Песнопения великого поста. Неделя Крестопоклонная: история, смысл, песнопения


Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: "Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен."

И уже все богослужение особенно по своему содержанию и по своей форме ни на что не похоже и целиком оно посвящено Животворящему Кресту Господню.

Уже в cубботу вечером за всенощной в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о страданиях, о смерти Господней ради нашего спасения. Без Крестной смерти невозможно Светлое Воскресение, к которому и ведет пост.


Крест является главным орудием нашего спасения, а вся наша жизнь - это несение собственного креста.

Святая церковь в этот день начинает особенное прославление Креста Христова и напоминает Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся и воодушевляет на дальнейших подвиг поста.

Вынос креста совершается в конце всенощного бдения.

Во время пения великого славословия настоятель храма кадит крест. После этого, взяв блюдо с крестом на главу, он исходит из алтаря в предшествии свещеносцев и кадящего диакона. Под пение Трисвятого он останавливается напротив открытых Царских врат и по окончании пения возглашает: «Премудрость прости». Клир поет тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения священнослужитель полагает крест на аналой, кадит его и трижды поет перед ним тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. При пении совершается троекратное поклонение кресту и целование его священнослужителями, а затем народом. После этого происходит елеопомазание.

И такая служба, с изнесением Честнаго Креста и особенным поклонением ему совершается всего три раза в году.


Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией торжественно вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье является началом четвертой седмицы Великого поста, которая также несет в себе смысл и название «крестопоклонной».

Позвольте вам напомнить, как у входа в Капернаум, когда входил туда Господь Иисус Христос, однажды собралась толпа, как всегда, - и в этой толпе была женщина, кровоточивая много-много лет. Она пробиралась через эту толпу к Спасителю, она хотела только прикоснуться к краю Его одежды и сделала это - пробилась и прикоснулась к краю одежды Христа Спасителя. И Христос остановился и спрашивает: “Кто ко Мне прикоснулся, потому что Я чувствую, что сила Моя изошла, вышла от Меня?” - сила Христова исцелила эту женщину мгновенно.

И когда мы поклоняемся Кресту Господню и прикасаемся к Нему, целуем этот Образ, почитая Его, то ведь это тоже есть как бы прикосновение к краю одежды Христа, благодаря тому, что свойства первообраза переходят в образ. Сила, которая есть во Христе, - мы от нее что-то получаем, братья и сестры, и не “что-то”, а воскресение и вознесение - вот, что дается тепло кающемуся грешнику. Но нужно только одно - нужно, чтобы наша с вами вера и наше с вами покаяние, которое в вере берет источник, чтобы они были хоть как-нибудь похожи на веру, с которой та женщина искала прикоснуться к краю одежды Спасителя, и тогда от всех сил, заключающихся в Кресте, в образе Пресвятой Троицы, в Кресте Господнем, мы получим полное изменение всего нашего внутреннего и телесного состава.

Вот почему безмерной радостью и притом особенной, тихой радостью, совсем не шумной, не бурной, а благодатной тихой радостью переполняются сердца тепло кающихся православных христиан тогда, когда мы со всею православною церковью поем: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”.

Рубрика:

С полною уверенностью в его чудотворности и в удивлении его силе – прогонять невидимых врагов, радуясь сердцем, взывали они ко кресту: «радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняй бесы силою пропятаго на тебе Господа нашего Иисуса Христа и даровавшаго нам тебе, крест Свой честный на прогнание всякаго супостата» и без всякого сомнения говорили к нему, как к живому: о пречестный и животворящий кресте Господень, помогай ми со Пресвятою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки»


Господи, Крест Твой, которого боятся демоны, - это такое удивительное средство, что при прикосновении к нему сгорают грязные страницы нашей жизни. Наша задача- постом не писать новых плохих страниц».

Мы пришли к середине поста. Что-то у нас получилось, что-то мы провалили. Чувствуется необходимость взять новый старт

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничным всенощной и литургии.


Блажен муж

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Алиллуиа. Алиллуиа. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. Алиллуиа. Алиллуиа. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. Алиллуиа. Алиллуиа. Блажени вси надеющийся Нань. Аллилуиа. Алиллуиа. Алиллуиа. Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа. Алиллуиа. Алиллуиа. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. Алиллуиа. Алиллуиа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне. И присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Слава Тебе, Боже (трижды).

Сподоби Господи

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими, Господи, милость Твоя во век; дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ныне отпущаеши

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Благословлю Господа

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услышай, и от всех скорбей Его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Бог Господь

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне.

Тропарь праздника

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Величание

СТИХИРЫ ПРАЗДНИКА (поются клиросом)

Стихиры на Господи воззвах: Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы, и совокупленныя Духом, богопроповедников первостоятели? Оваго убо, яко апостолов предначальника: оваго же, яко паче инех трудившася. Сих бо воистинну достойно безсмертныя славы венцы венчает Христос Бог наш, имеяй велию милость.

Киими песненными добротами воспоем Петра и Павла, богоразумия криле, прелетевшия концы, и к небеси вознесшияся? Руце евангелиа благодати. Нозе истиннаго проповедания, реки премудрости: крестныя роги, имиже демонов бровь Христос низложи, имеяй велию милость.

Киими духовными песньми похвалим Петра и Павла, безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Новаго Завета богописанныя скрижали мысленныя, яже в Сионе Христос возгласи, имеяй велию милость?

Слава: Трикратным вопрошением, еже Петре любиши ли Мя, трикратное отвержение Христос исправил есть. Темже и к Тайноведцу Симон: Господи, вся веси, вся знаеши: Ты веси, яко люблю Тя. Темже к нему Спас: паси овцы Моя, паси избранныя Моя, паси агнцы Моя, яже Моею кровию снабдех во спасение. Того моли богоблаженне апостоле, даровати нам велию милость.

Братие, благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради, иже силою Божиею соблюдени верою, во спасение готовое явитися во время последнее. О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, приемлюще кончину вере вашей, спасение душам.

Соборнаго послания Петрова чтение. Возлюбленнии, препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз Свят есмь. И аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа.

Соборнаго послания Петрова чтение. Возлюбленнии, молю яко пришельцы и странники, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу, житие ваше имуще добро во языцех, да о немже клевещут вас аки злодеев, от добрых дел видевше, прославят Бога в день посещения. Повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от Него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем. Яко тако есть воля Божия, благотворящим обуздовати безумных человек невежество: яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии. Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяцем страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно: Иже грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем.

На литии стихиры:

Грядите собори днесь верных, благохвальное и красное собрание, благодати избранныя хитрецы, Петра и Павла, подобными хвалами венчаем, яко независтно всем слово всеявше, с сими и благодать Духа обогатиша, и истиннаго винограда суще лозие, грозд зрел нам возделаша, веселящь сердца наша. К ним же откровенным лицем, и чистою совестию возопием, глаголюще: радуйтеся, разорители безсловесных, и служителие словесных. Радуйтеся, всех Творца и Строителя, избрания красная: радуйтеся, ходатаи благих, и отгонителие лестных, ихже да умолим, молитися присно, к Зиждителю и Учителю, мир крепкостоятелен миру даровати, и душам нашим велию милость.

Ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий, верховныя Петра и Павла, яко всего мира предстатели восхвалим: сии бо обтекше широту всея земли, якоже ралом всеяша веру, и всем богоразумие всадиша, Троическое являюще Слово. О Петре, каменю и основание, и Павле, сосуде избранный, иже и сопряженнии волы Христовы, вся привлекоша в богоразумию языки, грады же и островы, евреи же паки ко Христу возведоша, и молят спастися душам нашим.

Петре верховне славных апостол, каменю веры, и Павле чудне, святых Церквей вития и светильниче, Божественному престолу предстояще, о нас Христу молитеся.

Павле уста Господня, основание учений, иногда убо гонитель Иисуса Спаса, ныне же и первопрестольник апостолов быв блаженне. Темже неизглаголанная видел еси мудре, даже до третияго небесе возшед, и взывал еси: приидите со мною, и благих не лишимся.

Вышняго Иерусалима, граждане, камень веры, вития Церкве Христовы, Троическая двоица, мира ловцы, оставльше днесь яже на земли отыдоша страданием к Богу, и молятся Ему со дерзновением, спастися душам нашим.

Премудрость Божия, соприсносущное Слово Отчее, якоже в Евангелиах предрече, многоплодныя лозы, вы есте всехвальнии апостоли: иже грозд зрел и красен, во ветвех ваших носящии, егоже вернии ядуще, услаждаем вкус к веселию. Петре каменю веры, и Павле похвало вселенныя, утвердите стадо, еже стяжасте ученьми вашими.

На стиховне стихиры:

Слава : Праздник радостен возсия концем днесь, всечестная память премудрых апостол, и верховных Петра и Павла. Темже и Рим срадуется ликовствуя, в песнех и пениих. Празднуем и мы, братие, всечестный сий день совершивше. Радуйся Петре апостоле, искренний друже твоего Учителя, Христа Бога нашего: радуйся Павле вселюбезнейший, и проповедниче веры, и учителю вселенныя: яко имея дерзновение, супруже святоизбранный, Христа Бога нашего молите спастися душам нашим.

Стихиры на хвалитех:

С небесе благодать прием, егда вопрошение учеником Спас, дванадесяточисленным рече апостолом: кого Мя глаголют человецы быти? Тогда убо лучший апостолов Петр, богословствуя отвеща, ясно возопив: Ты еси Христос Живаго Бога Сын. Темже достойно ублажается, яко свыше прием откровение, вязати же и решити праведно прием.

Иже от Отца явлься Божие Слово, кого Мя непщуете вопрошающу Христу, Ты Живаго Отца Сын, яко всем уста богогласуя, абие возопил еси: темже и блажен еси Симоне вар Иона, возмездие приял еси. Ибо славит Бог сего верно славящия, и к восприятию богатно призывает, и каменя тебе непостыдна Церкви водружение и основание положи.

Свыше зван быв, а не от человек, егда земная тьма помрачи очи телесныя, нечестия обличая сетование: тогда небесный свет облиста мысленнии очи, благочестия открывая красоту. Темже познал еси изводящаго свет из тьмы, Христа Бога нашего: Егоже моли, спасти и просветити души наша.

Христопроповедник сый, крестную похвалу носяй, ты, многорачительную Божественную любовь, яко зрящих связующую к желаемому, воистинну паче всех проразсудил еси. Темже и узник прозвался еси Христов, напастей неудобство, яко сладчайшее пищи всякия изволивый, и честныя кончины разрешения сподобился еси, живый Владыце твоему: Егоже моли, спасти и просветити души наша.

ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

Память святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

1-й антифон

Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

2-й антифон

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники; Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.

Единородный Сыне , и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

После малого входа с Евангелием:

Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия.

Тропарь праздника

Апостолов первопрестольницы,/ и вселенныя учителие, /Владыку всех молите, / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.

Величание

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле,/ весь мир ученьми своими просветившия/ и вся концы// ко Христу приведшия.

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Второе послание к Коринфянам ап. Павла, гл.9, 12: Братия, к стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

Евангелие от Матфея, гл.16: Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Заступление Пресвятой Богородицы за обижаемую мужем жену. В древних книгах между многими чудесами, бывшими от Пресвятой Девы Богородицы, рассказывается и о том, как Божия Матерь однажды оказала чудесную помощь женщине, пренебрегаемой и ненавидимой своим мужем. Жили некогда двое супругов, еще довольно молодых. Они были из благородного сословия и имели немалое состояние. Сначала супружеская жизнь их была очень счастлива, но потом стала несчастна. Сначала муж любил свою жену. Она и достойна была любви, так как была не только прекрасна видом, но и кротка, послушна и отменно благочестива. Каждый день, утром и вечером, она усердно молилась Богу как о своем собственном спасении, так и о спасении своего мужа, и всячески старалась, чтобы их жизнь шла по святым заповедям Божиим. Но врагу рода человеческого - диаволу ненавистно было такое благочестивое направление их жизни, и ему удалось произвести в муже охлаждение и нелюбовь к благочестивой жене. Он стал скучать в обществе своей кроткой и тихой супруги; ему стали нравиться другие женщины, которые не походили на нее и отличались живым, непокорным характером и разгульным нравом. Все чаще и чаще он оставлял жену одиночествовать в доме, а сам искал развлечений и удовольствий на стороне; когда же приходил домой, то капризничал, старался отыскать у жены непорядок и опущения в хозяйстве, осыпал ее упреками и бранными словами. На беду случилось, что богатство супругов, сначала очень большое, стало уменьшаться; неудача в разных денежных оборотах, неурожай хлеба в имениях и другие несчастья произвели то, что, прежде очень богатые, эти люди пришли потом в полное разорение. Но это горе не сблизило мужа с женой, а послужило для него поводом еще больше ненавидеть ее. Он стал говорить теперь, что жена, выходя за него замуж, не принесла ему достаточного приданого, которым он мог бы теперь поправиться, что она принесла с собой одно несчастье и неурядливостью своей помогла его разорению. Свое несчастье они переносили не одинаково; муж ходил по городу, вертелся около знакомых богачей, ожидая от них помощи, выпрашивал в долг денег у людей, которые не успели узнать о его разорении; жена же в отсутствии мужа все время проводила в молитве. Она молилась о возвращении к ним не прежнего богатства, но прежнего согласия и прежней любви. Тысячи раз падала она перед иконой Богоматери, умоляя Ее возвратить ей сердце мужа и устроить их семейную жизнь по-прежнему. Но некоторое время злоба диавола имела как будто перевес над молитвами благочестивой женщины. Однажды муж сидел в каком-то трактире и бесцельно глядел, как люди входят, пьют, едят и уходят. Нужно бы ему идти домой, но ему противно и вспомнить о доме: опостылела ему жена и семья. Тут подошел к нему какой-то человек с хитрым взглядом и начал вкрадчиво говорить ему: "Ты раньше был богат, а теперь разорился. Но не сетуй о потерянном богатстве: у тебя есть средство снова обогатиться. Если ты сделаешь для меня то, чего я от тебя желаю, то ты через короткое время будешь богаче прежнего". Эти слова имели такое действие, что разорившийся богач отложил всякое недоверие к незнакомцу и пообещал сделать для него все возможное, лишь бы он указал ему средство к обогащению. "Пожертвуй мне свою жену, - отвечал незнакомец, - это для тебя ничего не стоит, потому что ты ее не любишь. Между тем, я хочу приобрести ее в свою собственность". "Для чего она нужна тебе и что ты будешь с ней делать?" - спросил муж. "Что тебе за дело до этого, - отвечал незнакомец. - Если бы даже я умертвил ее, не все ли тебе равно? Поскольку раз в день ты, бранясь, посылаешь ее к самому диаволу или в ад кромешный? Итак, не все ли тебе равно, что я стану делать с ней, когда она будет моей рабой!" Когда муж выразил сомнение в том, может ли он обогатиться через продажу своей жены, то незнакомец предложил ему немедленно написать условие, по которому муж сначала получит от незнакомца обещанные сокровища, а потом представит в его распоряжение свою жену. Муж не вдруг решился; дело было слишком необычно, да и жены стало как будто жалко. Но потом он подумал, что еще, может быть, незнакомец не в силах будет исполнить своего обещания; подумал он и то, что от денег можно и после отказаться, а все же приятно хоть руками коснуться их, хоть глазами на них полюбоваться. Подумав все это, муж подписал условие. Незнакомец сказал, что деньги его закопаны в загородном месте, что муж должен идти с ним туда не дальше, как завтра, что, получив там деньги, муж обязан передать на том же месте свою жену, но не вдруг, не ближе, как через два месяца. На следующий день незнакомец и муж отправились за город, долго шли, зашли в лесную чащу; здесь незнакомец указал место, велел мужу копать землю и сам помогал ему. Скоро докопались они до колодца, в котором было великое множество золота и дорогих каменьев. Все это тут же и вручено было мужу, с тем чтобы через два месяца он на этом самом месте в ночное время передал незнакомцу свою жену. Прошло два месяца, в продолжение которых муж из доставшихся ему сокровищ заплатил свои долги, выкупил свои прежние дома и имения и снова зажил в богатстве и почете. Но вот наступил день, когда муж должен был передать свою жену незнакомцу, от которого он получил богатство. С наступлением сумерек он приказал ей одеться и идти с ним. Она, не ожидая ничего хорошего, стала умолять, чтобы он оставил ее дома. Но он намеренно придал своему голосу жестокость и повелительность, и она покорилась. Они молча шли по городским улицам, направляясь к выходу из города. По дороге пришлось им проходить мимо храма. Двери его были еще открыты: жена обратилась к мужу с просьбой зайти в храм, чтобы там помолиться перед иконой Божьей Матери. Мужу очень не понравилась эта просьба: ему стыдно было, идя на такое дело, заходить в церковь; однако и совсем отказать жене у него не хватило духа, так как он подумал, что в последний раз можно сделать ей угодное. "Иди в церковь, а я подожду тебя на улице; да смотри, возвращайся скорее, не заставляй долго ждать тебя: мы должны спешить", - сказал муж жене. Жена, войдя в храм, упала пред иконой Божией Матери и стала просить Заступницу рода христианского, чтобы Она защитила от восстающих на нее зол. Она с таким усердием молилась, что и забыла, что на улице ожидает ее муж. Молитва принесла ей успокоение и радость; тело, истомленное душевной скорбью, требовало отдыха и - по Божию устроению - бедная женщина пред иконой Пресвятой Богородицы, на церковном полу заснула спокойным и отрадным сном. Между тем муж с нетерпением и досадой ждал ее на улице. Он собирался сделать ей суровый и обидный упрек, лишь только она выйдет. И вот, он видит, что по ступеням храма к нему сходит жена, покрыв лицо покровом, как бы от ночного холода или от нескромных взоров. "Не буду я браниться с ней за ее промедление; недолго ей быть со мной; скоро мы разлучимся навсегда". Так думал муж и молча пошел вперед, а жена за ним. При выходе из города он думал, что его спутница станет тревожиться и спрашивать, куда он ведет ее. Но она шла спокойной поступью, как будто знала все, что будет. Снова мужу сделалось жалко жены, которая никогда ни в чем не прекословила ему и которую он готовился передать человеку, не имеющему никаких хороших намерений. Наконец, они пришли на место. Была полночь. Незнакомца еще не было, но скоро по лесу заслышались шаги его - и он показался при месячном свете. Муж пошел к нему навстречу и сказал, что жена - здесь и что теперь требуется уничтожить их условие, так как оно исполнено с обеих сторон. Незнакомец охотно передал мужу условие, а сам направился к жене, которую он считал своей собственностью. "А, усердная молитвенница! - сказал он, злобствуя и радуясь. - Теперь ты в моей власти". Говоря это, он приблизился и дерзко схватил ее за руку. Но в то же мгновение, как будто прикоснувшись к огню и опалившись, он метнулся в сторону и страшно вскрикнул. Тут покрывало, бывшее на голове у Жены, распахнулось, и Она взглянула на незнакомца взором, полным царственного величия и гнева. Незнакомец, стараясь защититься руками от этого взора, заговорил в ужасе: "Матерь Иисуса! Кто призвал Ее, зачем Она здесь? Разве Она может быть под моей властью? Я сторговал жену этого негодяя, которая досаждает мне своим благочестием и которую погубить все-таки есть надежда. Мог ли я думать, что вместо нее придет сюда Матерь Христа? Проклятый обманщик, ты обещал мне свою жену, а Кого привел вместо нее?" При этих словах он бросился было на трепещущего мужа и разорвал бы его на части, но взгляд Богоматери лишал его силы: он упал на землю и исчез на месте. В то же время стала невидима и Пресвятая Дева. Муж остался один и долго не мог придти в себя от страха, долго не мог собраться в обратный путь. Наконец, страх его стал проходить, и вместо того на него напал нестерпимый стыд и горькое раскаяние. Так вот кому хотел он продать свою жену и вот в Ком нашла она помощь и заступление! Он очутился в содружестве с диаволом, а жена его под покровом Царицы Небесной. Таков плод его злобы и таков плод ее кротости и благочестия. О, как он недостоин и низок пред своей женой, которую спасти от него явилась Сама Матерь Божия! С такими мыслями и чувствами возвращался он в город и приблизился к тому храму, где осталась его жена. Между тем наступило время утренней службы. Когда церковный сторож отпер означенный храм и вошел в него, то скоро заметил молодую женщину на церковном полу пред иконой Божией Матери. На ее лице были следы обильных слез и вместе тихая, радостная улыбка. Она, очевидно, пробыла тут целую ночь. Когда церковник разбудил ее, то она, как будто вспомнив что-то, ничего не говоря, бросилась бежать вон из храма. И вот, когда преступный муж проходил мимо, то из храма выбежала к нему жена; она трепетала теперь от робости пред мужем; она не смела взглянуть ему в лицо, она не знала, какими бы словами вымолить у него прощение. "Прости, прости меня, дорогой мой! Я не знаю, как это все случилось. Я молилась, и какое-то забытье нашло на меня, я уснула.., меня заперли в церкви, и я пробыла тут целую ночь". Так говорила она, не надеясь на прощение мужа, ожидая от него бранных слов и ударов. Но муж ее был уже другой человек, не тот, что вчера и третьего дня. "Нет, не ты предо мной виновна, а я без конца виновен пред тобой". И сказав это, муж с горькими слезами поведал жене все свои преступления, свое гнусное намерение продать ее и, наконец, чудное явление Богоматери в прошедшую ночь, устрашившее диавола и образумившее мужа. Через несколько минут супруги, примиренные и счастливые взаимной любовью, приносили в том же храме благодарную молитву Божией Матери, Которая избавила их от сатанинской крамолы и теперь устроила между ними прежнее согласие. Вскоре после этого, не желая владеть богатством, которое досталось им от диавола, они разделили нищим свое имение. И стали жить трудами рук своих, угождая Богу молитвой и добрыми делами. * Из книги "Руно орошенное". Изд. 1882 г.

В Православной Церкви издревле существуют четыре поста. Два посвящены Господу ― Рождественский и Великий. Они готовят нас к принятию новой жизни Воплотившегося и Распятого Христа. И два ― Успенский и Петров ― показывают, какой плод дело Христово принесло в «начатках нового творения» ― Божией Матери и первоверховных апостолов. Посреди всех молитв и всех постов Церкви ― Крест Христов, Христова и наша победа над смертью.

После праздника Пятидесятницы и Всех святых мы вступаем в Петров пост, чтобы дано нам было благодатно узнать, что мы принадлежим святой соборной и апостольской Церкви. И можем приобщиться крестной любви Христовой, взирая на подвиг апостолов Петра и Павла. «Подражайте мне, как я Христу», ― говорит нам апостол Павел. Постараемся в течение этого времени взять на себя труд, кто сколько может вместить, ― прочитать с молитвою два Соборных Посланий апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла.

Церкви дано все, что имеет Христос, но она должна пройти через все, что Христос прошел, и прежде исповедать Его Богом. Когда Петр первый произнес эти слова, которые не перестают звучать на земле: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» - каждый из нас перед причастием произносит их, - Господь открывает ему блаженство принять этот свет не от плоти и крови, но от Отца. Но то, что Спаситель не говорит, то, что Петр еще не может в это время вместить - от Его Плоти и Крови, от Плоти и Крови Христовой Отец дает этот Дух, без которого Петр не сможет, не стыдясь, исповедать Его перед людьми.

Как быть свидетелем Божиим, не будучи крещеным огнем? Верою и любовью с самого начала оставил он лодку и сеть с богатым уловом, и родительский дом, и пошел за Христом. И за любовь его и веру дано ему было откровение от Отца и радость на горе Преображения. Верою и любовью решился он идти ко Христу по водам, но, увидев сильные волны, испугался и стал тонуть, и Господь сказал ему: «Что устрашился, маловере?» В следовании его за Господом все время открываются новые глубины жизни и смерти, чередуются поражения и победы. Когда Спаситель говорит о жертве, о жертвенном пути, о превосходящем всякое разумение таинстве спасения, многие из учеников Его восклицают: «Как может Он дать есть Свою Плоть, какие странные слова, кто может это слушать?» Никто не хочет креста, и многие из учеников отошли от Него, как сказано в Евангелии. И когда Господь, видя смятение всех, и даже самых близких учеников, спрашивает: «Не хотите ли и вы отойти?» - верою и любовью Петр побеждает малодушие: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Однако он должен узнать любовь до конца, и до конца узнать несовершенство своей любви. Человеческая любовь может быть прямой противоположностью истинной любви, даже если она обращена ко Христу. Когда Петр узнает о предстоящих Крестных страданиях Господа, он, исполнившись сострадания ко Христу, умоляет: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи!» - и слышит в ответ: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, ибо ты думаешь не о Божием, но о человеческом». Теми же словами Христос отверг ранее диавола, когда тот, искушая Его, предлагал Ему властью и чудом, а не любовью всех привлечь к себе.

Человеческая любовь, как бы она ни была горяча, может обернуться внезапно нелюбовью, предательством, отречением от любимого. В троекратном отречении от Христа, когда бьют Его и плюют на Него, и ведут от допроса к допросу, и Петр говорит: «Не знаю этого человека», мы видим всю страшную реальность этого.

Разве не говорил он от всего сердца недавно: «Если и все отвергнутся от Тебя, я никогда не отвергнусь»? И когда по Воскресении Господь спрашивает Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня больше сих?», - Петр уже не сравнивает себя ни с кем, он просто отвечает: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Трижды отрекся он от своего Господа, и трижды дает ему Господь возможность утвердить свою любовь. «Если любишь Меня, - говорит Господь, - если ты узнал, как на самом деле достигается любовь, паси овцы и агнцы Моего стада». Только любовью к другим, за которых Христос жизнь Свою положил, мы можем доказать, что любим Христа. Но эта трижды возвещаемая на озере Тивериадском любовь еще не есть любовь до конца. Господь возвещает ему, что придет день, когда прострет Петр руки свои, и другой его препояшет, и поведет, куда он не хочет, знаменуя, какою смертью Петр прославит Бога. Это произойдет потому, что Петр узнает, наконец, тайну любви. Когда Дух Святой в день Пятидесятницы сойдет на апостолов, Петр примет совершенно новую любовь - ту, которая есть у Самого Христа. Любовь, которая позволит ему отдать свою жизнь за Того, Кого он любит. Он в этой любви и не самый больший, но он тоже пойдет на крест, и он попросит пригвоздить его вниз головой, потому что он недостоин умирать, как умер Господь. Так Петр воздаст славу Агнцу, и агнцы узнают, что не словами написал им их пастырь: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь». Дать Духу Святому открыть через Его пролитую кровь великолепие непорочного Агнца Божия, закланного прежде создания мира. Таким будет его блаженство - первого человека на земле, который исповедал Христа Сыном Божиим, и услышал: «Блажен ты, Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, сущий на небесах». И Петр, трижды отвергшийся Христа во время Его страданий, осмелится сказать: «Я свидетель страданий Христа и славы, которая должна явиться».

У апостола Павла было другое призвание. Он прошел другой путь к тайне креста и любви. Мы не в состоянии себе представить, что пережил он при встрече с воскресшим Христом, когда он, ревнитель по Богу и славе Божией, увидел себя разоблаченным, как врага Божия, как противника Мессии, как гонителя Церкви Божией. Среди ослепительного сияния он услышал: «Что ты гонишь Меня?» - и навеки узнал, что все, что он делает этим невинным людям, влача их на казнь, относится ко Христу. Путь, который прошел апостол Петр к любви, раскрывается у апостола Павла в его покаянии. По дару любви из распинателя Христа он стал благодатным причастником Тела и Крови Христовых. Так что это его исповедание стало исповеданием каждого православного христианина перед причастием: «От них же (грешников) первый аз есмь», и столь же свято оно, как исповедание апостола Петра: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Всею жизнью своей, телом и кровью своей, приобщается он тайне, которая открылась ему по дороге в Дамаск, чтобы до всех донести эту тайну, до тех, кто ничего не знает о ней и не понимает, что значит жизнь человеческая. Сами по себе страдания и труды не имеют никакого значения: «Если я раздам все, что имею, - пишет он в своем Послании, - и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в этом никакой пользы». И потому гимн любви и гимн Кресту сливаются в его благовестии в одно звучание. Крест, которым ему мир распялся и он - миру, включает в себя немощи его, и когда, говорит апостол, я немощен, тогда силен, ибо сила Христова в немощи совершается, и любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым.

На кресте умирает Петр, а апостол Павел принимает смерть от усекновения мечом, но каждый человек, даже если он умирает в домашней постели, умирает на кресте, если умирает с Господом. Ключи Царства дает Господь Петру - власть открывать дверь в жизнь. Но эта власть, как говорит блаженный Августин, принадлежит не одному Петру и не одному Павлу, а всем апостолам, всем пастырям, всей Церкви, потому что только Христос отворит, и никто не может затворить. Имя его - Петр, что значит камень. Он первый узнал, Кто есть Христос, и потому он - первый камень в здании Церкви. Но только Христос - «камень, который отвергли строители, и который был во главе угла». И врата адовы не одолеют Церкви, как они не могли удержать Христа. Через века звучит ко всем христианам обращенный голос Христов: «Вы свет мира». Он, Который Сам говорит о Себе: «Я - свет миру», говорит нам: «Вы - свет мира». И мы, несмотря на наши немощи и маловерие, призваны быть этим светом. Миллионы и миллиарды людей привели ко Господу святые первоверховные апостолы Петр и Павел своими Посланиями, потому что это - слово крестное, и это слово любви. Каждый из нас, кто бы он ни был, должен быть причастником Тайнам Христовым, Кресту и любви. И только в той мере и степени, в какой мы этим тайнам причастны, спасаемся мы сами и можем других привести ко Господу.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная - это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

Смысл

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

Архиепископ Аверкий (Таушев):

«Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно-назидательном для нас, верующих, уставном обычае св. Церкви. Если мы добросовестно пропостились всю первую половину Великого поста, то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И когда подумаем, что прошла еще только половина поста, кое у кого невольно может вырваться вздох малодушной ропотливости: «Тяжко! не по силам мне это! Когда же конец?!»

И вот, чтобы подбодрить нас и укрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, св. Церковь устраивает нам духовное утешение - выносит для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень.

«Вам тяжело - вы ропщете», как бы так говорит она нам этим: «а каково было Господу страдать за вас, терпя невыразимыя муки на этом кресте? Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако, Он все претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, - потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тем более, что это терпение ваше не Ему и никому другому, а именно вам и только вам нужно и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую явил Он, добровольно предав себя на распятие и поносную смерть, - и воспряньте духом! Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит вас и поможет вам до конца совершить все поприще подвига постнаго и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоноснаго праздника Воскресения».

Иными словами; износимый на середину храма для поклонения Крест Господень - это наше воинское знамя , которое выносится, как и в обыкновенной мiрской брани, на поле сражения для того, чтобы возбудить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и неустрашимое мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над врагами. Взирая на это славное знамя - знамение победы над диаволом, - мы невольно ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига подъем духа. Все перенесенные доселе скорби и трудности как бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, в предняя простираемся» (Флп. 3, 13) с еще большим усердием начинаем стремиться к вожделенной цели - победе над грехом, победе над диаволом, ради достижения «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе»(Флп. 3, 14), где ожидает нас радость неизреченная и нескончаемая, обещанная нам пострадавшим за нас на Кресте Господом-Спасителем.

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим

Но Крест Господень для нас - не только «знамя», но и «оружие непобедимое» , ибо им сокрушена власть диавола, как поет об этом св. Церковь:«Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его…»

В поучении (так наз. «синаксарии») Крест Господень сравнивается с райским «древом жизни», с тем древом, которое во время сорокалетнего странствования избранного народа Божия по пустыне было вложено в горькие воды Мерры для их услаждения, а также - с сеннолиственным древом, под тенью которого находят отдохновение и подкрепление сил путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

«Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотския уды в постех и молитвах и молениях» - так взывает к нам в эти дни поклонения Кресту Господню св. Церковь, увещевая нас бодренно продолжать подвиг святого поста, мысленно взирая на Распятого за нас Господа.

Вместе с тем, это изнесение Креста Господня для поклонения среди св. Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом Празднике Воскресения Христова. При торжественной встрече победоносного военачальника обыкновенно предшествуют ему его победные знаки - эмблемы и трофеи: так и тут - Пасхе Христовой - торжественному шествию Победителя греха, ада и смерти, - предшествует знамение Его победы - Животворящий Крест. Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся - если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.

Таким образом, Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение, когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Служба

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Радуйся, Крест, носитель жизни! Непобедимая победа благочестия, дверь, ведущая в рай,утверждение верующих и ограда Церкви,Ты - Крест, которым уничтожилось и исчезло тление,и побеждена власть смерти, и мы вознеслись от земли к небесам.Ты, Крест - непобедимое оружие, демонам противоборствующий, слава мучеников,настоящее украшение преподобных, гавань спасения, ты даруешь миру великую милость.

Еще одной особенностью грядущей воскресной службы станет отсутствие традиционного великопостного песнопения «Покаяния отверзи ми двери». Мы привыкли уже, что в субботу вечером после чтения Евангелия в храме гасится свет и поют это покаянное песнопение, однако сегодня – особый случай. Вслушайтесь в Евангельское чтение: оно будет не о воскресении Христа, как бывает обычно, а о Божией Матери. Поэтому вместо покаянного пения будет также стихира в честь Матери Божией.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...