Трудоспособное население. Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство


Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессиональноквалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ - ИМЕЮЩИЕСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ В БУДУЩЕМ

ТРУДОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТРАНЫ, РЕГИОНА ИЛИ

ПРЕДПРИЯТИЯ. ТРУДОВОЙ

ПОТЕНЦИАЛ ХАРАКТЕРИЗУЕМЫЕ

КОЛИЧЕСТВОМ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УРОВНЕМ, ДРУГИМИ КАЧЕСТВЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.

Люди, реально участвующие в материальном производстве или непроизводственной сфере.

Экономически активное население

Доля экономически активного населения варьирует по странам.

В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов.

Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Экономически развитые страны

Реально работающих – 48-50%

в основном – это рабочие, служащие, работники умственного труда

в сфере услуг – крупная коммерция, пассажирский транспорт, бытовые услуги, банковское дело женщин среди работающих – 4050%.

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

Реально работающих – 35-40%

в основном – это крестьяне

в сфере услуг – мелкие торговцы доля женщин среди

работающих – не более 30%

В развитых странах занятость в промышленности составляет 2530%, а количество занятых в сельском хозяйстве постоянно уменьшается. Вместе с 55-65% увеличивается количество занятых в непроизводственной сфере, представлена не только такими

традиционными видами деятельности, как образование, здравоохранение и отдых, но и торгово-финансовой деятельностью (США, Великобритания, Германия, Бельгия, Франция, Швеция).

В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ, БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗАНЯТО В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ. ДОЛЯ ЗАНЯТЫХ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 20%. В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗАНЯТА В МАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ (ПОЧТИ 50%

- В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, 20%

- В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ). НА НЕПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СФЕРУ ПРИХОДИТСЯ ОКОЛО 30%, ПРИЧЕМ 2/3 ИЗ НИХ ЗАНЯТЫ В ОБРАЗОВАНИИ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И КУЛЬТУРЕ.

Особенности формирования трудовых ресурсов и рабочей силы

Определения нижней границы трудоспособного возраста в различных странах существенной разницы не имеет, в то же время расхождение верхней границы может составлять до 20 лет. Такая большая разница верхней границы трудоспособного возраста обусловлена различием в средней продолжительности жизни, и материальными возможностями общества в части пенсионного обеспечения людей. В большинстве стран мира верхняя граница трудоспособного возраста установлена в 60-65 лет, а во многих странах Азии и Африки возраст выхода на пенсию определён в 65 лет. В странах с высокой продолжительностью жизни (Дания, Швеция) – в 67 и даже 70 лет (Норвегия).

К трудовым ресурсам в Рссии относят трудоспособное население в возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет, а также подростки до 16 лет, и люди пенсионного возраста, которые берут участие в общественном производстве.

Более половины стран мира не делает разницу в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин. В других странах женщины имеют право выхода на пенсию на 3 (США, Швеция) или 5 лет (Швейцария, Финляндия, Россия, Украина) раньше мужчин.

Трудовые ресурсы.

Основу трудовых ресурсов составляют взрослые люди от 16 до 54–59 лет, т.е. трудоспособное население. Работающие пенсионеры входят в состав трудовых ресурсов.

Безработные – часть трудовых ресурсов, которая хочет работать, ищет работу, но не может её найти.

  • Вопрос 7. Качество трудовой жизни как критерий развития социально-трудовых отношений.
  • Вопрос 8. Рынок труда: его основные элементы, функции и особенности. Виды рынков труда.
  • 4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода, регулирующих деятельность агентов на рынке труда, таких, как:
  • Вопрос 10. Основные тенденции развития трудовых отношений в развитых странах.
  • Вопрос 11. Занятость и безработица как важные характеристики рынка труда.
  • Вопрос 12. Мобильность на российском рынке труда.
  • Вопрос 13. Дискриминация на рынке труда и ее последствия.
  • Вопрос 14. Мот и международный опят регулирования социально-трудовых отношений
  • Вопрос 15. Государственное регулирование рынка и его границы.
  • Вопрос 16. Сущность и формы заработной платы в рыночной экономике.
  • Вопрос 17. Особенности и проблемы оплаты труда в современной России.
  • Вопрос 18. Организация оплаты труда в современных условиях и ее элементы.
  • Вопрос 19 Нормирование труда: сущность, роль и методы.
  • Вопрос 21. Производительность труда и факторы ее роста.
  • Вопрос 22. Классификация затрат рабочего времени.
  • Вопрос 23 Разделение и кооперация труда.
  • Вопрос 24. Принципы формирования доходов в рыночной экономике. Структура личных доходов населения и работающих.
  • Вопрос 25. Сущность и классификация персонала организации.
  • Вопрос 26. Трудовая адаптация работников: содержание, структура, факторы.
  • 9.2 Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации
  • Вопрос 27. Трудовая организация как социальная система.
  • Вопрос 28. Сплоченность первичного трудового коллектива. Социально-психологический климат в трудовой организации.
  • Вопрос 29. Гуманизация труда.
  • Вопрос 30. Трудовое поведение: содержание, структура, функции.
  • Вопрос 31. Стабилизация трудового коллектива.
  • Вопрос 32. Особенности социологического подхода к изучению трудовой деятельности
  • Вопрос 33. Виды мотивов и стимулов, их взаимосвязь и взаимодействие.
  • Вопрос 34. Методы социологический исследований трудовой деятельности.
  • Вопрос 35. Условия развития личности в организации.
  • Вопрос 36 Сущность мотивации и стимулирование трудовой деятельности.
  • Вопрос 37. Условия труда. Система льгот и компенсаций работникам занятых в неблагоприятных условиях труда.
  • Вопрос 38. Трудовой коллектив: виды, цели, функции.
  • Вопрос 39. Потребности, интересы и ценности личности.
  • Вопрос 40. Система стимулирования работников.
  • Вопрос 41. Лидерство в трудовой организации.
  • Вопрос 42. Социальные функции труда.
  • Вопрос 43. Социологические исследования трудовой деятельности: сущность, цели, задачи, виды, программы.
  • Вопрос 44. Качество и уровень жизни. Факторы, их определяющие.
  • Вопрос 45. Система социального партнерства: ее элементы, принципы, проблемы.
  • Вопрос 46. Личность в трудовой организации.
  • Вопрос 47. Система социальной защиты работников.
  • Вопрос 48. Социальное партнерство в России.
  • Вопрос 49. Основные социальные процессы в трудовой деятельности.
  • Вопрос 50. Отношение к труду: содержание, специфика формирования в условиях рынка. Удовлетворенность к труду.
  • Вопрос 3. Трудовые ресурсы: их состав и численность. Характеристика трудовых ресурсов рф.

    Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности. Процесс труда есть процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. Процесс труда включает следующие элементы: средства труда, предмет труда и непосредственно сам труд человека. Без средств производства немыслим процесс труда, но и без труда человека средства производства мертвы и ничего не могут создать. Только труд людей приводит в действие средства производства, содействует реализации их целей. Создавая средства и предметы труда и воздействуя на природу, человек изменяет и самого себя, развивая свои навыки и знания.

    Труд является экономической категорией и характер его определяется производственными отношениями. Осуществляемые в АПК России преобразования направлены на изменение производственных отношений, превращение значительной части наемных работников в собственников земли и других средств производства, на развитие у крестьян инициативы и предприимчивости. Создаются условия, чтобы человек относился к труду, своему делу не безразлично, не как наемный поденщик, а по-хозяйски, с ответственностью за конечные результаты.

    Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы включают в себя все трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет - для женщин и от 16 до 60 лет - для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники).

    Трудовые ресурсы как главная и производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает рост производства в АПК и его экономической эффективности.

    Экономически активным населением (рабочей силой) называется совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве товаров и оказании услуг. Оно включает как занятых, так и безработных; на 1 января 2001 г. его численность составила 72,4 млн человек, или около 50 % населения страны.

    Занятое население - это лица, вовлеченные в производственную и непроизводственную деятельность. К ним относят работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, военнослужащих, учащихся очной формы профессионального обучения; их численность на начало 2002 г. составляла 65 млн человек.

    К безработным относят трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

    В сельском хозяйстве в настоящее время занято 7,7 млн человек, или 12 % общей численности занятых в отраслях народного хозяйства. Из них на сельскохозяйственных предприятиях работает 3,8 млн человек (50 % всех занятых в сельском хозяйстве).

    Трудовые ресурсы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях (работники жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытовых и детских учреждений и др.).

    Производственный персонал - это работники, занятые в производстве и его обслуживании. По отраслевой принадлежности их подразделяют на работников сельского хозяйства, промышленности и т.д.

    Трудовые ресурсы включают несколько категорий работников: руководители, специалисты, рабочие, служащие, младший обслуживающий персонал. Самой многочисленной категорией производственного персонала являются рабочие - работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг; они подразделяются на основных и вспомогательных.

    К основным относят работников, непосредственно создающих продукцию и занятых осуществлением технологических процессов, к вспомогательным - рабочих, занятых обслуживанием основного производства, а также всех рабочих вспомогательных подразделений.

    По длительности пребывания на предприятии рабочих подразделяют на постоянных, сезонных и временных. Постоянными считаются принятые на работу без ограничения срока или на срок более 6 мес, сезонными - поступившие на период сезонных работ (сроком не более 6 мес), временными - на срок до 2 мес, а при замещении временно отсутствующих работников - до 4 мес.

    Постоянные рабочие подразделяются по профессиям (трактористы-машинисты, комбайнеры, операторы машинного доения, скотники и т.д.), квалификации (тракторист-машинист I, II, III класса и др.), возрасту, полу, стажу, образованию и т. д.

    Руководители и специалисты осуществляют организацию производственного процесса и руководство им. К руководителям на сельхозпредприятиях относятся директор (председатель), главный экономист, бухгалтер, инженер, агроном, зоотехник, механик и другие главные специалисты, а также их заместители.

    Специалисты - это работники, имеющие высшее или среднее специальное образование: экономисты, агрономы, зоотехники, инженеры, механики, бухгалтеры и др.

    К категории служащих относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, секретари-машинистки, статистики, учетчики, табельщики и т. д.)

    Младший обслуживающий персонал занимает должности по уходу за служебными помещениями, а также по обслуживанию других работников (дворники, уборщицы, курьеры и др.).

    Трудовые ресурсы предприятия имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются соответствующими абсолютными и относительными показателями: структура работников предприятия; среднесписочная и среднегодовая численность работников; коэффициент вы-бытия кадров; коэффициент текучести кадров; коэффициент приема кадров; коэффициент стабильности кадров; средний стаж работы по отдельным категориям работников.

    Структура трудовых ресурсов предприятия - это процентное соотношение различных категорий работников в их общей численности. В структуре персонала сельскохозяйственных предприятий работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, занимают 85 - 90 %, в том числе постоянные рабочие 70 - 75 % (из них трактористы-машинисты - 13 -18 %), сезонные и временные рабочие 5 - 8 %, руководители и специалисты 8 -12 %. Эта структура определяется многими факторами: размерами и специализацией предприятия, степенью участия в интеграционных процессах, природными условиями и т. д. Она может рассчитываться и по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация и т. п.

    Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования аналогичного показателя за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Точно так же среднесписочная численность за месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца (эта информация имеется в регистрах бухгалтерского учета).

    Среднегодовая численность работников определяется путем деления всего отработанного времени работниками хозяйства за год (в человеко-часах или человеко-днях) на годовой фонд рабочего времени.

    Коэффициент выбытия кадров (Квк) представляет собой отношение количества работников, уволенных по всем причинам за данный период, к среднесписочной численности работников за тот же период.

    Коэффициент приема кадров определяется путем деления количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднегодовой численности персонала за этот же период.

    Коэффициент текучести кадров - отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.

    Коэффициент стабильности кадров (Кс) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях.

    Широко распространенной формой перераспределения трудовых ресурсов является миграция рабочей силы - массовое перемещение и переселение трудоспособного населения. В зависимости от того, пересекается ли при этом граница страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция рабочей силы (между регионами страны, из села в город) является фактором изменения состава и размещения населения; при этом его численность не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая или уменьшая его на величину миграционного сальдо. Последнее представляет собой разницу между количеством людей, переселившихся за пределы страны (эмигранты), и количеством людей, переселившихся в страну из-за ее пределов (иммигранты)

    Трудовые ресурсы России составляют сейчас около 50 % населения страны. Среднегодовая численность работников сельскохозяйственных предприятий за годы реформы уменьшилась, и в их составе произошли существенные изменения. В связи с созданием крестьянских (фермерских) хозяйств более 700 тыс. работников перешли из крупных сельскохозяйственных предприятий в этот сектор. В результате расширения личных подсобных хозяйств населения также увеличилось число занятых в них работников.

    в состав трудовых ресурсов включают:

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

    фактически работающих подростков моложе 15 лет;

    фактически работающих пенсионеров.

    Численность трудовых ресурсов рассчитывают двумя методами:

    1. Демографический: население трудоспособного возраста за вычетом инвалидов I, II групп, включая работающих подростков и пенсионеров.

    2. Экономический: фактически работающее население (занятое), включая занятых в личном, подсобном и фермерском хозяйствах, плюс учащиеся с отрывом от производства, безработные и остальные неработающие лица трудоспособного возраста.

    Трудовые ресурсы - ϶ᴛᴏ часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, кᴏᴛᴏᴩой в данный период располагает государство.

    Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

    Демографический аспект трудовых ресурсов демонстрирует зависимость данных ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

    Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Экономические отношения - ϶ᴛᴏ та общественная форма, в кᴏᴛᴏᴩой реализуется способность к труду.

    Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

    Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

    Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность ϶ᴛᴏй группы населения статистически не учитывается).

    Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, кᴏᴛᴏᴩая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

    Экономически активное население - ϶ᴛᴏ часть населения, предлагающая ϲʙᴏй труд для производства товаров и услуг. Кстати, эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), кᴏᴛᴏᴩые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

    Трудовые ресурсы - это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.

    Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством и зависят от общественного строя, продолжительности жизни людей, других социально-экономических факторов и от принятых в связи с этим официальных государственных актов. В США, например, нижней границей трудоспособного возраста для юношей и девушек считается 14-летний возраст, верхней границей для мужчин - 65 лет и женщин - 63 года. В Республике Беларусь трудоспособный возраст для мужчин составляет от 16 до 60, для женщин - от 16 до 55 лет.

    В состав трудовых ресурсов включаются:

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

    работающие подростки (до 16 лет);

    население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

    К трудоспособному населению относятся лица в работоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льгот- ных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

    В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяются следующие категории:

    занятые в общественном производстве; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; находящиеся на учебе с отрывом от производства; занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; военнослужащие.

    Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым -

    показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.п.

    Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп: молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Иногда для выявления возрастной структуры используются 10-летние возрастные интервалы. Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудоспособного возраста занимают лица 20-49 лет и чем большую часть составляют мужчины.

    Половая структура трудовых ресурсов характеризуется соотношением численности мужчин и женщин в их составе. Она определяется, как правило, по населению трудоспособного возраста - основному источнику трудовых ресурсов. В Республике Беларусь, например, удельный вес мужчин составляет 47 %, женщин - 53 %. Такое соотношение считается нормальным для экономически развитых стран.

    Для характеристики трудовых ресурсов по уровню образования используются следующие важнейшие показатели: уровень общего, специального и высшего образования; уровень образования по социальным группам.

    По уровню образования соотношение между количеством трудовых ресурсов с высшим, средним специальным, средним и неполным средним образованием определяется независимо от выполняемой работы или занимаемой должности.

    Соотношение работников по видам деятельности и уровню квалификации характеризует профессионально-квали- фикационную структуру трудовых ресурсов. Профессии определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономики. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвалифицированные, квалифицированные и неквалифицированные работники.

    При определении соотношения трудовых ресурсов по категориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том числе руководители, специалисты и т.д.

    Знание структуры трудовых ресурсов необходимо для определения направлений их эффективного использования.

    Основой формирования трудовых ресурсов является воспроизводство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, т.е.

    При увеличении уровня рождаемости и продолжительности жизни будет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. Республика Беларусь, например, относится к группе стран с крайне низкой рождаемостью. В последние годы на 1000 человек населения приходится 14,5-17,3 родившихся. Наблюдаются увеличение смертности и сокращение продолжительности жизни. При сохранении и далее такой ситуации произойдет уменьшение численности населения и трудовых ресурсов.

    Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения, ведущая к их перераспределению между территориями, отраслями народного хозяйства и видами деятельности. Однако оценка территориальной подвижности населения для экономического развития неоднозначна, и, прежде всего, когда ее размеры и направления не соответствуют потребностям народного хозяйства. Это может привести к избыточному предложению трудовых ресурсов в одних населенных пунктах или к их недостатку в других, что в том и другом случае является отрицательным явлением.

    Все данные о миграции используются для определения точной численности населения в стране и регионах, для исчисления показателей, связанных с населением и трудовыми ресурсами. Таким образом, размеры и состав трудовых ресурсов определяются демографическими факторами (численностью населения, его половозрастной структурой и пр.) и миграционными процессами.

    Распределение трудовых ресурсов осуществляется, главным образом, исходя из имеющегося экономического потенциала в регионах. В ходе изменений объемов работ, структуры народного хозяйства меняется и потребность в трудовых ресурсах.

    Для общества оптимальным является вариант, когда все трудовые ресурсы задействованы полностью. Однако в рыночной экономике данное условие соблюдается крайне редко даже в тех странах, где имеется повышенная потребность в ра- 164 бочей силе. Причин здесь множество, втом числе объективного характера. Прежде всего это сокращение численности рабочих и служащих при совершенствовании структуры производства, увольнение в связи с неудовлетворенностью части работников условиями труда, поиск нового места работы, циклический характер экономического развития, влияние сезонности и т.д. Поэтому в реальных условиях не все тру- доспособное население занято общественно полезным трудом. Важнейшая задача при планировании экономического развития состоит в том, чтобы не допускать чрезмерной величины избытка рабочей силы и в то же время обеспечить функционирование рынка трудовых ресурсов в целях более эффективного ее использования. Повышение доли трудоспособного населения, занятого общественным трудом, предоставление таких возможностей лицам пенсионного возраста и подросткам улучшает социально-экономическую ситуацию. При необходимости рассматривается и внешний рынок трудовых ресурсов, особенно в условиях кризиса и других неблагоприятных ситуациях внутри стран.

    В современных условиях важной проблемой является проблема безработицы. Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

    По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу.

    В Беларуси, например, уровень безработицы в 2000 г. составил 2 %. В то же время велика доля скрытой безработицы. 11.2.

    Трудовые ресурсы - это часть населения, которая в силу со­вокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или
    трудиться в сфере услуг.

    Критериями для выделения из населе­ния трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, кот-е устанавливаются гос-ом и зависят от общественного строя, продолж-ти жизни людей, дру­гих соц.-экон-их факторов и от принятых в связи с этим официальных гос-ых актов. В РБ трудоспособный возраст для мужчин - от 16 до 60, для женщин - от 16 до 55 лет.

    В состав трудовых ресурсов включаются: - трудоспособное население в трудоспособном возрасте; - работающие подростки (до 16 лет); - население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

    К трудоспособному населению относятся лица в работо­способном возрасте, за исключением неработающих инвали­дов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льгот­ных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

    В сос­таве трудовых ресурсов выделяются следующие категории: - занятые в общественном производстве; - занятые индивидуальной трудовой деятельностью; - находящиеся на учебе с отрывом от производства; - занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; - военнослужащие.

    Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым - показатели образовательного уровня, профессионально-ква­лификационной структуры и т.п.

    Возрастные группы : молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

    Половая структура труд. ресурсов характеризуется со­отношением численности мужчин и женщин. Определяется населением трудоспособного воз­раста. В РБ удельный вес мужчин - 47 %, женщин - 53 %. Это соотношение считается нормальным для экон-ки развитых стран.

    По уровню образо­вания : уровень общего, специального и высшего; по социальным группам.

    Соотношение работников по видам деятельности и уров­ню квалификации характеризует профессионально-квали­фикационную структуру трудовых ресурсов. Профессии оп­ределяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономи­ки. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвали­фицированные, квалифицированные и неквалифицирован­ные работники.

    При определении соотношения трудовых ресурсов по кате­гориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том чис­ле руководители, специалисты и т.д.


    Основой формирования трудовых ресурсов является вос­производство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, т.е. при уве­личении уровня рождаемости и продолжительности жизни бу­дет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. РБ отно­сится к группе стран с крайне низкой рождаемостью, на 1000 человек населения приходится 14,5-17,3 ро­дившихся.

    Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения.

    Важная проблема это безработицы. Безработица – соц-о-экон-е явление, выражающееся в том, что определенная часть трудо­способного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

    По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и же­лающие трудиться, активно ищущие работу.

    В РБ уровень безработицы в 2000 г. - 2 %. В то же время велика доля скрытой безработицы.

    Трудоспособный возраст: Мужчины 16-59, Женщины 16-54. Это совокупность людей способных к труду по возрасту и состоянию здоровья.

    Численность населения в трудоспособном возрасте минус неработающие инвалиды этого возраста, минус количество пенсионеров в этом возрасте.

    Трудовые ресурсы. Это часть населения страны, которая занята в экономике или не заняты, но способны по возрасту и здоровью. Это трудоспособное население трудоспособного возраста, работающие подростки до 16 лет, лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике или безработные.

    Также учитывается сальдо маятниковой миграции. Естественное движение – изменение в численности без учета миграции. Пополнение – вступление в трудоспособный возраст подростков и привлечение лиц нетрудоспособных. Выбытие – смертность, выбытие на пенсию, выход из трудоспособного возраста и прекращение работы и инвалидность. Для характеристики интенсивности используются: коэффициент естественного прироста и коэффициент миграционного прироста .

    Баланс трудовых ресурсов – статистическая таблица.

    1 раздел - Численность и воспроизводственный состав населения (численность трудовых ресурсов всего, в том числе:

    а) трудоспособное население трудоспособного возраста,

    б) работающее подростки,

    в) работающие пенсионеры.

    2 раздел - Распределение трудовых ресурсов по видам занятости всего, в том числе:

    а) численность по отраслям,

    б) учащиеся трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства,

    в) трудоспособное население трудоспособного возраста не занятые в экономике).

    Экономически активное население – часть населения страны, обеспечивающее предложение рабочей силы (занятые + безработные). Занятые – имеющие занятие, приносящее доход. Безработные – старше 16 лет, не имели в последнее время работы, занимались ее поиском, были готовы приступить к ней. Экономически неактивное население – неработающие и не ищущие работу(дети, домохозяйки, учащиеся и прочие лица).

    Распределение по возрасту и занятости.

    1. Население трудоспособного возраста = В+Г+Д+Е

    2. Трудоспособное население = В+Г+Е

    3. Трудовые ресурсы = Б+В+Г+Е+Ж+З

    4. Занятые в экономике = Б+В+Ж

    5. Безработные = Г+З

    6. Экономически активное = Б+В+Г+З+Ж

    7. Экономически неактивное = А+Д+Е+И

    7.1 Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте = Д+Е

    7.2 Экономически неактивное население в не трудоспособном возрасте = А+И

    8. Трудовые ресурсы =6+7.1 -Д

    1. Коэффициент трудоспособности населения – доля трудоспособного населения в общей численности.

    2. Коэффициент трудоспособности населения трудоспособного возраста – доля трудоспособного населения в численности населения трудоспособного возраста.

    3. Коэффициент занятости всего населения – доля занятых в общей численности.

    4. Коэффициент занятости населения трудоспособного возраста.

    5. Коэффициент общей нагрузки – число лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста.

    6. Коэффициент замещения трудоспособных ресурсов – число детей, подростков на 1000 человек трудоспособного возраста.

    7. Коэффициент пенсионной нагрузки - число пенсионеров на 1000 человек трудоспособного возраста.

    8. Уровень безработицы – доля безработных среди экономически активных.

    9. Коэффициент экономической активности – доля экономически активных среди общей численности населения.

    Выбор редакции
    Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

    Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

    Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
    О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
    Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
    Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
    Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
    Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...