Культура и традиции народов скандинавских стран. Культура дохристианской скандинавии


В $XVI$-первой половине $XVII$ века наблюдалось два направления:

  1. крестьянское, проникнутое самобытностью и древнейшими традициями дофеодального времени (довольно быстро исчезло в Дании);
  2. дворянско-бюргерское, основанное на влияние иностранных государств.

Замечание 1

Дошедшими до наших дней ценностями крестьянской традиции является деревянная архитектура и резьба по дереву. Народные песни, сказки и саги составляют основу устного народного творчества. Основным хранителем национального языка в Исландии и Финляндии стало крестьянство, в Норвегии оно единственное из сословий продолжало говорить на языке своей народности.

Культура дворянства и бюргерства сильно отличалась от крестьянской культуры. Эти социальные группы были ясно связаны с королевскими дворами европейских государств и их городами. Выходцы из-за границы постоянно пополняли состав важнейших феодальных сословий. Так, на улицах Гётеборга преобладала голландская речь, а на улицах Бергена часто звучала немецкая речь. Именно поэтому итальянские живописцы и французские градостроители, голландские учёные и немецкие богословы оставили заметные следы в духовном развитии народов Скандинавских стран в $XVI- XVII$ веков.

Развитие культуры в Дании и Швеции

Культурное развитие Дании в $XVI- XVII$ веках опережало другие Скандинавские страны. Датские учёные анатом Каспар Бартолин Старший и астроном Тихо Браге получили европейскую известность. Бартолин Старший описал работу обонятельного нерва. Тихо Браге вывел законы движения планет. Архитектура Дании отразила расцвет дворянской монархии. Великолепие дворцов и замков, возведённых при Кристиане IV, вошло в историю как датское Возрождение.

Литературные произведения на национальном языке не получили мирового признания, но составляют важную часть скандинавской культуры. На национальные языки переводилась Библия, что способствовало формированию национальных языков. В Дании и Швеции в $XVII$ веке распространяются религиозные стихи протестантизма, появляется поэзия с гуманистическими идеями. Это стимулирует изучение родной истории и языка. Историк Андерс Ведель составил сборник из более 100 датских баллад, перевёл на датский язык историю Саксона Грамматика, чем пробудил интерес к чтению и изучению родной истории.

Шведский писатель Олаус Петри написал «Шведскую хронику», в которой описал историю страны. Для литераторов того времени характерно преувеличение роли Швеции, что является следствием былого «великодержавия» страны.

Скандинавская поэзия оставалась в основном придворной. Она строилась по классическим формам. К середине $XVII$ века появляется шведская светская лирика и историческая драма. «Золотой век» дворянства выразился в строительстве задний с тиле барокко. Художники и композиторы Швеции находились при королевском дворе, и, соответственно, были либо иностранцами, либо находились под сильным иностранным влиянием. Французский рационалист Декарт жил долгое время при дворе королевы Кристины и был её постоянным собеседником (Кристина считалась образованнейшей женщиной того времени).

Норвежская культура

Упадок Норвегии сказался на развитии норвежской культуры. Для примера: в Дании и Швеции университеты были открыты в $XV$ веке, в Норвегии – только в $XIX$ веке. Живопись норвежского народа оставалась церковной. Архитекторы могли использовать для строительства зданий в основном только дерево. Норвежские гуманисты издавали исторические и литературные труды. Первые норвежские учёные писали на латыни, например историк Клауссен и его сочинение «Описание Норвегии». Первые поэты также сочиняли на латинском языке. Поэтому можно говорить, что истинно норвежской национальной культуры ещё не сложилось. Не было национальной культуры у финнов исландцев.

Замечание 2

Перерастание средневековых народностей и формирование буржуазных наций проходил только в Дании и Швеции. Остальные скандинавские народы не были политически независимыми и отставали в своём развитии.

Тысячи лет назад территория Скандинавии была основным центром оледенения в Европе; толщина ледника доходила в этих местах до трёх километров. Однако, если 17000 лет назад численность населения этих областей составляла всего около 1000 человек, то уже 11000 лет назад, сразу после окончания ледникового периода, их количество возросло в десятки раз. Учёные относят древнейшее население Северной Европы к атланто-балтийской подрасе. Их поселения обнаружены в разных частях Скандинавского полуострова, Великобритании и материковой Европы. Это Маглемосе в Дании и Эртебёлле на юге Скандинавии, Комса и Фосна на атлантическом побережье Норвегии, Сандариа в юго-западной Швеции, Стар-Карр в Йоркшире (Англия) на берегу древнего озера - всё это приморские и приречные культуры, возраст которых 11000-9000 лет.

В древнейших скандинавских поселениях как правило было до 20 домов, в которых жило около 100 человек. Прочные трапецевидные домики столбового типа имели площадь от 5,5 до 30 кв.метров, полы домиков были обмазаны известью. Их обитатели занимались в основном рыбной ловлей, сбором моллюсков и охотой, применяли кремниевые топоры, костяные изделия, знали лук и стрелы, пользовались лодками-однодеревками, приручали собак. Люди изготовляли костяные, роговые и янтарные изделия с художественными изображениями, а также рисунки, выполненные на мыльном камне. В деревнях существовали специальные жертвенные места и святилища. Древнейшими Божествами были Богиня Земли и плодородия, плывущая в ладье, и Богиня Воды - обнажённая дева, держащая перед собой двумя руками сосуд со священной водой. Верховного невидимого Творца всех вещей древние скандинавы называли Все-Отцом, а верховными Божествами нашей Вселенной считались Отец Ху и Мать Керидвен.

Около 7000 лет назад в Скандинавию начали прибывать первые арийские переселенцы с Южного Урала. Тогда в Северной Европе начинают появляться жилые районы с центром в виде крупного поселения, окружённого несколькими малыми. Население таких районов достигало уже от 400 до 2000 человек (например - Уэссекс в Англии). Люди охотились на тюленей, содержали свиней, выращивали злаки, применяли шлифовку и полировку своих орудий (ножей, серпов), использовали свёрла, изготавляли посуду и другие керамические изделия из обожжёной глины. Более тысячи предметов керамики и украшений найдено в Скандинавии на берегах Литторинового моря. Возле поселений располагались длинные курганы - места погребений вождей и других людей высокого ранга. Для каждого из них сооружались колоссальные насыпи из крупных камней или мегалитические гробницы из каменных плит. Нередко гробницы и различные предметы быта украшались рунами - своеобразными иероглифами-символами, имевшими религиозное либо мистическое значение.

Отцом и Учителем древних скандинавов считался одноглазый Бог Один (или Вотан). Согласно легендам, когда-то из тумана, возникшего в первобытном Хаосе, получился ледяной гигант Имир. От Имира произошёл род могучих и жестоких великанов. Сыновья одного из них - Бури, которых звали Один, Вили и Ве, восстали против Имира и после долгой и жестокой борьбы убили его. Из тела Имира они создали Землю в виде плоского круга в океане крови Имира. Землю они назвали Митгард и населили её людьми, сделанными из деревьев. А для себя высоко над Землёй Боги построили небесный город Асгард, дорогой в который служила радуга. В Божественном Асгарде обитало 12 Божеств: сыновья Одина - Тор (Гром) и Бальдр (Весна), мать Тора - Ёрд (Земля), мать Бальдра - Фригг (Мудрость), а также древний арийский Бог Тивас (Дьяус) или Тюр (Война), Хёд (Судьба), Локи (Огонь), Фрейя (предводительница небесных дев-воительниц "валькирий") и др. Один из обитателей Асгарда содержал в себе корень Зла. Это был Локи. Он подговорил Хёда, слепого Бога Судьбы, убить любимого сына Одина - Бальдра. Со смертью Бальдра исчезли свет и радость из жизни Богов. Потрясённые Боги собрались на совет, чтобы открыть секрет оживления этого Духа молодости и жизни.

Хранителями знаний на территории Северной Европы были жрецы "друиды" (на санскрите "дру" - "лес", по галльски "друидх" - "мудрец, волшебник", по ирландски "друи" - "люди дубовых деревьев"). Главные друиды были в Британии, Ирландии, Галлии и Скандинавии. Согласно установленному порядку, друиды обладали правом давать имена городам и местностям и выступать на собраниях перед их правителями. Священным деревом для друидов был дуб, священными символами - змея и крест из дубовых веток, священным Божеством - Мадонна, Непорочная Мать с младенцем на руках. Друиды жили в полном воздержании и аскетизме, местами их обитания были уединённые пещеры или хижины и грубые дома из камня, где они проводили время в молитвах и медитациях, выходя только для исполнения религиозных ритуалов. Друиды всегда были одеты в белые одежды - символ чистоты и невинности и приближенности к Солнцу; головы друидов украшали тиары в виде круга из солнечных лучей. Высшие друиды носили спереди на поясе брошь, в центр которой был вделан большой белый камень - увеличительное стекло, которым они зажигали огонь на алтаре. Божество Солнца, поклонение которому пришло в Скандинавию в незапамятные времена из близкой к Британии Атлантиды, изображалось в виде золотого диска, окружённого ореолом, в колеснице, влекомой лошадью; символом его было колесо со спицами или крест в круге.

Обычных людей друиды учили морали, а посвящённых - высшим эзотерическим учениям. Они говорили, что душа бессмертна, и верили в её воскрешение. Друиды верили в три мира и в переселение души человека из одного тела в другое для наказания и поощрения. На Земле Добро и Зло так переплетены и уравновешены, что человек имеет свободу каждое мгновение выбирать между ними. Друиды утверждали, что все люди в итоге должны быть спасены, но многие из них должны ради этого возвращаться на Землю неоднократно, пока не преодолеют в себе все элементы Зла. Ад - это наказание за грехи и чистилище души. Посвящения происходили в дни равноденствий и солнцестояний в специальных храмах, имевших форму круга или яйца, из которого, согласно мифам, произошла когда-то вся Вселенная. Существовали также храмы в виде змеи и креста. Святилища друидов обнаружены практически по всей территории Северной Европы. В одной только Франции имеется более ста мегалитических каменных кругов и более 6000 других древних сооружений. Все они были возведены в интервале 5000-2500 лет до н.э. Самый крупный в Северной Европе мегалитический комплекс расположен в Карнаке, на территории Западной Франции. В длину он простирается на 8 километров и включает каменные глыбы высотой до 7 метров. В Англии крупнейшим каменным сооружением является Эйвбёрихендж в графстве Уильтшир. Мегалит имеет внешний круг диаметром 427 метров и два внутренних круга диаметром около 100 метров, а входящие в него валуны весят от 60 до 90 тонн!

Наиболее знаменитое из древних святилищ - Стоунхендж на юго-западе Англии. "Стоунхендж" в буквальном переводе с английского означает "висящий камень". Это сооружение преставляет собой огромное каменное кольцо, окружённое двумя валами, диаметром более 100 метров, разделёнными рвом. Внешний вал имеет ширину 2,5 метров и высоту 0,8 метра, внутренний вал - ширину 6 метров и высоту 1,8 метра. С северо-востока находится вход - аллея шириной 12 метров и длиной 25 метров, ведущая в сердце Стоунхенджа. Направление аллеи указывает на точку горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит Солнце. Центральная часть Стоунхенджа - окружность диаметром 31 метр, по которой стоят 30 каменных блоков массой по 25 тонн; высота блоков 5,5 метров, глубина, на которую они вкопаны, 1 метр, а всего в сооружении использовано свыше 80 каменных блоков весом до 35 тонн. Строительство Стоунхенджа было начато в 2800 году до н.э. и завершилось в 1600 году до н.э.. Мегалит служил одновременно местом культовых обрядов, астрономической обсерваторией и своеобразным календарём, так как фиксирует на горизонте точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. В расположении камней хитроумным способом зашифрованы данные обо всех лунных и солнечных затмениях прошлого, настоящего и будущего.

Древние кельты называли Стоунхендж "Работой Эмриса", поскольку его создателем считался прорицатель Эмрис, которого скандинавы знали под именем Мирддина, а британцы - как Мерлина, ставшего позднее главным советником легендарного короля Артура (? - 516 г.г. н.э.). Согласно легендам, изначально под его наблюдением было возведено целых три подобных мегалитических храма, располагавшихся на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Сам Эмрис обитал в гигантском Стеклянном Дворце, возведённом им на острове Энлли вблизи ирландского побережья, позднее погрузившемся в океан. Благодаря особой конструкции Дворца, форма которого напоминала треугольную пирамиду, течение времени внутри него было сильно замедлено, и прорицатель мог оставаться молодым в течение тысяч лет. Если проплывавшие мимо острова Энлли корабли подходили к нему слишком близко, они попадали под влияние невидимых сил Стеклянного Дворца, и те из людей, кто проводил на острове всего лишь три дня, возвращаясь на родину обнаруживали, что на самом деле прошло уже целых 30 лет. скандинавия культура мегалитический стоунхэндж

Эмрис и другие посвящённые древности знали, что любой магический круг, от маленького кольца на пальце руки до гигантского Стоунхенджа, может служить приёмником и генератором энергетических сил Земли. Тот же Стоунхендж был возведён Эмрисом при помощи магического кольца, воздействовавшего на передвижение каменных блоков. Исследователи предполагают, что на одной из граней каждого монолита строители вырезали несколько концентрических колец определённого диаметра, ширины и глубины и перераспределяли массу монолита по объёму таким образом, что его центры масс и инерции оказывались смещёнными друг относительно друга. Затем Эмрис воздействовал на мегалит своим кольцом, заклинанием или прикосновением жезла, создавая в нём вибрации определённой частоты. Возникавший в системе концентрических колец устойчивый колебательный резонанс порождал инерционные силы, которые компенсировали силу тяжести каменного блока. Благодаря этому многотонный блок становился практически невесомым и легко перемещался по воздуху в нужное для строителей место.

Очень часто, мы даже не замечаем, как мы проводим время удобно устроившись на подушках от финского бренда Marimekko, укутавшись в плед, лежа на диване из IKEA, и поедая очередную порцию Гравлакса, запивая все это дело Аквавитом, уставившись в экран, по которому идет какой-нибудь скандинавский детектив, попутно зажигая свечи в доме.

подушки от финского бренда Marimekko

Допустим, сегодня вечером мы решили посмотреть новую серию сериала "Мост", действия которого происходят и в Швеции и в Дании, благодаря тому, что преступление происходит на мосту Эресунн, который связывает эти две страны и каждая страна отправляет по детективу на расследование данного дела. Холодная, аутичная Сага из Швеции и горячий датчанин Мартин - откладывают все свои различия в сторону, чтобы найти убийцу. Или, другой вариант - сериал "Правительство", который тоже довольно популярен нынче.

кадр из сериала "Мост", главные гером - Мартин и Сага

Почему нас привлекает вечный ноябрь, дождь, уют, подлинность, функциональность, простота? Наверно, это все близко нашей душе. Эта не поддельная искренность, ясность, практичность, которая дает огромную свободу, на самом деле. Это объясняет нашу любовь к скандинавской атмосфере которую мы стремимся создать в своем доме.

Действительно, несмотря на то что, влияние других культур очевидно и происходит, как и в России, так и в других странах бывшего Советского союза, все же ярко выделяется любовь ко всему скандинавскому. Скандинавские интерьеры набирают огромную популярность не только в Великобритании, Польше, но и в России, Беларуси и Украине. Да, пожалуй, мебельный гигант IKEA завоевал сердца многих.

Скандинавы имеют репутацию холодных и утонченных эстетов, да, это немного скучно, но скучное стало модным. Да и "скучно" не всегда было самым очевидным эпитетом, описывающий скандинавский характер. Первое нашествие викингов датируется 793 годом, когда случился кровожадный набег на монастырь в Линдисфарн. Так началась эпоха викингов.

Однако нежное культурное вторжение в 21 веке было встречено с распростертыми объятиями. Наши дома сверкают минимализмом скандинавских интерьеров, наши книжные полки завалены книгами Ю Несбе, Стига Ларссона, Фредрика Бакмана, Майка Викинга и Хеннинга Манкелля. Да и раньше, вспомните, книги и мультфильмы Астрид Линдгрен, Туве Янсон... А как же любимый конструктор Lego? Сериал о Торе и Локи от Marvel. Многое нами было позаимствовано из северных культур и быстро вплелось в повседневную жизнь.


Если раньше о Швеции ничего толком не слышали, кроме того, что данная страна производитель хорошей мебели и родина группы Abba. То теперь, мы ищем шерстяной свитер как у Сары Лунд из сериала "Убийство". Сегодня не редкость встретить человека, который любит музыку, в которых воспевают скандинавские мифологические сюжеты, такие как Amon Amarth, Black Messiah и тому подобное. Шведские автомобили Volvo, которые ассоциируются у нас с безопасностью и эффективностью, теплые и нежные вязанные изделия Selbu из Норвегии, которые любят все в мире, включая Кайли Миноуг, Шерил Коул, Клаудию Шиффер и Кейт Хадсон, датская обувь Ecco, в качестве которой не сомневается даже Морган Фриман и Брюс Уиллис. Швеция подарила нам недорогие радости от H&M, а также классический минималистичный культовый бренд Acne. Норвегия познакомила с вкуснейшим лососем и потрясающими фьордами. Финляндия очаровала саунами, любовью к хоккею и рыбалке. Да, всего и не опишешь, сколько всего много! Все это прочно осело в наших экранах, домах, магазинах и книжных полках. Благодаря развитию интернета, доступности фильмов, книг, сериалов, а также возможности путешествовать, мы все больше и больше аккумулируем не только различные материальные объекты из других стран, но и расширяем свой кругозор, меняем мировоззрение и подход к жизни, полагаясь и на менталитет других народов.



Нам нравится политическое устройство и уровень жизни в Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Исландии. Высокие налоги (часто это от 50 до 60% от дохода, например, в Норвегии) создают основу для распределения благ по всей стране. Прозрачность, доступность, возможность влиять - это то, чего нам не хватает.

Семья с ребенком - это основной приоритет таких стран как Швеция и Норвегия. Вы не найдете родителей в этих странах, которые думают над тем, как найти время на общение с ребенком. Благодаря чудесному балансу работа/жизнь, который прочно укоренился в сознании скандинавов им не нужно об этом думать. Да, никакой швед или норвежец не будет брать сверхурочные, задерживаться на работе или думать о ней на выходных. Баланс между жизнь и работой, настолько положительно влияет на развитие детей, что по последним данным Unicef дети в Швеции значительно счастливее детей в других странах. Ведь в воспитании участвуют оба родителя, а зачастую папа наравне с мамой нянчится с ребенком - кормит его смесью, меняет подгузники или собирает грибы в лесу вместе с ребенком... Высокий уровень жизни, а также качество жизни и ее продолжительность в скандинавских странах зашкаливает в хорошем смысле, хоть и медицина там не на самом хорошем уровне (она им просто особо и не нужна, учитывая качество жизни). Чего только стоит их стремление к экологичности и поддержанию здорового образа жизни не только отдельно взятого человека, но и всей страны, планеты. Экология, семья, здоровье, качество жизни - это не пустые звуки в скандинавских странах - это ориентиры по жизни.

Однако, под безупречным и скромным вкусом и спокойствием социально-демократической власти, есть еще одна более интригующая сторона Скандинавии - темная сторона земель полуночного солнца, о чем свидетельствуют многочисленные творения буквально одержимых мрачностью, преступностью и жестокостью авторов скандинавских триллеров и детективов. Скандинавская эстетика умеет играть контрастами, будь то архитектура с ее простыми линями и кислотными цветами на фасадах, скандинавский интерьер в бело-черных тонах, или неоновые резиновые сапоги от Ильзе Якобсона.


ЭПОХА ВИКИНГОВ
Рюриковичи - потомки скандинавов.
Язычники обрушились на земли Англии христианские и исламские королевства на лодках с драконьими головами. Лодки назывались драккары.
860 год язычники обрушились уже на берега Италии.
За пол века практически вся Европа запылала.
С 9 века во всех церквях появилась молитва от неистовства норманов "Избавь нас Господи...".
С самого начала все это вообще воспринималось как Апокалипсис.
Во Франции норманы, дубланы, варяги сами себя называли викингами.
Викинги - переводили по разному:«люди бухты» и т.д
Критерии особенностей жизни скандинавского региона: ситуация свободы, не делили на бедных и богатых. Делили на больших и мелких. Конунги - короли, ярлы – князья. бонды - свободные землевладельцы, все они прекрасно владели оружием.
Все важнейшие вопросы решались на тингах - собраниях. Бонды могли предъявлять конунгам претензии на этих тингах. Определенная иерархия: кто выше по званию, тот ближе к Богу/Богам. Конунга могли убить, сместить. Податей не было. Конунг объезжал владения и ему даровали пиры и дары.
Особые отношения с богами, они никогда не воспринимали себя пылью, они воины при богах.
Мышление этих ребят - это мышление корпоративное, они чувствуют себя избранным народам, в основе которого лежит доблесть. С 7 лет человек считался взрослым. Для того, чтобы стать викингом с детства нужно было нести на себе печать избранности. Многочисленные испытания.
Викинг - не сословие, не самурай или рыцарь. Убить ребенка или женщину это позор. Нравственность была жесткая. Но за границей все было не так. Одним из развлечений, когда побеждали - подбрасывали младенцев и ловили на копья. Законы действовали только внутри Скандинавии. Из-за завоеваний им всё равно было не до скандинавов. Скандинавские женщины прекрасно владели оружием, и некоторые из них сопровождали своих детей и мужей в походах.
Викинги были фаталистами, от судьбы не уйти.
Конунги рождаются для славы, а не для долгой жизни.
Многочисленные исследования показывают, что викинги не боялись смерти.
Категорический запрет на воровство.
Особый момент: кровная месть, иногда ее заменяли выкупом. Виды мести: истинно викингская «кровавый орел», поединок, много человек на одного, сжигание в доме (перед этим женщин и детей выводили).
Особое положение женщин. Мстить должен был тот, кто вытаскивал меч из трупа. Мщение никогда не совершается сразу. Оружие мести: копье - Один, секира - Тор, меч - Тюр, огонь - (не престижно) Локки, стрелы тоже.
Без Скандинавской «прививки» в Европе не было бы рыцарства. СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ
Образ героя был немыслим без магии. В скандинавской традиции было 2 типа магии:
1. Гаурдора - магия основана на знании рун - знаки, 24 знака описывали мироздание
2. Сейда
РУНИЧИСКАЯ МАГИЯ. Один - бог, который все время увеличивает свою силу. Он отвечает за руническую магию. Конем Игго называли Одина. Он принес в жертву самого себя, повесился на ветку ясеня, протыкает себя копьем и висит там 9 дней и 9 ночей, после этого на корнях он видит рунические знаки и познает руническое учение (дерево, на котором на повесился - это Иггдрасиль - мировое древо). Руны не имеют звуковых значений, но имеют свои понятия. Самый важный, 25-й знак, Один не открыл. Если руны режутся на дереве, то их обязательно нужно окрасить кровью. ЕСТЬ целебные руны, руны от заклинаний, любовные руны, руны против огня. БАРДРУНЕР - связанные руны, связанные в орнаменте, мы не знаем принцип этого плетения.
СЕЙДОВАЯ МАГИЯ. Ваны (боги) проиграли войну Асам. После войны они обменялись заложниками. Ваны отпустили НЬЕРТА, бога моря, ФРЕЙРА, бога плодородия и ФРЕЮ, богиню любви и войны (отец с 2 детьми).
СЕЙД - магия которая запрещалась всеми законами, древние скандинавы исходили из того, что СЕЙД это магия пришедшая из хаоса. Ее использование каралось смертью.
Магия проклятий. НИД - руническое проклятие. Можно было замаскировать под хвалебный стих. Нитсток – жертва проклятия.
Все виды магии меняли параметры тела, оборотничество, изменение размеров тела.
Тело и пространство, магия обеспечивала (разбирали тело, пример с глазом).
Путешествие между мирами. Хель – царство мертвых. Внедрение в человека определенной натуры, обряд кормления волчьим сердцем. Игры с разумом: вызвать свирепство, ярость.
Продление жизни.
Воздействие на вещи.
Некромантия, сидение под повешенным – особая медитация.
Любовная магия- стихи мальдсенг, тоже были запрещены.
Занятие магией не в этой реальности. У сейда была особая техника.


Средневековый крестьянин

3 сословия: крестьянство, рыцарство, монашество
Крестьянство - безмолвствующее большинство, мало что от них дошло, потому что не умели писать, да и мало кто ими интересовался, но есть фрагментарные моменты. Сложно сказать что думали сами о себе крестьяне.
Если представить средневековье в виде пирамиды.Место крестьян в основании пирамиды, потому что крестьяне сервы это общество кормили, (сервы- зависимые крестьяне), во вторых крестьяне самый мало уважаемый слой. Читая Библию народ считал что труд это все таки наказание.
Средневековый крестьянин: своя деревня (площадь, вокруг 200-400 дворов, леса, поля, замок)это его вселенная и о близ лежащих землях он имел малое представление. Крестьяне не выделяли себя из общины он был растворен в общине, (улий) даже не всегда устаивалась родовая фамилия, фамилия менялась. Не было ярко выраженного родового и индивидуального сознания.
Время для крестьянина: семейное (материлизорванное время в детях, родителях) времена эпические старые добрые времена,аграрное время - времена года, циклические, было 3 времени года, не было осени. В объеме суток: колокол, рассвет закат, в объеме года- церковные праздники. Крестьянство не надо изображать как толпу народа с плакатами вперед к ренессансу.
Монашество живет будущем, горожане настоящем, рыцари в своем времени, крестьяне прошлым.
Средневековье - встречают по одежде. Языковой барьер, у крестьян был жаргон от которого высшее сословие бросало в дрожь. Крестьяне переставали быть крестьянами как только переходили в монашество. Высшее сословие было против того что бы крестьянам давали образование. Большая плата за образование.
Внешность была не очень, пахло, рацион еды скудный, жаренное мясо, каши,мало свежих овощей (оброк на них), пряности заменяли, горчица, уксус, на сладкое виноградное сусло. Все это давало несварение желудка.
Средневековья жило под постоянным условием голода, неурожая, порождая переедание.
Одежда- серые, черные цвета т.е. Цвета не благородные, одежда из голубого сукна разрешалось только по праздником, оружие запрещалось, волосы длинее ушей запрещались.

Крестьянские восстания. Ужасы которые они творили при восстаниях были жестоки. Самые жестокие разбойники - крестьяне.
Проблема феодальной эксплуатации. Размах крестьянских восстаний компенсировался тем что подавлялся он тоже жестко. Барщина - работа на земле помещика.
Различные повинности, вплоть до разгнания лягушек, что бы они не мешали феодалу.
Право первой ночи было но больше это культурный миф.
Крестьяне не держались за землю, они передвигались по ней.
Крестьяне прекрасно осознавали ущербность своего положения и стремились его исправить.
Робин Гуд крестьянином не был. Крестьянство могло не на видеть феодалов но всегда смотрело на них снизу вверх.
Что касается отношение церкви к крестьянству. Духовенство относилось крестьянам хорошо, друженики, работяги которые кормят народ. Но при всём при этом у церкви был один большой зуб на крестьянина, произошло смешение хрестьянской веры с фольклером. Хрестьянство пришло в Европу не на пустое место. (язычество) Пример с собакой. Кидали иконы святых в грязь если была плохая погода. Церковь по этому поводу была не довольна состоянию вещей.
Крестьянство сословие специфическое. Не надо выводить точных формул по поводу них.


Тверской государственный университет


Культура

викингов

Выполнил: Березин Н. М., 1 курс,
факультет управления и социологии,
кафедра менеджмент организации

Тверь 2008
Содержание:

Введение
1. Кто такие викинги?
2. Изучение эпохи викингов
Культура и быт
1. Религия
1) Структура мира
2) Мир, населенный людьми

4) Погребение мертвых
2. Общество
1) Рабы
2) Свободные люди

4) Житейские правила
3. Люди
1) Одежда
2) Украшения
3) Жилища и празднества
4. Искусство и поэзия
1) Поэзия

5. Заключение

Введение

1. Кто такие викинги?

В средневековых скандинавских языках слово “viking” означало «пират, корсар» - человек, который сколотил себе состояние, совершая морские набеги на берега чужих стран, или нападая на мирных путешественников в своих водах. Было и отвлеченное понятие “viking”, которое обозначало сам процесс разбоя за морем. Строго говоря, викингами следовало бы называть только тех людей, для которых разбой становился профессией. К обычным скандинавским крестьянам, купцам, поселенцам или ремесленникам того времени, да и к дружинникам, участвовавшим в династических войнах своих князей или в собственных «разборках», это слово вряд ли подходит. Тем не менее, именно скандинавские морские разбойники оказали наибольшее влияние на Европу того времени, и именно они с тех пор привлекают наибольшее внимание историков. Поэтому период скандинавской истории, начавшийся в 790-х годах (время первых известных набегов в Западной Европе), обычно называют «эпохой викингов». Этот период завершается примерно в середине XI века, когда набеги и переселения прекратились, обитатели поселений за пределами Скандинавии практически слились с местными жителями, а социальные изменения в самой Скандинавии привели к наступлению подлинного Средневековья. Слово «викинг» стало удобным термином для обозначения характерной культуры того времени, и поэтому мы теперь говорим не только о кораблях и об оружии викингов, но и об искусстве викингов, домах викингов и даже о сельском хозяйстве викингов, хотя людям той эпохи такие выражения показались бы совершенно бессмысленными.
Современники также не называли разбойников-викингов «викингами». Англосаксы именовали их “данами” - по стране, откуда они пришли. Франки звали “normanni” - люди севера. Германцы - “людьми ясеня”, возможно имея в виду их корабли, хотя корабли делали из дуба. Ирландцы же употребляли или слово “Gaill”, что означает иностранцы, или “Lochlannaigh” - северяне; при этом они порой различали датчан и норвежцев: первые были черными чужеземцами, вторые - белыми чужеземцами. Испанские арабы звали викингов “Majus”- язычники, а на востоке славяне, арабы и византийские греки назвали их “Rus” или “Ros” (возможно, первоначально это было финское название шведов). Сами же скандинавы считали себя обитателями какого-то определенного места - “людьми из Вест-фольда”,
”людьми из Хордаланда”, “людьми с возвышенностей” и так далее. Однако постепенно у них зародилось чувство национального единства; появились названия национальностей. Они также использовали слово “Nord-menn” - северяне, иногда в ограниченном значении “норвежцы”, но чаще в общем смысле “скандинавы”; второе значение привело к появлению в современном английском языке общих терминов “Northmen”, “Norsemen” и “Norse”. Происхождение самого слова “viking” неясно и весьма спорно. Наиболее общепринятое предположение - это то, что оно происходит от слова “vik” - (ручей, бухта) и появилось потому, что пираты обычно прятались в бухтах и устьях рек, чтобы нападать на проплывающие мимо корабли и обеспечить себе базу для набегов вдоль побережья.

2. Изучение эпохи викингов

Изучению эпохи викингов зачастую мешают традиционные представления о свирепых и безжалостных варварах, сеющих страх и разрушение в постоянных поисках добычи, и поэтому многие менее сенсационные, но столь же важные аспекты этого периода оказались вне сферы внимания. В основном это происходит потому, что европейские летописцы того времени дают весьма одностороннюю картину: они (что вполне понятно) считали викингов только разбойниками и вымогателями дани. Эти авторы почти ничего не знали, да и знать не хотели, о жизни викингов, об их культуре и торговле и даже о том, почему и откуда они приходят. Знания о викингах, их жизни и деятельности дома и за рубежом основываются на обширном материале самого различного свойства. Самыми основополагающими являются письменные источники (сюда входят, в частности, рунические надписи на памятных камнях, которые обыкновенно воздвигались в эпоху викингов), географические названия (имена собственные), археологические находки (продукты жизнедеятельности человека, фрагменты растений и животных и тому подобное), а так же сведения о климатических условиях, рельефе местности. Каждый источник требует надлежащего осмысления, что вызывает множество проблем. В силу этого для решения подобных задач привлекается целый ряд смежных отраслей науки, таких как история, литературоведение, языкознание, топонимика, археология, нумизматика, зоология, геология и многие другие. Каждая из этих наук в той или иной мере вносит свой вклад в изучение эпохи викингов. Благодаря этому, мы имеем возможность осветить эпоху викингов с самых разных сторон.

Культура и быт

1. Религия

Основными религиями эпохи викингов было язычество и христианство.
В последствии большинство северных народов было обращено в христианскую веру, тем не менее, и по сей день изучение старой языческой религии викингов является основой изучения культуры этих народов. Началом языческой религии послужило большое количество мифов и легенд о сотворении и строении мира.

1) Структура мира

Пространственная структура мира у викингов была очень сложна для изучения, но за много лет изучения ученым удалось выявить общую картину строения мира в понимании викингов. Структура включала в себя «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Ёрмунганд, также именуемый Мидгардсорм - морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и великанши Ангрбоды. Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль (мировое дерево), связывающий все 9 миров между собой:
Асгард - страна богов-асов, находящаяся на небе.
Ванахейм - мир, в котором живут боги-ваны.
Ётунхейм - мир ётунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда.
Льесальвхейм - мир светлых альвов.
Мидгард - срединный мир, населённый людьми(земля).
Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный).
Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
Свартальвхейм - подземная страна цвергов.
Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых.

2) Мир, населенный людьми

Истрория создания Мидгарда, мира людей.
В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла, от них образовалось человечество.

3) Язычество и жертвоприношения

Основой язычества было поклонение божествам, а также жертвоприношение им. Боги были главными среди множества сверхъестественных существ, и каждый из них играл свою более или менее четко очерченную роль, и был ответственен за какую-нибудь одну, важную сторону человеческого бытия. Их представляли в человеческом обличье, и в целом они вели себя, как люди. Боги разделялись на две семьи: асов и ванов. Асы были наиболее многочисленной из двух семей. Верховным божеством у них был Один, всеведущий бог воинов, бог мудрости, поэзии и битвы. Вместе с тем, не в пример другим богам, он был необуздан и непредсказуем и обладал многими необычайными способностями, которые позволяли ему совершать мистические и сверхъестественные действия. Викинги привели Одина к связи с войной и поэтому отдавали ему много почестей и жертвоприношений. Один был одноглазым, свой глаз он отдал за возможность испить из источника мудрости. Оружием его было копье, и он ездил верхом на восьминогом коне Слейпнире. У него были два ворона, Хугин и Мунин. Они каждый день летали по всему свету и собирали сведения обо всем, что происходило. Обитал Один в Валгалле, «чертоге мертвых». Сюда валькирии - девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, но которые не были богинями, - приводили к нему воинов с поля боя. Здесь воины проводили время в игрищах и празднествах в ожидании битвы с силами зла. Не менее могущественным из богов был Тор. Он повелевал в небе и был властен над молнией и громом, бурей и дождем, погодой и урожаем. В тех случаях, когда людям грозил мор и голод, они приносили жертву Тору. Тор являлся сыном Одина, но характер у него был совершенно иной. На него можно было положиться во всем и он ко всему относился с пониманием. Он обладал большой физической силой и, как свидетельствуют западноевропейские литературные источники, боролся со злом, олицетворением которого были великаны. Тор ездил в повозке, запряженной козлами, а оружием его был молот Мьеллнир. В обширном мире викингов ему поклонялись многие. Распространенным божественным символом был молот Тора. Украшение в виде миниатюрного молота Тора обычно носили на шее. Это единственный дохристианский символ, который всегда поддается точной идентификации. После введения христианства маленький молот Тора, который носили как амулет, был заменен крестом. Были и другие боги из семейства асов. Среди них - добрый сын Одина Бальдр. Существовал также страж богов ас Хеймдалль. Из семейства ванов наиболее выделялся бог Фрейр. Как утверждают источники, он являлся богом плодородия, который даровал людям мир и радость. Основные жертвоприношения Фрейру делали во время свадебных и ритуальных празднеств. Бог Фрейя была сестрой Фрейра, его женским воплощением, и она также являлась культом всеобщего поклонения. Она была богиней любви и плодородия, предводительницей дисов - женских созданий, в ведении которых было плодородие в природе и среди людей. Помимо двух семейств богов были норны . Норны - в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы (одна старая и дряхлая - Урд, другая - средних лет - Верданди, третья же совсем юная – Скульд), наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов, их называли богини судьбы, которым должны были подчиняться и люди, и боги, а также упоминавшиеся выше валькирии. Викинги верили неизбежную судьбу человека, которая определялась норнами, и поэтому нередко воздавали им почести. Существовали также злые великаны, враги богов и людей. Они обитали во внешнем круге Земли, но их можно было встретить в наиболее пустынных местах, наряду с противоречивым, хитрым и коварным Локи, который был отцом змея Мидгорда и волка Фенриса. Локи разъезжал между богами и великанами, строил козни, натравливая их друг на друга, и не однажды обманывал и тех, и других. В пустынных местах обитали также карлики, мудрые и хитроумные, которые были к тому же искусными мастерами-умельцами. Далее существовали эльфы, жившие в глубинах земли, и духи, сопровождавшие человека или его семью. Они олицетворяли то, что мы бы теперь назвали наследственными чертами. С умершими следовало обращаться хорошо. У них была особая форма существования после смерти. Мир был полон существ, которые оказывали влияние на жизнь и судьбу человека, и потому с ними лучше было находиться в дружеских отношениях. Следовало вести себя правильно, воздавать почести богам и другим сверхъестественным существам, отдавая им то, что им принадлежит.
Поклонение или жертвоприношения богам и другим сверхъестественным существам могло происходить в разных местах, в жилищах, также под открытым небом, например, в рощах, в особо святых местах, на холмах и горах, у ручьев. Возможно, были специальные алтари, представлявшие собой кучи камней, находившиеся или на природе, или внутри жилищ. Непосредственно места жертвоприношений не установлены, но большое количество археологических раскопок дают примерное их нахождение.

4) Погребение мертвых

Существовали также особые ритуалы, связанные со смертью людей и их захоронением. Царством мертвых у викингов был Хельхейм, владычицу этого мира звали Хель. В Хельхейм прибывали как мужчины, так и женщины, за исключением избранных воинов, которые погибли на поле боя, они попадали в чертог мертвых бога Одина. В могилу вместе с умершим клали множество вещей, которые могли понадобиться ему в иной жизни. Набор и количество предметов были различны. По вещам, имеющимся в захоронении, можно было определить социальный статус умершего. Усопшего могли похоронить даже вместе с его лошадью. Также в могилу ставили питье и еду, а также предметы, необходимые в дороге. Это свидетельствует о том, что переселение в царство мертвых представлялось как путешествие. Особенно невероятным для современного человека является обычай хоронить умершего вместе со спутником. Это могли быть мужчины либо женщины, которых убивали для того, чтобы они последовали в царство мертвых вместе с умершим. Спутники эти, скорее всего, были из числа рабов. Среди некоторых групп викингов существовал также обычай сжигать своих покойников и принадлежавшие им вещи, чтобы затем закопать все, что осталось после огня. Викинги думали, что так они помогают умершим быстрее попасть рай, преодолевая менее сложный путь.

2. Общество

Письменные источники обрисовывает три различных класса общества: рабов, свободных людей - бондов и военную знать.

1) Рабы

В Скандинавии в эпоху викингов, несомненно, было много рабов. Они были бесправны и бедны, не оказывали никакого политического или экономического влияния на общественную жизнь и практически не оставили в ней никакого следа. Рабов можно было приобрести путем покупки, их можно было добыть как пленных. Кроме того, людей, совершивших определенные преступления, в виде наказания также превращали в рабов. К детям, у которых мать и отец были рабами, статус родителей переходил по наследству. Целью многих викингских походов наверняка была возможность добыть себе рабов, либо для собственного пользования, либо для продажи.

2) Свободные люди

Основу общества составляли свободные люди. Это была большая и разнообразная группа, в которую помимо знати входили также бонды, крупные землевладельцы, арендаторы, охотники, сельскохозяйственные и другие наемные работники, некоторые группы ремесленников. К этой же категории свободных людей можно причислить торговцев и наемных воинов. Свободные люди имели право быть выслушанными на народном собрании, носить оружие и находиться под защитой закона. Однако на деле понятие свободы, скорее всего, было обусловлено благосостоянием.
У каждого человека была своя цена. Общественный статус личности также определял, разумеется, его роль и влияние при решении вопросов общественного характера. Большая часть свободных людей была занята в сельском хозяйстве, которое, пожалуй, почти повсеместно являлось основным источником пропитания. Земля давала статус и вселяла чувство веры в себя. Бытует также представление, будто решающее значение на статус имела древность рода, насчитывающего несколько поколений, и что такой род представлял собой большую сплоченную группу и продолжался исключительно по мужской линии.

3) Женщины, роли полов и дети

Многое из того, что мы знаем о викингах, свидетельствует: женщины жили в достаточно благоприятных условиях, и большинство из них пользовалось авторитетом и уважением внутри их социальной группы. Брак представлял собою союз равных, а также союз двух семейств. Не исключено, что в эпоху викингов их статус даже повысился. Поскольку мужчины в большинстве своем проводили время в викингских походах или торговых поездках, то все домашние дела, равно как и управление усадьбой, возлагались на женщин. Они не занимались ни торговлей, ни ремеслами. Основная задача женщин заключалась в сфере семьи и дома.
У детей, вероятно, был свой образ жизни до периода взросления. Нежеланных детей в языческие времена могли унести куда-нибудь с глаз долой и предоставить их собственной судьбе. Особое представление о жизни и смерти, бытовавшее в те времена, отражалось и на судьбе детей. Этим, очевидно, можно объяснить то обстоятельство, что детских могил, относящихся ко временам язычества, почти не встречается. Но у тех детей, которые выживали, детство, вероятно, было таким же, как и у остальных детей во все времена и у всех народов. Им рассказывали истории, для них пели песни. Были у них и игрушки, которые, по мере того как дети становились старше, все больше отображали мир взрослых. Но детство и отрочество в те времена длилось недолго. Дети быстро приобщались к домашним делам, и на них возлагались определенные обязанности.

4) Житейские правила

Все общество той эпохи придерживалось определенных традиций и жило в соответствии со строгим моральным кодексом. Нарушение норм поведения навлекало на человека бесчестье, вызывало осуждение общества и делало его изгоем. От человека требовалась лояльность по отношению к членам своей семьи и сотоварищам по «фелагу».Традиций следовало придерживаться и в отношениях между господином и подвластными ему людьми, в отношениях с друзьями, домочадцами и слугами. Существовали нормы гостеприимства и подношения даров, чрезвычайно важно было держать данное кому-либо слово, хотя этого правила не придерживались те, кто отправлялся в чужие земли с целью заключения мира. Месть полагалась за несправедливость и агрессию и за многое другое. Личная честь подкреплялась личными качествами. Славились деяния на пользу людей.

3. Люди

1) Одежда

Образцы одежды в целом виде не сохранились до наших дней, но обувь была обнаружена в большом количестве, особенно при раскопках на месте бывших городов. Это прежде всего башмаки и сапожки до щиколотки или выше. Верх обуви, как правило, был изготовлен из козьей шкуры, а подошва пришивалась отдельно. Обувь выполнена профессионально - ремесло башмачников было весьма распространенным в городах викингов. Покрой остается схожим в самых разных регионах. Обычно имеется ременная шнуровка, окантовка у горловины, а верх украшен декоративным швом, иногда цветным. Такова была обычная повседневная обувь. Что же касается нарядной обуви, которую знать носила с парадным платьем, то о ней почти ничего неизвестно. В отношении одежды все наоборот. Об одежде знати известно гораздо больше, чем о повседневном платье для бедняков. Оно скорее всего было очень простым. А вот о детских нарядах практически ничего неизвестно. Люди в ту эпоху часто использовали меха для подбивки плащей и оторочки одежды. Многие ткани представляли собою имитацию меха. Вязаных изделий в тот период не существовало, но в ходу были теплые одежды из пряжи, части которой «сшивались» в полотно по мере прядения. Имелись также элегантные рельефные ткани типа открытого плетения. Помимо отделки мехом или его имитации одежда часто украшалась аппликациями, вышивкой, шитьем из металлических нитей или лентами. Вплетали для украшения также золотые или серебряные нити. Часто встречаются окрашенные ткани.
Покрой и украшения мужской одежды имели разные варианты. Штаны могли быть облегающими и доходить до щиколоток или трубчатой формы штанины, которые покрывают бедра и расширяются книзу, или громадных размеров брюки типа гольф, которые подвязываются у колен. Штаны такого покроя, естественно, предусматривали ношение чулок. Если в ходу были чулки, то они были длинные, и придерживались с помощью ленты, прикрепленной к поясу на талии, а возможно, длинная лента обматывалась вокруг ноги. Мужские туники или рубахи могли быть и облегающими, и широкими. Их могли носить с поясом или без него. Плащи делались из плотной ткани. Они были квадратного покроя и присборены у правого плеча, с тем чтобы рука, держащая меч, была свободна. На плече плащ скреплялся большой застежкой-фибулой или бантом.
Распространено мнение, будто все скандинавские женщины носили стандартную одежду со стандартными украшениями, то есть это был своего рода национальный наряд. Речь идет об одежде высшей знати и представителей зажиточных средних классов. Не исключено, что такая одежда предназначалась для празднеств. Между тем одежда женщин была далеко не столь однообразной и однотипной. Разумеется, наиболее характерным и важным элементом одежды скандинавских женщин был сарафан на бретельках. О его покрое нам мало что известно, судя по всему, это мог быть облегающий сарафан из шерсти или льна, украшенный окантовкой и лентами. Окантовка шла по верху и по низу. Сверху она спускалась до подмышек, а снизу доходила примерно до середины бедра. Поддерживали сарафан бретельки, которые спереди были короче, а сзади длиннее. Спереди бретельки скреплялись у каждого плеча большими овальными фибулами. Между фибулами могло свисать ожерелье из разноцветных бусин, а на цепочке, свисавшей с одной из фибул, иногда могли находиться разные вещицы, которые полезно было всегда иметь под рукой: ножичек, игольник, ножницы, ключ. Под сарафаном женщины обычно носили длинную рубаху, которая могла быть гладкой или плиссированной. Поверх сарафана, вероятно, надевался кафтан из тонкой кожи, или еще какая нибудь одежда. Вместе с тем, многие скандинавские женщины обычно набрасывали поверх сарафана плащ или накидку, застегивая их спереди красивыми фибулами из золота, серебра или бронзы. Чаще всего такие фибулы имели продолговатую или округлую форму, либо форму трилистника.

2) Украшения

Тяга к прекрасному нашла также свое отражение в фибулах и других украшениях. С их помощью можно было не только приукрасить себя, но и выставить напоказ свое богатство. Вместе с тем, украшений, не имевших функционального назначения, было не так уж много. Это - браслеты, ожерелья, шейные обручи и разнообразные подвески на цепочках, перстни носили редко. Подобные подвески в основном представляли собою христианские или языческие символы, такие, как крестик или миниатюрный молот Тора. Приобретение украшений, таких, как браслеты, шейные обручи из драгоценного металла, являлось также способом накопления богатства, как это бытовало повсюду в мире. Большая часть дошедших до нас скандинавских украшений изготовлена из серебра, иногда использовалось золото. Украшения, как правило, имели простую форму, а многие из них были к тому же соотнесены с определенной весовой системой, так что их стоимость можно было установить без особого труда. Таким образом, как женщины, так и мужчины могли носить свое богатство на себе и похваляться им.

3) Жилища и празднества

Непосредственным местом обитания людей было жилище - большое или маленькое, богатое или бедное, в зависимости от экономического положения и социального статуса его обитателей. Как станет ясно из дальнейшего, между внешним видом и размерами городских домов и домов в сельской местности существовали различия, однако и те, и другие располагались на четко ограниченном участке, огороженном изгородью или забором, в окружении надворных построек того или иного назначения. Это видно по многим археологическим раскопкам. Строительные материалы (дерево, глина, камень, дерн или их сочетания), а также техника строительства варьировались в зависимости от местных ресурсов. Конструкции домов постоянно претерпевали изменения, и со временем внутренние опорные столбы, подпиравшие кровлю домов, исчезли, а остальные столбы перестали зарывать в землю. Их помещали на каменные основания, чтобы избежать гниения древесины. Дома определенной конструкции строились из определенных материалов. Небольшие, углубленные в грунт землянки напоминали куполообразные возвышения, сложенные из земли и дерна. Жилища высшей знати выделялись своими размерами, формой и мастерством постройки. Дома часто украшались великолепной резьбой и были покрыты яркой краской. Входные двери, как правило, отличались простотой, но, вместе с тем, они могли быть украшены резьбой или окованы железом. Как в жилых домах, так и в других постройках в ходу были дверные замки. Часто они делались из дерева, но иногда также из железа. Замок был символом неприкосновенности чужой собственности; воровство из запертого на замок дома считалось особо тяжким преступлением и в соответствии с этим влекло за собой суровое наказание. На лицо, хранившее при себе ключи от замков, а как правило, это была женщина, налагалась особая ответственность, и она наделялась особым статусом. Внутри дом обычно состоял из нескольких помещений, в которых царила полутьма, поскольку слуховые окна были малы, их было немного, и они почти не пропускали света. Их, очевидно, закрывали ставнями. Немного света давали и отверстия в крыше, через которые выходил дым от очагов и печей. Огонь очага также освещал внутренность дома. Если света требовалось побольше, например, при выполнении какой нибудь ручной работы, то, вероятно, зажигались масляные лампы. Кроме того, в ходу были восковые свечи, которые стоили дорого, а также более дешевые сальные свечи. Пол был земляной, хорошо утрамбованный и, вероятно, покрытый соломой. Вдоль стен шли выступающие земляные возвышения, обложенные деревом. В небольших домах ширина их не превышала ширины обычной скамьи, а в больших богатых домах могла доходить до полутора метров. На этих возвышениях обитатели обычно проводили большую часть времени, а пол использовался лишь для прохода по нему. Такие возвышения уберегали от холода и сквозняков. Очаг обычно находился в центре общей жилой комнаты. Он располагался на чуть приподнятой над полом четырехугольной площадке и служил, главным образом, для приготовления пищи и обогрева помещения. В некоторых домах, помимо открытого очага, у стены находилась небольшая, округлой формы печь, служившая для тех же целей, Иногда она заменяла очаг. Дым от очага и от печи, прежде чем выйти наружу через отверстие в крыше, распространялся по жилью, и в зимние периоды, когда люди большую часть времени находились внутри дома, они постоянно страдали от легкого отравления. Основное убранство дома состояло из тканей и шкур (настенные ковры, покрывала, подушки), а также ларцов и сундуков с висячими замками. Они были единственной меблировкой дома в те времена, и в них хранились вещи. Наверняка имелись еще и низкие лавки, а что касается другой мебели, то ее, можно сказать, почти не было, так что и фрагментов ее сохранилось немного. Как и поныне во многих уголках мира, люди обычно сидели на корточках или скрестив под собой ноги. В такой позе они вели беседы, принимали пищу, развлекались. Спальные места находились в альковах или небольших каморках, а иногда просто на возвышениях у стен, где на ночь расстилали постель.
В промежутках трезвости между сериями пиршеств люди, вероятно, проводили время традиционным способом. Они вели глубокомысленные беседы, осушали кубки, совещались между собой, сплетничали, играли в настольные игры и уделяли внимание противоположному полу. Мужчины помимо этого отправлялись верхом на охоту, с охотничьими псами и ловчими птицами, или устраивали поединки. А женщины тем временем занимались рукоделием или какой нибудь другой ручной работой.

4. Искусство и поэзия

Искусство викингов было самобытным, исполненным жизни и фантазии. Оно являлось общескандинавским и обладало только ему присущими чертами. Это в равной степени относится как к орнаментике, так и к изобразительному искусству и поэзии. Как вид искусства наиболее долговечной оказалась поэзия.

1) Поэзия

В других разделах этой книги мы касались поэзии викингов в связи с историческими событиями, религией, моралью и многим другим. В данном разделе приводится краткое описание самой поэзии, ее социального содержания и формы. Ритмика, стиль и лексика той эпохи отпугивают нетерпеливого читателя от знакомства с эддическими стихами и скальдическими песнями, но одновременно они очаровывают и захватывают того, кто стремится проникнуть в мир этой поэзии, постичь ее образность и форму, воспринять ее ритмику. По форме и содержанию скандинавскую поэзию эпохи викингов можно разделить на три группы: рунические стихи, эддические стихи и скальдические стихи. Говоря о рунических стихах, мы имеем в виду образцы поэзии, запечатленные на рунических камнях и в некоторых других надписях. Это, как правило, краткие хвалебные стихи в память об именитых людях, отличающиеся простым размером и легко доступные для понимания. Эддическая поэзия также отличается простой струтурой и содержанием эпического характера и близка к фольклору. Большинство скальдических стихов дошли до нас, благодаря исландским сагам. Здесь пространные песни разбиты на отдельные строфы, которые вставлены в прозаическое повествование для усиления его эффекта. Поэтому зачастую трудно бывает представить себе структуру этого стихотворения в целом. Большая часть скальдической поэзии - это восхваление знаменитых королей и хевдингов. Создавались стихи, по всей вероятности, не менее знаменитыми скальдами и были приурочены к определенным случаям. В противоположность эддическим стихам, стихи скальдов повествуют о современных им событиях, и нередко мы имеем возможность соотнести их с тем или другим эпизодом истории того времени. Поэтому скальдические стихи поддаются довольно точному датированию, и можно предположить, что многие их них доносят до нас сквозь даль веков слова и память о том времени, несмотря на то, что созданы они были много лет назад. Стихи скальдов отличают сложная метрика и особый художественный стиль, и это свидетельствует о том, что создавались они для подготовленного слушателя. Можно утверждать, что многие строфы дошли до нашего времени именно благодаря тому, что скальдическая поэзия считалась одним из наиболее изысканных видов искусства.

2) Орнаментальное и изобразительное искусство

Искусство эпохи викингов стремилось к контрастности, краскам и к гармонии движения. Это было яркое, выразительное искусство, и его язык был понят и оценен. В лучших работах детали воспроизводятся столь же тщательно, как и все произведение в целом. Часто орнаментика бывает столь мелкой, что ее восприятие дается лишь путем пристального изучения с близкого расстояния. Лучше в
и т.д.................
Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...