Почему самолетам нельзя садиться на воду. Аварийная посадка на гудзон


Вчера мы "садились на воду"! Дитчинг - обычно одна из самых интересных и ожидаемых частей стюардесского тренинга. Хотя я не совсем понимаю, что волнительного находят мои коллеги в спешном перевоплощении из бизнес-леди с красной помадой в растрепаек в джинсах и футболках, последующем неуклюжем плескании в бассейне в странных спасательных жилетах, которые плотно обнимают шею и голову, и обратном превращении в пахнущих хлоркой прежних деловых женщин. Скидки на купание не делается - изволь после него выглядеть все так же свежо и не забыть про помаду и безупречную укладку. Мой первый дитчинг был три года назад в Дубаи - так как в Катаре пока нет своего оборудования, мы специально летали практиковаться в симулятор компании Эмирейтс. Я запомнила, что было интересно и весело, но довольно суетливо - время было расписано по минутам, и вещи нужно было паковать с собой заранее - в часе лету от дома забытых предметов туалета уже вовремя не достать. Еще запомнила, что в бассейне была очень холодная вода - конечно, не два градуса, но ее нарочно делают ниже комнатной температуры, чтобы более приблизить условия к реальной посадке на воду. Я же в этой жизни очень не люблю любые явления с эпитетом "холодный", поэтому дитчинг после этого еще пару раз поминала добрым словом - в частности, когда после него схватила легкую простуду. В этот раз ждала его с неохотой и очень радовалась тому, что его постоянно откладывали из-за каких-то проблем с бассейном. Одно хорошо - у нас свой симулятор прямо в академии, и никуда ехать было не нужно. Но вот судный день все-таки настал - и вопреки ожиданиям, состоялся на ура и я искренне, really, really had fun!

Сначала мы коллективно загрузились на надувной плот, которым в случае дитчинга служит слайд для обычной эвакуации. Нас научили, как отделять его от самолета, продемонстрировали, где находится специальный ножик для обрезки троса, как пользоваться якорем и где отыскать survival kit, с помощью которого можно минимально выжить пару дней в океане и дать себя обнаружить поисковым операциям. Потом нас заставили самостоятельно возвести над плотом резиновый тент (canopy) и заново его свернуть. Ну и наконец, началась главная веселуха. Нас разделили на группы - нужно было надуть на себе спасательный жилет, прыгнуть в воду (более-менее комфортной температуры, слава богу) и, отыскав свою группу, сформировать из нее кружок, держа друг друга за задние лямки. Потом надо было подплыть к плоту сбоку и самостоятельно на него взобраться - занятие далеко не такое легкое, как кажется со стороны, да еще этот жилет, сидящий буквально на голове! Один паренек из параллельной группы, я думала, перевернет этот плот нам всем на головы, но залезть на него так и не смог. Я была очень удивлена, когда у меня получилось с первого раза. Было весело и интересно (конечно, в отличие от реальной экстренной ситуации), и мы все по-доброму угорали от вида друг друга в жилетах и Викусика, которая по случаю надела костюм серфингиста!

Ну и на заправочку несколько интересных, обывательских фактов о посадке на воду как таковой. Дитчинг пилоты делают только в самом вынужденном случае, когда самолет дальше никак не полетит, а на земле сесть некуда (или, скорее, земли поблизости просто нет - например, прямо над открытым океаном отказали все турбины). Самолет "приводняют", экипаж в течение нескольких минут эвакуирует пассажиров на плоты, надувающиеся из-под дверей, отсоединяет плоты от самолета и общими усилиями старается отплыть на них как можно дальше. На самолете оставаться ни в коем случае нельзя - в течение нескольких минут он неминуемо затонет и временно образует воронку, засасывая под воду все, что окажется поблизости ("Титаник" все смотрели, все знают). На случай, если дело происходит в открытом океане и потребуется время, чтобы дождаться спасения, к плоту прикреплен пресловутый survival kit. Там можно найти базовые лекарства, металлические заплаты для возможных разрывов в лодке, специальный очистительный насос для превращения морской воду в питьевую. Еще там есть специальные пищевые батончики (один квадратик дает запас калорий и энергии на целый день) и всяческие сигнальные средства, чтобы привлечь к себе внимание поисковой экспедиции: специальный маркер красит обширную массу воды в ярко-зеленый цвет, дымовые ракеты можно запустить в дневное время, а ночью специальные фейрверки, небольшим зеркалом можно посылать наверх сигнальные зайчики и блики и тд. И еще во время эвакуации из самолета по возможности выносится трансмиттер, который в течение двух суток отправляет SOS на специальные частоты. Казалось бы, предусмотрено все.

К сожалению, реальность этой ситуации печальна. Современные коммерческие самолеты не приспособлены к возможной посадке на воду (я как человек далекий от инженерии, ничего в этом не понимаю и искренне недоумеваю: неужели в век прогресса до сих пор невозможно придумать что-то, облегчающее эту задачу?). Да, в аэробусах типа есть специальная кнопка для дитчинга, отвечающая за какие-то клапаны, но это все бла-бла-бла по сути. В действительности, за всю историю авиации можно по пальцам пересчитать случаи успешной посадки коммерческого самолета на воду, и то это счастливое стечение многих обстоятельств в одном месте. Идеальная обстановка для дитчинга, когда еще теоретически остаются шансы - это полный штиль и желательно, чтобы самолет приводнялся по движению воды, а не против него. Вода - мало того что твердейшая, так еще и весьма неоднородная поверхность, и даже минимальные волны и колебания при соприкосновении с ними судна способны развалить самолет на части. Что, в принципе, и происходит в большинстве случаев. Один международно признанный авиационный корифей создал максимально понятную обывателям аллегорию и сопоставил эффект посадки самолета на воду с падением сырого яйца на мостовую. Думаю, она говорит сама за себя. Большинство таких посадок завершается массовой гибелью еще в момент удара о воду. Тем не менее, шансы выжить остаются всегда, и тут ВНИМАНИЕ: многое зависит от вас. Показательный пример - рейс 961 Эфиопских авиалиний. Не пугайтесь, но это пока единственный случай приводнения широкофюзеляжного самолета, где кто-то выжил. Самолет захватили угонщики и заставили пилотов изменить курс. Не учли одного - на полпути к стране мечты закончилось топливо и самолет пришлось срочно сажать в каких-то прибрежных водах. Так вот, пилоты умудрились посадить его на воду почти без жертв, но по итогу из 175 человек на борту в живых остались лишь 50. КАК ТАК??? А так, что пассажиры поддались панике и понадували свои жилеты еще в самолете. А помните демонстрацию стюардов перед каждым полетом и как они вам говорят, что этого делать категорически нельзя? Вот и грустный урок. При открытии дверей вода начинает стремительно заполнять салон самолета и надутый жилет под ее напором поднимает человека под самый потолок, откуда уже будет не выбраться - непотопляемый жилетик сделает свое дело чисто. Вот так, пережив угон самолета и посадку на воду, большинство пассажиров подписали себе приговор своей собственной ошибкой. ЖИЛЕТ НАДУВАТЬ ТОЛЬКО НА ВЫХОДЕ ИЗ САМОЛЕТА!!! Запишите себе в блокнот!

Вообще-то, случаев выживания при водных посадках в истории коммерческой авиации было настолько ничтожно мало, что в 2000х годах уже начали проводиться серьезные дискуссии по поводу упразднения средств водной безопасности на пассажирских самолетах. Ну правда, мол, какой толк тратить миллионы на установку и профилактику плотов, спец тренинг экипажа и занимать место оборудованием, которое все равно никому не понадобится в случае аварии? Один чувак даже докторскую по этому вопросу защитил. Там очень убедительно доказал, насколько зряшны и нелепы эти бесполезные меры безопасности. В международных кругах началась смута и многие стали всерьез обсуждать этот вопрос…

Но ТУТ!!! - случилось настоящее ЧУДО! В 2009 году из-за птичьей атаки у коммерческого лайнера US Airways над густонаселенным городом мгновенно отказали обе турбины, и пилотам не оставалось ничего другого, кроме как срочно посадить самолет прямо на городской реке Гудзон. На борту находилось 155 человек. Благодаря действиям экипажа и разумному поведению пассажиров, после эвакуации на плоты выжило… там-парам…. 155 человек!!! Видали?? Пилотам и стюардам - медали и пожизненное признание, скептикам и упадочным настроям решительный отпор, а нам с вами - урок и надежда! Все возможно и никогда не надо отчаиваться. Именно поэтому мы вчера дружно прыгали в воду, мастерили резиновую крышу и учились забираться на плоты и затаскивать туда остальных. Пилоты сделают свою работу, а мы свою. Так что будете с нами лететь - если чо - не волнуйтесь, спасем! (улыбка и обниманцы)

Аварийная посадка самолета на Гудзон, выполненная 15 января 2009 года, несомненно, войдет в историю всемирной авиации. Подвиг американского летчика, который несмотря на ужасающую ситуацию, все же смог спасти жизни 150 пассажирам , будет еще долго обсуждаться в ходе обучения молодых представителей авиации.

Аварийная посадка А320 на Гудзон была совершена бывшим американским летчиком, которому на тот момент исполнилось 57 лет – Челси Салленбергером. Летчик действительно показал неимоверные навыки пилотирования, ведь он смог посадить самолет на воду, после отказа двигателей, и тем самым спас жизни всех, кто находился на борту. После падения Челси дважды убедился, что все пассажиры благополучно смогли покинуть идущее ко дну воздушное судно и только после этого сам покинул борт тонувшего самолета.

Недавно на экраны вышел художественный фильм «Чудо на Гудзоне» , подробно рассказывающий о данной аварийной посадке.

Постер к фильму «Чудо на Гудзоне»

После расследования, которое проводилось американскими СМИ, была воссоздана хроника воздушного крушения:

  1. А-320 стартовал из воздушной гавани Нью-Йорка Ла Гуардиа в 15 часов 26 минут, однако, ему не удалось набрать нужную высоту.
  2. После того как аэробус поднялся на высоту около 800 метров, для этого понадобилось примерно 40-45 секунд, поступило сообщение от пилота. В сообщении было сказано, что воздушный транспорт не смог избежать столкновения с двумя птицами.
  3. Конечно, всем находившимся на борту это стало известно позже, после того как была опубликована хроника расследования. А в момент столкновения люди просто услышали непонятный стук и почувствовали запах гари, который стал проникать в салон.

Все пассажиры устремились к иллюминаторам, и в ужасе обнаружили, что аэробус стал стремительно терять высоту. Многим стало понятно, что причиной потери высоты не является турбулентность, а какая-то чрезвычайная ситуация. Более того, некоторым людям, сидящим ближе всего к хвосту аэробуса, удалось рассмотреть горящие двигатели и черный едкий дым. А тревожное сообщение на табло – «Пристигните ремни», так и продолжало гореть, нагнетая ужас и панику.

Пилоту ничего не оставалось, как принять решение о вынужденной посадке аэробуса, о чем он и объявил пассажирам. Так как аварийная посадка самолета на Гудзон могла быть, мягко говоря, «жесткой», пилот выступил с сообщением, чтобы подготовить пассажиров к возможному сильному удару. Всем было приказано сесть на свои места, выбрав при этом безопасную позу, и пристегнуться ремнями безопасности.

Реальные кадры, снятые очевидцами

Действия пилота

Какие действия в этот момент предпринимал пилот и что вообще происходило в его кабине, выяснилось после публикации переговоров, которые вел летчик с диспетчером аэропорта:

  • оценив сложившуюся ситуацию Салли, такое прозвище было дано американскому летчику коллегами по работе, обратился в диспетчерский пункт с просьбой о разрешении вынужденной посадки на взлетно-посадочной полосе. Однако пламя настолько стремительно охватывало аэробус, что стало понятно, возвращаться на аэродром просто не хватит времени;
  • второе решение, которое стали рассматривать диспетчер и летчик – долететь до штата Нью-Джерси, чтобы приземлиться в ближайшей воздушной гавани. Но летчику хватило всего 3-х минут, чтобы понять – самолет не сможет столько времени продержаться в воздухе, о чем он и передал в диспетчерский пункт;
  • на пути самолета виднелась площадка в парке. Размер площадки подходил для приземления аэробуса, местность была полностью открыта. Салли передал, что будет садить воздушное судно именно на эту парковую площадку. Но диспетчер не разрешил садить самолет в этом месте, так как в этой зоне велись обширные ремонтные работы, с использованием габаритной техники;
  • аварийная посадка самолета на воду – только это оставалось пилоту, чтобы попытаться спасти жизнь пассажиров и экипажа.

Именно это решение и было принято героем американской авиации.

Сложность посадки на воду

По мнению специалистов, сделать вынужденную посадку в Гудзон, который отделяет Нью-Джерси от Манхеттена, было очень рискованно и крайне сложно, но другого выхода экипаж воздушного транспорта просто не видел. А так как самолет продолжал гореть, решение нужно было принимать как можно скорее. Профессиональные летчики отметили несколько сложностей посадки самолета на Гудзон:

  1. Основная сложность заключалась в конструкции аэробуса, ведь его двигатели располагались под крылом. А это означало, что Салли должен при посадке контролировать, чтобы они не касались воды. В противном случае самолет ушел бы в воду со всеми людьми за считаные секунды. Чтобы моторы не касались воды, летчику нужно было сделать практически невыполнимое – заставить массивный аэробус как можно дольше скользить над водной поверхностью и ни в коем случае не допустить, чтобы нос воздушного транспорта затронул поверхность.
  2. Столкновение с морским судами. Аварийная посадка самолета на воду могла привести к столкновению с судами, которые выполняли свой запланированный рейс. Но по счастливой случайности падающий аэробус смог избежать ужасного столкновения, так как в Гудзоне в этот момент не было ни одного корабля или яхты. После успешного приземления губернатор Нью-Йорка назвал этот инцидент «чудом, который произошел над Гудзоном», а пилоту выразил огромную благодарность за подвиг, спасая более 150 человеческих жизней.

Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне»

Как отреагировали на крушение местные жители?

Разумеется, крушение самолета на Гудзон вызвало невероятную панику среди жителей Манхеттена. И это вовсе не удивляет, ведь картина горящего самолета многим напоминает действие террористической организации. Некоторые это происшествие сразу отнесли к деянию арабских террористов, что и повлекло ужасную панику. Но надо отдать должное местным властям, которые быстро и организовано успокоили население, дав гражданам правдивую информацию о случившемся инциденте и полностью опровергнув отношение террористов к крушению аэробуса.

Пассажирам А-320 после падения самолета на Гудзон, осталось только дожидаться спасателей, которые были вызваны наземными службами при оценке сложившейся ситуации. Пилот аэробуса и члены экипажа помогли всем пассажирам покинуть борт и вылезти на крыло воздушного транспорта, чтобы быстрее пересесть на спасательные катера. Медицинская помощь потребовалась лишь для пятерых человек, которые незамедлительно были доставлены в больницу. А своей супруге Лорри, Салли сообщил о происшествии после его завершения. По словам супруги, Салленбергер позвонил и сказал всего две короткие фразы – «В пути произошла авария. Все закончилось благополучно для пассажиров и экипажа».

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Средства массовой информации часто трубят о вынужденных и аварийных посадках самолетов, вызванных внештатными ситуациями на борту. Такие случаи встречаются во всем мире, от Северного до Южного полюса, от них не застрахован никто и ничто. Так какие же причины вынуждают экипаж самолета принять решение об аварийной посадке? Какие экстренные ситуации могут возникнуть в воздухе, и не последует ли продолжения чрезвычайного происшествия уже на земле? Бесценный опыт и мастерство пилота, контроль над ситуацией и спокойствие, как членов экипажа, так и пассажиров – вот те «человеческие факторы», которые являются важнейшими в случае возникновения внештатной ситуации на борту самолета.

Итак, представляем вашему вниманию самые неимоверные случаи аварийных посадок самолётов в условиях чрезвычайно сложных обстоятельств, которые, тем не менее, заканчивались благополучно!

Статистика – вещь упрямая

На самом деле, не так уж и редки случаи, когда на борту самолетов возникают различные внештатные ситуации, и как утверждает статистика, особенно часто это происходит при приземлении и посадке. Тем не менее, устройство современных авиалайнеров предусматривает все возможные проблемы, и оснащаются целым рядом систем защиты благодаря которым, при возникновении внештатной или аварийной ситуации, всегда есть возможность благополучно (без жертв!) посадить самолет.

Всего эксперты называют несколько видов посадок. Первая из них – штатная посадка, когда условия для посадки и работа оборудования соответствует нормам. Следующий вид посадки – внештатная или вынужденная посадка, происходящая с отклонением от норм, к примеру, при недостаточно квалифицированном экипаже, когда система обеспечения полета не работает в полном объеме, или при неблагоприятных погодных условиях. И, наконец, последний вид посадки – аварийная посадка. Аварийной считается посадка самолета терпящего бедствие, или когда имеет место реальная угроза экипажу и пассажирам. Также аварийной является посадка, происходящая при недостатке топлива или при плохих погодных условиях.

Приводнение на Гудзоне

В Нью-Йорке, в январе 2009 года пассажирский авиалайнер US Airwais – Airbus A320, следовавший рейсом 1549 из Нью-Йорка в Шарлотту со 150 пассажирами на борту, из-за проблем с двигателем был вынужден совершить аварийную посадку в реку Гудзон.

Как выяснилось, всего через несколько секунд после вылета из аэропорта, авиалайнер столкнулся со стаей птиц, затем последовала серия хлопков в левом двигателе, после чего в нём вспыхнуло пламя, и самолет стал терять высоту. 57-летний командир корабля Чесли Салленбергер моментально принял решение об аварийной посадке. Но, так как самолет был не в состоянии дотянуть ни до одного из ближайших аэропортов, экипаж направил его на реку Гудзон, и предупредил пассажиров о скором приводнении.

Благодаря тому, что лайнер не успел развить большую скорость и подняться высоко в воздух, удалось предотвратить разрушения фюзеляжа в момент касания с поверхностью воды. Таким образом, при приводнении самолет лишился лишь одного двигателя. После приземления самолета на воду, пассажиры выбрались на крылья самолета, откуда их сразу сняли спасатели срочно прибывших к месту катеров и находившихся рядом речных трамваев, которые и доставили их на берег.

Благодаря опыту и мастерству командира экипажа, из 150 пассажиров и 5 членов экипажа никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы и переохладились, так как в Нью-Йорке в этот день температура воздуха составляла -6°С, а температура воды, в которой пассажирам пришлось стоять по колено, в ожидании спасателей, не превышала +2°С. Спустя несколько минут после завершения операции по спасению пострадавших, самолет ушёл под воду.

После этого невероятного происшествия долго не утихали разговоры о пилоте, который безопасно приводнил огромный лайнер

А информация о том, что Чесли Салленбергер являющийся пилотом US Airways с 1980 года, ранее семь лет служил в ВВС, где был пилотом истребителя, получила широкую огласку. Он также принимал участие в расследованиях причин авиакатастроф и работал летным инструктором. Кроме того, Салленбергер является владельцем консалтинговой фирмы Safety Reliability Methods, которая помогает клиентам в обеспечении безопасности в полёте.

Хотя посадка огромных лайнеров на воду редко заканчивается благополучно, случаев, подобных этому немало. Среди них можно выделить приводнение на Неву пассажирского Ту-124 в 1963 году, когда остались живы все без исключения члены экипажа и пассажиры.

В бывшем СССР произошло еще два случая аварийных приводнений

Один из них произошел в акватории Московского моря летом 1972 года. Во время испытания аварийного электропитания Ту-134 экипаж сознательно отключил генераторы, не приняв во внимание того факта, что при переходе на аварийное электропитание топливо не подаётся автоматически, и его необходимо закачивать вручную при помощи помпы. В самолёте заглохли оба оставшиеся без топлива двигателя, и пилотам пришлось садиться на воду. Приводнение прошло успешно, а самолет, благодаря своей герметичной конструкции, остался на плаву. Никто не пострадал.

Следующая история аварийной посадки на воду произошла в 1976 году под Киевом, когда лайнер Як-40 пришлось посадить прямо на болото. По всей видимости, причиной экстренной ситуации послужило случайное переведение ручек управление двигателями самолета в положение «СТОП». Эта аварийная посадка также обошлась без жертв. Именно после этого случая в самолетах начали устанавливать специальную блокирующую планку, которая не позволяет останавливать двигатели во время полета.

Благополучное приземление на Варшавском аэродроме

После неимоверной посадки польского авиалайнера на варшавском аэродроме 2 ноября 2011 года, эта тема долго не сходила с экранов телевидения и первых страниц печатных изданий.

Пассажирский самолет авиакомпании LOT – Боинг 767, выполнявший рейс из США в столицу Польши, совершил аварийную посадку в международном аэропорту имени Шопена. Ситуация была вызвана сбоем электропитания, в результате чего не выдвинулось шасси.

Самолет продолжительное время кружил над аэропортом, процедура аварийной посадки была запланирована в воздухе и основательно подготовлена. Благодаря слаженным и эффективным действиям пилотов, Боинг успешно посадили «на брюхо», и никто из 231 пассажира, находящегося на борту лайнера, не пострадал. Несмотря на то, что специалисты не исключали трагической концовки аварийного приземления, к счастью, катастрофы удалось избежать. Пассажиры самолета даже до конца не осознали насколько опасной и чрезвычайной была ситуация, и практически не почувствовали, что шасси отсутствует. Они лишь почувствовали нестандартный треск, и отметили, что приземление было мягким. Севший «на брюхо» лайнер пожарные, для перестраховки, залили пеной, тем самым исключив возможность возгорания.

После совершения аварийной посадки были отменены ближайшие рейсы, и аэропорт был закрыт для приема неисправного авиалайнера.

Приземление, сохранившее жизни 10 членов экипажа и 221 пассажира завершилось благополучно благодаря профессионализму и собранности в 53-летнего пилота Тадеуша Врона, который более 30 лет проработал в гражданской авиации.

Аварийная посадка на заброшенной полосе

Осенью 2010 года самолет авиапредприятия АК «Алроса» ТУ-154М, следовавший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в Коми. Из-за отказа навигационного и электрооборудования, экипаж самолета был вынужден посадить самолет практически вслепую – пилоты даже не могли определить точного местонахождения самолета, а топлива оставалось всего на тридцать минут полета. После того как самолет вышел из зоны низкой облачности, экипаж заметил болото, садиться в которое было нельзя, экипаж продолжал поиски площадки. После очередного разворота судна, командир заметил заброшенную полосу, куда и направил штурвал.

Посадка была совершена на старую взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая в последнее время предназначалась только для вертолетов. Посадку немного смягчили молодые деревья, выросшие на заброшенной полосе, но из-за отказа электрооборудования самолет не смог затормозить на полосе в1 200 метров, и на 150-200 метровбыл вынесен в лес. На борту самолета находилось 72 пассажира, ни один из них серьезно не пострадал. (Быть может, именно этот случай был взят за основу в фильме «Ёлки-2», уж больно они похожи).

Когда решалась судьба упавшего в лес самолёта, местные жители в шутку предлагали переоборудовать заброшенное судно в бар-ресторан.

Другие случаи и причины аварийных посадок

В Дубае в ноябре 2011 года произошла аварийная посадка пассажирского лайнера Airbus A380, принадлежащего австралийской авиакомпании Qantas. Экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем. Согласно инструкции, пилоты лайнера приняли решение об отключении проблемного двигателя и совершении экстренной посадки. Из находившихся на борту 283 человек не пострадал ни один.

Месяцем ранее летящий из Стамбула лайнер компании Turkish Airlines, при приземлении в аэропорту Индии соскользнул с посадочной полосы из-за сильного ливня. На судне Airbus 340 находились 104 человека, всех срочно эвакуировали, пострадавших не было.

Проведя небольшой анализ, отметим, что наиболее частой причиной аварийной посадки является попадание птиц в двигатель самолетов

Не редки случаи возникновения проблем с шасси. А главными опасностями являются разгерметизация и возгорание кабине самолёта в воздухе. Тем не менее, со всеми этими неприятностями удается справляться. И что главное – зачастую без жертв.

История помнит случаи, когда задымление в кабине пилотов приводило к аварийной посадке со счастливым концом. А неполадки с системами вентиляции и кондиционирования или частичная разгерметизация кабины самолета устранялись еще в воздухе.

Помимо причин аварийных посадок по техническим причинам, таких, как сбой электроснабжения или снижение уровня масла в двигателе, бывали и не совсем стандартные случаи. Один из таких – аварийная посадка по причине доносившегося специфического запаха из кухонного отделения в хвостовой части самолета.

Посадка вынужденная или аварийная

Вынужденная посадка, в отличие от аварийной, является довольно частым явлением. Вынужденная посадка – это посадка самолета без каких-либо летных происшествий, вне пункта назначения, по причине неисправности бортовых систем или других факторов. Например таких, как закрытие аэродрома назначения из-за неблагоприятных погодных условий. Часто случаи контролируемых вынужденных посадок преподносят как аварийные, что может приводить к развитию аэрофобии у впечатлительных натур. Но, несмотря на страхи, вряд ли кто-то откажется от транспорта, который всего за несколько часов может преодолевать огромные расстояния между континентами.

Сегодня почти невозможно представить себе жизнь без авиаперевозок. В воздухе, как и на земле, случается всякое. Главное помнить, что на борту авиалайнера, равно как и в жизни, могут складываться разные ситуации, и если мы не в силах на них повлиять, то, по крайней мере, не должны позволять им повлиять на нас. Следует довериться профессионализму пилотов, следовать указаниям экипажа, ни в коем случае не поддаваться панике. И всегда отдавать себе отчет в том, что сложные, экстренные ситуации в воздухе далеко не всегда заканчиваются чрезвычайными происшествиями на земле.

22 ноября 1968 года пассажирский самолёт DC-8 Японских авиалиний (Japan Airlines), регистрационный номер JA8032, позывной Shiga, КВС – Кохэй Асо, вылетевший из Токио в Сан-Франциско, в условиях низкой облачности совершил аварийную посадку, приводнившись в полукилометре от американского побережья. Никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа во время аварии не пострадал.

17 июля 1972 года самолёт Ту-134, борт СССР-65607 Министерства авиапромышленности, выполнял испытательный полёт. КВС – Вячеслав Кузьменко. Во время полёта в зоне ожидания выключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Сравнительно малая высота и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили запустить их в полёте. Самолёт совершил приводнение на акваторию Икшинского водохранилища, в районе деревни Большая Чёрная. В результате приводнения самолёт не разрушился и никто из 5 членов экипажа серьёзно не пострадал.

2 июня 1976 года , днём, в простых метеоусловиях, при заходе на посадку в аэропорту Жуляны произвёл вынужденную посадку вне аэродрома самолёт Як-40, бортовой номер СССР-87541 Литовского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Каунас – Киев. КВС – Штилюс В.С. На высоте 700 метров, получив указание диспетчера занять высоту 400 метров, командир корабля дал команду бортмеханику Синкявичусу установить режим двигателям «малый газ» и приступил к снижению. В это время произошла одновременная остановка трёх двигателей. Попытка экипажа запустить двигатели в полёте результатов не дала. Экипаж принял решение садиться на воду Днепра. Но до реки самолёт не дотянул. Командир воздушного судна произвёл вынужденную посадку с убранным шасси на болотистом мелководье в местности Осокорки, которая сейчас является спальным районом Киева, а тогда была пустырём. Самолёт получил незначительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.

8 августа 1988 года военно-транспортный самолёт Ан-12 (535-й ОСАП, Ростов-на-Дону) выполнял задачу по перевозке личного состава с аэродрома Батайск на аэродром Ейск после проведения партсобрания в Батайске. В полёте бортмеханик переключил подачу топлива от напольных баков, которые были заправлены давно и не использовались. Керосин в них отстоялся и содержал воду. На предпосадочной прямой в 3–4 километрах от взлётно-посадочной полосы все четыре мотора поочерёдно заглохли. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку в лимане Азовского моря на мелководье. Самолёт стойками выпущенных шасси задел воду и клюнул носом. При ударе о воду и дно фюзеляж раскололся и частично погрузился в воду. Грузовой отсек, где находилось большинство пассажиров, заполнило водой, перемешанной с керосином. Это был самолёт-лаборатория, не приспособленный для перевозки людей. Внутри салона стояло оборудование, которое сорвало при ударе, что стало главной причиной гибели людей. В этой авиакатастрофе погибли 24 человека.

23 ноября 1996 года самолёт «Боинг-767», принадлежавший эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines и выполнявший рейс № 961, вылетел из Аддис-Абебы в Абиджан, с остановками в Найроби, Браззавиле и Лагосе. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолёт и потребовали взять курс на Австралию. На подходе к Коморским островам у самолёта закончилось топливо, и экипаж попытался произвести посадку на воду в неглубоком тихом прибрежье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Самолёт зацепил воду левым крылом, перевернулся и разрушился прямо в воде. Из 175 человек на борту погибли 125, включая террористов.

15 января 2009 года самолёт «Аэробус-A320» авиакомпании US Airways, выполнявший рейс № 1549 из Нью-Йорка в Сиэтл с промежуточной остановкой в Шарлотт (Северная Каролина), КВС – Чесли Салленбергер, со 150 пассажирами на борту, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. При взлёте отказали оба двигателя. Все находившиеся на борту выжили. Пятеро человек получили серьёзные травмы (больше всех пострадала бортпроводница) и семьдесят восемь – незначительные.

Пассажирский самолет авиакомпании US Airways при взлете столкнулся со стаей гусей. Несколько птиц попали внутрь двигателей лайнера "Аэробуса-320" и вывели оба двигателя из строя.

Командир корабля сначала попытался вернуться в аэропорт, но вскоре принял решение сесть на водную поверхность Гудзона - к счастью, ЧП произошло рядом с этой широкой рекой. В такой ситуации, чем река не посадочная полоса!

Тем более, что пилоты проходили обучение на случай экстренной посадки на воду, а в салоне, как и положено, были спасательные плоты и надувные жилеты для пассажиров.

Чесли Селинбергер - командир корабля.

Умница-пилот Чесли Селинбергер ювелирно точно посадил самолет на воды Гудзона избежав столкновения с судами на воде. Командир корабля предупредил пассажиров по громкой связи о том, что им предстоит посадка на реку и попросил надеть жилеты.

Вода даже смягчила посадку, лайнер плавно приводнился на волны реки. И так как корпус самолета герметичен, «Аэробус» остался на поверхности воды. И хотя по словам пассажиров, вода начала просачиваться внутрь салона почти сразу, самолет продержался на воде полтора часа.

Воздушное судно по сути превратилось в гигантский аква-самолет, но только лишенный управления - мощное течение Гудзона пронесло его вниз по реке. Авиакатастрофа произошла в районе 49 улицы Манхеттена, а к окончанию спасательной операции течение унесло «Аэробус» на добрые полсотни улиц вниз по направлению к другой реке Ист-Ривер, впадающей в океан.

На помощь чудом уцелевшему самолету - а его корпус оказался совершенно не поврежден - тут же помчались все речные суда, оказавшиеся в округе. Поэтому когда на место ЧП прибыли катера спасателей, полиции и пожарной охраны часть пассажиров, которые надев спасательные жилеты выбрались на широкие крылья самолета и надувные плоты, к тому моменту уже подняли на свои палубы прогулочные и коммерческие корабли и катера всевозможных размеров.

Спасательная операция транслировалась в прямом телеэфире по всем телеканалам США.
Никто из 150 пассажиров и 5 членов экипажа серьезно не пострадал.

Аналогов «гудзонского чуда» в мире нет, раструбила зарубежная пресса. На самом деле, первый в мире похожий инцидент произошел в Советском Союзе еще около полувека назад в Ленинграде. И посадка происходила вовсе на свободную акваторию, а на узкую извилистую Неву, к тому же с преградами в виде мостов.

21 августа 1963 года пассажирский лайнер Ту-124 летел из Таллина в Москву, но неожиданная поломка (в самолете заклинило переднюю часть шасси) вынудила пилотов запросить разрешение на посадку в Ленинграде.

В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель - приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы. К «Пулково» тогда экстренно пригнали пожарную технику и бригады «скорой помощи», а самолет, тем временем, наворачивал над аэродромом круги, вырабатывая топливо. На восьмом круге у «тушки» вдруг заглох двигатель, и пилоты повели лайнер на сквозной пролет. В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель - приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы.

Стремительно пронесясь над Литейным и Большеохтинским мостом, Ту-124 приземлился возле Финляндского железнодорожного моста.

Отсюда тонущее воздушное судно вытянул к берегу проходивший мимо паровой буксир. Капитан подвел буксир к машине и крикнул летчикам: «Как вас зацепить?» Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолет подтянули к причалу у завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры - сорок четыре человека, среди которых двое детей, - начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

На следующий день самолет подняли со дна и отправили к Шкиперскому протоку.



Что касается членов экипажа, то никаких хвалебных од и почестей они в тот момент не получили: шесть из них тогда задержали, а капитана Виктора Мостового еще уволили со службы. Уже потом отважного летчика наградили орденом Красной Звезды, капитана парового буксира Поршина - Почетной грамотой и часами, а остальных членов экипажа самолета— медалями.

Впоследствии кабина лайнера еще прослужила в качестве тренажера в Кирсановской авиашколе, а фюзеляж пустили на металлолом.

И еще два лайнера в СССР сели на воду успешно...

В бывшем СССР, кроме питерской истории, были еще два случая посадки на воду.

Летом 1972 года в акватории Московского моря (оно же- Иваньковское водохранилище) в верховьях Волги испытатели проверяли пункт инструкции о том, что при переходе самолета на аварийное электропитание есть запас времени в 37 минут.

Экипаж отключил генераторы, но забыл (хоть и состоял из опытных летчиков), что при этом топливо не подается автоматически - закачивать его надо вручную, помпой.

Оставшись без топлива, оба двигателя заглохли. Пришлось летчикам сажать самолет на воду. Из-за герметичной конструкции Ту-134 остался на плаву. Самолет вытащили, но к полетам он был больше непригоден. Свои дни он дожил, работая тренажером у пожарных.

Ту-134 в Московском море.

Второй случай произошел в 1976 году с Як-40 под Киевом. Второй пилот перевел ручки управления двигателями в положение "СТОП".

Видимо, это произошло случайно - наверняка он хотел дать малый газ, но не рассчитал. После этой истории на всех самолетах была установлена специальная блокирующая планка, не позволяющая переводить двигатели в режим остановки во время полета.

А лайнер, который пришлось сажать прямо в болото, летает до сих пор!

В этой ситуации тоже обошлось без жертв.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...