Терморегулирующий вентиль danfoss – характеристики и виды, подбор и регулировка ТРВ. Терморегулирующие вентили Как эффективно настроить трв те 5


Терморегулирующий вентиль (ТРВ) состоит из термочувствительной системы (1), отделенной от корпуса вентиля мембраной, соединяющей термочувствительную систему с термобаллоном (2), корпуса вентиля с седлом (3) и регулировочной пружины (4).

Принцип работы ТРВ

Работа ТРВ зависит от трех основных параметров:
  • P1 - давления в термобалоне, действующего на верхнюю поверхность мембраны (открытие вентиля);
  • P2 - давления кипения, действующего на нижнюю поверхность мембраны (закрытие вентиля);
  • P3 - давления регулировочной пружины, также действующего на нижнюю поверхность мембраны (закрытие вентиля).
Регулирование, выполняемое вентилем, достигается за счет поддержания равновесия между давлением в термобаллоне и суммой давлений и пружины. Пружина обеспечивает регулировку перегрева.

Перегрев измеряется в месте крепления термобаллона на всасывающем : он равен разности между температурой термобаллона и температурой (или давлением) кипения в точке крепления термобаллона. Выраженный в К, перегрев служит сигналом для регулировки впрыска жидкости в через ТРВ.

Переохлаждение определяется как разность между температурой жидкого хладагента и температурой (или давлением) конденсации на входе в ТРВ. Переохлаждение выражается в К. Оно необходимо во избежание образования паровых пузырей в жидкости на входе в ТРВ, поскольку их наличие снижает производительность ТРВ и затрудняет подачу жидкости в испаритель. В большинстве случаев избежать паровых пузырей можно при переохлаждении 4-5 К.

В установках с жидкостными распределителями всегда следует использовать ТРВ с линией внешнего уравнивания. Потери давления в каналах распределителя и в самом распределителе, как правило, составляют около 1 бар. ТРВ с внешней уравнительной линией рекомендуются для установок с испарителями большой производительности или теплообменниками пластинчатого типа, где потери давления часто превышают давление, соответствующее 2 К.

Наполнители

Термочувствительная система ТРВ обычно содержит наполнитель одного из трех типов:
  1. Универсальный наполнитель.
  2. Наполнитель MOP (Maximum Operating Pressure - максимальное рабочее давление).
  3. Наполнитель МОР с балластом.
наиболее часто применяются в установках, где отсутствуют ограничения по давлению и температура термобаллона всегда выше температуры термочувствительной системы. Они также широко используются при высоких температурах и давлениях кипения.

В количество жидкости в термобаллоне таково, что какой бы ни была температура термобаллона по отношению к температуре термочувствительной системы, в термобаллоне всегда будет оставаться жидкость.

Используются в моноблочных агрегатах, в которых при пуске установки желательно ограничивать давление всасывания (авторефрижераторы, воздушные кондиционеры).

ТРВ с заправкой МОР имеют небольшое количество жидкости в термобаллоне. Это означает, что вентиль или термочувствительная система всегда должны быть более теплыми, чем термобаллон. В противном случае начинается перетекание наполнителя из термобаллона в полость термочувствительной системы и ТРВ перестает работать.

В термобаллонах с наполнителем МОР количество жидкости ограничено. МОР (максимальное рабочее давление) - это максимально допустимое в магистралях всасывания и/или кипения давление всасывания и/или кипения соответственно. При достижении МОР жидкость в термобаллоне испаряется. Когда давление всасывания повышается, вентиль начинает закрываться, как только это давление приблизится к давлению МОР менее, чем на 0,3-0,4 бар. При достижении давления МОР вентиль полностью закроется.

Предназначены для холодильных установок, имеющих высокодинамичные испарители, например, воздушных кондиционеров, или для пластинчатых теплообменников с высокой интенсивностью . ТРВ, заправленные наполнителем МОР с балластом, обеспечивают работу испарителя при перегреве на 2-4°К ниже, чем это достигается с другими типами наполнителя.

При использовании наполнителя с балластом внутри термобаллона содержится материал с высокой пористостью, т.е. с большим отношением площади поверхности к массе. Этот материал создает демпфирующий эффект при регулировке, обеспечивающий медленное открытие ТРВ при повышении температуры термобаллона и быстрое закрытие при ее понижении.

Сокращение МОР часто переводят также как «Motor Overload Protection», т.е. «Защита двигателя от перегрузки».

При выборе ТРВ необходимо руководствоваться следующими исходными данными:
  • тип хладагента;
  • производительность испарителя;
  • давление кипения;
  • давление конденсации;
  • степень переохлаждения;
  • потери давления в вентиле;
  • линия внутреннего или внешнего уравнивания давления.
На мембранную головку термочувствительной системы ТРВ нанесена лазерная маркировка вентиля. Буква в маркировке означает тип хладагента, для работы с которым предназначен данный терморегулирующий вентиль:
  • L - R410A
  • N - R134a
  • S - R404A/R507
  • X - R22
  • Z - R407° C

В маркировке указывается тип ТРВ (и его кодовый номер), диапазон температуры кипения, точка MOP, тип хладагента, допустимое рабочее давление PB/MWP. В вентилях ТЕ20 и ТЕ55 номинальная производительность ТРВ указывается на этикетке, прикрепленной к вентилю.

На сменных клапанных узлах вентилей Т2 и ТЕ2 указывается размер этих узлов (например, 06), а также номер недели и последняя цифра года изготовления (например, 279). Размер клапанного узла указывается также на крышке его пластикового контейнера.

Верхняя маркировка клапанного узла вентилей ТЕ 5 и ТЕ 12 указывает, для какого вентиля предназначен данный клапанный узел. Нижняя маркировка (на рисунке 01) указывает размер клапанного узла.

Нижняя маркировка клапанного узла вентилей ТЕ 20 и ТЕ 55 (50/35 TR N/B) указывает номинальные производительности данного узла в двух диапазонах температур кипения N и B и тип хладагента (50/35 TR соответствует 175 кВт в диапазоне N и 123 кВт в диапазоне В).

ТРВ устанавливается перед испарителем на жидкостном трубопроводе, а термобаллон крепится на трубопроводе линии всасывания как можно ближе к испарителю. При использовании линии внешнего уравнивания ее трубопровод врезается во всасывающую магистраль сразу после термобаллона.

Термобаллон рекомендуется устанавливать на горизонтальной части всасывающего трубопровода в зоне первой трети окружности трубопровода (см. рисунок). Размещение термобаллона зависит от размеров всасывающего трубопровода. Примечание: Никогда не устанавливайте термобаллон в нижней части трубопровода, так как наличие масла на дне трубопровода может исказить показания термобаллона.

Термобаллон должен контролировать температуру на линии всасывания, поэтому устанавливать его нужно таким образом, чтобы избежать влияния посторонних источников тепла или холода. Если есть опасность попадания на термобаллон потока горячего воздуха, его нужно теплоизолировать.

Крепежный хомутик должен плотно и надежно фиксировать термобаллон на трубопроводе линии всасывания, обеспечивая хороший тепловой контакт термобаллона и трубопровода. Конструкция винта крепежного хомутика позволяет монтажнику легко передавать момент кручения от отвертки на винт, не оказывая усилия на шлиц винта. Более того, конструкция шлица исключает опасность его повреждения.

Во избежание появления ложных команд в контуре регулирования не устанавливайте термобаллон за промежуточным теплообменником.

То же самое может быть, если термобаллон установлен вблизи агрегатов, имеющих значительную массу.

Как уже отмечалось, термобаллон следует устанавливать на горизонтальном участке всасывающей магистрали сразу после испарителя. Не устанавливайте термобаллон на коллекторе или вертикальном участке трубопровода после масляной ловушки.

Термобаллон следует всегда монтировать перед любыми жидкостными ловушками.

С настройками, выполненными при отправке с завода, ТРВ может работать практически во всех установках. Если возникает необходимость дополнительной регулировки, нужно использовать регулировочный винт. При вращении винта вправо (по часовой стрелке) перегрев повышается, при вращении влево (против часовой стрелки) - понижается.

Для ТРВ типа Т2/ТЕ2 полный оборот винта изменяет температуру перегрева примерно на 4К при температуре кипения 0°C.

Для вентиля ТЕ5 полный оборот винта дает изменение перегрева примерно на 0,5 К при температуре кипения 0°C. Для вентилей TUA и TUB полный оборот винта дает изменение перегрева примерно на 3 К при температуре кипения 0°C.

Чтобы избежать колебаний перегрева, нужно действовать следующим образом: Вращая регулировочный винт вправо (по часовой стрелке), повышайте перегрев до прекращения колебаний. Затем понемногу вращайте винт влево до появления колебаний. После этого поверните винт вправо примерно на 1 оборот (для вентилей Т/ТЕ2 на ¼ оборота). При такой настройке колебания перегрева прекращаются, и испаритель работает в оптимальном режиме. Изменения перегрева в диапазоне ±1 К не рассматриваются как колебания.

Если хладагент в испарителе сильно перегревается, это может быть следствием его недостаточной подпитки жидкостью.

Снизить перегрев можно, вращая регулировочный винт влево (против часовой стрелки), постепенно выходя установку на режим с колебаниями перегрева. После этого поверните винт вправо на один оборот (для ТРВ типа Т/ТЕ2 на У оборота). При такой настройке колебания перегрева прекращаются, и испаритель работает в оптимальном режиме. Изменения перегрева в диапазоне ±1 К не рас сматриваются как колебания.

Если не удается настроить ТРВ так, чтобы пульсации перегрева отсутствовали, не исключено, что производительность ТРВ слишком велика. В этом случае, чтобы снизить расход хладагента, нужно заменить ТРВ или сменить клапанный узел.

Если перегрев в испарителе слишком большой, значит, производительность ТРВ слишком мала. Тогда, чтобы повысить расход хладагента, также следует заменить клапанный узел. Терморегулирующие вентили компании Danfoss типа Те, Т2, TUA, ТСАЕ поставляются с комплектом сменных клапанных узлов.

ТРВ компании Данфосс

Вентили Т/ТЕ2 с латунным корпусом и штуцерами под отбортовку/отбортовку или пайку/ отбортовку. Номинальная производительность: от 0,4 до 10,5 кВт ().

Вентили TUA, TUB, TUC с корпусом из нержавеющей стали и штуцерами из нержавеющей стали/меди под пайку. Номинальная производительность: от 0,5 до 12 кВт (R134a).

Эти вентили поставляются с линией внешнего уравнивания или без нее.

  • TUA оснащены сменными клапанными узлами и имеют регулируемый перегрев.
  • TUB оснащены фиксированными клапанными узлами и имеют регулируемый перегрев.
  • TUC оснащены фиксированными клапанными узлами и имеют нерегулируемый перегрев, установленный на заводе-производителе.
Вентили TUB и TUC предназначены, в основном, для производителей . Они могут быть заменены вентилями TUA.

Вентили ТСАЕ, TСBЕ, TСCЕ с корпусом из нержавеющей стали и штуцерами из нержавеющей стали/меди под пайку. Номинальная производительность: от 12 до 18 кВт (R134a). Эти вентили работают, как вентили TU, но имеют большую производительность. Поставляются с линией внешнего уравнивания.

Вентили ТRE с корпусом из латуни и штуцерами из нержавеющей стали/меди. Номинальная производительность: от 18 до 196 кВт (R134a). ТRE оснащены фиксированными клапанными узлами и имеют регулируемый перегрев.

Вентили ТDE с корпусом из латуни и медными штуцерами под пайку. Номинальная производительность: от 10,5 до 140 кВт (R407Q. ТDE оснащены фиксированными клапанными узлами и имеют регулируемый перегрев.

Вентили ТE 5 - ТЕ 55 с корпусом из латуни. Вентили ТЕ 5 - ТЕ 55 поставляются в комплектации, включающей корпус, клапанный узел и термочувствительную систему. Корпус вентиля в прямом или угловом исполнении со штуцерами под пайку, отбортовку или под фланцы. Номинальная производительность: от 12,9 до 220 кВт (R134а). Поставляются с линией внешнего уравнивания.

Вентили РНТ 85-300 поставляются в комплектации, включающей корпус, фланцы, клапанный узел и термочувствительную систему. Номинальная производительность: от 55 до 1083 кВт (R134а).

Регулятор перегрева хладагента (терморегулирующий вентиль (ТРВ )) это основной автоматический прибор для регулирования заполнения хладагентом испарителей малых холодильных машин.

Рассмотрим принцип действия ТРВ. В сечении I-I испарителя (рис. 5а и 5б ) весь жидкий хладагент превращается в пар, после чего начинается его перегрев, то есть температура пара начинает повышаться. Баллон термочувствительной системы ТРВ прикреплен на выходе из испарителя (в сечении II-II), где достигается максимально возможный перегрев пара в испарителе. Поэтому давление, оказываемое термочувствительной системой на мембрану ТРВ сверху, становится больше давления жидкого хладагента, действующего на мембрану снизу, поэтому клапан 5 будет отходить от седла до тех пор, пока давление пара не уравняется с сопротивлением пружины 7 (рис.5в). Если количество жидкого хладагента, поступающего в испаритель, увеличилось, то перегрев образующегося в испарителе пара уменьшится, и давление в термочувствительной системе уменьшится, и клапан 5 прикроется пружиной 7 . При минимальном перегреве, зависящем от натяжения пружины, клапан – закроется. Чем больше натяжение пружины 7 , тем меньше испаритель заполнен жидкостью. При остановке компрессора отсос пара прекращается, перегрев становится равным нулю и ТРВ закрывается.

При увеличении теплопритоков к испарителю перегрев пара хладагента увеличивается, давление в термочувствительной системе также увеличивается, поэтому пружина 7 сжимается, а игла клапана 5 отходит от седла и подача холодильного агента в испаритель увеличивается. В зависимости от гидравлического сопротивления испарителя применяются ТРВ: с внутренним (рис.5а ) и внешним (рис.5б ) уравниванием давления.

Рис. 5. Терморегулирующий вентиль

схема подключения ТРВ с внутренним уравниванием давления (а) и с внешним уравниванием (б); конструкция ТРВ мембранного типа (в).

ТРВ с внутренним уравниванием давления применяют в наиболее распространенных машинах с одним змеевиковым испарителем (при малом гидравлическом сопротивлении испарителя).

Рис. 6. Принципиальная схема ТРВ с внутренним уравниванием (а) и

схема его подключения к испарителю (б):

1 – гофрированная мембрана; 2 – толкатель (стержень); 3 – игла, прикрывающая седло клапана; 4 – пружина, закрывающая иглой отверстие клапана; 5 – регулировочный винт сжатия пружины, для регулирования силы, прижимающей иглу к седлу клапана; 6 – термочувствительный баллон с капиллярной трубкой; 7 – седло клапана; 8 – вход холодильного агента в ТРВ.

ТРВ с внешним уравниванием давления применяют для испарителей с большим гидравлическим сопротивлением, когда от одного ТРВ хладагент подается через общее распределительное устройство в несколько параллельных змеевиков.

В ТРВ с внутренним уравниванием давления на нижнюю сторону мембраны 1 (рис.6а ) действует давление хладагента непосредственно после его дросселирования в корпусе ТРВ (перед подачей его в испаритель). Терморегулирующие вентили такого типа применяются в испарителях с малым внутренним гидравлическим сопротивлением.

При наличии больших гидравлических сопротивлений на участке от ТРВ до испарителя (и в самом испарителе) давление после дросселирования может значительно отличаться от давления кипения в испарителе, особенно при необходимости распределения хладагента по секциям с помощью распределительного устройства (система паук). В этих случаях целесообразно применять ТРВ с внешним уравниванием давления. Принципиальная схема такого ТРВ и схема его подключения к испарителю представлены на рис.7. В ТРВ с внешним уравниванием давления (см. рис.7) нижняя полость мембраны 1 отделена от полости дросселирования плотной перегородкой 9 (часто в качестве перегородки применяется сам сильфон), а давление под мембрану организуется с помощью капиллярной трубки, присоединяемой к выходному патрубку испарителя вблизи места крепления термобаллона (см. рис.7а ).

Рис.7.Принципиальная схема ТРВ с внешним уравниванием давления (а) и схема его подключения к испарителю (б):

1– гофрированная мембрана; 2–толкатель (стержень);3– игла, закрывающая седло клапана; 4– пружина, прижимающая иглу к седлу клапана; 5– винт, регулирующий сжатие пружины, для регулирования степени прижатия иглы к седлу клапана; 6–термочувствительный баллон с капиллярной трубкой; 7–седло клапана; 8–направляющая толкателя (уплотняющий сальник); 9–плотная перегородка; 10–капилляр к уравнительной линии (подсоединяется к выходу из испарителя) вход холодильного агента в ТРВ.

1.5.2. Настройка регуляторов перегрева (ТРВ)

В условиях эксплуатации судна настройка ТРВ производится только при дозарядке системы холодильным агентом. Во всех других случаях настройка ТРВ не требуется и может оказаться даже вредной. Вращая винт настройки ТРВ, механик воздействует на пружину регулятора, а не на увеличение или уменьшение дроссельного отверстия. Соответствующая настройка ТРВ приводит к изменению цикла, а давление кипения агента остается почти на прежнем уровне. Это значит, что температура кипения агента в испарителе мало меняется.

При настройке ТРВ следует помнить, что задача регулятора перегрева - предохранить компрессор от попадания жидкого агента в цилиндр. При этом ТРВ должен обеспечивать оптимальное заполнение жидким агентом испаритель. Лучше всего представить себе ТРВ, как регулятор уровня жидкости.

Настройка регулятора перегрева пара производится последовательно в соответствии со следующими двумя этапами (пунктами). Первый этап (пункт а ): перед дозарядкой системы хладагентом ТРВ на всех испарителях (при многокамерной системе охлаждения) ставят на максимальный перегрев. Это делается для того, чтобы не произошёл гидравлический удар при пуске компрессора, в случае переполнения системы хладагентом.

Нельзя забывать, что разные конструкции ТРВ имеют разную маркировку при настройке. На судах используется в основном четыре типа маркировок: холод – тепло; уменьшение перегрева – увеличение перегрева; уменьшение – холод – увеличение; открыт – закрыт .

Такая нечеткая маркировка ТРВ часто приводит к неправильным действиям обслуживающего персонала. Поэтому следует руководствоваться тем, что увеличение перегрева означает повышение температуры хладагента на выходе из испарителя в районе крепления термобаллона ТРВ, равносильное как бы уменьшению уровня жидкого хладагента в испарителе. Для этого при маркировке «холод – тепло » вращают винт настройки в сторону, «тепло » до отказа, при маркировке «уменьшение перегрева < -- > – увеличение перегрева » винт настройки вращается в сторону увеличения перегрева; при маркировке «уменьшение < – холод – увеличение » винт настройки вращают в сторону уменьшение и при «открыт–> закрыт » в сторону «закрыт»;

Второй этап (пункт б ) производят дозарядку системы хладагентом и пробный пуск компрессора. Через 10…15 минут компрессор останавливают и осматривают испарители. Если при максимальном перегреве, установленном на ТРВ, иней во всех испарителях распространился по всасывающей трубе дальше крепления термобаллона, это означает, что система переполнена хладагентом и часть его необходимо удалить. Если в некоторых камерах иней достиг термобаллона, а в других - нет, то в последних необходимо уменьшить перегрев на ТРВ, вращая для этого винт настройки в противоположную сторону, указанную в пункте а. Нормальной настройку ТРВ считают, когда иней удерживается в районе крепления термобаллона. Если во всех камерах иней не достигает термобаллона при установленном минимальном перегреве, это означает, что в систему необходимо добавить холодильный агент. Однако перед этим все ТРВ устанавливают на максимальный перегрев и, руководствуясь пунктами а и б , производят настройку ТРВ с самого начала.

Таблица 3

Возможные неполадки в работе ТРВ и способы их устранения

пп Неполадки Причины Устранение
ТРВ не открывается В термочувствительной системе ТРВ нет фреона Заменить ТРВ
ТРВ после пуска компрессора вскоре перестает пропускать жидкий агент. После оттаивания горячей водой работает непродолжительное время Замерзание влаги Регенерировать осушитель и включить его в жидкостную линию или добавить в систему патентной жидкости типа «Растворитель воды для холодильных систем»
ТРВ не пропускает жидкий агент а) засорился фильтр; б) засорилось дроссельное отверстие а) прочистить фильтр; б) несколько раз изменить настройку от максимального перегрева до минимального, если это не поможет, разобрать ТРВ и прочистить

Продолжение табл.3

Однако в период эксплуатации системы возможны различные неполадки в работеТРВ. Примеры таких неполадок и способы их устранения приведены в таблице 3.

При замене старого ТРВ на новый перед монтажом его следует продуть. Струя воздуха должна свободно проходить через седло прибора при комнатной температуре. Если термочувствительная система повреждена, воздух через ТРВ не будет проходить.

1.5.3. Регулировка давления конденсации

Давление конденсации зависит от температуры забортной воды и ее расхода. Температура воды при эксплуатации судна меняется в широких пределах – от 0 до 34°С. В связи с тем, что расход забортной воды на конденсаторы судовой холодильной установки почти неизменный, создаются исключительно неблагоприятные условия для эксплуатации СХУ. В конденсаторах давление меняется от 9 до 3 кг/см 2 , что приводит к серьезным нарушениям всего цикла работы установки. Следует, к сожалению, отметить, что на морских судах нет работоспособного регулятора давления пара в конденсаторе, и создание такого регулятора является острейшей проблемой. Водорегулирующие вентили (ВРВ) на СХУ, как правило, отсутствуют, а там, где их и устанавливают, они не работают, так как их клапанные седла быстро разрушаются под действием забортной воды. Пока нет надежных ВРВ для морских холодильных установок, механикам можно рекомендовать делать на конденсаторах обводы из труб, сечением меньше основных, с клапанами, которые дают возможность переводить охлаждение с одного сечения труб на другое, то есть изменять расход воды на конденсатор.

Квалифицированное обслуживание судовой автоматизированной холодильной установки позволяет существенно улучшить технологический процесс хранения скоропортящихся продуктов и ощутимо повысить производительность труда машинной команды.

Теплота паров хладагента, сжатых в компрессоре, отводится забортной воде, прокачиваемой через конденсатор. Процесс конденсации определяется температурой и расходом проходящей через него охлаждающей воды, а также тепловой нагрузкой конденсатора. Зависимость давления конденсации p k от расхода забортной воды m зв при постоянных температуре забортной воды t зв и тепловой нагрузке конденсатора Q к называется статической характеристикой конденсатора : p k = f (m зв) (рис.10б ). Очевидно, различным температурам охлаждающей воды соответствуют и различные статические характеристики конденсатора.

На рис .10а и 10б представлены схема и статические характеристики конденсатора для двух значений температуры забортной воды.

Пусть температура забортной воды равна t зв1 и ей соответствует статическая характеристика p k 1 (m зв1) . Тогда при расходе воды m зв1 режим работы конденсатора определится точкой 1 с давлением конденсации p к1 . Характерной особенностью эксплуатации судовых холодильных установок является их работа при быстро и резко меняющихся климатических условиях. Понижение температуры забортной воды до t зв2 изменит положение статической характеристики до p к2 (m зв2) .

Рис.10. Регулирование давления конденсации хладагента

а ) принципиальная схема установки; б ) статические характеристики конденсатора; в ) структурная схема регулирования; г ) статическая характеристика водорегулирующего вентиля.

В этом случае режим работы конденсатора при прежнем расходе воды m зв1 определится точкой 2, которой соответствует пониженное давление конденсации p к 2 < p к1 . Как показывает практика, изменение температуры воды от 0 до 32°С, при прочих равных условиях, вызывает изменение давления конденсации от 0,32 до 0,88 МПа, то есть в 2,5 раза. Подобные колебания, особенно понижение давления конденсации, отрицательно сказываются на работе ТРВ и, следовательно, на качестве регулирования степени заполнения испарителя. Кроме того, изменение давления конденсации приводят к изменению массы свободной воды в хладоне, а связанное с ним изменение температуры конденсации сказывается на поглотительной способности силикагеля. Следовательно, давление конденсации необходимо поддерживать постоянным, то есть регулировать. Как видно из графика на рис.10б , давление конденсации p к1 при изменении температуры забортной воды до t зв2 будет постоянным в том случае, если расход воды уменьшится до m зв2 (точка 3). В общем случае регулирование давления конденсации при меняющейся температуре забортной воды или тепловой нагрузке конденсатора осуществляется соответствующим изменением расхода воды через конденсатор. Структурная схема подобных САР представлена на рис. 10в .

Изменение давления в объекте регулирования ОР конденсатора оценивается автоматическим регулятором АР давления, который сравнивает текущее значение регулируемого параметра p к с заданным p зад. В зависимости от знака и величины рассогласования Dx = p зад - p к регулятор выдает сигнал регулирующему органу РО на уменьшение возникшего рассогласования. В соответствии с

Рис.11 . Водорегулирующий вентили типа Р (а) и

типа WVFM фирмы «Данфосс» (б)

этим сигналом РО изменяет расход воды через конденсатор, удерживая давление конденсации на заданном уровне. Зачастую регулятор и РО изготавливают в одном корпусе и называют водорегулирующим вентилем (рис.11.).

Водорегулирующий вентиль типа Р (рис. 11а). В этом регуляторе внутреннее пространство между сильфоном 7 и его корпусом 8 соединено с паровым пространством конденсатора или с нагнетательной стороной компрессора. Усилие, возникающее на сильфоне, передаётся на шток 6 и уравновешивается пружиной 2 . Мембраны 3 и 5 уплотняют водяную часть регулятора.

При повышении давления конденсации усилие на сильфоне возрастает и шток 6 , преодолевая сопротивление пружины 2 , поднимает клапан 4 и увеличивает расход воды на конденсатор. Давление конденсации остаётся на прежнем уровне.

На нужное давление конденсации прибор настраивают вращением гайки 1 , которая, действуя на тарелку, изменяет натяг пружины 2.

Водорегулирующий вентиль типа WVFM фирмы «Данфосс» (рис.11б). Способ регулирования, реализованный в этих водорегулирующих вентилях, называется пропорциональным. Он характеризуется тем, что для различных значений температуры забортной воды поддерживаются различные значения регулируемого параметра – давления конденсации (рис.10г). Так, минимальной температуре воды соответствует наименьшее регулируемое давление p k min , а максимальной температуре – наибольшее p k max . Разность d=p к max –p к min называется неравномерностью регулирования.

Неравномерность регулирования заложена в самом принципе регулирования. Действительно, чтобы обеспечить подачу большего количества воды в конденсатор, например при возрастании температуры забортной воды, необходимо увеличить открытие клапана, для чего необходимо повышенное давления конденсации. Наоборот, снижение температуры забортной воды требует уменьшение ее расхода, что обеспечивается прикрытием клапана под действием настроечной пружины, а это возможно только при понижении давления в конденсаторе.

Следовательно, каждой температуре охлаждающей воды соответствует единственное значение давления конденсации. Обычно это свойство выражается статической характеристикой САР p к (t зв) , показывающей, как изменяется регулируемая величина с изменением температуры воды.

1.6. Изменение температуры в охлаждаемых помещениях при помощи пропорциональных регуляторов давления

Пропорциональные регуляторы давления применяются только при многокамерных системах охлаждения, при наличии камер с плюсовой температурой и при разности температур в отдельных помещениях не менее 10°С.

Известны четыре типа пропорциональных регуляторов давления:

- «до себя»;

- «после себя»;

Регуляторы давления кипения холодильного агента;

Регуляторы давления конденсации холодильного агента. В судовых установках наиболее распространены регуляторы давления «до себя» (автоматический дроссель, бародроссель или регулятор давления испарителя). Они устанавливаются на всасывающей линии, изменяют производительность компрессора за счет дросселирования паров агента при всасывании. Реагируя на повышение давления на линии всасывания до себя, данный регулятор давления увеличивает проходное сечение клапана, что приводит к увеличению производительности компрессоров. При уменьшении тепловой нагрузки кипение агента происходит менее интенсивно. В результате этого давление до регулятора падает, поэтому регулятор уменьшает сечение клапана на линии всасывания, что снижает производительность компрессора.

На судах морского флота применяются три типа регуляторов «до себя»: - фирмы «Данфосс» типа IV;

Фирмы «Данфосс» типа IVA;

Регулятор отечественной постройки АДД-20.

На рис.12 показаны регуляторы «до себя» фирмы «Данфосс» типа IV и регулятор АДД-20: на сильфон 4 снизу давит пар, выходящий из испарителя. При повышении давления сильфон и пружина 6 сжимаются, .клапан 3 поднимается, увеличивая проходное сечение на линии всасывания. Пружина 5 служит для устранения колебаний клапана. Настраивается регулятор с помощью винта 2, изменяя натяжение пружины 6. При настройке регулятора к штуцеру

Рис.12. Пропорциональные регуляторы давления:

а – регулятор «до себя» W фирмы «Данфосс»; б – регулятор АДД-20

присоединяется манометр. Колпачок 1 установлен для предохранения от выпадения инея на регулировочном винте 2. Регуляторы могут быть настроены в диапазоне давлений от 400 мм рт. ст . до 3,3 кг/см 2 .

У регулятора АДД-20 в корпусе 11 закреплена диафрагма 3. Снизу диафрагмы установлен ограничитель 2, а сверху – чашка 12. Внутри корпуса находится пружина 1, упор пружины 10 и регулировочный болт 9. Сильфон 7 обеспечивает герметичность. При повышении давления в испарителе пары агента проходят через отверстия, в клапане 8 и уплотнении 5, заставляют диафрагму преодолевать силу натяжения пружины. При этом клапан открывается, что увеличивает производительность компрессора. Клапан находится под действием пружины 15 , поэтому, как только диафрагма преодолеет натяжение пружины 1, он открывается. При уменьшении давления в испарителе пружина закрывает клапан. Установка необходимого давления на линии всасывания регулируется регулировочным болтом 9 .

При настройке пропорциональных регуляторов давления «до себя» следует учитывать, что температурой в охлаждаемых помещениях управляют термостаты, а остановкой и пуском компрессора - термостат и прессостат.

В судовых холодильных установках регулятор «до себя» рекомендуется настраивать на давление всасывания 0,12…0,13МПа, что обеспечивает кипение хладагента R22 при температуре около минус 25°С. При такой регулировке холодильные камеры работают наиболее устойчиво.

В настоящее время имеется большое количество документов и технических инструкций разработчиков, в которых подробно описывается конструкция ТРВ, их работа технология их подбора и монтажа.

В большинстве документов указывается что ТРВ настроены на заводе-изготовителе и как правило не требуют дополнительной регулировки. Вместе с тем, возникает вопрос: как настроить ТРВ если по какой-либо причине пот тся необходимость дополнительной регулировки""

Рис. 8.4

Чтобы сохранить стабильность настройки во времени, необходимо производить ее при температуре в охлаждаемом объеме близкой к температуре отключения компрессора. (настройка, обеспечивающая стабильность при температуре 25°С, может привести к пульсациям при температуре 20СС).

Не допускается производить настройку ТРВ при высокой температуре в охлаждаемом объеме!

  • Для этого при постоянной величине перегрева (показания термометра и манометра НД не меняются) нужно медленно открывать ТРВ до тех пор, пока не начнутся пульсации.
  • Если при этом появляются пульсации перегрева (пульсации показаний термометра и манометра), нужно закрывать ТРВ до тех пор, пока пульсации не прекратятся.

Внимание. Никогда не врагцайте регулировочный винт больше, чем на один оборот (предельный режим приводящий к пульсациям, может наступить при вращении винта на 1/4 или даже на 1/8 оборота). После каждого изменения настроит (поворота регулировочного винта) следует выждать не менее 15 минут (в дальнейшем это позволит вам сэкономить время на настройку)

Когда установка выйдет на пульсирующий режим, достаточно слегка закрыть ТРВ (например, на пол-оборота).

В лпом случае ТРВ будет настроен на минимально возможный перегрев, который обеспечивается данной установкой, заполнение испарителя жидким хладагентом будет оптимальным, а пульсации прекратятся.

ПРИМЕЧАНИЕ. В течение настройки давление конденсации должно оставаться относительно стабильным, но его величина должна быть максимально приближена к номинальным условиям работы, так как от нее зависит производительность ТРВ.

При настройке могут возникнуть две сложности:

1) Вам не удается добиться пульсаций. Это означает, что ТРВ, будучи даже полностью открытым, имеет производительность ниже, чем производительность испарителя.

В общем случае это может происходить по следующим причинам: либо проходное сечение ТРВ слишком мало, либо в установке не хватает хладагента, либо на вход в ТРВ поступает недостаточно жидкости.

2) Вам не удается исключить пульсации после их возникновения. Это означает, что ТРВ будучи даже полностью закрытым, сохраняет производительность выше, чем производительность испарителя.

В общем случае это связано с тем, что либо проходное сечение ТРВ слишком велико, либо испарителю не хватает производительности.

Настройка прекращается, когда перегрев достигает слишком большого значения (это наступает когда ТРВ практически перекрыт давление кипения аномально малое и полный перепад температур Абполн слишком большой). Это означает, что испаритель производит меньше паров, чем способен поглотить компрессор, то есть мощность испарителя недостаточна.

Примечание Аномалии, которые могут вызывать перечисленные выше проблемы, возникающие при настройке ТРВ (слишком малый или слишком большой ТРВ плохая подпитка жидкостью нехватка хладагента в контуре нехватка производительности испарителя) более подробно будут проанализированы при детальном изучении каждой из этих неисправностей.

Здесь же мы сформулируем основной вывод из данного раздела: настройка ТРВ может оказаться трудоемким и длительным процессом, поэтому не приступайте к процедуре настройки, не будучи абсолютно уверенными в глубоком понимании наших рекомендаций.

Во всех случаях, когда вы приступаете к настройке ТРВ, обязательно в качестве меры предосторожности заметьте начальную настройку (начальное положение регулировочного винта) и точно подсчитывайте число оборотов регулировочного винта, которое вы сделали (точная регулировка может быть обеспечена поворотом винта всего на 1/8 оборота).

Упражнение

Какая из двух схем, приведенных на рисунке 8.5, представляется вам более удачной? Почему?


Рис. 8.5

Решение

В варианте 2 зону перегрева испарителя обдувает уже охлажденный воздух.

Напротив, в варианте 1 воздух, который обдувает зону перегрева, имеет более высокую температуру.

Мы уже изучили влияние температуры воздуха на заполнение испарителя и на холодопро-изводительность (рисунок 7.1).

Следовательно, схема 1 обеспечивает лучшее заполнение испарителя и является более предпочтительной с точки зрения улучшения холодопроизводительности.

В.Шишов, главный инженер компании "Фармина"
(см. журнал "Холодильная техника" №8, 2005 г.)

ТРВ является наиболее распространенным типом регулирующего устройства для холодильных установок. Диапазон производительности этих ТРВ в режиме кондиционирования колеблется от 0,15 кВт до 1300 кВт. Существует большое количество различных типов механических ТРВ: разборные и герметичные, с фиксированным и регулируемым перегревом и т.д. Современные ТРВ отличают следующие особенности: разборная, модульная конструкция, облегчающая сервисное обслуживание; сменные клапанные узлы, работающие на любом из известных хладагентов (HFC, HCFC, CFC); наличие функции МОР, защищающей электродвигатели низкотемпературных компрессоров во время выхода системы на режим (ограничение максимального рабочего давления кипения).

Для испарителей, устанавливаемых в небольших шкафах, охлаждающих прилавках, применяют ТРВ с внутренним выравниванием. ТРВ с внешним выравниванием рекомендуется использовать при гидравлическом сопротивлении испарителя >=0,2 бар для систем кондиционирования, >=0,14 бар для среднетемпературных режимов и >=0,07 бар для низкотемпературных режимов. Поэтому в низкотемпературных системах и для воздухоохладителей с распределительным устройством ("пауком") ТРВ с внешним выравниванием должны использоваться практически всегда. В случае наличия компенсации внешнего давления трубопровод компенсации врезается во всасывающую магистраль сразу после капсулы (термочувствительного баллона). При внешнем выравнивании эффективнее работают испаритель и ТРВ: испаритель лучше заполняется жидким хладагентом, а в ТРВ практически не конденсируется пар над мембраной.

Капсулу рекомендуется крепить на горизонтальной части всасывающей магистрали, как можно ближе к испарителю, в зоне первой трети окружности трубы. Для того, чтобы отслеживать появление в трубе жидкого хладагента (влажный ход) капсула устанавливается различно: на трубы диаметром 12÷16 мм – капсула устанавливается на 1час, 18÷22 мм – на 2 часа, 25÷35 мм – на 3 часа. Нельзя устанавливать капсулу внутри магистрали, так как наличие масла будет затруднять ее работу. Если есть опасность попадания на капсулу потока горячего воздуха, ее нужно теплоизолировать.

Настройка ТРВ . ТРВ поступают в продажу с заводской настройкой. Статический перегрев (начало открытия клапана) для Т2/ТЕ2 – 4К.

При вращении регулирующего винта по часовой стрелке перегрев повышается, при вращении против часовой стрелки - понижается. При температуре кипения 0°С для ТРВ марки Т2/ТЕ2 полный оборот винта меняет температуру перегрева примерно на 4К, начиная с ТЕ5 - 0,5К.

Чтобы избежать переполнения испарителя жидкостью, вращают регулировочный винт по часовой стрелке, повышая перегрев до прекращения колебаний давления. Затем понемногу вращают винт влево до начала колебаний. После этого поворачивают винт вправо примерно на 1 оборот (для Т2/ТЕ2). При такой настройке колебания давления отсутствуют, и испаритель работает в оптимальном режиме. Допускаются изменения перегрева в диапазоне ±0,5 К.

Если испаритель недостаточно заполнен кипящим хладагентом, то снижают перегрев, вращая регулировочный винт против часовой стрелки до начала колебаний давления. После этого поворачивают винт вправо на один оборот (для ТРВ типа Т2/ТЕ2).

Если пропускная способность ТРВ слишком велика или мала и не удается найти режим настройки, то нужно заменить ТРВ или сменить клапанный узел.

Все холодильные установки комплектуются терморегулирующими вентилями (ТРВ), с помощью которых корректируется количество хладагента, подающегося в испарители холодильного оборудования. Терморегулирующий вентиль danfoss – одно из лучших устройств нашего времени, которое производится известным одноименным датским концерном.

Меню:

Принцип работы и задача, которую выполняет терморегулирующий вентиль состоит в том, чтобы обеспечить испаритель необходимым количеством хладагента объемом, определяющимся тепловой нагрузкой на агрегат в данное время. Например, терморегулирующий кондиционера поддерживает выходные перегретые пары в определенных пределах.

Виды

Соответственно функционального назначения, трв danfoss разделяют на такие виды:

Терморегулирующие электроприводные клапаны ETS

Функциональное предназначение: подача охлаждающей жидкости в испарители холодильного оборудования и кондиционеров. Благодаря полной сбалансированности клапана и корпуса, охладительная жидкость протекает в обоих направлениях. Клапан закрывается очень плотно.

Преимущества:

  • функционирует, независимо от направления движения рабочей среды в агрегате, что обеспечивается уравновешивающим устройством.
  • различные модели приводов делают возможным полной перекладки клапана через 2625 – 3810 шагов на протяжении 8,4-12,7 сек.
  • при наличии привода постоянного тока, перекладка клапана осуществляется со скоростью 150 шагов за 1 сек.

Терморегулирующие электроприводные клапаны AKV

С их помощью хладагент впрыскивается в испарители. Регулировка осуществляется широтно-импульсным методом. Это значит, что широта импульсов, которые посылает контроллер агрегата, определяет степень открывания .

Преимущества:

  • благодаря разборной конструкции, может меняться клапанный узел (дюза) для трв danfoss AKV;
  • во время работы клапану не нужна подстройка;
  • устройства – универсальное по конструкции, поскольку является соленоидным и терморегулирующим вентилем одновременно.

Терморегулирующий вентиль Т2 и ТЕ2

Для наполнения «сухих» (незатопленных) испарителей, рассчитанных на небольшую мощность, пользуются терморегулирующими вентилями T2 и TE2. Номинальная холодопроизводительность таких агрегатов составляет порядка от 380 Вт до 9 100 Вт при R404A/R507. Применяются в обычных холодильных установках, тепловых насосах, воздухоохладителях, чиллерах, транспортных рефрижераторах, льдогенераторах.

Они отличаются:

  • большим эксплуатационным температурным диапазоном;
  • наличием сменного клапанного узла;
  • легкостью задания необходимой производительности;
  • простотой складирования.

Важно! В случае необходимости, можно поставить специальный переходник, рассчитан и на отбортовку, и на пайку.

К виду TE2 относят терморегулирующий вентиль danfoss tx2 предназначен для автоматической регулировки расхода хладагентов с наличием фтора в испарителях охлаждающих агрегатов.

Рассчитан для работы при давлениях до 28 атм при температурах от -40 град до +10 град.

Терморегулирующий вентиль РНТ

Контролирует процесс поступления жидких хладагентов в испарители агрегатов. С его помощью происходит наполнение «сухих» испарителей, в которых тепловая нагрузка на них прямо пропорциональна перегреву хладагентов. Прибор работает в тепловом диапазоне -40 – + 50⁰С при допустимом рабочем давлении 28 бар (для PHT 85 и PHT 125), и 20 бар (для PHT 300).

ТРВ TU/TC

Качество работы клапанов TU/TC зависит от:

  • давления, создающимся наполнителем термобаллона;
  • давления, во время кипения хладагента;
  • степени напряжения пружины.

Поэтому, регулировка таких терморегулирующих вентилей сводится к тому, чтобы постоянно поддерживать равновесие между уровнем давления в баллоне, которое образуется по одну сторону от мембраны, и величиной суммарного давления между напряжением пружины и кипением, действующих с другой стороны.

Применяются такие установки в обычном холодильном оборудовании, тепловых насосах, кондиционерах, кулерах и пр.

Они отличаются:

  • легкостью и прочностью;
  • наличием биметаллических штуцеров, что способствует удобной и безопасной пайке;
  • использованием капиллярных трубок , что способствует длительному сроку эксплуатации.

Настройка перегрева данного вида трв danfoss может осуществляться регулировочным винтом.

Важно! Возможно монтирование с любыми значениями МОР (максимальным рабочим давлением), что содействует защите компрессора от возникновения повышенных давлений при кипении.

Терморегулирующий вентиль (трв) TGE

Данная серия характерна наличием незаменяемых клапанных узлов. Такие клапаны разработали в коммерческих целях: их используют в высокопроизводительных системах кондиционирования.

Устройства способны пропускать жидкий хладагент в испарители «сухого» типа, в которых тепловая нагрузка на испарителе прямо пропорционально зависит от перегрева хладагентов.

К плюсам агрегата можно отнести:

  • функционирование в условиях повышенной влажности, что очень важно при комплектации тепловых насосов;
  • сбалансированность клапанного узла в любом направлении потока рабочей среды (вентили серии TGE 20 и TGE 40);
  • быстроту и легкость монтажа;
  • наличие минимального риска возможных утечек, поскольку все сварные швы – лазерные.

Терморегулирующий вентиль danfoss tgel-35 относится к прямоточным герметичным изделиям модификации TGE, имеющие встроенный клапанный узел (хладагент R410) со статическим перегревом 4К. Оптимально функционирует при температурах от -40 град. до +10 град. и давлениях, не превышающих 46 атмосфер.

ТРВ TE5 – TE55

С помощью агрегатов регулируется подача хладагента в среднее по мощности холодильное оборудование. Вентили предназначены для наполнения хладагентом «сухих» (незатопленных) испарителей, о расходе которого можно судить по степени перегрева во время выхода из испарителя.

Благодаря наличию сменного клапанного узла, обеспечивается:

  • простота монтажа;
  • оптимальный вариант обеспечения поддержки конкретной производительности;
  • наличие каналов, уравновешивающих давление.

Может эксплуатироваться в температурном диапазоне от -60⁰С до +11⁰С!

Замена ТРВ

Если холодильное оборудование функционирует с перебоями, то сначала необходимо выяснить причину возможной поломки.

Например, когда отсутствует поступление горячего или холодного воздуха с кондиционера, то одной из причин его плохой работы может быть засорение воздушного фильтра.

Для возобновления нормальной работы, следует почистить фильтр, а также другие аксессуары и не допускать, насколько это возможно, попадание в них грязи и пыли.

Если трв например не может выровнять давление в контурах, то лучше всего провести его замену. Кстати, такой технологический процесс устранения неисправности как замена трв – простая процедура, которую можно осуществить самому.

Кроме этого, предлагаем перечень наиболее распространенных поломок холодильного оборудования, когда необходима замена устройства:

  • слишком мала производительность;
  • наличие пульсации давления, что выражается большой производительностью;
  • на всасывании образуется очень высокое давление;
  • перетекает жидкий хладагент из термобаллона или наличие его утечки;
  • компрессор постоянно переполняется жидкостью, что вызвано слишком большой пропускной способностью вентиля;
  • агрегат постоянно закрыт;
  • клапан не реагирует на любые способа воздействия;
  • наблюдение постоянных колебаний температурных показателей, давления в системе.

Вентиль ТРВ 2

Терморегулирующий вентиль трв tn 2 r 134 – достаточно точный агрегат, с помощью которого регулируется подача хладагентов, в зависимости от интенсивности их кипения в испарителях. Регулировка потока осуществляется наличием конкретных температурных показателей и давления хладагента парообразного типа при выходе с испарителя.

Терморегулирующие клапаны моделей трв 2 типа tes 2 с внешним выравниванием обычно изготавливаются из латуни и рассчитаны на функционирование в системах с оптимальным давлением 34 бар. Они легко выдерживают внешнее воздействие и отличаются длительным сроком службы.

Соленоидный

Соленоидный вентиль danfoss достаточно популярный среди аналогичных устройств. Без соленоидных клапанов нельзя представить полноценное функционирование холодильных установок, кондиционеров, газоснабжающих и .

Главными составляющими соленоидного трв danfoss являются катушка и сердечник (поршневой или дисковый), которые размещаются в пластиковом или металлическом корпусе. С помощью сердечника трв danfoss осуществляется регулировка потока рабочих сред или перекрытие прохода рабочих веществ.

При настройке трв соленоидного типа нужно учитывать направление потоков хладагентов, которое указанное стрелками на корпусах, иначе – агрегат функционировать не будет.

Если необходимо установить клапан перед терморегулирующим вентилем, то они должны находиться очень близко друг от друга. Такое размещение исключает возможность возникновения гидравлических ударов во время возможных открытий.

Существует два вида регулировки агрегатами: электронное управление трв danfoss и механическое.

Второй вид можно разделить на 2 модификации:

  • приборы, в которых можно менять клапанные узлы;
  • устройства с незаменяемыми клапанными узлами.

К изделиям, конструкция которых предвидит наличие заменяемых клапанных узлов, относят устройства расширительного типа, оснащенные автоматикой, предназначенной для регулирования подачи хладагента с наличием хлора и фтора.

Терморегулирующий вентиль danfoss r410a относится к угловым устройствам, как с внешним выравниванием, так и без внешнего уравнителя которые можно купить в комплекте с дюзой (аналог клапанного узла). Правильный подбор дюзы для трв danfoss определяет дальнейшее функционирование целого агрегата.

Для терморегулирующего вентиля (трв) danfoss 068u4261 характерно наличие стандартной заводской настройки статического перегрева 5 K.

Номинальная мощность при функционировании трв danfoss tcbe 068u4504 возможна при температурах:

  • испарение – te = + 5 °C;
  • конденсация – tc = + 32 °C;
  • жидкости хладагентов – tl = + 28 °C, при максимальном рабочем давлении до 45,5 бар.

Терморегулирующий вентиль danfoss tex 5 067b3250 осуществляет регулировку расхода хладагента с наличием фтора в испарителях охлаждающих конструкций.

Трв danfoss tes 5:

  • характеризуется обширным выбором моделей;
  • отличается большой амплитудой производительности;
  • оснащён капиллярной трубкой, сменными питания, клапанными узлами и термобаллонами;
  • используется в холодильном оборудовании с давлением до 28 атм.

Большой популярностью пользуются трв danfoss tes2 и трв tex2 danfoss, которые рассчитаны на работу в температурном диапазоне от -40⁰С до +10⁰С. Среди механических аналогов углового типа TES2 пользуется спросом терморегулирующий вентиль danfoss r404a tes 2 2-40 c +10 c без мор с внешним выравниванием.

Обладает входным соединением на 3/8 ” под отбортовку. Рассчитан на эффективное функционирование при давлениях до 34 атмосфер.

Терморегулирующий вентиль danfoss tdez 8 068h5169 обычно оснащен капиллярной трубкой 150 см с входным штуцером 3/8 дюйма, рассчитан на функционирование в температурных условиях от +10⁰С до -25⁰С.

Шаровый

Шаровые вентили danfoss врезаются в системы способом пайки или с помощью резьбового соединения.

Важно! Чаще всего вентиль шарового типа устанавливаются во время регулировки или ремонта трубопровода, перекрытие которого осуществляется в ручном режиме.

Купить трв danfoss шарового типа можно в интернет-магазине, где специалисты не только помогут советом, но и осуществят профессиональный подбор трв danfoss для конкретных условий применения. Цена трв danfoss зависит от модели агрегата, поставщика, валютного курса и других факторов.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...