Гражданская война обычная война или трагедия народа. Трагедия гражданской войны


Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны.
М. Шолохов

Гражданская война - особая война. В ней, как и в любой другой, есть командиры и солдаты, тыл и фронт, есть ужас убийства и смерть. Но самое страшное в ней то, что борьба идет между гражданами одной страны: бывшие «друзья» убивают друг друга, отец идет на сына. И нам, людям, не пережившим этого ада-, очень трудно представить себе Гражданскую войну. Для этого как раз и существует литература, чтобы погружать читателя в иной мир. А чтобы полностью передать атмосферу того времени, нужно создать произведение, в котором беспристрастно, с многочисленными подробностями, не жалея читателя, автор изобразил бы это бедствие.
Таким грандиозным романом стал «Тихий Дон» М. Шолохова.Весь ужас Гражданской войны писатель заключил во фразе, которую можно найти в «Донских рассказах»: «Безобразно-просто... умирали люди». Для Шолохова было важно запечатлеть этот поворотный и страшный этап в жизни страны, когда новое и старое вступают в непримиримую борьбу, походя затрагивая отдельные человеческие судьбы. Писатель следовал главному принципу, которым он руководствовался в своем творчестве - донести правду какой бы суровой она ни была.

Произведение поражает натуралистическими деталями, тонкой передачей состояния главных героев. Все это сделано не просто для того, чтобы изобразить Гражданскую войну, но затем, чтобы показать ее несправедливость, ужас, трагедию. Шолохов не мог и не хотел иначе изображать действительность, смягчать ее. Гражданская война - это трагедия для всего народа и совершенно неважно, сто на какой стороне. Когда отец убивает сына, сосед - соседа, друг - друга, стирается человеческий облик, люди перестают быть людьми. Изображая ужасы Гражданской войны в своем романе, писатель приходит к выводу, что это подобно варварству, аморально. В горниле этой войны гибнет не только тело, но и душа.

Один из самых запоминающихся эпизодов романа - припадок Григория Мелехова (III-VI). К этому моменту герой уже прошел Первую мировую войну и несколько месяцев Гражданской войны, измотан до такой степени, что не может смотреть в глаза ребенку. Его сознание нарушено, он мечется между красными и белыми в поисках правды, от этого Григорию тяжело вдвойне (сражения для Мелехова - единственная «отдушина», когда можно не задумываться). К тому же герой пережил потерю брата Петра, убитого своими же хуторянами.

У героя уже появилась своя манера «рубки» людей, свои хитрости. В бою он испытывает «знакомую легкость во всем теле», он уверен в себе и хладнокровен. Так было и в рассматриваемом эпизоде - бою под Климовкой.

Для Григория повседневным делом было вести в атаку казачью сотню, автор передает знакомые герою ощущения: натянутые струной поводья, свист ветра. Но вдруг появляется природа: «белое облако на минуту закрыло солнце». В Григории просыпается «необъяснимое и неосознанное» желание зачем-то «догнать бегущий по земле свет». Он словно балансирует на грани как будто между красными и белыми.Увидев, что сотня бросилась в бегство, Мелехов не останавливается, а в бешеном порыве бросается на матросов-красноармейцев. Причем Шолохов настолько тщательно расписывает положение орудий, людей, действия Григория, звуки, картины, возникшие перед глазами главного героя, что читатель просто ощущает себя на его месте. Автор использует множество глаголов, деепричастных оборотов («выправив», «вскочить», «оторвал») для передачи динамичности движений. Читатель чувствует, с какой бессознательностью действует Григорий, словно в нем проснулся «звериный» инстинкт. Только «вспышки страха» время от времени поражают его, ощущающего под шашкой «мягкое, податливое тело матроса». Эти жуткие натуралистические подробности, введенные Шолоховым, знакомят нас с военными буднями, с тем, что стало привычным для солдат, офицера Григория Мелехова. Но в этом- то как раз и состоит трагедия войны! Для людей стали привычными даже не нарушения норм морали и нравственности, а убийства - самый страшный грех.

В данном эпизоде автор показывает момент прозрения Григория, «чудовищного просветления», осознания того, что «нет... прощения». Он даже умоляет о смерти, так как осознает, что с таким душевным грузом, изувеченным сердцем жить мирной жизнью не сможет.

Действительно, сумел бы тот, прежний Григорий, чуткий, с чувством собственного достоинства, незаурядным внутренним миром, представить себе, что с легкостью будет убивать людей, граждан одной с ним страны.

Как замечает в конце рассматриваемой главы М. Шолохов, «лишь трава растет на земле, безучастно приемля солнце и непогоду... покорно клонясь под гибельным дыханием бурь». А человек впитывает в себя все. Тем и страшна Гражданская война, что ужасами своими, не укладывающимися в голове у мирного жителя, духовно калечит. А самое главное: во имя чего она ведется? Григорий Мелехов так до конца и не понял, знал только, что «у каждого своя правда», и не мог пристать ни к одному лагерю.

Хотя мы видим, что наш герой на войне был все-таки человечнее многих - загнал лошадь, чтобы спасти Ивана Алексеевича, не терпел грабежа, перевязывал раны пленным, «испытывал внутренний стыд», разговаривая с сыном Мишаткой о войне, не мог смотреть в глаза ребенку, ощущая себя запятнанным кровью.

И такой, изменившийся Григорий Мелехов, с искалеченной душой, потерявший всю свою семью, кроме сына и сестры, вышедшей замуж за «предателя» Кошевого, такой Григорий должен заново начинать мирную жизнь!

Итак, М. Шолохов в романе «Тихий Дон» показал, что трагедия Гражданской войны - это не просто сам факт убийства людей. Это страшные нарушения основополагающих человеческих устоев, закладывающихся с детства, когда убийство становится бессознательным, не влечет за собой раскаяния, вытравляет человеческое из человека.

    Все произведения в сокращении этого автора Тихий Дон Поднятая целина По окончании предпоследней турецкой кампании казак Прокофий Мелехов привел домой, в станицу Вешенская, пленную турчанку. От их брака родился сын, названный Пантелеем, такой же смуглый...

    Много произведений написано о насильственной коллективизации и массовом избиении крестьянства. О трагедии российского крестьянина рассказали нам книги С. Залыгина «На Иртыше», «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Пара гнедых» В. Тендрякова, «Облава» В. Быкова...

    Шолоховский роман "Тихий дон" (1925-1940 гг.) по тональности существенно отличается от «Донских рассказов», созданных автором "по горячим следам" событий гражданской войны. Взвешеннее здесь оценки, мудрее автор, объективнее повествование. Шолохов не...

    Над романом «Тихий Дон» Шолохов работал с 1928 по 1940 гг. Этот роман написан в жанре эпопеи (впервые после «Войны и мира» Л.Н. Толстого). Дейст-вие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные великими событиями всемирно-исторического...

Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: практическое занятие.

Технологии: педагогическая мастерская.

Цели:

  • систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;
  • обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;
  • определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;
  • продолжить формирование навыков анализа исторических документов;
  • понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Оборудование:

  • Жарова Л.Н. Мишина И.А. История Отечества.1900–1940 гг.: М., Просвещение, 1992.
  • Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.
  • Бабель И. Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1991.

Предварительная работа:

Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Индуктор. Для того, чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1 ). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.

2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.

3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2 ), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3 ), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4 ). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.

4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.

6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:

1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;
1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;
1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;
октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.

7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5 ).

8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков

9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6 ). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).

10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.

11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7 ).

12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?

М. Цветаева.

Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.

Приложение 1.

Основные социальные группы населения России в начале XX века:

  • рабочий класс;
  • буржуазия;
  • помещики;
  • кулаки;
  • середняки;
  • батраки, безлошадные крестьяне.

Приложение 2.

Годовой доход разных групп населения

  • рабочий класс – в среднем 214 рублей в год;
  • буржуазия – в среднем 60000 рублей в год;
  • помещики – в среднем 8000 рублей в год;
  • кулаки – в среднем 4000 рублей в год;
  • середняки в – среднем 2000 рублей в год;
  • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне – в среднем 100 – 200 рублей в год.

Цены в России до 1914 г.

  • Икра (1 кг.) – 3 рубля 40 коп.;
  • Телятина (1 кг.) – 3 рубля;
  • Хлеб чёрный (фунт) – 3 коп.;
  • Обед в столовой – 5 коп.;
  • Обед в ресторане – 1 рубль 70 коп.;
  • Двухкомнатная квартира (наём в месяц) – 15 рублей;
  • Пальто драповое – 13 рублей 50 коп.;
  • Лошадь – от 45 рублей;
  • Корова – от 40 рублей..

Приложение 3.

Количественные показатели переписи населения на 1897 г.

  • Всё население страны – 125 млн. человек. Из них:
    • рабочий класс – 11, 2 % (14 млн. человек);
    • буржуазия – 2 % (2500 тыс. человек);
    • помещики – 1.5 % (1853 тыс. человек);
    • середняки – 12 % (37500 тыс. человек);
    • кулаки – 3 % (3706 тыс. человек);
    • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова);
    • безлошадные крестьяне – 62% (775 тыс. человек).

Приложение 4.

Образ жизни и нравы разных групп населения

Рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.

Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.

Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.

Середняки: “крепкие” крестьяне – владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило, не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.

Кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.

Батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при “прожиточном минимуме” 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.

Приложение 5.

Первые мероприятия Советской власти:

  • Конфискация помещичьих земель, земля объявлялась всенародным достоянием, уравнительное землепользование с постоянным переделом земли.
  • Декрет о 8-часовом рабочем дне, система охраны труда женщин и подростков, бесплатное медицинское обслуживание и обучение в школах, переселение рабочих в новые квартиры.
  • Национализация всей промышленности, банков, введение рабочего контроля на производстве.
  • Отменено сословное деление общества.
  • Декларация о суверенитете и равноправии всех народов России.

Приложение 6.

  • Программа белого движения:
    • А.И. Деникин. “Из наказа Особому совещанию”: “Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: –
      – Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.
      – Борьба с большевизмом до конца.
      – Военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.
      Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.
    • Решение аграрного вопроса:
      Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.
    • Решение рабочего вопроса:
      Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.
  • Программа зелёного движения:
    Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: “Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:
    • Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
    • Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
    • Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
    • Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
    • Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
    • Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!
  • Программа красного движения:
    • Защита завоеваний Октябрьской революции.
    • Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
    • Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы.
    • Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры.
    • Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.

Приложение 7.

Анализ террористических действий в Гражданской войне.

Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N…(Южного фронта) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, т.к. трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны”.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт –расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.
3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.
4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.

В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:

Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного, отвергли традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они убивают, они пытают. Значит белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные совсем иные…Грабёж у них – несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишён чести.
Белые имеют бога в сердце.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми… Разве это люди? Это почти святые…
“Почти что святые” и начали это белое дело…Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.
В одной хате за руки подвесили “комиссара”…Под ним разложили костёр и медленно жарили…человека, а кругом пьяная банда “монархистов” выла “боже, царя храни”.

Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:

Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: “Красный террор”.
“Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора”.

В 1919 году Петроградский совет лишил хлебной карточки мою прапрабабушку, Капитолину Егоровну Спесивцеву, в девичестве Филатову. Она умерла от голода.

Книга посвящается светлой памяти этой хорошей, умной женщины и всех других россиян, которые НЕ готовили страшной братоубийственной бойни, НЕ участвовали в ней – но сделались ее жертвами.

За помощь в работе над этой книгой я благодарю своих друзей:

– Александра Рониса – за ряд ценных консультаций о вооружениях и снаряжении Гражданской войны;

– Дмитрия Верхотурова – за обсуждение многих важных моментов политики;

– Андрея Федорова, Сергея Якуцени и Андрея Балабуху – за обсуждение рукописи и ценные фактологические сведения.

Почти весь ХХ век, с 1920 по 1991 год, Первый и Второй миры, на которые раскололось человечество, пытались поглотить и уничтожить друг друга. Противостояние этих двух миров, двух образов жизни стало основным содержанием мировой истории ХХ века.

Для каждого из россиян и для каждого жителя Земли Гражданская война и ее исход важнее, чем ход и результаты любой из Мировых войн.

Пора рассказать об этом важнейшем, но почти непонятном событии.

А начнем мы с естественного вопроса: кто, когда и зачем подготовил Гражданскую войну?

ПОДЖИГАЕМАЯ РОССИЯ

Сбылась бессмысленная мечта террористов…

А. и Б. Стругацкие

Предопределенность Гражданской войны

Я, честно говоря, не вижу принципиальной разницы между деятельностью и целями большевиков и криминальным элементом.

А.И. Деникин

Мифы и факты

Есть миф, что все политические силы вели себя примерно одинаково. Мол, все готовили Гражданскую войну, все виноваты в ее начале. Но это неправда.

В феврале 1917 года царская власть пала за считаные несколько суток. 23 февраля 1917 года первые демонстранты вышли на улицы Петрограда, 2 марта власть перешла к Временному комитету Государственной думы. Все, революция окончена. Царская власть пала, как перезревшая груша в старом саду. Никто не хотел ее защищать. И царская власть сама виновата в том, что произошло с 23 февраля по 2 марта 1917 года.

После Февральской революции народу казалось: нет ничего легче, чем разрушить государство. И ввести самые что ни на есть демократические законы.

Вот как построить новое государство, толком не знал никто. Даже принципиальных систем власти в стране оказалось сразу две: Временный комитет Государственной думы, он же Временное правительство, и Советы. В.И. Ленин придумал для этого времени слово «двоевластие». Его верный соратник Лев Троцкий называл систему иначе: «двоебезвластием». Князь Львов говорил, что Временное правительство – власть без силы, а Советы – это сила без власти.

Утратив государство, россияне мгновенно разбрелись по сословиям, группкам, местожительствам, национальностям, классам и партиям. Деревенский не хотел понимать городского, «пролетарий» – интеллигента, военный – штатского, сибиряк – москвича, латыш – татарина.

Диагноз: русское общество оказалось намного более раздробленным, состоявшим из множества ячеек, чем это думалось до Катаклизма.

Множество партий и партиек прекраснодушной русской интеллигенции беспрерывно, беспробудно болтали и болтали, словно бы наслаждаясь звуками собственных голосов. Эта безответственная публика хотела то ли воплотить в жизнь свои утопии, то ли просто поболтать, но в любом случае она раскачивала и так опасно накренившуюся лодку.

В результате каждый орган власти раздирали партийные и групповые разборки кадетов, правых и левых эсеров, трудовиков, меньшевиков, местных националистов и анархистов.

В уездных городах и сельских волостях власти не подчинялись никому или подчинялись кому хотели.

С весны 1917 года власть в стране оказалась рассредоточенной. Воцарилось хаотическое многовластие сверху донизу, и каждая группа, каждый «клуб по интересам» пытались урвать частичку власти.

Партийная пропаганда вливалась в уши солдатам Первой мировой войны. Ее начало во всей Европе встретили с энтузиазмом. Москва и Петербург тоже ликовали, интеллигенция захлебывалась от верноподданнических чувств. Но русские крестьяне этой войны не хотели. Сегодня трудно передать словами и описать просто иррациональный страх перед массовой мобилизацией, охватившей русскую деревню.

Уже осенью 1914 года число дезертиров составило 15 % призванных, к 1917 году – до 35 %. Для сравнения: в Германии процент дезертиров не превышал 1–2 % призванных, во Франции – не более 3 % за всю войну. При том, что в Российской империи призван был заметно МЕНЬШИЙ процент мужского населения. Нигде дезертирство не стало массовым, типичным явлением, не выросло в проблему национального масштаба так, как в России.

Потери Российской империи в Первой мировой войне указываются с огромной «вилкой» то 10 миллионов погибших, то 7 миллионов. Почему?! Откуда такое различие?! А очень просто. Долгое время старались не указывать число военнопленных, а было их 3 миллиона человек. Вот и писали, то учитывая одних погибших, то приплюсовывая к ним еще и число сдавшихся в плен.

Война дала в руки оружие сотням тысяч, миллионам призванных и отправленных на фронты. Миллионы вооруженных и к тому же не знающих, во имя чего они воюют. Это была страшная сила, и она сказалась в революции в четырех формах: дезертиров, солдат тыловых гарнизонов, балтийских матросов и разагитированных солдат вообще.

Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» .
В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца» . Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека г лубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе», - признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть» ? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы… все они – ярмо на шее казачества» , - говорит главный герой.
На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...