Пример проекта по дымоудалению. Проектирование системы дымоудаления (ДУ) Проектирование дымоудаления и систем защиты


Проект противодымной вентиляции магазина "Детский мир". В архиве есть методика расчета противодымной вентиляции и сам расчет.

Согласно МДС 41-1.99 предусматривается удаление дыма через противопожарные клапаны КПДВ-1 фирмы "ФАКЕЛ" (Россия) и далее через пристраиваемую шахту дымоудаления. Конструкцию шахты см.чертежи 051-04 - АР. Сверху на шахте дымоудаления установлены крышные вентиляторы дымоудаления.

Дым выбрасывается выше кровли. Выброс дыма осуществляется непосредственно от вентиляторов систем ВД1 и ВД2.

Вентиляторы проекта противодымной вентиляции приняты крышные центробежные, предусмотренные для работы при протяжке дыма с температурой до +400°C тип ВРКВ6 и ВРКВ9 фирмы "ВЕЗА" (Россия).

Вентиляторы ПД4 и ПД5 для подпора устанавливаются на чердаке в отдельно выгороженном помещении. Наружный воздух раздается сетью воздуховодов по чердаку и через 3-ий этаж подается непосредственно в лифтовые шахты для осуществления подпора. Вентиляторы приняты центробежные, тип ВР фирмы "ВЕЗА" (Россия).

Для подпора в тамбур-шлюзы перед лифтами в подвальной части здания осуществляется подача приточного воздуха установками ПД-1, ПД-2, ПД-3, ПД-6 тип СК фирмы "OSTBERG" - Швеция.

Общие данные

Противодымная вентиляция. План подвала. Вид-А.

Противодымная вентиляция. Выкопировка плана 1-го этажа. Выкопировка плана кровли.

Противодымная вентиляция. Выкопировка плана 3-го этажа. Разрез 1-1.

Противодымная вентиляция. Выкопировка плана чердака.

Противодымная вентиляция. Разрез 2-2.

Противодымная вентиляция. Схемы систем ВД-1, ВД-2, ПД-1 - ПД-6.

Прилагаемые расчеты.

Аэродинамический расчет дымоудаления и подпора.

Расчет дымоудаления.

Расчет удаляемого дыма.

Расчет подпора.

Примеры расчета противодымной вентиляциив word и exel.

Работа системы дымоудаления

Система дымоудаления не используется для тушения пожара. Её главная цель – обеспечить эвакуацию людей из здания, а в частности – обеспечить незадымляемость помещений, коридоров и лестниц. При пожаре самое страшное вовсе не огонь, а именно дым. Окись углерода или «угарный газ» в дозах 0,4% приводит к смерти. За 2-5 минут воздействия плотного слоя дыма человек теряет сознание.

ЗАДАЧА №1. Обеспечить незадымляемость путей эвакуации из здания;
ЗАДАЧА №2. Обеспечить доступ пожарных подразделений.

Система дымоудаления (син. противодымной вентиляции) – это вытяжная и совмещённая с ней приточная противодымная вентиляция. В нормах проектирования до 2009 года приточная противодымная вентиляция не устанавливалась, но на практике чудовищные объемы удаляемого воздуха приводили к всасыванию дверей и затрудняли эвакуацию. Поэтому в 2013 году нормы дополнили.

На сегодняшний день (2018г.) приточная противодымная вентиляция обязательна! Основная задача притока – компенсировать удаляемый воздух. Мы подаем приточный воздух только для эвакуации людей, ни о каком тушении пожара речи не идет.

Вытяжная система противодымной вентиляции только из одного коридора удаляет от 18 000 до 30 000 м3/ч воздуха. Такой объем воздуха сопоставим с общеобменной вентиляцией офисного здания площадью от 3 000 м2. Такой объем воздуха может использоваться для дыхания от 400 до 700 человек.

Когда нужно дымоудаление?

В интернете крайне мало информации, где именно нужна система противодымной вентиляции.
Нормы дымоудаления написаны сложным языком и разбросаны по разным нормативным документам. В этом разделе я собрал самую важную информацию. Вам осталось пройтись по списку и понять – требуется ли система противодымной вентиляции в вашем конкретном случае?

Система вытяжной противодымной вентиляции (дымоудаления) требуется :

1. из коридоров и холлов любых зданий более 9 этажей, кроме производственных;

2. из коридоров в подвальных и цокольных этажах любых зданий, где есть помещения с постоянным пребыванием людей на этих этажах;
Например, дымоудаление требуется из коридора подвального этажа жилого дома, где расположены офисы, или мастерские. При этом, если выход из такого офиса происходит сразу на улицу- дымоудаление не требуется.

3. из коридоров длиной более 15 метров без открывающихся наружных окон;
Дымоудаление из таких коридоров не требуется в одноэтажных зданиях и производственных зданиях с негорючими веществами. Также не требуется, если во всех помещениях этого коридора нет постоянных рабочих мест, а двери из помещений выполнены в дымогазонепроницаемом исполнении.

4. из атриумов и пассажей ;

Атриум — многоэтажный холл, общее пространство с лестницами, соединяющее несколько этажей здания.

5. из складов со стеллажным хранением высотой более 5,5 метров, где хранятся материалы способные гореть и воспламеняться;

6. из производственных и складских помещений, но только с постоянным пребыванием людей, где используются материалы способные гореть и воспламеняться;

Постоянное пребывание людей – это более 6 часов в сутки или 2 часа непрерывно в течение суток.

7. из производственных и складских помещений с постоянным пребыванием людей, в деревянных зданиях, либо зданиях из других горючих материалов;

8. из помещений без открывающихся наружных око н площадью более 50 м 2:
8.1 с массовым пребыванием людей, м ассовое пребывание — на 1 м 2 свободной площади находится более 1 человека. Например: залы совещаний, учебные аудитории, обеденные залы, зрительные залы театров и кинотеатров. Актуально для всех помещений, где много людей и мало окон. Часто заказывают проект дымоудаления из обеденного зала ресторана в подвальном помещении вместе с проектом .
8.2 c постоянными рабочими местами, где используются или хранятся горючие материалы. Например: читальные залы, книгохранилища, выставки или архивы без открывающихся окон

9. из помещений без открывающихся наружных окон вне зависимости от площади:
9.1 торговых залов магазинов;
9.2 офисов;
9.3 гардеробных площадью более 200 м 2 .

Дымоудаление не требуется из торговых залов (9.1), офисов (9.2), если помещение менее 800 м 2 расположено на 1 этаже жилого здания или пристроено к жилому дому и имеет выход сразу на улицу, при этом от самого дальнего помещения до выхода должно быть не более 25 м.
Например: Если офис менее 800 м 2 ,но от самого дальнего помещения до выхода более 25 м – дымоудаление потребуется.

9.4 автодорожных и коммуникационных тоннелей при их соединении с подземными этажами здания.

10. из любых крытых паркингов для автомобилей , а также изолированных рамп для въезда автомобилей на этажи.


Система дымоудаления из автостоянки. Применение струйных вентиляторов для парковок в российских нормах не регламентируется!

11. из любых помещений в которые есть выход в незадымляемые лестничные клетки , вне зависимости от их площади и наличия открывающихся окон. Например, коридор менее 15 метров, но выход из него — через незадымляемую лестничную клетку. В таком случае делаем систему дымоудаления в коридоре, а приток – в лестницу.

Незадымляемая лестничная клетка – это внутренняя лестница для эвакуации людей при пожаре в зданиях более 9 этажей (или высотой более 28 метров). Необходимо чтобы рассматриваемое помещение полностью соответствовало всем перечисленным в пункте условиям. Если какое-то требование к помещению не выполняется – дымоудаление не требуется.

Система приточной противодымной вентиляции

Приточная система противодымной вентиляции — система компенсации.
Основная цель – обеспечить свободное открытие эвакуационных дверей. Подача воздуха такой системы осуществляется в нижнюю часть помещения, т.е. в часть помещения ниже верхней отсечки дверного проема.

В качестве притока для компенсации систем механической противодымной вентиляции могут быть использованы:

  • наружные окна в нижних частях помещения с автоматическими приводами;
  • проемы в наружных стенах и шахты с клапанами;
  • механический подпор (с помощью вентилятора).
Проем в наружной стене для компенсации дымоудаления

Первый способ используется крайне редко по той причине, что создает возможность «выгодного недопонимания» со стороны проверяющих органов.

Второй способ применяется чаще, но имеет одну сложность – огромные габариты шахты. В зарубежных нормативах размер шахты дымоудаления рассчитывается от скорости воздуха не более 1,5 м/с, а в российских – допускается 5-6 м/с. В случае использования такой шахты, например, на компенсацию дымоудаления из коридора, мы получаем размер воздуховода, как минимум, 1000х600 мм. Высота воздуховода, прокладываемого под потолком, а именно 600 мм затруднит прокладку смежных коммуникаций и сильно опустит чистовой потолок.


Варианты приточной противодымной вентиляции. Слева -механический подпор (вентилятор). Справа — естественная шахта для притока

Третий способ – механический подпор с помощью вентилятора — более удобный, но и немногого затратный.


Крышной осевой вентилятор приточной противодымной вентиляции без конфузора.

Размеры воздуховоды в таком случае будет существенно меньше, скажем 800х400 мм. Никаких ограничений по скорости воздуха в механических системах противодымной вентиляции нет и быть не может. Система работает только в случае пожара, поэтому не учитывается в общем балансе электропотребления.

В случае механического подпора нам придется докупать вентилятор, оборудовать его шкафом автоматизации и частотным пребразователем согласно ГОСТ Р 53302-2009, но это более надежный вариант, чем все остальные.

Нельзя использовать в качестве притока открывание наружных дверей и ворот, т.к. эвакуационные двери должны оборудоваться устройствами самозакрывания. Данное отступление возможно только в случае атриумов и пассажей.

Можно использовать в качестве компенсации обычную общеобменную вентиляцию, но на практике это не удобно. Во-первых, объемы приточного воздуха в общеобменной и противодымной вентиляции на порядок отличаются, что приводит к удорожанию вентиляционного оборудования. Во-вторых, требования к системе вентиляции ужесточаются и должны соответствовать требованиям системы противодымной вентиляции.
Дешевле сделать две отдельные независимые системы.

Что будет, если не делать систему компенсации дымоудаления.

С мотрите видео ниже.

Вытяжная система противодымной вентиляции

Выбор системы напрямую зависит от этажности здания. В одноэтажных зданиях допускается проектировать систему естественного дымоудаления т.е. самооткрывающиеся клапаны в кровле и фрамуги. В зданиях более 1 этажа – система механической противодымной вентиляции.

Необходимо конструктивно разделять помещение на дымовые зоны, площадью до 3000 м 2 каждая. На каждую зону — своя отдельная система. В противном случае дым растекается по потолку такого огромного помещения. Температура дыма снижается, а следовательно снижается и гравитационное давление. Норма обсуждению не подлежит.

Естественное дымоудаление

В естественной системе дымоудаления, как в любой естественной инженерной системе есть один большой минус и один большой плюс. Плюс в том, что система пассивная, т.е. не требует больших капитальных затрат, не потребляет электроэнергию и имеет минимум рабочих механизмов, которые следует проверять и обслуживать. А минус – в обеспечении стабильной работы такой системы.

Нормы обязывают нас обеспечить защиту от ветра для таких кровельных клапанов и фрамуг, чего мы совершенно не можем гарантировать.

Естественное дымоудаление не требует системы компенсации. Расчет системы естественного дымоудаления выполняется в зависимости от формы помещения, вида пожарной нагрузки (что именно горит), площади и возможного расположения очага пожара.

Люк естественного дымоудаления на крыше складского комплекса
Люк естественного дымоудаления в рабочем режиме с зубчато — реечным приводом

Система естественного дымоудаления используется только в одноэтажных зданиях: складах, торговых центрах складского типа, производственных цехах. Оборудование такой системы в зданиях этажностью более одного – запрещено.

Механическая система дымоудаления (крышной вентилятор и пристенный вентилятор)

Механическая система дымоудаления работает от вытяжного вентилятора. Обычно вентиляторы дымоудаления бывают 2 типов — крышной и пристенный. Оба вентилятора выполнять одинаковую роль, но совершенно в разных ситуациях.

Устанавливается поверх шахты дымоудаления на кровле и удаляет дым из всех этажей здания, выбрасывая вертикально вверх. Сложность установки такого вентилятора заключается в сложности конструкции монтажной рамы. Долгое время готовых монтажных рам для подобных вентиляторов не производилось и приходилось разрабатывать дополнительный раздел проектной документации, в котором рассчитывались размеры подобной конструкции. Вторая сложность в типе вентиляторов.


Крышной вентилятор механического дымоудаления с вертикальным выросом на монтажном стакане.

Крышной вентилятор предназначен для установки на шахту и должен располагаться на высоте 2 метра от кровли, либо на меньшей высоте, но в таком случае необходимо выполнять кровлю только из негорючих материалов.

Самым простым решением для размещения вентиляторов дымоудаления на кровле, считаю, осевые крышные вентиляторы, либо канальные вентиляторы дымоудаления. Они никак не влияют на гидроизоляцию кровли. Не требует установки дополнительных шахт и рам.

Воздуховоды систем противодымной вентиляции можно выполнять из любого вида стали, но с огнезащитным покрытием. Можно использовать как сварные, так фальцевые и спирально-навивные воздуховоды с единственным требованием: толщина листа стали не менее 0,8 мм.

Пристенный вентилятор , в отличии от крышного, является локальным, т.е. может работать на конкретный этаж, и выбрасывать продукты горения через решетку на фасаде здания. Это позволяет не прокладывать воздуховоды через все этажи на кровлю и не оборудовать вытяжную шахту. Вентилятор размещается на наружной стене этажа, либо с улицы, либо внутри помещения.


Пристенный вентилятор дымоудаления (снаружи здания) с выпускным патрубком, обеспечивающий скорость струи не менее 20 м/с. (СП7 пункт.7.11 г)
Пристенный вентилятор дымоудаления (внутри здания). Двигатель в термоизолированном кожухе с дополнительным каналом для охлаждения.

Для дымоудаления с парковок, больших торговых площадей, пристенные вентиляторы скорее всего не подойдут. Максимальный расход удаляемого воздуха составляется 35 000- 38 000 м 3 /ч. Но для дымоудаления из коридоров, небольших офисных и торговых помещений – отличная идея.

Как избежать установки системы дымоудаления?

Основная проблема системы – её размер и стоимость. Минимальное сечение воздуховода дымоудаления 800х500 мм или 1000х300 мм, причем оба размера встречаются крайне редко. Существует ряд мер, которые в законном порядке компенсируют систему дымоудаления, т.е. исключают требования по её установке.

Общее решение . Обосновать отсутствие дымоудаления расчетом пожарных рисков. Расчет не распространяется на многоквартирные дома, детские учреждения и медицинские стационары.
Для любых помещений до 200 м 2 . Оборудовать систему автоматического пожаротушения. В том числе возможно оборудование модульной системой, что менее затратно и практично.
Для торговых залов, офисов и коридоров более 15 м . Добавить в помещение рекреакции с наружными открывающимися окнами.
Для помещений выставок, архивов, мастерских и книгохранилищ (если не подходит пункт 2) – обосновать отказ от системы дымоудаления отсутствием постоянных рабочих мест согласно проекту архитектурных решений.

Алгоритм запуска системы дымоудаления

Пожарная система дымоудаления должна включаться от трех независимых сигналов:
– от кнопки «Пожар» с пульта охраны;
– от кнопки «Пожар», установленной в коридорах на путях эвакуации;
– от срабатывания двух и более пожарных датчиков в одной конкретной зоне (на одном этаже).

Порядок запуска систем дымоудаления:

Включение системы от одного из 3 независимых сигналов;
звуковое оповещение людей о пожарной тревоге;
отключение систем общеобменной вентиляции, кондиционирования и воздушно-тепловых завес. Закрытие противопожарных клапанов на системе вентиляции;
опуск лифта на 1 этаж здания и открытие дверей;
запуск вентилятора и открытие клапанов вытяжной противодымной вентиляции;
запуск вентилятора и открытие клапанов приточной противодымной вентиляции (через 20-30 секунд после вытяжного).

Нет смысла делать дымоудаление из подземных переходов.

Проектирование дымоудаления

Вы можете заказать проект дымоудаления у меня без посредников. Я выеду на объект и спроектирую систему.
Стоимость рабочей документации дымоудаления от 25 000 руб. (для ДУ из коридоров) до 75 000 руб. (для ДУ многоквартирных домов и небольших торговых центров).
Строго согласно нормам проектирования дымоудаления СП 7.13130.2013, СП 5.13130.2009, СП 2.13130.2012.
Расчет выполняю по методикам Р НП «АВОК» 5.1.5-2015 и ВНИИПО 2013
Мои контакты +7-963-729-71-20 (Алексей)

Расчет выполняется на основании методических рекомендации к СП 7.13130.2013 «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции

1. При расчете систем удаления дыма из открытых помещений различного назначения (залов) и атриумов проектировщики допускаю занижение минимальной ширины помещения. В ряде случаем это влияет на определение площади очага возгорания и, как следствие, снижается производительность противодымной системы вентиляции.

2. Допущение ошибки при подборе вентилятора для вытяжной системы дымоудаления: проектировщики забывают привести расчетное статическое давление вентилятора к стандартным условиям. Сделать это можно по формуле:

_____________________________________________ Psv = 1.2 * (PsmN +Pd )/ρsmN

Где P smN - статическое давление перед вентилятором (по результату расчета) при температуре дымовой смеси;
P d – сопротивление воздуховодов и элементов, не принимающих участие в расчете при определении P smN ;
ρ smN – плотность дымовой смеси при ее температуре

3. При подборе вентилятора по графикам, происходит путаница полного и статического давления. Расчет определяет статическое давление. А номограммы части производителей сделаны для полного давления. В данном случае происходит выбор вентилятора с заниженной производительностью.

4. Низ клапана вытяжной противодымной вентиляции должен быть выше проема эвакуационной двери.

5. Клапан компенсирующей системы дымоудаления должен располагаться в нижней части помещения. Как правило, на расстоянии 500 мм, чтобы не мешать мытью полов.

6. Применение системы вытяжной противодымной вентиляции без приточной компенсирующей недопустимо.

7. Дисбаланс по воздуху при работе противодмной вентиляции не более 30 %.

8. Определение расхода компенсирующей подачи приточного воздуха для компенсации системы дымоудаления необходимо выполнить по массовому расходу (ед. изм. кг/с).

9. При работе противодымной вентиляции перепад давлений на закрытых дверях (особенно эвакуационных) должен составлять не более 150 Па. В противном случае, взрослый человек дверь не откроет, а что уж говорить о детях.

10. При проектировании систем дымоудаления коридоров обязательно учитывать конфигурацию коридора см. п. 7.8.

11. При проектировании системы противодымной вентиляции для лестниц многоэтажных зданий типа Н2 возможно разделению на зоны (устройство нескольких клапанов) для снижения давления на закрытые эвакуационные двери.

12. Удаляемые продукты горения должны выбрасываться на расстояние не менее 5 м от места, где происходит забор наружного воздуха приточной противодымной вентиляции.

13. Если кровля и стены выполнены из горючих материалов, то выброс продуктов горения необходимо выполнить на высоте не менее 2 м от уровня кровли, в противном случае следует предусмотреть защиту негорючими материалами.

14. Не допускается устройство общих систем противодымной вентиляции для помещений различного назначения. Например если по СП необходимо дымоудаления из зала заседания и коридора, то необходимо проектировать две раздельные системы и объединять их запрещается.

15. При обеспечении подпора в помещении безопасных зон необходимо учитывать, что подаваемый воздух необходимо подогревать. Как правило, выбирают электрический калорифер.

16. Перед вентиляторами систем противодымной вентиляции необходимо устанавливать обратные клапана с электроприводами (огнезадерживающий клапана нормально-закрытый с реверсивным приводом) согласно п. 7.11, п. 7.13, п. 7.17. В случае расположения клапана на улице, должен быть организован электрический подогрев клапана. Стоит обратить внимание на то, что монтаж гравитационного обратного клапана является нарушением п. 7.19. Так как данный клапан не сохраняет свое положение при отключении электропитания.

В заключении хочется добавить, что расчёт и проектирование систем пожарной вентиляции должны проводиться профессионалами. Вы всегда можете обратиться в нашу компанию за консультацией по системам дымоудаления и подпора воздуха, а также заказать проект.

Система дымоудаления- важнейший элемент в организации противопожарной защиты любого помещения, создание условий для безопасной эвакуации людей в случае возникновения задымления и пожара. Это основа любой системы пожарной безопасности на объекте и обязательно должна присутствовать во всех зданиях, независимо от их назначения.

Дым можно выпустить наружу сквозь открытое окно, фрамугу или форточку. Но, так можно справиться лишь с легким задымлением. Для более сложных случаев нужна полноценная система проветривания помещения, которая сможет удалить за пределы строения и дым, и «лишнюю» температуру. Стоит помнить, что угарный газ и прочие составляющие дыма причиняют здоровью людей намного больше вреда, чем само пламя пожара. Поэтому система дымоудаления является обязательным элементом противопожарной системы, обслуживающей коммунальные или жилые строения.

Проектирование в "ЕвроХолод" - это:

  • Оптимизация расходов
  • Энергоэффективность
  • Квалификация
  • Комплексный подход

Основная задача систем дымоудаления - отвод дыма при возгораниях, сокращение материального ущерба при пожарах, предупреждение образования человеческих жертв.

При срабатывании пожарной сигнализации включается противопожарная вентиляция. Система дымоудаления начинает активно удалять продукты горения и дым из очага возгорания, а также препятствовать их распространению по другим зонам помещения. Вентиляторы подпора направляют чистый воздух в пожарные и основные выходы, на лестничные пролеты и в лифты.

При отсутствии системы дымоудаления токсичный дым накапливается в здании, что представляет собой потенциальную опасность.

При проектировании системы дымоудаления наши специалисты точно рассчитают все необходимые параметры, помогут подобрать качественное оборудование подходящей ценовой категории и сделать систему дымоудаления удобной в эксплуатации.

По завершении проектных работ Заказчик получает всю необходимую документацию для осуществления монтажных работ.

О проектировании

Проектирование - это целый комплекс работ по расчету различных инженерных систем с целью достижения сбалансированной работы при сохранении основных расчетных параметров объекта, оценка необходимого количества, качества и номенклатуры оборудования, составления рабочих схем, чертежей, перечней оборудования и обоснования выбора того или иного технического решения.

По результатам многочисленных исследований установлено, что работоспособность людей, чувство комфорта в большей степени зависят от таких параметров микроклимата, как:

Нормальный микроклимат обеспечивают грамотно выполненные проекты, качественное оборудование и профессиональный монтаж.

Проект системы дымоудаления составляется на основе строительных норм и правил, где прописаны минимальные требования к противопожарной системе вентиляции.

Нормативные документы определяют возможности системы дымоудаления:

  • максимальное число людей в помещении;
  • площадь обслуживаемого здания.

Основной нормативный документ при проектировании систем дымоудаления - методические рекомендации «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий» ФГУ ВНИИПО МЧС России от 2008 г.

Проектирование должно быть ориент ировано на применении оборудования, которое будет надежным в работе, простым в эксплуатации и с высокой ремонтопригодностью .

Планировать инженерные системы лучше всего на стадии проектирования объекта или его ремонта. В этом случае все коммуникации и оборудование можно правильно разместить, грамотно интегрировать все инженерные системы и согласовать с дизайнерским проектом.

Плюсы комплексного проектирования

  • Комплексное решение, в котором все разделы инженерных систем согласованы между собой, учтены и объединены в единое целое: дизайн проекта, системы вентиляции и дымоудаления, кондиционирования и отопления, автоматика, водоснабжение и канализация, пожарная сигнализация, пожаротушение, слаботочные системы, теплоснабжение, электроосвещение и др.
  • Сокращение финансовых вложений
  • Снижение рисков
  • Экономия времени и сроков выполнения работ по объекту

Качественный проект инженерных систем, разработанный профессионалами, - залог успеха всей реализации проекта в целом. Специалист ы проектного отдела компании «ЕвроХолод», опытные проектировщики, готовы в минимальные сроки подготовить для Вас проект, учитывая все особенности Вашего объекта, Ваши пожелания и самые актуальные и технически интересные решения в области инженерных систем.

Наша проектная организация разработала документацию вентиляции подпора и дымоудаления ПД и ДУ в деловом центре.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЫМОУДАЛЕНИЯ И ПОДПОРА

1. Функциональное назначение противодымной вентиляции объекта

В соответствии с проектными объемно-планировочными решениями и действующими нормативными противопожарными требованиями посредством противодымной вентиляции рассматриваемого объекта должно обеспечиваться выполнение следующих основных функций:

Удаления продуктов горения из помещений хранения автомобилей подземной автостоянки;

Удаления продуктов горения из изолированных рамп подземной автостоянки;

Удаления продуктов горения из общих коридоров технических, служебных

помещений расположенных на подземных и нижнем надземном этажах;

Удаления продуктов горения из общего коридора служебных помещений (охраны, диспетчерской), расположенных на нижнем надземном этаже;

Удаления продуктов горения из общих коридоров офисов 14-ти этажной надземной части;

Удаления продуктов горения из общих коридоров аппарт-отеля 7-ти этажной надземной части;

Подачи наружного воздуха в нижнюю часть помещений хранения автомобилей подземной автостоянки для возмещения объёмов удаляемых из них продуктов горения;

Подачи наружного воздуха из изолированных рамп со стороны помещений хранения автомобилей подземной автостоянки, а также в нижнюю часть этих рамп для возмещения объёмов удаляемых из них продуктов горения;

Подачи наружного воздуха в нижнюю часть общих коридоров технических, служебных и технологических помещений «зоны общественного питания», для возмещения удаляемых из них продуктов горения;

Подачи наружного воздуха в нижнюю часть вестибюля, двухуровневый холл 14-ти этажной надземной части для возмещения объёмов удаляемых из них продуктов горения;

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в тамбур-шлюзах при выходах в лестничные клетки из помещений хранения автомобилей подземной автостоянки;

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в тамбур-шлюзах, отделяющих помещения хранения автомобилей подземной автостоянки от помещений иного назначения (в том числе, помещений персонала, насосных);

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в холлах лифтов, сообщающихся с помещениями хранения автомобилей подземной автостоянки;

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в шахтах лифтов, имеющих остановки на этажах подземной автостоянки (с выходами через лифтовые холлы в помещения хранения автомобилей) и нижнем надземном этаже;

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в шахтах лифтов, имеющих остановки в 7-и этажной надземной части;

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в шахтах лифтов, имеющих остановки в 14-ти этажной надземной части;

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в общих коридорах офисов 7-и этажной надземной части;

Подачи наружного воздуха для создания избыточного давления в лестничных клетках, сообщающихся с общими коридорами офисов 14-ти этажной надземной части.

Для исключения зависимости от сезонно изменяемых параметров наружной воздушной среды и, как следствие, для повышения эффективности действия противодымной вентиляции данного объекта должны быть предусмотрены системы, преимущественно, с механическим побуждением тяги.

Предусмотренное проектом применение двухъярусной парковки автомобилей с использованием подъемно-поворотных механизмов предопределяет необходимость интенсификации расчетных режимов действия как вытяжной, так и приточной противодымной вентиляции, предназначенной для защиты помещений хранения автомобилей подземной автостоянки. При этом параметры соответствующих систем должны быть увязаны с прогнозируемой мощностью тепловыделения очага пожара («удвоенная» до 10 МВт мощность тепловыделения при двухъярусной парковке по условию возгорания обоих автомобилей, хранящихся друг над другом), а элементы исполнения этих систем должны быть приведены в соответствие с рядом существенных отличительных признаков, в том числе: по увеличенному количеству дымоприемных устройств, размещению последних в ограниченном подпотолочном пространстве (в пределах образующегося относительно тонкого дымового слоя) и по распределению в нижней части защищаемых помещений компенсирующих воздухоприточных устройств с ограничением скорости истечения из них воздуха.

Возмещение объемов удаляемых продуктов горения из помещений хранения автомобилей и изолированных рамп подземной автостоянки, общих коридоров технических, служебных и технологических помещений на подземных этажах, общих холлов офисов на надземных этажах в рамках данной разработки достигается применением отдельных систем приточной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги, обеспечивающих подачу наружного воздуха в нижнюю часть каждого из защищаемых таким образом помещений. Требуемый расход подаваемого воздуха должен быть не менее 70% от установленных данной разработкой соответствующих расчетных значений суммарного массового расхода удаляемых из этих помещений продуктов горения.

Общие коридоры служебных, технологических помещений нижнего надземного этажа и общие коридоры офисов на вышележащих этажах допускается не оснащать автономными системами приточной противодымной вентиляции с учетом расчетно установленной достаточности компенсирующего воздухопритока через соответствующие дверные проемы эвакуационных выходов;

Установленные основные функции противодымной вентиляции рассматриваемого объекта соответствуют проектным объемно-планировочным решениям со следующими объективно необходимыми частичными изменениями:

Дополнительным выделением венткамер на подземных этажах;

Дополнительным устройством перегородок с дверями для разделения общих коридоров офисов.

Остальные проектные объемно-планировочные элементы приняты в рамках данной разработки исходно неизменными. При любом изменении последних необходимо выполнение дополнительного анализа всей совокупности исходных данных для определения требуемого объёма корректировки содержания и результатов настоящей разработки. Без выполнения такого анализа проектная реализация разработанных технических решений и установленных параметров противодымной вентиляции для данного объекта не допускается.

2. Противодымная вентиляция

Проектом предусмотрены противопожарные мероприятия в соответствии со Специальными техническими условиями (СТУ) на проектирование и реконструкцию, а также концепцией противодымной вентиляции и нормативными требованиями.

Решения по противодымной защите комплекса предусматривают устройство систем механического дымоудаления и подпора воздуха, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей в начальной стадии пожара.

Здание комплекса поделено на 4 пожарных отсека (см. раздел 1. «Общая часть» данной пояснительной записки). Предусматриваются отдельные системы дымоудаления и подпора воздуха для каждого пожарного отсека.

Системы механического дымоудаления предусмотрены из следующих зон и помещений:

С двух этажей двухуровневой автостоянки (2 отсека);

Из верхней части рамп;

Из эвакуационных коридоров подземной и надземной части;

Из офисной части 14-ти этажного здания;

Из части аппарт-отеля 7-ти этажного здания;

Из зала столовой и ресторана.

Возмещение объемов удаляемых продуктов горения для перечисленных зон достигается применением отдельных систем приточной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги, обеспечивающих подачу наружного воздуха в нижнюю часть каждого из защищаемых таким образом помещений, а так же предусматривается подпор воздуха при пожаре:

Во все лифтовые шахты независимо от наличия лифтовых холлов (не менее 20 Па);

В эвакуационные коридоры;

Лифтовые холлы и в зоны безопасности инвалидов;

В лестничные клетки;

В тамбур-шлюзы автостоянки;

Для систем дымоудаления предусмотрено использование специальных вентиляторов, обеспечивающих работоспособность в течение 2 часов при температуре газов 600°С. К установке предусмотрено оборудование фирмы «ВЕЗА» (Россия).

Вентиляторы систем дымоудаления устанавливаются на кровле 7-го и 14-го этажей здания. Выброс дыма осуществляется на высоте более 2 м от горючей кровли и на расстоянии не менее 5 м от воздухозаборных устройств систем приточной противодымной вентиляции.

Предусмотрена установка обратных клапанов у вентиляторов дымоудаления и подпора воздуха во избежание поступления холодного воздуха в помещения.

Одной шахтой системы дымоудаления обслуживается дымовая зона не более 3 000 м² на каждом этаже в пределах пожарного отсека.

Клапаны дымоудаления приняты с автоматическими и дистанционно управляемыми приводами без термоэлементов. В качестве нормально-закрытых клапанов используются клапаны с реверсивным электроприводом.

В системах дымоудаления и приточной противодымной вентиляции применены дымовые (нормально закрытые) клапаны фирмы ЗАО "ВИНГС-М" (Россия) с электромеханическим приводом «Вelimo», имеющие возможность управления автоматически, дистанционно и вручную.

Управление всеми системами противопожарной защиты, включая так же огнезадерживающие клапаны и клапаны дымоудаления предусматривается с одного центрального пункта управления.

Воздуховоды систем ВД, выполняются из тонколистовой стали толщиной 1,5 мм сварными, класса «П», и покрываются огнезащитным составом в пределах обслуживаемого пожарного отсека до огнестойкости EI 60, за пределами обслуживаемого пожарного отсека до огнестойкости EI 150 (в соответствии с СП 7.13130.2009).

Воздуховоды систем ПД, выполняются из тонколистовой стали толщиной по СП 60.13330.2012, но не менее 0,8 мм, класса «П». Покрываются огнезащитным составом в пределах обслуживаемого пожарного отсека до огнестойкости EI 30, за пределами обслуживаемого пожарного отсека до огнестойкости EI 150 (в соответствии с СП 7.13130.2009). иии Предел огнестойкости клапана: в режиме Огнезадерживающего (дымового) клапана - EI 90/ E 90; в режиме противопожарного нормально закрытого клапана - EI 30.

Для систем противодымной вентиляции здания используется оборудование производства РФ, имеющее сертификаты соответствия и пожарной безопасности.

Звукоизоляционные и теплоизоляционные материалы противодымного вентиляционного оборудования предусмотрены из негорючих материалов.

Системы приточно-вытяжной вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления автоматически отключаются при возникновении пожара в здании и автоматически включаются системы дымоудаления и подпора воздуха. Дополнительно предусматривается ручное включение систем при пожаре.

Основные показатели назначения противодымной вентиляции и соответствующие требуемые значения этих показателей характеризуются нижеприведенными расчетами. Требуемые параметры приточно-вытяжной противодымной вентиляции соответствуют приведенным табличным расчетным значениям, установленным непосредственно для защищаемых объемов (помещений). Указанные значения подлежат обязательному учету в качестве исходных данных для конечного определения основных параметров вентиляторов в зависимости от выбранных технических характеристик и элементов исполнения вентиляционной сети противодымных систем на последующих этапах проектирования.

4.1. Вытяжная проитиводымная вентиляция

Настоящее приложение содержит основные и промежуточные результаты расчетного определения требуемых параметров противодымной вентиляции «Гостинично-офисного комплекса с подземной автостоянкой», проектируемого для строительства по адресу: г. Москва, ул. Большая Пионерская, вл. 1/17, стр. 1,2,3. Содержание данного приложения имеет иллюстративно-прикладной характер и не может быть воспроизведено в расчетах требуемых параметров систем противодымной вентиляции иных подобных объектов.

Выполненные расчеты приведены в двух основных частях: для систем вытяжной и приточной противодымной вентиляции – раздельно и в перечнях свободной выборки для каждого типа систем. При проведении расчетов аэродинамическое сопротивление сети каждой системы определялось в строгом соответствии с установленными данной разработкой геометрическими характеристиками и трассировкой вентиляционных каналов согласно рекомендуемым

4.1.1. Дымоудаление с подземной автостоянки.

Рассмотрим пример расчета систем дымоудаления с подземной парковки пожарных отсеков 3 и 4 (ПО3 и ПО4). Расчёт системы вытяжной и приточной вентиляции противодымной защиты при пожаре подземной автостоянки на 299 машиномест под зданием по адресу: г. Москва.

Здесь представлен расчёт вытяжных систем противодымной защиты при пожаре (далее, «системы дымоудаления») ВД3, ВД4, ВД6 и ВД7 подземной 2-х уровневой стоянки автомобилей и приточных систем противодымной защиты пандуса ПД20 для ПО3, ПД21 для ПО4 и тамбуров-шлюзов всех выходов ПД30-ПД34, ПД36-ПД38 для ПО3 и ПД25-ПД29 для ПО4 со стоянки с незадымляемыми лестничными клетками типа Н3. При расчёте в качестве этажа, на котором произошёл пожар, был принят нижний этаж. При расчете дыма, поступающего от очага пожара, было принято, что периметр очага пожара равен 12 м (максимальному рекомендуемому по Приложению ). Расчёт количества дыма ведётся в соответствие с , п. 1.3.

Дымоудаление из помещений автостоянки. В соответствии с п.6.15 СНиП 21-02-99 необходимо предусмотреть системы противодымной вентиляции для удаления продуктов горения из помещений для хранения автомобилей и изолированных рамп. Для удаления дыма из помещений автостоянки (пом для хранения автомобилей) предусмотреть 1 шахту дымоудаления (FОБСЛ= 900 м2). Огнестойкость шахты дымоудаления должна быть предусмотрена не менее 0,754 , а клапана не менее 0,54.

Под 7-ми и 14-ти этажным зданием размещается 2-х уровневая автостоянка на 299 автомашин. Отметки уровней -8.700 и -4.550. Выездной пандус (рампа) имеет две полосы движения, в прямом и обратном направлении, и оснащен двумя наружными воротами на выезде на уровне земли (по одним наружным воротам на каждую полосу движения). Тамбур-шлюз перед наружными выездными воротами не предусмотрен. Выездные ворота с каждого этажа на пандус одни, и имеют дренчерную систему защиты проема. Общая площадь автостоянки 8291,2 м², высота: нижнего 3,65 м, верхнего 3,85 м. В подземной стоянке имеются шесть выходов наружу с 2-х этажными лестничными клетками типа Н3 (с поэтажными выходами с этажей через тамбуры-шлюзы). На уровне земли выходы лестничных клеток оканчиваются дверью на улицу. Предусмотрены пассажирские лифты в подземной стоянке.

При расчёте вентиляции противодымной защиты температура наружного воздуха и скорость ветра для холодного и теплого периода года была принята по параметрам Б для г. Москвы; скорость ветра принята равной в холодный период года 4,9 м/с. Для систем дымоудаления при определении гравитационного давления температура наружного воздуха бралась расчётная для теплого периода года. В соответствие с требованиями п. 8.15 (а), расчёт приточной противодымной вентиляции вёлся для температуры наружного воздуха и скорости ветра в холодный период года (параметры Б).

Пожарная опасность помещений стоянки легковых автомобилей отнесена к категории помещений В, поэтому в расчёте принята температура дыма, отводимого при пожаре, равной Т = 450 0С по рекомендациям , и средний удельный вес дыма принят =5 Н/м3, плотность 0,51 кг/м3.

В соответствие с требованиями п. *3.18. и объем удаляемого дыма следует определять для дымовой зоны площадью не более 1600 кв.м. Поэтому площадь 2-х этажей стоянки была разбита на четыре дымовые зоны с площадью 1100-1600 м² каждая. Как было указано в начале, подземную автостоянку обслуживают две системы дымоудаления ВД3 и ВД4, и две системы обслуживают рампу в каждом пожарном отсеке ВД 6 и ВД 7. К каждой системе дымоудаления относятся по две дымовые зоны – на первом и втором этажах в каждом отсеке. Соответственно каждая дымовая зона разбита на два резервуара дыма площадью 550-800м2. Таким образом, за каждой системой дымоудаления закреплено по четыре резервуара дыма, что согласуется с рекомендациями и расчётом в пп. 1.6, 1.8 пособия . При площади до 700 м2 времени полного заполнения каждого резервуара дымом достаточно (п. 1.5 ) для эвакуации людей через любой ближайший эвакуационный выход подземной автостоянки. Максимальное расстояние из любой точки стоянки до ближайшего выхода не более 36 м, что при скорости людей по ГОСТ 12.1.004-91 равной 1,7 м/с дает время эвакуации 22 секунды (при относительно малой плотности потока эвакуирующихся (0,05 м2/м2)). Нормативные 40 м расстояния до ближайшего эвакуационного выхода люди должны проходить за 40/1,7=24 с, .

Противодымная вытяжная вентиляция сблокирована с автоматической пожарной сигнализацией. Предусматривается автоматическое дистанционное и ручное управление вентиляцией противодымной защиты. При загорании одного из автомобилей автоматически открывается дымовой клапан в резервуаре дыма над данным автомобилем, и автоматически включается дымовой вытяжной вентилятор соответствующей системы, обслуживающий данную дымовую зону. При появлении дыма в другом резервуаре (или резервуарах) также автоматически открываются там дымовые клапаны, присоединяя ответвления к вытяжной системе (в соответствие с п. 1.9 ).

Вентиляторы систем дымоудаления ВД3, ВД4, ВД6 и ВД7 размещаются на кровле здания. Подводящие воздуховоды систем дымоудаления перед вентиляторами для взаимозаменяемости соединяются коллектором. Соединительный коллектор разделяется дымовыми клапанами для автоматического включения присоединенного вентилятора соседней системы при аварийной остановке основного (резервирование в соответствие с п. 1.10 ). В каналах перед вентиляторами предусмотрены обратные клапаны.

По требованию п. *3.20 принятые в проекте вытяжные вентиляторы систем дымоудаления сохраняют свою работоспособность при температуре 600 0С не менее 1 часа.

В соответствие с п. *3.20 и п. 6.20 каждое ответвление систем дымоудаления ВД3, ВД4, ВД6 и ВД7, идущее к резервуару дыма оснащается нормально закрытыми автоматическими дымовыми клапанами типа КДМ-2-1000х500-МБ-ВН-В-К-Р(А) ЗАО «ВИНГС-М» с проходным сечением 0,44 м2 с сервоприводом Belimo и пределом огнестойкости ЕI 60. Количество клапанов дымоудаления ниже определено расчётом. Предел огнестойкости шахт дымоудаления предусматривается не менее требуемых пределов огнестойкости пересекаемых перекрытий, а поэтажных ответвлений воздуховодов от шахт не менее EI 60.

Пуск в действие систем противодымной защиты в соответствие с п. *3.19 осуществляется автоматически (от автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения) и дистанционно (с пульта диспетчера и от кнопок, устанавливаемых в шкафах пожарных кранов или у эвакуационных выходов с этажей).

В тамбуры-шлюзы перед лестничными клетками 3-го типа выходов с подземной автостоянки во время пожара (п. 2.7.4, и п. 3.17, ) приток наружного воздуха для каждой вентсистемы из ПД20, ПД21, ПД25, ПД26, ПД30-ПД34, ПД36-ПД38, ПД27-ПД29 осуществляется через вертикальную шахту-коллектор с установленными на каждом этаже автоматическими клапанами, открываемыми по сигналу системы сигнализации о пожаре на данном этаже. В качестве приточных клапанов используются дымовые клапаны. Предполагается использовать клапаны дымоудаления с вертикальной ориентацией наибольшей стороны, «стенового» типа КДМ-2-900х500-МБ-ВН-В-К-Р(В), (или же в стеснённых местах 1150х400) ЗАО «ВИНГС-М» с решёткой и с проходным сечением Sк = 0,39 м2. Клапан устанавливается непосредственно на вертикальном канале из листовой стали 1500х550 (dЭКВ = 805 мм; Sэкв = 0,509 м2). Клапан поставляется с сервоприводом Belimo (или Polar Bear). В канале перед осевым вентилятором подпора в качестве входного клапана также применяется дымовой клапан с электромеханическим сервоприводом сечения 1100 х 1100 мм.

Согласно п. *3.18 в подземных многоэтажных автостоянках с целью обеспечения эффективной работы систем дымоудаления следует проектировать шахты для естественного поступления наружного воздуха на этаж пожара.

Для защиты путей эвакуации от проникновения дыма при пожаре в подземной стоянке предусматривается принудительная приточная вентиляция противодымной защиты отдельно для пандуса (рампы) ПД20 и ПД21 и отдельно для тамбуров-шлюзов перед незадымляемыми лестничными клетками типа Н3 всех шести выходов со стоянки. Производительность всех приточных систем подпора полностью компенсирует количество воздуха, удаляемого системой дымоудаления. По указанной причине дополнительные шахты для естественного притока наружного воздуха не предусматриваются.

Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая пандус и тамбуры-шлюзы лестничных клеток, в соответствие с п. *3.21 осуществляет подачу воздуха через нормально закрытые дымовые клапаны КДМ-2 ЗАО «ВИНГС-М» с пределом огнестойкости не менее EI 160. Клапаны оборудованы автоматическим дистанционным и ручным управлением приводов. Параметры приточной противодымной вентиляции определяются расчетом.

Все двери тамбуров-шлюзов лестничных клеток типа Н3 выходов автостоянки согласно требованиям пункта 6.18 (см. текст требований далее в п. (l)) должны иметь автоматические устройства для их закрывания. В качестве таковых устройств можно принять дверные доводчики (любой из фирм DORMA, USAF, ABLOY, ASSA, GEZE и др.). Для дверей шириной до 1100 мм и весом до 85 кг согласно европейским стандартам доводчик оснащается пружиной EN4, с которой он развивает момент усилия закрывания двери не менее 25 Нм, т.е. для открытия двери при нажатии на неё возле ручки потребуется усилие порядка 2,5-3 кг.

В соответствие с пунктом 6.18 : «Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.

Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и двери тамбуров-шлюзов с постоянным подпором воздуха должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах, а двери тамбуров-шлюзов с подпором воздуха при пожаре и двери помещений с принудительной противодымной защитой должны иметь автоматические устройства для их закрывания при пожаре».

Согласно требованиям п. 8.14 (в) из , приведённому пункту 6.18 из и в соответствии рекомендациям из пп. 1.11 (в), (г), (д) для расчёта приточной системы вентиляции противодымной защиты было принято, следующее состояние ворот и дверей подземной автостоянки при пожаре:

На этаже пожара (нижний) в тамбурах-шлюзах лестничной клетки типа Н3 открыта дверь, ведущая на стоянку, и закрыта дверь, ведущая наружу;

В тамбурах-шлюзах выходов верхнего этажа стоянки закрыты обе двери;

Расход воздуха, подаваемого в тамбуры-шлюзы с одной открытой дверью, следует определять расчетом по условию обеспечения средней скорости (но не менее 1,3 м/с) истечения воздуха через открытый дверной проем и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции (п. 8.14 (в) из ).

Расход воздуха, подаваемого в тамбуры-шлюзы при закрытых дверях, необходимо рассчитывать на утечки воздуха через неплотности дверных притворов. Величину избыточного давления следует определять относительно смежных помещений с защищаемым помещением (п. 8.14 (в) ).

Ворота для выезда автомобилей на пандус на этаже пожара открыты полностью. Спринклерная система защиты проема ворот включена.

Наружные ворота для выезда автомобилей за пределы автостоянки открыты полностью.

Ворота для выезда автомобилей на пандус на другом этаже стоянки закрыты.

Согласно требованиям п. 8.14 (в) из (см. предыдущий п. (l)) расход наружного приточного воздуха систем противодымной защиты тамбуров-шлюзов лестничных клеток на этаже пожара (с одной открытой дверью на этаж в каждом) определяется из условия поддержания скорости истечения в проёме двери не менее минимально допустимой 1,3 м/с и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции.

Избыточное давление на закрытые двери на путях эвакуации (для дверей тамбуров-шлюзов, открытию которых препятствует подпор) не должно превышать 50 Па (согласно п. 1.13 ), но не должно быть меньше 20 Па (см. п. 8.15 (б), ); давление регулируется клапаном избыточного давления (дверь с доводчиком, M~25 Нм, c пружиной EN4).

Согласно пп. 1.11-1.14 и п. 2.5.1 и по состоянию ворот и дверей при пожаре (см. п. (l) выше) давление и расход приточного воздуха, подаваемый системой противодымной защиты пандуса ПД20, ПД21 рассчитывается на противодавление наружному воздуху и с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции и приточных систем противодымной защиты тамбуров-шлюзов лестничных клеток на этаже пожара.

Весь расчёт производительности работающих систем противодымной защиты (вытяжной и приточных) контролируется по балансу воздухообмена на этаже пожара.

При этом учитывается, и в полном соответствие с п. 6.18, : «При пожаре должно быть предусмотрено отключение общеобменной вентиляции подземной стоянки.

Порядок (последовательность) включения систем противодымной защиты должен предусматривать опережение запуска вытяжной вентиляции (раньше приточной)».

При определении производительности вентсистем противодымной защиты следует также учитывать утечки воздуха через неплотности воздуховодов.

Исходные данные:

Количество этажей здания гостинично-делового комплекса – 2, 7 и 14

(Н = 51,2 м). Под этим зданием размещается 2-х уровневая двухэтажная автостоянка на 299 машиномест.

Отметки уровней -8.700 и -4.550.

Площадь -2 этажа стоянки 2826 м² и -1 этажа - 2586 м².

Высота: нижнего 3,65 м, верхнего – 3,85 м. Предусмотрены пассажирские лифты в подземной стоянке.

Выездной пандус (рампа) имеет две полосы движения, в прямом и обратном направлении. Тамбур-шлюз перед наружными выездными воротами не предусматривается.

Выезды с каждого этажа на пандус имеют дренчерную систему защиты проема.

В подземной стоянке имеются шесть выходов наружу с незадымляемыми 2-х этажными лестничными клетками типа Н3 (с поэтажными выходами с этажей через тамбуры-шлюзы). На уровне земли выходы лестничных клеток оканчиваются дверью на улицу. Размеры входных дверей: В = 1,2 м; Н = 2,2 м.

Расчётная температура наружного воздуха в холодный период года -25 ºС, ветер V= 4,9 м/с; в тёплый период года +28,5 ºС, ветер V= 1,0 м/с (параметры Б, г. Москва).

Определение параметров систем (расчёт).

I. Расчёт вытяжных систем ВД3, ВД4, ВД6 и ВД7 противодымной защиты при пожаре подземной 2-х уровневой автостоянки на 299 машиномест.

Пусть очаг пожара находится на -2-ом этаже стоянки (уровень -8.700). Высота этажа Н = 3,65 м. Пусть периметр очага пожара равен 12 м (максимальному рекомендуемому по ). Расчёт количества дыма - в соответствие с п. 1.3

где: - периметр очага пожара, (не более 12 м);

Расчетный средний уровень стояния дыма от пола помещения, принимаемый в рассматриваемом конкретном случае 2,6 м;

Коэффициент, равный 1,2 к расчетному расходу дыма и площади вытяжных шахт, фрамуг в окнах и фонарях, для систем, действующих за счет естественного побуждения тяги, при их совместной работе со спринклерной системой пожаротушения. Для вытяжных систем с искусственным побуждением (вентиляторы, эжекторы и др.) =1.

Максимальный расход дыма для стоянки легковых автомобилей при =1, кг/ч, равен:

=> или 9,5 кг/с.

Время заполнения резервуара дымом (со свесами на потолке по периметру 0,5 м) согласно п. 1.4 рассчитывается по формуле:

где: - площадь резервуара дыма, м2;

Средний уровень стояния дыма от пола помещения, принимается 2,8 м;

Высота помещения, м;

Периметр очага пожара, м.

Максимальное время заполнения можно принять равным 24 с.

При относительно малой плотности потока эвакуирующихся (0,05 м²/м²) скорость людей по ГОСТ 12.1.004-91 равна 1,7 м/с. Нормативные 40 м расстояния до ближайшего эвакуационного выхода люди пройдут за 40/1,7=24 с. Можно решить обратную задачу, и найти необходимую максимальную площадь резервуара дыма.

Таким образом, при исходных данных получается площадь резервуара дыма в пределах допустимой максимальной площади 800 м2.

Поэтому площадь каждого этажа стоянки 2826 м2 и 2586 м2 была разбита на четыре дымовые зоны с площадью 1100-1600 м2 каждая. К каждой системе дымоудаления относятся по две дымовые зоны на каждом этаже каждого отсека. Соответственно каждая дымовая зона разбита на два резервуара дыма площадью 600-800 м2. Таким образом, за каждой системой дымоудаления закреплено по четыре резервуара дыма.

Для эффективного использования емкости резервуара дыма (см. п. 1.7, ) в верхней части вытяжного воздуховода, прокладываемого внутри резервуара, предусматриваются дымоприемные отверстия - по одному на каждые 200 м2 площади резервуара. Площадь отверстия определяется массовой скоростью всасывания не больше 10 кг/(с·м2). Расстояние любого дымоприемного отверстия от края резервуара не должно превышать 10 м.

В торце каждого резервуара дыма (см. п. 1.8, ) на вытяжном воздуховоде ДУ 3-1, ДУ 3-2, ДУ 4-1, ДУ 4-2, ДУ 6 и ДУ 7 с сечением

(1000 х 500)) предусмотрен дымовой клапан типа КДМ-2-1000х500-МБ-ВН-В-К-Р(А) – 10 шт., ЗАО «ВИНГС-М» с проходным сечением 0,44 м2 с сервоприводом Belimo и пределом огнестойкости ЕI 60, рассчитанным на расход дыма, определенный по формуле (1), при массовой допустимой рекомендуемой скорости дыма не более 10 кг/(с·м2). К одному вентилятору допускается присоединять не более 4-х резервуаров дыма.

Массовая скорость дыма в клапане на 1-м участке (клапан открыт) равна:

и массовая скорость дыма в вытяжном воздуховоде на 1-м участке от клапана до тройника равна

Определяем потери давления в дымовом клапане на 1-м участке по формуле (3) рекомендаций , которая имеет вид:

и в числовой форме:

Потери на трение на 2-м участке вентсети до объединения через второй тройник с ответвлением, идущим от второго резервуара дыма рассматриваемой дымовой зоны, из листовой стали сечением 2200 х 500 при Кс=1 по формуле (4) из и таблице 1. Тогда, формула представляет собой выражение:

в числовом выражении

Здесь величина сопротивления трения = 0,28 кг/м2 определена по таблице 1 при скоростном давлении 150 Па и площади эквивалентного воздуховода d815 (F=0,521 м2).

Таблица 1 для определения сопротивления трения, кг/м2, дана ниже на следующей странице.

Потери давления на трение

Скоростное давление в воздуховоде или шахте, Па

Удельные потери давления на трение кг/м2 в воздуховодах поперечным сечениям, м2

Определяем подсос воздуха через неплотности закрытых дымовых клапанов у соседнего дымового резервуара на текущем этаже, и выше на -1-ом этаже подземной автостоянки по ф. (5) :

при отрицательном давлении = 350 Па в коллекторе, объединяющем все ответвления, к количеству дыма, определённому по ф. (1) (см. выше, в п. 1), добавляется воздух из закрытых клапанов, равный:

Плотность газо-воздушной смеси, кг/м3, по ф. (17) представляет (при посчитанном выше в п. 1) собой выражение:

где: , - расход дыма и расход воздуха, кг/с.

численно плотность газо-воздушной смеси равна:

Подсос воздуха через неплотности всей сети воздуховодов от дымовых клапанов до коллектора перед вентилятором (по формуле (18) ) имеет вид:

где: - удельный подсос воздуха через неплотности воздуховодов находится по таблице 2, по классу П, при известном разрежении в нём.

Таблица 2 для определения удельного подсоса воздуха через неплотности стальных воздуховодов вентсети систем дымоудаления, кг/(с м2), представлена ниже на следующей странице

Поступление воздуха через неплотности стальных воздуховодов систем дымоудаления

Класс воздуховода

Отрицательное статическое давление в месте присоединения воздуховодов к вентилятору, Па

Удельный расход воздуха, кг/(с·м2) внутренней поверхности воздуховода

Примечание: для прямоугольных воздуховодов вводится коэффициент 1,1.

Развернутая площадь всего воздуховода, м2, как произведение периметра каждого участка системы на его длину, кроме участков, находящихся внутри резервуаров дыма.

Определяем, что ~ 600 м2. По таблице 2, , по методу интерполяции, при отрицательном давлении = 350 Па в коллекторе = 0,0005 кг/(с м2) определяем подсос в воздуховоде на участке до вентилятора:

Общий расход газов перед вентилятором, кг/с, определяется по (19) и имеет вид:

при этом плотность газово-воздушной смеси определяется (см. (20) ):

и численно

По сравнению с ранее подсчитанным расход возрос в раз. Потери давления возрастут и будут равны (согласно ф. (21) ):

где: - по формуле в п. 7, см. выше;

Потери давления при выбросе газов наружу, рассчитываемые по аналогии с формулой (7) в п. 6, при плотности газов, рассчитанной по формуле (12).

Подсчитанные потери динамического давления, сопротивление обратного клапана и поворотных лепестков в оголовке вентилятора составили = 235 Па.

Естественное (гравитационное) давление за счет разности удельных весов наружного воздуха и газов, Па, определяется для теплого периода года (параметры Б) по ф. (22) и складывается с со знаком минус. Формула для представляет собой выражение:

где - высота от оси открытого дымового клапана на первом этаже до оси вентилятора, м;

Расстояние по вертикали от оси вентилятора до выпуска газов в атмосферу, м;

Удельный вес наружного воздуха, Н/м3;

Температура наружного воздуха в теплый период года (параметры Б) °С;

Средний удельный вес газов до вентилятора, Н/м3;

Удельный вес газов до вентилятора, Н/м3.

Требуемый напор вентилятора равен сопротивлению (ф. (23) ), Па, вентсети за вычетом естественного давления (вектор побуждающей силы вентилятора и архимедова сила, действующие на столб воздуха, направлены в одном направлении - вверх):

где величины и определены выше по формулам (13) и (14).

Зная плотность газово-воздушной смеси (см. выше ф. (12)) можно определить температуру этой смеси в канале перед вентилятором:

где плотность (9)

Напор вентилятора по условным потерям давления в пересчёте к плотности стандартного воздуха при температуре Т= 200С по формуле (18) (или же по ф. (25) ) равен

Требуемая производительность вентилятора (при массовом расходе по ф. (11)) определяется (ф. (19) , или по ф. (24) ) при температуре газово-воздушной смеси Т= 3800С перед вентилятором:

Ближайший вентилятор с запасом и с учётом того, что в самом начале развития пожара температура перемещаемой воздушной смеси невысока (вентилятор будет работать с большей нагрузкой) - это вентилятор ООО «ВЕЗА»:

Типа ВРАН9-11, 2 ДУ; 600 0С; 30,0 кВт х 980 мин-1; радиальный с выбросом потока вверх, с установочной мощностью 30,0 кВт, 980 об/мин, 230В, колесо - 9 лопаток, 6 полюсов, ~1000 кг. При 6000С гарантируемое время работы 120 мин. Вентилятор развивает производительности L 65750 м3/ч при Т=20 0С и давлении Р=600 Па, а при 400 0С – имеет давление 675 Па.

В комплекте под вентилятор устанавливается узел прохода кровли (стакан СМКВ-ВРКВ-ОЦ-КО-0-0-вверху-0, ВЕЗА) с обратным клапаном в верхней части.

Данный вентилятор поставляется по 1 шт. на каждую из систем дымоудаления ДУ 3-1, ДУ 3-2, ДУ 4-1, ДУ 4-2, ДУ 6 и ДУ 7 подземной автостоянки на 299 машиномест, а также ДУ 3, ДУ 4, ДУ 5, ДУ 5-1, ДУ 8, ДУ 9, ДУ 9 – 1, ДУ 10. Всего – 4 вентилятора.

4.1.2. Дымоудаление из коридоров.

По проекту должно быть предусмотрено дымоудаление из коридоров отдельными системами с искусственным побуждением. Предел огнестойкости шахт дымоудаления должен быть не менее 1, а огнестойкость клапанов дымоудаления не менее 0.54. Шахты и клапаны дымоудаления должны быть выполнены из негорючих материалов.

Вентиляторы дымоудаления должны быть размещены в отдельных друг от друга помещениях с противопожарными перегородками 1-го типа.

Размещать дымоприёмные устройства следует на дымовых шахтах под потолком в соответствии.

В соответствии со СНиП 2.08.01-89* п.1.32 в зданиях с незадымляемыми лестничными клетками следует предусматривать удаление дыма из поэтажных коридоров через специальные шахты с принудительной вытяжкой и клапанами ДУ.

Расчёт параметров системы дымоудаления из коридоров производится в соответствии с методикой, изложенной в рекомендациях к СНиП 2.04.05-91*.

Исходные данные:

Температура наружного воздуха в тёплый период года +26,6 (параметры Б);

Дверь выхода из коридора в открытую воздушную зону л.к. Н1 имеет ширину 1,2 м (большая створка) и высоту 2.2 м.;

Шахта дымоудаления выполняется из бетона.

Расчёт параметров:

Определение расхода дыма

Величину вытеснения приточного воздуха систем подпора в вентсеть общеобменных систем можно определить по аналогии с вычислением. Т.к. понятия «разрежение в канале» и «подпор снаружи него» будут в данной ситуации идентичны. Понятия «разрежение» и «подпор» - относительны, и зависят от того, что принять за нулевое значение, за точку отсчёта. Так по отношению к подпору в объёме этажа пожара (если принять его за нулевую точку отсчёта), отсутствие давления в вентсети неработающих общеобменных систем можно считать разрежением.

Потерями давления утечек с этажа пожара в общеобменной вентсети можно пренебречь, т.к. скорость потока будет существенно ниже 1 м/с (системы рассчитаны на порядок большую производительность). И здесь применимы те же рассуждения, что и выше в п. 2.2

Следует учесть, что вентустановка В вытяжной общеобменной системы вентиляции -1-го этажа стоянки имеет резервный вентилятор, т.е. в её состав у вентиляторов входят два воздушных клапана. По условиям подбора клапаны приточной П и вытяжной В вентустановок общеобменной вентиляции -1-го этажа одинаковы и имеют площадь сечение А = 1,49 м2 (всего – 3 клапана на две вентустановки).

Тогда при сечении А = 1,49 м2 и перепаде давления Р = 44 Па (ф. (20)) вытеснение воздуха через неплотности закрытых клапанов вентсети общеобменной вентиляции 2-го этажа подземной автостоянки по ф. (25) равно.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...