Б. Типология политических партий


партия политический государственный тыва

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того. многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации - однодневки.

В России сформировалась группа влиятельных партий, вот некоторые из них:

- «Единство и отечество» - Единая Россия. Программные цели: сотрудничество всех ветвей власти; не человек для власти, а власть для человека; гражданину вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод; социальное партнерство; эффективная система социальных гарантий; улучшение делового климата в стране, структурные реформы, развитие финансового рынка; Россия должна стать страной, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система; формирование и поддержка международной политики, направленной на повышение роли России в мире; сохранение общественной стабильности. Программа Всероссийской партии «Единство и Отечество» - Единая Россия // Российская газета - 2001. № 253.

Коммунистическая партий Российской Федерации. Основные цели уставной деятельности: пропаганда социализма-общества социальной справедливости, коллективизма, свободы, равенства, подлинного народовластия, означающего власть трудящегося большинства, объединенного посредством Советов; обеспечение максимально возможного представительства трудящихся в органах власти; формирование планово-рыночного, социально-ориентированного, экологически безопасного хозяйства, гарантирующего стабильное помещение жизненного уровня граждан; укрепление федерального многонационального государства при равноправии всех субъектов Федерации; неразрывное единство прав человека, полное равенство граждан любых национальностей на всей территории России, патриотизм, дружба народов; прекращение вооруженных конфликтов, разрешение спорных вопросов политическими методами; защита интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда. Устав Коммунистической партии Российской Федерации. - М., 2002. - с. 12

- «Яблоко». Программные цели: народовластие, разделение властей. возвращение парламенту контрольных полномочий, в экономике реформа структур управления, финансовой системы, прав собственности. ключевых элементов социальной инфраструктуры, создание «экономических основ конкурентной рыночной экономики», формирование эффективного собственника, предпринимателя, инициативного работника. создание социально-экономических и политических предпосылок для достижения социального согласия в обществе, отказ от остаточного принципа финансирования науки, культуры и образования, отказ от применения военной силы при разрешении внутренних конфликтов. Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы: Сборник документов и материалов в 10 книгах. - М., 2002. - с. 34

Либерально-демократическая партия России. Основные - цели уставной деятельности: построение парламентскими методами правового государства с многоукладной, социально ориентированной экономикой через пропаганду идей либерализма и либеральной демократии; признание частной собственности священной и неприкосновенной; политический плюрализм; гарантия гражданских прав и свобод обеспечение равных возможностей и широкая социальная защита всех членов общества; отстаивания равноправия всех наций и народностей, населяющих Россию, решение национального вопроса только в конституционных рамках; отказ от насильственных действий. Устав и программа ЛДПР. - М., 2002. - с. 14

В России наблюдается весь спектр идейно-политических ориентаций. Существуют так же различные анархические, националистические и монархические организации.

Многопартийная система в большинстве высокоразвитых стран Запада, Азии, Латинской Америки сложилась постепенно и в настоящее время представляет собой самое распространенное явление. Многопартийность вырастала и вырастает из противоречивых интересов различных слоев населения, из неоднородного и пестрого национального состава стран, из противоречивых социальных интересов и т.д. В целом, многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. То есть в таком многоголосом хоре у каждого может быть свое место.

Многопартийная система имеет свои разновидности. Чаще всего называют три из них:

Многопартийная система без доминирующей партии;

Много партийная система с доминирующей партией;

Блоковая модель (множество партий объединяются в избирательные блоки, чтобы набрать большее число голосов).

В связи с этим возникает необходимость более детально рассмотреть причины возникновения многопартийной системы на территории Российской Федерации.

Партия - это стабильная политическая, иерархическая организация, состоящая из обладающих близкими и политическими убеждениями лиц. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:

а) высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;

б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;

в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;

г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

1. долговременность организации, т.е. партия, рассчитывает на длительный срок политической жизни;

2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее;

4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии. Многопартийность и общественные движения: тенденции и прогноз. - М.: ФЕНИКС, 2003. - с. 111

В соответствии с этими критериями партии могут быть:

Классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;

Национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);

Проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);

Государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или совершенствуются в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;

Так называемыми гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», выдающими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан: не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова - М.: Юристъ, 2001. - с. 105

Политические партии во всем реальном многообразии обладает не только внешне схожими функциями но и определенными общими чертами. Это позволяет классифицировать их по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии: классовая природа, тип организационной структуры, место и роль в политической системе общества, отношение к форме государственного устройства, отношение к идеологии, отношение к существующему общественному строю, средства политической деятельности и др.

Чаще всего партии классифицируют по их социально-экономической ориентации, то есть по отношению к формам собственности и способам распределения общественных благ. По своему популярному критерию партии делятся (с достаточной степенью условности) на три основные группы:

Партии консервативного (правого) типа;

Партии центристского типа;

Партии левого типа.

Партии консервативного (правого) типа - представитель данного типа партий, человек реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающий в защиту интересов весьма состоятельных слоев общества.

Партии центристского типа - отражают идеологию среднего класса. В центристские партии часто входит научно-техническая, творческая интеллигенция.

Партии левого типа - прокламируют более активную роль государства в экономике и перераспределении благ. Они считают целесообразным национализировать какие-то сферы экономики или транспорта.

Практически любая более или менее стабильная политическая партия имеет внутри разные идейные части, фракции, течения. Почти о каждой политической партии можно сказать, что внутри нее есть и свои центристы, и свои консерваторы, и свои левые. То есть эта схема - консерваторы (правые), центристы и левые - применима не только ко всему спектру партий, но даже к любой отдельной конкретной партии.

Таким образом, возникновение и современное состояние многопартийной системы в Российской Федерации обусловлено наличием различных интересов населения, проживающего на территории государства. Каждая из существующих партий представляет интересы определённого социального класса граждан. Так как, социальная структура государства подразумевает наличие нескольких уровней гражданского населения, для удовлетворения потребностей каждой группы требуется свой представитель в правительстве, функции которого выполняют различные политические партии.

Лекция 2. Политические партии и группы интересов в политике

1. Понятие и типологии политических партий

Современное общество трудно представить без функционирующих в нем политических партий. Даже те политические режимы, при которых запрещена деятельность политических партий, создаются организации, которые выполняют те же самые функции, что и партии.

Политическая партия (от лат. pars (partis) - часть, участие, доля) - это организованная группа единомыш-ленников, выражающая интересы определенных социаль-ных слоев и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в ее осуществлении.

Любая политическая партия обладает целым рядом при-знаков:

  1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.
  2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
  3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если пар-тия придет к власти.
  4. Наличие организации:

a) в любой партии есть руководящие органы, как цент-ральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

b) любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно пла-тят членские взносы и определенным образом участвуют в де-ятельности партии;

c) любая партия имеет устав, т. е. документ, в кото-ром устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

  1. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Реальное многообразие партий, участвующих в политиче-ской жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые ре-ализуются не только на словах, т. е. в политических програм-мах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организова-ны, какие цели они ставят и какие пути достижения выбира-ют. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограни-читься каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию. Рассмотрим различные классификации политических партий.

Так, по идеологической направленности партии делят следующие виды.

1. Социал-демократические - выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении ос-новных свобод.

2. Коммунистические - стремятся к полному ого-сударствлению экономики, распределению бо-гатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны госу-дарства над сферами образования, здравоохране-ния и т. д.

3. Консервативные и либеральные - ориентиру-ются на разгосударствление экономики и неко-торых других сфер жизни, т. е. на минимизацию участия государства в жизни общества.

4. Клерикальные - придерживаются религиозной идеологии.

5. Националистические - строят свою деятель-ность на основе националистических и фашист-ских идей.

По участию в осуществлении власти политические партии бывают правящими (те партии, которые находятся у власти) и оппозиционными (те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу - завоевать власть). Оппозиционные партии в свою очередь делятся на легальные, полулегальные, нелегальные партии.

По характеру членства партии делят на кадровые и массовые. Кадровые партии немногочисленны; в них свободное членство; опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; проводят деятельность только в период выборов. Массовые партии многочисленны; в них преобладает воспитательная функция; отличаются тесной связью между членами партии; в них есть жесткая дисциплина; есть первичные парторганизации; их деятельность проводится систематически.

Одним из оснований классификации партий является шкала политического спектра. Согласно данному критерию политические партии бывают следующих видов:

  • Левые партии (социалистические и коммунистические партии): за реформы; за вытеснение частного сектора; социальная защита трудящихся; радикально-революционные методы действия.
  • Центристские партии: нацелены на компромисс и сотрудничество.
  • Правые партии (либеральные и консервативные партии): за сильное государство, охрану частной собственности; за стабильность; отрицательное отношение к революции.

Также по способу деятельности партии можно разделить на реформистские и революционные. Реформистские - стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти Революционные - стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными.

Совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти принято называть партийной системой . В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Рассмотрим функции, которые выполняют в обществе политические партии и партийные системы.

2. Функции партий и партийной системы в обществе

Партии как организации, принадлежащие одновременно гражданскому обществу и государству, занимают промежуточное положение. Партии непосредственно контактируют с рядовыми гражданами, выясняют их запросы и требования, рекрутируют среди них новых членов. Верхушка партии, партийные руководители, избранные в органы власти, работают в государственных структурах. Таким образом, политические партии занимают значимые позиции в обществе и исполняют важные функции. Так, в современных демократических системах партии выполняют следующие функции:

  • определение целей партийной борьбы и развития общества;
  • аккумуляция и артикуляция социальных интересов;
  • мобилизация и социализация граждан преимущественно в избирательных кампаниях;
  • рекрутирование руководящей элиты и формирование правительственных структур.

Причем в нестабильных, формирующихся демократиях политические партии также могут служить:

  • снятию напряжения в обществе путем переноса политической борьбы с улиц в парламент;
  • сглаживанию острых политических противоречий путем совместной работы в парламентах представителей различных политических сил;
  • внедрению в общественное сознание демократических ценностей и норм;
  • формированию цивилизационных традиций политической борьбы;
  • приданию предвыборной борьбе стройности и структурированности;
  • корректировке правительственного курса путем оказания давления на власть оппозиционными партиями .

Применительно к партийным системам известный политолог Г. Алмонд сформулировал следующие функции партийных систем:

1. Агрегирование интересов и требований граждан, т.е. придание множеству и разнообразию различных запросов граждан однородности, их иерархизация, т.е. выстраивание в некоторую пирамиду, учитывающую их последовательность и взаимоподчиненность.

2. Артикуляция интересов и требований граждан, под которой понимается формулирование и выражение их интересов, ожиданий, предпочтений и придание им вида предвыборных лозунгов, политических программ и проектов.

3. Политическая социализация , которая представляет собой процесс приобщения людей к политике, «вхождения» индивидов в политическое пространство, принятие и усвоение ими политических ценностей, норм и образцов поведения.

4. Политическое рекрутирование , т.е. отбор и выращивание политической элиты, подготовка ее для осуществления власти в политической системе.

5. Политическая коммуникация , под которой понимается прием, обработка, трансформация и распространение политической информации между элементами политической системы (в данном случае между гражданским обществом и институтами власти) .

Таковы основные функции партий и партийных систем. Перейдем к рассмотрению еще одних участников политического процесса - к группам интересов и узнаем, чем группы интересов отличаются от партий, а также чем группы давления отличаются от групп интересов и партий.

3. Понятие и типология групп интересов

Правительство в любой стране, так или иначе, подвергается воздействию со стороны групп лиц, добивающихся достижения целей группы. В общем виде под социальными группами понимается совокупность людей, стремящихся действовать в согласии с другими членами ради достижения общих целей.

Концепция групп интересов была разработана в начале XX века американскими учеными А. Бентли и Д. Трумэном. Исследователи определили группы интересов как организованные объединения, имеющие определенные цели и выдвигающие конкретные требования перед политической властью. Тем самым группы интересов стали рассматриваться в контексте системы принятия решений, процесса формирования государственной политики.

В настоящее время в научной мысли группы интересов все же изредка отождествляются с социальными общностями и трактуются, по мнению Ж. Мейно, как объединения граждан, занимающие такое место в обществе, которое затрагивает интересы других субъектов со сходными требованиями. Но все же большинство ученых проводит различия между социальными группами и ассоциациями индивидов, которые ставят своей целью оказание влияния на правительство способами, наиболее отвечающими интересам этого объединения (Р. Доуз).

Учитывая доминирующие в политической науке подходы, группы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Эти политические ассоциации, будучи посредниками в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов .

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, для доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д. В зависимости от характера той или иной политической системы группы интересов обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений. Те же группы интересов, которые, используя свои ресурсы, имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органической частью механизма управления обществом. В противоположность этому «заявки» на власть от групп интересов, транслирующих радикальные и экстремистские требования, обладают разрушительным действием для системы политического управления обществом.

Выдвигая политические требования и поддерживая конкретных деятелей в правительственных и иных структурах, группы интересов обладают определенной возможностью предлагать своих членов для работы в государственных органах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений. Тем самым они выполняют и функцию формирования политических элит, властных структур общества.

Группы интересов различаются по структуре, стилю деятельности, способам формирования, базе поддержки и др. Различные критерии выступают основой для типологизации групп интересов. Однако, среди более сложных, систематизированных классификаций групп интересов , использующих комплексные критерии, можно назвать типологию, выделяющую их анемические, институциональные, ассоциативные и неассоциативные разновидности.

Так, анемические группы - это объединения, возникающие стихийно в результате спонтанной реакции на ту или иную ситуацию (например, образование толпы, проведение демонстрации). По мысли западного политолога П. Шарана, их, прежде всего, отличает отсутствие постоянных организованных действий, нерегулярность включения в политические отношения с государством. Их внутренняя структура, как правило, неустойчива и нередко формируется как бы заново, без сохранения преемственности с прежними формами организации. Недостаточность же организационных возможностей не только снижает эффект их деятельности, но и предопределяет их практически постоянное стремление к использованию силы.

В противоположность анемическим институциональные группы - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Однако группы данного типа (например, административные органы церкви, армии, представительства автономий в федеральных центрах и др.) не являются специализированными политическими структурами и, как правило, приспосабливают свои структуры, созданные для других целей, к осуществлению влияния на власть.

Источником возникновения неассоциативных групп выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность, как и деятельность анемических групп, непостоянна, плохо структурирована и не всегда эффективна.

Ассоциативные группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение политических задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью.

Итак, из представленной классификации видно, что разнообразное множество объединений людей может являться в тоже время совокупностью групп интересов. Однако не все группы интересов осуществляют свое воздействие на институты власти политическим путем. Значительная часть групповых интересов удовлетворяется по каналам гражданского общества. И те группы интересов, которые добиваются своих целей путем целенаправленного воздействия на институты власти, являются группами давления.

Группы давления - относительно узкое общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного давления на органы публичной власти. Группы давления действуют внутри органов законодательной и исполнительной власти, а также при руководящих органах крупных политических партий. При этом группы давления ни в организационном, ни в ресурсном плане не зависят от государства.

Источником ресурсной поддержки групп давления выступают различные группы интересов (территориальные общности, аграрные и промышленные круги различных отраслей, этнические группы и др.). Другими словами, группы давления - это политический субстрат групп интересов .

Очень важно отметить, что группы давления стремятся оказать целенаправленное воздействие на политический процесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством . Тем самым они избегают какой-либо политической ответственности за свои действия. Отказываясь от претензий на высшую политическую власть, они все свое влияние сосредоточивают на решении конкретных хозяйственных вопросов, на управлении государством. Причем если другие группы интересов могут предъявлять требования другу к другу, то группы давления делают это только по отношению к органам власти.

К особенностям действий групп давления можно отнести и то, что они активны в основном только в сфере принятия (исполнительных или законодательных) решений. В силу этого их отличает малочисленность контактов с массами, связь лишь со специфическими, а не общими интересами, более узкий набор средств, применяемых в политической игре, менее публичная деятельность. Такие же формы деятельности, как отбор кандидатов на предстоящие выборы, издание средств массовой информации, образование фондов поддержки кандидатов и т.п., являются, скорее, исключением, чем правилом их взаимоотношений с обществом и властью.

Средством воздействия групп давления на институты власти выступает лоббизм. В общем виде лоббизм представляет собой ступенчатый механизм подготовки, согласования и принятия политических решений, устраивающих заинтересованную группу. Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия:

  • большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;
  • расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

Лоббированием называются попытки воздействовать на формирование либо осуществление государственной политики. Лоббист - человек, профессиональными услугами которого пользуются для воздействия на членов законодательного или другого органа власти в своих интересах, или рекомендующий клиентам, как им следует это сделать самим. Лоббисты делятся на две группы:

  • Профессиональные лоббисты;
  • Служащие, занимающиеся лоббированием в интересах работодателя.

Развитие профессионального лоббизма можно рассматривать как часть общей тенденции превращения политики в профессию.

Лоббистская деятельность отличается следующими чертами.

Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где сконцентрирована реальная власть. То есть лоббизм - своего рода признак власти, ее специфическая отметина. И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).

В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти).

В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

В-пятых, лоббизм представляет отдельным гражданам и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений, и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными .

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов соб-ственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

4. Место и роль политических партий в современном российском обществе

Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX - XX веков. Рассмотрим этапы развития партийной системы в нашей стране.

I этап - рубеж XIX - XX вв. Зарождающиеся партии действуют подпольно, не-легально. Их основная политиче-ская цель: покончить с самодержавием и пере-житками крепостничества. Действуют Российская социал-демократическая ра-бочая партия (РСДРП), партия со-циалистов-револю-ционеров (эсеров).

II этап - 1905 - 1907 гг. Формирование многопар-тийности на легальной ос-нове. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу. Функционируют следующие партии: Партия конституци-онных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябрис-ты), эсеры, РСДРП, «Союз русского на-рода».

III этап -1917 - 1920 гг. Сохранение многопартий-ности - РСДРП(б) — Россий-ская Коммунистиче-ская партия (боль-шевиков) (РКП(б)), левые эсеры, мень-шевики.

IV этап -1920 - 1977 гг. Единственную монопо-лию на власть получает партия большевиков-ком-мунистов. Однопартий-ная система в СССР не бы-ла еще юридически оформленной.

V этап -1977 - 1988 гг. Юридическое оформле-ние однопартийной сис-темы в стране в ст. 6 Конс-титуции СССР 1977 г. о руководящей и направ-ляющей роли КПСС.

VI этап - 1988 - 1991 гг. Зарождение основных по-литических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец мо-нополии КПСС (1990). Принятие закона «Об общественных объ-единениях». Реформирование КПСС. Официальная регистра-ция наряду с КПСС Либе-рально-демократической партии России (ЛДПР). Действующие партии на данном этапе - КПСС, Движение демократических реформ, Демократи-ческая партия Рос-сии, Республикан-ская партия РФ, «Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская пар-тия России и др.

VII этап - 1991-1993 гг. Распад КПСС. Принятие на референдуме Конститу-ции РФ, закрепившей многопартийность в каче-стве конституционного принципа (ст. 13). Воз-никновение десятков и да-же сотен мелких полити-ческих партий. Активность проявляли такие партии как « Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор Рос-сии» и др.

VIII этап - Рубеж XX - XXI вв. Принятие «Закона о поли-тических партиях» (2001). Размежевание по-литических сил, борьба вокруг сущности, направ-лений и темпов реформ в России, участие политиче-ских партий и блоков в вы-борах в Государственную Думу и Президента РФ. Наибольшей популярностью пользуются партии «Единая Россия», КПРФ, «Справедли-вая Россия», ЛДПР, «Яблоко».

XIX этап - 2000-е годы - по сегодняшний день. Доминирование в партийной системе одной партии - «партии власти». В парламенте представлены четыре партии - «Единая Россия», КПРФ, «Справедли-вая Россия», ЛДПР.

Определенные изменения в конфигурацию сил всех действующих партий России произошли с принятием 22 февраля 2014 года Федерального закона №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Какие последствия для современной партийной системы нашей страны несет в себе новый закон?

Так, правила выборов в Государственную думу РФ теперь будут такими. Половина (225 депутатов) будет избираться по партийным спискам. Еще половина - по мажоритарным округам. Одномандатник может быть выдвинут как партией, так и в порядке самовыдвижения. Партиям для участия в выборах в Госдуму придется либо доказать собственную состоятельность как политической силы, либо собрать 200 тыс. подписей избирателей (при этом не более 7 тыс. подписей в каждом из округов). Доказательством партийной состоятельности будет считаться либо наличие депутатов от партии в нынешней Думе, либо трехпроцентный результат на предыдущих выборах, либо же наличие хотя бы одного депутата, прошедшего по партийным спискам, в законодательном собрании хотя бы одного региона.

Таким образом, учитывая сегодняшний «мандатный зачет» зарегистрированных партий, если бы выборы депутатов Госдумы состоялись в ближайшее воскресенье, от сбора подписей были бы освобождены 12 политических сил: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Правое дело», «Коммунисты России», «Родина» и Российская партия пенсионеров за справедливость . Всем остальным для выдвижения как единого списка, так и кандидатов по мажоритарным округам от партии придется собрать 200 тыс. подписей за 30 дней.

Важное новшество закона состоит также в том, что партии смогут принимать участие в выборах в законодательные собрания только в случае, если уже получили мандат на муниципальных выборах в том же регионе (в противном случае партии опять же надо собирать подписи избирателей). То есть новой политической партии, которая не захочет собирать подписи избирателей в преддверии думских выборов, придется до 2016 года победить сначала на муниципальных, потом на региональных выборах.

Одномандатникам придется еще тяжелее: в случае если кандидат по мажоритарному округу выдвигается партией, не удовлетворяющей вышеупомянутым требованиям, или же выдвигается самостоятельно, ему придется собирать подписи избирателей: законом установлена норма в 3% от численности избирателей в округе, или 3 тыс. голосов в случае, если в округе голосует меньше 100 тыс. человек (таких субъектов в России два - Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, в каждом около 30 тыс. избирателей).

Кроме того, в законе теперь прописана норма об ограничении на участие в выборах лицам с погашенной или отбытой судимостью: 10 лет для судимых по тяжким и 15 лет для судимых по особо тяжким преступлениям. Для тех же, кто этот срок уже перерастет и сможет баллотироваться, в бюллетенях и подписных листах все равно будет обязательно указан этот факт биографии.

Что означают введенные изменения для современной партийной системы России?

Во-первых, многоуровневая система фильтрации партий, муниципалитет -законодательное собрание - Государственная Дума, не имеет аналогов в международном избирательном праве. Во многих странах существуют преференции, освобождающие партии от сбора подписей в случае наличия результата на предыдущих выборах. Но нигде основанием для освобождения от сбора подписей (а фактически - беспрепятственным пропуском на выборы) не является наличие у партии депутата законодательного собрания.

Во-вторых, система регистраций партий должна стать более открытой, но по мере работы партиям будут предъявляться квалификационные требования. Помимо главной задачи победы на выборах, у партий есть общественная миссия, они должны решать задачи народного представительства. Для этого партии должны ходить на выборы, а выборы должны быть результативны. По мнению разработчиков законопроекта, с принятием нового закона общественная миссия партии будет более отчетливо проявляться.

В-третьих, нормы закона направлены на укрепление развития партийной системы: партии будут активнее участвовать в местных выборах, а добившись результата в регионах, будут увереннее чувствовать себя и на федеральном уровне.

В-четвертых, основным замыслом нового закона о выборах в Государственную Думу РФ является не столько ограничение для прохода в Думу новых партий, сколько максимальные ограничения для прохождения в Думу независимых одномандатников. Правила стали более ужесточенными, и в тоже время они делают современную партийную систему России не похожей ни на одну другую во всем мире.

5. Группы интересов в российской политике

На современное развитие групп интересов в России наложили большой отпечаток проблемы социально-политической трансформации и политические традиции. Речь идет, в первую очередь, о том, что гражданское общество переживает лишь стадию своего становления, интересы отдельных групп лишь выкристаллизовываются, организационные формы их выражения только начинают складываться. Другим важным моментом является незавершенный характер модернизации, параллельное существование традиционных и современных практик и форм организации политической деятельности. Поэтому можно отметить наличие в России практически всех типов групп интересов. Кроме того, на деятельность заинтересованных групп, существующих сегодня в России, накладывают свой отпечаток традиции групп интересов советского периода, составивших систему корпоративно организованного представительства. Неразвитость демократических принципов конкуренции и формирования органов власти, несовершенство институциональных условий существенно ограничивает возможности развития «современных» групп интересов.

К особенностям отечественных групп интересов можно отнести то, что они предпочитают использовать различные механизмы воздействия на аппарат государственной власти, нежели на общественное мнение. При этом преобладают механизмы неформального влияния. Уровень институциализации функционального представительства интересов достаточно низок, однако наблюдается сравнительно быстрое развитие его форм.

Анализ развития групп интересов в России показывает, что эти организации играют своего рода компенсаторную функцию в условиях «недоразвитой» системы политического представительства, способствуя тем самым канализации политических интересов и политической стабилизации.

Что касается деятельности групп давления, то, по мнению специалистов чаще всего лоббирование в России осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.

В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, в нашей стране оно разделяется на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).

В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование в России подразделяться на следующие разновидности:

1. Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).

2. Ведомственное лоббирование - лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или военнопромышленного комплексов и т.д.

3. Региональное лоббирование - воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.

4. Иностранное лоббирование - влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» проводят исследование на тему того, насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. При этом речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании , не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов .

Настоящее исследование проводилось по итогам четвертого квартала 2014 года. Также был вычислен средний рейтинг по итогам 2014 года, причем он определялся только в тех случаях, если кандидатура предлагалась для оценки экспертам не менее чем два раза. В группу экспертов входят Виктор Ермаков (Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса), Николай Вардуль («Финансовая газета», «Новая газета»); Валерий Хомяков (Совет по национальной стратегии), Игорь Харичев (Центр прикладных избирательных технологий), Михаил Сергеев («Независимая газета»), Алексей Зудин (Центр политической конъюнктуры России), Марк Урнов (фонд аналитических программ «Экспертиза»), Юрий Бондаренко (фонд «Возвращение»), Александр Тутушкин (аналитик), Сергей Туранов (Агентство экономических новостей), Шод Муладжанов («Московская правда»), Юрий Якутин («Экономика и жизнь») и др. .

«Призовая тройка» в номинации «первых лиц» по итогам предыдущего года претерпела изменения по сравнению с 2013 годом. Глава «Роснефти» Игорь Сечин продолжил продвижение наверх по рейтинговой таблице и поднялся с третьего на второе место. Напомним, что по итогам 2013 года он впервые вошел в «призовую тройку». На третье место переместился первый вице-премьер Игорь Шувалов . А лидирующую строчку в таблице оставил за собой глава администрации президента Сергей Иванов . Укрепление рейтинга последнего эксперты связывают с усилением его позиций после присоединения Крыма.

В региональной номинации московский мэр Сергей Собянин также сохранил первое место. Однако он в какой-то степени растерял прежнее влияние, и его отрыв от преследователей - руководителей Чечни и Татарстана, соответственно Рамзана Кадырова и Рустама Минниханова , - заметно сократился. Последние по итогам прошедшего года совершили своеобразную рокировку - Минниханов обошел Кадырова и занял второе место.

В четвертом квартале улучшились рейтинговые позиции Владимира Якушева, возглавляющего Тюменскую область. Дело в том, что законодательные собрания Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, входящих в ее состав, отменили прямые выборы глав этих регионов и решили, что они будут избираться окружными депутатами из кандидатур, предложенных президентом РФ. Президенту же кандидатов после консультаций с партиями будет представлять Якушев, что увеличивает его политический «вес». Все эти изменения вступят в силу после их одобрения Госдумой, где соответствующий законопроект уже прошел первое чтение.

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко набрал очки за счет того, что он небезуспешно лоббирует создание в регионе промышленных кластеров, прежде всего речь идет о нефтегазохимических, фармацевтических и авиастроительных. В числе проектов - производство среднемагистральных авиалайнеров МС-21, в котором, в частности, будет участвовать Объединенная авиастроительная корпорация. Для привлечения средств в развитие кластеров областное правительство предоставляет компаниям налоговые и другие льготы.

Губернатор Волгоградской области А.И. Бочаров занимает 22-е место в рейтинге региональных лоббистов.

Также эксперты отмечают увеличение рейтинга генерального директора компании «Аэрофлот - Российские авиалинии» Виталия Савельева. Это связывают с тем, что благодаря его усилиям «Аэрофлоту» удалось возродить дочернего бюджетного авиаперевозчика. Лоукостер «Победа» пришел на смену «Добролету», попавшему под жесткие санкции Евросоюза. География полетов новой авиакомпании гораздо шире, чем у ее предшественника, а минимальный тариф по всем направлениям составляет всего 999 руб. без учета сборов.

Лоббистская интрига, связанная с рассмотрением в Госдуме законопроекта о компенсации россиянам, имущество которых было отчуждено иностранными судами, - «закона Ротенберга», повлияла на рейтинг двух номинантов. Законопроект был принят в первом чтении, что привело к улучшению позиций председателя профильного комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, одного из основных его лоббистов. Рейтинг же наиболее видного оппонента законопроекта, министра экономического развития Алексея Улюкаева, несколько уменьшился.

В топ-25 «профессиональной» номинации дебютировал Александр Калинин , который в четвертом квартале стал президентом «Опоры России» - организации, лоббирующей интересы малого и среднего бизнеса. Некоторые наблюдатели полагают, что занять этот пост ему помог прежний руководитель «Опоры России» Александр Бречалов.

В «профессиональной» номинации у первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина в 2014 году не было конкурентов. Усилились рейтинговые позиции курирующего ОПК вице-премьера Дмитрия Рогозина , который уверенно занял второе место. Впервые в «призовую тройку» номинации вошел вице-премьер Дмитрий Козак , вытеснивший из нее коллегу Аркадия Дворковича .

«Независимая газета» ежегодно проводит подобное исследование. Поэтому всем интересующимся можно следить за развитием лоббистской деятельности в нашей стране. К сожалению, проследить за теневым, «грязным» лоббизмом простому обывателю фактически невозможно.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171267/ (дата обращения: 06.02.2015).

Научная и учебная литература

2. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

3. Сурначева Е. Закон сохранения. Новые правила формирования Госдумы // URL: http://www.kommersant.ru/doc/2405686?isSearch=True (дата обращения: 06.02.2015).

4. Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. - СПб: Питер, 2008. - 464 с.

5. Туранов С. Лучшие лоббисты России - декабрь и итоги 2014 года // URL:

социально-психологический аспект) (от лат. pluralis – множественность) – проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. Проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. П. – важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия. Будучи неотъемлимым условием гласности, демократизации и нового мышления, П. Является важным феноменом ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. П. Несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЛЮРАЛИЗМ

от латинского pluralis - множественный) - политологический термин, означающий многообразие интересов, взглядов, позиции, партий, общественных сил, открыто проявляющихся в западной плюралистической демократии. Наиболее существенны: плюрализм мнений (идейный плюрализм) и политический плюрализм, связанные друг с другом, но отнюдь не тождественные.

Плюрализм мнений, свобода мысли, право на инакомыслие - все это почти одинаковые обозначения одного из важнейших, а вместе с тем элементарнейшего права или свободы современного человека - права мыслить так, как считаешь нужным, свободно судить обо всем, с чем тебя сталкивает жизнь. Для граждан демлкратического общества (идет ли речь о Западе или Востоке), давно располагающих этим правом, здесь нет особой проблемы. Иначе обстоит дело с нашими гражданами. На протяжении многих десятилетий они были лишены или почти лишены этого права.

Стоявшая у кормила власти партийно-государственная бюрократия, опасаясь за свою еще при И.Сталине узурпированную у рабочего класса, трудящихся власть, боялась и инакомыслия, и политического плюрализма. Не очень-то разбираясь в их отличиях, номенклатура чутьем понимала, что любой плюрализм - будь то идейный или политический - угрожает ее монополии на узурпированную власть. Ведь без идейного плюрализма нельзя было даже поставить вопрос: кому же власть принадлежит и принадлежит ли она народу? А без политического плюрализма нельзя вести борьбу за возвращение этой власти народу. Принцип номенклатуры: "Чем меньше своих мнений, тем больше единомышленников". Бюрократия и ее идеологи создали целые тома псевдоаргументов, начиная от "безыдейности и идеологического капитулянтства" и кончая "политической надклассовостью и всеядностью", чтобы, размахивая этими красными тряпками, заклеймить и запретить идейный и политический плюрализм как опаснейшее "антисоциалистическое изобретение буржуазии", как нечто чуждое научной определенности.

Если увязывать плюрализм как многообразие с политической и идеологической жизнью общества, то нужно сказать, что кроме самого понятия нет плюрализма вообще, а есть конфетный плюрализм, будь то сфера идей, мнений или сфера интересов, политики.

Идейный плюрализм или плюрализм мнений - это вечная, естественная форма человеческого разномыслия, без которой невозможно само поступательное развитие человечества. В каждой области и в любой сфере каждый человек, будучи посвоему уникальным, обладает своим уровнем знаний и неповторимым опытом, у людей не одинаковы и умственные способности, а потому в каждый данный момент каждый имеет свое мнение, свое суждение по тому или иному вопросу, отличающееся всем или чем-то от мнения других. Это естественное инакомыслие, и его результаты - величайшее достояние человечества, его повседневный мыслительный фонд, неисчерпаемый резервуар знаний.

Политический плюрализм - продукт социальноразделенного общества, его политических отношений, условие его прогресса. Суть данного феномена заключается в объективной обусловленности различия интересов разных социальных групп, классов, слоев, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере. Плюрализм интересов в классовом обществе неустраним, если даже по тем или иным причинам субъективного рода различие интересов игнорируется и не допускаются никакие официальные, законом признанные формы их выражения и защиты.

Тот и другой плюрализм различаются между собой как по времени и условиям своего существования, так и предметно, имеют своим содержанием разные элементы общественной жизни, ее различные аспекты. Но есть разница не только эта, но и государственно-правовая.

Идейный плюрализм как личное достояние юридически неподсуден в правовом государстве. Сегодня ни в одном цивилизованном обществе не судят и не наказывают за разномыслие, за мнение, не совпадающее с официальным, т.е. за инакомыслие. Такое мнение - дело убеждений каждого, его личное достояние, которое не может быть подвергнуто запрету или насильственному изменению. Именно этого элементарного демократического принципа никогда не понимала и не признавала партийно-государственная бюрократия, старавшаяся распространить свою власть даже на мысли людей. Так было и при И Сталине, и при Н.Хрущеве, и при Л. Брежневе, и при К.Черненко, хотя меры на разных этапах бюрократы применяли разные. В отличие от различия мнений политический плюрализм как различие интересов и форм их выражения и защиты не всегда неподсуден. Сегодня любое цивилизованное государство, защищающее избранную его гражданами форму человеческого общежития, прибегает к мерам и действиям по защите от распада, насильственного разрушения избранных, конституционно закрепленных общественнополитических форм, наказывает тех, кто нарушает закон. А это случается там и тогда, где и когда инакомыслие и разномыслие сопровождаются действиями или превращаются в действия, противоречащие закону. Если, например, политический плюрализм как объективно обусловленная разность интересов и политических позиций организационно оформляется и реально выражается, и данный процесс связан с неразрешенными организациями и неконституционными действиями, то он преследуется по закону (в этом незаконном своем выражении).

Нельзя отрицать прямую связь между идеологическим и политическим плюрализмом. Ведь несовпадающие интересы порождают наиболее острые идейные споры и идеологическое разномыслие, а оно, в свою очередь, ведет к политическому плюрализму, стремящемуся соответствующим образом оформиться, выразиться, реализоваться. И тем не менее существует тонкая грань, отделяющая одно от другого, разрешенное от недопустимого, законное от подсудного, чего иные руководители не замечают, а то и не понимают. Не видеть этой грани недопустимо. Жизнь идет вперед, культура общая и политическая растет, а вместе с ней вчерашние "забитые" граждане сегодня становятся политическими активистами и лидерами, чутко улавливающими то, что еще недавно казалось незаметным, что в условиях политизации общества и наэлектризованности граждан приводит к тому, что граждане остро реагируют на любой недемократизм, на всякую несправедливость.

Все это говорит о том, что, чем живее, многообразнее, плюралистичнее политическая жизнь общества, тем острее она требует от власть имущих обдуманных, взвешенных реакций и на многообразие мнений, и на политический плюрализм, все больше находящий выражение в своей развитой форме - многопартийности.

Плюрализм. Другая школа политологов - плюралисты - утверждает, что правление в Америке осуществляется не единой элитной группой, а несколькими, то есть множеством таких специализированных и конкурирующих между собой групп. Причисление к этим влиятельным группировкам зависит от течения времени и складывающихся обстоятельств. Оппозиционные деловые круги и руководители союзов, например, могут объединяться для совместной поддержки высоких пошлин на иностранные товары, но противостоять друг другу в вопросе о контроле над заработной платой и вовсе не принимать участия в спорах, относительно обеспечения школ автобусным транспортом. Конкуренция между несколькими группами не позволяет другим лицам или группировкам добиться контроля над политической системой. Плюралисты считают, что политические решения являются результатом торга и конкуренции между группами. В соответствии с этим взглядом правительство выполняет роль арбитра, следя за тем, чтобы группы с различными интересами соблюдали "правила игры".

Роберт Даль, среди прочих, утверждает, что такая плюралистическая система является истинно демократической в том смысле, что отдельные личности и меньшинства имеют возможность оказывать влияние на принятие решений посредством участия в выборах и заинтересованных группировках. Ни один общественный деятель не может позволить себе игнорировать своих избирателей. Если люди, имеющие свою определенную позицию по какому-либо конфетному вопросу, объединяются в группу и открыто заявляют о своем мнении, и если их точка зрения будет считаться законной большинством избирателей, их представители в органах власти непременно отреагируют. В американской политической системе, пишет Даль, "все активные и законные группы населения могут заставить услышать себя на определенном, решающем этапе принятия решения". Таким образом, плюралисты полагают, что правление в Америке осуществляется множеством групп, контролирующих друг друга в процессе открытой конкуренции.

Кто правит Америкой? Ни сторонники элитизма, ни плюралисты не согласны с традиционным изображением Америки, как популистской демократии, которой управляет простой человек. Сторонники обоих направлений сходятся во мнениях в том, что политические решения принимаются не средним американцем, а небольшой группой людей, как правило, достаточно обеспеченных и имеющих хорошее образование и связи. Однако сторонники элитизма и плюралисты резко расходятся в вопросе относительно сплоченности элиты и участия народа в выборах и заинтересованных группировках. Элитисты считают, что "люди наверху" работают сообща, а выборы и заинтересованные группы имеют, по большей части символический характер. Плюралисты же доказывают, что те, кто стоит у власти, сильно соперничают между собой и что проведение выборов и наличие заинтересованных групп дает представителю среднего класса возможность доступа в систему.

Плюралисты часто приводят в пример Новый курс как свидетельство того, что люди могут оказывать влияние на правительство. Сторонники элитизма с ними не соглашаются. Сам Рузвельт был выходцем из высших слоев общества. Он увидел, что "крутой индивидуализм" капиталистов раннего периода потерпел неудачу в годы Великой депрессии, и осознал, что элита смогла бы в большей степени отражать мнение всего общества, если бы она заняла его правящую позицию. Новый курс основывался на усилении действия принципа "положение обязывает", и связанные с ним новые подходы привели непосредственно к более активному участию Америки в международных делах в качестве оплота демократии и опосредованно - к росту военной силы.

Сторонники плюрализма настаивают на том, что определенные группы людей все же могут оказывать влияние на деятельность правительства и корпораций. Если президент или мэр Мназначит в правительственное учреждение скомпрометировавших себя деятелей, то на выборах избиратели проголосуют против него. Точно так же люди могут отказаться покупать автомобили, не соответствующие требованиям безопасности, или различными способами поддерживать лоббистские группировки в конгрессе. Сторонники элитизма считают, что общественное давление - посредством участия в выборах или воздействия на определенные заинтересованные круги - практически не оказывает влияния на тех, кто находится у власти.

Плюралистическая точка зрения. Плюралистический взгляд на Америку большей частью основан на понимании демократии Мэдисоном. Мэдисон считал, что власть развращает людей и что государственные чиновники склонны к узурпированию власти, если не существует определенной системы ограничения их полномочий. "Одна амбиция должна нейтрализовать другую амбицию",- писал Мэдисон. Разработанная им и его последователями конституционная система разделения законодательной исполнительной и судебной властей предназначена для ограничения власти отдельных лиц и их возможностей действовать в угоду тем, чьи интересы они представляют. Мэдисон также считал, что классовый конфликт в обществе неизбежен и что он обладает потенциальной разрушительной силой: "Собственники и неимущие всегда будут образовывать в обществе группы с определенными интересами". В любой момент неимущее большинство может восстать, угрожая таким образом имущему меньшинству. Посредством довольно сложных доказательств Мэдисон пришел к выводу о том, что для того, чтобы защитить меньшинство, необходимо распространить избирательное право на все население страны. Несхожесть слоев американского общества, считал он, не позволит большинству узурпировать власть. "Привлеките народ к более активному участию в политической жизни, и вы получите большее количество политических партий и интересов; при этом значительно снижается возможность того, что у большинства населения появится общее побуждение ущемлять права других граждан, если же такое побуждение все-таки возникнет, то те, кого оно объединяет, не почувствуют свою сипу и не смогут действовать в согласии друг с другом".

Роберт Даль в своей книге "Введение в теорию демократии" утверждает, что Америка действительно держится на системе сдержек и противовесов, хотя происходит это не совсем так, как предсказывал Мэдисон. Создатели Конституции предполагали, что палата представителей будет органом, выражающим волю народа, органом радикального, популистского мышления и что право президента накладывать вето будет ограничивать полномочия палаты представителей. Согласно Далю, на самом деле все наоборот.

Президент определяет политический курс страны, он создает новые законы, а также выступает в качестве представителя национального большинства, в то время, как деятельность Конгресса все больше напоминает вето на решения президента - вето, которое накладывается, чтобы защитить интересы тех групп, чьи привилегии ставятся под угрозу курсом, проводимым президентом.

Децентрализованная власть. Плюралисты считают, что существуют веские доказательства того, что между влиятельными лицами и группами существуют серьезные разногласия и даже конкуренция, причем это в равной степени касается и правительства, и частного сектора экономики. Конгресс иногда отвергает предложенные президентом кандидатуры на высшие правительственные должности и некоторые его законодательные проекты.

Отчетность перед избирателями. Плюралисты категорически отвергают мысль о том, что выборы являются просто "символическим действием". Все избранные служащие должны периодически встречаться со своими избирателями, что оказывает реальное влияние как на их политические решения, так и на их личное поведение в своем учреждении. Даль пишет: "Принимая решения в отношении одобрения или отклонения политического курса, выбранные чиновники постоянно помнят о реальном или воображаемом предпочтении, отданном им их избирателями".

Почему многие американцы столь апатичны? В соответствии со взглядами плюралистов, отказ от голосования, прежде всего, является выражением "молчаливого согласия", а не признаком разочарования в политической системе. И хотя некоторым незначительным группам людей могли воспрепятствовать отдать голоса, все же большинство тех, кто отказывается голосовать, просто в большей степени заняты своими домашними, семейными и служебными делами, чем политикой. И только когда создается угроза их благополучию (например, безработица), политически пассивные граждане образуют заинтересованные группы и приходят голосовать; в противном случае они оставляют принятие решений на усмотрение экспертов. Таким образом, выборы можно определить как сочетание выражения воли заинтересованного меньшинства и молчаливого согласия большинства. Голосующие и неголосующие граждане оказывают влияние на тех, от кого зависит принятие политических решений, даже если они не имеют над ними непосредственного контроля.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; для либеральной традиции главной считается классификация с точки зрения характера идеологической связи; марксисты основную роль при классификации отводят классовому критерию.

Не все типологии однако имеют одинаковое познавательное значение, но они отражают разные стороны политической действительности и помогают определить характер, место и роль в политической жизни общества конкретных партий. Исходя из этого, все многообразие классификаций политических партий можно представить в следующем схематичном виде:

Типология политических партий

Основания

виды

Организационная структура

Кадровые

Массовые

Оформленные (с фиксированным членством)

Неоформленные (со свободным членством)

Централизованные

Децентрализованные

Среда деятельности

Моносредные

Всеобщие

Промежуточные

Идеологическая направленность

- «Левые»

- «Центристские»

- «Правые»

Революционные (радикальные)

Реформистские (умеренные)

Консервативные

Реакционные

Роль в политической системе

Правящие

Оппозиционные

Парламентские

- «Авангардные»

Влияние в парламенте

Мажоритарные (большинство)

С мажоритарным призванием

Доминирующие

Миноритарные (меньшинство)

Представительство

интересов

Классовые

Социальных групп, слоев

Надклассовые

С неопределенным социальным обликом

Тип партийного руководства

Коллегиального руководства

Вождистские

По данной таблице, подробнее раскроем наиболее важные классификации:

В политологии общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация политических партий Мориса Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.

В курсовой работе мы уже касались структуры партий, рассматривая её основные уровни, и здесь остается только добавить, что структура представляет собой своеобразный синтетический компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.). В то же время именно она способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе.

Среди структурных характеристик Дюверже выделил: общее организационное строение, систему членства, органы руководства, а также типы связей, соединяющих граждан с партией. На основе этих переменных он предложил подразделить партии на два основных типа - «кадровые» и «массовые».

Кадровые партии - представляют собой объединение так называемых «нотаблей», то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных кампаний. Их цель – подготовить выборы, провести их и сохранять контакт с кандидатами. Прежде всего, это нотабли влиятельные, чьи имена и престиж служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса; это, далее, нотабли технические, владеющие искусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию; наконец, это нотабли финансовые – составляющие главный двигатель, мотор борьбы. По существу, кадровые партии – это партии активистов или функционеров с малым числом рядовых членов, аморфной организованной структурой. Вследствие чего само вступление в них имеет смысл своеобразного глубоко индивидуального акта, обусловленного способностями или особым положением человека, его строго детерминированными личностными качествами. Это акт, доступный избранным; он основан на жестком и закрытом внутреннем отборе. Если считать членом партии того, кто подписывает заявление о приеме в партию и в дальнейшем регулярно уплачивает взносы, то кадровые партии членов не имеют. Правда здесь стоит оговориться, поскольку кадровые партии в подражание массовым иногда открывают доступ обычным приверженцам. Явление довольно частое – в чистом виде кадровые партии встречаются достаточно редко. Другие партии близки к подобной практике, однако их внешняя форма способна ввести в заблуждение. Но главное – не ограничиваться ни официальными пунктами уставов, ни декларациями руководителей. Достаточно верным критерием здесь выступает отсутствие системы регистрации или регулярного взимания взносов.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Они создаются по территориальному принципу, и их численность, как правило, невелика. Комитеты имеют постоянный состав сплоченных активистов, обладающих навыками работы среди населения. На их плечи и ложиться организация предвыборных кампаний. Члены комитетов подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, интересы и симпатии избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании программы. Нужно отметить, что идеологические вопросы волнуют активистов постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам. Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: она концентрируется и активизируется вокруг кандидата на выборный пост, в преддверие и в ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания.

В качестве примера кадровых партий можно привести Европейские либеральные и консервативные партии, а также Республиканскую и Демократическую партию США.

Массовые партии – характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью своих членов, централизованной иерархизированной организационной структурой. Для того чтобы до конца понять сущность массовых партий возьмем, к примеру, Французскую социалистическую партию. Рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу, как с политической, так и с финансовой точки зрения, поскольку она, прежде всего, стремится дать политическое воспитание рабочему классу, выделить из его среды элиту, способную взять в свои руки власть и управление страной. А это означает, что ее члены составляют саму материю партии, субстанцию ее деятельности – без них она напоминала бы учителя без учеников. С точки зрения финансовой, Французская социалистическая партия также существенно зависит от взносов своих членов. С их помощью она собирает средства, необходимые для политического просвещения и повседневной работы, за счет них же финансирует выборы. Здесь к аспекту финансовому присоединяется и аспект политический. Этот последний аспект проблемы – основной, поскольку любая избирательная кампания требует больших расходов. Технология массовых партий заменяет капиталистический способ финансирования выборов демократическим. Вместо того чтобы обращаться к нескольким частным пожертвователям, с целью покрыть расходы на избирательную кампанию, массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них приходится небольшая сумма. Таким образом, то, чего кадровые партии добиваются «качеством», массовые достигают «количеством».

Первичные организации массовых партий строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, они заинтересованы в пополнении своих рядов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учёт и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная внутренняя, иерархическая структура, подчинения первичных организаций, и громоздкая система управления.

М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистические, коммунистические и фашистские.

Социалистические партии

Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

Коммунистические партии

Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет им контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.

Фашистские партии.

Они имеют много схожего с коммунистическими: вертикальные связи, централизация власти, жёсткая структура и т.д. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине и философии. Возникая из полувоенных формирований, они в конечном итоге культивируют жестокость и насилие, основанные на превосходстве одной нации над другой. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.

Такая классификация партий на кадровые и массовые , предложенная французским политологом М . Дюверже , в определенной степени сегодня устарела, поскольку она не допускает существования партий промежуточного типа. В 60-е годы XX века появились партии, которые не вписывались в данную типологию и одновременно объединяли в себе черты как кадровых так и массовых партий. Тогда авторитетные политологи -Ла Паломбара, Дж.Сартори , не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий - "партии избирателей". Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название "универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе.

Кроме данной классификации, традиционной в политологии также является деление политических партий, в зависимости от их места и роли в политической системе. Здесь выделяют следующие типы партий: правящие ,оппозиционны ,парламентские , и«авангардные».

Правящими считаются партии, которые победили на вы­борах и (главное) сформировали правительство. Правящая пар­тия (или партийная коалиция нескольких партий, объединив­шихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета ми­нистров. Как правило, это возможно только в условиях парламент­ской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правя­щей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительст­во России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии - возможность самостоя­тельного формирования правительства.

Оппозиционными партиями считаются те, которые лише­ны реальной возможности влиять на формирование правитель­ства и находятся в очевидной оппозиции к политике дейст­вующего правительства. Их сверхзадача - завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего пра­вительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.

Парламентские партии это партии, действующие в конкурентных политических системах. Они ставят перед собой задачу завоевания государственной власти, путем получения большинства в государственных структурах, через победу на выборах. В партиях данного типа существует два организационных центра: председатель партии и ее лидер. Председатель фактически является менеджером, руководителем партийной машины: он координирует деятельность региональных отделений, организует избирательные кампании, ведет партийную документацию. Лидер – олицетворение политического образа партии, он избирается на ежегодных партийных конференциях. В некоторых партиях эти два центра могут быть совмещены. Партийная дисциплина парламентских партий существенно отличается от дисциплин партий других типов: отсутствует принцип подчинения меньшинства большинству, то есть у организационного центра фактически нет рычагов обеспечения единомыслия в партии. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количество фракций, постоянные дискуссии.

«Авангардные» партии их отличительными чертами являются: централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Причем эти черты присущи авангардным партиям не только в период борьбы за власть, но и в том случае, когда власть находится в их руках. Такого рода партии при определенных условиях перерождаются в тоталитарные партии. Члены тоталитарных партий подчиняются одной идее, которая со временем, как правило, персонифицируется, то есть лидер партии, как главный носитель идеи, становится высшим авторитетом партии. Такие партии всегда революционны. Классическим примером авангардной партии может считаться Социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), позднее превратившаяся в Коммунистическую партию Советского Союза.

Значительное место в политологической литературе занимает классификация партий по критерию среды деятельности. С точки зрения этого критерия различают три вида партий:

    Моносредные – т.е. ограничивающиеся деятельностью в одной социальной среде, той, интересы которой они представляют (в сфере политики).

    Всеобщие – ориентированные на общесоциальную либо общенародную среду и не ограничивающиеся стремлением получить влияние в какой-либо одной среде (класс, социальная группа и т.д.)

    Промежуточные – концентрирующие свою деятельность прежде всего в одной среде, но не отказывающиеся от поиска поддержки и влияния в других общностях.

При многопартийной системе каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические или идеологиче­ские позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне «правых» до крайне «левых». Остальные партии занимают промежуточное поло­жение между этими двумя полюсами. В связи с этим сегодня широко используется классификация политических партий, основанная на их идеологической направленности. Как правило, в многопартийных парламентах места располагаются в форме неко­торого полукруга, где, следуя традиции французской революции, представители консервативных и правых партий рассаживаются на правой стороне от председательствующего, дальше влево - близкие им по духу партии, в центре - умеренные и дальше в самом конце - представители леворадикальных партий. Согласно классической терминологии, так называемые «левые» партии, по преимуществу, исповедуют социалистические, коммунистические ценно­сти и соответственно радикально-революционные методы их достижения. «Правые», напротив, в основном ориентируются на кон­сервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революцион­ных методов переустройства общества. «Центристы» же, весьма обширные и разнообразные по своему составу, представляют собой умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути разви­тия в целях улучшения благосостояния членов общества. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов - стержень их повседневной политики.

Такая группировка политических партий по линии «правые» - «центристы» - «левые», основанная на по­зициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам, сопряжена со значительной долей упрощения реального положения вещей в обществе. Поэтому в дополнение к ней по идейному (идеологическому) признаку принято различать также революционные, реформистские, консервативные и реакционные типы партий.

    Революционные – стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни.

    Реформистские – ориентированы на существенные количественные преобразования общества, но без нарушения его основной структуры.

    Консервативные – стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной действительности.

    Реакционные – основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно-экономической формации.

Итак, рассмотрев наиболее важные классификации, можно сделать вывод о том, что правильно оценить политические партии их деятельность и место в политической системе можно лишь с объединительных позиций, поскольку никакая типология или застывшая схема, взятая в отдельности, никогда не исчерпает всего разнообразия данного феномена. Следовательно, только анализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под различными углами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...