Юар как название столичного города количество население. Население юар


Население ЮАР составляет более 47 миллионов человек. Оно представлено людьми, которые относятся к разным расам, культурам и вероисповеданиям.
Национальный состав:
- чернокожие: зулусы, коса, сото, ндебеле, иммигранты из Нигерии и Зимбабве (80%);
- белые: голландцы, немцы, французы (10%);
- “цветное” население: потомки ранних поселенцев, их рабов и коренные народы Южной Африки (8%);
- азиаты (2%).
В настоящее время белые стараются эмигрировать из ЮАР: причина кроется во вспышках эпидемии СПИДа (ВИЧ-инфекцией заражено 5 миллионов человек) и высокой преступности в городах. Но в то же время сюда иммигрируют люди, живущие в других африканских странах, особенно жители Зимбабве.
В среднем на 1 км2 проживает 40 человек, но наиболее плотно заселены юго-западные (Капская провинция) и северо-восточные районы, в которых находится Претория и предприятия обрабатывающей и горнодобывающей промышленности.
Государственные языки - английский, зулу, африкаанс, ндебеле и другие (всего 11).
Крупные города: Кейптаун, Йоханнесбург, Порт-Элизабет, Претория, Дурбан, Ист-Лондон.
Жители ЮАР в основном исповедуют христианство, но среди них встречаются индуисты, иудеи, мусульмане.

Продолжительность жизни

Мужское население страны в среднем живет до 43 лет, а женское – до 41 года.
Низкая продолжительность жизни обусловлена недоступностью лечения и тяжелыми социально-экономическими условиями труда. В стране есть службы здоровья, предназначенные для представителей разных рас, уровень медицинского обслуживания в которых значительно отличается друг от друга. Так, небелое население страны подвергается жестокой дискриминации.
Большинство людей умирают от употребления наркотиков, СПИДа (самый зараженный район – провинция Наталь) и рака кожи из-за сильного ультрафиолетового излучения.

Традиции и обычаи народов ЮАР

В ЮАР разрешено многоженство. Невестами девушки могут стать с 13 лет (выкуп за невесту выплачивают коровами). Но, согласно традициям, согласие на их замужество должен дать вождь племени.
Коренное население ЮАР верит легендам и сказаниям. Так, например, в их рационе отсутствует рыба и морепродукты, поскольку они уверены, что вода таит в себе опасности, и она населена подводными жителями.
Жизнь в ЮАР отличается контрастностью: в сельских местностях до сих пор живут, согласно традициям предков (для людей важнее всего семья, забота о членах семьи), а главные ценности городских жителей - успех и финансовое благополучие (особенно это прослеживается в жизни жителей Йоханнесбурга).
Приехав в ЮАР, вы сможете приобрести результаты традиционных ремесел народов ЮАР – изделия из бисера и керамики, резные деревянные изделия, плетеные корзины…
Если в ЮАР вас пригласят в гости, не забудьте прихватить с собой подарок для хозяина (вино, сигареты, виски, сувениры, являющиеся символом вашей страны).

Общая" численность- населения английских владений составляет около 15 млн., южной части португальского Мозамбика-около 2,5 млн. Данные эти приблизительны. Общие переписи, более или менее точно определяющие численность населения, проводятся в Южно-Африканском Союзе {последняя перепись проведена 7 мая 1946 г.) и в Южной Родезии (последняя перепись - 1 августа 1948 г.). Статистические данные по другим территориям до известной степени полно учитывают лишь взрослое мужское население: это нужно для обложения налогами и выявления резервов рабочей силы. Количество остального населения колониальные чиновники учитывают весьма приближенно, допуская при этом большой произвол.

Профессор Кейптаунского университета Шапера отзывается о переписях населения по Бечуаналенду так: 4 /«Ни одна из этих переписей не может быть признана точной,... более ранним переписям нельзя верить совсем». В подтверждение этой оценки он приводит два ярких примера. В одном из официальных отчетов о населении района Ганзи указывалось, что там живет 7 тыс. мужнин, 3.тыс. женщин, а всего 10 тыс. чел. Соотношение мужчин и женщин (7: 3) было явно абсурдным, тем не менее эти данные были включены в отчет. Через два года другой колониальный чиновник, назначенный в эту область, сообщал, что в районе Ганзи проживает «приблизительно 2 тыс. чел.». Другой пример: в отчете за 1936 г. указывалось, что в резервате Тавана живет 42 158 чел.; в 1939-1940 гг. комиссия по изучению сонной болезни объездила все деревни этого резервата, сосчитала население каждой деревни и пришла к выводу, что численность населения резервата не превышает 35 тыс. 1

Еще хуже поставлен учет этнического состава населения. В основе учета лежит расовый принцип - по цвету кожи: белые - европейцы, негры - туземцы, «цветные» - мулаты и т. д. Всех говорящих на языках банту соединяют в одну общую группу «туземцы», причем в нее включают в одних случаях и мулатов, готтентотов и бушменов, в других - мулаты, готтентоты и бушмены учитываются отдельно по группе «цветные». Точно учитываются только европейцы.

Следующая таблица, составленная по последним переписям и оценочным данным последних пяти лет, дает приблизительную картину этнического состава английских владений (тыс. чел.):

Английские владения

Индийцы и другие выходцы из Азии

Южно-Африканский Союз (перепись 1946 г.)..................

Юго-Западная Африка..........

Бечуаналенд.........................

Басутоленд..............................

Свазиленд..............................

Южная Родезия (по данным 1950 г.)

В Мозамбике население банту в 1940 г. исчислялось в 5 млн., европейцев и других не-банту в 1945 г. насчитывалось 60 тыс., в том числе 15 тыс. мулатов и 10 тыс. индийцев; определить отдельно этнический состав населения южной части Мозамбика не представляется возможным.

Банту

Преобладающую массу населения Южной Африки (около 78%) составляют, следовательно, банту.

Банту говорят на нескольких языках. Важнейшие из них:

Число говорящих 8 , тыс. чел.

Число говорящих 2 , тыс. чел.

Куаньяма

Коса - вполне сложившаяся и наиболее многочисленная народность южноафриканских банту. Все коса живут в ЮАС, главным образом (85,3%) в восточной части Капской провинции, в резерватах Транскей и Сискей («по ту» и «по эту» сторону р. Кей). Зулусы также представляют собою вполне сложившуюся народность. Большинство их живет в провинции Наталь (76% всего населения провинции). За пределами ЮАС зулусы живут в Свазиленде и в Басутоленде. Кроме собственно зулусов, на языке зулу говорят матабеле в Южной Родезии, ндебеле в северо-западной части Трансвааля. Большая часть свази (223 тыс.) живет в Трансваале; на территории протектората Свазиленд живет только 160 тыс. свази. Языки коса, зулу и свази - родственные (их объединяют в одну группу под общим названием нгуни). Общая численность говорящих на них народов составляет более 5 млн. Они населяют, исключая матабеле и ндебеле, одну сплошную территорию и имеют все предпосылки для слияния в одну нацию. Басуто живут главным образом в ЮАС, в провинциях Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. В протекторате Басутоленд живет около полумиллиона басуто. Среди басуто Трансвааля выделяются по языку северные басуто, или педи. Больше половины(68,9 %) бечуанов живут также в ЮАС, главным образом в Трансваале и Капской провинции. Басуто, бечуаны и педи вместе взятые составляют более 3 млн. чел., населяют в основной своей массе сплошную территорию и образуют единый этнический массив. Машона живут главным образом в Южной Родезии, составляя вместе с матабеле основное население колонии. Около 20% машона живет в Мозамбике. Тсонга населяют Мозамбик и прилегающие к нему районы Трансвааля и Наталя. На языках ндонга, куанья- ма и гереро говорят банту ЮЗА и прилегающих к ней районов Анголы.

Обзор расселения банту показывает типичную для всей Африки картину: колониальные границы не соответствуют этническим, разрывают народы на части. Это обстоятельство, наряду с общим колониальным режимом, сильно препятствует слиянию племен и народностей южноафриканских банту в национальные общности.

В таблице показан состав населения банту провинций ЮАС и протекторатов по основным этническим группам (в процентах к итогу) 1 .

Провинции и протектораты

Ораншевое

Свободное

Свазиленд

Коса....................

Зулусы................

Басуто................

Педи...................

Ндебеле..............

Бечуаны..............

Свази..................

Тсонга (шангаан) . .

Бавенда..............

Прочие..............

С одной стороны, выделяются компактные этнические массивы коса, зулусов, басуто и бечуанов.С другой стороны, произошло уже значительное взаимопроникновение, перемешивание этнических групп; территориальные границы этнических групп стираются, перекрещиваются. В последнее время, в связи с ростом населения городов и горнопромышленных центров, этот процесс протекает довольно быстро. Сейчас еще трудно судить о контурах формирующихся наций, они окончательно определятся лишь с победой антиимпериалистических сил и освобождением банту от колониального порабощения.

Пол возрастной

Доля детей в возрасте до 15 лет у небелых составляет 45%, а у белых - только 33%. Число лиц пожилого возраста у небелых - не превышает 5%, а у белых - выше 10%. Эти данные служат одним из объективных свидетельств того, в каких тяжелых условиях живет большинство населения страны.

Численность мужского и женского населения в целом по стране примерно одинаковая, хотя в отдельных районах отмечается резкая диспропорция (например, в бантустанах женское население резко превышает мужское). Средняя продолжительность жизни (на 1998 год): 60 лет (мужчины), 65 лет (женщины); для белого населения этот показатель равен 73 годам, а для африканцев - только 57 лет.

Национальный состав

Этнический состав населения ЮАР отличается большой сложностью. Древнейшие обитатели страны - бушмены, готтентоты и многочисленные народы языковой семьи банту. На скалах и в горных пещерах Южного побережья найдены наскальные рисунки бушменов тысячелетней давности. Археологические раскопки обнаружили в центральных районах страны ряд поселений банту, относящихся еще к I тысячелетию нашей эры.

История формирования населения ЮАР характерна для многих переселенческих колоний. Приток европейцев из Голландии, Англии, Франции, Португалии и других стран Европы, ввоз рабов с Мадагаскара и из Западной Африки, привлечение индийцев - вот факторы, способствовавшие созданию современного этнолингвистического состава населения страны.

В 2001 г. все население ЮАР, согласно официальной статистике, подразделялось на 4 расово-этнические группы: африканцы (около 34 млн.); белые (лица европейского происхождения) (6,9 млн.); метисы или, по официальной терминологии, принятой в ЮАР, "цветные" (4,4 млн.) и азиаты (1,3 млн.).

Опасаясь сплочения национально-освободительных сил в стране, правительство искусственно стремится разобщить отдельные этнические группы, сохранить родовые пережитки среди африканцев, разжечь национальную вражду между различными народами.

В ЮАР утверждены в качестве государственных 11 языков различных народностей и этнических групп, населяющих страну: африкаанс, английский, ндебеле, коса, зулу, педи, суто, тсвана, свази, венда, тсонга. По статистическим данным 1996 года, наиболее распространенным языком является зулу. Вторым по популярности является язык коса; за ним следует африкаанс. На английском языке говорит около 8,6% населения. Однако именно этот язык широко используется в официальных и деловых контактах.

Африканцы - самая большая группа (около 77% общей численности населения). Африканское население состоит из народов банту, бушменов и готтентотов. Во время продвижения банту на юг они оттеснили бушменов и готтентотов, которые, расселившись на территории Трансвааля и Оранжевой провинции, частично ассимилировались среди банту. В настоящее время бушменов осталось очень мало, большинство их живет в бесплодных, малярийных районах на северо-западе Калахари.

Многочисленные племена банту пришли в Южную Африку из Восточной Африки и верховьев р. Конго еще в первые столетия нашей эры. К моменту появления европейцев в Натале и восточных районах Капской провинции обитали многочисленные племена, которые к концу XIX в. сложились в две народности - зулу и коса.

Высокий и Средний Велд населяли басуто и бечуана. Север Трансвааля - бавенда. С самого начала европейской колонизации южноафриканские банту вели борьбу со своими поработителями, в ходе которой усилились процессы консолидации ряда южноафриканских народов, были созданы государственные образования зулу и басуто во главе с Чакой, Дингааном, Кетчвайо и Мошешем.

В настоящее время наиболее многочисленны зулу (в начале 90-х гг. - 5029 тыс. человек), коса (4897 тыс.), тсвана (2013 тыс.) и свази (590 тыс.). Зулу, коса и свази по языку обычно объединяют в группу нгуни. Единую языковую группу составляют басуто и бечуаны. Численность басуто превышает 2 млн. человек, из них примерно? живут на территории ЮАР - в провинциях Трансвааль и Оранжевая.

Бечуаны численностью более 0,5 млн. человек занимают северо-восточные области Капской провинции и Трансвааль. В прилегающих к Мозамбику областях Натала и Трансвааля населяют бавенда, а в северо-западных районах Капской провинции, близ границы с Намибией, можно встретить банту, говорящих на языке гереро.

В социальной жизни африканцев произошли значительные перемены: большие патриархальные семьи сменились малыми; резко сократилось количество полигамных семей; изменились религиозные воззрения.

Вместо традиционных родовых культов европейские колонисты навязали банту христианство. В бантустанах нарушено издавна сложившееся у банту разделение труда между мужчинами и женщинами. Если раньше мужчины занимались скотоводством, а женщины - земледелием, то теперь практически все работы в бантустанах выполняют женщины и старики. Молодые мужчины вынуждены большую часть времени проводить на заработках вне бантустанов. Африканцы - основная рабочая сила в хозяйство ЮАР: 58,6% работающих по найму в несельскохозяйственных отраслях и 84,9% - в сельском хозяйстве.

Белые (лица европейского происхождения) - вторая по численности группа населения страны (11%). Костяк ее составляют африканеры, или буры (около 60% европейского населения), и англичане (38%). В ЮАР живут и выходцы из других европейских стран и стран Ближнего Востока. Наиболее многочисленные из них немцы и евреи (по 1%). Европейская община в ЮАР - одна из богатейших в мире. Духовное родство правителей ЮАР и Израиля, идентичность задач, возложенных на них мировым империализмом, объясняют все более крепнущий альянс между Преторией и Тель-Авивом.

Африканеры, потомки первых голландских колонистов, давно утратили связи с Нидерландами и считают своей родиной Южную Африку.

Язык африканеров - африкаанс - вобрал в себя много элементов немецкого, французского, языков банту и лишь очень отдаленно напоминает свой базисный язык - голландский. В отличие от них англичане сохраняют тесные связи с родиной, прежде всего это выражается в общности языка. В то же время язык - одно из существенных различий между африканерами и англичанами. Оба языка - африкаанс и английский - призваны государственными языками в ЮАР. Даже в школах часто преподавание ведется параллельно на двух языках. Различаются африканеры и англичане также и по вероисповеданию. Африканеры принадлежат к голландской реформаторской церкви, а англичане - к англиканской, лютеранской и др.

Исторически буры занимались преимущественно земледелием и скотоводством, а англичане были заняты в торговле и промышленности. В последнее время сложившееся разграничение сфер деятельности между этими этническими группами исчезает. За последнюю четверть века усилился процесс овладения африканерами ключевыми позициями в различных отраслях промышленности. Африканеры преобладают в полиции, армии и среди государственных служащих.

Цветные (9%) - весьма неоднородная группа населения. Три четверти этой группы составляют собственно цветные, определить расовую принадлежность которых не представляется возможным. Это потомки от смешанных браков европейцев с представителями коренного населения Южной Африки - метисы. Наряду с ними в эту группу включаются капские малайцы и др. Сюда же официальная южноафриканская статистика неправомерно относит бушменов и готтентотов.

Цветные говорят либо на африкаанс, либо на английском. Подавляющее большинство их живет в городах Капской провинции (около 90%), где занято в обслуживании, обрабатывающей промышленности и строительстве.

Азиаты (преимущественно выходцы из Южной Азии) составляют самую "молодую" группу (3%). Она начала формироваться лишь в 60-х годах XIX в., когда для расширения плантаций сахарного тростника в Натале и из-за недостатка квалифицированных рабочих рук на юг Африки стали ввозить законтрактованных сельскохозяйственных рабочих из Индии. Менее чем за полстолетие, с 1870 по 1911 г., число ввезенных индейцев достигло 100 тыс., а в 1980 г. составило 792 тыс. человек.

Религиозный состав

Хотя ЮАР и является наиболее христианизированным государством в современной Африке, господствующей религией среди белого и цветного населения является протестантство; около 50% африканцев придерживаются местных верований и около 15% - члены христианско-африканских церквей и сект. Остальные - африканцы и большинство белого и цветного населения - христиане.

Приверженцами христианства являются более 80% населения ЮАР: независимые африканские церкви объединяют более 8 миллионов верующих, второе место по многочисленности прихожан занимает Реформаторская Церковь, а третье - Римская Католическая.

Небольшой процент верующих распределен между методистской, англиканской, апостольской, лютеранской и пресвитерианской Церковью. Более 400 тыс. человек исповедует индуизм, 300 тыс. - ислам.

Большинство метисов -- христиане и придерживаются явно западного образа жизни, говорят они на африкаанс. Около 1,5 млн. человек принадлежит к реформаторской церкви (африканеры). Более 80 процентов из них проживают в Капской провинции. Народ азиатского происхождения в Южной Африке состоит большей частью из индийцев, но есть выходцы и из других стран.

Цветные почти на 90% - христиане; более 500 тыс. их образуют крупную общину в реформаторской церкви. Кроме того, среди них имеется много англикан, методистов, конгрегационалистов и католиков. Капские малайцы исповедуют ислам. Большинство индийцев (свыше 2/3) исповедуют индуизм, более 1/5 - сторонники ислама, около 7% - христиане и примерно столько же представителей других религий - сикхов, буддистов, джайнов и др.

Несмотря на то что христианство и другие привнесенные религии появились на юге Африки раньше, чем в других районах континента, значительное число африканского населения продолжает придерживаться традиционных верований и религий.

Образование

Обучение белых имеет задачей широкую и всестороннюю подготовку их к выполнению руководящих функций в обществе. Небелые и прежде всего африканцы, получают минимум знаний, необходимый для выполнения работ на низших ступенях современного производства. Дискриминация пронизывает все сферы системы просвещения.

По закону "Об образовании банту" 1953 г. школы для африканцев были изъяты из ведения властей провинций и переданы министерству по делам образования банту (с 1977 г. - министерство образования и профессионального обучения). В 1961 г. министерству по делам цветного населения было передано профессионально-техническое образование цветных, а в 1963 г. - все начальные и средние школы для цветных. Позднее такие же меры были предприняты в отношении индийцев.

Расходы на образование на душу населения по отдельным расовым группам далеко не одинаковы. В конце 90-х годов на одного африканского ученика выделялось в среднем 64 ранда, а на европейца - 561 ранд в год.

Родители-африканцы вынуждены платить за обучение детей из своих скудных средств или же компенсировать денежные взносы личным трудом (строительство и содержание школьных зданий и т. п.). Обучение детей белых граждан осуществляется бесплатно.

Африканцы же должны вносить плату за обучение и сдачу экзаменов, нести расходы на приобретение учебников, школьной формы, на транспорт и школьные завтраки.

Обучение в средней школе раздельно на два цикла: первый - 3 года и второй - 2 года, всего 5 лет, которым предшествуют 2 подготовительных года. Для африканских учащихся предусмотрен 8-ой год обучения в начальной школе - "стандарт 6". Если для белых детей обучение в школах обязательно в течение девяти лет (с 7 до 16), то для африканцев оно обязательно только в течение четырех лет, а для цветных - семилетнее, "там, где это необходимо и где позволяют помещения".

Большинство поступающих в школу африканцев получают только начальное образование, так как стоимость обучения резко возрастает в старших классах. Четвертая часть отсеивается после первого года, только 1% получает аттестат, и лишь 0,2% поступает в университеты. Примерно такое же положение существует в школе для цветных и индейцев. Среди белых учащихся в начальной школе остается 63%, в среднюю школу переходят 30%, а в университеты - 7% обучающихся. В 1990 г. 60,3% мужского и 55,4% женского населения бантустанов не училось вообще.

Помимо обычных школ в ЮАР существуют примитивные по уровню обучения и оборудованию так называемые школы-фермеры для детей африканцев, работающих по найму в сельском хозяйстве. Такие школы всецело зависят от фермеров. Обучение в школе имеет целью закрепить учащихся за фермой в качестве наемных рабочих.

Профессиональные и ремесленные училища в ЮАР немногочисленны и в соответствии с принципом раздельного развития строго разграничены по целям и задачам. Те училища, которые предназначены для африканцев, ставят своей целью подготовку молодежи для работы в районах расселения африканцев.

В целом система образования ЮАР обеспечивает 100% грамотность белого населения. Среди африканского же населения она составляет в 1992 г. 66%.

Организация школ или классов для обучения неграмотных запрещается законом, если они официально не "зарегистрированы". Всего в ЮАР существует 54 вечерние школы, в том числе в сельской местности, где особенно ощущается особая необходимость в такого рода учебных заведениях, - около 10. Следовательно, не получая достаточных знаний в школе, африканское население лишается возможности пополнить свое образование и в дальнейшем.

Здравоохранение

Система здравоохранения в ЮАР, как и все другие сферы социального обеспечения, служат примером жестокой расовой дискриминации, которой подвергаются небелые жители страны. В ЮАР существует несколько служб здоровья, предназначенных для каждой из расовых групп: белых, африканцев, цветных и азиатов. Уровень медицинского обслуживания каждой из этих групп населения весьма различен.

Медицинское обслуживание населения в ЮАР поставлено лучше, чем в некоторых западных развитых капиталистических странах. В 1991 г. один врач приходился на 450 белых (самый высокий уровень на западе), что позволяло южноафриканским властям рекламировать ЮАР как "страну здоровья".

В то же время среди азиатов один врач приходился на 960 человек, среди цветных - на 6,2 тыс., а среди африканцев - на 44 тыс. человек. Таким образом, по обеспеченности врачами всего населения ЮАР уступает Англии, Франции и ФРГ приблизительно в 2,5 раза.

Медицинский персонал подвергается дискриминации в оплате труда. В 90-е годы заработная плата цветного врача составляла 80% и африканца - 70% зарплаты их белого коллеги равной квалификации.

Двухнедельное пребывание в больнице для белого, в семье которого трое детей и годовой доход равняется 2400 рандам, обходится в 1 ранд. Лечение других групп населения, имеющих аналогичную семью и такой же доход, за тот же срок обходится в 37,5 ранда. Недоступность лечения в сочетании с тяжелыми социально-экономическими условиями жизни и труда оказывают самое неблагоприятное воздействие на состояние здоровья этих граждан ЮАР.

О состоянии здоровья населения свидетельствует и такой важнейший показатель, как смертность детей в возрасте до одного года на 1 тыс. новорожденных.

Рождаемость и смертность в 1999 - 2000 гг. (на 1000 чел.)

Таблица 4

В 1975-1976 гг. государственные расходы на охрану здоровья белого населения составляли 224,6 млн. рандов, африканского - 394,1 млн. рандов (в том числе 64,4 млн. рандов в бантустанах). Частные затраты на здравоохранение белого населения составляли 94% всех затрат в этом секторе. В бантустанах этот показатель был в 20 раз ниже.

НАСЕЛЕНИЕ
Согласно переписи 1996, в ЮАР проживали 40,6 млн. человек: африканцы - 77%, белые - 11%, метисы (потомки смешанных браков европейцев и африканцев, т.н. "цветные") - 9%, выходцы из Азии, в основном индийцы, - ок. 3%.

Основные этнические группы черного населения: зулу, коса, свази, тсвана, суто, венда, ндебеле, педи и тсонга. Около 59% белых говорят на языке африкаанс, 39% - на английском. Африканеры являются потомками голландцев, французских протестантов (гугенотов) и немецких переселенцев, которые с 1652 начали заселять Южную Африку. После того как в 1820 Великобритания завладела Капской колонией, усилился приток переселенцев из Англии. Предками цветных были коренные жители юга Африки - готтентоты (койкоин) и бушмены (сан), а также малайские рабы из Нидерландской Ост-Индии и первые европейские поселенцы. Азиатское население - это в основном потомки завербованных для работы на сахарных плантациях Натала азиатов, преимущественно индийцев, которые начали прибывать в Южную Африку с 1860, а также купцов, главным образом из Бомбея, появившихся там позднее. В ЮАР официальными считаются 11 языков.
Демографическая статистика. Старые данные о рождаемости, смертности и естественном движения населения не учитывали африканцев, составлявших более трех четвертей населения страны, и поэтому не могут считаться достоверными. Правительство белого меньшинства и некоторые статистические организации публиковали раздельные данные о белом, цветном и азиатском населении. Наиболее объективными являются результаты переписи 1996, когда впервые учитывалось население деревень и временных поселений.
Африканцы. В период 1948-1991 африканское население ЮАР подвергалось систематическому угнетению и репрессиям со стороны правящего меньшинства. Многие африканцы сохраняли свою этническую идентичность. Это, прежде всего, относится к народу зулу, чей правитель сохраняет значительное влияние. Напряженные отношения между некоторыми этническими группами африканского населения и политическое соперничество накануне выборов, проведенных в апреле 1994, вылились в многочисленные вооруженные столкновения. После формирования нового правительства страсти несколько улеглись, но напряженность в межнациональных отношениях сохраняется.
На протяжении 1980-х - начала 1990-х годов около половины африканского населения жило в десяти бантустанах, которые были созданы правительством белого меньшинства, чтобы лишить африканцев гражданства ЮАР. В каждом бантустане проживала одна или несколько этнических групп во главе с вождем, кандидатура которого утверждалась правительством ЮАР. Правительство белого меньшинства признало в качестве независимых государств четыре бантустана (Бопхутхатсвана, Сискей, Транскей и Венда), но ни один из них не получил международного признания. В экономическом отношении бантустаны были слабо развиты и предназначались для регулирования притока черных рабочих в контролируемую белыми экономику ЮАР. Когда в 1994 страна стала государством многорасовой демократии, все бантустаны были ликвидированы. По данным 1996, африканское население преобладало в семи провинциях из девяти, а в четырех составляло свыше 90%.
Во времена апартеида многие африканцы могли жить только отдельно от белых, в особых поселках - тауншипах. Африканцы, работавшие домашней прислугой у белых, на золотых и алмазных приисках, а также в сталелитейной промышленности, были отходниками, их семьи оставались в деревнях. В горнодобывающей промышленности они трудились на контрактной основе и жили в специальных компаундах поблизости от места работы.
Вынужденная миграция сначала черных мужчин, а затем и женщин для поисков работы в "белых" районах и крупных городах пагубно сказалась не только на традиционном укладе жизни, но и на семейных отношениях. Население бантустанов составляли преимущественно женщины, дети и старики, поскольку большинство мужчин в возрасте от 16 до 60 лет работали, чтобы обеспечить семью или скопить деньги на свадьбу. Значительная часть средств, необходимых для обеспечения прожиточного минимума жителей бантустанов, поступала от отходников.
Белое население с момента создания в 1910 Южно-Африканского Союза и до 1994 было политически господствующей группой и до сих пор удерживает доминирующие позиции в экономике. Белое население ЮАР состоит из двух основных групп.
Африканеры, которых также называют бурами (нидерл. "крестьяне"), численно преобладают среди белых везде, кроме некоторых районов Квазулу-Натала. Больше всего их в провинциях Гаутенг и Западно-Капской. В 1991 большая часть африканеров жила в городах. Доходность бурских ферм снижалась, особенно в 1920-е годы, и многие буры были вынуждены переехать на постоянное жительство в города. В условиях роста безработицы в 1930-х годах правительство и профсоюзы белых зарезервировали за ними рабочие места в определенных секторах экономики.
Африканеры составляют крепко сплоченную общину. Почти все они - последователи Нидерландской реформатской церкви, которая до 1990, когда апартеид был предан анафеме, оправдывала идею превосходства белой расы и практику расовой дискриминации. Африканеры говорят на языке африкаанс, в основе которого лежит нидерландский язык.
Англо-африканцы. По сравнению с африканерами англоязычное белое население живет более компактно. В некоторых районах Квазулу-Натала и Восточно-Капской провинций англо-африканцы занимаются сельским хозяйством, но большинство их живет в городах. Помимо небольшой (100 тыс. человек), но влиятельной еврейской общины, англоговорящие белые принадлежат к Англиканской, Методистской и Римско-католической церквам. Некоторые англо-африканцы сохраняют привязанность к Великобритании, но большинство считает своей родиной ЮАР. В эту группу белого населения входят все недавние переселенцы, не говорящие на нидерландском языке.
Азиатское население. Выходцы из Азии занимают промежуточное положение между черными и белыми. Большинство азиатов проживает в провинции Квазулу-Натал и в пригородах Йоханнесбурга. Часть азиатского населения по-прежнему работает на сахарных плантациях в Квазулу-Натале или на промышленных предприятиях и в учреждениях Дурбана, основного морского порта провинции, другая часть - преуспевающие торговцы и владельцы крупной недвижимости. По закону "О расслоении по группам", который был отменен в 1991, многие владельцы недвижимости не имели права жить в собственных домах. Первые кампании гражданского неповиновения были проведены с целью улучшения положения азиатского населения страны. На протяжении длительного времени Южноафриканский индийский конгресс и Индийский конгресс Натала тесно сотрудничали с Африканским национальным конгрессом.
Города и городские районы. Африканцы составляют большинство населения во многих крупных городах и городских районах. До 1994 черные горожане не учитывались в переписях населения и не включались в статистические отчеты, поскольку правительство белого меньшинства рассматривало их как жителей бантустанов, а не тех городских районов, где они фактически проживали. Расположенные на окраинах крупных городов тауншипы черного или цветного населения, даже если они по площади и численности населения были больше самого города, часто не включались в перечень населенных пунктов. Согласно переписи 1991 и другим источникам, где содержатся достоверные данные о численности городского африканского населения, крупнейшими городами ЮАР являются (в тыс. человек): Кейптаун - 854,6 (с пригородами 1,9 млн.), Дурбан - 715,7 (1,74 млн.), Йоханнесбург - 712,5 (4 млн.), Соуэто - 596,6, Претория - 525,6 (1,1 млн.), Порт-Элизабет - 303,3 (810), Умлази - 299,3, Идхаий - 257,0, Мданцане - 242,8, Дипмедоу - 241,1, Ликоа - 217,6, Тембиса - 209,2, Катлехонг - 201,8, Эватон - 201,0, Рудепурт-Маребург - 162,6, Квамашу - 156,7, Питермарицбург - 156,5 (265), Мамелоди - 154,8, Дейвитон - 151,7, Сошангуве - 146,3, Джермистон - 134,0, Блумфонтейн - 126,9 (280,0), Александра - 124,6, Боксбург - 119,9, Карлтонвилл - 118,7 (175,0), Бочабело 117,9, Бенони - 113,5, Кемптон-Парк - 106,6, Ист-Лондон - 102,3 (365,0) и Нтузума - 102,3.

Континента. Население ЮАР представлено наибольшим количеством белых и азиатов на материке. На её территории проживает множество национальностей, представители некоторых из них постоянно борются за право называться

Население структура и численность

Население ЮАР насчитывает 52 миллиона. По разнообразию этнического и расового состава страна является одной из первых на континенте. По этнорасовому признаку жителей можно разделить на черных, белых, цветных и азиатов. Число белых с каждым годом уменьшается. Причиной этому является эмиграция в другие страны, а также значительный прирост черных.

Черное население ЮАР составляет почти 80 %. В большинстве это народы банту. К ним относятся зулусы, сото, тсонга, коса, тсвана, шангаан, свази и др. На территории страны проживает и цветное население. В основном это мулаты - потомки смешанных европейских и африканских браков. На юго-востоке разместились азиаты, подавляющее большинство которых - индийцы. В состав цветного населения входят капские малайцы и бушмены с готтентотами.

В связи с огромным национальным разнообразием в республике принято 11 официальных языков. Этнические европейцы разговаривают на африкаансе. Для части европейцев в стране английский является родным, одновременно с этим он выполняет функцию межнационального языка. Остальные государственные языки принадлежат к группе банту.

Коренное население ЮАР

Вопрос о том, кому по праву принадлежит территория Южно-Африканской Республики, всегда был острым. Черное и белое население издавна боролось за звание коренного. На самом же деле и прибывшие в XVII веке европейцы, и племена банту являются для этих земель колонизаторами. Истинное население ЮАР - это бушмены и готтентоты.

Племена этих народов расселялись по всей в том числе и ЮАР. Они относятся к капоидной расе - подкласс в составе большой Оба народа похожи внешне, например более светлой, чем у негров, кожей с красноватым оттенком, тонкими губами, маленьким ростом, монголоидными чертами. Их язык относится к койсанской группе, отличается от всех мировых языков щелкающими согласными.

Несмотря на внешнюю схожесть, племена, составляющие коренное население ЮАР, различаются. Готтентоты являются скотоводами, имеют более развитую материальную культуру. Это воинственный народ. Часто им приходилось боем отстаивать у колонизаторов право на существование. Бушмены, наоборот, являются мирными и спокойными. Колонизаторы массово истребляли этот народ, оттесняя его все ближе к пустыне Калахари. В результате бушмены выработали отличные навыки охоты.

Готтентоты и бушмены немногочисленны. Первые живут в резервациях, часть проживает и работает в городах и селах. Их численность в ЮАР составляет почти 2 тысячи человек. Бушменов на территории страны около 1 тысячи. Они проживают небольшими группами в пустынной местности и находятся под угрозой вымирания.

Белое население

В данное время количество белых в стране составляет приблизительно 5 миллионов. Только 1 % из них - это иммигранты. Остальное белое население ЮАР представлено потомками колонизаторов. Значительную группу (60 %) составляют африканеры, около 39 % представляют англо-африканцы.

Первыми европейцами, прибывшими в 1652 году в Южно-Африканскую Республику, были голландцы. За ними последовали немцы, французы, фламандцы, ирландцы и другие народы. Их потомки объединены в народность под названием африканеры. Родным языком для них является африкаанс, сформировавшийся на основе диалектов нидерландского. Отдельно среди африканеров выделяется субкультура буров.

Население ЮАР составляют также англо-африканцы, в качестве родного языка они используют английский. Их предки прибыли на территорию государства в XIX веке, направленные британским правительством. Преимущественно это были англичане, шотландцы и ирландцы.

Апартеид

Население ЮАР постоянно находилось в состоянии противостояния. Вражда происходила не только между народами банту и белыми, но и между группами европейских переселенцев. В начале XX века белое население заняло доминирующие позиции. Со временем основной целью стало отграничить белых жителей страны от черных.

В 1948 году африканеры идейно объединяются с англо-африканцами, взяв курс на политику расовой сегрегации, или же апартеида. Черное население полностью лишили гражданских прав. Ему было отказано в качественном образовании, медицинском обслуживании и нормальной работе. Под запретом было появляться в белых кварталах, ехать в транспорте и даже стоять рядом с

Мировое сообщество и отдельные группы людей и организации больше 20 лет пытались прекратить апартеид. Окончательно добиться этого удалось лишь в 1994 году.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...