи и актриса Изабель Юппер, которая во время церемонии вручения театральной премии Мольера обратилась к Владимиру Путину, который находился с визитом во Франции, «оставить Серебренникова в покое» и «пойти лучше посмотреть его спектакли». Если этого недостаточно, возможно, нам стоит подумать о том, чтобы попросить наших глав государств принять решение и предложить Кириллу политическое убежище в безопасной стране. Так подрывается свобода творчества и выражения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На прошлой неделе в Минске проходил фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия. DOC». Среди почетных гостей форума был Виталий Третьяков, который сам себя называет условно известным серьезным журналистом. Но телезрители хорошо знают незаурядный творческий масштаб Виталия Товиевича, декана Высшей школы телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова. Много лет на телеканале «Культура» он ведет философские беседы в программе «Что делать», а в последние год–полтора его довольно часто можно увидеть на баррикадах в политических ток–шоу Владимира Соловьева, где Виталий Третьяков своим скромным голосом пытается в меру своих сил повлиять на ход событий в России.


По счастью для нас, Третьяков еще и страстный театрал. Профессор старается не пропускать ни одной значимой премьеры в Москве. В двух больших коробках он бережно хранит программки всех спектаклей, на которых побывал. Можно себе представить эту занятную ретроспективу театральной жизни последних лет сорока, которая прошла перед его глазами. В этой связи было любопытно узнать мнение Третьякова о тех громких кино– и театральных скандалах, которые сотрясают Москву в последние месяцы.

Виталий Товиевич, в вашем блоге в Фейсбуке вы оставили недавно эмоциональную запись: «Да покажите наконец «Матильду» по федеральным телеканалам и закройте этот спектакль политического абсурда». Вы уверены, что вся истерия вокруг новой картины Алексея Учителя именно спектакль политический, а не психический, как аттестовал его на днях Михаил Швыдкой, тоже гостивший в Минске?

Фото Сергея ЛОЗЮКА.

Занятный парадокс: в Фейсбуках и Твиттерах все любят шутить, а часто шуток не понимают. Естественно, эта моя запись - ироничная. И связана она с конкретным фильмом «Матильда», который никто не видел, но все обсуждают - это действительно ненормально. Когда одни люди, априори не видевшие фильм, говорят, что это «кощунство», а другие, априори не видевшие, говорят, что это шедевр, - слаба позиция и той и другой стороны. Для того чтобы предотвратить то, что Михаил Швыдкой назвал психической проблемой, я и предложил - ну покажите это кино всем. А как всем? Не в кинотеатре же, куда ходят 5 - 6 человек из тысячи, и в основном молодежь, которую совсем не такие фильмы интересуют. Нужно показать «Матильду» по федеральным каналам. И тогда эта проблема исчезнет. Все посмотрят и скажут, что ничего безнравственного в фильме нет, или, наоборот, возмутятся и картину раскритикуют. Государство для того и существует, чтобы принимать в таком случае радикальное решение, а не самоустраняться, сидеть сложа руки и говорить, что ничего страшного не происходит. Как же не происходит, когда раскручивается спираль взаимного непонимания и уже идут столкновения и конфликты, которые в некоторых своих эпизодах действительно напоминают сумасшествие, пока не коллективное, а индивидуальное. В ответ власти сейчас предложили милицию поставить у кинотеатров - это что, гениальное решение, что ли? Ну давайте теперь прокат каждого фильма будем сопровождать милицией, если ей заняться больше нечем. У нас что, преступности нет? Я считаю, оптимальным решением было бы выкупить у прокатчиков права на «Матильду» и показать фильм по телевидению, чтобы все успокоились.

В вашем телевизионном «Поединке» с Иосифом Райхельгаузом, где речь шла о Кирилле Серебренникове, его аресте и связанной с этим общественной дискуссией, мне показалось, что все–таки спектакли «Гоголь–центра» вы не слишком жалуете и не рассматриваете Серебренникова властителем дум и крейсером?

В «Гоголь–центре» не бывал, но видел постановку Серебренникова «Золотой петушок» в Большом театре, она мне сразу не понравилась. Я в некотором смысле театральный человек, слежу за тем, что происходит в Москве: если что–то смотреть не успеваю, то читаю критиков, которых уважаю. Причем знаю, какие тот или иной критик разделяет взгляды не только художественные, но и политические. Со многими из них знаком лично. Если я информацией по конкретной теме не владею, то и в дискуссию не вмешиваюсь. А когда по конкретной теме выступаю, то имею некоторое представление о том, что говорю.

В 2012 году группа активистов также требовала запретить оперу «Золотой петушок» в постановке Кирилла Серебренникова.
ФОТО BOLSHOI-THEATRE.SU


Я хорошо знаю это направление в современном искусстве, которое представляет Кирилл Серебренников. С тех пор как он был назначен художественным руководителем «Гоголь–центра», там, в небольшом московском здании, собиралась публика определенных политических и иных пристрастий. Я выступаю категорически против ЛГБТ–культуры, которая навязывается нам Западом, именно навязывается. Мы же не вмешиваемся в их гей–парады. Абсолютное большинство российского населения эту культуру не приветствует, считает опасной и даже отвратительной. Официальные лица тоже так считают, во всяком случае, других заявлений не было. И ни разу Кремль не заявлял протест, что в Лондоне прошел гей–парад. Не было же таких заявлений? Ну прошел и прошел. Нам это не нравится, но мы в ваши дела не вмешиваемся. А они вмешиваются: у нас не прошел гей–парад, Запад начинает официально нам на это указывать. Вот в чем наше различие. Я придерживаюсь в этом вопросе консервативной точки зрения, по–моему, ее причины достаточно очевидны, не буду относительно их распространяться. И в отличие от людей, которые либо не понимают этого, либо прекрасно понимают, но специально на это работают, я не считаю ЛГБТ–культуру безопасной для общества, для его будущего. Дети рождаются от мужчин и женщин, а задача любого общества - продолжать свой род. Это не Кремль придумал, до него придумано природой. Это первая и фундаментальная причина. Определенные табу должны быть в любой культуре. И я прекрасно знаю, как начинается растабуирование этой тематики: сначала она заявляется на маленькой площадочке, потом постепенно разносится в виде карикатур на широкие площадки, а завтра тебе уже запрещают над этим смеяться, легализуют как нечто позитивное и общепринятое.



Премьера балета «Нуреев» в Большом театре в Москве перенесена с июля на декабрь 2017 года.


Поэтому не нужно мне с моим журналистским, политическим, человеческим, да и художественным опытом говорить о том, что не происходит ничего опасного. Я вижу в этом сознательную политическую деятельность, именно поэтому выступал в «Поединке» против Серебренникова и в споре с Иосифом Райхельгаузом занял жесткую и непримиримую позицию, как показало голосование, абсолютное большинство зрителей мою точку зрения разделяют. Плюс отдельный элемент всего этого спора коснулся истерик вокруг балета Серебренникова «Нуреев», который отказались выпускать накануне премьеры. То, что я знаю об этом спектакле, не подходит для Большого театра. Может быть, для экспериментальных сцен это и уместный балет, но совершенно точно не в Большом театре его представлять.

- И все же вкусовые разногласия разве могут быть поводом для ареста человека?

Те режиссерские трюки, которые я видел в произведениях Серебренникова, убедили меня в том, что Кирилл - не бесталанный человек. Но он залез в политику. Деньги, отчет о растрате которых от него сейчас требуют, выдавались ему под конкретные политические проекты.

- То есть Серебренников не справился с возложенной на него политической задачей?

Тут мы входим с вами в сферу того, о чем я знаю, но не могу доказать публично. Может быть, не справился, а может быть, справился чрезмерно. Повторяю, в политику Серебренников влез сам, а не так, что он был в чистом искусстве, а Кремль его окунул. Нет. Он сам в нее залез. А игры с высшей властью, с получением денег непосредственно от высших государственных институтов - будь то Министерство культуры или правительство Москвы - это гигантские деньги и гигантская политика. Финансирование его спектаклей шло по государственным каналам. Если залез туда с ногами, не говори, что меня затянули, ты сам сунулся. Вот и играй дальше с неизбежностью по политическим правилам.

АКТУАЛЬНО И ИНТЕРЕСНО

Вышел в свет очередной октябрьский номер журнала «Союзное государство».


Гость номера - актер Михаил Пореченков. Он не так часто дает откровенные интервью. Но на кинофестивале «Горьки Fest» в Нижнем Новгороде любимец публики ответил для «СГ» на самые разные вопросы: про свой новый образ с бородой для сериала «Мост», который скоро выйдет на экраны, о своей самой любимой роли - графа Воронцова в картине «Бриллианты для диктатуры пролетариата» Сергея Владимировича Урсуляка. «Это одна из самых точных моих ролей. В этой картине я второй раз работал с Полиной Агуреевой, это был самый запомнившийся, самый творческий для меня дуэт», - рассказал актер.

Кроме того, читателей журнала ждет увлекательнейший рассказ о том, как белорусские книги на Валдай пришли. Оказывается, 465 лет назад именно послушники Оршанского Кутеинского монастыря принесли в Валдайский Иверский монастырь свет печатного слова - свою знаменитую и по–европейски оснащенную типографию.

Выдающимся «словолитцем», то есть печатником, того времени был белорус Спиридон Соболь, который и основал Оршанскую Кутеинскую типографию за четверть века до переезда ее на Валдай. Первые переселенцы из Орши прибыли в Иверский монастырь в марте 1655 года. Среди них были такие выдающиеся личности, как будущий патриарх Иоасаф и брат великого белорусского просветителя Симеона Полоцкого - Исаакий Полоцкий...

Полностью эти и другие материалы читайте в журнале «Союзное государство». Электронная версия доступна на сайте.

Непримиримые идеологические споры вспыхнули вокруг режиссеров Серебренникова и Учителя, актера Пашинина и даже вокруг безвременно ушедшего из жизни скрипача Когана. С чем связано такое внезапное обострение политических дискуссий среди представителей культуры и интеллигенции?

Деятели культуры как будто и не уходили в отпуск в этом месяце – весь август они вели упорные идеологические бои между собой или с политиками. Поводами стали война в Донбассе, фильм «Матильда», русофобия и даже смерть скрипача Дмитрия Когана.

В ночь на четверг в Петербурге неизвестные забросали коктейлями Молотова студию режиссера Алексея Учителя. Режиссер после этого официально попросил спецслужбы и полицию обеспечить , вскоре начинающих показывать его «Матильду».

Накануне вечером другой кинорежиссер – Виктор Мережко – признался в интервью «Комсомолке» , что он приходится крестным отцом актеру Анатолию Пашинину. Тому самому, что ранее объявил о поступлении добровольцем в 8-й отдельный батальон «Аратта» вооруженных сил Украины и теперь «ловит кайф», сражаясь с русскими. «Подонок, предатель, мразь», – так отозвался Мережко про своего крестного сына и предсказал Пашинину смерть от пули снайпера.

В тот же вечер полемика в Рунете вспыхнула вокруг гибели от рака скрипача Дмитрия Когана. Заместитель главного редактора радио «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев обнародовал у себя в Фейсбуке пост, в котором поместил фотографию Когана в черной рамке, а далее – вместо выражения скорби по поводу ухода из жизни 38-летнего знаменитого музыканта – скрупулезно собрал и поставил в упрек покойнику его участие в политике. А именно: партбилет «Единой России» и даже недавнее избрание в московский горком этой партии, статус доверенного лица кандидата в президенты Путина в 2012 году, вступление в Общественный совет Минкультуры и концерт в Крыму в 2014 году.

«То, что заявили насчет Когана, – это оскорбительно, – сказал Виктор Мережко газете ВЗГЛЯД. – А вот все, что касается Серебренникова? Если там есть воровство, то пусть следственные органы посмотрят. Если нет, то пусть отпустят парня».

Режиссер заявил, что в политических спорах старается занимать нейтральную позицию, поскольку считает себя русским интеллигентом. В то же время он убежден, что подобные дискуссии не связаны с вялой и скучной политической жизнью. По его словам, кино – это не столько искусство, сколько идеология. И поэтому он считает великим именно советское кино. А сейчас, убежден он, «государство не занимается культурой – и в этом главная проблема». К сожалению, без искусства, без духовности государство может сильно хромать, подчеркнул Мережко.

«При помощи кинематографа можно воспитывать людей. Это то, что делают американцы. Они при помощи кино завоевали мир. Наше государство отстраняется, пускает искусство на самотек. Я не говорю, что нужна жесткая политическая цензура, но нужна определенная нравственная цензура. Когда я впервые сказал об этом, меня тут же стали поносить», – напомнил Мережко.

Напомним, параллельно в блогосфере и в прессе в августе продолжались ссоры вокруг фигур двух других режиссеров. А именно: по поводу режиссера Кирилла Серебренникова, заподозренного в мошенничестве, и выхода режиссера Никиты Михалкова из состава Фонда кино – в знак протеста против политики вошедшей недавно в состав фонда пресс-секретаря главы правительства, замглавы аппарата правительства Натальи Тимаковой.

В отличие от режиссера, политологи считают, что во внутренней политике, например в партийной жизни, конкуренция в России снизилась – и именно по этой причине идеологическая борьба за умы россиян переместилась на площадку культуры.

Бывший депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков полагает, что острая дискуссия связана с приближением президентских выборов. Он пояснил, что политическая борьба все меньше связана с экономическими интересами, а все больше – с культурной идентичностью. «Это происходит во всем мире. Политическая борьба в сфере культуры становится все более важной на политических площадках. А в России это усиливается еще и тем, что борьба на политических площадках во многом деградировала. Оппозиционные партии по ключевым вопросам стали союзниками партии власти», – подытожил Сергей Марков. Поэтому борьба перемещается на иные поля.

В России мало популярных инженеров и ученых, к крупным бизнесменам отношение тоже неоднозначное, «поэтому фигуры из культуры являются очень привлекательными с точки зрения предвыборной конкуренции». «Всем понятно, что Владимир Путин уверенно побеждает в марте. Но это не значит, что избирательной кампании не будет. Серьезная борьба развернется вокруг проблемы легитимности выборов, то есть честно он победил или нечестно.

На ваш взгляд

Следственный комитет заявил, что располагает исчерпывающими доказательствами вины Кирилла Серебренникова. Творческая интеллигенция, в основном поддерживает коллегу и требует к нему снисхождения. Однако, по словам силовиков, дело находится в активной стадии, так что нельзя исключать появления в нем новых эпизодов. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что история носит показательный характер.


Следственный комитет выступил с разъяснением: виновность Кирилла Серебренникова подтверждена показаниями свидетелей, оперативными материалами и финансовыми документами, причем расследование активно продолжается: появился новый фигурант — исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова.

По версии следствия, Серебренников и его подчиненные - Юрий Итин, Алексей Малобродский, Нина Масляева и указанная Воронова - допускали нарушения при работе с госденьгами при реализации проекта «Платформа». В частности, речь идет о незаконном обналичивании выделяемых средств, неверной оценке стоимости работ и так далее. В итоге известного режиссера с мировым именем обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере - речь идет о сумме в 68 млн руб. СКР, правда, не объяснил, в чем был смысл задерживать режиссера ночью и срочно этапировать из Петербурга в Москву, а ранее отбирать загранпаспорт для не совсем понятной экспертизы. Сам Серебренников назвал все обвинения в свой адрес «абсурдом».

Когда случаются громкие уголовные дела в современной России, принято искать скрытый смысл. Есть несколько стандартных версий, которые обсуждаются постоянно, благо подобных историй у нас меньше не становится: это или борьба башен Кремля - противостояние либералов и силовиков от власти, или же послание непокорным деятелям культуры, чтобы те своими творческими экспериментами не подогревали оппозиционные настроения.

На первый взгляд, можно предположить, что дело Серебренникова совершенно не выгодно власти. Впереди выборы, а громкие события нарушают общественное спокойствие, создают ненужный эмоциональный фон и волнуют умы интеллигенции - какую страну мы увидим в новом политическом цикле? Была надежда на реформы, а получили очередное закручивание гаек, то есть никакого нестандартного мышления, современного искусства, а только духовные скрепы и традиционные ценности, пусть не все чиновники до сих пор понимают, что это такое.

Обращает на себя внимание, что история с Серебренниковым - второе резонансное событие за один мистический для России август. Оно раскручивается на фоне суда над Алексеем Улюкаевым . Да и многие губернаторы сидят — вот Никита Белых, несмотря на проблемы со здоровьем, остается в СИЗО аж до февраля.

Конечно, в стране не все ладно с точки зрения коррупции и воровства бюджетных средств, и государству важно показать, что с этим злом идет бескомпромиссная борьба. Но со стороны бросается в глаза, что нарушения находятся именно на полулиберальном нестандартном творческом фланге. А вот на другом берегу тишина, и вроде бы все в порядке. Разве что бакланы пробьют отверстия в крыше нового красавца-стадиона.

Хотя, если присмотреться, не все в порядке-то в государстве. Вот, например, в Ростове-на-Дону массово горят дома. Среди версий - поджог с целью завладения имуществом . Или вот события в Сургуте. Везде бы силовики были так активны, как с делом Серебренникова.

https://www.сайт/2017-08-23/ekaterina_vinokurova_o_dele_kirilla_serebrennikova

«Такие люди доказывают, что Putin’s Russia - не страна победившего зла»

Екатерина Винокурова о деле Кирилла Серебренникова

Александр Вильф / РИА Новости

Еще несколько месяцев назад, когда информагентства дали первые сообщения об обысках в «Гоголь-центре», все происходящее казалось фантасмагорией. Кирилл Серебренников — один из самых известных и успешных российских режиссеров, равно любимый людьми самых разных политических взглядов, самого разного социального и общественного статуса, достатка и мироощущения.

Вчера фантасмагория получила неожиданно-ожидаемое (у кого как) продолжение. Серебренников был задержан в Санкт-Петербурге. Из свидетеля в деле о нарушениях траты государственных средств на проект популяризации современного искусства «Платформа» он стал обвиняемым. И вот уже у Басманного суда собираются его поклонники — от Полины Дерипаски и Светланы Бондарчук до молодых хипстеров или просто театралов, а мимо них Серебренникова ведут в наручниках.

«Охранители» уже начали атаковать Серебренникова. Вот несколько линий этой атаки. Линия первая: «это не искусство, у него на сцене обнаженные люди». Линия вторая: «как можно получать государственное финансирование и делать спектакли, не обслуживающие интересы государства?». Линия третья: «если он великий режиссер, то ему что, все можно»?

Я не читала материалы дела и, в отличие от охранителей, не собираюсь сейчас судить о расследовании по тем крупицам информации, которые известны публике.

Поговорим лучше об аргументах тех, кто выступает против Серебренникова. Начнем с мысли о том, что режиссер якобы разводил на сцене и вне ее недопустимый либерализм, получая при этом государственное финансирование.

Кирилла Серебренникова сейчас многие называют главным театральным режиссером для «креативного класса», под которым принято подразумевать отнюдь не только людей творческих профессий, а всех тех «хорошо одетых людей», которые холодным декабрьским днем 2011 года внезапно захотели чуть большего, чем сытая жизнь в стабильных нулевых, и вышли на мороз померзнуть за свободу и за право самостоятельно выбирать себе власть. За тот романтический порыв этот самый «креативный класс» уже шестой год числится главным коллективным «врагом русского народа», причем особенную ярость «охранителей» вызывают те его представители, кто, по роду своих занятий, оказывается хотя бы косвенно связан с государством. В традиционной охранительской логике те, кто получил хоть одну бюджетную копейку, становятся для государства не партнером, но обслуживающим персоналом. Он должен лизать дающую руку и, виляя хвостом, смиренно обслуживать любой госзаказ.

Такая система взаимоотношений постепенно и неминуемо привела к тому, что значительная часть культурной продукции, производимой в России, стала попросту неудобоваримой. Унылые размашистые киноленты коллективного Михалкова на одну и ту же тему Великой Отечественной войны, помпезные статуи Церетели, «патриотические» выставки Русского военно-исторического общества про мифы о той же Великой Отечественной, бесконечные проекты на тему духовности и скреп, выставки «Романовы», «Рюриковичи» с пропагандой истории противостояния России и Запада… Все эти продукты похожи в главном. Они предельно, зубодробительно скучны. Их интересно смотреть, в общем-то, с одной точки зрения — устройства государственной пропагандистской машины в начале десятых годов. Более того, самое смешное во всей этой истории — что все эти эпические полотна подаются под соусом «наш Голливуд», «наш «Перл Харбор»», ну, а следующей попыткой будет явно «наша «Игра престолов», то есть глубоко вторичный продукт. И да, именно такие проекты в последние годы сжирают львиную часть бюджета, выделяемого российским государством на поддержку культуры.

Одновременно с этим начинается расцвет совершенно иного искусства, которое можно назвать интеллектуальным. По всему миру собирают награды российские документалисты. Дмитрий Черняков ставит оперы в Ла Скала и в Париже. Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и другие современные режиссеры — желанные и долгожданные гости на всех крупных европейских фестивалях. Выходят замечательные сериалы «Оттепель» и «Оптимисты», которые внезапно показывают советский период без пошленькой ностальгии. А притча Андрея Звягинцева «Левиафан», снятая без единой масштабной батальной сцены, номинируется на «Оскар». Оказалось, что российское интеллектуальное искусство способно собирать не только награды, но и полные залы, как в России, так и по всему миру. Без попыток сделать «наш Голливуд», «наших скаутов», «нашего Энди Уорхола» Россия показала, что способна создавать действительно уникальный и при этом массовый продукт.

В период, когда Россия все больше уходила в изоляцию и оборону от внешних врагов, в годы, когда русских начали демонизировать — вспомним хотя бы трагикомические полосы американских газет последнего времени, — интеллектуальное искусство осталось фактически единственной российской soft power, единственным способом прорыва зоны отчуждения между Россией и остальным миром. Лицо России на международной арене сегодня — это не только несмешные шутки Марии Захаровой, но и интеллектуальное искусство, самим свои существованием доказывающее, что Putin" s Russia — это не страна победившего зла. Будь наша власть поумнее, ей бы как раз стоило научиться грамотно использовать тех же Богомолова, Серебренникова, Звягинцева в роли эмиссаров мира, людей, которые доказывают всю сложность и многогранность нынешней России, а не проклинать их с экранов гостелеканалов.

Про второй аргумент, что, мол, Серебренников, да и все остальные современные режиссеры театра и кино, — это «голые задницы» или чернуха, лучше меня объяснят профессиональные художественные критики. Скажем так, во-первых, такие обвинения звучали во все эпохи в отношении любого новаторского искусства, во-вторых, просто почитайте полное собрание сочинений да хотя бы Александра Пушкина. Классикой искусство становится с годами и веками, а для современников оно почти всегда — чрезмерное новаторство. Если бы Серебренников ставил только спектакли про «голые задницы», наверное, тысячи зрителей нашли бы себе иной способ времяпрепровождения, а аудитория Серебренникова не превышала бы среднестатистическую аудиторию стриптиз-клуба.

Наконец, с третьим аргументом («если он великий режиссер, то ему что, все можно»?) на данной стадии спорить вообще нелепо. Пока мы не видим ни доказательств со стороны обвинения, ни аргументов защиты. Можно сказать лишь одно.

Мы видели, как легким испугом в суде отделались Евгения Васильева, близкая подруга экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, которую обвиняли в хищении более 360 млн рублей (она провела в СИЗО и колонии время примерно с мая по август, после чего ее умчал в светлое будущее черный мерседес). Мы видели кадры обыска в доме главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, который хранил пачки денег в обувных коробках, однако сразу после отставки оказался непричастным к уголовному делу о контрабанде. Мы видели, как амнистировали дочку главы избиркома Иркутской области Анну Шавенкову, насмерть сбившую двух женщин.

На этом фоне Кирилл Серебренников в любом случае выглядит фигурой, достойной милосердия.

И последнее. Понятно, что все внимание публики приковано именно к фигуре самого Серебренникова. Но давайте не забывать, что по этому делу обвиняют не только Серебренникова и что спасать надо не только его одного, но и генерального директора «Седьмой студии» Юрия Итина, бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, главного бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву.

Проклинать Масляеву за то, что пожилая женщина, у которой не было адвоката, поддалась на запугивание следствия и дала показания, лишь бы выйти из СИЗО (ее, кстати, обманули), — это означает уподобиться тем самым охранителям. Нина Масляева заслуживает милосердия, поддержки и помощи не меньше, чем все остальные фигуранты этого дела.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...